Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Предмет и методы экономической теории


29

Содержание

  • Введение 3
    • 1. Предмет экономической теории 6
    • 1.1. Зарождение и развитие экономической теории 6
    • 1.2. Экономические законы и экономические категории 11
    • 1.3. Предмет исследования экономической теории 12
    • 1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики 19
    • 2. Основные функции и методы исследования экономической теории 22
    • 2.1. Познавательная, методологическая и практическая функции 22
    • 2.2. Методы экономических исследований 23
    • Заключение 28
    • Список использованной литературы: 31

Введение

Актуальность темы курсовой работы "Предмет и методы экономической теории" обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет и функции экономической теории -- то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про-стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис-точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Этот перечень достаточно велик сам по себе, однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему обо всех вопросах охватываемым этим предметом, - дело весьма нелегкое.

Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.

Если заставить специалиста выбрать из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился бы на второй.

Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Экономическая Теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

Цель курсовой работы - раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть предмет экономической теории

2. Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.

1. Предмет экономической теории

1.1. Зарождение и развитие экономической теории

Данная тема занимает особое место в структуре обшей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культу-ре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел зна-ниями экономической теории, При изучении этой темы студенты получают пред-ставление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего даль-нейшего курса.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные воп-росы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пыта-лись выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким зако-нам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охваты-вает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-фило-софы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать со-стояние.

Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материаль-ных благ, равновеликом обмене эквивалентов,

Мыслители Древнего Рима--Сенека (4-65 гг. дон, э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций хрис-тианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христи-анское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социаль-ной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали система учения об эко-номике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория воз-никла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название -- политическая экономия (от греческих слов: «политейя» -- общество, «ойкос» -- дом, хозяйство, «номос» -- закон). Таким образом, политическая эконо-мия -- наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках госу-дарства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-те» -- купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство обще-ства возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности -- международной торговле, когда товары покупались в одной стра-не по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы -- Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркан-тилизма -- государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекцио-низм в торговле -- используются и в современной экономике.

Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торго-вой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в перево-де с греческого -- власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является произ-водство, хотя и существует только одна его отрасль -- сельское хозяйство, где бо-гатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промыш-ленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые воп-росы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материаль-ном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной фор-мой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории сто-имости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма при-растает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в ко-нечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопи-ческого социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.

До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рам-ках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономиче-ской мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нор-дхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.

К числу современных направлений экономической мысли относится неокласси-ческая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимо-сти и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как сово-купность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе высту-пает спрос и предложение, потребность и потребление.

В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы -- А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

, Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).

В современной экономической теории следует выделить несколько крупных на-правлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в де-нежных измерителях и др.).

Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и тракто-вок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нашокина (1605-1680 гг.) Его взгляды -- проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими уче-ными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герце-на, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необ-ходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе прове-дения финансовых, аграрных и промышленных реформ.

Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксист-ское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столе-тия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развива-лись. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), раз-работавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».

В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласнос-ти ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ при-менительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы -- Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывают необхо-димость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на осно-ве использования монетаризма и разумного государственного регулирования. [7; c. 145-147]

1.2. Экономические законы и экономические категории

Все экономические явления и процессы развиваются под воздействием экономиче-ских законов. Что такое экономический закон?

Это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объектив-ные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Это законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления.

Между законами развития общества (экономическими законами) и законами природы существуют общие черты и различия. Общее между ними то, что, как и законы природы, экономические законы объективны, т. е. действуют независимо от воли и сознания людей. Различия же заключаются в следующем:

* экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через нее. Законы природы действуют и вне человеческого общества, например закон всемирно-го тяготения;

* законы природы вечны, экономические законы исторически преходящи;

* открытие и применение экономических законов требуют определенных уси-лий, так как это использование встречает сильное противодействие отживаю-щих сил общества.

Экономические законы объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей, людьми они не изобретаются (как, например, законы юриспруденции). Однако вста-ет вопрос, могут ли быть эти законы познаны человеком и использованы в экономи-ческой жизни"

Ответ на этот вопрос однозначен. Необходимо научное познание экономичес-ких законов и сознательная реализация их требований обществом. Кроме экономических законов общая экономическая теория изучает экономические кате-гории, т. е. логические понятия, представляющие собой теоретическое выражение реальных условий жизни общества, например товар, стоимость, деньги, равнове-сие, спрос, предложение и т. д.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов -- закономерности развития общества. В этой системе неверно выделять какие-то основные, главные законы. С позиций системного подхода к анализу общественной жизни все законы важны и взаимосвязаны. Нарушение в использова-нии одного закона нарушает всю систему и равновесие в обществе.

Экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам: специфические и общеэкономические законы.

Специфические экономические законы -- это законы развития конкретно-истори-ческих форм хозяйствования.

Общие экономические законы -- это законы, свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного разви-тия. Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и другие.[12; c. 21]

1.3. Предмет исследования экономической теории

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разра-ботки и эмпирической адаптации.

До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономиче-ского мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская по-литэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литерату-ра прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономи-сты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие наду-манные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.

Предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.

Такой сугубо классовый подход в экономике приводил к игнорированию объек-тивных условий, искажению реальной экономической среды, недооценке общече-ловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это завело эконо-мическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменении предмета исследования и названия курса.

С 40-х годов XIX в. экономисты переключили свое внимание на исследование не общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление эконо-мической мысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поиск ме-тодов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продук-ции в фирме -- предмет «Экономикс».

Представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория вы-ступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа.

Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это на-ука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к суще-ствованию.

Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов, вновь возвращаясь к политэкономии, отмеча-ют, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различ-ных системах и типах деятельности.

Как видим, общепризнанного определения предмета общей экономической теории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная на-ука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напра-шивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в про-изводстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограничен-ность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества од-новременно и полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их ис-пользование. Она отражает противоречия между наличием ресурсов и возможнос-тью их использования, которое разрешается при трех способах организации производства:

* основанного на обычаях и традициях, так называемое традиционное произ-водство;

* на основе командно-административной системы;

* на основе рыночной системы организации общественного хозяйства. Эти сис-темные организации могут сосуществовать в сочетании и комбинации друг с другом, образуя транзитивную экономику.

Таков первый блок проблем, охватываемых курсом экономической теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, не определяющий существенные целевые функции производства и обмена. Как методологическая наука экономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обме-ниваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономи-ческий рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты об-щественного труда, его нравственные и духовные начала. Экономический рост -- показатель и источник экономической динамики. Таков второй блок проблем предмета экономической теории.

Именно поэтому предметом общей экономической теории выступают также закономерности и факторы экономического роста как в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении, так и на более отдаленном этапе общественного развития («длинная волна»). Экономичес-кий рост -- содержание (стержень) экономической теории как науки. Он характери-зует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующую конъюнкт - тупное состояние национального хозяйства.

Через призму экономического роста анализируются различные подходы и взгля-ды экономистов, и формируется собственная позиция адекватности экономики исто-рическим, национальным и другим традициям.

С учетом использования потенциальных возможностей экономического роста рассматривается становление и функционирование товарного производства и ры-ночных отношений в конкретных социально-исторических условиях, а также аль-тернативные теории формирования стоимости на основе предельной полезности блага и услуги.

Это же предполагает исследование структуры, видов и сегментов рынка как сложной, многомерной и целостной системы экономики. Экономический рост пред-полагает исчерпывающую научную характеристику системы рынков, описание и определение границ рыночных отношений, и обоснование экономической целесооб-разности или нецелесообразности распространения рыночных форм координации и воздействия их на соответствующие сферы и секторы экономики. При этом особое внимание должно быть уделено анализу общих и транзакционных издержек, эволю-ции теоретических взглядов по данной проблеме от А. Смита до сформулированных в последнее время взглядов Р. Коуза.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конку-ренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальных обра-зований (японской, шведской, немецкой и т. д.). Возобновление производства и его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в общественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономичес-кие закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурент-ной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, меха-низм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирую-щихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной эконо-мической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергают-ся государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов. Степень этого регулирования приобретает исключительный харак-тер в переходный период развития экономики, на этапе становления рыночных отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных и бюрократиче-ских методов управления. Впервые в конкретном плане основы этих связей были ис-следованы Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребления и объемами производства, между ростом инвестиций и объе-мом продукта.

Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика в общем анализе и использовании его результатов подчинены единой цели -- исследованию законо-мерностей и факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества. Поддержание стабильных параметров экономического роста и их опти-мизация осуществляются для удовлетворения материальных и духовных потребно-стей, усиления нравственных основ в развитии общества. Важное методологичес-кое положение, по нашему мнению, состоит в том, что микро- и макроуровни экономической теории -- это не две отдельные науки. Скорее, это отдельные дис-циплины единой экономической теории, имеющие общий предмет исследования. Таким образом, экономическая теория -- это:

* наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной дина-мике воспроизводства и динамике «длинных волн», наука о национальном богатстве;

* наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей;

* наука о видах деятельности по производству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств существования.

Экономическая теория изучает историческую эволюцию системы рационально-го хозяйствования как источника и движущей силы роста, действительного богат-ства и благосостояния отдельных групп и членов общества в аспекте товарно-де-нежных отношений.

Как уже отмечалось, предметом экономической теории являются закономернос-ти и факторы экономического роста. Но каковы цели этого роста, во имя чего они осуществляются?

. В соответствии с положениями марксистской экономической теории цели произ-водства обусловлены основными экономическими законами способов производ-ства (капиталистический, коммунистический). Для капиталистической стадии ха-рактерной целью является получение прибавочной стоимости, а для социализма -- максимально возможное удовлетворение потребностей.

И та и другая цели хоть и представлялись объективными, на самом деле были плодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. А сама постанов-ка вопроса об основном или неосновном экономическом законе есть не что иное, как перенесение партийной субординации в экономику. Кстати, К. Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам.

Из общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно-экономической жизни. Это:

* стабильный рост поступательного объема производства (экономический рост);

* стабильный уровень цен на основе свободной конкуренции;

* высокий уровень занятости;

* поддержание равновесного внешнеторгового баланса и др.

Реальный ход микро - и макроразвития порождает дерево целей. Они классифи-цируются по различным признакам. Но главное, в чем сходятся зарубежные и отече-ственные экономисты, -- цель экономического роста -- удовлетворение материаль-ных и духовных потребностей человека, усиление нравственных основ в развитии общества. Знания, навыки, способности человека образуют человеческий капитал. Он источник будущего уровня жизни.

Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фунда-мента целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. п.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (эко-номическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирова-ние и т. п.).

В то же время общая экономическая теория тесно соприкасается и учитывает знания, полученные другими экономическими науками, а также социологией, пси-хологией, историей. Без учета данных этих наук полученные общей экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенные функции.

Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Однако недоста-точно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимо проник-нуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этих зако-нов в практической деятельности.

Поэтому вторая функция общей экономической теории -- практическая (праг-матическая) -- разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономи-ческой жизни и т. д.

Третья функция общей экономической теории -- прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив обще-ственного развития.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни ци-вилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в фор-мировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономи-ческой динамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.[2; c. 19-22]

1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики

В науке к настоящему времени сложились два подхода в анализе экономической динамики и статики: анализ с учетом воспроизводственного подхода и исследование связей и зависимостей с позиций экономического роста. Еще недавно утверждалось, что воспроизводственный подход -- это марксистская теория экономического рос-та, а экономический рост--это буржуазная теория, альтернатива воспроизводству.

Представляется, что это несколько упрощенное, классовое толкование важней-ших экономических процессов.

Общественное воспроизводство и экономический рост имеют общие и различ-ные черты в направлении анализа связей и зависимостей производства. Они исполь-зуют общие категории и показатели в исследовании, такие как средства производ-ства, рабочая сила, рабочее и свободное время, валовой общественный продукт, национальный доход и др.

Но между ними есть и различия.

Во-первых, теория воспроизводства рассматривает динамику производства, аб-страгируясь от темпов его приращения. Они принимаются произвольно и вытекают из схем взаимосвязей простого и расширенного воспроизводства. Главное здесь -- пропорции связей первого и второго подразделений общественного производства, а уж из них выводятся темпы.

Экономический рост предполагает, что темпы -- исходны и они определяют про-порции. Объективную основу их образует потребность общества. Следовательно, в теории экономического роста причинно-следственные связи имеют обратный ха-рактер.

Во-вторых, для прогнозируемого горизонта в основу воспроизводства берется годовой период динамики. Именно так определяется совокупный общественный продукт как сумма благ, созданных в годовой цикл.

Для экономического роста основу расчета образует «длинная волна». Она включает несколько годовых циклов воспроизводства. На ее протяжении общая тенденция темпов имеет тот же или менее устойчивый характер.

Третье отличие состоит в том, что в системе экономического роста свободное время выступает как резерв, как составная часть потенциала роста. Свободное вре-мя -- это пространство, необходимое для развития человеческого капитала.

При анализе воспроизводства игнорируется свободное время, считается, что чем меньше свободного времени, тем больше степень эксплуатации работника.

Таковы различия двух методов анализа экономической среды и ее динамики. Они отражают позиции различных "школ: марксистской и неоклассической. Игнорировать эти различия не следует, но можно использовать в исследовании, если исходить из того, что воспроизводство -- это исходная основа экономическо-го роста. Годовой цикл образует ступеньку в общей динамике роста. Исходя из этого, авторы при определении предмета исследования экономической теории считают, что экономический рост -- содержание экономической теории как на-уки. Он характеризует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующую конъюнктурное состояние национального хозяйства. Измеряется он двумя способами: увеличением валового национального продукта, или чистого национального продукта на душу населения, и годовыми темпами роста произ-водства. Оба они показывают возрастание материального изобилия при миними-зации издержек. Экономический рост ведет к повышению благосостояния, зара-ботной платы, осуществлению программ борьбы с бедностью. Это показатели эффективности функционирования национальной экономики и удовлетворения личных потребностей.[4; c. 54-57]

2. Основные функции и методы исследования экономической теории

2.1. Познавательная функция

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить хозяйственные явления и их внутреннюю сущность, что позволяет от-крыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

Экономическая теория сохраняет научный характер при усло-вии, если опирается на факты -- достоверные и типичные для изу-чаемой социально-экономической жизни. Добротной научной ос-новой служат неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т.п. Лауреат Нобелевской премии Морис Аллэ (Франция) заявил: «Под-чинение данным наблюдения -- золотое правило, от которого за-висит любая научная дисциплина. Какой бы не была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то не имеет научной ценнос-ти и должна отвергаться».

Между тем ученые не ограничиваются признанием объективной действительности и стремятся глубже познать хозяйственные отно-шения. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов. Разрабатываются также экономичес-кие модели (схемы, изображения или описания какого-либо хозяй-ственного процесса), в которых показываются внутренние взаимо-связи изучаемых явлений. В дальнейшем мы многократно будем знакомиться с такими моделями.

Зная тенденции (направления) и законы экономического разви-тия, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятель-ности.

Методологическая функция

Методологическая (от греч. prognosis -- предвидение, предсказание) функция теории означает научное предвидение хода научно-техничес-кого и социально-экономического развития на обозримое будущее. Т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государ-ству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выб-рать наиболее эффективные хозяйственные решения. Чем сложнее ста-новятся техника и организация производства, тем более необходимо прогнозировать и планировать развитие хозяйства.

Практическая функция

Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для опреде-ленных условий хозяйственная деятельность предприятий и госу-дарства.

Успешное выполнение указанных функций достигается посред-ством творческого применения научных методов исследований.[15; c. 174]

2.2. Методы экономических исследований

Ступени познания экономики

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них -- поверхностный, внешне ви-димый, второй -- внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Рассмотрим в качестве примера заработную плату. Для всех, ка-залось бы, очевидно, что имеется в виду сумма денег, которую ра-ботодатель выдает работнику как вознаграждение за его труд. Од-нако в таком понимании нельзя усмотреть существо заработка. Не ясно, чем определяется его величина, означает ли он полную оп-лату всего труда работника?

Изучение внешне видимых экономических отношений, есте-ственно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у лю-дей складывается обыденное экономическое мышление, которое ос-новано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяй-ственных явлений обнаружить сущность -- их внутреннее содержа-ние, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопостав-ление: «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных отношений».

Научные методы

Во всякой науке используется определенная со-вокупность методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все об-ласти познания, например, метафизический и диалектический ме-тоды; общенаучные -- исторический, логический, математический и др.; и специфические -- для каждой отрасли науки. - В экономической теории применяются два, хотя и противопо-ложных, но взаимосвязанных философских метода -- метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоя-нии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какая-то часть системы в отдельности или выясняет-ся внутренняя структура хозяйственных отношений. Также поступают, например, при классификации типов собственности, форм организации хозяйства, функций денег, типов рынков, форм зара-ботной платы.

Экономическая теория полнее отражает действительность, ког-да берет на вооружение диалектику -- учение о наиболее общих за-кономерностях становления и развития всех явлений природы, об-щества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770--1831) -- создатель систематической теории диалектики центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимно предпола-гающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оце-нивал как «мотор», как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится к реальной хозяйственной дея-тельности и к экономической теории.

Примечательно, что профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус оценивают взгляды американских экономистов на макроэкономи-ку (национальную экономику) следующим образом: «Макроэконо-мика: борьба противоположностей. Происходят такие, например, столкновения. Одни экономисты предлагают повысить налоги для того, чтобы уменьшить государственный дефицит, в то время как другие предлагают снизить налоги для того, чтобы простимулировать экономический рост. Некоторые хотят, чтобы роль государ-ства в управлении экономикой была бы более значительной, а дру-гие считают, что было бы лучше, если бы государство сохраняло нейтралитет, если это возможно. И в этом случае понятно, почему Бернард Шоу сказал: "Экономисты никогда не достигнут согласия, даже если они будут принадлежать к одной школе"».

Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избегать односторонних и оши-бочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоеди-нимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности воз-никают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем ус-тупок). В последующих главах мы научимся соединять, скажем, та-кие противоположности, как спрос и предложение, конкуренция и монополия, рыночный и государственный регуляторы экономики.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные мето-ды. В их числе -- исторический метод, который позволяет выяс-нить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особеннос-ти каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как нечто исторически неизменяющееся. Напротив, экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от факто-ра времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах).

Однако исторический подход к анализу хозяйственной деятель-ности таит в себе и существенные недостатки. Обилие описательно-го материала и частных исторических подробностей может затруд-нять - теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Пре-одолеть эти недостатки помогает логический метод.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.

Логический метод помогает глубже понять причинно-следствен-ные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с есте-ственной последовательностью, которую можно назвать объектив-ной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперераба-тывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится мо-торное топливо, отключаются тепловые электростанции и т.д.

Чтобы помочь хозяйственному развитию освободиться от сти-хийных сил или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремится как можно полнее и глубже познать объективную логику хозяйственного развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнози-рования и улучшения управления хозяйством.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем до-полняется изучением количественной стороны хозяйственных процес-сов при помощи методов математики и статистики. В экономичес-кой теории широко применяют специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическую статистику.

Вместе с тем за последнее столетие нередко наблюдалось чрез-мерное увлечение экономистов математикой. Оно подчас приводи-ло к отрыву используемых алгебраических формул и графиков от динамики реальных хозяйственных процессов. Лауреат Нобелевс-кой премии по экономике английский ученый Фридрих фон Хайек метко указал на огромное достоинство алгебраических методов, состоящее в том, что с их помощью удается воссоздать сложную картину внутренней взаимосвязи различных явлений рыночной си-стемы. «Но это же, однако, породило иллюзию, будто эти методы пригодны для определения и предсказания численных значений этих величин, и это повлекло за собой бесплодный поиск количе-ственных или численных постоянных». Экономическая теория изучает не быстропротекающие и случай-ные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фак-тов, поэтому обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, ко-торые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении достаточно продолжительного периода -- 10, 20 и бо-лее лет. Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важ-ную задачу -- выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать разли-чия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономи-ческой теории дается сравнительный анализ основных экономичес-ких систем, существующих в современном мире.[14; c. 27-30]

Заключение

В заключении, подводя итоги нужно обратить внимание на следующие моменты, а именно:

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конку-ренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономичес-кие закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурент-ной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, меха-низм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирую-щихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной эконо-мической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергают-ся государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов.

Следовательно, общая экономическая теория выступает в качестве методологического фунда-мента целого комплекса экономических наук.

Таким образом, микроэкономика - часть экономики, исследую-щая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдель-ные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Проблемы экономики можно изучать на различных уровнях: во-первых, на уровне отдельных хозяйственных единиц, таких как фирмы, домашние хозяйства, отрасли, и, во-вторых, в масштабе всего народного хозяйства и его составляющих с использованием аг-регированных величин (например, показателей совокупного спроса и совокупного предложения). Раздел науки о хозяйстве как целом, в проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и ра-боте хозяйственного механизма, о функциях государства и экономи-ческой политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру валового продукта, функционирование и эф-фективность экономики в целом.

Между микро - и макроанализом нет непреодолимой границы. Обе сферы человеческой деятельности -- на уровне фирмы (отрас-ли) и в масштабе страны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней, даже при известной его условности, полезно в методическом плане и отражает реально су-ществующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.

Экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.


Список использованной литературы:

1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Банки и биржи, 2002.

2. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. - М.: новая волна, 2004.

3. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательства. - М.: СОФИТ, 2002.

4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия - М.: ЮНИТИ, 2002.

5. Законодательное обеспечение бизнеса в России. - М.: Консэко, 2003.

6. Как управлять финансами предприятия в условиях рынка. - М.: Экотранс, 2004.

7. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепции, содержание, символы. - М.: Экономика, 2002

8. Клепач А. Особенности экономической теории // Правительственный вестник. 2002. № 24

9. Предпринимательство. Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

10. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. - М.: Банки и биржи, 2003.

11. Стоянова Е. С. Финансы маркетинга. - М.: Перспектива, 2001.

12. Шеремет В. П. «Потребитель в современных условиях» Вопросы экономики, № 11, 2002.

13. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. - М.: БЕК,2002.

14. Экономика и бизнес. / Под ред. В. В. Кашаева. - М.: МКТУ им. Баумана. 2002.

15. Экономика предприятия: Учебник./ Под ред. В. М. Семенов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Курсовая работа Организация ритмичности работы предприятия
Курсовая работа Учет и анализ финансовых результатов
Курсовая работа Развитие активного словаря прилагательных средствами дидактических игр у детей с ОНР
Курсовая работа Оценка условий труда на рабочем месте инженера-электронщика
Курсовая работа Правовая характеристика договора финансовой аренды (лизинга)
Курсовая работа Показатели экономической эффективности сельскохозяйственного предприятия ЗАО Пахомовский
Курсовая работа Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников
Курсовая работа Денежная система Российской Федерации: специфика и перспективы развития
Курсовая работа Пути повышения производительности труда
Курсовая работа Защита права собственности
Курсовая работа Неоконченное преступление и его виды
Курсовая работа Роль маркетинга в коммерческой деятельности
Курсовая работа Учет затрат на производство продукции растениеводства
Курсовая работа Анализ наличия, движения, технического состояния и использования основных средств