Малые предприятия и их развитие в современных условиях
2
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Филиал в г. Барнауле
Региональная кафедра менеджмента и маркетинга
Курсовая работа
по дисциплине "Экономика предприятия"
на тему № 13
«Малые предприятия и их развитие в современных условиях»
(на примере ООО «ОЛЬГА»)
Выполнила
Сазонова Н. В.
Специальность
менеджмент организации
группа
5Пмп-1
№ зач. книжки
02ммд0843
Руководитель:
Мищенко И.К.
г. Барнаул 2008
Cодержание:
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1.Малые предприятия и их место в экономике России………………….5
1. Определение малого предприятия как рыночного образования
|
|
|
То же, % к итогу
|
60,57
|
63,98
|
+3861
|
|
Валюта баланса-всего
|
29836
|
33,186
|
+3350
|
Валюта баланса-всего
|
29836
|
33186
|
+3350
|
|
То же, % к итогу
|
100,00
|
100,00
|
-
|
То же, % к итогу
|
100,00
|
100,00
|
-
|
|
|
Данные таблицы показывают, что общий оборот хозяйственных средств, т. е. активов против начала года увеличился на 3350 тыс. руб., что является положительным фактором. Но за этот же период
увеличились и обязательства организации. Следует обратить внимание на увеличение краткосрочных обязательств на 3161 тыс. руб.
Рассмотрим структуру показателей результатов деятельности ООО «Ольга», и их динамику. Данные представлены в таблице 7.
Таблица 7- Структура и динамика показателей результатов деятельности ООО «Ольга», тыс. руб.
|
Показатели
|
За 2004 г.
|
За 2005 г.
|
За 2006 г.
|
Изменение
|
|
|
|
|
|
2005 к 2004
|
2006 к 2005
|
2006 к 2004
|
|
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг.
|
13425
|
12584
|
15451
|
-841
|
+2867
|
+2026
|
|
Прибыль до налогообложения
|
2305
|
2336
|
4013
|
+31
|
+1677
|
+1708
|
|
Себестоимость проданных товаров
|
11001
|
7564
|
9544
|
-3437
|
+1980
|
-1457
|
|
Валовая прибыль
|
2424
|
4020
|
4907
|
+1596
|
+887
|
+2483
|
|
Коммерческие расходы
|
79
|
54
|
35
|
-25
|
-19
|
-44
|
|
Прибыль от продаж
|
2305
|
2336
|
4013
|
+31
|
+1677
|
+1708
|
|
Операционные доходы и расходы
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Внереализационные доходы и расходы
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Чистая прибыль
|
854
|
955
|
1401
|
+101
|
+446
|
+547
|
|
|
На основании произведенных расчетов можно сделать вывод о том, что предприятие стабильно получает прибыль, причем данный показатель постоянно растет. В 2005 году выручка предприятия снизилась по
сравнению с 2004 годом на 841 тыс. руб., но т. к. в данном году произошло снижение уровня себестоимости, на прибыль это не повлияло, наоборот ее уровень вырос к 2006 году.
Снижение себестоимости в выручке является положительным моментом в деятельности предприятия.
Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности.
Рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого
для организации своей деятельности.
Рассчитаем данные показатели на основе бухгалтерского баланса и приложения к нему. Результаты расчетов представим в таблице 8.
Таблица 8- Динамика показателей рентабельности ООО «Ольга».
|
Показатели
|
Порядок расчета
|
2004 год
|
2005 год
|
2006 год
|
|
Рентабельность продукции, %
|
Валовая прибыль/выручка от реализации
|
18,05
|
31,95
|
31,75
|
|
Рентабельность основной деятельности, %
|
Прибыль от продажи/себестоимость реализованной продукции
|
20,95
|
30,88
|
42,04
|
|
Рентабельность совокупного капитала, %
|
Чистый доход/итог среднего баланса-нетто
|
16,49
|
16,82
|
18,57
|
|
Рентабельность собственного капитала, %
|
Чистый доход/средняя величина собственного капитала
|
21,97
|
23,03
|
27,70
|
|
Период окупаемости собственного капитала
|
Средняя величина собственного капитала/чистый доход
|
4
|
4
|
3
|
|
Затраты на 1 руб. реализованной продукции
|
Себестоимость реализованной продукции/выручка от реализации
|
0,81
|
0,60
|
0,61
|
|
|
Показатели рентабельности основной деятельности постоянно растут. Оптимальным считается показатель рентабельности 15-20%. В нашем случае данный показатель превышает оптимальный уровень, и за
последние три года он вырос и составил 42,04%.
Используя систему показателей эффективности деятельности, остановимся на следующих показателях (таблица 9).
Таблица 9- Показатели эффективности использования имущества за 2006 год.
|
Показатель
|
Расчетная формула
|
Цифровые данные ,%
|
|
Рентабельность активов (имущества)
|
Чистая прибыль ср. величина активов*100
|
4,17
|
|
Рентабельность оборотных активов
|
Чистая прибыль ср. величина оборот. активов*100
|
5,17
|
|
Рентабельность собственного капитала
|
Чистая прибыль / источники собственных средств (итог разд. 3 пассива баланса)
|
27,70
|
|
Рентабельность реализованной продукции
|
Чистая прибыль / объем реализ. Продукции*100
|
2,23
|
|
Рентабельность инвестиций
|
Прибыль до налогообложения / краткосрочные обязат.*100
|
36,41
|
|
|
Рентабельность активов составила на 2006 год 4,17%, этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятии с каждого рубля, вложенного в активы.
Рентабельность реализованной продукции, равная 2,23% показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля проданной продукции.
Важным критерием в оценке финансового положения организации является платежеспособность и ликвидность.
Ликвидность активов- это величина, обратная времени, необходимому для превращения их в деньги, т. е. чем меньше времени понадобиться для превращения активов в деньги, тем активы ликвиднее.
Условия ликвидности:
А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4.
Таблица 10- Группировка активов и пассивов.
|
Текущие активы
|
На 01.01.2006 г.
|
На 01.01.2007 г.
|
|
Денежные средства
|
846
|
972
|
|
Краткосрочные фин. вложения
|
1150
|
1576
|
|
Итого по первой группе (А1)
|
1996
|
2548
|
|
Дебиторская задолженность
|
218
|
198
|
|
Прочие оборотные активы
|
1659
|
1559
|
|
Итого по второй группе (А2)
|
1877
|
1757
|
|
Производственные запасы
|
529
|
605
|
|
Итого по третьей группе (А3)
|
529
|
605
|
|
Четвертая группа (А4) внеоборотные активы
|
5733
|
6423
|
|
Пассивы
|
На 01.01.2006 г.
|
На 01.01.2007 г.
|
|
Кредитор. задолженность (П1)
|
2899
|
2736
|
|
Займы и кредиты (П2)
|
413
|
543
|
|
Долгосроч. Обязательства (П3)
|
0
|
0
|
|
Капитал и резервы
|
7187
|
7258
|
|
Итого по четвертой группе (П4)
|
7187
|
7258
|
|
|
Анализ ликвидности баланса показывает, баланс организации не является полностью ликвидным, т. к. не соблюдается одно из четырех правил:
А1< П1, А2> П2, А3> П3, А4<П4,
Как на начало периода, так и на конец периода. В данном случае А1< П1, т. е. наиболее ликвидные активы не покрывают наиболее срочные обязательства. Остальные условия ликвидности соблюдаются,
даже есть превышение П4 над А4, что свидетельствует о превышении собственного капитала над труднореализуемыми активами, и даже остаются свободные средства для пополнения оборотных активов. Это
положительная динамика, т.к. уменьшается дефицит денежных средств, необходимых для погашения срочных обязательств.
Превышение краткосрочных (А1) активов над оборотными (А3) свидетельствует о том, что организация не располагает свободными ресурсами.
Рассмотрим коэффициент текущей ликвидности, который рассчитывается как отношение фактической суммы оборотных активов к сумме срочных обязательств.
Таблица 11- Анализ платежеспособности ООО «Ольга».
|
Показатели
|
Нормальные значения
|
01.01.2006 г.
|
01.01.2007 г.
|
Изменения за период
|
|
Коэффициент абсолютной ликвидности
|
>0,2
|
0,50
|
0,64
|
+0,14
|
|
Коэффициент текущей ликвидности
|
>2
|
3,49
|
3,27
|
-0,51
|
|
Коэффициент общей платежеспособности
|
>2
|
2,06
|
2,56
|
+0,50
|
|
|
Из табличных данных видно, что коэффициент абсолютной ликвидности имеет нормальное значение. Коэффициент текущей ликвидности показывает, что у предприятия достаточно оборотных средств, которые при
необходимости могут быть использованы для погашения ее краткосрочных обязательств, однако за 2006 год он снизился на 51%. Общая платежеспособность определяется как способность покрыть все
обязательства предприятия ее активами.
Важнейшую часть финансовых ресурсов предприятия составляют его оборотные активы: запасы, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность.
Таблица 12- Анализ состава и структуры оборотных средств.
|
Показатели
|
На 01.01.2006
|
На 01.01.2007
|
Изменение по сумме
|
|
Запасы
|
23573
|
25522
|
+1949
|
|
Готовая продукция и товары для перепродажи
|
529
|
625
|
+96
|
|
Дебиторская задолженность
|
218
|
198
|
-20
|
|
Краткосрочные финансовые вложения
|
1150
|
1576
|
+426
|
|
Денежные средства
|
846
|
972
|
+126
|
|
Прочие оборотные активы
|
1659
|
1559
|
-100
|
|
итого
|
27975
|
30452
|
+2477
|
|
|
Большое влияние на состояние оборотных активов оказывает их оборачиваемость. От нее зависит размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств и размер затрат, связанных
с владением и хранением запасов и т. д. В свою очередь это отражается на себестоимости продукции и в конечном итоге на финансовых результатах предприятия. Анализ оборачиваемости оборотных активов
проводится на основе расчета показателей представленных в таблице 13. Где :
Коэффициент оборачиваемости - определяется делением объема реализации продукции в оптовых ценах на средний остаток оборотных средств;
Коэффициент загрузки - величина обратная коэффициенту оборачиваемости, характеризующая сумму оборотных средств, затраченных на 1 руб. реализованной продукции;
Длительность оборота, в днях, которая определяется делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости.
Таблица 13- Анализ оборачиваемости оборотных активов.
|
Показатели
|
На 01.01.2006
|
На 01.01.2007
|
Изменение
|
|
Коэффициент оборачиваемости
|
4
|
5,4
|
+1,4
|
|
Коэффициент загрузки
|
0,2
|
0,18
|
-0,02
|
|
Длительность оборота
|
90
|
66
|
-24
|
|
|
Объем реализованной продукции в ООО «Ольга» в 2005 году составил 12584 тыс. руб., а в 2006 г. -15451 тыс. руб., средние годовые остатки оборотных средств - соответственно 3146 тыс. руб. и 3090,2
тыс. руб.
Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования.
Абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах: 3146-3090,2=55,8 тыс. руб.
Относительное высвобождение показывает как изменение величины оборотных средств, тат и изменение объема реализованной продукции. Для его определения нужно исчислить потребность в оборотных
средствах за отчетный период исходя из фактического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости в днях за предыдущий год. Разность дает сумму высвобождения средств.
Потребность в оборотных средствах в 2006 г. при оборачиваемости и объеме реализации 2005 г. будет равна: (15451*90)/360=3862,75 тыс. руб.
Относительное высвобождение средств составит: 3862,75-3090,2=772,55 тыс. руб.
ГЛАВА 3. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ООО ОЛЬГА, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Итак, проведения технико-экономического и финансового анализа ООО «Ольга» позволило выявить следующие проблемы:
· увеличение краткосрочных обязательств, а в следствии наиболее ликвидные активы во много раз не покрывают наиболее срочные обязательства;
· снижение коэффициента текущей ликвидности.
Эти проблемы связаны с открытием в 2006 году в Мамонтово ряда новых магазинов по продаже промтоваров. Среди которых наиболее сильным конкурентом является ООО «Эльдорадо». А также потери ряда
конкурентных преимуществ ООО «Ольга».
На сегодняшний день конкуренцию на местном рынке можно охарактеризовать как высокую. Для предприятия важно не только найти свою рыночную нишу, но и суметь удержать занятые позиции.
Одним из вариантов является использование стратегии роста. Она характеризуется динамичным уровнем развития с быстро меняющейся технологией. Используя эту стратегию фирма будет стремиться к высоким
темпам экономического роста. Эта стратегия включает:
· стратегия концентрированного роста (усиление позиций на рынке, развитие рынка, развитие продукта);
· стратегия интегрированного роста (приобретение собственности, внутреннее расширение);
· стратегия диверсифицированного роста ( производство новых продуктов).
Следует улучшить использование основных средств, т. к. это условие роста предприятия, снижение себестоимости, увеличение денежных накоплений: увеличить продолжительность рабочего дня (с 18 часов до
20 часов), улучшение и расширение ассортимента продаваемых товаров.
Для привлечения новых потребителей и удержания старых, следует уделить внимание рекламе, а также введению сезонных распродаж, накопительных скидок, введение скидок на определенные группы товаров.
Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития ООО Ольга лежит за рамками самой сферы предпринимательства. Можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкивается в
своей деятельности ООО Ольга .Рассмотрим их подробнее.
Главная из них - малая величина собственного капитала. Для большинства малых предприятий основным источником пополнения средств вложенных в бизнес является самофинансирование и лишь в случае
достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне
незначительную роль, как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития. По мнению руководителя ООО Ольга, получение банковского кредита затрудняют очень высокие проценты-16% годовых,
ограниченность сроков кредитования-1 год, длительность процедуры принятия решений, трудности связанные с оформлением соответствующих документов. Для получения очередного кредита приходится
использовать личные связи в банке и даже оформлять его на подставное лицо, например на одного из сотрудников.
Следующая проблема-это налоговая система, которая должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура её применения прозрачной. Да, стало проще составлять бухгалтерскую отчётность с
введением новой налоговой системы. Но, зато органы местного самоуправления продолжают оказывать существенное негативное влияние на деятельность малых предприятий, вводя дополнительные местные
налоги и сборы пытаясь компенсировать часть налогов теряемых из-за перераспределения средств на региональный и федеральный уровни. Неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий -
ещё одна проблема. Практически недоступна широкому кругу предпринимателей информация о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию и лизингу. Например, существует программа
государственной поддержки и развитии малого предпринимательства в Алтайском крае. О деталях этой программы, а именно о возможности возмещения затрат по кредитам в размере 23 ставки рефенансирования
приходилось узнавать у знакомых предпринимателей.
Ещё одной проблемой является бюрократия госаппарата. Нужно потратить много времени и денег, лишь на то чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления для
получения того же льготного кредита.
Следующие проблемы -это проблемы внутриорганизационного характера. 1.Отсутствие профессиональных знаний у работников, в том числе в области экономики и управления, снижают эффективность работы
предприятия. В ООО Ольга работают 13 человек, из них всего двое имеют высшее образование причем одно- экономическое ( бухгалтер), другое -техническое (директор).
2.Далее-взаимоотношения между сотрудниками. В ООО Ольга наблюдается прогрессирующий конфликт между управляющим персоналом и рядовыми сотрудниками, впрочем как и между заведующим и бухгалтером. Года
три назад в ООО Ольга не было должностной единицы -заведующий и выходило так, что по степени главенства бухгалтер шёл после директора. Сейчас ситуация изменилась, что не очень нравится бухгалтеру,
который часто демонстративно игнорирует указания заведующего магазином.
3.Отсутствие инициативности и ответственности. Управленческий персонал не решается принимать какие-либо управленческие решения без благословения директора. Рядовые сотрудники вообще бояться
какой-либо ответственности. Результат- не выключенное на ночь электричество в магазине, не проставленная дата на ценниках, периодические кражи товара покупателями.
4. Постоянные недостачи. Эта проблема плавно вытекает из выше описанных проблем.
5.Интенсивная ротация среди рядовых сотрудников. Постоянными работниками, а именно проработавших более пяти лет, являются бухгалтер и заведующий; товаровед работает чуть менее 3 лет. Остальные
меняются почти каждый год.
Возможные пути решения проблем.
К настоящему времени сделаны только первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы
стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки.
Для успешного развития малых предприятий в стране необходимо эффективное взаимодействие различных общественных и государственных структур, которые будут способствовать созданию благоприятных
условий для развития малого бизнеса, участвовать в разработке законов, регулирующих деятельность малых предприятий, и механизмов их действия, осуществлять цивилизованное лоббирование интересов
малого бизнеса на всех уровнях власти. Решение многих проблем малых предприятий находится в непосредственной зависимости от государственной власти и связано с преобразованием экономических условий,
оздоровлением финансовой ситуации, рациональной приватизацией, учитывающей национальные интересы, обеспечением реальных и равных прав для всех субъектов хозяйственной деятельности, развитием
рыночной инфраструктуры и обеспечением действенности правовых реформ. Реализация этих преобразований может быть осуществлена только при активном взаимодействии общественных объединений с властными
органами.
В настоящее время существует ряд льгот для банков и страховых компаний финансирующих малый бизнес. Так банки предоставляющие не менее 50 процентов общей суммы кредитов малым предприятиям,
работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, которые не менее 50 процентов страховых взносов за отчетный период получили от страхования имущественных интересов малых предприятий,
уплачивают налог на прибыль по ставке сниженной в полтора раза. Эти льготы следует распространить на все сферы деятельности малого предприятия.
Основными источниками собственных финансовых средств являются прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления предпринимателей, средства от страхования деятельности и т.п. Инфляция,
уровень налогооблажения подрывают значение внешних источников финансирования. Переход к самофинансированию означает интенсификацию процесса обособления, повышение хозяйственно-оперативной
самостоятельности малых предприятий, что является важным практическим шагом на пути к созданию необходимых социально-экономических условий функционирования рыночной экономики. Важнейшим источником
самофинансирования может явиться изменение налогообложения малого бизнеса, т.к снижение налогов непосредственно приведёт к увеличению прибыльности малого бизнеса, его рентабельности, создаст
реальную материальную базу для роста инвестиций.
Успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы, как по линии руководитель-работник, так и между работниками. От степени мотивированности работников к труду зависит возможность его
интенсификации и потенциал предприятия. Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы -установить тесный неформальный контакт с руководителем, т.к. именно с ним в
представлении работников отождествляются победы и поражения. Если руководителю удастся сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс перевоплотить живой труд в фактор роста бизнеса.
Тесные личностные отношения руководителя и работников возможны, т.к. организационная структура фирмы простая. Это позволяет найти индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда
каждого работника. Это могут быть как угроза лишиться работы, так и постоянного заработка, а также возможности самореализации. Предприятие будет гораздо устойчивее, если материальную
заинтересованность сочетать с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.
Чтобы снизить текучесть кадров, необходимо стимулирование в работе: распределение четких обязанностей среди персонала, премии.
Следует использовать свои преимущества.
Преимущества ООО Ольга.
1. Длительный опыт работы на местном рынке.
2. Большая по местным меркам торговая площадь.
3. Часть торговой площади приспособлено под самообслуживание. На данный момент это единственный магазин в районе в котором существует самообслуживание.
4. Большой ассортимент товара. Причём оргтехника продаётся только в ООО Ольга.
5. ООО Ольга первая ввела сервисное обслуживание клиентов -это доставка товара по району, причем в черте райцентра бесплатно; система заказа необходимого товара, с внесением 50% от стоимости
товара; при покупке компьютера, предлагается платная услуга программиста по установке необходимого программного обеспечения.
6. Расположение ООО «Ольга» является выгодным. Предприятие расположено в центре с. Мамонтово с удобной развязкой и стоянкой для автомобилей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время вопрос развития малых предприятий как один из важнейших включен в программу демонополизации народного хозяйства страны.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщения рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места;
расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.
Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий
- это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
В заключении работы можно выделить следующие аспекты, которые обобщено характеризовали бы основные моменты.
В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы существования малого предприятия, его образование, реорганизация, основные организационно-правовые формы МП.
Во второй главе был проведен поэтапный анализ технико-экономической характеристики предприятия ООО «Ольга».
Анализ показал, что по основным показателям, характеризующим эффективность деятельности предприятия, наблюдается улучшение. Так, например, заметно снизилась доля себестоимости в выручке, что
является положительным моментом в деятельности предприятия.
Рост рентабельности основной деятельности составил 21.04%.
На основании произведенных расчетов, можно сделать вывод, что предприятие стабильно получает прибыль, причем данный показатель постоянно растет.
В 2005 году выручка снизилась по сравнению с предыдущим на 841 тыс. руб., но так как в этом году произошло снижение уровня себестоимости, то на прибыли это не отразилось.
Выявлены проблемы: увеличение краткосрочных обязательств, снижение коэффициента текущей ликвидности.
На основании проведенного анализа в третьей главе предложены следующие пути совершенствования деятельности ООО «Ольга»:
1. улучшение использования основных средств;
2. внедрение стратегии роста;
3. улучшение мотивированности и заинтересованности кадров;
4. использование своих преимуществ для дальнейшего развития и расширения деятельности.
Список литературы.
1. Федеральный Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
2. Теория организации / Под ред. В. Г. Алиева. - М.: «Экономика»,2003.-431 с.
3. Экономика предприятия / Под ред. Г.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник,2007.
4. Малый бизнес: организация, экономика, управление. / Под ред. Г. Я. Горфинкеля.- М.: Вузовский учебник, 2007.
5. Егорова Н. С., Майн. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование.- М.: Москва,1997.144 с.
6. Попов В. М. Практика малого бизнеса: Практическое пособие. - М.: «Торговый Дом «Кно Рус»,2001.-424.
7. Алтайская правда №56,77,104,-2007.
8. Свет Октября № 86, - 2007.
9. Российский статистический ежегодник 2007.
10. Консультант Плюс
11. Официальный сайт органов власти Алтайского края www. altairegion22.ru.
Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.