2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ЯЛТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра экономики и менеджмента
Работа допущена к защите Работа защищена с оценкой
_______________________
научный руководитель «___»_____________2007г.
______________ Подписи членов комиссии
«___»___________________2007г. ________________________
Моделирование потребительской функции
Курсовая работа по дисциплине
«Микроэкономика»
Выполнила студентка 2-го курса
гр.
____________________________
«___»__________________2007г.
г. Ялта-2007г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы моделирования потребительской функции………...5
1.1. Сущность потребительской функции……………………………………….5
1.2. Кривые Энгеля………………………………………………………………..8
1.2.1. Нормальные блага………………………………………………………….8
1.2.2. Низшие блага……………………………………………………………...10
1.3. Кривые Энгеля для совокупного потребления……………………………11
2.Анализ потребления в Украине и развитых странах…………….………….21
2.1. Совокупное потребление в Украине. Структура семейных бюджетов…21
2.2. Потребление в развитых странах. Структура семейных бюджетов……..28
3. Проблемы повышения жизненного уровня населения в Украине………...37
3.1. Уровень и качество жизни населения……………………………………..37
3.2. Безработица молодежи……………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы
Введение
Спрос и предложение - наиболее часто используемые в экономической теории термины (по вполне уважительной причине). Спрос и предложение - силы, приводящие в движение маховик рыночной экономики. Они определяют количество производимых товаров и цену, по которой продаются продукты.
Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее интересующие потребителя области. В любой из них вниманию потребителя предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет возможности удовлетворить все свои запросы. Он стоит перед выбором. Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей.
Факторами являются спроса: цена товара; изменение уровня доходов; изменения в структуре населения (например, увеличение удельного веса пенсионеров увеличивает спрос на лекарства); изменение цен на другие товары, особенно товары-заменители; экономическая политика правительства; изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и т.п. Влияние доходов на спрос: чем выше доходы, тем выше спрос на нормальные блага, при низких доходах - повышается спрос на низшие блага.
Целью данной курсовой работы является изучения моделирования потребительской функции.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. теоретические основы моделирования потребительской функции:
Ш определение сущности потребительской функции,
Ш изучение кривых Энгеля для нормальных и низших благ, а также для совокупного потребления;
2. анализ потребления в Украине и развитых странах:
· совокупное потребление в Украине, анализ структуры бюджета семьи,
· потребление в развитых странах, анализ структуры бюджета семьи в развитых странах;
3. проблемы повышения жизненного уровня населения Украины:
ь уровень и качество жизни населения,
ь безработица молодежи.
Предметом исследования явилось изучение потребления населения Украины, а также развитых стран.
Основой для написания данной курсовой работы послужили монографии отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической экономической литературы по исследуемой проблеме, законодательные и нормативные акты Украины.
1. Теоретические основы моделирования потребительской функции
1.1. Сущность потребительской функции
Функция потребления - функция, характеризующая отношение реальных потребительских расходов к реальному наличному доходу. В самом общем виде это взаимосвязь между потребительскими расходами и доходами за вычетом налогов.
Функция потребления, построенная в соответствии с гипотезой абсолютного дохода, сегодня считается чрезвычайно упрощенной. Один из современных вариантов подходов к построению функции потребления заключается в том, что различают три вида этой функции: краткосрочную, долгосрочную и функцию потребления с учётом разных доходов населения (подоходная функция).
Склонность к потреблению - доля реального наличного дохода населения, направляемая на цели потребления (в реальном исчислении). Доля реального наличного дохода населения, направляемая им на цели сбережения определяет склонность к сбережению.
Используются показатели предельной склонности к потреблению или сбережению, определяемые как доля дополнительной единицы реального наличного дохода, направляемая на дополнительное потребление или сбережение.
Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна единице.
Краткосрочное потребление вполне описывается кейнсианской функцией потребления: С = С0 + Су у (рис.1.1.).
С урасх = удох С1
С2
С0
уv
Рис.1.1. Кейнсианкая функция потребления
Долгосрочная функция потребления имеет вид С = Су у (рис.1.2.), эмпирически подтверждённый С. Кузнецом. т.е. средняя и предельные нормы потребления равны.
Урасх Е
С
Удох
Рис.1.2. Функция потребления в долгосрочном периоде
Когда анализируют подоходную функцию потребления, рассматривают изменения С и располагаемого дохода не во времени, а разбивают домохозяйства страны на группы по величине их дохода в определённое время и изучают взаимосвязь потребления и дохода для различных групп населения. Для этих функций можно составить следующую сводную таблицу по их свойствам.
Таблица 1.1.
Свойства функций потребления
Функция |
Предельная склонность к потреблению |
Средняя склонность к потреблению |
Автономное потребление |
Зависимость между С и уv |
|
Краткосрочного периода |
падает с ростом дохода |
падает с ростом дохода |
>0 |
непропорциональная |
|
Долгосрочного периода |
постоянная |
постоянная |
0 |
пропорциональная |
|
Подоходная |
падает с ростом дохода |
падает с ростом дохода |
>0 |
непропорциональная |
|
Продукты питания |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
За 9 месяцев 2006г. |
|
Мясо и мясопродукты |
3,3 |
2,8 |
3,3 |
3,9 |
4,0 |
4,4 |
4,5 |
|
Молоко и молочные продукты |
17,1 |
17,3 |
18,8 |
19,1 |
20,2 |
21,7 |
22,3 |
|
Яйца, шт. |
18 |
16 |
17 |
17 |
18 |
21 |
20 |
|
Рыба и рыбопродукты |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
1,8 |
|
Сахар |
3,5 |
3,3 |
3,1 |
3,2 |
3,6 |
3,6 |
3,2 |
|
Масло и другие растительные жиры |
1,8 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
1,7 |
|
Картофель |
10,4 |
11,1 |
10,3 |
9,9 |
10,1 |
9,6 |
8,7 |
|
Овощи |
9,5 |
9,0 |
9,5 |
9,0 |
8,7 |
9,1 |
10,0 |
|
Фрукты, ягоды, орехи, виноград |
2,5 |
2,2 |
2,4 |
2,5 |
2,7 |
3,1 |
2,8 |
|
Хлеб и хлебные продукты |
10,7 |
10,7 |
10,7 |
10,3 |
10,4 |
10,3 |
9,9 |
|
Продукты питания |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
За 9 месяцев 2006г. |
|
Мясо и мясопродукты |
2,4 |
2,2 |
2,6 |
3,0 |
2,8 |
2,9 |
3,1 |
|
Молоко и молочные продукты |
14,0 |
15,1 |
16,8 |
16,4 |
16,3 |
16,7 |
17,5 |
|
Яйца, шт. |
12 |
14 |
16 |
16 |
16 |
17 |
17 |
|
Рыба и рыбопродукты |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
1,3 |
1,2 |
|
Сахар |
2,8 |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
|
Масло и другие растительные жиры |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
|
Картофель |
10,2 |
10,7 |
10,0 |
9,6 |
9,6 |
8,9 |
8,1 |
|
Овощи |
7,4 |
8,0 |
8,5 |
7,6 |
7,1 |
6,9 |
7,6 |
|
Фрукты, ягоды, орехи, виноград |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
1,6 |
|
Хлеб и хлебные продукты |
9,9 |
10,1 |
10,2 |
9,6 |
9,5 |
9,2 |
9,0 |
|
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Потребление продуктов питания в домохозяйствах (в пересчете в первичный продукт) в среднем за месяц в расчете на одно лицо |
|
|
|
|
|
|
|
|
- мясо и мясопродукты, кг |
3,3 |
2,8 |
3,3 |
3,9 |
4,0 |
4,4 |
4,7 |
|
- молоко и молочные продукты, кг |
17,1 |
17,3 |
18,8 |
19,1 |
20,2 |
21,7 |
22,3 |
|
- яйца, шт. |
18 |
16 |
17 |
17 |
18 |
21 |
19 |
|
- рыба и рыбопродукты,кг |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
1,9 |
|
- сахар, кг |
3,5 |
3,3 |
3,1 |
3,2 |
3,6 |
3,6 |
3,2 |
|
- масло и другие растительные жиры, кг |
1,8 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
1,7 |
|
- картофель, кг |
10,4 |
11,1 |
10,3 |
9,9 |
10,1 |
9,6 |
8,7 |
|
- овощи и бахчевые, кг |
9,5 |
9,0 |
9,5 |
9,0 |
8,7 |
9,1 |
9,4 |
|
- фрукты, ягоды, орехи, виноград, кг |
2,5 |
2,2 |
2,4 |
2,5 |
2,7 |
3,1 |
3,0 |
|
- хлеб и хлебные продукты, кг |
10,7 |
10,7 |
10,7 |
10,3 |
10,4 |
10,3 |
9,8 |
|
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
Уд. вес в 2005% |
Изменение в 2005г. по сравнению с 2000г. (+/-) |
||
Доходы в том числе |
128736 |
185073 |
215672 |
274241 |
381404 |
479309 |
100 |
350573 |
|
заработная плата |
55853 |
78950 |
94608 |
117227 |
160621 |
206473 |
43,08 |
150620 |
|
прибыль и смешанный доход |
24696 |
33540 |
36330 |
43828 |
58404 |
72388 |
15,10 |
47692 |
|
доходы от собственности (полученные) |
3322 |
5297 |
6706 |
8337 |
11072 |
14617 |
3,05 |
11295 |
|
социальная помощь и другие полученные текущие трансферты |
44865 |
67286 |
78028 |
104849 |
151307 |
185831 |
38,77 |
140966 |
|
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
За 9 мес. 2006г. |
||
всего совокупных расходов, грн |
541,3 |
607,0 |
658,3 |
736,8 |
903,5 |
1229,4 |
1428,3 |
|
Процентов |
||||||||
потребительские совокупные расходы |
93,3 |
93,7 |
92,8 |
93,3 |
92,6 |
91,1 |
90,5 |
|
продовольственные товары (включая питание вне дома, алкогольные напитки и табачные изделия) |
67,9 |
65,4 |
62,8 |
62,7 |
61,7 |
61,0 |
58,1 |
|
непродовольственные товары и услуги |
25,4 |
28,3 |
30,0 |
30,6 |
30,9 |
30,1 |
32,4 |
|
оплата жилья, коммунальных услуг |
6,9 |
9,0 |
9,2 |
8,7 |
7,7 |
6,4 |
6,3 |
|
из них |
||||||||
сумма льгот и субсидий |
2,3 |
2,1 |
1,9 |
1,3 |
0,9 |
0,6 |
0,5 |
|
непотребительские совокупные расходы |
6,7 |
6,3 |
7,2 |
6,7 |
7,4 |
8,9 |
9,5 |
|
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
За 9 мес. 2006г. |
||
всего денежных расходов, грн |
417,7 |
492,6 |
551,6 |
621,9 |
788,8 |
1090,8 |
1270,5 |
|
Процентов |
||||||||
потребительские расходы |
91,9 |
91,2 |
90,4 |
91,6 |
91,2 |
89,6 |
89,4 |
|
продовольственные товары (включая питание вне дома, алкогольные напитки и табачные изделия) |
62,7 |
59,8 |
57,6 |
58,2 |
58,1 |
57,0 |
54,2 |
|
непродовольственные товары и услуги |
29,2 |
31,4 |
32,8 |
33,4 |
33,1 |
32,6 |
35,2 |
|
Денежная помощь родственникам, друзьям и другим лицам |
1,8 |
2,1 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
2,7 |
3,0 |
|
Другие расходы (на личное подсобное хозяйство, покупку акций, сертификатов, вклады банков, алименты, строительство жилья) |
6,3 |
6,7 |
7,1 |
6,0 |
6,4 |
7,7 |
7,6 |
|
Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи.
Если доходы равны расходам, то это сбалансированный бюджет. Если предполагаемые расходы превышают доходы, то этот бюджет имеет дефицит. Бюджет, в котором доходы превышают расходы, будет иметь избыток. Если доходы превышают расход, необходимо исключить из планов лишние покупки, чтобы сбалансировать бюджет.
2.2. Потребление в развитых странах. Структура семейных бюджетов
В США подобные исследования проводятся для домохозяйств с располагаемым доходом от 1 тыс. до 100 тыс. дол. в год. Каждый раз их результаты свидетельствуют об одном: люди с очень низким доходом живут за счёт сбережения или в долг, а домохозяйства с высоким доходом сберегают до 40% своего располагаемого дохода. Т.е. чем выше доход домохозяйств, тем меньше тратится на текущее потребление и больше на накопления, т.е. средняя и предельная склонности к потреблению уменьшаются с ростом дохода.
Потребительские расходы населения в неизменных ценах увеличились с 2000г. в 3.4 раза, что может служить приближенным показателем роста уровня жизни. Расходы на про-довольствие, которые в общей сумме теперь составляют не более 15%, возросли сравнительно мало; резкий рост показали расходы на предметы длительного пользования (в 6 раз) и медици-ну (в 5 раз). По ряду показателей уровня жизни США превосходят другие развитые страны. На единицу стандартной продовольственной корзины в 2000г. житель больших городов США должен был работать в среднем 2.4 часа против 4.6 часа для жителя Токио, 5.2 - Парижа. 3.5 - Лондона, 4.4 часа - Рима.
Душевое потребление говядины и мяса птицы в США больше, чем во всех других развитых странах. Несколько выше также показатели обеспеченности жильем, владения автомобилями и некоторыми хозяйственными приборами, но эти различия теперь невелики. Американская семья тратит на продовольствие в среднем 15% своего бюджета, в то время как в развивающихся странах эти расходы составляют от 50% до 60%.
В настоящее время США экспортируют почти 20% сельскохозяйственной продукции, в основном зерновых, однако в недалеком будущем ожидается сворачивание экспорта, а затем и возрастание цен на продовольствие от 3 до 5 раз.
В таблице 2.8. представлено потребление продуктов питания в 2003г. в Германии, США, Польше, Италии и России.
Таблица 2.8.
Потребление продуктов питания в 2003г. (на душу населения в год, кг)
Наименование |
Германия |
США |
Польша |
Италия |
Россия |
|
мясо |
87 |
115 |
60 |
78 |
47 |
|
молоко |
421 |
266 |
314 |
270 |
232 |
|
животное масло |
6.9 |
2.2 |
4.5 |
2.0 |
3.5 |
|
яйца (шт.) |
218 |
238 |
157 |
222 |
207 |
|
рыба |
14.2 |
10.5 |
6.7 |
17.6 |
9.4 |
|
сахар |
33 |
30 |
41 |
22 |
33 |
|
растительное масло |
16 |
24.2 |
11.8 |
24.5 |
7.9 |
|
картофель |
74 |
64 |
147 |
43 |
125 |
|
овощи |
80 |
113 |
122 |
179 |
75 |
|
фрукты |
131 |
100 |
45 |
169 |
31 |
|
хлеб |
74 |
104 |
122 |
118 |
117 |
|
Сейчас на здравоохранение американцы тратят 14% ВВП, а Россия - 3%, на образование соответственно 7,6 и 4,5%, на науку 2,6 и 0,5% ВВП 10. Необходимые затраты «съедают» почти весь бюджет семьи среднего класса. На «прочие расходы» остается всего лишь 4% семейного бюджета. Значит, нет средств, которые можно было бы вложить в дело или сохранить в качестве сбережений.
За последние 10 лет доходы финансовой элиты выросли на 160%, а доходы остального населения на 10% . Рассмотрим соотношение доходов полярных групп населения в развитых странах (см. табл.2.8.).
Из приведенной таблицы 2.9. видно, что в Америке коэффициент соотношения 10% богатых к 10% бедных составляет 16,6 и является самым высоким среди развитых стран. Он в несколько раз превосходит соответствующий показатель большинства западноевропейских государств.
Таблица 2.9.
Соотношение доходов полярных групп населения в развитых странах
Страна |
Доля в общих доходах,% |
Отношение доходов 10% богатых к 10% бедных |
||
низшие 10% населения |
высшие 10% населения |
|
||
Австрия |
4,4 |
19,3 |
4,4 |
|
Финляндия |
4,2 |
21,6 |
5,1 |
|
Швеция |
3,7 |
20,1 |
5,4 |
|
Бельгия |
3,7 |
20,2 |
5,5 |
|
Дания |
3,7 |
20,5 |
5,7 |
|
Италия |
3,6 |
21,8 |
6,2 |
|
Германия |
3,5 |
23,7 |
7,1 |
|
Греция |
3,3 |
23,5 |
8,5 |
|
Испания |
3,0 |
25,3 |
9,0 |
|
Нидерланды |
2,8 |
25,1 |
9,0 |
|
Франция |
2,8 |
25,1 |
9,1 |
|
Португалия |
2,8 |
25,1 |
9,3 |
|
Великобритания |
3,1 |
28,4 |
10,4 |
|
США |
2,6 |
27,3 |
16,6 |
|
1,8 |
30,5 |
|||
Социальные классы отличаются не только экономическими характеристиками, но и образом жизни, качеством жизни, социальной психологией, социальным поведением, мировидением, политической культурой и т.д.
В среднем за 1997-2002 гг. норма личных сбережений (не расходуемая на потребление доля располагаемого дохода) составляла (%): в США -- 4.7, Японии -- 13.2, Германии -- 12.8, во Франции -- 13.9, в Великобритании -- 10.8. Норма народнохозяйственного накопления (доля вложений в основной капитал в ВВП) составляла за тот же периода в США -- 15.8%, Япо-нии -- 29.2, Германии -- 22.2, во Франции -- 18.7, в Великобритании -- 15. 1 %.
Можно полагать, что эти тенденции отча-сти ответственны за относительно более низкие темпы роста в США (кроме 90-х годов). С дру-гой стороны, их следует толковать как проявления более высокой эффективности накопления: для прироста ВВП на один процент требуется меньше процентов инвестиций в ВВП, чем в других странах. В 90-е годы, когда США значительно превосходили другие страны по темпам роста, их отличала особенно высокая эффективность накопления. Относительно низкие циф-ры личных сбережений компенсируются, помимо того, массивным использованием амортиза-ционных отчислений и нераспределенной прибыли фирм для финансирования капиталовложений.
В США всего 8,5% бюджета семьи составляют продукты питания. Средняя американская семья тратит всего лишь сейчас 300 долларов в неделю на продукты питания. То есть когда ожидается повышение до 400 долларов в неделю, это чувствительно для семьи, но в общем бюджете семьи это не является таким критическим фактором.
Среднестатистический бюджет средней американской семьи составляет от 25 (очень низкий доход) до 36-40 тысяч долларов в год (показатель средний по штатам). Где-то уровень доходов выше, но и уровень жизни, вернее расходов на нее соответственно.
Бензин на одно авто это - до 250 долларов в месяц. Поскольку в семье это единственный жизненно необходимый транспорт, то двое взрослых будут потреблять из семейного бюджета в районе 500 долларов в месяц за бензин (средняя оплата за галлон - а это около трех литров - 2 доллара.
Снимать жилье стоит от 600 до 1200 и выше долларов в зависимости от штата, города и местности. Коммунальные платежи: долларов 150 за электричество, 50 - за воду, 50 - за телефон с Интернетом, еще 50 за мобильный. То есть коммунальные сами по себе около 300.
Потребление основных видов продуктов питания в Финляндии относительно стабильно, составляет в год на человека: 19 кг говядины, 35 кг свинины, 198 л молока, 8,7 кг мяса птицы, 11,7 яиц, 5,2 кг масла, 14,4 кг сыра и т. д.
Дания является крупным импортером продовольственных товаров. В 2000г. импорт товаров по статье "Пищевые продукты и живые животные" составил 23,6 млрд. крон. Основное место в этой группе занимают рыба и морепродукты (7,4 млрд. крон), которые в основном закупаются для переработки.
Внутреннее потребление в государствах данного региона ограничивалось ради увеличения нормы сбережения, достигшей по итогам 2000г. 48% в Сингапуре, 40,5 - в Китае, 38,7 - в Индонезии и 35,1% в Южной Корее (в то время как в США соответствующий показатель не поднимался выше 17%, в Великобритании - 19, а во Франции и Германии - 21%).
В США всего 8,5% бюджета семьи составляют продукты питания. Средняя американская семья тратит всего лишь сейчас 300 долларов в неделю на продукты питания. То есть когда ожидается повышение до 400 долларов в неделю, это чувствительно для семьи, но в общем бюджете семьи это не является таким критическим фактором.
Среднестатистический бюджет средней американской семьи составляет от 25 (очень низкий доход) до 36-40 тысяч долларов в год (показатель средний по штатам). Где-то уровень доходов выше, но и уровень жизни, вернее расходов на нее соответственно.
Бензин на одно авто это - до 250 долларов в месяц. Поскольку в семье это единственный жизненно необходимый транспорт, то двое взрослых будут потреблять из семейного бюджета в районе 500 долларов в месяц за бензин (средняя оплата за галлон - а это около трех литров - 2 доллара.
Снимать жилье стоит от 600 до 1200 и выше долларов в зависимости от штата, города и местности. Коммунальные платежи: долларов 150 за электричество, 50 - за воду, 50 - за телефон с Интернетом, еще 50 за мобильный. То есть коммунальные сами по себе около 300.
Средняя заработная плата во Франции (после уплаты налогов и обязательных страховых выплат) составляет 19 938 евро в год на наемного работника. Уровень сбережений (до уплаты налогов и обязательных страховых выплат) составляет 1 829 евро на семью, что составляет 15,6 % имеющегося в распоряжении дохода. В таблице 2.10. представлена структура потребления (доля в бюджете семьи) во Франции.
Таблица 2.10.
Структура потребления (доля в бюджете семьи) во Франции
Наименование |
Доля, в % |
|
Жилище, освещение, отопление |
24,4 |
|
Продукты питания, напитки, табак |
18,1 |
|
Другие товары и услуги: (посещение ресторанов, путешествия и т.д.) |
15,3 |
|
Транспорт и связь |
15,2 |
|
Досуг, культура |
11,6 |
|
Оборудование и обслуживание жилища |
6,5 |
|
Одежда |
5,3 |
|
Медицинское обслуживание |
3,6 |
|
Из табл.2.10 видно, что самая большая доля в бюджете французской семьи приходится на жилье, освещение и отопление и составляет - 24,4%; затем идут продукты питания, напитки, табак - 18,1%, на одном уровне находятся другие товары и услуги, транспорт и связь - 15,3 и 15,2% соответственно.
Уровень месячной минимальной межпрофессиональной заработной платы до уплаты налогов и обязательных страховых выплат составил 1082,6 евро, при уровне почасовой оплаты, составляющем 6,41 евро.
Сегодня в Чехии размер минимальной заработной платы составляет 7 185 крон (287 долларов США), средняя зарплата в целом по стране в прошлом году составляла в пересчете 750 долларов (18 763 кроны). После оплаты налога и страховок в среднем остается 15 тысяч крон (600 долларов). Если учесть, что среднестатистическая чешская семья состоит из 2,33 человека и при этом работают двое, то чистый месячный доход равен 1200 долларов.
Средний размер пенсии равен 7 731 кроне или 309 долларов. Естественно, далеко не все получают среднюю зарплату. В Праге она составляет в 2005 году 23 729 крон (950 долларов), в самом «бедном» крае - Карловарском - 15 797 крон (632 доллара). В районах, где высок уровень безработицы - это северная и восточная Чехия, многие вынуждены жить на пособия и социальные дотации.
Больше всех получают работники банков, государственные служащие и программисты. В последнем случае даже выпускник средне-специального училища без практики работы с компьютерами может рассчитывать на начальную зарплату 20 тысяч крон в месяц (800 долларов). Вот некоторые данные о средней заработной плате в Праге в разрезе профессий:
Ш санитарный врач - 27 386 крон,
Ш ветеринарный врач - 25 391,
Ш строительный инженер, проектировщик - 24 034,
Ш психолог - 22 335,
Ш хореограф - 22 139,
Ш строительный техник - 21 638,
Ш журналист - 21 329,
Ш учитель неполной средней школы - 21 081,
Ш налоговый инспектор - 20 879,
Ш водитель общественного транспорта - 20 525,
Ш портье в отеле - 16 898,
Ш педагог дошкольного воспитания - 15 927 крон (курс около 25 CZK/USD).
По данным Министерства труда и социальных дел, средний месячный бюджет чешской семьи в 2005 году составлял 20 800 крон (около 900 долларов). Это на 650 крон больше уровня 2004 года. По статистике средняя чешская семья состоит из 2,4 человека. Таким образом, расходы на проживание одного человека равны в среднем 8491 кроне.
Средняя зарплата по стране около 18 035 крон. За год она возросла на 6,6%. В столице зарплата выше - 22 тысячи, в провинции меньше. Минимальная зарплата 7 185 крон, средний размер пенсии по возрасту 6-7 тысяч крон. Средний размер пособия по безработице 3562 кроны.
Зарплата в спектре общих доходов чешской семьи составляет менее половины - 44%. Остальные доходы поступают от размещения денег в банках, от кредитов, в виде социальных пособий, продажи имущества. Сбережения средней чешской семьи в год составляют 17 436 крон.
За 2005 год несколько выросли расходы на продукты питания, безалкогольные напитки и транспорт, снизились на обувь и одежду (на 4%). Немногим более 20% денег из семейного бюджета уходит на питание - 4 тысячи крон на покупку продуктов и 800 крон на питание в столовых, кафе и ресторанах. Это практически столько, сколько уходит на оплату за жилье - коммунальные услуги, квартплату.
Самые продаваемые продукты питания в сегодняшней Чехии - «роглики» - похожи на русские рогалики, но не сладкие. За ними следуют сыр, помидоры, цыплята и бананы. Падает потребление хлеба, одновременно растет спрос на мясо, молоко, молочные продукты, фрукты и напитки. Снижаются объемы продаж овощей. Ежедневно каждый среднестатистический чех выпивает пол-литра пива и 0,7 литра минеральной воды.
Наиболее быстрыми темпами растут расходы на связь - телефонные разговоры и Интернет (на 10% в год). Расходы на поддержание здоровья выросли за год на 6% - покупка витаминов, посещение спортивных залов.
Практически неизменны расходы на табачные изделия и алкогольные напитки. Включая новорожденных, а также непьющих и некурящих старушек, среднестатистический чех ежегодно тратит на это 2541 крону. На кондитерские изделия - шоколад, мармелад - меньше (1222 кроны). Примерно столько же, сколько на лекарства.
Сегодня средняя зарплата в Чехии 18 тысяч крон (720 долларов или 570 евро), минимальная, установленная законом - 6700 крон (около 270 долларов), средняя пенсия - 7000 крон, пенсия с минимальной зарплаты 5000 крон в месяц.
Большинство молодых семей с одним ребенком зарабатывают 15-20 тысяч крон в месяц («чистыми»). Только 2% семей имеют доход свыше 50 тысяч крон. Но и на другом конце шкалы, с доходами менее 8 тысяч крон, не так много - тоже 2% семей. Чаще всего такая семья имеет 15 тысяч крон, когда муж зарабатывает 14 тысяч (начисленными), а его супруга получает дотацию на ребенка, которая составляет сегодня 3600 крон в месяц (с мая 2004 года ее размер был повышен на тысячу крон).
Чистый месячный доход молодой чешской семьи, имеющей ребенка в возрасте до 2 лет и процентная доля семей в зависимости от дохода (см. табл.2.11).
Таблица 2.11.
Чистый месячный доход (крон) семьи и процентная доля семей в зависимости от дохода в Чехии
Чистый месячный доход, крон |
Доля семей, % |
|
ниже 8000 |
2,1 |
|
8000 - 10000 |
3,6 |
|
10001 - 15000 |
19,4 |
|
15001 - 20000 |
25,3 |
|
20001 - 25000 |
14,0 |
|
25001 - 30000 |
6,6 |
|
30001 - 40000 |
5,5 |
|
40001 - 50000 |
0,9 |
|
свыше 50001 |
2,2 |
|
Для сравнения в Украине падение показателей сельскохозяйственного производства привело к сокращению и ухудшению структуры потребления продуктов питания. Идет снижение среднедушевого потребления наиболее важных и полезных продуктов и рост - менее полезных продуктов.
Городская семья тратит 43,4 % своих денежных доходов на продукты питания, а сельская - 38,5 % (2000г.). В то же время потребление основных продуктов питания на душу населения в год в Украине оказывается ниже научно обоснованных норм и составляет в среднем 70 % по мясомолочной продукции, яйцам и рыбе, что существенно ниже, чем в развитых странах.
3. Проблемы повышения жизненного уровня населения в Украине
3.1. Уровень и качество жизни населения
По результатам последних исследований, Международная организация труда (МОТ), входящая в состав ООН, заявила, что в Украине преобладает бедность и социальная незащищенность граждан.
Исследованиям МОТ, проведенные совместно с Госуарственным комитетом статистики Украины среди 9 тысяч украинцев, свидетельствуют, что средняя заработная плата в Украине - ниже 100 долларов в месяц, а 40% работающего населения страны не получают зарплату вовремя. Кроме того, доходы большей части населения меньше установленного прожиточного минимума.
Так, исследование показало, что 85% взрослого населения Украины считают, что их доходы не покрывают нужды на медицинское обслуживание, а четверо из пяти украинцев, ожидают, что в старости их финансовое положение будет "плохим" или "очень плохим". Большинство рабочих не уходят со своей низкооплачиваемой работы в большинстве случаев потому, что у них нет шансов получить другую. Согласно данным исследования, лишь один из пяти уволившихся украинских рабочих нашел новую работу. Подчеркивается, что очень незначительная часть взрослого населения Украины имеет доступ к компьютеру. В то же время, подытоживает данные исследования Стендинг, "несмотря на все неблагоприятные изменения, Украина, похоже, обрела чувство социальной солидарности". Девять из десяти украинских рабочих считают, что заработная плата у мужчин и женщин должна быть равной.
Системы показателей уровня жизни населения, как правило, отражают степень удовлетворения материальных и духовных потребностей домашних хозяйств и в то же время включают характеристики, расширяющие рамки чисто потребительского подхода. Так, при оценках и межстрановых сопоставлениях уровня жизни (благосостояния) (методики ООН и др.) наиболее часто используются следующие группы индикаторов:
1. ВВП на душу населения. Доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП.
2. Уровень реальных доходов населения. Уровень реальной заработной платы и пенсий.
3. Показатели распределения населения по уровню среднедушевого дохода (в частности, децильный коэффициент фондов, характеризующий соотношение среднедушевых доходов 10% населения с наибольшими и наименьшими доходами).
4. Общий уровень потребления материальных благ и услуг, в том числе по элементам: продуктам питания, алкогольным напиткам, предметам гардероба, товарам длительного пользования и хозяйственного назначения, услугам.
5. Белково-калорийная ценность суточного рациона питания (потребление калорий, белков, жиров и углеводов на душу населения в сутки).
6. Обеспеченность жильем и основными предметами длительного пользования (на 1 семью / домашнее хозяйство и одного человека).
7. Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин. Младенческая смертность.
8. Общий уровень безработицы (число безработных и их доля в численности экономически активного населения). Безработица среди молодежи (с 16 до 24 лет).
9. Доля государственных расходов на образование и здравоохранение в ВВП.
10. Обеспеченность населения услугами здравоохранения (число врачей и больничных коек на 10 000 чел.).
11. Образовательный уровень населения (численность учащихся начальных и средних общеобразовательных школ, студентов ВУЗов на 10 000 чел.).
Наряду с основными индикаторами уровня жизни (благосостояния) целесообразно учитывать и характеристики, отражающие соотношение между доходами и минимальными нормами потребления в отдельных социальных группах:
ь отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения;
ь отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионеров;
ь отношение доходов 20% населения с наименьшими доходами к стоимости минимального потребительского набора.
По оперативным данным, в 2005г. сравнительно с 2004г. реальный валовой внутренний продукт составлял 102,4%, в 2006г. сравнительно с 2005г. реальный валовой внутренний продукт составлял 107,0%.
В течение 2005г. наибольший рост валовой добавленной стоимости наблюдался в транспорте, добывающей и отделочной промышленности, В 2006г. наибольший рост валовой добавленной стоимости наблюдался в торговле, транспорте и строительстве.
Прирост реального валового внутреннего продукта в январе-ноябре 2007г. сравнительно с соответствующим периодом предыдущего года составлял 7,2%. Наибольший прирост валовой добавленной стоимости наблюдался в торговле - на 17,4%, перерабатывающей промышленности - на 12,9%, строительстве - на 11,3%.
Среднемесячная номинальная и реальная заработная плата составляла в 2005г. - 806грн., в 2006г. - 1014грн., на протяжении января-октября 2007г. - 1304грн. При этом минимальная заработная плата в октябре-декабре 2007г. составляла 460грн., а прожиточный минимум 568грн.
Общая сумма субсидий, предназначенных семьям для возмещения затрат за оплату жилищно-коммунальных услуг в январе-октябре 2007г. составила 118 млн. грн., что в 4,6 раза больше соответствующего показателя в 2006г. Средний размер субсидий предназначенных семьям для возмещения затрат за оплату жилищно-коммунальных услуг на одну семью в октябре 2007г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2007г. в 1,2 раза и составил 93 грн. Средний размер пенсий в 2000-2007гг. представлен в таблице 3.12.
Таблица 3.12.
Средний размер пенсий в 2000-2007гг. (грн.)
Года |
Средний размер, назначенной месячной пенсии пенсионерам, которые находятся на учете в органах социальной защиты |
||||
всего |
в том числе |
||||
по возрасту |
по инвалидности |
по потере кормильца |
|||
2000 |
68,9 |
69,3 |
82,3 |
52,0 |
|
2001 |
83,7 |
85,2 |
94,5 |
61,0 |
|
2002 |
122,5 |
127,1 |
129,7 |
85,5 |
|
2003 |
136,6 |
141,8 |
142,4 |
95,9 |
|
2004 |
182,2 |
194,2 |
170,9 |
120,2 |
|
2005 |
316,2 |
323,8 |
305,2 |
262,9 |
|
2006 |
406,8 |
417,7 |
393,2 |
302,8 |
|
2007 |
478,4 |
497,0 |
435,8 |
339,3 |
|
В 2006г. 876 тыс. семей или 67,4 % от общего количества очередников ожидали улучшения жилищных условий 10 лет и более (в 1990г. соответственно 285 тыс. семей или 11%).
Количество семей, которые имеют жилую площадь в расчете на одного человека ниже санитарной нормы (13,65 м?) в 2003г. составляло 7767тыс., в 2004г. 7530, 2005г. - 7457тыс., в 2006г. -7230 тыс., в 2007г. - 7299тыс.
Численность экономически активного населения возрастом 15-70 лет составляла 22,3 млн. лиц, из них 20,9 млн. лиц, или 93,7%, были заняты экономической деятельностью, остальные - не имели работы, но активно ее искали и были готовы приступить к ней, то есть в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) классифицировались как безработные.
Количество безработных работоспособного возраста (по методологии МОТ) составляло 1,4 млн. лиц, или 6,9% от численности экономически активного населения отмеченного возраста (в среднем за 9 месяцев 20067., рассчитано на базе материалов выборочных обследований населения (домохозяйств) по вопросам экономической активности). К этой категории безработных относятся лица, которые самостоятельно искали работу, и те, которые находились на учете в государственной службе занятости.
В целом количество незанятого населения, которое находилось на учете в государственной службе занятости по возрасту и по профессиональной группе в 1996-2007гг. представлено в таблице 3.13.
Таблица 3.13
Количество незанятого населения, которое находилось на учете в государственной службе занятости, по возрасту и профессиональным группам в 1999-2006гг.
(на конец отчетного периода; тыс. лиц)
Года |
Всего |
по полу |
||
женщины |
мужчины |
|||
1999 |
1204,6 |
744,3 |
460,3 |
|
2000 |
1188,0 |
746,5 |
441,5 |
|
2001 |
1028,8 |
655,7 |
373,1 |
|
2002 |
1055,2 |
674,7 |
380,5 |
|
2003 |
1003,7 |
635,1 |
368,6 |
|
2004 |
998,9 |
628,0 |
370,9 |
|
2005 |
903,5 |
545,7 |
357,8 |
|
2006 |
780,9 |
468,3 |
312,6 |
|
По регионам наивысший уровень трудоустройства наблюдался в м. Киеве (21,0%), а самый низкий - в Тернопольской области (3,0%). В то же время снижение количества трудоустроенных граждан наблюдалось во всех регионах.
С целью получения новой профессии или специальности государственной службой занятости в декабре 2006г. было направлено на учебу 13,6 тыс. безработных против 15,6 тыс. лиц в предыдущем месяце. В целом на начало января 2007г. по таким направлениям в учебных заведениях всех типов проходили профессиональную учебу 36,3тыс. лиц (4,8% зарегистрированных безработных).
Из Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы в ноябре 2007г. на помощь по безработице потрачено 138,8 млн.грн. Среднеучетное количество безработных, которые получали получали помощь по безработице на протяжении отмеченного месяца, составляли 428,5 тыс. лиц, или 73,0% от общего количества тех, которые имели статус безработный. Средний размер помощи в ноябре 2007г. сравнительно с соответствующим месяцем предыдущего года вырос на 34,8% и составлял 323,78 грн., что равняется 70,4% законодательно установленного в этом периоде минимального уровня заработной платы (460грн.).
3.2. Безработица молодежи
Безработица молодежи - одна из острейших социально-экономических проблем современности, яркий и неоспоримый показатель нестабильности экономики страны.
Отдельный вопрос - занятость молодежи. В новой социально-экономической ситуации обостряется вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям новой экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Тем не менее, новоиспеченные современными вузами молодые специалисты, так необходимые стране, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату за использование своего труда не по специальности.
Молодежь - наиболее активный и перспективный слой населения с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легко обучаются, перспективней мыслят, в них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любознательнее, целеустремленней, часто образованнее, чем остальные слои населения и, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного украинского профессионального обучения) на рынке рабочей силы.
А если учесть такую особенность национальной безработицы как - предельно низкий процент зарегистрированных безработных, станет понятным необходимость корректировки данного показателя, естественно, в направлении его увеличения. Таким образом, в нашей стране практически каждый четвертый трудоспособный гражданин - безработный! Это страшные цифры. Тем более, что основная часть безработного населения формируется из наиболее активной, образованной, динамичной, перспективной прослойки населения - из молодых людей (20-40% от общего числа зарегистрированных безработных, как в капиталистических странах Европы, так и у нас в стране, составляет молодежь в возрасте до 29 лет).
Подобная ситуация чревата самыми острыми социально-экономическими последствиями для современного общества. Не стоит говорить о том, что безработица сама по себе является не только индикатором экономической нестабильности в стране, но и одной из самых глобальных социально-экономических проблем современности. С одной стороны, сужение источников доходов семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, слабая социальная защищенность приводит к разочарованиям в жизни и как крайний выход - к увеличению самоубийств. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой.
За последнее десятилетие - с 1995 по 2005 гг. - число безработных среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в мире выросло с 74 до 85 млн. человек. Такие данные приводятся в новом докладе Международной организации труда (МОТ).
По информации этой организации, из 1,1 млрд. молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет в мире каждый 3-й либо ищет, либо не может найти работу, либо совершенно прекратил ее поиски, либо трудится, но при этом живет на менее чем 2 долл. в день. Как отмечается в докладе, в период с 1995 по 2005гг. численность молодежи возросла на 13,2%, при этом занятость в этой группе увеличилась лишь на 3,8%. Численность безработных среди молодежи составляет 44% от общего числа безработных, в то время как доля молодых людей в общей численности населения трудоспособного возраста равняется лишь 25%.
Уровень безработицы среди молодежи вырос с 12,3% в 1995г. до 13,5% в 2005г., в то время как безработица среди взрослых работников составляет 4,6%. При этом, согласно докладу, более 300 млн. молодых людей трудились, но не могли выбраться за черту бедности (их заработок не превышал 2 долл. в день).
Самый высокий уровень безработицы среди молодежи - 25,7% - был отмечен в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Вторым по этому показателю стал регион Центральной и Восточной Европы (не члены Европейского союза) и СНГ (19,9%). Рост молодежной занятости наблюдался в последние 10 лет в развитых государствах и странах ЕС.
В Украине по состоянию на 1 октября 2006г. в Государстве нной службе занятости было зарегистрировано 0,7 млн. безработных.
Самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Ровенской области (4,3%), самый низкий - в Киеве (0,4%). По данным Госкомстата, в августе государство выделило помощь безработным в размере 121,7 млн. гривен. Ее получили 532,1 тыс. безработных. Средний размер пособия на одного безработного в августе составил 228,61 гривен. На 1 октября в Украине было 237,9 тыс. вакансий.
По данным Госкомстата, на 1 декабря 2007 года было зарегистрировано 587 тысяч безработных. Их число уменьшается с каждым годом - 1 декабря 2006 года в стране было 700 тысяч безработных, а на 1 января 2007 года - 800 тысяч. 587 тысяч, в том числе 369 тыс. женщин. Среди безработных 299,4 тыс. - сельское население.
В конце ноября 2007г. на учете в государственной службе занятости находилось 619,9 тыс. чел (месяцем ранее - 578,5 тыс.) при потребности предприятий в работниках на замещение свободных рабочих мест и вакантных должностей в 195,3 тыс. чел. (207,4 тыс.). Нагрузка на одно свободное рабочее место (вакантную должность) составляет 3 человека (март-апрель - 4 чел. на место, январь-февраль - 5 чел.).
Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта “надежда” не имеет соответствующей социальной защищенности, “непристроенность” молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.
Безработица среди молодого населения ведет:
ь к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);
ь снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;
ь усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации. В сложившейся ситуации просто необходимо разработать целый комплекс мер по выводу страны из “безработного” кризиса. С одной стороны, в решении данной проблемы может помочь набирающая обороты система предпринимательства и частного бизнеса, с другой стороны, естественно, никак не обойтись без помощи государства и поддержки местных органов самоуправления. Так как, лишь решив данную проблему на местах, “залатав дыры” в рядах безработных в каждом отдельном регионе, можно говорить о снижении уровня безработицы в стране в целом. Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности:
ь молодые специалисты в силу своей “незрелости”. Недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;
ь наблюдается тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей (необоснованно низкая заработная плата, ненормированное рабочее время и дифференциация труда) по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;
ь чрезмерная амбициозность выпускников современных вузов (особенно коммерческих) - завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых “низов”, постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, - усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;
ь отсутствие четкой профессиональной определенности - зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;
ь отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводят к нежеланию менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;
ь слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработка на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.
Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:
1. Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):
· пересмотреть и доработать законодательную базу;
· откорректировать политику в области трудоустройства;
· найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;
· разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.
2. Во -вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:
a. способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);
b. следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);
c. формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;
d. обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;
e. стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).
3. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:
· выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - “Планирование профессиональной карьеры”);
· выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);
· вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.
Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные “просветы” в “темных туннелях рядов безработных”.
Решение проблемы занятости молодых специалистов (особенно молодых специалистов с высшим образованием) позволит не только поднять экономику любой страны, вывести ее на более высокий качественный уровень, но и поднимет престиж государства в международных масштабах.
Заключение
Каждый индивид, используя блага для удовлетворения своих потребностей, выступает в роли потребителя. Осуществляя выбор необходимых ему товаров и услуг по сложившимся рыночным ценам, он оценивает деятельность их производителей. Такая оценка конкретного блага дана в объеме его продажи. От этой оценки зависит судьба производителей данных благ. Поэтому спрос на товары и услуги определяет их производство. Имея в виду данный факт, экономисты говорят о суверенитете потребителя, т.е. его способности определять производство. Таким качеством потребители обладают только в условиях свободного выбора.
Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух), другие - в ограниченном. Последние называются экономическими благами.
Нормальные блага - когда рост доходов приводит к росту спроса. Основная масса потребительских товаров относится к нормальным - с ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания и т.п. Низшие блага - если с ростом доходов спрос падает, сюда относятся все уцененные товары, а также крупы, сахар, хлеб и т.п.
Потребительская корзина - расчетный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.
Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность - понятие сугубо индивидуальное. Ограничителями в приобретении даже полезного товара являются доход и цена. Таким образом, три аксиомы потребительского выбора определяются как полезность, доход и цена.
Потребление разных благ и услуг - одно из условий человеческой жизни. Потребление - сумма денег, которая тратится населением на приобретение благ и услуг.
По уровню потребления можно судить о развитости экономики, чем больше развито общество, тем больше количество материальных благ и услуг поступает в потребление населения, следовательно, тем выше уровень жизни. Приоритеты в потреблении разные в каждой стране и между странами. Но есть стабильные группы расходов: питание, одежда, жилье и т.д.
Уровень потребления зависит от: доходов населения (люди с низким доходом тратят свои сбережения на питание и на все необходимое), но по мере роста дохода возрастают и расходы, достигая своего разумного предела, по мере дальнейшего роста доходов растут сбережения. Функция потребления показывает, какую сумму семья потребляет в общей массе своих доходов. Потребление продуктов питания в домохозяйствах - среднедушевое потребление продуктов питания за месяц в натуральных единицах измерения (кг, шт.). При расчетах этого показателя продукты питания перечисляются в первичный продукт, например, масло животное - в молоко, колбаса - в мясо. В показатель "потребления сахара" включен сахар, использованный на кондитерские изделия и мед. К употребленным продуктам питания отнесены, употреблены продукты, которые были в отчетном периоде купленные, полученные из личного подсобного хозяйства, от самих заготовок (на охоте, рыбалке, в лесу и тому подобное), а также полученные в подарок и из других источников.
Расчеты наличия в домохозяйствах товаров длительного пользования, проведенные за результатами выборочного опроса, учитывают фактическое наличие этих товаров независимо от срока эксплуатации, источников поступления (купленные, подаренные и тому подобное), состояния (учитываются как исправные, так и временно неисправные товары, которые находятся в текущем ремонте или ожидают ремонта).
Развитие безработицы в Украине на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уро-вень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровень безработицы в сельской мест-ности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме со-кращения потребительского и инвестиционного спроса рост безра-ботицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих пе-риодов.
Список использованной литературы
1. “Бюджетний механізм забезпечення зростання суспільного добробуту” - Гордей О. Д., Василик Д. О. // Фінанси України. - №4. - 2003
2. “Зміцнення соціальної бази реформ - шлях до подолання бідності” - В. Куценко // Економіка України. - № 2. - 2002
3. „Макроєкономіка у запитаннях та відповідях” - О.С. Кривцов, В.М. Бережний, В.М. Онегіна. - Київ: Центр навчальної літератури, 2004. - 200 с.:іл.
4. ”Мароэкономика” - С. Панчишин. - Киев, изд. 2-е, ”ЛИБІДЬ”, 2002г.
5. Нестерова Л.И., Аширова Г.Т. Методологические проблемы совершенствования статистики национального богатства. // Вопросы статистики. -2001. -№10. -С.3-9.
6. “Організація і розвиток соціальної сфери (зарубіжний і вітчизняний досвід)” - В.Новіков, Київ: Інститут економіки НАН України, 2000 - 246 с.
7. “Подолання бідності - першочергове невідкладне завдання” - В. Латік, Н. Підлужна // Праця і зарплата. - № 2. - 2002.
8. Расулев А. Индикаторы и варианты достижения устойчивого экономического роста. // Общество и экономика. -2001. -№10. -С.29-47
9. Статистичний щорiчник Украiни за 2006 рiк. /За ред. О.Г.Осауленка. - К.:Технiка,2006. - 644 с.
10. Україна: утвердження незалежної держави (1991-2001) - Н. П. Барановський, В. Ф. Верстюк, С. В. Віднянський та ін. під ред. В. М. Литвина. - К., Видавничий дім “Альтернативи”, 2001. - 704 с.
11. „Фінансовий словник” - А.Г. Загородній, Г.Л. Вознюк, Т.С. Смовженко, 4-те видання, виправлене та доповнене. - Київ „Знання”, Львів „ЛБІ НБУ”, 2002г.
12. “Фінансова оцінка суспільного добробуту” - Гордей О. Д. // Фінанси України. - №7. - 2001
13. Экономика: Учеб. Пособ. /М.И. Плотницкий, М.Г. Мутадимов, Г.А. Шмарловская и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. -- М.: Новое знание, 2002, -- 431с.
14. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - 3-е изд. - СПб: СПбГУЭФ, ПИТЕР, 2002. - 544с.
15. Экономическая теория: Уч. Пособ. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: Книжный дом, Экоперспектива, 2004. - 637с.
16. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой и др. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 714с.
17. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - 6-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 640с.
18. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. Часть 1» - составители: доценты Л.С. Бацманова, Н.Н. Скороход. - Луганск: Альма-матер, 2004
19. Юрченко В.В., В.О.Романишин. Рынок труда Украины: современное положение и пути реформирования// Актуальные проблемы экономики,2004, №6. - С.214-219.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Учет и анализ денежных средств ООО "Стрела" |
Курсовая работа | Разработка электронного органайзера средствами C++ Builder 6 |
Курсовая работа | Социально-экономическая основа потребительской кооперации |
Курсовая работа | Организация рабочего места |
Курсовая работа | Фискальная политика: инструменты и эффективность |
Курсовая работа | Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации |
Курсовая работа | Товарная политика компании |
Курсовая работа | Процессный подход к управлению |
Курсовая работа | Активные операции коммерческих банков и их доходность |
Курсовая работа | Создание кадрового резерва |
Курсовая работа | Техническая подготовка производства |
Курсовая работа | Методика, формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы |
Курсовая работа | Аудит расчетов с подотчетными лицами |
Курсовая работа | Организация производства в АПК |
Курсовая работа | Государственная поддержка малого предпринимательства |