Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Потребительская кооперация России в современном мире


Курсовая работа

по дисциплине: Теория и практика кооперации

на тему: «Потребительская кооперация России в современном мире»

Содержание

стр.
Ведение 3

I. Генезис и эволюция потребкооперации в России
1.1 .Зарождение кооперативной идеи 5

1.2. Развитие кооперации в первой половине XX века 7

П. Современное состояние потребительской кооперации России

2.1. Деятельность районных потребительских обществ России 14

2. 2. Деятельность потребительских обществ Республики Татарстан…... 17

2.3. Финансово - хозяйственная деятельность Тетюшского РайПО 19

III. Проблемы развития потребкооперации 22

Заключение 28

Список использованной литературы 29

Введение

Задача потребительских обществ - объединить покупательную актив-ность членов и организовать более рациональное расходование их доходов, по-лучаемых в основном от деятельности вне кооператива. В современной России, где бедность населения становится хроническим явлением, роль потребитель-ских обществ и их союзов, выполняющих свою социальную миссию по защите и поддержке населения значительно возрастает.

Потребительская кооперации России за время своего существования до-казала делом свою значимость, полезность и эффективность. Она развивалась и совершенствовалась одновременно с развитием общества, всегда чувствитель-но реагируя на запросы пайщиков, расширяя и совершенствуя свои многогран-ные функции и спектр услуг. В настоящее время потребительская кооперация России работает стабильно, уверенно, имея четкую перспективу, сформулиро-ванную в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на предстоящие годы.

Федеральные и местные органы власти России признают благородную миссию российской потребительской кооперации в решении крупных соци-альных программ, способствующих сокращению безработицы, повышению за-нятости населения. Освоение новых видов деятельности и услуг позволяет по-требительской кооперации создавать дополнительные рабочие места.

Потребительская кооперация в каждом регионе выступает надежнбым союзником местных органов власти в реализации программ социальной защи-ты населения. Она пополняет местный бюджет налоговыми отчислениями по результатам деятельности кооперативных предприятий и организаций.

Целью данной курсовой работы является изучение современного состоя-ния потребительских обществ Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть этапы развития потребительской кооперации в Рос-
сии;

проанализировать современное состояние потребительских об-
ществ (на примере Тетюшского райпо);

изучить проблемы развития современной потребительской коопе-
рации.

I. Генезис и эволюция потребительской кооперации России 1.1. Зарождение кооперативной идеи

Вся история человеческого развития -- это история беспрерывных поис-ков справедливого и совершенного общества. И одним из подлинных откры-тий в этом направлении, безусловно, является кооперативная идея история, которой началась за 30 лет до отмены крепостного права. Творцами идеи устройства справедливого и гармоничного общества без войн и нищеты, орга-низованного как ассоциации людей для совместного удовлетворения потреб-ностей, явились Шарль Фурье и Роберт Оуэн. Эта система еще не была кооперативной в полном смысле. И только много позднее, воплощаясь в жизнь и освобождаясь под воздействием жизненных реалий от утопической масштабности, других умозрительных представлений она явила себя как под-линное социальное открытие, не имеющее достойных альтернатив.

Рождение российской кооперации связано с прением в каторжных рудниках Петровского завода декабристов, которые образовали в 1827 году в Читинском остроге первое потребительское общество с общественном пи-танием и огородами. Это было добровольное договорное объединение без ус-тава, руководителем которого был по выбору сначала И.С. Повал - Швейков-ский, спустя год - А.Е. Розен, которого сменил П.С. Бобрищев - Пушкин.

В 1830 году декабристы были переведены из Читы в Петровский завод. Продолжая отбывать сроки наказания, здесь они приняли устав артели, разра-ботанный комиссией в составе девяти декабристов: Е.П.Оболенского, П.С.Бобрищева - Пушкина, П.А.Муханова, М.Ф.Митькова и других. Состав-ление устава было разрешено комендантом острога генералом СР. Лепар-ским. Сначала организация именовалась артелью, а позднее получила назва-ние «Большая артель». Её устав, который состоял из 13 разделов, 106 пара-графов был принят без голосования 2 марта 1831 года. Эта дата и признана днем рождения российской кооперации.

В 1832 году декабристы создали «Малую артель», представлявшую собой общество взаимопомощи с функциями судно - заемного товарище-ства.1

В период военного коммунизма страна умирала от голода. А от мощ-ного дореволюционного кооперативного движения в России мало что ос-талось. И поскольку благодаря кооперации массы нуждающихся естествен-ным образом получили надежду на лучшую жизнь, вовлекались в обустрой-ство своей жизни, открывали возможности гуманитарного развития, коопе-ративная идея привлекла внимание интеллектуальной элиты, лучших умов общества. До октябрьского переворота, а затем в недолгий, к сожалению, период нэпа российская кооперация была одной из крупнейших в мире. Раз-витию кооперации помогало государство. С кооперацией связали свою жизнь такие блестящие ученые и организаторы, как Чаянов, Кондратьев, Маслов, Рыбников, Челинцев. Кооперативное движение встречало под-держку со стороны промышленного и банковского капитала. Кооператив-ный образ жизни, его принципы широко пропагандировались. В начале XX века русская интеллигенция обратила внимание на эту форму экономиче-ского ведения хозяйства, уже широко распространенную в Европе. Именно кооперация казалась ей выходом из болезненного пореформенного состоя-ния, вызвавшего повышение стоимости жизни в городах и ростовщичество в деревне. Первые кооперативные организации - молочные и маслодель-ные заводы, артельные сыроварни, ссудо-сберегательные товарищества, производственные артели - были основаны профессорами, учителями, вра-чами, писателями, бывшими офицерами. Расцвет кооперативного дела в на-шей стране приходится на начало прошлого века. В России сложилась бла-гоприятная социальная среда, действительно заинтересованная в существо-вании кооперативных форм. И тогда наступил расцвет.

Само же крестьянство, вынужденное искать, как сохранить свое само-стоятельное мелкое хозяйство, обратилось к кооперации. С началом коллек-тивизации сельского хозяйства и индустриализации отношение государства

1 Деловой вестник «Российской кооперации»-2006.-№12(72).-С.30-40

к кооперативному производству резко изменилось. Кооперация из доб-ровольного объединения физических лиц и самостоятельных кооперати-вов постепенно превращается полугосударственную и полукоопера-тивную систему. И тем не менее кооперация продолжает верное служение своему народу, государству. Особенно ярко это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Кооператоры своими ратными и трудовыми подви-гами внесли достойный вклад в ее победоносное завершение, в восста-новление разрушенного войной народного хозяйства. Хотя и в этот период сильное влияние государства и партии на кооперацию, вплоть до прямого вмешательства в повседневную деятельность, продолжается.

Отметим, что выработка кооперативных форм в начале XX века исходила из крестьянской среды, пытавшейся найти такое средство, которое бы по-зволило крестьянину пользоваться выгодами крупного предприятия одно-временно не потерять особенности мелкого сельскохозяйственного произ-водства. Именно таким средством стала кооперация в деревне.2

1.2. Развитие кооперации в XX веке

По числу кооперативов и их членов Россия в начале XX века занимает первое место в мире. Столь стремительного роста не знала ни одна страна.

Кооперативное движение России - на 80 процентов крестьянское - при-обрел небывалый размах после события 1905-1907 годов. Особенно быст-ро росли сельскохозяйственные кооперативы. Их количество за первые 15 лет XX века увеличилось в 44 раза. С 1906 по 1914 год состоялись Первый и Второй Всероссийские кооперативные съезды. В 1912 году открылся незави-симый от правительства, Московский народный банк мелкого кредита с отделениями в Лондоне, Харбине и торговым агентством в Нью-Йорке. На

2 Деловой вестник «Российской кооперации»-2006.-№10(72).-С. 10-20.

местах стали создаваться кооперативные союзы. Наиболее густая сеть по-требкооперации тянулась через Петербургскую, Вологодскую, Вятскую, Пермскую губернии. В центрально- промышленном районе выделялись Мос-ковская и Владимирская губернии.. На юге - Харьковская, Киевская, Подольская и Полтавская. Что касается кредитной кооперации, то ссудо-сберегательные то-варищества были распространены на западе России.

Кооперативные союзы владели собственными типографиями, парохода-ми, выпускали более ста кооперативных газет и журналов. Велась и разнооб-разная культурно- просветительская работа: начиная от библиотек, народных домов и заканчивая меценатством. Как писал видный кооператор Николай Пав-лович Макаров, «организационно кооперация- это целостная система всех коо-перативных ступеней, взятых в их необходимом сочетании; и нельзя сказать, какая из частей важнее, какая играет большую роль».

Феноменальный взлет российской кооперации как раз свидетельствует о том, что таким образом происходил поиск российским народом наиболее удобной для него формы приспособления к рыночной экономике, формы в наибольшей степени соответствующей российским условиям и традициям, на-шим социокультурным ценностям.

Но золотой век оборвал 1917 год. Серьезные расхождения во взглядах на кооперацию сразу же возникли у большевиков и кооператоров главным обра-зом в понимании места и роли кооперации в обществе, в практической, хозяй-ственной политике, да и в политических предпочтениях. Итог такого расхож-дения трагичен - ликвидация независимого кооперативного движения в Росси.

В 1921 году Ленин был вынужден признать, что кооперация находится в состоянии чрезмерного удушения. Происходит общее изменение экономиче-ской политики.

НЭП восстановила товарно-денежные отношения. Допущенное в опре-деленных рамках частное предпринимательство привело к некоторому разго-сударствлению кооперации. Но судьба ее с этих пор зависела от того, как силь-но натягивался регулирующий государственный поводок.

8

Именно в это время в России оформилось возникшее еще в начале XX века талантливое, яркое течение в области изучения сельского хозяйства, коо-перации. А.В. Чаянов считал кооперацию очень широко применимой при ор-ганизации просвещения, в культурной работе, издательском деле, организации музеев и т.д.

НЭП на какое-то время сблизил позиции власти и ученых. Но слишком часто экономические задачи в нашей истории решались не с позиций разумно-сти и целесообразности, а в «установками партии» или «в свете задач, выте-кающих из ...». И наступили другие времена взамен эффективного, но быстро-течного НЭПа- раскрестьянивания и ускоренной индустриализации.

Пришла эра колхозного строя. Постепенно начинает насаждаться сверху взгляд на колхозы как на вершину развития кооперации, к которой эволюцио-нируют все другие, «простейшие» виды кооперативов. Старое сельхозкоопера-ция была ликвидирована. Тогда же сложилось устойчивое мнение, поддержан-ное научной литературой и печатью, что кооперация -- нечто сугубо временное, преходящее, выполняющее ограниченные функции, незрелое и отсталое от ко-торого надо скорее избавляться. Так же как и от самих теоретиков отсталого и незрелого, которые ну ни как не вписывались в партийные установки. Их за-клеймили как «кулацкую партию». И расстрельные выстрелы прозвучали для Чаянова и Кондратьева не в 1930-е годы, а уже тогда, когда в 1929 году на Всесоюзной конференции аграрников- марксистов Сталин выступал с трибуны.

И зазвучало тревожным набатом «Вставай, страна огромная». И коопера-
торы и пайщики потребкооперации взяли на себя тяжелую и ответственную
миссию снабжать армию, семьи военнослужащих, рабочих оборонной про-
мышленности, совхозов, сотни тысяч эвакуированных

Колхозам, сдававшим сельхозпродукты, они продавали промышленные товары. Значительно увеличилась развозная торговля на полевые станы. Шла на фронт качественная продукция из подсобных хозяйств потребкоопера-ции. Кооператоры изготовили 1 миллион пар валенок, 3,5 миллиона пар чу-лок и носок, 2,9 тысячи тонн мыла... Кроме того, изготовлялись телеги,

хомуты, сани, колесная мазь, строительные материалы и многое другое.

Кооператоры вносили свои личные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов. Более 4 миллионов рублей внесли весной 1942 года на создание танковой колоны работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 миллиона рублей собрал на эскад-рилью самолетов коллектив Якутского потребсоюза, 70 тысяч рублей отдали на строительство танков кооператоры Бурятии.

Сами, нуждаясь во всем необходимом, пайщики потребкооперации пе-редавали начисления на паевые взносы в фонд обороны страны. Таким об-разом, государству было передано 354 миллиона рублей.

В итоге, как признание заслуг кооператоров в годину испытаний, им был дан «зеленый свет». Начался полет в будущее, бурное развитие коопера-ции, но опять недолгое.

С середины 50-х годов V съезд уполномоченных потребительской кооперации СССР принял важные решения, направленные на развитие хо-зяйственной деятельности, совершенствование ее организационно-правовых основ, повышение роли пайщиков в решении всех существенных вопро-сов.

В апреле 1956 года появляется постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О реорганизации промысловой кооперации». Начался постепенный, но планомерный очередной этап ликвидации системы, хотя к тому времени промысловая кооперация уже окрепла. В ней насчитывалось свыше 114 тысяч мастерских и других промышленных предприятий, где ра-ботали 1,8 миллиона человек, они производили 9 процентов валовой про-дукции промышленности, например, до 40 процентов всей мебели, до 70 процентов всей металлической посуды, более трети верхнего трикотажа, почти все детские игрушки. В систему промысловой кооперации входило 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории и два науч-но-исследовательских института.

В конце 1950-х годов КПСС принимает новую Программу, провозгла-

ю

шающую на ближайшую перспективу единую форму собственности и раз-витие крупного производства. Были сокращены личные подсобные хозяй-ства, почти ликвидирован частный скот, укрупнены колхозы. Мелкие предприятия промысловой кооперации не могли вписаться в создаваемую на таких основах производственную структуру. И в середине 1960 года про-мысловую кооперацию полностью ликвидировали, а ее предприятия пе-редали в ведение государственных органов.

70-е годы XX века характеризовались широкой международной дея-тельностью потребительской кооперации. Являясь членом Международного кооперативного альянса, Центросоюз последовательно выступал за единство кооператоров всех стран в борьбе за мир, социальный прогресс, за расшире-ние деловых и культурных связей с кооператорами всех стран.

Кризис первых лет перестройки, связанный с распадом СССР, боль-но ударил по кооперации. Особенно большой урон нанесла коммерциали-зация экономики. Центросоюзом РФ предпринимается ряд серьезных мер по выходу из кризиса. Именно в этот период была определена стратегия развития потребительской кооперации, связанная с реализацией социальной миссии.

Таким образом, от всей богатой «палитры» дореволюционных коопе-ративных форм сумела сохраниться только система потребительской ко-операции.3

К началу 1990-х потребкооперация оказалась единственной из всех существовавших кооперативных форм, которая сформировалась как сложная хозяйственная единая структура. Максимально используя местные ресурсы, она ориентируется преимущественно на обслуживание интересов сельского населения.

В 1990 году потребкооперация обслуживала 40 процентов населения страны, членами ее были около 60 миллионов сельских жителей. На ее до-лю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заго-

3 Вахитов К.И. История потребительской кооперации в России: Учеб пособие. - М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998.- С.34.

11

товок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба. В то же время надо иметь в виду огромные резервы продовольствия и других товаров народного потребления, которые кооперация не производила, но могла бы производить.

Могла бы, если бы ее взлет вновь не был прерван, теперь уже либе-ральными реформами 1990-х - временем большого «хапка» и правового «беспредела» с благоволения властей.

Под ликвидацию попала и кооперативно-колхозная собственность. Но особый аппетит у «хватких» людей разыгрался на собственность потреби-тельской кооперации. А почему бы и нет - ведь понятие «кооперативная собственность» было вычеркнуто даже из Конституции РФ, принятой в 1993 году.

Однако Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации», принятие, которого в 1993 году было инициировано Центросоюзом РФ, позволило в значи-тельной степени переломить ситуацию развала потребкооперации. Но снова потребовались годы, чтобы появилась возможность отметить, что падение прекратилось, и начался новый взлет.

В середине 90-х годов XX столетия в Российской Федерации в ре-зультате коренных изменений в политике и экономике достаточно быст-рыми темпами стали развиваться кооперативные организации в различных сферах деятельности: в производстве, сельском хозяйстве, в сфере услуг и потребления.

Введение в действие в 1995 г. Гражданского кодекса Российской Феде-рации при всем его несовершенстве послужило мощным толчком в развитии законодательной базы кооперативных организаций всех видов.

Были приняты Законы «О сельскохозяйственной кооперации», «О про-изводственных кооперативах», а также «О потребительской кооперации (по-требительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Первичные кооперативные организации для защиты своих интересов на

12

различных уровнях власти стали создавать союзы, в том числе и на обще-российском уровне. Однако разобщенность кооперативных союзов, как на общероссийском, так и на международном уровне продолжала сказываться.

В начале 1998 г. Центросоюз РФ выступил инициатором создания об-щероссийского кооперативного объединения. 9 июня 1998 г. в Центросоюзе РФ состоялось Учредительное собрание Ассоциации кооперативных органи-заций России (АКОР).

Участники собрания заключили учредительный договор, утвердили Ус-тав Ассоциации, избрали руководящие органы. Президентом Ассоциации коо-перативных организаций России был избран Председатель Совета Центро-союза РФ Валентин Ермаков.

Ассоциация создана в целях координации деятельности организаций по-требительской, производственной, сельскохозяйственной, кредитной, жилищ-ной, жилищно-строительной кооперации и других видов кооперативных ор-ганизаций России. Также в целях содействия и развития их деятельности, за-щиты прав и интересов в органах власти, и иных органов представительства в Международном кооперативном альянсе и других международных организаци-ях, оказания информационных, правовых, иных услуг и решения других за-дач.

Создание АКОР является важным шагом на пути консолидации усилий всех видов кооперативного движения в России.. Учредители установили для АКОР качестве неотложной задачи - более тесные и деловые отношения с адми-нистрацией Президента РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием.. По инициативе Центросоюза РФ в начале 19 кооперативные союзы страны объ-единились в Ассоциацию кооперативных организаций России включающую двенадцать видов кооперации. А в 2002 году создана Ассоциация «Лига на-циональных (республиканских) кооперативных организаций потребительской кооперации стран СНГ».4

Деловой вестник «Российской кооперации»-2006.-№14(62).-С.50-57.

13

П. Современное состояние потребительской кооперации России 2.1. Деятельность районных потребительских обществ России

Российская потребкооперация стало одной из массовых и сильных в мире, получило теперь новые перспективы и стимулы развития.

Отметим, что лидирующей кооперативной системой, как и прежде, является родоначальница российского кооперативного движения потреби-тельская кооперация. Потребкооперация сегодня это 7,5 миллиона пайщиков, объединенных в 3,5 потребительских обществ, действующих на территории в 12,3 млн. квадратных километров, осуществляющих торговое бытовое обслу-живание, заготовительную деятельность более чем в 90 тысячах населенных пунктах страны. Вместе с тем российскую кооперацию представляют произ-водственные и потребительские сельскохозяйственные кооперативы, сбыто-вые и заготовительные, перерабатывающие и снабженческие, кредитные и страховые.5

По статистическим данным, на сегодняшний день действуют более 1,5 тысячи сельских кредитных кооперативов в 60 регионах страны, в 373 сель-ских райе более чем 792 сельских поселениях с объемом вы займов за по-следние два года около 4 млрд. рублей. Развиваются ипотечные и жилищные кооперативы, кооперативы по обслуживанию подворных животноводческих хозяйств, а также действующие в сфере медицинского обслуживания, садо-водческие, дачно-строительные и гаражные, транспортные и ремонтно-строительные. Всего различными видами кооперации в России охвачено 60 миллионов человек.

Современная кооперация России характеризуется:

расширением ее возможностей как субъекта рыночных отношений, про-
никновением во все сферы отрасли экономики;

формированием оптимального соотношения крупных, средних, малых

5 Деловой вестник «Российской кооперации»-2006.-№14(62).-С.50-57.

14

предприятии и организации

усилением и укреплением прав и ЭКОНОМИЧЕСКОЙ роли членов коопе-
ративов в решении их социально-экономических задач;

возрастанием социальных функций кооперации взаимосвязи с хозяйст-
венными структурами и исполнительной властью;

наличием тенденции к усилению инновационной активности, освое-
нию разнообразных инноваций.

Также потребительская кооперация организует досуг населения, оказы-вает поддержку и помощь малоимущим и инвалидам, обеспечивает насе-ление лекарственными и ветеринарными препаратами. В кооперативных ма-газинах открыто 19 тысяч библиотек, 25 тысяч бесплатных чайных столов, возле магазинов создано 5 тысяч детских игровых площадок. В магазинах можно ознакомиться с материалами газеты «Российская кооперация», которая является сегодня самой крупной сельской газетой. Всего сельскому населению предоставляется 270 тысяч услуг 146 видов.

В связи с ухудшением демографической ситуации в стране ежегодно за счет снижения численности сельских жителей увеличивается доля мелких деревень. Удельный вес таких деревень с числом жителей до 10 человек за последние 30 лет удвоился. Особенно высок этот показатель в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Магазины в таких поселениях убыточны, но потребительская кооперация продолжает содержать 29 тысяч убыточных магазинов, расходуя на это до 5 миллиардов рублей в год.

На данный момент потребительская кооперация снабжает жителей сельской глубинки всем необходимым, продает по ценам ниже рыночных, в результате чего жители села фактически получают социальную поддерж-ку в размере до 1,5 млрд. рублей в год.

Но потребительская кооперация - не только инструмент социальной защиты интересов населения на основе потребительской выгоды, но и инст-румент экономической защиты.

Поэтому главная задача потребительской кооперации на селе - созда-

ние и поддержание хорошо функционирующей, общедоступной и экономи-чески оправданной социальной инфраструктуры, содействие эффективной занятости сельского населения через восстановление сельской экономики.

Создавая рабочие места, потребительская кооперация дает возмож-ность жителям села, и в первую очередь сельской молодежи, реализовать свой личный экономический интерес, иметь заработок и достойные условия для творческого развития.

С 1999 по 2006 год в потребительской кооперации создано 122 тысячи новых рабочих мест, сезонную работу на условиях неполного рабочего дня получили около 250 тысяч человек. Почти 400 тысяч человек имеют посто-янную работу. Около 2 млн. человек кооперативные организации, по сути, ежегодно обеспечивают работой, закупая у них сельскохозяйственную про-дукцию, выращенную в подсобных хозяйствах, а также лекарственные тра-вы, грибы, ягоды. Так, например численность работающих в Тетюшском РайПО составляет 381 человек. Принято в отчетном году 130 работников, уволено 147 человек. Среднемесячная зарплата по РайПО 3664 рублей, возросла против предыдущего года на 117,7 %. Производительность труда на 1 работника 406, 6 тыс. рублей возросла на 124,7%.

За последние восемь лет потребительская кооперация фактически за-ново возродила на селе бытовое обслуживание. Начав в 1999 году с откры-тия отдельных пунктов по оказанию бытовых услуг, она сегодня имеет ком-плексную систему бытового обслуживания: кооперативные дома быта, комплексные приемные пункты в райцентрах, стационарные мастерские и цехи в крупных селах, пункты приема заказов в мелких населенных пунк-тах. Действуют уже 254 дома быта, 1610 комплексных приемных пунктов, 35 тысяч стационарных предприятий и пунктов бытового обслуживания и 50 тысяч пунктов приема заказов, организованных в розничных торговых и других предприятиях.6

Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. -- 292 с.

16

Реализация социальной миссии, с одной стороны, способствовала рос-ту авторитета потребительской кооперации среди населения, органов вла-сти, формированию имиджа как социально ориентированной системы. С 2000 года устойчивыми темпами растут обороты торговли и обществен-ного питания, объемы закупок. Совокупный объем деятельности в 2006 году по сравнению с 1999 годом возрос в сопоставимых ценах на 23 про-цента и составит в 2006 году более 150 млрд. рублей. Оборот розничной тор-говой сети за этот период возрос на 36 процентов, общественного питания -на 50 процентов. Объем бытовых услуг, оплаченных населением, с 34 млн. рублей в 1999 году возрос до 600 млн. рублей в 2006 году. И это все - с уче-том того, что цены на услуги в потребительской кооперации существенно ниже коммерческих организаций.7

2.2. Деятельность потребительских обществ Республики Татарстан

На сегодняшний день кооперативные организации республики в два раза увеличили закупки в хозяйствах населения молока, на 20 про-центов - мяса, возросли объемы плодоовощной продукции. За семь лет у населения закуплено 613 тысяч тонн мяса, 1 млн. 11 тысяч тонн моло-ка, 770 тысяч тонн картофеля. На кооперативных промышленных пред-приятиях выработано около 7 млн. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 21 тысячи тонн колбасных, 312 тысяч тонн кондитерских изделий, 510 муб. консервов и 54 млн. декалитров безалкогольных напитков.

Рассмотрим одни из вышеперечисленных показателей кооперати-вов по республики Татарстан (см. табл. 1).

7 Деловой вестник «Российской кооперации»-2006.-№14(62).-С.50-57.

17

Таблица 1 Прибыль по отраслям потребительской кооперации8

Виды отраслей

Прибыль

Рост тыс.руб.

2006 г.

2005 г.

Торговля

54889

36715

18174

Производство

26630

26363

267

В том числе:

Хлебопечение

24527

23832

695

Общепит

7581

7568

13

Заготовки

723

600

123

Татреспотребсоюз

95110

83820

11290

В 2006 году потребительская кооперация по собственной инициативе включилась в реализацию приоритетных национальных проектов, и в первую очередь проекта развития сельского хозяйства. Наращивание производства, за-готовок, переработки и реализации мяса, молока, другой продукции, развитие инфраструктуры - эти задачи ставит перед собой потребкооперация, реализуя национальный проект «Развитие АПК». Однако в числе участников нацио-нального проекта по развитию АПК потребительская кооперация не включена и, таким образом, лишена возможности получения в рамках проекта кредитов на закупку перерабатывающего, холодильного оборудования, транспорта, ско-товозов и молоковозов и другого нужного оборудования. В проекте федераль-ного бюджета на 2007 год организациям потребительской кооперации предостав-лено право наравне с предприятиями агропромышленного комплекса получать возмещение из федерального бюджета по кредитам, взятым не только на закупку сельскохозяйственного сырья для промышленной, но и первичной переработки. Добиться такого решения, к слову, тоже стоило немалых усилий.

Событием особой важности для потребительской кооперации России было принятие законов Российской Федерации: «О потребительской коо-перации в Российской Федерации» в 1992 году, «О потребительской коо-перации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федера-

1 Таблица составлена автором на основе данных, представленных отделом статистики Татпотребсоюза.

18

ции» в 1997 году, «О внесении изменений и дополнений в Закон Россий-ской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обще-ствах и их союзах) в Российской Федерации» в 2000 году. По существу, это символизировало признание общественной необходимости потреби-тельской кооперации как целостной модели хозяйствования. Упорядо-чились взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, были законодательно закреплены основные кооперативные принципы, структура управления, роль пайщиков как хозяев своих потребительских обществ. Этот период с полным на то основанием можно назвать возрож-дением российского кооперативного движения.

2.3. Финансово - хозяйственная деятельность Тетюшского РайПО

Товарооборот общественного питания за 2006 год составил 5,5 млн.рублей, т.е. выполнение составило лишь 79% по сравнению с 2005 г. обеспечен прирост на 30 % или в сумме 1,3 млн.рублей.

Собственная продукция в товарообороте общепита составляет 55% или в сумме это 3,0 млн.рублей. Выполнение плана по собственной про-дукции обеспечено лишь на 89%, прирост к 2005 г.- 35% или в сумме 800 тыс.рублей.

Выработано и реализовано обеденных блюд в количестве 128,2 тыс. блюд, с приростом 110,7 %.

В настоящее время общепит занимается только обеденной продук-цией.

Работает 3 точки, количество посадочных мест которых - 108. Чис-ленность работников - 18 человек, их среднемесячная зарплата составля-ет 3482 рублей, производительность труда на одного работающего -307,2 тыс. рублей, это ниже средних районных показателей за год, где

19

средняя зарплата 3885 рублей, а производительность труда - 406 тыс.

рублей.

Финансовым результатом является полученная прибыль за год - 348 тыс.

рублей.

Заготовительный оборот в отчетном году составил 7,9 млн. рублей. Из доведенных видов обеспечено выполнение только по 4- это: макула-тура, молоко, яйцо, хлебопродукты.

Прирост заготовок по сравнению с 2005 годом обеспечен по молоку на 14,7%, тряпью на 79%, макулатуре на 12%, по кожсырью в 4 раза. Закуплено в физическом объеме:

Молоко-325 тн.

Мяса- 21 тн.

Макулатуры- 70 тн.

Шерсти -1,3 тн.

Тряпья- 4,3 тн.

РайПО закупает мясо на потребности, на нужды торговли и обще-ственного питания, остальными видами заготовок занимается ПО «Заго-товитель», в основном это закупка молока, т.к. этот вид является самым востребованным видом заготовок, потому что коньюктура рынка позво-ляет иметь коммерческий интерес. Несколько изменилась ситуация с за-купкой кожсырья, т.е. обеспечен прирост закупок на 327 шт. или на 400%. У всех желающих данное сырье принимается безотказно, на терри-тории заготконторы.

Автотранспортное хозяйство РайПО состоит из 40 единиц, из кото-рых 8- тракторов, 6-автомобилей КАМАЗ , 4- УАЗ, 9-ГАЗ, 6-ЗИЛ, 1-молоковоз, 2- служебных легковых, 4- комбайна.

Силами автотранспорта завезено в систему 16,7 тыс. тн. грузов, вы-полнено почти 2 тыс.тн.- км. грузооборота.

В связи с большим износом техники транспортные расходы РайПО превышают 7 млн. рублей, что занимает почти 1/3 часть всех издержек

20

обращения РайПО. Средний срок эксплуатации 11 лет, т.е. транспортный парк требует постоянного обновления.

Отметим, что по системе РайПО получена прибыль от реализации товаров и услуг в сумме 4 млн. 859 тыс. рублей (см. табл. 2).

Таблица 2 Прибыль от реализации товаров и услуг по системе Тетюшского РайПО9

Торговля

1564 тыс. руб.

Производство

2228 тыс. руб.

Общепит

538 тыс. руб.

Заготовки

35 тыс. руб.

Прочие отрасли

494 тыс. руб.

Итого

4 млн.859тыс. руб.

1 Таблица составлена на основе данных Тетюшского РайПО.

21

III. Проблемы развития потребительской кооперации

В развитии кооперативных форм хозяйствования, доказавших гибкость и жизнеспособность, сегодня есть ряд нерешенных проблем.

Первая связана с правовым регулированием отношений кооперативной собственности. В российском законодательстве (даже в Конституции) нет нормы, закрепляющей кооперативную форму собственности, отсутствует само понятие «кооперативная форма собственности». На практике это приводит к очень боль-шим негативным последствиям.

Во-вторых, гражданское законодательство отдельных кооперативов от-носит к разному типу организаций: производственные - к коммерческим, по-требительские - к некоммерческим. Однако правоприменительная практика норм налогового, земельного, алкогольного законодательств пошла таким пу-тем, что к потребительским кооперативам применяются нормы, установ-ленные как к коммерческим организациям. То есть не учитывается, что потре-бительский кооператив по сути своей является некоммерческой организацией и создается для удовлетворения потребностей его членов.

В - третьих, задача превращения кооперации в значимый сектор экономики ставит проблему подготовки кадров для кооперации. Подготовленность кадров, их возрастной состав - серьезная проблема. Молодые работники предпочи-тают работать на престижной, требующей высокой квалификации, должно-сти, чего требует современное состояние экономики России. Потребитель-ской кооперации нужны не просто работники той или иной профессии, а специалисты с кооперативным сознанием, которые исповедуют идеологию и принципы потребительской кооперации.

Сегодня перед потребительской кооперацией стоят масштабные, серь-езные задачи, которые под силу, прежде всего, высококлассным специали-стам, знающим специфику потребительской кооперации, обладающими со-временными методами экономического анализа и управления.

Кроме того, возрастает актуальность обеспечения исследований по про-

22

блемам кооперации. В связи с этим существенно увеличивается роль и зна-чимость кооперативного образования. В настоящее время образован Россий-ский университет кооперации, имеющий пятитысячный коллектив ученых и преподавателей, более 50 тысяч студентов. Он располагает широкой сетью филиалов в регионах России от Мурманска и Калининграда до Камчатки и Дальнего Востока и реализует все формы обучения, программы переподго-товки и повышения квалификации. То есть, созданы все условия для того, чтобы существенно расширить подготовку кадров для кооперативных ор-ганизаций, приблизить образование к местам проживания сельских жи-телей. Для повышения эффективности учебной и научно-методической работы в университете созданы специализированные кафедры, которые за-нимаются проблемами организации кооперативов и управления коопера-тивным хозяйством.

Волнует и тот факт, что профессионально подготовленные работники потребительской кооперации, не всегда могут устроиться на такую долж-ность, которая соответствует их квалификации, в результате чего соглаша-ются на любую работу. Это говорит о том, что потенциал трудового ресурса остается невостребованным. Но следует заметить, что на сегодняшний день эта проблема имеет решение, так как на фоне обсуждения реформирования системы профессионального образования возникла идея создания образова-тельных кластеров. Система работы образовательных кластеров заключается в том, что базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Иными словами, кластер - это цивилизованная форма рыночных от-ношений между образовательными учреждениями и работодателями. Основ-ной целью кластера является достижение устойчивого экономического раз-вития и повышения конкурентоспособности отрасли торговли и сервиса за счет развития технологий, внедрение инноваций, а также повышение, как эффективности текущего использования ресурсов, так и уровня профессио-нализма работников.

23

Следовательно, политику занятости в системе потребительской коопе-рации необходимо направить на молодежь. Более того, упор на трудоустрой-ство молодежи - это первоочередная задача вей системы потребительской кооперации.

В - четвертых, существует проблема в заготовительной деятельности организаций Республики Татарстан:

1. Наблюдается большая неравномерность в освоении ресурсов сельско-хозяйственной продукции и сырья по районам республики Татарстан (см. табл. 3).

10

Таблица 3 Освоение заготовительными организациями Татпотребсоюза ресурсов

сельскохозяйственных продуктов и сырья

№ п/п

Наименование района

Заготооборот В тыс. руб.

Число дворов

Закуплено с 1 двора (руб.)

1

Азнакаевский

18748

5639

3324

2

Аксубаевский

2446

5236

467

3

Актанышский

249

7714

32

4

Апастовский

1299

6176

210

5

Бавлинский

100001

3816

2621

6

Бугульминский

9500

4208

2258

7

Высокогорский

7210

10941

659

8

Елабужский

10900

2663

1094

9

Мензелинский

23004

3793

6065

10

Тюлячинский

842

3119

270

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что показатели по освоению ресурсов с одного двора различаются между районами в десят-ки и даже в сотни раз. Это говорит об имеющихся резервах заготовительных предприятий.

2. Многочисленные частные предприниматели не соблюдают элемен-тарные ветеринарные требования: хранят сырье в гаражах, сараях. Другими словами, не проводится асколизация сырья, исследование на сибирскую язву. В целях улучшения технологии заготовок, следует ужесточить нормы вете-ринарного контроля, что в свою очередь, создаст конкурентные преимущест-ва у организаций потребительской кооперации

10И.Т. Насретдинов, З.Н. Мирзагалямова. Развитие заготовительной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности потребительской кооперации // Межвузовский сборник трудов, 2005. - с. 190

24

3. Перспективным направлением заготовительной деятельности явля-
ются закупки лектехсырья. Например, в 2005 году был небывалый урожай
красной рябины, что бывает только один раз в три - четыре года. Но, следует
заметить, что не все потребительские общества подключились к этому виду
деятельности, хотя он является высокорентабельным. К сбору дикорастущих
ягод можно привлечь школьников, нетрудоспособных граждан, пенсионеров.

Отдельно можно отметить вопросы осуществления качественного
экономического анализа деятельности заготовительной организации, опти-
мизации налогообложения, разработки моделей стимулирования и оплаты
труда работников. Для решения этих вопросов организациям потребитель-
ской кооперации необходимо более тесно сотрудничать с учеными коопера-
тивных вузов.

Необходимо срочно реконструировать имеющиеся на заготовитель-
ных предприятиях аммиачные холодильники на энергосберегающие и чистые
экологические технологии заморозки и хранения, что в значительной степени
снизит издержки предприятий и повысит качество закупаемой продукции.

Все это, в конечном счете, позволит в ближайшей перспективе возро-дить потребительскую кооперацию, несколько утраченную роль ведущего за-готовителя сельскохозяйственной продукции и сырья.

Многие организации в системе потребительской кооперации являются либо убыточными, либо их прибыль составляет незначительную долю. По-требительская кооперация все более уступает развивающемуся частному бизнесу. В связи с этим Татпотребсоюз стал внедрять элементы предприни-мательства в свою деятельность.

В сложившейся рыночной ситуации ориентация предприятий питания только на внутренние возможности каждого из них недостаточна. В целях достижения стабильной деятельности отрасли общественного питания требу-ется поиск дополнительных источников для расширения масштабов дея-тельности.

В целом, считается необходимым коренным образом пересмотреть тип

25

функционирующих и вновь вводимых предприятий общественного питания, специфику их деятельности, направленную на обеспечение общего товаро-оборота и оборота собственной продукции.

Также важным фактором повышения эффективности труда выступает стимулирование. Сегодняшняя практика доказывает необходимость исполь-зования разнообразных систем стимулирования труда. В условиях инноваци-онной экономики требуется повысить стимулирующую функцию заработной платы и обеспечить связь заработной платы с деятельностью и конечными результатами предприятий кооперативной промышленности.

Стимулирующая функция заработной платы состоит в обеспечении оп-ределенной, необходимой для работодателя трудовой отдачи от наемного работника, в создании определенного стереотипа его поведения в процессе производства, в максимальном раскрытии потенциальных возможностей, инициативы, изобретательности - одним словом, в полной реализации им своих физических и духовных потребностей в процессе трудовой деятельно-сти.

Существует ряд факторов, от которых зависит стимулирующая функ-ция заработной платы: установление тесной связи размера заработной платы работника к овладению новыми знаниями, повышению своей квалификации, возрастание роли ответственности по отношению к своей роли. Перечислен-ные факторы способствуют увеличению производительности труда работни-ков и полному удовлетворению потребностей.

Заметим, что стимулирующая функция тесно связана с мотивацией труда. Мотивация труда - процесс побуждения человека к активной деятель-ности по выполнению целей организации с помощью системы стимулов и выполнения конкретных желаний.

Для повышения стимулирующего воздействия заработной платы на рост эффективности общественного производства следует увеличить число учитываемых на предприятиях зарплатообразующих факторов:

1. Учет индивидуальных качеств и достижений работника;

26

Установление зависимости заработной платы работника от резуль-
татов хозяйственной деятельности организации;

Степень вовлеченности (объем информации, составляющей ком-
мерческую тайну, умение ее хранить, преданность организации);

Возрастание роли ответственности по отношению к своей работе и
управлению подчиненными;

Создание механизма оплаты труда, побуждающего работника к ов-
ладеванию новыми знаниями, повышению своей квалификации.

Учет перечисленных факторов способствует, с одной стороны, росту производительности труда наемных работников, с другой, более полному удовлетворению их потребностей (в признании, уважении, самовыражении).

Важно отметить, что сегодня система стимулирования труда работни-ков потребительской кооперации недостаточно продумана: формы и разно-видности заработной платы, также принципы оплаты труда должны быть по-нятны каждому работнику.

Для решения данной проблемы, следует восстановить как стимули-рующую, так и воспроизводственную и регулирующую функцию оплаты труда. Должна быть установлена четкая зависимость заработной платы ра-ботников от результатов финансово - хозяйственной деятельности организа-ции. Однако при этом, следует соблюдать правильные соотношения между темпами роста совокупного оборота и темпами роста заработной платы.

Таким образом, несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, может и должна приложить все усилия к стабилизации экономики и выхода на траекторию устойчивого эко-номического роста.

27

Заключение

В заключение следует подчеркнуть, что потребительская кооперация, как и прежде, является лидирующей кооперативной системой и в своей основе продолжает оставаться социально ориентированной системой, которая направлена на борьбу с бедностью, с безработицей, бездуховностью максимально используя свои ресурсы. Также упорядочены взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, законодательно закреплены основные кооперативные принципы. Современная потребительская кооперация проникает во все сферы отрасли экономики, формирует оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий, организаций.

В настоящее время по дороге рыночной экономике движется вся Россия. Но у потребительской кооперации возникает немало серьезных трудностей в процессе адаптации к рыночным отношениям и достижении устойчивого социально экономического развития. Это характеризуется тем, что в условиях рынка на сегодняшний день социально-экономическая деятельность потребительской кооперации развивается в конкурентной среде, где разворачивается соперничество между хозяйствующими субъектами за потребителей, за доступ к ресурсам и их размещение. Для обеспечения долговременной конкурентоспособности недостаточно только обладание преимуществ на основе факторов. Важен не только запас факторов, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются, приспосабливаются в нужном предприятии. Иными словами инновации определяют сегодня конкурентное преимущество и конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.

В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с историей, современным состоянием потребительской кооперацией (на примере Тетюшского РайПО) и с актуальными проблемами. Это такие проблемы как: регулирование отношений кооперативной собственности; подготовка кадров для кооперации; заготовительная деятельность организации Республики

28

Татарстан.

Несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, должна приложить все усилия к стабилизации экономике. Отметим, что решение данных проблем возможны лишь при эффективном влиянии человеческого фактора, прежде всего таких качеств личности, как духовность, нравственность и образованность.

Также историческое значение потребительской кооперации заключается в смягчение результатов глобализации, которая должна способствовать развитию регионального рынка.

Российская потребкооперация стала одной из массовых и сильных в мире и получила новые перспективы и стимулы развития. Таким образом, ее стабильное устойчивое развитие возможно путем возрождения демократических принципов кооперации, управление экономикой, повышения роли пайщиков в контроле над деятельностью организации и умелого сочетания функционирования советов правления всех уровней.

29

Список использованной литературы

Вахитов К.И. История потребительской кооперации в России / К.И.
Вахитов: Учеб. пособие. - М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998. - 50 с.

Гордеев А.В. Торговать на рынках должны сами производители /
А.В.Гордеев// «Вестник кооперации» -2006.-№8. -С. 7 - 13.

Гордеев А. М. Форма взаимовыгодного сотрудничества/ А.М.Гордеев //
Деловой вестник.- 2006.- № 12.-С.-24-27.

Гухаров В.А. Кооперация //Деловой вестник -2006.-№10(72).-С. 10-20.

Енаненко В.А. История возрождения //Деловой вестник -2006.-
№14(62).-С.50-57.

Демелев В. Р. Мы едины //Деловой вестник-2006.-№9(50).-С.35-42.

7. Добин М.Н. Вперед на верный путь //Деловой вестник -2006.-
№12(72).-С.30-40.

Добрынин В.А. Актуальные проблемы агропромышленного комплекса
/ В.А. Добрынин: Учеб. пособие для вузов. - М.: МСХА, 2001.-180 с.

Захаров И.В. Потребительская кооперация России в условиях транс-
формации экономических отношений / И.В. Захаров: Учеб. пособие. -
М.: Маркетинг, 2001. - 50 с.

10. Мазурицкий A.M. Формирование системы сельской кредитной коопе-рации в России/ A.M. Мазурицкий // Сельский кредит.- 2003.-№3.- С. 25-37.

11 .Николаев М.Н. У третьего сектора экономики большое будущее/ М.Н. Николаев // Вестник кооперации. - 2006.-№ 8.-С.-28-38.

12.Пахомов В.М. Кредитная кооперация : теория и практика / В.М.

Пахомо: Учеб. пособие. - М.: МК, 2002.- 170 с.

13.Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. - 292 с.

14.Проблемы развития региональных систем сельской кредитной коопе-рации. - М, 2001.

15.Рудник Н. Мы не островок России, мы- единая Россия//Деловой вест-

¦

ник «Российской кооперации»-2006.-№6(66).-С.16.

^.Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. Пособие / Под ред. А. А. Степанова, И. Г. Рассомахина. - Саратов.- 2000

Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. Пособие / Под
ред. А. А. Степанова, И. Г. Рассомахина, Ю.Г. Нарядкина и др. -
Саратов.-2003.-205 с.

ТкачА.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. 3. -е
изд. - М: Издательско - торговая корпорация «Дашков К».- 2003.- 304
с.

31



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Индивидуальное обучение детей младшего школьного возраста
Курсовая работа Организация работы холодного цеха ресторана первого класса на 75 мест
Курсовая работа Квалификация преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий
Курсовая работа Спецификация организации детских массовых мероприятий в социально-культурной сфере
Курсовая работа Экономические проблемы глобализации
Курсовая работа Анализ денежных потоков на предприятии
Курсовая работа Контроль и управление качеством
Курсовая работа Учет и анализ издержек обращения (на примере ООО "Промтехинвест")
Курсовая работа Страховой рынок РК. Состояние и перспективы развития
Курсовая работа Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению
Курсовая работа Этапы планирования инновационного проекта
Курсовая работа Структура капитала предприятия на примере ОАО "Алтстрой"
Курсовая работа Проектирование и разработка электронного учебника "Основы творческо–конструкторской деятельности"
Курсовая работа Международная валютная система и валютный курс
Курсовая работа Изучение структуры собственного капитала