Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Особенности инвестиционных процессов в России


54

1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский Государственный Университет

Архитектуры и Строительства

Институт экономики и менеджмента

Кафедра «Маркетинг и экономическая теория»

Курсовая работа

по курсу: «Макроэкономика»

на тему: «Особенности инвестиционных процессов в России»

Выполнила: студентка гр. Мар-21

Паршунина О.В.

Руководитель: к.э.н., доцент Чувакова С. Г.

Пенза 2010

Аннотация

Рассмотрено теоретическое обоснование ивестиций, исследуются достоинства и недостатки инвестиционной сферы в России и в Пензенской области, оценивается инвестиционная деятельность в последние годы. Представлены основные цели и задачи в инвестиционной сфере на ближайшую перспективу.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..4

1. Инвестиции как экономическая категория………………дентов, у России есть огромное преимущество по сравнению с другими странами: ей есть куда развиваться. «Россия -- страна с развивающейся экономикой, и вот в этом качестве она и ценна для международного инвестиционного сообщества. Если многие страны утратили вектор развития, то у России он есть», -- говорится в исследовании. Среди других позитивных отличий отмечаются человеческие ресурсы, географический фактор соседства и культурная близость к Европе. Респонденты говорят, что более естественно инвестировать в Россию, чем, например, в далекую Бразилию. А русские люди более понятны и европейцам, и американцам.

Стоит отметить еще одно преимущество России, которое авторы исследования назвали даже российским ноу-хау, -- это умение собраться и выходить даже из крайне критических ситуаций. Россия способна опровергнуть самые пессимистичные расчеты и выйти победителем. Хотя эта особенность и не всегда поддается логическому объяснению, но без сомнений добавляет оптимизма иностранным инвесторам.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Анализ показал, что остро стоит проблема отраслевого «перекоса» привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время иностранные инвесторы в России ориентируются на вложения в отрасли, обеспечивающие гарантированный экспорт или быстрый оборот вложенных средств (нефтедобыча, добыча других природных ресурсов, торговля и общественное питание, пищевая промышленность). Зарубежные инвестиции не идут в те отрасли, которые наиболее нуждаются в них, и являются приоритетными для развития экономики России (сельское хозяйство, машиностроение, производственная инфраструктура). Очевиден существенный пробел в современной инвестиционной политике Российской Федерации, выражающейся в отсутствии четких приоритетов в вопросах привлечения и стимулирования капиталовложений в высокотехнологические отрасли, которые сегодня являются главной движущей силой мировой экономики.

Можно говорить о формировании новой тенденции в структуре основных государств, инвестирующих капитал в Россию. Новая группа лидеров включает в себя одну высокоразвитую страну (Великобритания), одну развитую (Нидерланды) и два государства, предоставляющие инвесторам льготные условия налогообложения (Люксембург и Кипр). Традиционно около трети всех капиталов приходило из стран и территорий с оффшорными режимами. Проблемой остается региональный дисбаланс инвестиций, что связано со значительной дифференциацией регионов по уровню инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Иностранный инвестор присутствует в тех регионах страны, в которых сосредоточены отечественные финансовые ресурсы (г. Москва - лидер по привлеченным инвестициям, г. Санкт-Петербург), которые обладают значительными запасами сырья (Тюменская, Сахалинская области, Красноярский край), имеют развитую инфраструктуру и сравнительно высокую платежеспособность населения (Свердловская, Челябинская, Омская области).

Таким образом, необходимо совершенствовать инвестиционную политику России, так как положительные стороны иностранных инвестиций значительно превосходят отрицательные.

2.3 Особенности развития инвестиционной деятельности в Пензенской области

Расположение Пензенской области в центре Европейской части России, ее транспортные коммуникации, наличие сетей с энергоносителями предопределяют возможность производства и реализации произведенной продукции не только в области, но и за ее пределами, что создает определенные предпосылки для привлечения инвестиций и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных партнеров.

Не смотря на это, проблема инвестирования в Пензенской области стоит наиболее остро, так как по сравнению со среднероссийскими показателями отмечается пониженная эффективность экономики как в сфере производительности труда, так и по финансовым результатам деятельности отраслей и сфер экономики. Основным условием достижения необходимых темпов роста ВРП (валового регионального продукта) Пензенской области является повышение экономической эффективности функционирования отдельных секторов хозяйства и ведущих предприятий за счет привлечения значительных объемов инвестиций в приоритетные сферы экономики. Существующая система управления инвестиционным развитием Пензенской области ориентирована на управление объектами инвестиционной деятельности и имеет определенные недостатки. Неэффективная система обслуживания инвестора является существенным ограничением на пути инвестиций в регион. Объемы инвестиций, поступающих в область, пока недостаточны для проведения масштабной модернизации производства, реализации новых проектов, направленных на ускорение темпов экономического роста. Основными проблемами в процессе привлечения инвестиций являются недостаточный уровень развития производственной инфраструктуры, недостаточность и высокая стоимость энергоресурсов, высокая степень износа основных фондов, сложность процедуры оформления земельных участков, трудности в получении кредитных ресурсов. Сдерживающим фактором инвестиционного развития является также недостаточная координация работы муниципальных образований, органов исполнительной власти Пензенской области и таких институтов развития, как Пензенская областная торгово-промышленная палата, ОАО «Корпорация развития Пензенской области» и ряда других в сфере привлечения инвестиций.

Так, в январе-ноябре 2009 года на развитие экономики и социальной сферы Пензенской области использовано 33323,1 млн. руб. инвестиций, что на 20,2% (в сопоставимой оценке) меньше уровня января-ноября 2008 года. За январь-сентябрь 2009 года в Пензенскую область поступило 32,9 млн. долларов США иностранных инвестиций, на 35% меньше соответствующего периода 2008 года. Сумма накопленных иностранных инвестиций по состоянию на 1 ноября 2009 года составила 97,1 млн. долларов США.

При выборе места для инвестирования инвесторы сопоставляют внутренний потенциал областей, отвечающих их базовым критериям. Поэтому был проведен анализ ключевых элементов инвестиционного имиджа Пензенской области в сравнении с регионами-конкурентами.

Положительными составляющими инвестиционного имиджа Пензенской области являются:


- выгодное географическое положение;

- благоприятная экологическая ситуация;

- высокий уровень развития малого бизнеса;

- интеллектуальный и кадровый потенциал;

- благоприятный социокультурный климат и туристический потенциал;

- стабильная общественно-политическая ситуация;

- низкий уровень криминальных рисков.

Отрицательными элементами инвестиционного имиджа Пензенской области являются:

- высокая степень износа основных фондов;

- пониженная экономическая эффективность промышленности;

- недостаточность и высокая стоимость энергоресурсов;

- ограниченная собственная сырьевая база;

- низкий уровень жизни;

- высокий уровень консерватизма.

Приволжский федеральный округ (далее - ПФО), в который входит Пензенская область, выделяется среди других округов постоянным уменьшением инвестиционного потенциала при небольшом снижении инвестиционного риска, а также значительной межрегиональной дифференциацией инвестиционного климата. При этом, за последние пять лет Пензенская область занимает одну из лидирующих позиций по росту инвестиций в ПФО, и даже в послекризисный период (с лета 2009 года) демонстрирует устойчивую динамику снижения практически всех частных инвестиционных рисков. В этом мы можем убедиться, рассмотрев график на рисунке 6. На примере малых предприятий видно, что только Пензенские малые компании увеличили инвестиции в собственное развитие.

Рис. 6. Объем инвестиций в собственный капитал предприятий малого бизнеса за январь-сентябрь 2009 г.

Развитие инвестиционной деятельности в Пензенской области во многом обусловлено дальнейшим формированием законодательной и нормативной базы, обеспечивающей защиту прав инвесторов, совершенствованием налоговой базы, успешностью проведения реформы предприятий и осуществления амортизационной политики, повышением инвестиционной направленности процесса приватизации предприятий, стимулированием привлечения сбережений населения в инвестиционную сферу, наращиванием объемов лизинговой деятельности, стимулированием притока иностранного капитала.

Так, в области работают инвесторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и других регионов России. Реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. Правительство области заинтересовано в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, прежде всего для развития производства экспортируемой и импортозамещающей продукции.

В Пензенской области осуществляются меры, направленные на привлечение и защиту инвестиций, в том числе иностранных, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, информации, финансовых средств, свободу экономической деятельности. Формируются электронные базы данных (на английском и русском языках), материалы которых используются для формирования оперативных печатных презентационных материалов (каталоги инвестиционных возможностей, профили площадок и т.п.). В целях стимулирования привлечения инвестиций на территорию Пензенской области с 2000 года применяется Патронажный сертификат Губернатора Пензенской области. На сегодняшний день выдано 20 таких сертификатов. Их получателями стали компании, реализующие на территории области крупные и социально значимые проекты.

В группу отраслей, обладающих высоким приоритетом инвестирования, вошли:

- производство бумаги и картона;

- производство изделий из бумаги и картона;

- производство деревянных и строительных конструкций;

- производство кондитерских изделий;

- пивоваренное производство;

- производство молочных продуктов;

- выращивание свиней и птицы;

- производство мясопродуктов;

- производство деревянной мебели и пиломатериалов;

- производство арматуры;

- производство дизелей и турбокомпрессоров.

Главная цель инвестиционной политики Пензенской области на ближайшую перспективу будет определяться как повышение эффективности вложений инвестиций в производства, позволяющие создать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию, образующих на этой основе стадию роста.

В настоящее время реализуется целый ряд перспективных проектов в сфере сельского хозяйства, промышленности, деревообработки, переработки сырьевых ресурсов, развития инфраструктуры. Среди них: строительство теплиц для выращивания роз по голландской технологии, завода по производству сухих строительных смесей производительностью 2 млн. тонн в год, цементного завода в Никольском районе, сахарного завода в Бековском районе, современных торговых и офисных центров в г. Пензе, реконструкция кирпичного завода в Камешкирском районе, введение новых производственных мощностей на ряде предприятий АПК (ОАО «Мясоптицекомбинат Пензенский», ОАО «Птицефабрика «Васильевская»).

В то же время были отмечены сложности, которые мешают повышению инвестиционной привлекательности Пензенской области. Профессор ПГУ, доктор технических наук Печерская Р.М. на третьем Инвестиционном Форуме Пензенской области внесла конкретные предложения по поддержке развития нанотехнологий и производства наноматериалов на территории Пензенской области путем предоставления соответствующих грантов Губернатора Пензенской области. В настоящее время эти материалы рассматриваются в Правительстве Пензенской области на предмет их реализации в соответствии с действующим законодательством.

Характеризуя ситуацию в инвестиционной сфере за последнее время можно отметить, что за январь-март 2009г. сдано в эксплуатацию 87,3 тыс. м2 жилья, или 103,9% к январю-марту 2008г. В г. Пензе построено 48,8 тыс. м2 общей площади жилья (55,9% от общего ввода жилья по области), или на 54,0% (на 17,1 тыс. м2) больше января-марта 2008г. Индивидуальными застройщиками построено 28,1 тыс. м2 жилья, или 118,8% к январю-марту 2008г. В январе-марте 2009г. введены 2 спортивных зала площадью 1143 м2, 3 бассейна с площадью зеркала воды 1725 м2. В январе-марте 2009г. сданы в эксплуатацию помещения для птицы на 151,8 тыс. птицемест, газопровод высокого давления протяженностью 2,3 км.

В настоящее время реализуется инвестиционный проект ООО «Азия Цемент» по строительству цементного завода в Никольском районе. Проектом предусмотрены инвестиции в размере 7 млрд. рублей с целью строительства второй очереди современного цементного завода мощностью 4 млн. тонн цемента в год. Объем производства составит около 12,5 млрд. рублей в год. Эксплуатация завода позволит создать свыше 500 новых рабочих мест, ежегодные поступления налоговых платежей всех уровней составят около 2,5 млрд. рублей.

ОАО «Чаадаевский» завод древесностружечных плит реализует инвестиционный проект по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению существующего производства. В рамках проекта проводится модернизация линии ДСП мощностью 120,0 тыс. м3 в год, монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования участка по подготовки стружки и расширение собственной лесозаготовительной базы на основе высокопроизводительной лесозаготовительной техники. Ориентировочный объем инвестиций составляет 250 млн. рублей.

В Бессоновском районе реализуется инвестиционный проект по производству фрикционных материалов для грузового, легкового и рельсового транспорта. Компания проводит активную политику импортозамещения. Налажено производство тормозных колодок дискового тормоза, которые не уступают по качеству ведущим мировым производителям фрикционных материалов. Завезено новое производственное оборудование из Европы, внедрена европейская технология безасбестового производства, закуплено сырьё и материалы, прошедшие сертификацию в странах ЕС. Продукция компании пользуется спросом в России и тестируется на крупнейших предприятиях ближнего и дальнего зарубежья, таких как "БелАЗ", "SINTER" (Cловения), "Icer Brakes" (Испания).

Немаловажным направлением в реализации инвестиционной политики является формирование благоприятного инвестиционного климата как на областном, так и на местном уровне. Имеется в виду тесное взаимодействие с органами местного самоуправления и с территориальными федеральными органами по развитию благоприятной бизнес-среды, обеспечение информационной открытости региона. В целях презентации экономического и инвестиционного потенциала, создания площадки для эффективного диалога между зарубежными и российскими инвесторами и авторами инвестиционных проектов региона в 2010 году в Пензе планируется проведение Четвертого Инвестиционного форума. Главная цель инвестиционной политики Пензенской области на ближайшую перспективу будет определяться как повышение эффективности вложений инвестиций в производства, позволяющие создать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию, сохраняя на этой основе стадию роста.

Таким образом можно отметить, что перспективы Пензенского региона в целом очевидны и существуют ресурсы, которыми мы готовы распоряжаться уже сейчас. Существуют инвестиционные проекты для выгодных вложений и существуют высококвалифицированные кадры, которые смогут реализовать эти проекты. Все зависит от того, как наш регион распорядится открытой перспективой.

3. Инструменты государственного регулирования инвестиций

3.1 Основные направления и перспективы развития инвестиционной политики

Инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Так, например, основными принципами региональной инвестиционной политики на федеральном уровне могут быть следующие [12, с. 13-14]:

1) государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;

2) на федеральном уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Федерации;

3) необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование одинаковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов;

4) наделение органов государственной власти субъектов Федерации широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность;

5) разработка и применение единых общероссийских нормативно-законодательных основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Федерации по их усмотрению.

Следует отметить, что современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.

В наше время важна необходимость инвестиций в науку. Несмотря на это, в России только 1% крупных компаний готовы вкладывать свои ресурсы в научные разработки. В кризис финансирование исследований сокращается, а пропасть между наукой и бизнесом увеличивается.

Большая часть научных разработок, которые успешно сейчас внедряются в России, кем-то уже придуманы и продаются. Например, робот на выставке в Москве в Японии никого уже не удивит. Но инновации - это не обязательно прорыв, скорее необходимые наукоемкие технологии.

У российского рынка своя специфика: инвесторы идут по уже изведанным тропкам. Рисковать своим капиталом готовы единицы. Ученые, которые занимаются фундаментальной наукой в госучреждениях и институтах, коммерсантам не интересны. Они о партнерстве разговаривают с теми, кто уже наладил производство и хочет его развить.

«Мы не способны полностью за вас делать весь бизнес. Мы способны его профинансировать, мы способны открыть перед вами некоторые двери, связать вас с какими-то партнерами или даже дополнительными инвесторами, которые могут вам существенно помочь в развитии вашего предприятия. Но мы не способны взять у вас технологию, сказать: сидите, пожалуйста, на скамеечке, мы сейчас вам тут все поднимем, потом будете работать. К сожалению, так невозможно», - считает Дмитрий Гордиенко, старший менеджер «Роснано».

Проект должен быть не просто готов, но и возможная прибыль по нему должна быть не ниже 20%, тогда бизнес заинтересуется. При этом структура инвестиций тоже весьма предсказуема. Самые инновационные отрасли в России - космос, авиация и телекоммуникации. Следом идут биотехнологии, военные разработки и энергетика. Но даже в высокотехнологичных отраслях доля таких проектов не превышает 14%.

Казалось бы, в кризис активы дешевые, самое время рискнуть. Но в инновационную сферу России пока не готовы войти ни национальные, ни западные инвесторы. Впрочем, ученые любят повторять: наука делается не для того, чтобы каждый ее результат оказывался в реальной жизни.

При нынешнем состоянии российской финансовой системы в качестве ведущего механизма обеспечения подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Но с учетом неразвитости коммерческих банков и фондового рынка, в ближайшие 5-10 лет сами по себе они не смогут обеспечить решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности.

Государственная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать инвестиции в перспективных направлениях развития экономики и функции поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства социально значимых отраслей и секторов хозяйства. Достигается это сочетание соответствующей конструкцией системы государственных институтов развития, состоящей из Российского банка развития, реализующего задачу привлечения инвестиций в освоение перспективных направлений роста нового и современного ТУ и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики. В частности, такие банки необходимы: для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства; кредитования малого бизнеса и жилищного строительства. Каждая из этих сфер обладает определенной спецификой, затрудняющей привлечение кредитов на рыночных условиях.

Формально некоторые из этих банков - Российский банк развития, Росэксимбанк, Россельхозбанк - созданы, но ни один из них как институт развития так и не заработал. Для этого они должны быть встроены в соответствующую систему организации финансовых потоков. Такая система должна включать механизмы рефинансирования банков развития, процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития, обеспечивающие их реализацию гибкие технологии денежного предложения и надежный контроль над эффективностью использования предоставляемых кредитов.

Сложившаяся на сегодняшний день в России структура распределения сбережений позволяет реализовать оба известных из международного опыта механизма финансирования институтов развития: как основанного на сбережениях, так и использующего механизмы рефинансирования Центрального банка. Формирование первого из них предусматривает привлечение кредитных ресурсов Сберегательного банка на депозиты в банки развития и их размещение в инвестиционных проектах, реализующих приоритетные направления развития экономики. Создание второго механизма - кредитование банков развития через централизованные процедуры денежного предложения - не означает, разумеется, восстановления административной технологии распределения капитальных вложений. Централизованная процедура регулирования кредитной эмиссии или размещения организованных под контролем государства сбережений ограничивается установлением пропорций распределения общих инвестиционных ресурсов государственной финансовой системы между банками развития в соответствии с приоритетами экономического роста и целями поддержания инвестиционной активности. Принятие же собственно инвестиционных решений обеспечивается банками развития самостоятельно с соблюдением всех рыночных критериев окупаемости и надежности соответствующих инвестиционных проектов.

Необходима активизация инвестиционной составляющей бюджетной политики, включающая:

восстановление Бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на Банк развития;

формирование государственной инвестиционной программы исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики;

проведение инвентаризации исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с признанием недействительными сделок, по которым обязательства не выполнены;

прекращение практики предоставления государственных гарантий под финансирование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продукции отечественного производства, предоставление государственных гарантий только при условии наполнения соответствующих инвестиционных проектов закупками отечественного оборудования.

В общем виде предлагаемая система будет функционировать следующим образом. На макроуровне политика денежного предложения ориентируется на обеспечение спроса на деньги со стороны производственной сферы при желаемом уровне экономической активности, регулируемом посредством ставки рефинансирования. Наряду с рутинными процедурами рефинансирования текущей деятельности коммерческих банков, для поддержания роста долгосрочных инвестиций денежные власти организуют два контура денежного предложения: Центральный банк - банки развития - производственные предприятия; сбережения населения - Сбербанк - банки развития - производственные предприятия. Таким образом, накапливаемые и вновь создаваемые денежные ресурсы трансформируются в кредитование производства и инвестиции, авансируя экономический рост.

Таким образом, предлагаемая система поддержания инвестиционной активности будет стимулировать рост конкурентоспособных финансово-производственных структур. Банковская система получит мощный импульс переориентации на работу с реальным сектором. Постепенно будет преодолена дезинтеграция российской экономики, восстановится нормальная взаимосвязь финансовой сферы и реального сектора в обеспечении расширенного воспроизводства экономической деятельности. Сформируется ориентированная на экономический рост финансово-промышленная система, обеспечивающая высокий уровень инвестиционной и инновационной активности.

3.2 Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности

В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законодательстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

Эта проблема актуальна и на уровне муниципальных образований.

Таким образом, в настоящее время названные функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает.

Объясняется это тем, что в России не было соблюдено в должной мере главное из названных выше условий необходимость долгосрочной политики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Президентом РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее время. При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскую экономику ожидать не приходится.

Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.

Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов - указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусматривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капитал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.

Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп.

Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям.

Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.

Таким образом, можно отметить, что Россия, с множеством недостатков и проблем в инвестиционной сфере, имеет шанс занять достойное место в мировом сообществе при условии грамотного подхода правительства к этой проблеме.

Заключение

В своей курсовой работе я попыталась дать основные теоретические аспекты такого важного и сложного процесса как инвестиции; проанализировать инвестиционную ситуацию в России на данный момент с разных позиций: по России в целом, в Пензенской области, а также в сотрудничестве с другими странами; предоставить основные рекомендации по развитию инвестиционной сферы, основываясь на законодательстве.

Инвестиции являются важной экономической категорией и играют большую роль в экономике страны. В первом разделе это было точно отражено. Также инвестиции являются звеном в цепочке практически всех экономических процессов, а с помощью мультипликатора и акселератора происходит рост ВНП - решающего понятия экономики.

Второй раздел был посвящен анализу инвестиций. Одним из важнейших факторов перехода к новому этапу -- периоду экономического роста и фундаментальной перестройки в период выхода из экономического кризиса экономики России является развитие как внутренних резервов, так и межгосударственной инвестиционной деятельности. Снижение удельного веса валового накопления основного капитала в ВВП стало результатом действия ряда факторов: сокращение сбережений как основного источника финансирования инвестиций и уменьшения государственных инвестиций в виде капиталовложений, а рыночный механизм инвестирования пока работает неэффективно так как невыгодно вкладывать деньги в реальный сектор экономики, а выгоднее инвестировать их финансовые инструменты -- ценные бумаги. Привлечение и использование прямых иностранных инвестиций будет способствовать росту научно-технического потенциала и восстановлению экономики страны, а грамотная политика на уровне регионов поможет в наращивании ВНП, так как потенциал имеется (например, в Пензенской области).

По третьему разделу можно сделать вывод о том, что России необходима активация инвестиционной сферы, например: восстановление Бюджета, формирование государственной инвестиционной программы, проведение инвентаризации исполнения обязательств инвесторов, прекращение практики предоставления государственных гарантий под финансирование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продукции отечественного производства, усовершенствование законодательной базы и т. д.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

В заключение хочется отметить, что инвестиции представляют собой сложный механизм, способный в значительной степени увеличить экономический потенциал государства. Поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит успешную реализацию социально-экономических реформ и экономическое развитие страны в целом.

Список использованной литературы

1. Галаева Е.В, Корсакова А.А Макроэкономика. М.: ММИЭИФП, 2003, -- 267 с.

2. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л.С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа, 2001. - 400с.

3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - М.: Дело 2000 - 472с.

4. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. -- 834 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ).

5. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 848с.кроэкономика

6. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. М.: ИНФРА-М, 2004. -- 400 с. (Учебники эконом. факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

7. Шагас Н.Л, Туманова Е.А. Макроэкономика. М.: изд-во МГУ, 2006. -- 427 с. (сер.: Классический университетский учебник).

8. Белоусов А.В. Механизм формирования российской инновационно-инвестиционной системы // Вестник СГСЭУ. - 2009 - №2 - с. 38 -42.

9. Бородин Е. Инвестиционный бум в России: итоги и перспективы // Общество и экономика. - 2008. - №6. - с. 102-109.

10. Головко Ю.В. Инвестиционные возможности в России (спрос и предложение) // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008 - №4 - с. 93 - 103.

11. Григорьев Л. Инвестиционный процесс: накопленные проблемы и интересы // Вопросы экономики. - 2008 - №4. - с. 44 - 60.

12. Дасковский В. Совершенствование оценки эффективности инвестиций // Экономист - 2009 - №1 - с. 42 - 56.

13. Жуков С.В. О трактовке содержания банковской инвестиционной деятельности // Вестник СГСЭУ. - 2008. - №2. - с.73 - 75.

14. Казанцев С. В. Структура иностранных инвестиций в России // ЭКО. - 2006 - №4 - с. 53 - 66.

15. Малядова Н. Реальное инвестирование с учетом налоговых последствий // Проблемы теории и практики управленя. - 2008 - №8. С.49 - 55.

16. Павлов К. Инвестиции инновационного типа // Экономист. - 2008. - №12. - с. 34 - 37.

17. Пономарева Н.В. Иностранный капитал в России: налоговые последствия // Финансы. - 2008 - №4 - с. 36-37.

18. Рубанов И. Убейте Плюшкина в себе // Эксперт. - 2009. - №24 - с. 20 - 28.

19. Смелов А.И. Вопросы повышения инвестиционной активности // Финансы. - 2008. - №8. - с. 73 - 74.

20. Френкель А. Иностранные инвестиции в России: основные тенденции // Проблемы теории и практики управленя. - 2008 - №9 - с. 76 - 89.

21. www.minfin.ru.

22. www.gks.ru.

Глоссарий

Инвестиция - долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты. Инвестиции приносят прибыль через значительный срок после вложения.

Виды инвестиций - иностранные, государственные, частные, производственные, интеллектуальные, контролирующие, неконтролирующие и т.п. инвестиции.

График инвестированного спроса - график, характеризующий связь между динамикой объема инвестиций и величиной процентной ставки.

Инвестиции - с точки зрения страны в целом - вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала. Инвестиции подразделяются на фиксированные инвестиции и инвестиции в товарно-материальные запасы.

Инвестиции в нематериальные активы - инвестиции на приобретение имущественных прав владения земельными участками, другим имуществом, лицензий на передачу прав промышленной собственности, секретов производства, патентов на изобретения, свидетельств на новые технологии, полезные модели и промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, сертификаты на продукцию и технологию производства.

Инвестиционная стоимость - стоимость инвестиционной собственности для конкретного инвестора.

Инвестиционный капитал - в широком смысле - финансовые ресурсы, имущество, интеллектуальный продукт.

Инвестиционный капитал - в узком смысле - капитал, вложенный в долгосрочные инвестиции.

Инвестиционный менеджмент - управление инвестициями в конкретную отрасль экономики либо в развитие предприятия. Инвестиционный менеждмент включает в себя четыре стадии:

- исследование, планирование и разработка проекта;

- реализация проекта;

- текущий контроль и регулирование в ходе реализации проекта;

- оценка и анализ достигнутых результатов.

Инвестиционный портфель - собрание реальных и/или финансовых инвестиций.

Инвестиционный портфель - собрание ценных бумаг разного вида, разного срока действия и разной ликвидности, управляемое как единое целое.

Инвестиционный рынок - сфера обмена инвестиционными товарами в материально-вещественной, денежной и натуральной формах.

Инвестор - юридическое или физическое лицо, вкладывающее собственные, заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестор заинтересован в минимизации риска. Различают стратегических и портфельных инвесторов.

Капиталовложения - совокупность экономических ресурсов, направляемых на капитальное строительство и на воспроизводство основных средств.

Краткосрочные инвестиционные услуги - предоставляемые компаниям услуги по осуществлению краткосрочных инвестиций.

Страховые инвестиции - долгосрочное вложение средств страховщика (материальных и интеллектуальных ценностей) в производственную и другую деятельность с целью получения прибыли. Видами инвестиций страховщика являются денежные средства, вкладываемые в банки (депозиты), движимое имущество, авторские права, ноу-хау и др. В составе инвестиций выделяются финансовые инвестиции, капитальные вложения, запасы товарно-материальных ценностей.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Рыночный механизм и рыночное равновесие
Курсовая работа Аудит затрат на производство
Курсовая работа Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста
Курсовая работа Учет и контроль по оплате труда
Курсовая работа Налогообложение предприятия на примере ООО "Стройсервис"
Курсовая работа Туристский рынок Пермского края
Курсовая работа Внутренние болезни пищеварительной системы
Курсовая работа Профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих
Курсовая работа Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)
Курсовая работа Управление товарными запасами и потоками
Курсовая работа Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности
Курсовая работа Проблема загрязнения водных массивов на территории Барнаула
Курсовая работа Своеобразие поэтики С. Есенина
Курсовая работа Организация учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Курсовая работа Инвестиции и их роль в экономике: макроэкономические модели