7
Содержание
Введение |
7 |
|
Глава 1 Теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия |
||
1.1 Понятие прибыли, основы её формирования. Виды прибыли |
9 |
|
1.2 Методика анализа прибыли резервов ее увеличения |
14 |
|
Глава 2 Оценка резервов увеличения прибыли на базе предприятияООО «ДОК №1» |
||
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельностиООО «ДОК №1» |
19 |
|
2.2 Анализ состава и динамики балансовой, валовой и чистой прибыли предприятия ООО «ДОК №1» |
20 |
|
2.3 Факторный анализ прибыли предприятия ООО «ДОК №1» |
25 |
|
2.4 Резервы увеличения прибыли на предприятии ООО «ДОК №1» |
27 |
|
Глава 3 Мероприятия по мобилизации вскрытых резервов увеличения прибыли |
||
3.1 Направления по повышению эффективности использования резервов увеличения прибыли на предприятии |
34 |
|
3.2 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий |
36 |
|
Заключение |
39 |
|
Список используемых источников |
42 |
|
Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.
Финансовое состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. Поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.
Рассматривая понятие прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики :
1. прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности;
2. прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха;
3. прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса;
4. прибыль характеризует не весь доход полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности;
5. прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей - вложенного капитала, полученного дохода и понесенных затрат.
Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель, представленная рисунком 1.1
Рис. 1.1 Схема формирования прибыли на предприятии
В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводиться формированию прибыли по операционной деятельности. Операционная деятельность - это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно создано.
Операционная деятельность предприятия характеризуется следующими основными особенностями, определяющими характер формирования прибыли:
1. она является главным компонентом всей хозяйственной деятельности предприятия, основной целью его функционирования;
2. операционная деятельность носит приоритетный характер по отношению к инвестиционной, финансовой и другим видам деятельности;
3. интенсивность развития операционной деятельности является основным параметром оценки отдельных стадий жизненного цикла предприятия;
4. хозяйственные операции, входящие в состав операционной деятельности предприятия, носят регулярный характер.
Осуществление операционной деятельности связано с капиталом, уже инвестированным в нее, в то время как предстоящее инвестирование капитала является предметом инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Рассмотренные особенности формирования операционной прибыли связанные со спецификой осуществления операционной деятельности предприятия, требуют всестороннего учета в процессе управления ею.
Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
В процессе осуществления операционной деятельности формируются три вида операционной прибыли :
1. Валовая операционная прибыль - разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
2. Прибыль от реализации продукции - разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода.
3. Чистая операционная прибыль - прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
Также в процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
1. Балансовая прибыль (результат отчетного года) -- финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.
2. Налогооблагаемая прибыль -- разность между суммой балансовой прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
3. Капитализированная (реинвестированная) прибыль - часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов.
4. Потребленная прибыль -- та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или на социальные программы.
1.2 Методика анализа прибыли и резервов ее увеличения
Балансовая прибыль рассчитывается по формуле 1.1
(1.1), где:
- прибыль балансовая;
- прибыль валовая;
- прибыль от внереализационных операций.
Валовая прибыль рассчитывается по формуле 1.2
(1.2), где:
- прибыль валовая;
-выручка от реализации продукции;
- полная себестоимость продукции.
Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.Чистая прибыль рассчитывается по формуле 1.3
(1.3), где:
- прибыль чистая;
- прибыль валовая;
- расходы накладные;
- сумма амортизационных отчислений.
Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле 1.4
(1.4), где:
- резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;
Пi -плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции;
РПk -количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.
Если прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле 1.5
(1.5), где:
PV - возможное увеличение объема реализованной продукции;
ПВ - фактическая валовая прибыль;
V - фактический объем реализованной продукции(выручка).
Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.
Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле 1.6
(1.6), где:
- резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции;
- возможное снижение затрат на рубль продукции;
V - фактический объем реализованной продукции за изучаемый период;
PV - возможное увеличение объема реализации продукции.
Для того, чтобы затраты на производство и реализацию продукции по статьям привести в сопоставимые значения, пересчитаем их на 1 рубль произведенной и реализованной продукции, используя формулу 1.7
(1.7), где:
- общая сумма затрат;
- объем товарной продукции в ценах реализации.
Резерв увеличения прибыли за счет повышения качества определяется по формуле 1.8
(1.8),где:
- резерв увеличения прибыли за счет повешения качества продукции;
УДi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации;
Цi - отпускная цена i-го вида продукции;
V - фактический объем реализации продукции в анализируемом периоде;
PV - возможное увеличение объема реализации продукции.
Влияние структурного фактора определяется по формуле 1.9
(1.9), где:
П(стр.) - величина влияния структурного фактора;
П(V,стр.) - изменение объема реализации;
П(V) - объем реализации.
Общее изменение суммы прибыли исчисляется по формуле 1.10
(1.10), где:
П2005- прибыль от реализации продукции за 2005г;
П2006- прибыль от реализации продукции за 2006г.
Прирост объема реализации определяется по формуле 1.11
(1.11), где:
С2005- себестоимость товарной продукции за 2005г;
С2006- себестоимость товарной продукции за 2006г.
Влияние объема продаж на сумму прибыли представлено далее формулой 1.12
(1.12), где:
П2005 - прибыль от реализации продукции за 2005г;
ПVр- прибыль, увеличенная за счет повышения объема реализации;
Резервы увеличения прибыли предприятия выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации.
Глава 2 Оценка резервов увеличения прибыли
на базе предприятия ООО «ДОК №1»
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО
«ДОК №1»
Основным видом деятельности ООО «ДОК №1» является производство и реализация продукции деревообработки: пиломатериалов (вагона, доска обрезная и необрезная и др.), а также изделий из дерева (оконные рамы, двери, дверные блоки, плинтуса, наличники и др.).
Целью деятельности ООО «ДОК №1» является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке Новотроицка и прилегающих районах и, соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.
В ООО «ДОК №1» создан уставный фонд, размер которого составляет 113тыс.руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности. Число участников ООО «ДОК №1» составляет 19 физических лиц.
Высшим органом управления ООО «ДОК №1» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.
Исполнительным органом ООО «ДОК №1» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала. В 2006г среднесписочная численностью работников ООО «ДОК №1» составила 62 человека.
ООО «ДОК №1» выпускает широкий ассортимент продукции деревообработки, содержащий более двадцати наименований. Цены на производимую продукцию ООО «ДОК №1» аналогичны ценам конкурирующих фирм.
2.2. Анализ состава и динамики балансовой, валовой и чистой
прибыли предприятия ООО «ДОК №1»
Для анализа валовой, чистой и балансовой прибыли необходимо располагать многими важными данными. Показатели представлены таблицей 2.1
Таблица 2.1
Данные для факторного анализа валовой, базовой и чистой прибыли на предприятии ООО «ДОК №1» за 2005 - 2006гг, тыс.руб
Показатели |
2005г |
2006г |
|
Выручка от реализации продукции |
2573,64 |
3603,10 |
|
Полная себестоимость реализованной продукции |
2294,99 |
3210,44 |
|
Сумма накладных расходов |
67,50 |
92,29 |
|
Сумма амортизационных отчислений |
16,85 |
23,07 |
|
Валовый доход (выручка), получаемый предприятием от реализации товара, определяется как произведение средней цены на количество проданных единиц.
Валовая прибыль определяется как результат вычета из выручки от реализации продукции стоимости покупного сырья, материалов, полуфабрикатов и других элементов издержек производства. Исходя из данных, представленных таблицей 2.1 можно рассчитать валовую прибыль, используя формулу 1.2 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
Пв2005 = 2573,64 - 2294,99 = 278,65 тыс.руб.
Пв2006 = 3603,10- 3210,44= 392,66 тыс.руб.
Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает, - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, доходов по вне реализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям. Рассчитать базовую прибыль можно исходя из формулы 1.1 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
Пб2005 = 278,65 + 11,34= 289,99 тыс.руб.
Пб2006 = 392,66 + 15,12= 407,78 тыс.руб.
Рассмотрим структуру балансовой прибыли ООО «ДОК №1» за 2005 - 2006гг, проследим ее динамику, сравнивая с показателями предшествующего года, а также оценим выполнение плана по балансовой прибыли. Данные приведены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Состав и динамика балансовой прибыли
ООО «ДОК №1» за 2005 - 2006гг, тыс. руб.,%
Состав балансовой прибыли |
2005г |
2006г |
Абсолютное отклонение (+) - потери; (-) - прирост прибыли |
Темп роста |
|
Балансовая прибыль |
289,99 |
407,78 |
-117,79 |
140,60 |
|
Прибыль валовая |
278,65 |
392,66 |
-114,06 |
140,91 |
|
Внереализационные результаты |
11,34 |
15,12 |
-3,78 |
133,33 |
|
Для того, чтобы нагляднее рассмотреть соотношение валовой прибыли и прибыли от внереализационных операций составлена структура балансовой прибыли. Результаты представлены таблицей 2.3
Таблица 2.3
Структура балансовой прибыли
на предприятии ООО «ДОК №1» за 2005 - 2006гг, %
Состав балансовой прибыли |
2005г |
2006г |
Абсолютное отклонение (+) - уменьшение; (-) - увеличение |
|
Балансовая прибыль |
100 |
100 |
0 |
|
Прибыль валовая |
96,08 |
96,29 |
-0,21 |
|
Внереализационные результаты |
3,92 |
3,71 |
+0,21 |
|
Изучив данные, представленные таблицами 2.2 и 2.3 можно сделать некоторые выводы. В 2006г балансовая прибыль увеличилась по сравнению с 2005г на 117,79 тыс.руб. В том числе: валовая прибыль - на 114,06 тыс.руб., а прибыль от внереализационных операций - на 3,78 тыс.руб. Темп роста по балансовой прибыли составил 140,6%. В том числе: валовая прибыль увеличилась на 140,91%, а прибыль от внереализационных операций - на 133,33%. Столь значительный прирост является положительной тенденцией, хотя значительное влияние здесь оказали инфляционные процессы. Увеличение балансовой прибыли достигнут благодаря выходу на новый рынок, заключение выгодных договорных соглашений и большой объем дополнительно выпущенной продукции (эффект масштаба).
Рассмотрим структуру балансовой прибыли. И в 2006г и в предыдущем балансовую прибыль составляет, в основном, валовая прибыль. Прибыль от внереализационных операций составляет лишь малую часть: в 2005г - 3,92% от общей балансовой прибыли, а в 2006г - всего 3,71%.Так же можно отметить, что валовая прибыль в составе общей балансовой в 2006г по сравнению с предыдущим увеличилась на 0,21%, а от внереализационных операций, соответственно, уменьшилась на 0,21%.
Это является отражением того, что предприятие занимается только основным видом деятельности - производством и реализацией продукции деревообработки и не занимается внереализационной деятельностью, а именно, не имеет долевого участия в других предприятиях, не имеет ценных бумаг, не является арендодателем основных фондов и т.п.
Условно чистая прибыль есть результат вычета накладных расходов и суммы амортизационных отчислений из валовой прибыли. Этот показатель применяется практически во всех видах бизнеса. Его оценочная стоимость связана со стремлением сокращения накладных расходов, поэтому по полученной условно чистой прибыли устанавливаются размеры премий высшему руководящему персоналу. Чистая прибыль рассчитывается по формуле 1.3 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
Пч2005 = 278,65- 67,44 - 16,85=194,30 тыс.руб.
Пч2006 = 392,66 - 57,54 - 14,38= 277,30 тыс.руб.
После окончания расчета по валовой, базовой и чистой прибыли необходимо привести обобщающую итоговую таблицу и сделать выводы. Данные в динамике за два года и темп из роста представлен таблицей 2.4
Таблица 2.4
Итоговая таблица по валовой, балансовой и чистой прибыли предприятия ООО «ДОК №1» за 2005- 2006гг, тыс.руб.,%
Прибыль |
2005г |
2006г |
Темп роста |
|
Базовая прибыль |
289,99 |
407,78 |
140,6 |
|
Валовая прибыль |
278,65 |
392,66 |
140,9 |
|
Чистая прибыль |
194,30 |
277,30 |
142,7 |
|
Изучив таблицу 2.4 , характеризующую итоги валовой, балансовой и чистой прибыли в динамике 2005 - 2006гг на предприятии ООО «ДОК №1» можно сделать выводы. Финансовое положение стабильно, прибыль в среднем увеличилась на 40,5 %. Это является положительной тенденцией, свидетельствует о том, что финансовые резервы для увеличения прибыли распределяются эффективно.
2.3 Факторный анализ прибыли предприятия ООО «ДОК №1»
Основную часть прибыли предприятие ООО «ДОК №1» получает за счет реализации товарной продукции. Сумма прибыли от реализации товарной продукции за 2006г больше того же показателя в 2005г на 114,06 тыс.руб.
Прибыль от реализации товарной продукции зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к балансовой прибыли.
Исходные данные, необходимые для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли, размещены в таблице 2.5
Таблица 2.5
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товарной продукции предприятия
ООО «ДОК №1» за 2005 - 2006гг, тыс. руб.
Показатели |
2005г |
2006г |
|
Выручка от реализации (без НДС, акциза и других отчислений из выручки) |
2573,64 |
3603,10 |
|
Полная себестоимость реализованной продукции |
2294,99 |
3210,44 |
|
Прибыль от реализации продукции |
278,65 |
392,66 |
|
Сравнивая сумму прибыли, предшествующего и 2006г, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции (П(V, стр.). Общее изменение суммы прибыли исчисляется по формуле 1.10( представлена в первой главе данной курсовой работы).
(П(V, стр.) = 392,66-278,65= +114,01 тыс.руб.
Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли 2005г на процент прироста объема реализации в оценке по себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделим на 100.
Прирост объема реализации определяется по формуле 1.11( представлена в первой главе данной курсовой работы).
%.
Влияние объема продаж на сумму прибыли рассчитано далее по формуле 1.12 ( представлена в первой главе данной курсовой работы).
тыс. руб.
Влияние структурного фактора определяется по формуле 1.9 ( представлена в первой главе данной курсовой работы).
тыс. руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли (П(С)) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном 2006г с тем же показателем в 2005г.
тыс. руб.
После проведения факторного анализа прибыли предприятия ООО «ДОК №1» за 2005-2006гг можно сделать определенные выводы. Прирост объема реализации в 2006г по сравнению с 2005г составил 39,9%. На увеличение прибыли в отчетном году повлияли также другие факторы. Среди них фактор изменения объема продаж, который повлиял на величину прибыли положительно - прибыль увеличилась на 111,18 тыс.руб. Изменение структуры товарной продукции в отчетном 2006г увеличило прибыль на 2,83 тыс.руб. Себестоимость товарной продукции в 2006г увеличилась значительно- на 915,45 тыс.руб. Это объясняется увеличением объема выпуска продукции, расширением производства. В целом прибыль возросла в отчетном году на 114,01 тыс.руб. Это положительная тенденция, связанная с правильно подобранной стратегией руководства предприятия.
Резервы увеличения прибыли на предприятии ООО «ДОК №1»
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле 1.4 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
Если прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле 1.5 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО «ДОК №1» на 5% в следующем году.
Рассчитаем резерв увеличения прибыли за 2005г за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО «ДОК №1» по формуле 1.5
PV2005 =2573,64 • 5% = 128,68 тыс.руб.
П2005 = 278,65 тыс.руб.
V2005 = 2573,64 тыс.руб.
тыс.руб.
Теперь рассчитаем резерв увеличения прибыли за 2006г за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО «ДОК №1» аналогичным способом.
PV2006 = 3603,1 • 5% = 180,15 тыс.руб.
П2006 = 392,66 тыс.руб.
V2006 = 3603,10 тыс.руб.
тыс.руб.
Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 5% рассматриваемое нами предприятие в 2005г могло увеличить свою прибыль на 13,93 тыс.руб., а в 2006г на 19,633 тыс. руб.
Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.
Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле 1.6 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
Затраты на производство и реализацию произведенной продукции в целом и по статьям за 2005-2006гг (фактически и по плану), представлены в таблице 2.5
Таблица 2.5
Затраты на производство и реализацию продукции
фактически и по плану на предприятии
ООО «ДОК №1» за 2005-2006гг, тыс.руб.
Статьи затрат |
2005г |
2006г |
|||
план |
факт |
план |
факт |
||
Сырье и материалы |
793,12 |
773,06 |
1062,5 |
998,86 |
|
Транспортно-заготовительные расходы |
43,86 |
46,36 |
62,70 |
58,80 |
|
Заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная) |
528,65 |
530,12 |
728,50 |
744,50 |
|
Прочие производственные расходы |
268,30 |
247,85 |
340,63 |
330,33 |
|
Производственная себестоимость продукции |
1893,12 |
1874,23 |
2575,93 |
2517,82 |
|
Управленческие расходы |
230,07 |
226,87 |
312,00 |
391,34 |
|
Коммерческие расходы |
163,28 |
187,19 |
253,07 |
301,28 |
|
Полная себестоимость продукции |
2239,15 |
2294,99 |
3144,00 |
3210,44 |
|
Изучив таблицу 2.5 можно сделать выводы. В 2005г затраты на транспортно - заготовительные расходы превысили сумму, определенную планом на 2,5 тыс.руб. Сумма затрат на коммерческие расходы также превышает план на 23,91 тыс.руб.
Анализируя затраты 2006г можно увидеть что расходы на коммерческие затраты вновь превышают план на 48,21 тыс.руб. Также значительно превышена сумма управленческих расходов - на 79,34 тыс.руб. Все вышеперечисленные расходы необходимо сократить.
Для того, чтобы затраты на производство и реализацию продукции по статьям привести в сопоставимые значения, пересчитаем их на 1 рубль произведенной и реализованной продукции, используя формулу 1.7 (указана в 1 главе данной курсовой работы).Статьи затрат, пересчитанные на 1 рубль произведенной и реализованной продукции представлены таблицей 2.6
Таблица 2.6
Затраты, пересчитанные на 1 рубль товарной продукции
фактически и по плану на предприятии
ООО «ДОК №1» за 2005-2006гг
Статьи затрат |
2005г |
2006г |
|||
план |
факт |
план |
факт |
||
Сырье и материалы |
0,331 |
0,324 |
0,302 |
0,277 |
|
Транспортно-заготовительные расходы |
0,011 |
0,019 |
0,018 |
0,016 |
|
Заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная) |
0,221 |
0,222 |
0,207 |
0,207 |
|
Прочие производственные расходы |
0,037 |
0,031 |
0,029 |
0,027 |
|
Производственная себестоимость продукции |
0,106 |
0,104 |
0,097 |
0,092 |
|
Управленческие расходы |
0,097 |
0,095 |
0,089 |
0,108 |
|
Коммерческие расходы |
0,063 |
0,078 |
0,073 |
0,084 |
|
Полная себестоимость продукции |
0,956 |
0,959 |
0,895 |
0,891 |
|
Как показывают данные таблицы 2.6, в 2005г существуют резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения транспортно - заготовительных и коммерческих затрат.
Возможное снижение затрат на рубль товарной продукции в 2005г можно рассчитать.
Зв2005 = (0,019+0,078)-(0,011+0,063)= 0,02 руб.
Как показывают данные таблицы 2.6,в 2006г существуют резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения управленческих и коммерческих затрат.
Аналогичным способом рассчитывается возможное снижение затрат на рубль товарной продукции в 2006г.
Зв2006 = руб.
Затраты на рубль товарной продукции в 2005г составили 0,959 руб. снижение этой суммы на 0,02 руб. позволит увеличить сумму прибыли. Рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости по формуле 1.6 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
= 0,02•(2573,64+128,68)=0,02•2702,32=81,07 тыс.руб.
Затраты на рубль товарной продукции в 2006г составили 0,891 руб. снижение этой суммы на 0,03 руб. позволит увеличить сумму прибыли. Рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости по формуле 1.6 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
= 0,03•(3603,10+180,15)=0,03•3783,25=113,50 тыс.руб.
Исходя из расчетов можно подвести итог. В 2005г резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения транспортно - заготовительных и коммерческих затрат составляли 81,07 тыс.руб., а в 2006г можно сэкономить за счет уменьшения управленческих и коммерческих затрат 113,50 тыс.руб.
Подведем итог по расчетам резервов увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции на 5%. Рассматриваемое нами предприятие в 2005г могло увеличить свою прибыль на 13,93 тыс.руб., а в 2006г на 19,633 тыс. руб.
Обобщим все выявленные резервы роста прибыли. Если учитывать оба резерва, то в 2005г прибыль могла увеличиться на 95 тыс.руб., а в 2006г - 133,133 тыс.руб. Таким образом, при грамотном распределении резервов увеличения прибыли можно достичь более лучших финансовых результатов.
Глава 3 Мероприятия по мобилизации вскрытых
резервов увеличения прибыли
3.1 Направления по повышению эффективности использования резервов увеличения прибыли на предприятии
На основе анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности предприятия, проведенного в предыдущей главе данной курсовой работы, можно сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли:
увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;
снижение себестоимости выпускаемой продукции.
Также представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ООО «ДОК №1», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:
1. повышение качества выпускаемой продукции;
2. рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы, а также на транспортно - заготовительные расходы;
3. усовершенствовать управление предприятием, а именно:
а) выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;
б) внедрение на предприятии системы управленческого учета затрат в разр езе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;
4. повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой продукции;
5. осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное качество;
6. осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей;
7. совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;
8. осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;
9. при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;
10. повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;
11. разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;
12. использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;
13. разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда;
14. осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.
3.2 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий
Из вышеперечисленных предложений, которые позволяют мобилизировать резерв и увеличат прибыль предприятия рассчитаем экономию от повышения качества продукции.
Рассматриваемое предприятие ООО «ДОК №1» выпускает продукцию первого и второго сорта. Специфика выпускаемой продукции, а именно продукции деревообработки, такова, что не всегда качество полностью зависит от производителя. Часто качество продукции зависит от качества сырья. Однако соблюдение технологической дисциплины контроль за работой оборудования и своевременная его наладка, условия хранения и транспортировки сырья и готовой продукции являются важнейшими факторами повышения качества товарной продукции.
Резерв увеличения прибыли за счет повышения качества обычно определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. Величина рассчитывается по формуле 1.8 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
В 2006г продукция первого сорта в общем объеме реализации продукции ООО «ДОК № 1» составляла 65%, второго сорта - 35%.
Отпускная цена продукции деревообработки второго сорта на 20% ниже цены продукции первого.
Предприятие имеет возможность изменить структуру продукции таким образом: на 5% увеличить удельный вес продукции первого сорта и на столько же снизить удельный вес продукции второго сорта.
Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет такого изменения структуры. Данные для расчета представлены в таблице 3.1
Таблица 3.1
Расчет резерва роста прибыли за счет улучшения качества продукции на предприятии ООО «ДОК №1», усл.ден.ед
Сорт продукции |
Отпускная цена за условную единицу |
Удельный вес, % |
Изменения средней цены реализации |
|||
Факт |
Возмож. |
Откло-нение |
||||
первый |
100 |
65 |
70 |
+5 |
+5 |
|
второй |
80 |
35 |
30 |
-5 |
-4 |
|
Итого: |
- |
100 |
100 |
- |
+1 |
|
Средняя цена реализации условной единицы возросла на 1 условную денежную единицу. Рассчитаем, чему же равна 1 условная денежная единица.
Весь объем продукции примем за 100 условных единиц количества, тогда фактический объем продукции первого сорта будет равен 65 условных единиц количества, - второго сорта - 35 условных единиц количества.
Сумму выручки от реализации можно выразить в условных единицах и представить в виде суммы:
Вр = 100 • 65+80• 35= 9300 усл. ден. ед.
В тоже время выручка от реализации продукции с учетом возможного увеличения объема производства и реализации продукции составляет 3783,255 тыс. руб. Тогда 9300 усл. ден ед. = 3783,255 тыс. руб. Произведем расчет одной условной денежной единицы.
1 усл. ден ед. = 0,4068 тыс. руб.
тыс. руб.
Итак, в связи с увеличением удельного веса продукции первого сорта на 5% и сокращением удельного веса второго сорта средняя цена возрастает на 0,4068 тыс. руб. за условную единицу количества, а сумма прибыли за возможный объем реализации увеличивается на 40,68 тыс. руб.
Заключение
Поиск резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа.
Как показал анализ финансовых результатов производственного предприятия ООО «ДОК №1» данное предприятие успешно работает на рынке города Новотроицка и прилегающих районах, оно является конкурентным, а также в рассматриваемом периоде оно улучшило свои финансовые результаты.
Данная курсовая работа содержит 3 главы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Раскрыто понятие прибыли, основы ее формирования, указаны виды прибыли. Рассмотрены теоретические аспекты методики анализа прибыли и подсчетов резервов увеличения прибыли.
Во второй главе оцениваются резервы увеличения прибыли предприятия ООО «ДОК № 1». Изучив данные можно подвести итоги. Балансовая прибыль в отчетном году увеличилась на 117,79 тыс.руб. или на 40,6% по сравнению с предшествующим годом. Основной доход предприятие получает от производства и реализации продукции деревообработки. Доля прибыли от реализации в составе балансовой прибыли - 96,29%
Валовая прибыль увеличилась на 114,06 тыс.руб., т.е. на 40,91 %. Чистая прибыль возросла на 42,7 %. В целом деятельность предприятия проходит успешно.
Также выявлены резервы увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции и за счет снижения себестоимости продукции. В 2005г резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения транспортно - заготовительных и коммерческих затрат составляли 81,07 тыс.руб., а в 2006г можно сэкономить за счет уменьшения управленческих и коммерческих затрат 113,50 тыс.руб.
Подведем итог по расчетам резервов увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции на 5%. Рассматриваемое нами предприятие в 2005г могло увеличить свою прибыль на 13,93 тыс.руб., а в 2006г на 19,633 тыс. руб.
Наибольшее изменение прибыли от реализации продукции произошло за счет изменения структуры реализуемой продукции. В структуре выпускаемой продукции удельный вес более доходной продукции возрастает. Так, предприятие более быстрыми темпами наращивает производство готовых изделий из древесины, таких как двери. Рамы, дверные и оконные блоки, чем необработанных пиломатериалов.
В третьей главе предложены мероприятия по мобилизации вскрытых резервов увеличения прибыли. Более подробно рассмотрено предложение о повышении доли продукции высокого качества в общем составе выпускаемого и реализуемого товара. Также рассчитана экономия от вышеупомянутого предложения. Предприятие имеет возможность изменить структуру продукции таким образом: на 5% увеличить удельный вес продукции первого сорта и на столько же снизить удельный вес продукции второго сорта. При внедрении этого предложения предприятие сэкономит 40,68 тыс.руб.
В данной курсовой работе был проведен анализ резервов увеличения прибыли производственного предприятия ООО «ДОК №1». Данный анализ является ретроспективным, т.к. использовано информация уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности; внутренним, т.е. изучалась деятельность только одного предприятия в динамике за 2005-2006гг; финансово-экономическим, т.е. его содержанием является изучение взаимодействия экономических процессов и финансовых результатов.
По использованной методике проведенный анализ является сравнительным и факторным. По охвату изучаемых объектов - выборочный и тематический, т.е. рассматривались не все стороны хозяйственной деятельности ООО «ДОК №1», а лишь резервы увеличения прибыли данного предприятия.
Оценка резервов увеличения прибыли очень важная составляющая финансового планирования на любом предприятии, что подтверждают расчеты, приведенные в данной курсовой работе. Предприятие сэкономит значительные средства и увеличит свою прибыль, при условии , что в своей деятельности будет учитывать и анализировать резервы увеличения прибыли.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Проект мероприятий по повышению качества обслуживания на примере гостиницы "Приокская" |
Курсовая работа | Анализ влияния внешней и внутренней среды на принятие управленческих решений |
Курсовая работа | Трудовой коллектив и создание эффективной команды |
Курсовая работа | Формирование пространственных представлений у детей в норме с общим недоразвитием речи |
Курсовая работа | Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования |
Курсовая работа | Лестница как архитектурная конструкция |
Курсовая работа | Модели проектных групп |
Курсовая работа | Договор перевозки морским транспортом |
Курсовая работа | Недействительные сделки |
Курсовая работа | Реалистичный портрет |
Курсовая работа | Математическое мышление младших школьников |
Курсовая работа | Стили управления организацией |
Курсовая работа | Планирование и прогнозирование на предприятиях общественного питания |
Курсовая работа | Олигополия |
Курсовая работа | Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации |