Курсовая работа по теме:
Оперативное планирование производства предприятия
Фирсова И.А. Глухова А.
Глава 1. Методология планирования в рыночной экономике
1.1 Предмет, содержание, цели и задачи дисциплины
В широком смысле слова планирование - это задание целей любой системе или подсистеме. Важность планирования деятельности предприятия выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым», т.е предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, само становится объектом планирования, средством достижения чужих целей. Планирование как экономическую категорию можно рассматривать с экономической и управленческой позиции.
С общеэкономической позиции планирование - один из методов регулирования пропорций производства. Долгие годы централизованное планирование, было основным регулирующим механизмом в экономике нашей страны. Однако в условиях рыночных отношений главным регулятором производства выступает закон стоимости. Сегодня в разных странах в зависимости от конкретной экономической ситуации использование механизма планирования для регулирования экономики осуществляется по-разному. В масштабах предприятия планирование было и остаётся основным механизмом регулирования пропорций производства.
С позиции управления производством, планирование одна из основных функций управления. Основное управляющее воздействие субъекта на объект происходит через функцию планирования, так как с помощью планирования происходит функционирование или развитие системы. При внутрипроизводственном планировании предприятие рассматривается как многоуровневая система, в которой объект управления вышестоящей системы превращается в субъект управления нижестоящей системы (например, мастер подчиняется начальнику цеха, начальник цеха подчиняется директору производства и т.д.), и при этом, в каждой из них реализуются функции планирования.
Планирование - это процесс проектирования желаемого будущего, конечным результатом которого являются плановые решения - основа последующей целенаправленной деятельности. Планирование - это непрерывный процесс, приближающих плановые решения к реальным возможностям предприятие.
Сущность планирования в рыночных условиях состоит в том, принести предприятию наибольший доход, при умелом использовании имеющихся ресурсов.
1.2 Место дисциплины в системе подготовки экономистов - менеджеров
Планированием на предприятии занимаются руководители всех уровней управления, инженеры - экономисты, специалисты - менеджеры различных категорий, исполнители плановики соответствующих линейных подразделений и функциональных служб. На каждом предприятии уровень внутрихозяйственного планирования и финансовое состояние зависят от применяемых теоретических принципов, методологических положений, методических рекомендаций и нормативных материалов, а так же от состава персонала, его экономических знаний и профессиональных умений, степени развития трудового потенциала и предпринимательских способностей.
Современным российским предприятиям нужны экономисты - менеджеры высокой профессиональной квалификации. Менеджер должен быть не только теоретически грамотным в области рыночной экономики, но и иметь практические навыки в сфере трудовой деятельности, предпринимательстве, эффективно использовать производственные ресурсы, обеспечивать максимальную прибыль предприятию.
Одним из первых людей, севших за написание развёрнутого труда о том, что делают менеджеры, был француз по имени Анри Файоль. Он был горным инженером, а затем стал управляющим директором одной фирмы, владевшей убыточной угольной шахтой. Под его руководством фирма добилась огромных успехов. Труд Файоля назывался «Общий и промышленный менеджмент», в котором рассматриваются элементы и функции менеджмента. Файоль выделил пять функций:
1. Планирование - это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.
2. Организация - это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования, важным элементом здесь является учебная подготовка менеджера.
3. Командная деятельность - средство выполнения организационной работы - управление подчинёнными.
4. Координация - гармонизация деятельности для достижения успеха.
5. Контроль-проверка надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.
Как представляется на основе исследований, «нижний эшелон» менеджеров львиную долю своего времени тратит на фактическое выполнение работы. Менеджеры среднего и высшего звена, оказывается намного больше тратят времени на фактическое выполнение работы, чем на планирование, организацию работы и контроль. Более того, значительное количество времени они тратят на разговоры с людьми. Теоретически, большинство менеджеров высшего звена, должны уделять основное время планированию, некоторое время организационной работе, некоторое время - контролю, и совсем немного время - фактическому выполнению работы.
К основным особенностям профессиональной деятельности менеджера относится:
· повышенная ответственность субъекта управления за последствия принимаемых решений;
· влияние личных качеств менеджера на содержание решения;
· повышенные требования к уровню профессионализма, к нравственным и деловым качествам руководителя;
· высокий уровень риска, имеющего значение не только для самого руководителя, но и для организации в целом;
· интенсивность контактов субъекта управления с другими людьми;
· значительный конфликтный потенциал во взаимодействии руководителя и подчинённого;
Американская модель управляющего предполагает наличие таких ролей: полицейского, арбитра, аналитика, человека говорящего «нет», человека формулирующего цели организации. В Японии выдающийся менеджер должен быть: психологом, организатором, контролёром, наставником, советником, инструктором, экспертом, товарищем, другом, лидером, информатором, критиком, юмористом, психотерапевтом. В процессе практического руководства организацией менеджер делает акцент на одну или несколько из указанных ролей, в зависимости от образования, индивидуального профессионального опыта работы в соответствующей сфере, от продолжительности работы в конкретной должности, от уровня управления. Если менеджер хорошо профессионально подготовлен в сфере деятельности своих подчинённых, имеет длительный опыт работы в организации, он выполняет преимущественно роль наставника, педагога, воспитателя, советника, инструктора, эксперта, консультанта и специалиста. Следует иметь в виду, что во всех случаях главенствующей для менеджера остаётся роль организатора.
Рассмотрим роли менеджера организации, адаптированные к современным российским условиям:
· позитивный лидер - направляет свои действия на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но и сплочённым коллективом, нацеленным на создание выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации, ради которых люди объединяются в ней, чтобы организация стала эффективной;
· интегратор - менеджер структурирующее воздействует на работников организации, самой организации, её связей с внешним миром представляющих собой сферу целей деятельности организации;
· администратор - использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики;
· организатор - проявляет способность квалифицированно определять предпосылки и цели деятельности подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчинённых;
· профессионал - менеджер обладает знаниями, опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить её планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения;
· специалист - менеджер самостоятельно эффективно осуществляет профессиональную деятельность, решает конкретную задачу, показывает личный пример подчинённому;
· менеджер - психолог - осуществляет деятельность, направленную на вовлечение коллектива, учёт особенностей психики подчинённого в процессе общения, обмена информации с подчинёнными, при постановке целей и задач деятельности перед подчинёнными и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания;
· менеджер - воспитатель - осуществляет формирование у работников чувства служебного долга, усвоения им элементов корпоративной культуры.
В соответствии с этим существуют основные требования современного рынка к менеджеру, который должен иметь необходимые профессиональные знания и практические умения в сфере избранного вида производственной или предпринимательской деятельности, к которым можно отнести:
· исследовать рынок и определять виды и объёмы производства пользующихся высоким спросом товаров, работ, услуг;
· прогнозировать динамику спроса и предложения и уровень рыночных цен на выпускаемую продукцию с учётом изменения внутренней и внешней среды;
· разрабатывать краткосрочные и долгосрочные цели и стратегические планы развития предприятия и его структурных подразделений;
· выбирать оптимальные методы, формы и системы планирования, организации и управления производством в условиях рынка;
· составлять бизнес-планы производства и т.д.
В современном производстве каждому менеджеру требуются фундаментальная экономическая подготовка, профессиональные знания, личностные качества (физические, умственные, нравственные), опыт.
Отсюда цель дисциплины - формирование в процессе обучения творческих способностей к предстоящей экономической деятельности.
Основные задачи дисциплины оперативного планирования предприятия заключаются в развитии теории и методологии планирования, совершенствования методики и практики разработки оперативных планов на предприятии, а также освоение новых научных знаний и передовых практических достижений.
1.3 Сущность планирования в оперативном управлении производством. Системный подход к управлению производством. Производственная система
Регулирование процесса производства в целях повышения его эффективности, роста производительности труда, улучшения качества продукции осуществляется за счёт оперативного управления производства.
Оперативное управление производством - основной элемент рациональной организации управления всей деятельностью предприятия. Оно объединяет и охватывает все стороны организации производства, являясь средством координации, обеспечивающим рациональное управление. Без него деятельность предприятия не может быть достаточно эффективной.
Цель оперативного управления производством (production engineering) - обеспечить эффективное осуществление производственного процесса. Оно охватывает:
o определение партии единовременно изготовляемой продукции;
o оперативное планирование места и времени выполнения процесса изготовления продукции;
o координирование прохождения внутрипроизводственных и внешних заказов;
o выдачу нарядов на выполнение работ;
o установление сроков сдачи и поставки продукции и контроль за их соблюдением;
o обеспечение оптимальной загрузки рабочих и оборудования в производственном процессе;
o размещение заказов на материалы.
Важнейшие функции оперативного управления производством;
o координация и контроль за функционированием всей производственной структуры, включая получение и оформление заказов, выдачу их в производство, составление календарных плановых наблюдение за выполнением всех других функций оперативного управления
o подготовка заказов включает подготовку и распределение всей необходимойдокументации;
o календарное планирование - установление сроков подготовки и выполнения каждого задания;
o организация производственного процесса - научно обоснованное определение того, каким образом, где и при каких издержках производства могут быть качественно изготовлены деталь, узел или все изделие в соответствии с заданными чертежами;
o контроль издержек производства - анализ сокращения и контроль издержекпроизводства, связанных с конструированием, планированием и изготовлением или сборкой заказанных изделий;
o организация инструментального хозяйства - выбор инструментов, их конструирование, размещение заказов на инструмент, отправка, учет, хранение, выдача, ремонт и замена инструмента;
o контроль и регулирование запасов - обеспечение производства необходимыми материалами в нужном месте, в требуемом количестве и в соответствующее время;
o диспетчеризация - регулирование выполнения работы в соответствии с принятой технологией, производственными нормативами и календарным планом.
Система ОУП представляет собой сложную организационно-плановую систему, включающую функциональную, элементную и организационную подсистемы. Функциональное разбиение характеризует круг функций, которые должна выполнять система управления; поэлементное - основные элементы, из которых она состоит; организационное - построение системы оперативного управления
В функциональном отношении ОУП изменяется в зависимости от уровня управления: на уровне предприятия - оно заключается в организации движения предметов в пределах года, квартала, месяца; на уровне управления цехом - такое движение осуществляется в пределах квартала, месяца, недели; на уровне управления участком - в пределах месяца, недели, суток, смены.
В поэлементном отношении в зависимости от уровня управления ОУП изменяется по составу и квалификации управленческого персонала; математическому обеспечению задачи планирования производства; составу и числу используемых технических средств; составу календарно-плановых нормативов; документации; характеру и напряжённости информационных потоков.
В организационном отношении система ОУП осуществляет свои функции посредством планово-диспетчерского отдела на уровне предприятия, планово-диспетчерского бюро на уровне цеха, планово-управленческого персонала на уровне участка.
Система ОУП включает объёмное и оперативно-календарное планирование, учёт и диспетчирование.
При рассмотрении планирования производства имеется ввиду, что предприятие - это многоуровневая система, в которой объект управления вышестоящей системы превращается в объект управления нижестоящей системы. В каждой из подсистем независимо от её уровня реализуется функция планирования. Каждая система является подсистемой лишь по отношению к вышестоящей подсистеме, но так как подсистемы управления предприятием часть единой системы, то и цели их функционирования должны быт согласованы, а содержание планирования будет различным исходя из места и роли подсистемы в общей системе производства.
В соответствии с сущностью системного подхода система управления производством должна состоять из внешнего окружения и внутренней структуры.
внешняя среда
Рис 1 Система управления
В 1995 году была обоснована необходимость проектирования внутренней структуры из пяти подсистем: научное обоснование системы, целевая подсистема, обеспечивающая подсистема, управляемая подсистема, управляющая подсистема.
Вход выход
обратная связь
Рис 2
К входу системы относится всё, что получает организация для производства: сырьё, материалы, оборудование, комплектующие, энергия, информация, документы и т.д.
Выходом является выпускаемая организацией продукция.
К компонентам обратной связи относятся дополнительные требования и рекламации потребителя, новая информация, и т.д.
Подсистема «Научное обоснование системы» состоит из компонентов:
· изучение механизмов действия экономических законов
· применение научного подхода к управлению
· применение принципов управления различными объектами
· применение современных методов и моделей управления.
Целевая подсистема состоит из компонентов:
· повышение качества выпускаемой продукции и услуг
· ресурсосбережение по стадиям жизненного цикла выпускаемых товаров
· расширение рынка сбыта товаров
· организационно- техническое развитие производства
· повышение качества сервиса потребителей товаров
· социальное развитие коллектива
Обеспечивающая подсистема состоит из компонентов
· методическое обеспечение
· ресурсное обеспечение
· информационное обеспечение
· правовое обеспечение
Управляемая подсистема состоит из компонентов:
· стратегический маркетинг
· инновационный менеджмент
· финансовый менеджмент
· организация производства
· тактический маркетинг
· организация сервиса потребителей товаров
Управляющая подсистема состоит из компонентов:
· разработка рациональных управленческих решений
· оперативное управление
Производственные объекты представляют собой сложные иерархические системы, состоящие из взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем (предприятие, цех, производственный участок, и т.д.). работа по организации и управлению производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования системы в целом: установление взаимосвязи элементов системы, создание условий и механизма согласования элементов системы, организационное построение органов управления.
Системный подход в управлении производством предполагает рассмотрение производственной деятельности как производственной системы, выполняющей операционные функции. Операционная функция - включает в себя те действия, в результате которых производятся товары и услуги. К операциям можно отнести - сборку и разъединение деталей, подготовку предмета к другой технологической, транспортной или контрольной операции или хранению, планирование, калькуляцию, сообщение или получение информации.
Операционная система, охватывающая всю производственную деятельность состоит из трёх подсистем:
· перерабатывающая подсистема - подразделение, которое выполняет производственную работу, непосредственно связанную с превращением поступающих ресурсов в выходную продукцию;
· подсистема обеспечения - подразделение, которое выполняет функции необходимые для работы перерабатывающей подсистемы(вычислительный центр, ремонтная служба и т.д.)
· подсистема планирования и контроля - подразделение, которое получает информацию от перерабатывающей подсистемы о состоянии самой системы и незавершённом производстве, на основании полученной информации данная подсистема принимает решение по перспективным целям и функциям перерабатывающей подсистемы.
Рассмотрим производство как систему.
Производство - это любой процесс, предназначенный для превращения совокупности ресурсов в продукцию. Производственную систему можно рассматривать как систему, состоящую из трёх компонентов: ресурсов, продукции, производственного процесса.
Рис 3
Ресурсы определяются как элементы производства - издержки, изменяющиеся пропорционально объёму производства. К переменным расходам относятся ресурсы, состоящие в основном из материалов, рабочей силы и энергии. Сумма этих расходов зависит от числа выпущенных единиц продукции в натуральном выражении. В переменные расходы включают расходы на зарплату и расходы на материалы, которые можно отнести на каждую единицу продукции.
Продукция - отражает направление деятельности предприятия.
Производственный процесс состоит из элементов, имеющих отношение к постоянным расходам.
Постоянные расходы - это издержки, не зависящие от объёма производства(налоги, зар/плата, расходы на отопление, энергию, амортизационные отчисления, и.т.д.)
Рассмотрим производственную структуру предприятия.
Под предприятием понимается производственная единица, на которой происходит непосредственная связь работника со средствами производства и создаётся продукция. Основной структурной производственной единицей предприятия является цех - обособленное в административной отношении звено, выполняющее определённую часть общего производственного процесса.
Возглавляет цех - начальник цеха, который организует производственный процесс и отвечает за его деятельность.
В управлении производством начальнику цеха помогают начальники участков, мастера, руководители цеховых бюро.
Рис 4 Схема производственной структуры предприятия
Аппарат управления цехов и участков состоит из производственно - диспетчерского бюро, группы по организации и нормирования труда, экономиста, бухгалтера. Цехи подразделяются на основные, вспомогательные, побочные, подсобные.
Таблица 1 Состав цехов
Основные цеха |
Вспомогательные цеха |
Побочные цеха |
Подсобные цеха |
|
Заготовительный · литейный · кузнечно-штамповочный · кузнечно-прессовый · сварочно-конструкторский |
Инструментальный |
Утилизации |
По изготовлению тары для упаковки |
|
Обрабатывающие: · механообрабатывающие · деревообрабатывающие · термические · цехи покрытия деталей |
Нестандартного оборудования |
Переработки |
Погрузка и отправка продукции |
|
Сборочные: · агрегатной сборки · окончательной сборки · окраски · комплектации зап.частями |
Модельный |
Изготовление товаров массового потребления |
||
|
Ремонтный |
|||
|
Энергетический |
|||
|
Транспортный |
|||
В состав цехов входят производственные участки: основные и вспомогательные.
Основные производственные участки создаются по технологическому принципу, где выполняются операции определённого типа; или по предметному принципу, где выполняются технологические процессы в целом.
Вспомогательные производственные участки организуются по тем же принципам, что и основные.
Производственную структуру предприятия определяют:
· номенклатура выпускаемой продукции
· тип производства
· характер производственного процесса
· состав оборудования и технологического оснащения производства
· система организации обслуживания оборудования и его текущего ремонта
· качество продукции
· размер и масштабы производственной деятельности предприятия и его цехов.
Вид производственной структуры предприятия зависит от характера производственной деятельности предприятия. Различают три вида производственных структур:
1. Технологическая структура предполагает чёткую технологическую обособленность отдельных видов производств. Например, литейное производство, кузнечно-штамповочное.
2. Предметная структура предполагает специализацию основных цехов предприятия и их участков, которые выпускают закреплённые за ними изделий или определённой группы деталей. Данная структура позволяет организовать конвейерное производство.
3. Смешанная структура (предметно-технологическая) характеризуется наличием на одном предприятии основных цехов, организованных и по предметному и по технологическому признаку.
Типы производственных систем.
Под типом производственной системы понимают комплексную характеристику способностей организации и технического уровня промышленного производства.
По типу производственной системы выделяют:
· Единичное (проектное) производство - ориентировано на выпуск штучных изделий непостоянной номенклатуры, когда каждая единица конечной продукции уникальна по важным признакам.
Характеристики: широкая номенклатура выпускаемой специализированной продукции; единичный характер процесса производства; изготовление продукции на основе заказов потребителей с учётом их требований; использование в процессе производства квалифицированной рабочей силы; длительность производственного цикла; планирование деятельности предприятия в зависимости от наличия заказов и сроков изготовления продукции; осуществление контроля качества.
· Серийное производство (малосерийное, среднесерийное, крупносерийное) - ориентировано на выпуск одинаковых изделий определенными партиями в течении установленного периода.
Характеристики: изготовление сериями широкой номенклатуры повторяющейся однородной продукции; периодичность изготовления изделий сериями; использование в процессе работы рабочих средней квалификации, специализация рабочих мест; небольшая длительность производственного цикла; типизация технологического процесса в связи с унифицированным составом деталей; наличие специализированного технологического оборудования; автоматизация контроля.
· Массовое производство
· Производство с непрерывным процессом.
Глава 2. Оперативное планирование, его сущность, содержание, принципы
2.1 Принципы планирования
Неотъемлемой частью содержания плановой работы при определении экономических возможностей предприятия является использование определённых принципов планирования.
При свободных рыночных отношениях выделяют шесть основных принципов планирования. К числу их относят:
· Принцип единства - планирование деятельности предприятия носит системный характер. В этом случае планирование должно координироваться на горизонтальном уровне (согласно планов работы подразделений) и на вертикальном уровне (согласно общего плана предприятия).
· Принцип участия - заключается в том, что каждый сотрудник независимо от служебного положения, должен быть вовлечён в процесс планирования деятельности предприятия.
· Принцип непрерывности -заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, а разработанные планы по мере необходимости проходить стадию корректировки, что обусловлено неопределённостью внешней и внутренней среды предприятия. Непрерывную систему планирования можно представить в виде схемы:
Рис. 5 Непрерывная система планирования
· Принцип гибкости состоит в придании планам способности менять предварительные параметры. Это значит, что планы должны иметь резервы, способные стабилизировать возможные негативные ситуации и риски. Эти резервы должны быть оптимальными иначе затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупятся.
· Принцип эффективности заключается в том, что что затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения, т.е. планы должны быть конкретизированы и детализированы настолько, насколько это необходимо для выполнения уровня доходности продукции.
· Принцип системности предполагает, что предприятие - сложная многоуровневая социально-экономическая система, состоящая из подсистем, в каждой из которых осуществляется функция планирования.
В современной отечественной науке и практике кроме классических принципов планирования имеют место общеэкономические принципы: целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряжённость, конкретность, объективность, динамичность, риск и др.
Многие принципы тесно взаимосвязаны между собой. Некоторые из них, например эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие гибкость и точность, - в разных направлениях. Экономисты - менеджеры имеют в настоящее время большой выбор существующих принципов планирования. Основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия на достижения наилучших экономических показателей.
Рациональная организация работ по прогнозированию должна обеспечивать оперативное получение вариантов развития качественных характеристик изучаемого объекта, условия его производства и потребления, тенденцию изменения полезного эффекта и элементов затрат по стадиям жизненного цикла объекта и уменьшения затрат средств и времени на проведение прогнозирования. Выполнение этих требований возможно при соблюдении следующих принципов организации работ по прогнозированию:
· Принцип адресности - состоит в выполнении прогнозов для строго определённой научно-исследовательской или проектно-конструкторской организации, предприятия.
· Принцип параллельности - проведение работ по прогнозированию различными службами используется для сокращения времени сбора и обработки исходной информации и выполнения самого прогноза.
· Принцип непрерывности состоит в систематическом сборе и обработки поступающей дополнительной информации после выполнения прогноза и внесения необходимых коррективов в прогноз по мере необходимости.
· Принцип прямоточности предусматривает строг о целесообразную передачу информации от одного исполнителя к другому по кратчайшему пути.
· Принцип автоматичности является одним из основных для сокращения времени и затрат труда на сбор и обработку исходных данных и выполнения прогнозирования.
· Принцип адекватности - помогает точно оценить вероятность реализации выявленной тенденции изменения полезности эффекта и затрат на его получение.
· Принцип управляемости предполагает применение количественной оценки показателей качества и затрат, экономико-математические методы и модели управления.
2.2 Организация работ по планированию и прогнозированию
Под организацией работ по планированию понимают процесс переработки входа системы планирования в её выход по достижению целей организации. Рассмотрим компоненты системы планирования.
Внешняя среда
Вход Выход
Обратная связь
Рис 6
Вход, выход, внешняя среда и обратная связь являются компонентами внешнего окружения системы планирования.
Вход - это нормативы конкурентоспособности планируемого объекта, разработанные на стадии стратегического маркетинга в соответствии с миссией и целями организации, дополнительная информация для разработки планов, необходимые ресурсы, документы.
Выход - планы, разработанные в соответствии с требованиями потребителей (рынка), в исполнении нормативов конкурентоспособности и других требований.
Внешняя среда - факторы макро - и микросреды организации, инфраструктура данного региона, прямо или косвенно влияющие на процесс планирования, его параметры, параметры входа и выхода системы. Прямо влияют на процесс и эффективность планирования такие факторы, как антимонопольная политика, налоговая и таможенная системы, сила конкуренции данной отрасли и смежных отраслях (у поставщиков и потребителей продукции организации), активность маркетинговых посредников, наличие качественной нормативно-методической документации по различным функциям менеджмента (по планированию)и др. Факторы макросреды страны и инфраструктуры региона на качество и эффективность планирования оказывают как ,правило, косвенное влияние.
Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от исполнителя плана к его разработчику (стрелка в процесс) или к поставщикам входа системы планирования (стрелка к входу). Поступление информации по обратной связи может быть связана с некачественными планами, дополнительными требованиями потребителей и др.
Процесс планирования - процесс разработки и принятия управленческих решений в области планирования. Этот процесс составляет внутреннюю структуру системы планирования.
Рис 7
Научное сопровождение состоит из 14 подходов планирования:
· Системный подход
· Структурный подход
· Маркетинговый подход
· Функциональный подход
· Воспроизводственно-эволюционный подход
· Комплексный подход
· Нормативный подход
· Интеграционный подход
· Динамический подход
· Процессный подход
· Оптимизационный подход
· Директивный подход
· Поведенческий подход
· Ситуационный подход
Планы отвечающие целям организации - это система стратегических, тактических (текущих) и оперативно - календарных планов по различным аспектам производственно-хозяйственной деятельности организации.
Обеспечение разработки планов - включает ресурсное, информационное, кадровое, методическое, правовое обеспечение этого процесса.
Управляемая подсистема - это совокупность объектов планирования: для менеджера - специалисты, разрабатывающие планы; для специалистов - непосредственные плановые задания и параметры, которые нужно спрогнозировать, обосновать, состыковать, оформить в плановые документы, и т.д.
Управляющая подсистема - менеджеры, осуществляющие руководство разработкой планов, организацию их выполнения.
Организация работ по прогнозированию представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений.
Задачами организации работ по прогнозированию является:
· сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования;
· подготовка специалистов, владеющими основным приёмами и методами прогнозирования;
· формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных существующими службами управления.
Выбор организационной структуры системы ОПП зависит от типа производства, объёма выпуска, характера продукции и степени централизации ОПП.
Обычно применяется трёхуровневая структура, которая решает комплекс задач на межцеховом, внутрицеховом и внутриучастковом уровне. Рассмотрим организационную структуру системы оперативного планирования предприятия.
Уровни предприятия цеха участка
Межцеховое Внутрицеховое ОПП
Рис 9 Трёхуровневая структура оперативного управления и планирования предприятия
На уровне предприятия центральный производственно-диспетчерский отдел решает совокупность задач межцехового ОПП. На внутрицеховом уровне производственно-диспетчерское бюро цеха осуществляет планирование и регулирование деятельности участков, бригад. На уровне участков начальник участков, старшие и сменные мастера, бригадиры распределители работ проводят внутриучастковое планирование, обеспечивают движение предметов по рабочим местам, ведут оперативный учёт, контроль и регулирование производства.
Основные функции Производственно-диспетчерского отдела следующие:
· формирование планово-учётных единиц;
· разработка календарно-плановых норм для системы ОПП;
· разработка оперативных графиков выпуска продукции для цехов и участков предприятия, контроль за их выполнением;
· проверка обеспеченности планов материальными ресурсами, проверка мер ликвидации задержек, неполадок и т.д.;
· осуществление контроля и анализа загрузки производственных мощностей, выявление узких мест;
· организация и совершенствование документооборота;
· руководство и проведение разработок по совершенствованию организации производства и ОПП;
· контроль за деятельностью цехов.
В процессе оперативного планирования подразделения предприятия, службы и отдельные должностные лица обмениваются необходимой функциональной информацией. Стороны несут ответственность за качество и сроки предоставления информации. Сведения предоставляются в соответствии с установленными на предприятии плановыми периодами обеспечения конкретной информации. Сведения предоставляются в соответствии с установленными на предприятии плановыми периодами обеспечения конкретной информации.
Рассмотрим взаимоотношения участков в процессе ОПП в обеспечении информации.
Таблица 2
Взаимоотношения участков в процессе ОПП в обеспечении информации.
Потребитель информации |
Поставщик информации |
Форма предоставления информации |
|
Директор |
Зам директора по производству |
Проект годового и квартального планов производства в номенклатурном разрезе по предприятию и цехам. Отчёт о выполнении годового и квартального планов производства в номенклатурном разрезе по предприятию и цехам |
|
Зам директора по производству |
Директор |
Утверждённые годовые и квартальные планы производства в номенклатурном разрезе по предприятию и цехам |
|
Зам директора по производству |
Главный инженер |
Внедрение новых технологий, графики подготовки производства новых изделий |
|
Зам директора по производству |
ПДО |
Проект календарных планов, графиков производств в разрезе номенклатуры цехов и участков. Отчёт о выполнении календарных планов - графиков производства по объёму, срокам и номенклатуре в разрезе цехов и участков. План работы ПДО |
|
ПДО |
Зам директора по производству |
Утверждённые календарные планы-графики подготовки производства в разрезе номенклатуры цехов и участков |
|
ПДО |
Отдел гл. конструктора |
Нормативно-конструкторская документация на выпускаемые изделия |
|
ПДО |
Отдел гл. технолога |
Нормативно-технологическая документация на выпускаемые изделия |
|
ПДО |
Технический отдел |
Расчёты производственных мощностей цехов и участков |
|
ПДО |
Инструментальный цех |
Планы-графики подготовки оснастки и специального инструмента на новые изделия |
|
ПДО |
Отделы гл. механика и энергетика |
График планово-предупредительного ремонта оборудования, заявки на изготовление деталей для ремонта оборудования |
|
ПДО |
ПЭО |
Годовые квартальные и месячные планы производства |
|
ПДО |
Отдел материального снабжения |
Данные об обеспечении основного производства материалами и комплектующими изделиями. Данные об обеспечении производства покупным инструментом. Сведения о наличии материалов на складе. |
|
ПДО |
Отдел труда и зарплаты |
Информация о плановой и фактической численности рабочих по профессиям и цехам. Порядок стимулирования работников |
|
ПДО |
Отдел технического контроля |
Сведения о браке, рекламациях и приёмке готовой продукции |
|
ПДО |
Цехи |
Информация о фактическом выполнении производственной программы. Накладные о сдаче продукции на склад |
|
Отдел гл. технолога |
Отдел гл. конструктора |
Нормативно-конструкторская документация на выпускаемые изделия |
|
Потребитель информации |
Поставщик информации |
Форма предоставления информации |
|
ПЭО |
ПДО |
Производственные задания в разрезе цехов по номенклатуре. Квартальные и месячные планы поставки продукции на год в поквартальной разбивке. Месячные и декадные графики производства продукции. Сводные отчёты о выполнении производственного задания за плановые периоды. Сроки выпуска новых изделий |
|
Отдел материально технического снабжения |
ПДО |
Годовые, квартальные планы производства в сроки поставки металлов и комплектующих изделий. Сведения о наличии заделов в производстве. Графики подачи материалов, увязанные со сроками запуска-выпуска продукции. Информация об изменениях в производственной программе и графиках |
|
Цехи |
ПДО |
Утверждённый годовой, квартальный, месячный, декадный план - задание в разрезе планово-учётных единиц |
|
Цехи |
Отдел гл. конструктора |
Нормативно-конструкторская документация на выпускаемые изделия |
|
Цехи |
Отдел гл. технолога |
Нормативно-технологическая документация на выпускаемые изделия |
|
Цехи |
Отдел гл. механика |
Планы капитального и текущего ремонта оборудования |
|
Цехи |
Отдел материально-технического снабжения |
Лимитные карты на отпуск материалов на выпускаемую продукцию |
|
Цехи |
Отдел труда и зарплаты |
Информация о трудоёмкости в пооперационном и подетальном разрезах выпускаемой продукции |
|
2.3 Задачи и этапы оперативно-производственного планирования
ОПП является наиболее сложным разделом внутризаводского планирования, требующим знаний динамики протекания производственных процессов, особенностей организации производства и труда.
Главной задачей ОПП является обеспечение ритмичной непрерывной работы всех подразделений организация согласованного в пространстве, во времени и в количестве продвижения заготовок, деталей сборочных единиц и готовых изделий от момента запуска их в производство до момента выпуска.
Конечной целью ООП является обеспечение своевременного выполнения календарных планов -графиков запуска-выпуска продукции заданного количества и поддержание потоков движения деталей, узлов в запланированном режиме.
Составными частями ОПП являются:
· Оперативное планирование производства - 1 этап - включает в себя разработку номенклатурно-календарных планов запуска деталей, узлов, сборочных единиц; разработка плановых заданий по запуску и выпуску продукции в разрезе цехов, участков, рабочих мест; формирование производственной программы запуска готовой продукции
· Оперативный учёт производства - 2 этап - включает в себя учёт и выполнение операций технологического процесса; учёт поступления ресурсов; учёт потерь и брака; учёт выпуска продукции в разрезе цехов, участков; учёт фактического наличия готовой продукции на складах цехов
· Диспетчерский контроль, анализ и оперативное регулирование хода производства - 3 этап - включает в себя диспетчерский контроль и анализ потерь; контроль и анализ выполнения плановых заданий
· контроль и анализ комплектности поступления готовой продукции.
Каждый их названных этапов ОПП содержит в себе выполнение строго определённых функций, которые прописаны ниже.
Рис.10 Этапы оперативно-производственн ого планирования
Выделяют три уровня оперативного планирования на предприятии: межцеховой, внутрицеховой, участковый. По характеру применяемых методов плановые работы подразделяются на три блока: объёмное, календарное, оперативное планирование.
В зависимости от уровня оперативного планирования рассмотрим стадии планирования:
Стадии оперативно-производственного планирования |
||||
Блок ОПП |
Межцеховое планирование |
Внутрицеховое планирование |
Внутри участковое планирование |
|
Объёмное планирование |
Разработка производственных программ цехов по номенклатуре на месяц. |
Разработка номенклатурных планов участков на месяц. |
||
Календарное планирование |
Разработка межцеховых календарных планов графиков производства и комплектования машин, изделий. |
Разработка календарных планов графиков изготовления продукции по участкам на месяц |
||
Оперативное текущее планирование |
Разработка сменно- суточ-ных скорректированных планов графиков изготовления машин, деталей, узлов |
Построение графиков движения партий деталей в процессе производства к рабочим местам. |
||
Рис 11 Стадии оперативно-производственного планирования
В процессе объёмного планирования проводится распределение годовой производственной программы завода в объёмном (трудовом) и натуральном выражении между цехами и участками (на квартал или месяц) в соответствии с выделенными им трудовыми и материальными ресурсами. При решении задач объёмного планирования стремятся к обеспечению равномерной загрузки оборудования и рабочих во всех цехах и на участках предприятия. Одновременно необходимо выполнение заданных техпромфинпланом основных количественных и качественных показателей цехов и участков. Решая эту задачу, учитывают, что по ряду позиций номенклатуры заранее установлены сроки выпуска некоторых изделий. В результате реализации задачи оптимального распределения годовой производственной программы по номенклатуре и объёму по плановым периодам года (квартала, месяца) определяется загрузка оборудования, так как показатель загрузки учитывается либо в целевой функции, либо в ограничениях. Для решения задач объёмного планирования широко используется методы математического программирования. Значительная специфика в подходе к задаче распределения годовой программы по плановым периодам определяется типом производства.
Задача блока объемного планирования сводится к разработке и обоснованию производственных программ цехов, участков, рабочих мест и к расчётам загрузки оборудования. Содержание работ в блоке объёмного планирования по каждому отдельному подразделению включает в себя:
· определение потребных для выполнения производственной программы ресурсов;
· определение наличия ресурсов;
· составления баланса ресурсов;
· разработку производственных программ цехов, участков по всей номенклатуре на месяц.
При равномерном выпуске продукции месячная программа выпуска продукции по каждой номенклатуре определяется исходя из годовой программы и количества рабочих дней в месяце. План производства основным цехам устанавливается в обратном ходу технологического процесса порядке соответствия с длительностью технологического цикла и пропускной способностью оборудования. Размер производственной программы устанавливается каждому цеху исходя из следующих параметров.
Кз = Тц.обр. Пмес / поб Фмес Квн
Кз - коэффициент загрузки;
Тц.обр - длительность технологического цикла обработки детали (час);
Пмес - программа месячная (шт);
Поб - количество установленного оборудования;
Фмес - месячный эффективный фонд времени (час);
Квн - коэффициент выполнения норм.
В планировании производственных программ цехов используется цепной метод. Исходя из месячной программы завода определяют программу выпуска изделий сборочным цехам:
Псб = Пзав + (Тк мес - Тнмес),
Псб - программа выпуска изделий сборочным цехом;
Пзав - программа выпуска изделий заводом;
Тк мес , Тнмес - остаток готовых изделий на складе сборочного цеха на конец и начало месяца.
Исходя из программы сборочных цехов определяют программу выпуска комплектов деталей механическим цехам.
Пмех = Псб Nдет + ПЗ части + (Тк мес - Тнмес), шт
Пмех - программа механического цеха;
Псб - программа сборочного цеха;
Nдет - количество деталей;
ПЗ части - программа выпуска запасных частей;
Тк мес , Тнмес - остаток готовых изделий на складе механического цеха на конец и начало месяца.
Программа выпуска заготовительным цехам определяется исходя из программы механических цехов и полуфабрикатов, реализуемых на сторону.
Пзаг = [Пмех + Пф +(Тк мес - Тнмес)] Кбр
Пзаг - программа заготовительного цеха;
Пмех - программа механического цеха;
Пф - программа выпуска полуфабрикатов;
Тк мес , Тнмес - остаток готовых изделий на складе цеха на конец и начало месяца.
Задача календарного планирования состоит в определении на основе календарно-плановых нормативов, сроков выполнения заданий в разрезе цехов, участков и в построении планов графиков запуска и выпуска отдельных изделий в целом. Оперативно-календарное планирование осуществляется как на заводском так и на внутрицеховом этапах.
В задачи заводского календарного планирования входит определение количества и времени передачи по планируемым позициям (деталей, сборочных единиц, изделий) из цеха в цех по месяцам и кварталам. В задачи внутрицехового планирования входит определение места и сроков начала и окончания обработки каждой деталеоперации, их групп или детали в целом; составление календарного плана графика работы участков цеха на месяц, декаду, сутки и смену.
Цех |
Объём работ |
Число рабочих |
Сменность |
Календарный план график выполнения заказа № |
||||
Февраль 28 дней |
Март 31 день |
Апрель 30 дней |
Май 31 день |
|||||
Кузнечный цех №1 |
840 |
3 |
2 |
17,5 |
||||
Литейный цех №1 |
1200 |
2 |
2 |
37,5 |
||||
Литейный цех №2 |
2100 |
2 |
2 |
66 |
||||
Механический цех №1 |
910 |
2 |
2 |
28 |
||||
Механический цех №2 |
840 |
2 |
2 |
26 |
||||
Механический цех №3 |
1540 |
3 |
2 |
32 |
||||
Сборочный цех |
2860 |
5 |
2 |
36 |
||||
Подготовка к отправке |
200 |
2 |
2 |
6,2 |
||||
Справка потребителю |
24 |
2 |
2 |
1 |
||||
Итого |
10514 |
23 |
2 |
|||||
Рис 12. Календарный план график
Календарный план -график участка может относиться к одному из трёх типов планов: подетально-пооперационному, подетальному, графику-перечню деталей.
Подетально-пооперационные планы -графики составляются в условиях крупносерийного производства. В серийном производстве такие планы-графики целесообразно составлять при сравнительно небольшой номенклатуре деталей на участке.
В условиях малосерийного и серийного типа производства построение подетально-пооперационных календарных планов - графиков бывает нецелесообразно, так как большой удельный вес статистических норм времени, частые нарушения хода производственного процесса, недостаточно высокая дисциплина приводят к нарушениям данных планов - графиков. В этих условиях целесообразно составлять укрупнённый план - график, в котором единицей планирования является не отдельная деталеоперация , а деталь для которой определяется время запуска партии в обработку и выпуску с участка, цеха - подетальный план - график. В условиях единичного и масосерийного производства разрабатывается план график перечень деталей.
Задача блока оперативного текущего планирования - обеспечение дифференциации квартальных и месячных цеховых планов по участками и отдельным рабочим местам, разработка декадных, суточных сменных заданий, распределение работ по исполнителям. В блоке объёмного планирования различают два вида расчётов: предварительный и расчётно-уточняющий.
Предварительные объёмные расчёты подкрепляют разработку годовых и квартальных производственных программ предприятия и цехов, обеспечивают согласование потребных и располагаемых ресурсов, что позволяет до планового периода выявить и устранить диспропорцию, а так же обеспечить сбалансированную загрузку цехов. Уточнённые объёмные расчёты строятся на основе точных фактических данных о наличии ресурсов.
В зависимости от типа производства, особенностей технологического процесса и специализации цехов, участков, рабочих мест, поточных и автоматизированных линий объектом оперативного объёмно-календарного планирования может быть: заказ, серия машин, узел, комплект деталей, условный комплект, деталь.
В единичном производстве в качестве объекта планирования выступает заказ. В серийном производстве планово-учётными единицами для планирования участка цеха служат детали отдельных наименований. Поскольку состав и очерёдность операций по разным деталям различны, их необходимо сгруппировать по однородности технологических маршрутов и очерёдности прохождения по участкам цеха.
Для участков с небольшой и устойчивой номенклатурой деталей разрабатываются стандарт - планы (календарные планы на сутки, смену). Различают подетальный стандарт план (рис 13) и подетально-операционный стандарт план (рис 14) .
Наименование детали |
Длительность цикла |
Рабочие дни смены |
||||||||||||
1 день |
2 день |
3 день |
4 день |
5 день |
6 день |
|||||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|||
А |
28,8 |
|||||||||||||
В |
28,8 |
|||||||||||||
Рис 13. Подетальный стандарт план одного рабочего места
Рабочие дни смены |
|||||||||||||
1 день |
2 день |
3 день |
4 день |
5 день |
6 день |
||||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||
Токарный станок |
|||||||||||||
Фрезерный станок |
|||||||||||||
Рис. 14 Подетально пооперационный план
2.4 Системы оперативного планирования
В соответствии с типом производства существуют несколько систем оперативного планирования. Под системой ОПП производства понимают технику плановой работы, определяемые степенью централизации плановой работы, планово-учётной единицей, составом календарно-плановых нормативов, составом, порядком оформления и движения планово-учётной документации.
Под планово-учётной единицей понимают состав элементов продукции , сформированной с учётом специфики его планирования, изготовления и комплектации для дальнейшего производственного использования. Объединение элементов производится по определённым заданным признакам и описывается набором параметров. Планово-учётные единицы продукции , применяемые в ОПП, характеризуют степень детализации годового плана производства при доведении его заданий от верхнего уровня управления производством предприятия до низовых звеньев (цехов, участков).
В основе планово-учётных единиц лежат деталь, комплект. В качестве планово-учётных единиц в машиностроении применяют:
· производственный заказ № - один или несколько экземпляров изделий одного или нескольких наименований, изготавливаемых в разовом порядке или нерегулярно;
· комплект деталей и сборочных единиц № - часть деталей и сборочных единиц, производство и выпуск которых закреплены технологическим процессом за производственным подразделением;
· серия изделий - несколько изделий одного наименования, подлежащих изготовлению в течении определённого заданного планом производства отрезка времени;
· машинокомплект - комплект деталей и сборочных единиц одного наименования, производство и выпуск которых закреплены технологическим процессом за производственным подразделением;
· узловой комплект - комплект деталей и сборочных единиц какого-либо узла изделия одного наименования, производство и выпуск которых технологическим процессом за производственным подразделением;
· цикловой комплект - комплект деталей и сборочных единиц одного или нескольких наименований, объединённых по принципу единства или подобия технологического маршрута, одинаковой длительностью производственного цикла;
· деталь (сборочная единица) - законченная продукция производственного подразделения;
· деталеоперация - незаконченная производственным подразделением продукция, подлежащая передаче на следующее рабочее место по технологическому процессу;
· партия деталей - комплект деталей одного наименования, изготавливаемых регулярно с постоянной периодичностью.
Под планово- учётным периодом понимается кратный месяцу отрезок времени, по истечении которого цех или участок должен отчитаться о выполнении планов по запланированной ему на этот период номенклатуре продукции.
Плановым периодом называется промежуток времени, в течении которого экономически целесообразно и технически возможно строить оперативные календарные планы работы цехов и участков. Назначение планового периода в создании благоприятных условиях для действительного управления технико-экономическими показателями работы цеха, участка.
Выбор системы ОПП производства обуславливается типом и объёмом производства, степенью унификации и применяемости деталей и сборочных единиц, производственной структурой предприятия, цеха и участка.
В массовом производстве чаще используют партионно-переодичекую систему и систему планирования по ритму запуска (выпуска).
При партионно-переодичекой системе в соответствии с требованиями сборки устанавливается определённая периодичность изготовления партий деталей и сборочных единиц, которая с учётом регулярного режима их комплектования и потребления превращается в стандартное календарное расписание работы участка и цеха.
При системе планирования по ритму запуска (выпуска) осуществляется выравнивание производительность всех производственных звеньев участка. Планово-учётными единицами являются: изделие, сборочная единица, деталь.
В серийном производстве используется система планирования по цикловым комплектам (комплекто-групповая система), по опережениям, по комплектовочным номерам и заделам.
При планировании по цикловым комплектам детали объединяются в группы (комплекты) в зависимости от общности периодичности их изготовления, длительности производственного цикла и маршрута движения. Планово-учётной единицей является комплект деталей. Для каждой группы деталей устанавливается дифференцированный срок подачи их на сборку. Использование комплекта позволяет сократить прослеживание деталей на складе. Данная система применяется при значительном выпуске изделий в течении длительного периода, трудоёмкой сборке.
При системе планирования по опережениям для каждой партии изделий, изготавливаемых в предыдущем звене, устанавливается опережение по запуску и выпуску по сравнению с предыдущим звеном производства. Планово-учётной единицей является комплект (серия) одноимённых изделий
Система планирования по комплектовочным номерам характеризуется тем, что изготовление деталей каждым последующим цехом начинается только после поставки предыдущим цехом всех входящих в неё деталей. Планово-учётной единицей является комплект деталей. Всем сборочным единицам присваивается номер, последний номер присваивается готовому изделию. Недостаток данной системы планирования заключается в том, что большинство деталей комплекта выпускается раньше срока их общей готовности. Это ограничивает возможности применения машинокомплектной системы.
Система планирования по заделам основана на создании нормативного неснижающего задела по каждой детали и сборочной единице, уровень которого определяется нормативным опережением. Расчёт нормативных заделов и опережений производится на основе планов-графиков работы участков. После создания заделов в соответствии с нормативами устанавливаются всем цехам плановые задания в условных комплектах без дифференцирования по календарным опережениям. Разность между фактическими и нормативными заделами по детали на определённую дату представляет собой число деталей, составляющих один условный комплект. Результат деления этой разницы на число деталей, составляющих один условный комплект, определяет число изделий, обеспеченных данной деталью. Планово - учетной единицей системы планирования по заделам является условный комплект, изготовление которого обеспечивает выпуск продукции в заданном объёме на сутки, пятидневку и т.д.
В единичном и мелкосерийном производстве наибольшее распространение получили позаказная, комплетно-сборочная системы планирования.
При позаказной системе планирования для каждого заказа строится сквозной календарный график технической подготовки производства и выполнения заказа, который согласуется с графиком подготовки и производства других заказов. Планово-учётной единицей для сборочных цехов является заказ, для обрабатывающих и заготовительных - комплект деталей на заказ. Недостаток - длительное прослеживание деталей и сборочных единиц.
При комплектно-сборочной системе планирования подача деталей на сборку осуществляется в несколько очередей в виде сборочных комплектов. Для каждой очереди устанавливается состав сборочных комплектов из которых собирается изделие. Планово-учётной единицей является комплект деталей на сборочную единицу.
Для унифицированных деталей (например крепёж), которые используются в сборке, применяют систему планирования «на склад». Целью планирования данной системы является поддержание запасов деталей на складе, что гарантирует бесперебойное снабжение сборочного цеха посредством своевременного запуска партий деталей в производство.
Выбор той или иной планово-учётной единицы определяется принятой системой ОПП и типом производства
Глава 3. Разработка оперативных планов производств
3.1 Процесс разработки оперативного плана производства
Оперативное планирование производства заключается в разработке важнейших объёмных и календарных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Всякий процесс оперативного планирования предусматривает выполнение экономистами -менеджерами таких этапов деятельности, как выбор стратегии предприятия, обоснование формы организации производства, определение логистической схемы движения материальных потоков, разработка основных календарно-плановых нормативов, оперативное планирование работы производственных подразделений, организационная подготовка производств, непосредственная организация оперативной работы, текущий контроль и регулирование хода производства.
Основная задача оперативного планирования сводится к обеспечению на предприятии слаженного и ритмичного хода всех производственных процессов с целью наибольшего удовлетворения основных потребностей рынка, рационального использования имеющихся экономических ресурсов и максимизации получаемой прибыли.
Процесс разработки плана включает следующие укрупнённые работы:
· изучение проблемы;
· формирование системы планирования в соответствии со структурой системы планирования предприятия;
· уточнение нормативов конкурентоспособности планируемого объекта и других требований;
· Разработка управленческого (планового) решения;
· Оформление, согласование и утверждение плана;
· Доведение плановых заданий до исполнителя;
· Координация выполнения плана;
· Учёт и контроль выполнения конкретных плановых заданий;
Примерная форма плана представлена на рис 15. Каждая из перечисленных работ состоит из ряда операций. Например, первый этап требует выполнения таких операций, как, анализ ситуации, по качественным и ресурсным показателям; сравнение эффективности объекта с лучшими достижениями, определение расхождения показателей анализируемых объектов, анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя,; формирование направлений развития объекта и т.д.
3.2 Основы оперативно календарного планирования
На уровне организации разрабатываются годовой план и производственная программа. На уровне цеха разрабатываются оперативно-календарные планы, в которых месячные программы разбиваются на более короткие промежутки времени: декаду, сутки, смену.
Организация производства каждой отрасли народного хозяйства имеет свои особенности в зависимости от формы собственности, размера организации типа производства, характера выпускаемой продукции.
Рассмотрим цели и задачи оперативно-календарного планирования.
Цель оперативно-календарного планирования - выполнение производственной программы по критериям количества, качества, сроков и затрат.
Основные задачи оперативно-календарного планирования :
1. обеспечение ритмичности выполнения производственной программы;
2. снижение производственного брака;
3. оптимальная загрузка технологического оборудования, производственных мощностей и рабочих;
4. охрана труда работников и окружающей среды;
5. экономное расходование ресурсов.
Основные этапы оперативно-календарного планирования:
1. анализ бизнес -плана (тактического плана, производственной программы) на будущий год на предмет его полноты, достоверности, обоснованности и эффективности выполнения, при необходимости -возможно уточнение показателей плана.
2. Изучение конструкторской, технологической и плановой документации, условий производства, методик, структуры и квалификации персонала организации и т.д.
3. выполнение календарно-плановых расчётов и разработка нормативов организации процессов, загрузки производственных мощностей и рабочих, потребности в материальных ресурсах ит.д.
4. Разработка номенклатурно-календарных планов запуска (выпуска) продукции подразделениями организации, составление сметно-суточных заданий их оформление и утверждение.
5. оперативное управление выполнением оперативно-календарных планов (учёт, контроль, анализ, стимулирование, регулирование).
Объём работ по оперативно-календарному планированию определяется только уровнем анализа плановых показателей. Вариации число плановых показателей и глубины их анализа, обоснования и учёта по разным признакам зависят от типа производства, например, при единичном производстве число плановых показателей и глубина их анализа незначительна, когда при массовом и серийном производстве она весьма значительна.
Шифр и наименование объекта плана |
Контрольные плановые задания |
Сроки выполнения |
Исполнители |
Место выполнения |
Потребность в ресурсах |
Ожидаемый результат |
|||||||
Раздел |
Подраздел |
Начало |
Конец |
Ответственный |
Исполнитель |
подразделение |
Рабочее место |
В натураль ном выражении |
В денеж ном выражении |
В натураль ном выражении |
В денежном выражении |
||
Рис 15 Форма плана
3.3 Оперативно-календарного планирования в единичном и мелкосерийном производстве
Единичное производство характеризуется изготовлением различных изделий единичными или небольшими сериями. Повторяемость выпуска изделий в единичном производстве либо отсутствует, либо нерегулярна и не оказывает влияние на существенные особенности производственного процесса.
Главная задача оперативно-календарного планирования в этих условиях заключается в обеспечении своевременного выполнения разнообразных заказов в соответствии производственными программами при равномерной загрузке всех звеньев производства и наименее коротких производственных циклах выполнения заказа.
Характерной чертой оперативно-календарного планирования является тесная связь календарно-плановых расчётов производства с планированием технической подготовки выполнения каждого заказа. В единичном производстве следует увеличивать удельный вес унифицированных и стандартных составных частей выпускаемой продукции. Это позволяет применить групповые технологии, специализированные участки и многопредметные поточные линии по обработке унифицированных деталей и узлов, планировать их производство партиями на склад.
Процесс выполнения заказа состоит из следующих этапов: оформление заказа, подготовка выполнения заказа, выполнение заказа. Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности.
Оформление заказа - необходимо пользоваться укрупнёнными нормативами, определяемыми опытно-статистическими методами. Последовательность оформления заказа на машиностроительном производстве показана на рис 16., основными элементами которого являются портфель заказов, запросный лист (документ, в который заносятся все пожелания, требования, расчёты исполнителей в последовательности, указанной на схеме), карта заказа, договор (контракт) выполнения заказа. Запросный лист каждый исполнитель передаёт в бюро заказов и следующему по циклу исполнителю. Используются следующие сокращения: ОГК - отдел главного конструктора, ОГТ - отдел главного технолога, ОМТО - отдел материально-технического снабжения, ПО - производственный отдел, ПЭО - планово-экономический отдел.
Наименование работ |
Исполнители |
||||||
Бюро заказов |
ОГК |
ОГТ |
ОМПО |
ПО |
ПЗО |
||
1. регистрация заказов в журнале портфеля заказов (ПЗ), оформление запросного листа (ЗЛ). 2. Расчёт показателей (объём, сроки, затраты) конструкторской подготовки производства 3. Расчёт показателей технологической подготовки производства 4. Нормирование расходов материальных ресурсов 5. Нормирование руда по стадиям производства 6. Разработка плана поставок ресурсов 7. Определение сроков выполнения заказа по стадиям производства 8. Калькулирование затрат и расчёт цены 9. Расчёт прибыли 10. Заполнение карты заказа и проект договора 11. Согласование и утверждение договора, его регистрация в журнале |
|||||||
Рис 16. Последовательность оформления заказа на машиностроительном производстве
Подготовка выполнения заказа.
Календарно-плановые расчёты в единичном производстве включают:
1. расчёт длительности производственного цикла изготовления изделий (выполнения заказов) и построения цикловых графиков по отдельным заказам;
2. определение календарных опережений в работе цехов;
3. составление сводного календарного графика выполнения заказов, принятых к производству, и последующее уточнение календарных опережений в работе цехов;
4. проверочные расчёты загрузки производственных площадей и оборудования (объёмно-календарные расчёты и корректировка сводгого графика с целью выравнивания загрузки по отдельным плановым периодам.
Расчёт длительности производственного цикла выполнения заказа является основным календарно- плановым расчётом в единичном производстве. Эта длительность определяется по формуле:
Тц = n ? (tк / csq) + m (tмп / sq) + tс
Тц - длительность производственного цикла;
n - число деталей в партии;
m - число операций технологического процесса;
tк - полная норма времени на операцию;
c - число рабочих мест, параллельно занятых выполнением операции;
s - число рабочих смен в сутках;
q -длительность рабочей смены;
tмп - межоперационное время;
tс -продолжительность естественных процессов;
Сборка изделий может быть последовательной, то есть по окончании сборки одного изделия начинается сборка другого и параллельной, когда одновременно собираются все изделия серии. При последовательной сборке общая длительность сборки определяется по формуле
Тпсб = nс Тсб
nс - число изделий в серии
Тсб -длительность производственного цикла сборки одного изделия
При параллельной сборке общий период сборки совпадает с длительностью производственного цикла сборки одного изделия.
По каждому заказу суммируется трудоёмкость операции по видам работ для того, чтобы определить загрузку каждого вида оборудования и работников. Форма циклограммы изготовления изделий представлена на рис17.
Шифр изделия |
Наименование изделия, работ, услуг |
Количество |
Цикловой график изготовления изделия |
||
Месяц, год |
Месяц, год |
||||
Даты |
Даты |
||||
Рис 17. Циклограммы изготовления изделий
- заготовительные, подготовительные операции
- межпроизводственные перерывы
- технологическая обработка
- заключительные операции (сборка, упаковка ит.д.)
Выполнение заказа производится последовательно согласно оперативно-календарного планирования.
Оперативно-календарное планирование в единичном и мелкосерийном производстве заключается в составлении месячных оперативных программ для цехов, учёте их выполнения и внутрицеховом оперативно - календарном планировании, составлении сменно-суточных заданий для участков и рабочих мест, и их учёте. Планово-учётными единицами являются:
· в сборочных цехах являются изделия, или сборочные единицы соответствующего наименования;
· в обрабатывающих и заготовительных цехах - заказы в целом, сборочные комплекты и маршрутно-сборочные комплекты.
В соответствии с этим в единичном и мелкосерийном производстве целесообразно применять комплектно-сборочную систему оперативно-производственного планирования, при которой опережение выпуска для всех деталей данной сборочной единицы принимается равным наибольшему опережению выпуска одной из обрабатываемых в данном цехе деталей этой сборочной единицы. При изготовлении трудоёмких деталей, которые проходят через несколько цехов, увеличивается незавершённое производство, для его уменьшения детали одной сборочной единицы разбивают на комплекты с одинаковыми технологическими маршрутами их обработки в последующих цехах (рис 18, 19)
№ детали |
Номер цеха, в котором производится обработка или сборка детали |
|
1 |
1-5-8 |
|
2 |
1-8 |
|
3 |
1-5-8 |
|
4 |
1-3-8 |
|
5 |
3-8 |
|
6 |
3-8 |
|
7 |
1-5-8 |
|
8 |
1-8 |
|
9 |
1-3-8 |
|
10 |
3-8 |
|
Рис 18 Технологические маршруты обработки деталей сборочной единицы по цехам.
№ цеха |
№ комплекта сборочной единицы |
Технологический маршрут обработки по цехам |
№ детали |
|
1 |
1 |
1-5-8 |
1,3,7 |
|
1 |
2 |
1-8 |
2,8 |
|
1 |
3 |
1-3-8 |
4,9 |
|
3 |
1 |
3-8 |
4,5,6,9,10 |
|
5 |
1 |
5-8 |
1,3,7 |
|
8 |
1 |
8 |
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 |
|
Рис 19 Комплекты деталей сборочной единицы с одинаковыми технологическими маршрутами.
Оперативный план на три месяца выдаётся цехам либо в начале каждого месяца, либо в начале квартала. По окончании первого месяца квартала вносятся коррективы в оставшиеся два месяца и к ним добавляется план первого месяца следующего квартала с учётом опережений. Сроки выпуска деталей, входящих в сборочный комплект, определяются вычитанием опережений выпуска, установленного по данному сборочному комплекту, из срока выпуска готовых сборочных единиц.
Сроки выпуска изделий устанавливают укрупнено по декадам или неделям на основании реализации. Для наглядности загрузку оборудования по заказам представляют графически (рис 20)
В том случае, если процент готовности на начало месяца фактически окажется меньше, чем было запланировано, цех в текущем месяце должен будет выполнить по данной планово-учётной единице больший объём работ, чем предусматривается в программе, чтобы процент готовности на конец месяца был не ниже установленного. Форма месячной оперативной программы приведена на рис 21.Порядок составления месячных оперативных заданий для участков целесообразнее составлять в подетальном разрезе (рис 22). Срок выпуска детали соответствующего наименования определяется вычитанием длительности производственного цикла сборки сборочной единицы и обработки детали после данного участка из срока выпуска сборочной единицы, установленного в месячной программе для цеха.
Для предметных участков, специализированных по сборочным единицам, месячные оперативные задания составляют выборкой числа сборочных единиц и сроков их выпуска из месячной программы для цеха.
Для участков на которых обрабатывается небольшое число трудоёмких деталей, месячное задание может составляться в виде план-графика загрузки оборудования рабочих мест.
Для сборочных участков целесообразно составлять планы-графики сборки изделий в пооперационном разрезе
Производственная программа механическому цеху на март 2006 г.
№ заказа |
№ сборочной единицы |
Наименование изделия |
Общая трудоёмкость норма-часов |
Процент готовности на начало месяца |
Процент готовности на конец месяца |
Фактический процент готовности на конец месяца |
Задано на месяц |
Выполнено за месяц |
||||||
Количество штук |
В нормо часах |
|||||||||||||
Всего |
В том числе по декадам |
|||||||||||||
I |
II |
III |
Кол, шт. |
Нормо часов |
||||||||||
879,3 |
182805329 |
корпус |
800 |
25 |
100 |
100 |
1 |
- |
1 |
- |
600 |
1 |
600 |
|
Рис 21 Производственная программа механическому цеху.
Задание участку на март 200--г.
№ заказа |
№ детали |
Наименование изделия |
Нормы времени на одну деталь |
Задано на месяц |
Выпуск по декадам |
Выполнено за месяц |
Процент выполнения месячного задания |
|||||
Кол-во, шт. |
Нормо часов |
I |
II |
III |
Кол-во, шт. |
Нормо часов |
||||||
3284 |
182805340 |
Стойка |
35 |
2 |
70 |
1 |
1 |
- |
2 |
70 |
100 |
|
Рис 22 Задание участку.
План график загрузки оборудования (в числителе номер детали в знаменателе - номер операции)
№ рабочего места |
Рабочее место |
План и выполнение по дням / сменам |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
… |
28 |
29 |
30 |
||||||||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||||
1265 |
Продольно-фрезерный станок |
30825/5 |
31074/10 |
30824/20 |
31673/25 |
3128/15 |
|||||||||||||||
Рис 23 План загрузки оборудования
Декадные задания составляют для участков и деталей с длительным производственным циклом. Эти задания составляют либо в виде план-графика загрузки оборудования, либо в виде задания на декаду в пооперационном разрезе по каждой детали или сборочной единице.
Сменно-суточное планирование и учёт месячных и внутримесячных заданий осуществляется следующим образом: при обработке трудоёмких деталей в сменном задании указывается процент готовности детали, если обработка её не может быть закончена в течении данной смены. При наличии нормы времени на переходы в сменном задании могут быть указаны переходы, по которым должна быть произведена обработка детали в течении смены.
№ изделия |
№ заказа |
№ операции |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Управление как система знаний |
Курсовая работа | Проблема аборта |
Курсовая работа | Продажа товаров и услуг |
Курсовая работа | Организация транспортного хозяйства |
Курсовая работа | Анализ эффективности использования материальных ресурсов |
Курсовая работа | Местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе |
Курсовая работа | Организация лизинговых операций в России |
Курсовая работа | Социальная политика в отношении инвалидов |
Курсовая работа | Планирование прибыли и рентабельности предприятия питания |
Курсовая работа | Государственная регистрация недвижимости |
Курсовая работа | Этапы финансового планирования на предприятии |
Курсовая работа | Кейнсианская концепция экономического развития |
Курсовая работа | Ценовая политика предприятия в рыночных условиях (на примере ООО "КЕВ") |
Курсовая работа | Особенности денежно-кредитной политики в современной России |
Курсовая работа | Детская периодика и критика в истории детской литературы |