Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Неоклассицизм



Содержание

Введение

1.Формирование неоклассического экономикса: от «маржиналистов» к Маршалу

2.Достоинства и недостатки «старой неоклассики». Критики неоклассики в кейнсианстве

3.Неоклассическая контрреволюция 1970-1980 гг

4.Критика «современной» неоклассики

Заключение

Список литературы

Введение

Старейшее в современной западной экономической науке направление - неоклассическое - объединяет экономистов-«рыночников», сторонников экономического либерализма, взгляды которых определяли развитие экономикс вплоть до 1930 года. Оттесненные большинстве капиталистических стран после Второй мировой войны кейнсианством, «рыночные» теории в 40-60-х прижились в ФРГ. Западногерманские неолибералы создали их оригинальные варианты, нашедшие воплощение в экономической политике канцлера Л.Эрхарда (теории «экономического порядка» и «социального рыночного хозяйства»). Постепенно центр неоклассической мысли переместился в США, где лидером чикагской школы М. Фридманом была разработана ставшая впоследствии очень популярная теория - монетаризм.

Неоклассическая школа выдвинула в ХХ в. крупных экономистов. Это - Э. Чемберлин, Л. Мизес, лауреты Нобелевской премии Ф. Хайек, М. Фридман и ряд других. Их трудами в значительной степени был подготовлен расцвет и взлет популярности его как официального, определяющего основы экономической политики. Путь к успеху для приверженцев неоклассицизма был весьма непрост и обусловлен их способностью видеть новое в развитии рыночной системы, осмысливать его, не боясь отказаться от хорошо послуживших, но устаревших представлений.

Основными целями работы является изучения формирования неоклассической теории, какой вклад внесла данная теория в развитие экономической системы, какие достоинства и недостатки были в данном направлении в различные периоды.

1. Формирование неоклассического экономикса: от «маржиналистов» к Маршалу

Экономическая неоклассическая теория (neoclassical economics) - преобладающее в 20 в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики.

Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла «Принципы экономической науки» (1890).

Приставка НЕО (новый) появилась в результате «маржиналистской революции» в экономической теории. Маржиналь в переводе с французского означает предельный (дополнительный, добавочный). Маржинализм характеризуется следующими положениями:

- использованием предельных величин в анализе экономических процессов (предельная полезность и предельная производительность);

- исследованием поверхностных форм экономической жизни, причем исходным выступает изучение человеческих потребностей;

- сведением предмета экономической науки к изучению рационального распределения ограниченных ресурсов.

Маржиналистская революция проходила в два этапа:

Первый этап «маржиналистской революции» относится к началу 70 -х - середине 80-х гг. XIX в. Конечно, здесь надо иметь в виду, что экономисты, разделявшие идеи первого этапа, продолжали жить и работать и в более познее время. Основными теоретиками первого этапа были австриец К.Менгер, англичанин У.С. Джевонс и француз Л.Вальрас. Из них широкое признание при жизни получил только Менгер, имевший учеников и последователей, объединяемых понятием «австрийская школа».

Маржиналисты первого этапа сохранили идею стоимости как исходной категории, но заменили саму теорию стоимости. Теперь стоимость определялась уже не затратами на производство товара, как в классической политэкономии, а предельной полезностью товара. Соответственно, поменялся предмет изучения. Если раньше главной, первичной сферой экономики считалось производство, то теперь такой сферой стало потребление. Поскольку полезность - понятие субъективное, новое теоретическое направление называлось первоначально «субъективным».

Идея о том, что в основе стоимости лежит полезность вещи, не была новой. Она периодически начиная с XVII в. возникала в экономической мысли весь предшествующий период. Идея о влиянии на стоимость фактора редкости также высказывалась. Новым стало их соединение - понятие предельной полезности. Исследование предельных (маржинальных) величин явилось главной отличительной особенностью нового теоретического направления и легло в основу его окончательного названия. Предельная величина характеризует не сущность явления, а изменение величины какого - либо явления в связи с изменением величины другого. Иными словами, можно сказать, что маржинализм исследует экономические процессы.

Второй этап «маржиналистской революции» относится ко времени середины 80-х - конца 90-х гг. XIX в. Ведущими теоретиками здесь были англичанин А. Маршалл, американец Д.Б. Кларк и итальянец В. Парето. Они отказались от понятия «стоимость», от принципа исходной категории, от причинно-следственной трактовки экономических связей, заменив ее трактовкой функциональной. В результате они объединили две теории стоимости (определяемой полезностью и определяемой производственными затратами), одновременно отказавшись от самого понятия стоимости и оставив только понятие цены, в равной степени зависящей от спроса и предложения.

Системообразующим принципом стал теперь не принцип исходной категории, согласно которому все экономические явления последовательно соединены причинно-следственными связями в виде «родословного древа» с понятием «стоимость», а принцип равновесия, когда экономика представлена как система, все части которой взаимосвязаны между собой и где нет ни начала, ни конца. Понятие «равновесие» стало основополагающим.

Изменился и предмет исследования. Отказ от причинно-следственного подхода означал и отказ от выделения главной, первичной сферы экономики. Теперь предметом стала экономика в целом. Поскольку в том числе предметом исследования снова стала сфера производства (наряду со сферой потребления), маржиналисты второго этапа получили название «неоклассики». При этом они остались маржиналистами, более того, предельные величины стали использоваться не только применительно к проблемам спроса, но и к проблемам предложения. (4)

Фундамент неоклассического направления составили разработки трех школ экономической науки: австрийской (теория полезности); кембриджской (теория частичного равновесия) и лозаннской (теория общего равновесия). Вместе с тем по сравнению с теоретической системой классической политической экономии, господствовавшей в течение почти всего ХIХ в., были кардинально изменены как предмет экономической науки, так и ее методология. А. Маршал - создатель неоклассического направления - первым стал использовать и новое название этой области науки - экономикс.

Менее всего основателей и современных приверженцев неоклассического направления интересуют вопросы социального развития, исторический аспект экономического анализа. Свою задачу они видят в том, чтобы исследовать, как «экономический человек» (фирма, хозяйство) будет действовать при неизменных социальных и долговременно устойчивых экономических условиях. Именно такой подход был заложен при разработке теории цен, капитала, распределение ресурсов и доходов.

Индивидуум в неоклассической системе находится в состоянии выбора. Количество благ, которые он может получить, ограничено либо запасом сил и времени, либо имеющимися у него деньгами. В ситуацию выбора попадает и полностью изолированный от общества Робинзон, распределяющий свои весьма ограниченные силы между удоалетворением различных потребностей, исходя из важности каждой, и человек, живущий в современном обществе. Для экономиста-неоклассика несущественна классовая и историческая принадлежность индивидуума: последний изолирован от общества, которое рассматривается как простая совокупность хозяйствующих индивидуумов.

По мнению неоклассиков главный мотив человека - собственный интерес, удовлетворение своих различных потребностей. Господствует взгляд на экономику как на равновесную и относительно гармоничную систему, в которой компетентный эгоизм всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет в наибольшему благосостоянию всего общества.

Итак, изучение наиболее общих законов рыночной, конкурентной экономики, абстрагируясь от ее эволюции, социальной природы - вот в чем видят свою главную задачу сторонники неоклассического направления. Разрабатываемые ими абстрактные экономические теории принимают за образец методологию точных наук - математики и теоретической физики, позволяют моделировать экономические процессы.(11)

2. Достоинства и недостатки «старой» неоклассики. Критики неоклассики в кейнсианстве

В истории неоклассической экономической теории четко выделяются три периода:

«старая» неоклассика (1890-1930-е);

«оппозиционная» неоклассика (1930-1960-е);

современная неоклассика (с 1970-х до наших дней).

«Старая» неоклассика. В основе всех теорий, анализирующих рыночное хозяйство, лежит какая-либо концепция, объясняющая принципы ценообразования. Неоклассическая концепция сформировалась в результате синтеза разрабатываемой представителями классической политэкономии трудовой теории стоимости и маржиналистской теории предельной полезности.

Одна из главных новаторских идей А.Маршалла заключалась в том, что он не согласился с попытками предшественников искать один-единственный фактор ценообразования. В качестве аналогии он приводил пример с лезвиями ножниц: бессмысленно спорить, какое именно лезвие - верхнее или нижнее - разрезает лист бумаги. Именно А.Маршалл соединил теорию предельной полезности и теорию издержек производства в дуалистической концепции цены. По его мнению, рыночная цена есть результат взаимодействия спроса, сила которого определяется предельной полезностью товара, и предложения, зависящего от издержек производства. Центром, вокруг которого происходит колебание цен, выступает нормальная цена или цена равновесия (равновесная цена), складывающаяся при равенстве спроса и предложения. (7)

Таким образом, теория ценообразования А.Маршалла стала своего рода компромиссом между разными подходами к вопросам стоимости и цены. Ее графическое изображение, «маршаллианский крест» (рис. 1), а также учение А.Маршалла об эластичности спроса и предложения, о краткосрочном и долгосрочном периодах и другие его теоретические находки стали основой раздела экономической теории, посвященного поведению отдельных хозяйствующих субъектов (его называют микроэкономикой).

О том, насколько сильное влияние на развитие экономической науки оказали труды А.Маршалла, показывает тот факт, что уже в конце 19 в. термин «политическая экономия» (political economy) как название экономической теории постепенно выходит из широкого употребления, сменяясь термином «экономика» (economics - в честь названия книги А.Маршалла Principles of economics).

Основатель американской неоклассики Джон Бейтс Кларк дал объяснение формированию доходов. По его мнению, рыночный механизм приносит собственникам факторов производства такие доходы, которые соответствуют созданным ими частям продукта: денежный капитал приносит своему собственнику процент, капитальные блага - ренту, деятельность предпринимателя - прибыль, а труд наемного работника - зарплату. Тем самым, по мнению Д.Б.Кларка, система свободного предпринимательства обеспечивает справедливое распределение доходов. (1)

Последний выдающийся представитель неоклассического направления начала 20 века - итальянец Вильфредо Парето, который внес заметный вклад одновременно в несколько разделов неоклассической экономической теории. В частности, анализируя распределение доходов, он ввел понятие Парето-оптимальности как обозначение таких изменений, при которых происходит улучшение благосостояния хотя бы одного человека без ущерба для благосостояния какого-либо другого.

Большой вклад в экономический анализ благосостояния внес также английский экономист Артур Пигу, который впервые начал глубоко анализировать органические недостатки («провалы») рыночной саморегуляции.

Родившись в период свободной конкуренции, «старая» неоклассика отразила веру в неограниченные возможности саморегулируемой рыночной экономики. Экономисты-неоклассики исходили из того, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов в экономике, а возникающие иногда диспропорции разрешаются на основе автоматического саморегулирования рынка. В конечном счете, по их мнению, благодаря рынку в экономике всегда достигается оптимальный уровень производства при полной занятости.

Концепции экономистов неоклассической школ опирались на сформулированный французским экономистом Жаном-Батистом Сэем закон, согласно которому перепроизводство невозможно по самой своей природе. Предложение товаров, по Ж.-Б.Сэю, создает собственный спрос (сколько бы продукции ни произвели фабрики, все это в состоянии купить их работники), а следовательно, отсутствует возможность разрыва между совокупным спросом и совокупным предложением и нет причин опасаться кризиса перепроизводства. Даже в разгар Великой депрессии, когда безработица в США охватила четверть экономически активного населения, А.Пигу писал: «В условиях совершенно свободной конкуренции всегда будет действовать тенденция к достижению полной занятости».

«Великая депрессия» 1929-1933 сильно дискредитировала неоклассическую теорию. Начался поиск новых доктрин, закончившийся «кейнсианской революцией»: учение периода свободной конкуренции сменилось учениями периода государственного регулирования рыночного хозяйства. (2)

Весьма высоко оценивая ряд достижений неоклассического направления в изучении законов рынка, экономисты других школ весьма критично относились и относятся к некоторым допущениям абстрактоной теории. К числу наиболее известных критиков относятся англичанка Джоан Робинсон (приверженная кейнсианскому направлению) и француз - создатель социалогической школы - Ф. Перу. Эти экономисты критиковали абстрактность неоклассического анализа, стремились ввести в систему экономической науки элемент социального исследования. Второе направление критики неоклассической теории связано с ее допущением высокой степени знаний, информированности, интеллектуальных способностей каждого индивидуума. Экономисты, полемизирующие с неоклассиками, подчеркивают, что такие предпосылки, включающие в себя, по сути, и обладание полной информацией, и безошибочное предвидение будущего, и мгновенную реакцию на изменение внешних условий, превращают экономического субъекта в некого полубога. И третий аспект критики - неоклассическая методология не позволяет исследовать эволюцию рыночной системы. В современных условиях, когда целый стран осуществляет формирование рыночной системы, этот недостаток неоклассической школы стал особенно чувствительным. Некоторые экономисты сейчас видят выход из положения на пути синтеза ряда неоклассических и эволюционных институциональных теорий.(5)

3. Неоклассическая контрреволюция 1970-1980 гг

В 70-80-е годы ХХ века в мировой экономике разразился ряд экономических кризисов (1974-1975 гг. и 1980-1982 гг.), которые породили политический и идеологический кризис, а в области экономической теории пошатнули позиции кейнсианства. В результате на Западе усилились позиции неоконсерватизма, что означает возврат к старым ценностям: семья, религия, законопослушание и т.д. В области экономической неоконсерватизм проявился в усилении позиций неоклассической школы. Консерваторы выступали с резкой критикой теории и практики кейнсианства. Основной причиной стало явление так называемой стагфляции -- одновременного существования инфляции и безработицы, устранение которых не поддавалось методам регулирования спроса. Другой причиной было очевидное падение эффективности вмешательства государства в экономику при росте его масштабов. Неэффективность экономической политики государства оказалась хорошей мишенью для тех, кто отстаивал идею свободного рынка.

По их мнению, кризисы 70-х и 80-х годов в первую очередь были обусловлены некомпетентным государственным регулированием макроэкономических процессов. Неоконсервативные экономические теории базируются на постулатах эффективности рыночной системы и рациональности экономических субъектов.

Современные неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод). (9)

В отличие от неоклассиков начала 20 века, современные неоклассики, как правило, уже не требуют от правительства выполнять функции только «ночного сторожа». Так, сторонники монетаризма (их лидером является американский экономист Милтон Фридмен) обосновывают идею, что на макроэкономическом уровне необходимо осуществлять не фискально-бюджетную политику (государственное регулирование посредством ставки процента, налогов и расходов), а активную кредитно-денежную (государственное регулирование денежной массы). Сторонники теории общественного выбора (основоположник этого направления - американский экономист Джеймс Бьюкенен) обращают основное внимание на роль государства как верховного арбитра: по их мнению, оно должно не только следить за соблюдением хозяйственного законодательства, но и активно его совершенствовать.

Таким образом, в подходах и кейнсианцев, и современных неоклассиков государственное регулирование не отвергается. Разница между этими школами заключается лишь в приоритетности тех или иных целей и методов экономической политики (табл. 1). Упрощенное понимание этих различий достигается при помощи «игровой» аналогии. С точки зрения кейнсианцев, государство - активный «игрок» в хозяйственной жизни, играющий на стороне той «команды», деятельность которой в наибольшей степени стимулирует экономический рост страны. С точки же зрения современных неоклассиков, государство должно быть неподкупным «судьей», который вырабатывает наиболее эффективные «правила игры» в хозяйственной жизни и строго следит за их соблюдением, не «подыгрывая» ни одной из команд. Для неоклассиков конца 20 в. характерна сильная антиэтатистская риторика - критика бюрократии, требования разгосударствления хозяйственной жизни путем приватизации государственной собственности и дерегулирования. Однако если обратиться к данным статистики о доле государственных расходов в ВВП, то обнаруживается, что в период «неоклассической контрреволюции» активность правительств почти всех развитых стран в перераспределении произведенного валового продукта не сокращалась, а росла (табл. 2). Это доказывает, что за критикой государственного регулирования со стороны современных неоклассиков скрывается призыв не столько отказываться от этого регулирования, сколько менять его формы. (8)

Таблица 1.Различия в походах кейнсианцев и современных неоклассиков к проблемам государственной экономической политике

Проблемы государственной экономической политики

Рекомендации кейнсианства

Рекомендации современных неоклассических теорий

Роль государства в современной экономике

Значительная

Ограниченная

Основные цели государственной политики

Антициклическое регулирование, социальная политика

Обеспечение свободы функционирования рынка, антинфляционная политика

Главные методы государственной политики

Бюджетные ассигнования, налоги, гибкая кредитно-финансовая политика

Стабильная кредитно-финансовая политика

Государственные расходы, дефицит госбюджета

Высокие расходы, бюд-жетный дефицит - необходимый инструмент регулирования

Минимальные расходы, бюджетный дефицит вреден

Налоги

Высокие и прогрессивные

Низкие и пропорциональные

Таблица 2. Динамика доли государственных расходов в ВВП, %

Страны

1880

1929

1970

2000

Германия

19

31

38

47

Великобритания

10

24

38

39

США

7

10

30

30

Япония

10

19

19

38

4. Критика «современной» неоклассики

Современный экономический неоконсерватизм представлен тремя основными концепциями: монетаризм, экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий (новая классика). Высшей точкой популярности экономического либерализма стали 1980-е: неоклассика бесспорно признавалась основным течением экономической науки, ее рекомендации стремились брать на вооружение правительства едва ли не всех стран мира. Казалось, что крах социалистической командной экономики лишь подтвердит истинность неоклассических идей. Однако на самом деле уже в 1990-е обозначился кризис неоклассических идей. (3)

С одной стороны, именно в 1990-е появились сильные сомнения в практической ценности неоклассических рекомендаций. Многие постсоциалистические страны (в том числе Россия), которые осуществляли либеральные рыночные реформы, оказались в затяжном экономическом кризисе. Напротив, отказавшийся от либеральных рекомендаций Китай продемонстрировал удивительно быстрые темпы экономического роста. Правительства стран «третьего мира» также начали разочаровываться в том, что принципы экономического либерализма помогут им догнать развитые страны Запада.

С другой стороны, в 1990-е начала расти популярность новых направлений экономической теории, представители которых подвергали критическому теоретическому переосмыслению основополагающие принципы неоклассики.

Одной из групп критиков неоклассики стали сторонники психологической экономики во главе с Дэниелем Канеманом. Еще в 1970-е они стали проверять, действительно ли реальные люди мыслят и поступают строго рационально. Оказалось, что, несмотря на все удобства, которые дает принятая ноклассиками идеальная модель человеческого поведения, реальный человек зачастую мыслит отнюдь не рационально и имеет мало общего с «человеком экономическим».

Другое направление критики неоклассики связано с институционализмом. Если экономисты-психологи доказывают, что индивиды мыслят не так, как им предписывает неоклассическая теория, то экономисты-институционалисты подчеркивают, что в хозяйственной жизни люди действуют вообще не в качестве автономных индивидов, а как представители определенных социальных структур. Многочисленные институты (организации, формальные и неформальные нормы) сильно ограничивают свободу индивидуального выбора и заставляют каждого человека подчиняться неким общепринятым правилам.

Таким образом, рациональный индивидуализм - главный методологический принцип неоклассической экономической теории, унаследованный ею от А.Смита, - подвергается в наши дни критике сразу с двух сторон.

Конечно, неоклассики находят контраргументы в полемике со своими критиками. Так, неоклассическим «ответом» на институциональный «вызов» стали многие направления неоинституционализма (например, теория общественного выбора). Тем не менее, кризис неоклассической экономической теории становится общепризнанным фактом. Новая научная революция в ближайшие десятилетия приведет либо к качественному обновлению неоклассики, либо к ее замене как ведущей экономической теории какой-либо иной концепцией. (6)

В нашей стране пик популярности неоклассики пришелся на конец 1980-х - первую половину 1990-х, когда она воспринималась как новая «единственно верная» экономическая теория, призванная заменить «ошибочный» марксизм. Именно российские поклонники неоклассических идей (прежде всего, Егор Гайдар) возглавили в начале 1990-х либеральные экономические реформы. Однако уже к концу 1990-х обозначился заметный спад влияния неоклассических идей на российских экономистов. С одной стороны, стали очевидными не только успехи, но и провалы «гайдаровских» реформ. С другой стороны, преподаватели экономики осознали, что неоклассическая теория не менее абстрактна и не намного более практична, чем «старый» марксизм. В последние годы под влиянием критики отечественные экономисты-либералы (Ясин, Илларионов), как и зарубежные неоклассики, стали обращать все больше внимания на институциональные факторы экономического развития (национальная культура, политические свободы), которые ранее практически не учитывались.(10)

Заключение

В последней трети XIX в. - первой трети XX в. идеи маржинализма и неоклассической теории постепенно завоевывали господствующие позиции в большинстве стран. В этот период были разработаны аналитические инструменты, необходимые для решения многих теоретических проблем экономической науки, что способствовало дальнейшей профессионализации этой отрасли научного знания и обособлению особой профессиональной группы людей, занимающихся экономическими исследованиями. Однако исследования неоклассиков имели узкопрофессиональный характер; за пределами неоклассической теории остались многие важные социально-экономические проблемы. Создателем неоклассического направления является А. Маршал. Работы Маршалла оказали значительное влияние не только на экономическую науку и политику, но и на воспитание целого поколения экономистов; его главный труд "Основы экономической науки" (1890) использовались в качестве основного учебника по экономике в течение нескольких десятилетий. Благодаря ему понятие "эколномикс", впервые введенное Джевонсом, вошло в широкий научный оборот. Огромный вклад внесли в развитие неоклассического направления такие экономисты, как Артур Сесил Пигу (теория общественного благносостояния), Вильфредо Парето (модель общего равновесия), Джон Бейтс Кларк (предельная производительность), Ирвинг Фишер(теория капитала, процента и денег) и многие другие.

В настоящее время, в нашей стране обозначился заметный спад влияния неоклассических идей.

Список использованной литературы

1. Бартенев С.А. История экономических учений./ С.А.Бартенев. - М.: «Юристъ», 2001

2. История мировой экономики: Учебник/ Под ред. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. - М.: «Юнити», 2000

3. История экономики и экономических учений: Учебно-метод. пособие/ Под ред. Сурин А.И. - М.: Финансы и статистика, 2003

4. История экономических учений. Учебное пособие/ Под ред. Автономова В., Ананьина О., Макашевой Н. - М.: «ИНФРА-М», 2000

5. История экономических учений: Курс лекций/ Агапова И.И. - М.: «Юристъ», 2001

6. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении/ Левита Р.Я. - М.: «ИНФРА-М», 2002

7. История экономических учений: Учебное пособие/ Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. Под общ. ред. Ю.В. Горбачевой. - М.: «ИНФРА-М», 2000

8. История экономической мысли двадцатого столетия: Курс лекций/ Сорвина Г.Н. - М.: «РАГС», 2002

9. Казаченко, Л.Д. История экономических учений: учебное пособие. - Чита: Поиск, 2000.

10. Осадчая, И.М. Неоклассическое направление/И.М. Осадчая// БЭКМ. - 10-е изд. - 2006.

11. Ядгаров, В.А История экономических учений: учебное пособие для вузов/В.А Ядгаров. - М: Феникс, 2001.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Роль государственного сектора в экономике
Курсовая работа Педагогический рисунок
Курсовая работа Устав муниципального образования
Курсовая работа Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Курсовая работа Планирование ассортимента выпускаемой продукции
Курсовая работа Технология обслуживания пассажиров в аэропортах
Курсовая работа Учетная политика предприятия
Курсовая работа Анализ деловой активности предприятия (на примере ОАО "Омега")
Курсовая работа Принятие и реализация управленческих решений
Курсовая работа Пневмония
Курсовая работа Мотивация производительности труда
Курсовая работа Понятие потребительского кредита его проблемы и перспективы развития
Курсовая работа Миома матки
Курсовая работа Анализ и описание работы, разработка требований к кандидатам (на примере должности инспектора по кадрам ООО "Вита")
Курсовая работа Отношение студентов к браку