Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Неравенство доходов и социальная дифференциация населения


1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Неравенство доходов……………………………………………………..1

Влияние экономического развития на неравенство и бедность……….4

1.2. Влияние неравенства и бедности на динамику экономического развития………………………………………………………………………....4

1.3. Бедность и экономическое неравенство………………………………...17

1.4. Покупательная способность средних денежных доходов……………..18

1.5. Доля средне - высокообеспеченых слоев………………………………19

1.6. Сравнение с соседними странами……………………………………….19

2. Социальная дифференциация населения…………………………………21

2.1. Социальная поляризация населения…………………………………….22

2.2. Факторы поляризации населения………………………………………..27

2.3. Экономическая пирамида и социальные последствия поляризации….30

Заключение…………………………………………………………………….34

Список используемой литературы…………………………………………...36

1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ

Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами и представителями других наук. Растущий разрыв между выигравшими и проигравшими, богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения. В массовом сознании сохраняется представление, что относительно однородное по структуре общество за достаточно короткий период называемый «переходным», превратилось в общество с одним из самых высоких уровней неравенства «У России было слишком мало времени, чтобы приспособиться привыкнуть к быстрому росту неравенства доходов и имущества. Лишь небольшая доля населения смогла достичь экономического успеха, в то время как жизненные стандарты среднего россиянина значительно снизился» - говорит один из экспертов (Б. Силверман и М. Янович). Хотя люди и получили больше политических свобод, они заплатили за это высокую цену.

Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы и пенсий в сочетании с высочайшей инфляцией привели к тому, что миллионы людей оказались за чертой бедности.

Так же, во многих странах с переходной экономикой опыт последних десяти лет не был воодушевляющим. Программой развития ООН в Братиславе были выполнены оценки с использованием черты бедности по доходам на уровне 4-х долларов в день (по покупательной способности доллара в 1990г.).

В странах Восточной Европы и СНГ в 1988-1994гг. доля населения находящегося за чертой бедности возросла с 4 до 32 % или с 14 до 119 млн. человек. Даже относительно благополучной Польше более 20 % населения живёт в бедности.

Ещё большую тревогу вызывают ненадёжные показатели бедности. Например, если рассмотреть проблему питания, то окажется, что миллионы семей не в состоянии нормально питаться. Одним из самых видимых симптомов этого влияния - задержка роста детей. В России в 1992-1994гг. доля детей до 2-х лет с отмечавшейся задержкой роста возросла с 9 до 15 %. За исключением некоторых стран Центральной Европы доля детей с низким весом при рождении выросла во всех постсоциалистических странах.

При низких зарплатах и пенсиях, отсутствии гарантированной работы, будущее многих семей стало неопределённым. Отсутствие экономической защищённости сопровождается ослаблением личности и физической защищённости. Многие, например, оказались во власти преступных группировок. Во всех странах региона наблюдается рост преступности: в Российской Федерации количество зарегистрированных преступлений с 1989 года выросло более чем на 60 %, в Эстонии оно более чем удвоилось. Но даже эти цифры неадекватны реальному положению, так как большая часть преступлений оказывается незарегистрированной. Во многих странах взяточничество считается нормой каждодневной жизни.

Общий рывок перемен от социализма к рыночной экономике, был, вероятно, неизбежен, но его скорость и характер не были предопределены. Большинство стран выбрали той или иной степени шоковую терапию «быстрый рывок». Но, возможно, это был неправильный выбор. Нельзя спонтанно дать жизнь рынку, лишь освободив экономику и проводя либеризацию цен - требуется гораздо больше, чем отсутствие административного контроля. Рыночной системе необходима сложная сеть поставщиков и потребителей, работающих в рамках развитой юридической системы. Конечно, нет смысла с откладыванием реформ, однако необходима их обоснованная последовательность, контролируемая правительством, которое способно управлять и минимизировать неизбежные разрушения.

Одной из характерных черт переходного периода в России стали существенные изменения в распределении доходов населения, рост неравенства и бедности. Если в отношении экономического неравенства существуют аргументы, подтверждающие как положительное, так и отрицательное его влияние на экономический рост, то бедность населения признается одним из негативных феноменов, который влечет за собой серьёзные социальные и экономические последствия. Борьба с бедностью традиционно рассматривается как одно из важных направлений государственной политики.

Страны с переходной экономикой часто опровергали устоявшие представления о закономерностях и принципах экономического развития. Не исключено, что и в отношении взаимосвязи экономического развития регионов и уровня бедности в них, а России, отсутствуют тенденции, наблюдаемые в других странах. Самым предварительным аргументом в пользу этой связи является тот факт, что уровень бедности и его динамика значительно варьировали по регионам страны, которые так же демонстрировали разные темпы экономического развития.

Журнал «Общество и экономика» № 1 2003г. стр. 80-92 Доктор экономических наук В.Бобков

1.1. Влияние экономического развития на неравенство и бедность

В соответствии с концепцией С. Кузнеца с началом экономического роста экономическое неравенство увеличивается, а затем происходит его снижение. Рост неравенства на первом этапе обусловлен перемещением труда из низкоэффективных секторов в более эффективные, в результате этого отдача в секторах выравнивается и экономическое неравенство снижается. Однако выводы этой теории оказались противоречивыми. Другие эксперты не обнаружили устойчивой связи между экономическим ростом и неравенством, третьи обнаружили отрицательную корреляцию. В исследованиях, проведенных для России Шевяковым А.Ю. и Китурой А.Я. гипотеза Кузнеца С. Статистически отвергается. Исследования, проведенные для различных категорий стран показали, что экономический рост способствует снижению бедности. Высокий уровень экономического развития облегчает борьбу с бедностью, обеспечивая ресурсы для этой цели.

1.2. Влияние неравенства и бедности на динамику

экономического развития.

В отношении обратной зависимости - влияние неравенства и бедности на экономический рост выдвигаются три группы аргументов:

· политэкономические факторы;

· несовершенство рынка и капитала;

· социальные конфликты.

Политэкономические исследования А. Алесина, Д. Родрига и др. приводят к заключению об отрицательном влиянии неравенства и бедности на экономический рост. Представление о механизме этой связи основывается на теореме о медианном избирателе, который в случае высокого неравенства и бедности принадлежит к категории населения с низкими доходами и голосует за нераспределительную политику. Перераспределение осуществляется за счет налогов, которые вносят искажения и дестимулируют развитие. Предполагается, что экономика обладает определенным потенциалом роста, но если имеет место высокое перераспределение, то реальный рост будет меньше потенциального и, таким образом, неравенство и бедность приводят к замедлению темпов экономического роста.

Развитие идеи влияния перераспределение на экономический рост позволило исследователям (Бенержи А.В., Дуфло Э.) сделать вывод, перекликающийся с гипотезой Кузнеца, что зависимость между изменением темпа экономического изменением неравенства имеет форму перевернутой параболы ?. Однако, механизм связи здесь другой и период ее проявления - краткосрочный. Основная идея состоит в том, что перераспределение инициируется одной из групп населения, когда она уверена, что может увеличить свою долю общего дохода. Как правило, распределение благосостояния изменяется относительно медленно, крупные изменения в распределении доходов в течение короткого периода времени часто связано с давлением одной из групп населения и реализацией её целей. Непосредственным следствием таких изменений в распределении доходов является замедление темпов развития, хотя в досрочной перспективе это может привести к ускорению экономического роста.

Издержки перераспределения возникают как из-за искажающего влияния высокого налогообложения, так и из-за потерь, связанных с достижением согласия. Прямым следствием приведенных аргументов является вывод о том, что в период быстрого изменения неравенства и бедности в любом из направлений (как в сторону увеличения, так и в сторону сокращения) темпы экономического развития замедляются. Активные перераспределительные принципы представляют собой характерную черту переходного периода.

Следствием несовершенства рынка капиталов является вогнутый характер зависимости между текущим благосостоянием человека и его будущим благосостоянием. Бедные люди имеют ограниченные возможности для получения, как образования, так и предметов и займов с целью организации бизнеса. В результате потенциал этой категории населения недоиспользуется, и бедные недоинвестируют, что отрицательно сказывается на продуктивности экономики и темпах ее роста.

Третья группа аргументов поддерживающих идею о негативном влиянии неравенства и бедности на экономический рост связана с тем, что высокий уровень неравенства влечет за собой социальные конфликты в обществе. Результатом конфликтов могут быть политическая нестабильность, которая увеличивает риски и снижает инвестиционную привлекательность территории, и следствием этого является замедление экономического развития. Для улаживания социальных конфликтов и достижения равновесия в обществе, в распоряжение политической системы могут потребоваться дополнительные ресурсы, что будет снижать общую эффективность экономической системы.

В качестве статистических индикаторов бедности в регионах России используются следующие показатели:

1. Доля населения, имеющего денежные доходы меньше прожиточного минимума (ПМ) (бедное население).

2. Доля населения, имеющего денежные доходы меньше 2-х прожиточных минимумов (крайне бедное население).

3. Доля населения, имеющего денежные доходы меньше 2-х прожиточных минимумов (малообеспеченное население).

Для характеристики общего экономического неравенства населения исследуется коэффициент ДЖИНИ и коэффициент фондов.

Доля крайне бедного населения в среднем по регионам страны увеличилось с 1997г. по 1999г. и достигла почти 1/3 от общей численности населения. В 2000г. средние характеристики существенно сократились (почти на 10%), а в 2001г. последовал их небольшой рост. Рост неравенства в регионах увеличил долю крайне бедного и бедного населения, но сокращал долю малообеспеченного населения.

Доля населения с доходами ниже половины прожиточного минимума (крайне бедное население), в %

Таблица № 1

Показатель

1997

1998

1999

2000

2001

Среднее

18,23

25,07

31,63

22,69

25,84

Медиана

16,31

23,04

29,01

18,54

23,55

Стандартное отклонение

9,76

11,51

15,18

14,06

12,25

Коэффициент вариации

0,54

0,46

0,48

0,62

0,47

Максимум

57,66

76,22

81,08

73,47

67,62

Минимум

1,18

0,02

7,59

3,42

3,04

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (крайне бедное население), в %

Таблица № 2

Показатель

1997

1998

1999

2000

2001

Среднее

46,09

55,50

64,18

54,15

58,78

Медиана

45,37

45,69

63,20

51,71

58,23

Стандартное отклонение

11,94

12,34

13,35

15,39

13,13

Коэффициент вариации

0,26

0,22

0,21

0,28

0,22

Максимум

89,21

98,55

97,12

99,19

95,09

Минимум

15,53

18,33

35,12

25,00

17,40

Доля населения с доходами ниже двух прожиточных минимумов (малообеспеченное население), в %

Таблица № 3

Показатель

1997

1998

1999

2000

2001

Среднее

77,56

84,82

90,36

84,35

86,89

Медиана

77,63

86,03

92,20

86,60

87,50

Стандартное отклонение

10,43

8,99

6,98

9,78

9,15

Коэффициент вариации

0,13

0,10

0,08

0,12

0,11

Максимум

99,04

100

99,56

99,89

99,82

Минимум

33,08

52,82

60,18

55,62

50,91

Журнал «Регион» № 4 2004г. стр. 29-44 Е.А. Коломак

Для оценки различий в уровне жизни экспертами Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) применяется система нормативных потребительских бюджетов, включающих прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет и бюджет высокого достатка.

Силы, определяющие экономическое неравенство, мощны и устойчивы. Специалистами установлены основные причины неравенства доходов. Они проистекают, прежде всего, из частной собственности. Различия в уровне богатства являются главным фактором экономического неравенства, будь то приобретенные месторождения природных ресурсов, производственные новшества или любые другие накопления капитала, а так же, наследуемая собственность. Степень неравенства в распределении доходов измеряется кривой Лоренца. Она показывает, какая часть общей суммы доходов идет разным по уровню достатка слоям населения, что выражается в изменении от 0 до 1 коэффициента Джини, значения которого отражают концентрацию денежных доходов. Кривая Лоренца обычно применяется к распределению текущих денежных доходов. Однако если ее применить к распределению богатства (собственности), то результаты покажут более сильное неравенство.

Различия в образовании, являющиеся одной из форм накопления, так же участвуют в неравном распределении собственности и доходов.

Третья группа факторов, под воздействием которых складывается экономическое неравенство, составляют различия в возрасте и здоровье людей, а так же возможностей их доступа к благополучию, что предопределяет развитие социального страхования и государственной социальной помощи в обучении и профессиональном образовании выходцев из бедных семей.

Богатые страны располагают большими возможностями уменьшить неравенство в условиях жизни, чем развивающиеся страны.

Показатель внутреннего валового продукта на душу населения является основным индикатором изменения уровня бедности, так как обусловлен взаимодействием бизнеса, власти и общества.

В более бедных странах рост производительности, как правило, медленнее, чем в богатых, и это лишь усиливает их неравенство. Современные различия в уровне внутреннего валового продукта на душу населения весьма значительны и достигают 16 раз по паритету покупной способности и 90 раз по биржевому курсу американского доллара.

Мировой опыт показывает, что в странах с более низким душевным доходом и более широким распространением абсолютной бедности, экономическому и социальному прогрессу, при прочих равных условиях, более способствует низкий уровень неравенства.

Возможности его увеличения создаются по мере роста внутреннего валового продукта и повышения уровня жизни лиц с наименьшими доходами. Это, однако, не исключает выравнивание в наиболее процветающих странах уровня жизни верхних и нижних слоев.

Страны с различным уровнем внутреннего валового продукта на душу населения Всемирным банком принято делить на 4-е группы:

· с высоким внутренним валовым продуктом на душу населения по биржевому курсу (более 9 тыс. долларов);

· высоким средним (3-9 тыс. долларов);

· низким среднем (800 - 3 тыс. долларов);

· низким внутренним валовым продуктом (менее 800 долларов).

Из анализа экспертов следует, что в таких развитых странах, как США и Великобритания для обеспечения дальнейшего процветания социальная политика направлена на поддержание высокого уровня экономического неравенства. Наоборот, в Дании, Финляндии, Швеции и ряде других стран с высоким душевым внутренним валовым продуктом эти же задачи решаются при низком уровне дифференциации денежных доходов. Таким образом, высокий уровень внутреннего валового продукта и благосостояния позволяет индустриально развитым странам обеспечивать социальный прогресс при разных вариантах социальной политики.

Гораздо меньше альтернатив у стран со средним и особенно низким внутренним валовым продуктом.

Россия относилась в тот период к странам с низким средним размером душевного внутреннего валового продукта, а по решаемым задачам и распространению бедности тяготела к Болгарии и Румынии. Однако, проводимая в 90-х годах социальная политика вывела нашу страну в группу государств с наиболее высоким уровнем экономического неравенства. Это было не оправдано ни ресурсами, ни характером накопившихся проблем и выразилось в проявлении крайней нищеты и богатства. Высокая социально-политическая напряженность, к счастью, не привела к масштабному гражданскому противостоянию, свойственному ряду стран Латинской Америки, допустивших неадекватно высокий уровень экономического неравенства.

Субъекты Российской Федерации значительно различаются между собой по уровню концентрации денежных доходов. Это создает целый ряд дополнительных сложностей в регулировании социально-экономических отношений в нашей стране. Оценки специалистов ВЦУЖ показывают, что в конце 90-х годов экономическое неравенство в российских регионах различалось, примерно, в 2,5 раза. Коэффициенты Джини в Агинском Бурятском и Усть-Ордынском автономных округах соответствовали его значениям в Словакии, а в Камчатской и Магаданской областях в южно-американских странах. Таким образом, различия коэффициентов Джини в регионах нашей страны достигли таких же размеров, как между странами с наиболее и наименее высокими уровнями экономического неравенства.

С другой стороны, в тот же период в российских регионах с наименьшими экономическими ресурсами и душевыми денежными доходами экономическое неравенство было ниже, чем в регионах с наиболее душевными валовой региональный продукт и денежными доходами. А это выступало в качестве одного из факторов стабилизации и устойчивости социально-экономической обстановки внутри субъектов Федерации. В группе регионов с наименьшим экономическим неравенством, душевными доходами и наиболее высокой абсолютной бедностью находились Коми-Пермяцкий автономный округ республики Марий Эл, Калмыкия и Мордовия, Чувашская республика и Кировская область.

На другом полюсе, среди регионов с наиболее высокими денежными доходами и коэффициентом Джини, достигающим 0,5, были представлены Москва, Камчатская и Магаданская области, республика Саха (Якутия), Тюменская область и Хабаровский край.

В Москве сочетались высокие, по мировым критериям, экономическое неравенство и средний душевой региональный продукт, а так же низкая, по российским маркам, абсолютная бедность. Последняя была примерно в 2,7 раза ниже среднероссийского показателя, а коэффициент Джини примерно в 1,4 раза превышал его общее российское значением. Таким образом, в столице нашей страны были созданы наиболее благоприятные социально-экономические условия по сравнению с другими административными субъектами. Они позволяли распределять бедным больше потребительских ресурсов, поддерживали сравнительно низкую абсолютную бедность при высоком экономическом неравенстве.

Высокий средний душевой валовой региональный продукт создавал условия для большего, чем в других административных субъектах, экономического неравенства, и низкого, по сравнению с общественным, уровне бедности в главных российских регионах нефте - и газодобычи Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах. И это - несмотря на суровые природно-климатические условия и ряд других неблагоприятных факторов.

Тем не менее, в мировой практике не имеется примера благополучных стран, которые при среднем уровне душевого внутреннего валового продукта поддерживали бы столь высокий уровень экономического неравенства. Следствием этого является высокий по мировым меркам уровень абсолютной бедности в Москве и Тюменской регионе.

В таких российских регионах в дальнейшем необходимо добиваться ускоренного роста жизни нижних слоев и повышения уровня среднедушевых денежных доходов.

При реализации такой социально-экономической политики можно надеяться на то, что в отдаленной перспективе абсолютная бедность ограничивается группой социально уязвимых граждан с полной или частичной нетрудоспособностью. Только таким образом абсолютная бедность постепенно может приходить к своему «нормальному» и преодолеваться социальными выплатами.

В других, значительно худших условиях, проживали люди из регионов Дальнего Востока. У них высокая концентрация денежных доходов сочеталась с низким средним уровнем душевного валового регионального продукта, и как следствием, высокой, даже по российским масштабам абсолютной бедностью. Она превышала обще российский уровень примерно в 1,5 раза. Все это свидетельствовало о крупных просчетах в социально-экономическом неравенстве и требовало принятие мер по его снижению.

Улучшение благосостояния и условий жизни особенно актуально для россиян, проживающих в регионах, непосредственно граничащих с Германией, Латвией, Литвой, Норвегией, Польшей и Финляндией.

Территории, входящие в Северо-Западный федеральный округ по уровню жизни и валовому региональному продукту на душу населения, находящемся на низком среднем уровне, объединены в 3 группы:

1. группа включает Мурманскую область, республику Коми и Санкт-Петербург. В целом, это наиболее успешные административные субъекты.

Уровень их экономического развития был наиболее высоким среди других административных субъектов округа. Покупательная способность средних денежных доходов приближалась или несколько превышала уровень низкой обеспеченности, границей которого является минимальный потребительский бюджет. Наблюдался наименьший в округе уровень бедности, достаточно широкое представительство средних и высокообеспеченых слоев населения, высокий уровень неравенства по душевым денежным доходом. В целом в этой группе регионов обеспечивался средний по российским меркам уровень жизни.

2. Вологодская область, Новгородская область, республика Корея, Архангельская область.

В них в целом были ниже валового регионального продукта, покупательная способность денежных доходов и экономическое неравенство. Доля средне - и высокообеспеченых слоев была меньше общероссийского уровня, но зато более высокой была бедность. В целом, в этих регионах сложился низкий уровень жизни.

3. Ленинградская, Калининградская, Псковская области.

В них наблюдались наиболее низкие валовые региональные продукты и уровень жизни населения. Покупательная способность денежных доходов едва соответствовала потребительской корзине прожиточного минимума, наиболее широко были представлены бедные и, наоборот, наименее - средние и высокообеспеченные слои. Уровень экономического неравенства в них сложился ниже, чем у населения регионов 1 и 2 групп, но, тем не менее, он был не адекватен социально-экономическим условиям.

Субъекты

Валовой региональный продукт на душу населения (1999г)

Бедность

(1 полугодие 2002г.)

Экономическое неравенство (1 полугодие 2002г.)

Пок. способн. ден. доходов (1 полугодие 2002г.)

Благосостояние (1 полугодие 2002г.)

Группир. по ППС

Группир. по биржевому курсу

ранг

Доля населения

ранг

Коэффициент в Джини

ранг

Наборы ПМ

ранг

Доля средне-высокого обеспечения

ранг

Республика Коми

11111

2442

10

26,8

9

0,41

1

2,18

1

44,8

1

Мурманская область

8377

1841

9

28,4

8

0,39

2

1,96

2

40,7

3

Санкт-Петербург

6476

1423

7

19,1

10

0,38

3

1,8

3

40,8

2

Вологодская область

7921

1741

8

34,4

4-5

0,34

5-7

1,42

6

28,0

5

Новгородская область

6225

1368

6

34,4

4-5

0,34

5-7

1,41

7

22,8

7

Республика Карелия

5870

1290

5

30,7

7

0,37

4

1,74

4

33,0

4

Архангельская область

5783

1271

4

33,7

6

0,34

5-7

1,46

5

27,5

6

Ленинградская область

5504

1210

3

41,5

2

0,29

9

1,09

9

13,9

9

Калининградская область

4788

1052

2

43,5

1

0,27

10

1,02

10

12,2

10

Псковская область

4246

933

1

37,5

3

0,31

8

1,26

8

16,3

8

Москва

13956

3067

13,6

0,43

4,43

67,5

Россия

6067

1333

30,2

0,4

1,88

34,6

1.3. Бедность и экономическое неравенство.

В 1 группе регионов и в Архангельской области бедность, в основном, приблизилась к докризисному уровню.

В субъектах 2 группы, в Вологодской, Новгородской областях и в Карелии еще наблюдается превышение докризисного значения этого показателя на 6-9 пунктов.

Бедность в регионах 3 группы - Калининградской и Ленинградской областях до сих пор примерно на 11-12 процентных пунктов превышает уровень 1998 года, лишь в Псковской области ее размеры были выше базовых только на 4 пункта.

В 1 группе регионов наблюдается противоположные тенденции изменения в концентрации денежных доходов. В городе Санкт-Петербург произошел значительный рост коэффициента Джини (+7 процентных пунктов); в Мурманской области - незначительное снижение (-2 процентных пункта); в республике Коми уровень неравенства практически не изменился.

Во 2 группе выросло неравенство в Архангельской области. Наоборот, в Карелии, Вологодской и Новгородской областях произошло его снижение.

В Калининградской и Ленинградской областях, входящих в 3 группу регионов, произошло ощутимое снижение неравенства. Наоборот, в Псковской области концентрация доходов практически не изменилась. Жители этих административных субъектов имеют относительно низкое экономическое неравенство.

Таким образом, в целом появилась позитивная тенденция некоторого снижения неравенства в регионах с наиболее высокой бедностью.

1.4. Покупательная способность средних денежных доходов.

В 1 группе регионов покупательная способность превысила докризисный уровень. Особенно заметно это в республике Коми (+0,44 набора, +25%). В Мурманской области рост покупательной способности составил 0,16 набора ПМ. Санкт-Петербург по покупательной способности денежных доходов только-только вышел на уровень 1998 года.

Регионы 2 группы - Карелия и Новгородская область по емкости их потребительского рынка еще не поднялись до ранее имевшихся показателей. Вологодская область по уровню покупательной способности достигла значения этого показателя в 1998г. Наоборот, в Архангельской области покупательная способность денежных доходов заметно превысила прежнее значение.

В ленинградской области покупательная способность остается заметно ниже уровня 1998 года. Это является следствием заметного роста в ней бедности. В калининградской области покупательная способность денежных доходов упала наиболее глубоко, вследствие обвального роста бедности среди калининградцев. Если бы экономическое неравенство не снизилось, то рост бедности, наверняка, был бы еще выше.

В Псковской области, также входящий в эту группу регионов, покупательная способность, наоборот, превысила докризисный уровень.

1.5. Доля средне - высокообеспеченых слоев.

В 1 группе регионов она выросла на 5-10 пунктов и составила 40-44%. Это положительная тенденция. В Санкт-Петербурге рост средне - и высокообеспеченых слоев произошел, а покупательная способность денежных доходов не выросла. За этим, видимо, стоит рост их дефицита у бедных. В Мурманской области общее увеличение средне и высокообеспеченых жителей обеспечивалось при заметном расширении первых и сжатии последних.

Во 2 группе регионов, в Вологодской области и республике Карелия удельных вес этих слоев практически не изменился. В Архангельской области доля средне и высокообеспеченного населения выросла и составила примерно 27,5%. Наоборот, в Новгородской области их удельных вес сократился примерно на 9 пунктов, что явилось результатом роста бедности.

В Калининградской и Ленинградской областях средне- и высокообеспеченные слои населения также заметно сжались и составили 13-14% его общей численности. Причина этого - общее сокращение потребительских ресурсов. В Калининградской области это тот случай, когда даже снижение экономического неравенства, не смогло сдержать рост бедности. Наоборот, В Псковской области удалось сохранить удельный вес средних и верхних дополнительных групп.

1.6. Сравнение с соседними странами.

В большинстве российский регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ, - республиках Коми и Карелия, Мурманской, Вологодской, Архангельской и Новгородской областях, уровень экономического неравенства ложился значительно выше, чем в соседних странах - Финляндии, Германии, Польше, Латвии и Литве, что на данном этапе не способствовало скорейшему преодолению в них кризисных явлений. Это при том, что Германия и Финляндия, имеющие значительно более высокий валовой внутренний продукт на душу населения, не допускают более высокого расслоения населения по доходам.

Близкие с Россией по уровню дешевого внутреннего валового продукта Польша, Латвия и Литва также сдерживали рост концентрации денежных доходов и по ряду показателей уровня жизни достигли более высоких результатов, чем их российские соседи.

Несколько ниже, чем у зарубежных соседей, экономическое неравенство в Псковской, Ленинградской и Калининградской областях. Однако это не согласуется со значительно более низким уровнем душевого внутреннего валового продукта, достигнутым в этих наименее экономически обеспеченных регионах Северо-Западного федерального округа, и проявляется в чрезмерно высокой бедности, низких показателях ожидаемой продолжительности жизни и образования.

В целом в субъектах Северо-Западного федерального округа требуется более энергичный экономический рост, что является очевидным. Большое значением имеет также снижение уровня материального неравенства и изменение структуры валовых региональных продуктов в пользу конечного потребления домашних хозяйств.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Наиболее тяжелое последствие экономических преобразований в России - глубокая поляризация благосостояния населения и дезинтеграция общества.

Нет сомнения, что в условиях рынка существует и не может существовать дифференциация доходов и потребления населения. Это не требует аргументации и наблюдается во всех развитых странах, но в разных масштабах. Однако при оценке ситуации, складывающейся в России, следует учитывать существующую здесь значительную специфику.

Во-первых, Россия вошла в рынок, можно сказать, в одночасье. А кроме того, одни называют российский рынок диким и варварским, а другие - вообще ставят под сомнение его существование.

Во-вторых, в бывшем Союзе ССР в конце 80-х годов, дифференциация доходов населения была совсем незначительной. И социальная политика из теоретических и не только соображений была направлена на то, чтобы масштабы различий в доходах не превышали дифференциации заработной платы. Которая также была невелика.

Указанные обстоятельства в значительной мере определили сложности процесса многоплановой адаптации населения к трансформирующимся условиям. Это не только восприятие новых ценностей и правил взаимодействия. Но и проблемы активного встраивания в рыночные структуры, участия в экономической жизни общества.

Журнал «Общество и экономика» № 12 2002г. стр. 6 Н. Римашевская

По нашим оценкам, базирующимся на проведенных Институтом специальных обследованиях, в настоящее время примерно пятая часть населения адаптирована, приблизительно четверть - не адаптирована и не

сможет встроиться в новые общественные условия в силу отсутствия у них необходимых социальных ресурсов, а также вследствие личностных особенностей (возраст, здоровье, семья); их мы называем «аутсайдерами». Больше половины находится в состоянии как бы «ожидания или неопределенности», стараясь приобщиться к новым структурам, что не всегда у них получается.

2.1. Социальная поляризация населения

Очевидно, что формирование рыночных отношений не может не приводить к усилению дифференциации доходов, а вместе с ней - и материального положения населения. Однако происходящее сегодня в России не может не вызывать глубокой озадаченности, так как оно ведет не только к серьезному расколу общества.

Так что же произошло с социальной структурой общества в результате десятилетия реформ?

Одно предварительное замечание. В данной статье использована информация и соответствующие показатели, базирующиеся на госстатистике. Это позволит не открывать дискуссию по методическим вопросам, которые следует обсуждать специально.

Поляризация жизненного уровня оценивается, по крайней мере, тремя комплексами показателей.

Во-первых, распределение текущих доходов и соответствующие ему индикаторы (2002г.):

Ш коэффициент фондов составляет 14,2 раза;

Ш децильный коэффициент дифференциации равен 8,2;

Ш коэффициент Джини (неравенства) достиг 0,4.

Для лучшей оценки сложившейся ситуации посмотрим эти показатели:

а) в сравнении с тем, что было в СССР (таб. №1);

б) в сравнении с другими странами (таб. №2).

Показатели дифференциации доходов населения

Таблица № 1

Годы

Коэффициенты дифференциации

Коэффициент Джини

децильный

фондов

1698

3,15

1978

2,83

1989

2,99

1992

-

8,0

0,29

1994

7,4

15,1

0,409

1998

5,5

13,8

0,399

2000

8,0

14,1

0,400

Коэффициент Джини в странах мира

Таблица № 2

Год обследования

Коэффициент Джини

Австрия

1987

0,23

Беларусь

1998

0,21

Бельгия

1992

0,25

Бразилия

1996

0,60

Венгрия

1996

0,30

Германия

1994

0,30

Дания

1992

0,247

Зимбабве

1991

0,568

Италия

1995

0,273

Казахстан

1996

0,354

Китай

1998

0,403

Латвия

1998

0,324

Мексика

1995

0,357

Нидерланды

1994

0,326

Польша

1996

0,329

Россия

1998

0,487

США

1997





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Управление как система знаний
Курсовая работа Анализ эффективности использования материальных ресурсов
Курсовая работа Планирование прибыли и рентабельности предприятия питания
Курсовая работа Социальная политика в отношении инвалидов
Курсовая работа Продажа товаров и услуг
Курсовая работа Организация лизинговых операций в России
Курсовая работа Государственная регистрация недвижимости
Курсовая работа Кейнсианская концепция экономического развития
Курсовая работа Этапы финансового планирования на предприятии
Курсовая работа Ценовая политика предприятия в рыночных условиях (на примере ООО "КЕВ")
Курсовая работа Особенности денежно-кредитной политики в современной России
Курсовая работа Безработица и ее современные особенности в России
Курсовая работа Кассационное производство
Курсовая работа Детская периодика и критика в истории детской литературы
Курсовая работа Диагностика банкротства и механизм финансовой стабилизации