2
1.1 Понятие качества труда и качества продукции
Качество труда и качество продукции - основные понятия в управлении качеством.
Качество - это то, что отличает данное явление от других явлений окружающего мира. Качество дает понятие о том, каков предмет или процесс.
Производство представляет собой процесс создания определенных вещей продуктов труда. Основу этого процесса составляет труд. Труд можно охарактеризовать как деятельность человека по преобразованию исходных предметов труда (сырья, материалов) в готовую, нужную вещь, то продукцию. Количество труда зависит от затрат энергии, применения умственных и физических способностей людей. Ввиду сложности измерения всех этих его сторон, количество труда принято выражать во времени работы. Это измерение абстрактного труда.
Качественно же выделяют конкретный труд. Его основные особенное квалификация, сложность, характер (физический или умственный), количество допускаемых дефектов (брака), степень обеспечиваемого соответствия параметров изготавливаемых деталей, узлов нормативным требованиям и т.д.
Все эти особенности можно рассматривать как свойства конкретного труда, составляющие его качество.
Таким образом, качество труда - это совокупность свойств труда характеризующих конкретный труд.
Отличительными чертами конкретного изделия, выделяющими его среди других видов продукции, а также среди данного вида продукции, являются свойства. Эти свойства, формируются изготовителем в процессе создания продукции и проявляются при ее использовании или эксплуатации.
К этим свойствам относятся свойства, определяющие область применения или функциональное назначение продукции. Например, назначение автомобиля обусловлено такими свойствами, как габаритные размеры, скорость, грузоподъемность вместимость, проходимость. Различие же между грузовым и легковым автомобилями связано, прежде всего, с наличием емкости для перевозки грузов или салона для пассажиров.
Однако свойства продукции не только определяют ее назначение. От них зависит и то, как (лучше или хуже) удовлетворяется соответствующая потребность. В настоящее время в Украине используется определение качества продукции, содержащееся в ГОСТ 15467 - 79: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
Прежде всего, из определения следует, что качество - это совокупность тех свойств продукции, от которых зависит ее пригодность удовлетворять потребности. Состав свойств, определяющих пригодность продукции удовлетворять потребности, значительно шире, чем свойств, формирующих ее способность к их удовлетворению. Объясняется это тем, что целесообразность использования продукции зависит и от объема удовлетворяемой потребности, и от других ее свойств, определяющих выгодно ли использовать эту продукцию. То есть речь идет об экономических свойствах, от которых зависят затраты на создание продукции и ее использование.
Изучая качество продукции, потребитель всегда сопоставляет качественную сторону - полезный ее эффект и связанные с ней затраты, качественной признается та продукция, у которой соотношение полезного эффекта и суммарных затрат наилучшее, то есть более высокая эффективность.
Таким образом, пригодность удовлетворять определенные потребности является наиболее общим, наиболее важным свойством потребительной стоимости, характеризующим ее качественную сторону. Уровень (величина) пригодности удовлетворять потребности оценивает качество продукции, Пригодность удовлетворять потребности, а значит, и качество продукции измеряются эффективностью ее использования или эксплуатации. Следует подчеркнуть, что формирование качества многих видов продукции осуществляется не только приданием свойств, делающих их способными удовлетворять определенные назначением потребности, но и свойств, обеспечивающих выполнение требований охраны и сохранения окружающей среды. Эти требования являются обязательными, и поэтому исследование качества продукции должно производиться только при их выполнении.
1.2 Главные аспекты качества продукции
Качество продукции рассматривается с разных сторон. В связи с этим существует несколько аспектов качества.
Фундаментальным является философский аспект. В философии под качеством понимается вся совокупность, свойств, характеризующая предмет как таковой, выделяющая его среди предметов окружающего мира.
С технической же точки зрения изготовителей и потребителей интересуют только те свойства продукции, которые определяют ее техническую сторону. Это физические, химические, технологические и другие свойства (масса, химический состав, температура, коэффициент полезного действия, скорость). Технические свойства играют определенную роль в формировании качества таких сложных видов продукции как машины.
Правовой аспект - это изучение и регулирование взаимоотношений людей при создании и использовании продукции.
Продукция создается и используется коллективами людей, которые вступают в индивидуальные и коллективные взаимоотношения. Они складываются между проектировщиками, изготовителями, потребителями продукции, торгово-сбытовыми организациями, а также внутри каждого из этих коллективов. К таким отношениям относятся: определение ответственности за низкое качество деталей, узлов и продукции в целом; за брак, и отступление от требований стандартов и технических условий на продукцию; регулирование взаимоотношений между поставщиками и потребителями; установление ответственности за поставку продукции, не соответствующей требованиям заказчика и др. Особое внимание в настоящее время уделяется международным взаимоотношениям по поставкам продукции.
Экономический аспект - это исследование качества продукции с точки зрения затрат, а также исследование затрат в сравнении с результатами. Экономический аспект имеет не менее важное значение, чем социальный, особенно для продукции машиностроения. С экономической точки зрения, любая продукция является результатом труда. Поэтому для создания продукции и формирования при этом отделенных ее свойств нужны затраты труда (живого и овеществленного).
Вместе с тем следует обратить внимание на то, что использование современных машин решает и социальные задачи улучшаются условия работы, ликвидируется тяжелый труд, повышается доля умственного труда и т.д.
1.3 Показатели качества продукции
Говоря о качестве продукции, его улучшении, необходимо знать, каково достигнутое качество, и иметь возможности сравнивать его с качеством аналогичных изделий. Чтобы улучшить качество, необходимо измерять его, количественно оценивать. Тогда можно говорить о том, в какой степени оно соответствует потребностям людей, современным требованиям производства, насколько его надо улучшить.
В связи с этим основу управления качеством составляет оценка качества продукции. Оценка, количественное измерение качества - как очень важная, так и очень сложная проблема. Потребности производства решении обусловили формирование нового научного направления в теории и практике управления качеством продукции - квалиметрия. Слово квалиметрия образовано от: латинского - какой, какого качества и древнегреческого - мерить, измерять. Следовательно, квалиметрия - это наука об измерении.
Она представляет собой науку о количественных методах оценки качества, используемых для обоснования решений при управление качеством продукции. Квалиметрия разрабатывает принципы и методы сбора, обработки исходных данных и на их основе определяет количества показатели качества продукции. Оценка качества необходима для аттестации качества продукции, анализа динамики качества, контроля качества, планирования, стимулирования его улучшения и т.д. В квалиметрии широко используются математические методы, особенно статистические, так как многие показатели качества носят вероятностный характер. Но прежде чем перейти к методам измерения качества необходимо рассмотреть свойства продукции, входящие в ее качество, и с помощью чего их можно измерить.
Свойство продукции объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении.
Всю совокупность свойств продукции можно разделить на две группы: простые и сложные. Простое свойство характеризует какую-либо одну сторону или особенность продукции. Сложное свойство объединяет в себе несколько простых. Для измерения свойств продукции используются показатели - показатели качества. Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Рассматривается применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатель качества продукции называют также параметром качества.
Показатели назначения характеризуют свойства товара, определяющие основные функции, для которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Примеры показателей: мощность, грузоподъемность, скорость точность, габаритные размеры, масса.
Эргономические показатели характеризуют товар в системе "человек -товар" и оценивают его приспособленность к гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим свойствам человека. Включают четыре подгруппы показателей:
а) гигиенические - оценивают приспособленность товара к гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с машиной. К ним относятся показатели освещенности, температуры, влажности, запыленности, излучения, шума, вибрации, перегрузок (ускорений) и др.;
б) антропометрические - определяют приспособленность товара к размерам, форме и массе тела человека;
в) физиологические определяют соответствие товара физиологическим свойствам человека и особенностям функционирования его органов чувств. Эти показатели оценивают соответствие силовым, скоростным, зрительным, слуховым и осязательным возможностям человека;
г) психологические определяют соответствие психологическим особенностям, то есть возможностям по восприятию и переработке
Эстетические показатели характеризуют такие свойства: выразительность, целостность композиции, рациональность формы, совершенство исполнения и стабильность товарного вида.
Включают четыре подгруппы показателей: выразительности - художественная выразительность, соответствие моде и др.; рациональности формы например, соответствие внешнего вида товара его структуре и конструкции; целостности композиции - взаимосвязь и целостность элементов, пластичность внешнего вида и др.; совершенства исполнения и стабильности товарного вида - тщательность нанесения покрытия, отделки.
Все эти показатели оцениваются экспертной комиссией.
Показатели технологичности характеризуют свойства товара, которые определяют затраты труда, материалов, денежных средств при подготовке его производства, при изготовлении и эксплуатации.
Основные показатели - трудоемкость, материалоемкость, себестоимость; дополнительные - транспортабельность и унификация. Основные показатели могут быть; суммарными - в сумме на одну машину; удельными - на единицу ее основного параметра; сравнительными - по отношению к базовой модели. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность товара к транспортированию, а также к подготовительно-заключительным операциям, связанным с транспортированием.
К показателям унификации относятся: коэффициент применяемости и коэффициент повторяемости
Показатели безопасности характеризуют безопасность работы человека при эксплуатации товара. Это такие показатели, как вероятность безопасной работы в течение определенного периода времени; время срабатывания защитных устройств; сопротивление изоляции токоведущих частей.
Экономические показатели характеризуют промежуточные и конечные народнохозяйственные результаты создания и эксплуатации товара, определяют целесообразность формирования большинства их технических и эксплуатационных параметров. В этом состоит особая значимость данных показателей.
В группу экономических показателей входят: затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию, рассчитываемые как приведенные затраты и характеризуют экономичность товара на каждой из этих стадий; капитальные вложения потребителя, связанные с приобретением товара; экономический эффект от улучшения качества продукции, получаемый предприятием-изготовителем.
В составе рассмотренных выделяют показатели натуральные (срок службы в годах, вероятность безопасной работы в процентах, соответствие в баллах) и стоимостные (затраты на разработку, капитальные вложения).
Деление на единичные и комплексные показатели связано с количеством оцениваемых одним показателем свойств. Единичные показатели оценивают одно свойство. Комплексные показатели измеряют несколько свойств. Они делятся на групповые и обобщающие, а также на аналитические и искусственные. Групповые оценивают часть свойств, а обобщающие - всю их совокупность в целом. Аналитические представляют собой логически выведенные показатели, оценивающие комплексное (групповое или обобщающее) свойство и имеющие, как правило, реальный смысл. Искусственные показатели основаны на расчете средневзвешенных безразмерных величин, обобщающих значения ряда единичных и групповых показателей. Искусственные показатели применимы для тех видов продукции, для которых отсутствует или пока еще не найден аналитический показатель, оценивающий их качество в целом.
Прогнозируемые показатели - это установленные заранее с помощью методов прогнозирования ориентировочные значения показателей.
Проектные (плановые) значения показателей, принятые в соответствующей документации.
Производственные и эксплуатационные показатели оценивают свойства продукции, проявляющиеся на соответствующей стадии.
1.4 Понятие и функции управление качеством продукции
Управление качеством продукции (УКП) - действия, осуществляемые при создании и эксплуатации продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Первоначальным этапом УКП является установление уровня качества продукции, обеспечивающего получение при ее создании и использовании наилучших результатов. УКП состоит в определении цели, которая должна быть достигнута в процессе создания и использования продукции. Эти действия должны охватывать все стадии жизненного цикла продукции, поскольку на каждой из них существует множество, факторов и условий, определяющих качество продукции и поддающихся воздействию ее изготовителей.
Второй этап УКП состоит в обеспечении требуемого качества продукции посредством осуществления на всех стадиях жизненного цикла продукции комплекса соответствующих мер.
Процессы разработки, внедрения и особенно процессы изготовления и эксплуатации продукции подвержены влиянию ряда объективных и субъективных факторов, постоянно отклоняющих ее уровень от заданной величины. Поэтому третий этап заключается в поддержании необходимого уровня качества и обеспечении его стабильности на протяжении всего пери производства и эксплуатации продукции за счет действий, направленных на максимально возможное устранение влияния факторов, отклоняющих управление качеством от заданной величины.
Функции УКП:
1) прогнозирование потребностей, показателей технического уровня и качества продукции;
2) планирование улучшения качества продукции;
3) аттестация качества продукции, ее узлов и деталей;
4) разработка, конструктивная подготовка и постановка продукции на производство, освоение производства;
5) технологическая подготовка производства;
6) материально-техническое обеспечение;
7) метрологическое обеспечение (единство и точность измерения средств производства и качества продукции);
8) подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров;
9) обеспечение стабильности качества продукции;
10) организация хранения, транспортировки, эксплуатации и ремонта продукции;
11) стимулирование улучшения качества продукции;
12) контроль качества продукции и материалов;
13) государственный надзор за соблюдением требований стандартов и технических условий ТУ;
14) правовое обеспечение УКП.
Все эти функции должны осуществляться: на всех стадиях жизненного цикла продукции и на всех уровнях народного хозяйства, то есть при управлении качеством в масштабах государства, отрасли и объединения (предприятия).
1.5 Методы оценки уровня качества продукции
Качество товара предполагает удовлетворение социальных потребностей общества и характеризует целесообразность производства. Оно представляет собой совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности общества в соответствии с назначением продукции. Товар может обладать полезными свойствами, но не иметь высокого качества, если не соответствует требованиям удовлетворения определенных потребностей.
Уровень качества продукции представляет собой относительную величину, характеризующую качество продукции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Уровень качества (УК) можно определить по формуле:
УК = q/qБ,
где q, qБ - соответственно численные значения показателя качества оцениваемого образца и базового показателя.
Оценка уровня качества, необходимая для планирования качества и установления цен, проводится приемочной комиссией при оценке продукции.
Показатель качества оцениваемого изделия определяется измерительными, органолептическими и другими методами в лабораториях промышленных предприятий и научно - исследовательских институтов, в испытательных центрах. Результаты измерений показателей свойств фиксируются в протоколе испытаний и заносятся в карту технического уровня и качества продукции. В ней указывают также базовые показатели. Располагая числовыми значениями показателей качества оцениваемого изделия и базовыми показателями, можно определить уровень качества.
При оценке уровня качества используют три метода:
1) дифференциальный;
2) комплексный;
3) смешанный.
Дифференциальный метод основан на непосредственном использовании единичных показателей. Дифференциальный метод прост и, главное, позволяет выявить отставание или опережение по каждому свойству, составляющему качество, а отсюда - определить пути дальнейшего улучшения качества товара.
Вместе с тем этот метод не дает однозначного ответа на вопрос о преимуществе того или иного товара, т. к. практически всегда по одним качественным параметрам лучше одна из них, а по другим - другая. Однозначный ответ можно получить только тогда, когда все показатели оцениваемого товара лучше или хуже базовых. В остальных случаях необходимо дальнейшее исследование уровня качества другими методами.
Комплексный метод основан на расчете комплексного показателя, может быть представлен главным средневзвешенным или интегральным показателями. Комплексный показатель обобщает все или часть единичных показателей. Главный показатель характеризует основное или одно из основных сложных свойств товара, зависящее от ряда его важных простых свойств.
Получаемая с помощью главного показателя характеристика качества имеет реальный смысл, отражает, как правило, основные технико-эксплуатационные свойства товара и дает важнейшую оценку ее качества. Однако практически невозможно свести к главному показателю все свойства, составляющие качество. Поэтому при таком измерении уровня качества обеспечивается лишь частичная оценка качества машины.
Средневзвешенный показатель основан на использовании математических методов определения средней величины единичных показателей.
Средневзвешенные показатели применяются в тех случаях, когда качество характеризуется большим числом разнообразных показателей. Если в средневзвешенный показатель входит только часть единичных показателей качества, то это групповой средневзвешенный показатель, а если все -- то обобщающий.
Основным преимуществом комплексного метода с использованием средневзвешенных показателей, обеспечившим ему довольно широкое применение, является возможность одновременного учета любых и в любом количестве единичных показателей.
Однако этот метод имеет ряд существенных недостатков, снижающих точность и достоверность получаемой оценки.
Во-первых, имеет место субъективизм в установлении коэффициентов весомости. Во-вторых, взаимообусловленность ряда единичных показателей приводит к многократному учету одних и тех же свойств в комплексном показателе.
Наиболее полную оценку качества товара обеспечивает показатель, учитывающий всю совокупность затрат на его создание и эксплуатацию и сопоставляющий эти суммарные затраты с результатом их осуществления - полученным за весь период ее использования полезным эффектом. Таким показателем является интегральный показатель качества продукции.
Интегральный показатель качества - это отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление), или обратное соотношение. Однако на формирование этих свойств израсходованы определённые средства. Значит, косвенно и они влияют на экономичность. Поэтому интегральный показатель обеспечивает однозначную экономическую оценку качества.
Сырьем для изготовления кожгалантерейных изделий являются:
· материалы верха - кожи натуральные, искусственные, тканые материалы;
· материалы подкладки: ткань шелковая подкладочная, ткань типа «Спанбонд», пленка подкладочная;
· фурнитура: замки, украшения, ручкодержатели, накладки, застежки, «молния»;
· вспомогательные материалы: клей, нитки, проволока, бумага, картон.
Поставщиками материала верха являются:
а) отечественные производители натуральных кож - кожзаводы, расположенные в г. Бобруйске, Гатово, Гродно, Смиловичи;
б) зарубежные изготовители исскуственных материалов расположены в Польше, Италии, России, Турции, Китае и посреднические организации, зарегистрированные в РБ и за ее пределами;
в) поставщики материала детского ассортимента- Россия, частично РБ;
г) поставщиками фурнитуры являются фирмы Италии, России, цех собственного производства и Минский МЭФЗ:
Поставщиками подкладочных и прокладочных материалов являются отечественные производители: Светлогорское ПО «Химволокно», Витебский комбинат шелковых тканей, Пинская фабрика «Пинема», Слонимский завод «Альбертин», Пуховичская картонная фабрика, ООО «Алекор» г. Санкт-Петербург, ООО «Иритос» г. Москва, ООО «Евросвет- Лайт» г. Москва и др.
Поставщики вспомогательных материалов: Гродненский нитепрядильный комбинат, Молодеченский завод «Лакокраска», Минское ОПО «Луч», Италия.
Материальное обеспечение производится на основании прямых договоров. В последние годы качество сырья отечественных производителей не выдерживает конкуренции с импортным. Появляется сильная зависимость предприятия от импортной составляющей, что заставляет искать прямых поставщиков и уходить от услуг посредников. Во второй половине 2007 года ОАО «Галантэя» вышла на прямые поставки искусственной кожи из Китая. И это сразу сказалось на структуре себестоимости выпускаемой продукции.
Канал распределения, наиболее часто используемый в Республике Беларусь, - косвенный. Система товародвижения и сбыта представлена сетью, в которой взаимодействуют фабрика и розничная торговля.
В частности, на внутреннем рынке ОАО «Галантэя» имеет фирменную торговлю в г.Минске (7 фирменных магазинов) и Минской, Гродненской, Могилевской областях. На предприятии за фирменную торговлю отвечает отдел фирменной торговли, который подчиняется заместителю директора по маркетингу и подготовке производства. Фирменная сеть в Беларуси состоит из девяти магазинов и торговых павильонов, расположенных в городах: Минске - 7, Могилеве - 1, Лиде - 1 и ООО «Галантэя - ТОРГ» в г. Москва.
На уровне посредника могут выступать представительства, дилеры, в некоторых случаях их может быть несколько. Это сказывается на конечной цене, поэтому ОАО «Галантэя» стремиться сократить число промежуточных посредников, защитив таким образом свое потребителя.
За пределами республики ОАО «Галантэя» с 1 января 2003г. имеет представительство в г. Москва - ОАО «Галантэя-торг» (общая торговая площадь - 180 кв.м, количество работающих -5 человек).
Анализ экспортных поставок (табл.1) показывает, что наиболее распространенными и эффективными являются поставки через оптовую сеть и составляют 77% дохода от отгрузки продукции за рубеж.
Таблица 1.
Отгрузка продукции за пределы РБ, тыс. долл. США
Показатель |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
|
Поставлено розничной сети |
254,00 |
189,50 |
229,49 |
222,04 |
|
Получено через дилеров |
332,20 |
202,30 |
300,15 |
237,03 |
|
Поставлено в оптовую сеть |
2021,40 |
1332,20 |
1826,36 |
1560,93 |
|
Итого |
2607,6 |
1724 |
2356 |
2020 |
|
Доминирующим зарубежным рынком экспортной деятельности предприятия является рынок России.
Основные причины выбора российского рынка в качестве приоритетного:
- относительная близость;
- государственная поддержка;
- особый статус Союзного государства;
- сходные характеристики российских потребителей с отечественными по некоторым позициям;
- схожесть социальных, культурных и экономических особенностей данного товарного рынка;
- привлекательная емкость рынка;
- наличие свободных сегментов, несмотря на постоянное усиление конкуренции.
Предприятие планирует организовать свои представительства в местах реализации продукции, создать собственные склады, расширить использование дилерской сети.
В случае экспорта товара транспортные расходы несет покупатель, поставка товара осуществляется путем самовывоза транпортом покупателя или используются услуги Транспортных фирм «Галион», «Автотрейдинг», «ЖелДорЭкспедиция», «Грузобаланс».
Как видно, в настоящее время рынок кожгалантерейных изделий отличается большим ассортиментом предлагаемых товаров, устойчивыми объемами производства, четко реагирующими на изменение спроса покупателей. Основными элементами рыночного механизма для ОАО «Галантэя» являются предложение, спрос и цена. Особенностью рынка является все большая насыщаемость импортными товарами, покупательская способность населения, специфичность рынка в зависимости от региона.
Так, рынок городов Беларуси, европейской части России, Украины требует 20 % изделий высокой моды из натуральных кож, 50 % модных изделий с применением классических элементов дизайна из натуральных и искусственных кож, 30 % изделий из искусственных кож для широких слоев населения.
На рынках Урала и Сибири из-за климатических условий необходимы в основном изделия из натуральной кожи классических конструкций.
Для сельского населения Беларуси и стран СНГ требуются хозяйственные сумки значительных объемов из упрощенных дешевых материалов, ремни поясные женские и мужские.
Для людей, занимающихся спортом, требуются спортивные сумки для определенного вида спорта, чехлы для теннисных ракеток, лыж, клюшек, перчатки для тяжелоатлетов и т. д.
Таким образом, в связи с большим насыщением рынка кожгалантерейными изделиями ОАО «Галантэя» должно постоянно проводить широкую рекламную компанию в Беларуси, странах СНГ и странах дальнего зарубежья по продвижению изделий на новые рынки, завоеванию рынков новыми изделиями, постоянно осваивать новые виды продукции, обновлять и расширять ассортимент, поддерживать оптимально низкие цены за счет снижения производственных затрат, то есть добиваться конкурентного преимущества.
Рекламная деятельность ОАО «Галантэя» в 2007 году осуществлялась в трех направлениях:
Реклама в целях эффективного сбыта товаров. Цель - способствовать появлению потребности в данном товаре, т.е. создание спроса, обеспечение, поддержание и расширение сбыта; внушение доверия к товару и предприятию, исходя из потребностей покупателя, возможных мотивов при выборе покупки (скидки, расширенные распродажи с вручением сувениров и демонстрацией моделей).
Реклама внутри предприятия. Цель - внушение сотрудникам веры в собственное предприятие, поддержание чувства тесной взаимосвязи всего коллектива общества с результатами его функционирования. Условиями успешной работы внутри предприятия являются: соответствующий уровень организационной структуры предприятия, хорошие отношения между руководством и сотрудниками, социальные льготы для сотрудников, образцовое поведение руководства в обществе.
Реклама в целях создания престижа. Осуществляется при помощи связей с общественностью. Цель - создание положительного имиджа предприятия.
Для осуществления рекламной компании использованы следующие способы рекламы:
1) Прямая реклама - рассылка коммерческих предложений и рекламных материалов по факсу, по электронной почте.
2) Реклама в прессе, в газетах, в журналах общего назначения, в специальных журналах, в справочниках.
Виды газет, журналов и справочников определялись на основании изучения тиража изданий, мест распостранения, анализа рейтинга возможных изданий, с учетом характера размещаемой информации, времени выхода, цели рекламного обращения (направленность на конечного потребителя или оптовиков).
Рекламной деятельностью на предприятии занимается специалист по рекламе отдела маркетинга и реализации продукции. К разработке комплекса коммуникаций привлекаются также сотрудники отдела маркетинга и отдела сбыта. Кроме того, для проработки отдельных элементов коммуникационного комплекса устанавливаются контакты со сторонними рекламными агентствами. Схема взаимодействия специалиста по рекламе с внешними организациями приведена ниже.
Также одним из элементов товарной политики предприятия является послепродажное обслуживание.
Установлены следующие гарантийные сроки на продукцию:
70 дней -- чемоданы, портфели деловые и дорожные, папки;
50 дней -- сумки женские, мужские, дорожные, спортивные; рюкзаки мужские, женские, дорожные;
40 дней -- перчатки из натуральной кожи;
30 дней -- сумки хозяйственные, пляжные, для учащихся, портфели ученические, изделия мелкой кожгалантереи, ремни поясные и для часов, рюкзаки для учащихся.
На дефекты, вызванные несоблюдением правил по уходу и эксплуатации изделия, гарантия не распространяется.
Предприятие выполняет ремонт изделий в течение гарантийного срока и после.
Изделия упаковываются в п/э пакеты и картонные коробки, в коробку вкладывается инструкция по эксплуатации и уходом за изделием
Отдел маркетинга и реализации продукции от структурных подразделений ОАО «Галантэя» получает данные для составления планов по моделированию новых изделий, заявок на все необходимые материалы. Передает подразделениям утвержденные планы продаж по групповому ассортименту с учетом доведенных показателей социально-экономического развития предприятия, предложения по совершенствованию организации труда, прогнозы развития спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках, планы рекламных кампаний.
Так как в организации планирования кроме ОМиРП участвуют и другие отделы (бухгалтерия, отдел АСУП, экономический отдел), то их взаимодействие является примером коммуникации между отдельными подразделениями, то есть горизонтальной коммуникацией, поскольку данные отделы находятся на одном уровне иерархии.
Практически вся информация, как входящая, так и выходящая, формируется и предоставляется в данный отдел или данным отделом ежемесячно.
Маркетинговые решения, как правило, принимаются согласно разделению функций в отделе (специалист по рекламе принимает решения в области рекламной стратегии, маркетологи по экспорту соответственно принимают решения в своей области и т.д.), однако все принимаемые решения обязательно согласуются с начальником отдела. Если требуется принятие серьезного маркетингового решения, которое будет касаться маркетинговой стратегии предприятия, в этом принимают участие все сотрудники отдела. Например, принятие маркетингового решения по упаковке товара «вечерняя женская сумка». Более подробно остановимся на принятии этого решения. Первым этапом стала генерация идей. На этом этапе использовался метод мозговой атаки. Руководил группой специалистов начальник отдела. Сотрудники отдела предлагали свои варианты упаковки для товара «вечерняя женская сумка»: сначала материал упаковки, затем форму, цветовое решение, стиль и т.д. Затем группа экспертов попыталась из предложенных вариантов создать оптимальный, обладающий наилучшими свойствами. Такой оказалась упаковка из картона с декоративной ручкой. После получения словесного образа новой упаковки необходимо было воплотить идеи в жизнь. Для этого маркетологи связались с несколькими компаниями, занимающимися производством упаковки и предложили изготовить на заказ пробный вариант упаковки. С учетом стоимости и внешнего вида упаковки был выбран голосованием образец фирмы «Белпак». Далее начальником отдела было принято решение о подписании договора с данной фирмой о производстве/покупке партии упаковок количеством 200 шт.
Организационная структура маркетингового отдела построена по принципу линейной функциональности. Такой тип организационной структуры отдела оправдан для данного предприятия, так как он достаточно крупное, да и сам отдел довольно большой - 15 сотрудников, и при данном типе проще осуществлять функции планирования, мотивации и контроля. Разделение функций маркетологов происходит по территориальному признаку: РБ и экспорт.
Функции, выполнение которых входит в обязанности работников отдела, оговорены в должностных инструкциях соответственно занимаемым должностям.
По существующему на предприятии «Положению об отделе маркетинга» на данный отдел возложено выполнение ряда функций и задач. Перечислим основные:
· координация работы производственных и коммерческих служб с целью удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;
· выработка стратегии и тактики предприятия на потребительском рынке с помощью маркетинговых программ.
обеспечение своевременного заключения договоров, квартальных графиков поставки продукции;
организация сбыта продукции в соответствии с заключенными договорами;
участие в разработке ценовой политики предприятия;
организация работы по рекламе выпускаемой продукции, изучению рынка сбыта;
контроль за выполнением экспортных заказов, расширение внешнеэкономических связей;
обеспечивает первоочередную поставку в фирменный магазин предприятия нового ассортимента выпускаемой продукции для изучения покупательского спроса.
Основной функцией отдела маркетинга все-таки остается сбытовая функция. Причем существует разделение функции сбыта: одни работники отдела работают с покупателями РБ, другие с российскими покупателями и посредниками в странах СНГ.
С целью увеличения продаж и выполнения заказов покупателей, согласно полученным заявкам отделом маркетинга предполагается:
а) строгое соответствие плана производства предложениям отдела маркетинга; выполнение данного мероприятия является достаточно проблематичным, поскольку план сбыта на предприятии не составляется, однако планирование может осуществляться при составлении производственной программы и, наконец, главная причина невозможности использования на практике данного предложения это то, что при планировании сбыта за отправную точку берут максимум возможного производства;
б) определение объемов выпускаемой продукции помодельно, согласно заказам покупателей;
в) совершенствование сети доставки продукции покупателям российского региона и стран Прибалтики (доставка транспортом фирмы по РБ, России - только до Москвы, а также по странам Прибалтики;
г) оперативное реагирование на изменение покупательского спроса (предполагаемая сезонная скидка 5-15%, прием возвратов осуществляется при обнаружении брака в продукции в течение 30 дней после заключения контракта, а также при заключении договора с новыми партнерами из России предусмотрено условие возврата нереализованной продукции также в течение 30 дней);
Контроль реализации маркетинговой программы и четкое выполнение всех ее направлений позволяет предприятию успешно продвигаться на рынках РБ, РФ и СНГ.
Как подфункция функции сбыта на ОАО «Галантэя» осуществляется реализация некоторых мероприятий ФОССТИС, а именно: реклама выпускаемой продукции. С каждым годом расширяется план рекламных мероприятий, и увеличиваются расходы на маркетинговые исследования, где значительную долю составляет именно рекламная деятельность (45,1%).
В рамках функции контроля отдел осуществляет контроль за оплатой отгруженной продукции.
На основании проведенного анализа маркетинговой деятельности на ОАО «Галантэя» можно сделать вывод: среди функций, возложенных на отдел маркетинга преобладает функция сбыта (заключение договоров, организация сбыта готовой продукции, организация приемки, хранения и упаковки готовых изделий, руководство комплектовочным участком, поставка в фирменную торговлю новой продукции). Кроме организации сбыта продукции, в обязанности отдела входит - проведение изучения спроса, а также осуществление рекламной деятельности. ОАО «Галантэя» по-прежнему является лидером по производству кожгалантерейных изделий, стремится к улучшению своих позиций как в РБ, так и в СНГ, благодаря умелому и эффективному проведению политики маркетинга.
В целях повышения качества выпускаемых товаров предлагается ввести в обязанности отдела маркетинга также функции контроля за качеством поступаемого сырья, отслеживания динамики обращений покупателей во время и после гарантийного срока обслуживания с различными видами выхода из строя механизмов и частей товара, а также проведение постоянного качества выпускаемого товара в целях его улучшения.
3.1 Оценка конкурентоспособности ОАО «Галантэя»
В настоящее время в Республике Беларусь, как и в России общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятий нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая фирма оценивает свою конкурентную позицию по своей методике.
Мы, в данной работе воспользуемся методикой Белоусова В.Л., основанной на отдельных элементах маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта) и на системе показателей деловой активности и эффективности предприятия.
С помощью предложенной методики проведём расчеты конкурентоспособности ОАО «Галантэя», которая занимается выпуском кожгалантерейных изделий. Баланс предприятия за 2007 год составил 13017943 тыс.руб. Внеоборотные активы- 6648550 тыс. руб., оборотные активы- 6369363 тыс.руб.
Вначале проведем расчет коэффициентов по элементам комплекса маркетинга:
Коэффициент рыночной доли:
где ОП - объем продаж кожгалантерейных изделий ОАО «Галантэя» в Беларуси = 7669 113 тыс.руб.;
ООПР - общий объем продаж кожгалантерейных изделий на рынке Беларуси = 17638960 тыс.руб.
КРД=0,43 показывает долю, занимаемую на рынке.
Коэффициент предпродажной подготовки:
где ЗПП - сумма затрат на предпродажную подготовку=72076 тыс. руб.;
ЗПОП - сумма затрат на производство продукции и организацию её
продаж = 9331924 тыс. руб.
КПП=0,01 показывает, что предприятие уделяло недостаточное внимание улучшению предпродажной подготовке.
Коэффициент изменения объема продаж:
где ОПКОП - объем продаж на конец 2007 года = 13087224 тыс.руб.;
ОПНОП - объем продаж на начало 2007 года = 11698314 тыс.руб.
КИОП=1,12 показывает рост конкурентоспособности ОАО «Галантэя» за счет роста объема продаж на рынке.
Коэффициент доведения кожгалантерейных изделий до потребителя вычисляется по формуле :
,
где КИОП - коэффициент изменения объема продаж = 1,12;
ЗСБкоп - сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец 2002 года = 106018 тыс.руб.;
ЗСБноп - сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало 2002 года = 79642 тыс. руб.
КС =1,49 показывает стремление ОАО «Галантэя» к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности.
Коэффициент рекламной деятельности:
,
где ЗРДкоп- затраты на рекламную деятельность на конец 2007 года = 157405 тыс. руб.;
ЗРДноп - затраты на рекламную деятельность на начало 2007года = 99502 тыс .руб.
КрекД =1,77 характеризует стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности.
Коэффициент использования персональных продаж КИПП не рассчитывается в виду отсутствия торговых агентов на ОАО «Галантэя».
,
где ЗПТАкоп- сумма затрат на оплату торговых агентов на конец отчетного периода;
ЗПТАноп - сумма затрат на оплату торговых агентов на начало отчетного периода.
Коэффициент использования связей с общественностью:
,
где ЗРкоп- затраты на связи с общественностью на конец 2007 года = 32583 тыс. руб.;
ЗРноп -затраты на связи с общественностью на начало 2007 года =8898 тыс. руб.
КИСО = 4,10 показывает стремление к росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью.
Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности:
Внесем полученный коэффициент с таблицу 2.
Теперь нам необходимо провести расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса ОАО «Галантэя» за 2002 год.
Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле:
Строка 290 баланса - 6369393 тыс. руб.;
Строка 217 баланса - 41934 тыс. руб.;
Строка 519 баланса - 2793188 тыс. руб.;
Строка 540 баланса - 0 тыс. руб.;
Строка 550 баланса - 705462 тыс. руб.;
Строка 560 баланса - 0 тыс. руб.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется следующим образом :
Строка 390 баланса - 10224755 тыс. руб.;
Строка 550 баланса - 705462 тыс. руб.;
Строка 560 баланса - 0 тыс. руб.;
Строка 190 баланса - 6648550 тыс. руб.;
Строка 290 баланса - 6369393 тыс. руб.
Полученные данные также перенесем в таблицу 2
Таблица 2
Показатели, характеризующие конкурентоспособность ОАО «Галантэя» в 2007 году
№ п/п |
Показатели |
Итоговое значение |
|
1. |
КМТК |
1,49 |
|
2. |
КТЛ |
3,03 |
|
3. |
КОСС |
0,67 |
|
Итого КП: |
3,02 |
||
Проведем окончательный расчет конкурентоспособности предприятия
Эти данные также внесем в таблицу 2.
Показатель конкурентоспособности ОАО «Галантэя» равен 4,12 и свидетельствует о конкурентоспособности предприятия по итогам 2002 года.
Для каждой группы конкурентов характерны конкретные концепции поведения на рынке. Зная значение КП рассмотрим в какую же группу попала ОАО «Галантэя» по итогам 2002 года в матрице группового ранжирования конкурирующих фирм
3.2 Оценка технического уровня и анализ качества продукции
Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности, росту престижа предприятия. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышению жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостоянию народа.
Поэтому необходимо постоянно, целенаправленно и кропотливо работать над повышением уровня качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Обязательным условием выпуска продукции высокого качества является совершенствование производственно-технической базы предприятия, повышения технического уровня производства.
ОАО «Галантэя» - высокомеханизированное предприятие, доля механизированного труда составляет 83%. В 2007 году на ОАО «Галантэя» была разработана программа технического перевооружения производства, предусматривающая как замену морально - устаревшего оборудования, так и внедрение новейших технологий и оборудования.
На предприятии имеется технологическая служба, которая состоит из руководителя службы и 10 технологов. В функции службы входит: разработка технологии изготовления изделий, технологический контроль производства, разработка и внедрение новых технологий и оборудования.
Имеющийся парк технологического оборудования и кадровый потенциал службы обеспечивают выпуск продукции в запланированном объеме высокого качества. ОАО «Галантэя» располагает производственными мощностями, позволяющими в ближайшие 5 лет наращивать объемы производства на 10-15 %.
За годы экономических реформ на предприятии обновление активной части основных производственных фондов проводилось недостаточно, в результате чего в настоящее время используется значительная часть физически изношенного оборудования. Установка в 2006 году новых машин несколько улучшила возрастную структуру парка технологического оборудования, однако доля новых машин и аппаратов остается весьма малой, а потому главной задачей фирмы на ближайшее время является максимально возможное привлечение финансовых средств на модернизацию технической базы производства (табл. 3).
Таблица 3
Возрастная структура основного технологического оборудования ОАО «Галантэя»
№ п/п |
Наименование Оборудования |
Общее кол-во шт. |
В том числе |
|||||
|
До 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 до 15 лет |
от 15 до 20 лет |
Свыше 20 лет |
|||
1 |
Швейные машины(плоскостные) |
266 |
22 |
106 |
91 |
40 |
7 |
|
2 |
Швейные машины рукавные |
47 |
19 |
14 |
7 |
5 |
2 |
|
3 |
Прочее технологическое оборудование |
230 |
47 |
19 |
52 |
65 |
47 |
|
И ТО Г О: |
543 |
88 |
139 |
150 |
110 |
56 |
||
Замена технологического оборудования обусловлена необходимостью расширения ассортимента продукции, выпуска высококачественных изделий и для обеспечения платежеспособного спроса внутреннего и зарубежного рынков на продукцию предприятия. Немаловажным фактором выбора фирмы поставщика оборудования являются цена машин и близость поставщика.
Источниками информации для анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторных исследований, сведения отделов технического контроля, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и другие документы.
К обобщающим показателям, характеризующих качество продукции относятся: показатели технического уровня продукции, показатели соответствия ГОСТов, объем и номенклатура продукции на которую получены сертификаты качества, освоение новых видов продукции, объем и номенклатура продукции на экспорт, объем и номенклатура продукции первого сорта и ее удельный вес в общем объеме произведенной продукции.
Важным показателем работы предприятия является сортность выпускаемых изделий. Производитель должен стремиться увеличивать выпуск продукции первого и высшего сорта. На ОАО «Галантэя» продукции первого сорта в общем объеме производства занимает доминирующее положение (табл. 4)
Таблица 4
Динамика качества продукции
Показатель |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 (9 месяцев) |
|||||
план |
факт |
план |
Факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
Выпуск продукции 1-го сорта |
94,6 |
94,8 |
94,6 |
94,7 |
94,9 |
95,0 |
94,9 |
95,1 |
|
Выпуск продукции 2-го сорта |
5,4 |
5,2 |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
5,0 |
5,1 |
4,9 |
|
Из табл. 4 видно, что фактический выпуск продукции 1 сорта на предприятии с 2004 года выше планового. В среднем план по качеству перевыполняется за рассматриваемый период времени на 0,2%. Выпуск продукции первого сорта в общем объеме производства за 9 месяцев 2007 года на 0,3% выше в сравнении с 2004 годом.
Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.
Одна из главных задач анализа качества продукции является изучение динамики обобщающих, индивидуальных и косвенных показателей подробно выполнение плана по их уровню, причины их изменений и оценка выполнения плана по уровню качества продукции.
Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодам, планом.
Таблица 5
Анализ показателей качества продукции
Показатель |
Ед. изм. |
2005 год |
2006 год |
2007 год январь - сентябрь |
Отклонение от |
|||
План |
факт |
плана |
2005 года |
|||||
Объем продукции |
Млн. руб. |
14588 |
15120 |
15320 |
15623 |
+303 |
+1035 |
|
Продукция, поставленная на экспорт |
Млн. руб. |
3777,9 |
4555,3 |
5000 |
5042 |
+42 |
+1264 |
|
Удельный вес экспортной продукции |
% |
25,9 |
30,1 |
32,6 |
32,3 |
+0,3 |
+6,4 |
|
Расхода предприятия на брак и уценку |
Млн. руб. |
120,3 |
147,6 |
- |
145,2 |
- |
+24,9 |
|
Удельный вес бракованной и уцененной продукции |
% |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
- |
+0,5 |
||
Данные табл. 5 показывают, что на предприятии в течении рассматриваемого периода возросли расходы, связанные с исправлением бракованной продукции с 2005 года на 24,9 миллионов рублей. В то же время ежегодно растет выпуск и удельный вес экспортной продукции. Экспорт продукции вырос на 6,4%. Экспортируемая продукция является важным показателем качества продукции.
Таблица 6
Анализ качества продукции, участок 101 (ремни)
Сорт |
Цена за 1 шт., руб. |
Выпуск продукции, шт. |
Стоимость выпуска, тыс. руб. |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
по цене 1 сорта |
||||
план |
факт |
|||||||
1 |
6100 |
3948 |
7485 |
24002,8 |
45640,2 |
24082,8 |
45640,2 |
|
2 |
3800 |
52 |
18 |
197,6 |
68,4 |
317,2 |
109,8 |
|
ИТОГО |
- |
4000 |
7500 |
24280,4 |
45708,6 |
24400 |
45750 |
|
Средний коэффициент сортности находим по формуле
К сорт = (VВПi Цi) : VВПобщ Ц1с
К сорт план = 24280,4 : 24400 *100 =99,5%
К сорт факт = 45708,6 : 45750 *100 = 99,9 %.
Выполнение плана по качеству - 100,4 %.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. Анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Анализ брака следует начинать с изучения причин его возникновения.
Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки. На предприятии ежемесячно проводиться анализ дефектов продукции, возвращенной торгующими организациями и частными лицами.
Таблица 7
Анализ дефектов продукции от общего выпуска продукции за январь-сентябрь 2007г.
№ пп |
Дефекты |
Количество возвратов |
% от общего выпуска |
|
1 |
Незахват в шов, смещение |
491 |
0,105 |
|
2 |
Фурнитура |
1595 |
0,341 |
|
3 |
Деформация |
60 |
0,012 |
|
4 |
Дефект материала |
785 |
0,168 |
|
5 |
Механическое повреждение |
244 |
0,522 |
|
6 |
Миграция |
129 |
0,028 |
|
7 |
Дефекты натуральной кожи |
70 |
0,015 |
|
ИТОГО |
3379 |
0,724 |
||
5.Алексунин В. А. Международный маркетинг. Учебное пособие.- М.: 2000 .
Белявский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М. : «Финансы и статистика», 2001.
6.Бизнес - план ОАО «Галантэя» на 2008 г.
7.Емельянов В., Гусева О., Достанко П. От конкурентоспособности каждого изделия - к успеху предприятия.// Финансы. Учет. Аудит. Октябрь, 2001 г. - с. 6 -8.
8.Ермак Д. Конкурентоспособность превыше всего.// НЭГ, № 28, 15 апреля 2003 г.
9.Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент. - С- П. : ПИТЕР, 2000.
10.Портер М. Международная конкуренция. - М.: «Международные отношения», 1993.
11.Фатхудинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса : экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Издательско - торговый центр «Маркетинг», 2002.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |