24
МОЛДАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономических наук
по Истории экономических учений, на тему:
“МИЛТОН ФРИДМЕН”
Выполнил: студентка 2-го курса,
группы 19-1 Пеева Вероника
Проверил:
Кишинев
Содержание:
Введение
1. Милтон Фридмен. Краткое описание биографии.
2. Монетаристские рецепты оздоровления экономики
3. Критика Милтоном Фридменом Международного Валютного Фонда
Использованная литература
Имя М.Фридмена -- Нобелевского лауреата в современной экономической теории ассоциируется, как правило, с лидером "чикагской монетарной школы" и главным оппонентом кейнсианской концепции государственного регулирования экономики.
М.Фридмен в своем творчестве многогранен и, что весьма важно, его научные интересы охватывают и область методологии экономической науки.
1. Милтон Фридмен.
Краткое описание биографии.
Milton Friedman |
Милтон Фридмен родился 31 июля 1912 г. в Нью-Йорке в семье выходцев из Восточной Европы. Вскоре после его рождения семья переехала в город Рахуэй (штат Нью-Джерси). Мать работала в галантерейной магазине, а отец, как познее вспоминал Фридмен, "безуспешно старался добиться результата в безнадежных торговых операциях". Семья располагала небольшими и непостоянными доходами и никак не могла выбиться из нужды.
В 16-летнем возрасте Милтон Фридмен по конкурсному отбору был принят в Рутгерский университет с правом получения частичной стипендии.
В 1932 году он был удостоен степени бакалавра сразу по двум дисциплинам - экономике и математике. Специализацию в области экономики М. Фридмен продолжил в Чикагском университете. Получив степень магистра в Чикагском университете в 1933 г., Фридмен перешел для аспирантской стажировки в Колумбийский университет (Нью-Йорк).
В конце 1934 г. он начинает работать в Чикагском университете ассистентом-исследователем. Летом 1935 г. М. Фридмен принял участие в крупномасштабном проекте исследований потребительского бюджета для Национального комитета по природным ресурсам США.
Сотрудничество Фридмена с Национальным бюро экономических исследований США (НБЭИ) началось в 1937 г., когда он стал работать под руководством С. Кузнеца (будущего лауреата Нобелевской премии). В 1940 г. ими был завершен совместный научный труд "Доходы от независимой частной практики". Указанная работа легла впоследствии в основу диссертации, за которую М. Фридмен в 1946 г. был удостоен в Колумбийском университете степени доктора по экономике.
В годы второй мировой войны Фридмен участвует в разработке налоговой политики по заданию министерства финансов, проводит исследования по военной статистике.
В 1945_1946 гг. он преподает экономику в Миннесотском университете. Затем М. Фридмен возвращается в Чикагский университет и становится ассистентом-профессором по экономике, оставаясь в этой должности и поныне.
При содействии НБЭИ Фридмен начинает длившуюся многие годы работу над созданием монетарной теории. Его последующий вклад в теорию и практику экономической науки сопровождается получением неожиданных результатов, он становится плодотворным исследователем, руководит т.н. "Чикагской школой" экономистов.
В 1950 г. он работает в Париже консультантом по реализации "плана Маршалла", предусматривавшего восстановление разрушенной войной экономики стран Западной Европы. В своей книге "Теория функции потребления", изданной в 1957 г., М. Фридмен сформулировал и обосновал свою теорию "постоянного дохода потребления".
В 1951 году Фридмен был удостоен медали Джона Бейтса Кларка Американской экономической ассоциации.
В 1956 году под его редакцией издается сборник статей “Исследования в области количественной теории денег”.
В 1963 г. Фридмен публикует написанный совместно с Анной Шварц фундаментальный труд "Становление денежной системы США". В этой книге он отстаивает позицию, согласно которой в долговременные периоды крупные изменения хозяйственной жизни связаны прежде всего с денежной массой и ее движением. “Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет танец доллара” -- так считает М.Фридмен. Все крупнейшие экономические потрясения, включая Великий кризис 1930 года, объясняются Фридменом последствием денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики. По мнению Фридмена, влияние денег на экономическую активность не есть внешний (экзогенный) фактор хозяйства, а, скорее всего, наоборот -- внутренний (эндогенный) фактор. Следуя монетаристской школе, он считает спрос на деньги одним из важнейших побудителей экономики. Фридменовская монетарная концепция, говоря словами американского экономиста Г.Эллиса, привела к "повторному открытию денег" из-за почти повсеместно растущей, особенно в последний период, инфляции.
Взгляды Фридмена на важность невмешательства государства в экономическую политику получили широкую известность благодаря его книге "Капитализм и свобода" (1962) и постоянным публикациям в отведенной для него (начиная с 1966) колонке журнала "Ньюсуик".
В 1967 г. М. Фридмена избирают президентом Американской экономической ассоциации.
В 1969-1973 гг. он являлся советником по экономическим вопросам президента США Ричарда Никсона. Он заслужил признание в качестве советника президента Ричарда М. Никсона, несмотря на свои расхождения с ним по вопросу об установлении жесткого контроля уровня цен и заработной платы в 1971 г. Взгляды Ф. на важность невмешательства государства в социальную политику получили широкую известность благодаря постоянным публикациям в отведенной для него с 1966 г. колонке журнала “Ньюсуик” ("News-week"), а также благодаря более ранней публикации книги “Капитализм и свобода” ("Capitalism and Freedom", 1962). Его популярная книга “Свобода выбора” ("Free to Choose", 1980) даже дала название телевизионной заставке цикла проводимых им бесед по социальным и экономическим вопросам.
В 1976 году Милтону Фридмену была присуждена Нобелевская премия по экономике "за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации".
В Нобелевской лекции он вернулся к теме, затронутой еще в 1967 г. при обращении к Американской экономической ассоциации, - к отрицанию замечания Кейнса относительно устойчивой зависимости между темпом развития инфляции и безработицей. Он пришел к выводу, что на длительном интервале кривая Филлипса все же смещается вверх при условии естественного роста незанятости.
По его мнению, причиной подобного явления стало принятие роста незанятости в качестве возрастающего параметра вместо интерпретации его постоянной числовой константой. Для краткосрочного интервала, по его мнению, инфляционная монетарно-фискальная политика могла бы только временно снизить уровень безработицы, поскольку трудящиеся и корпорации по привычке стремятся к повышению уровня доходов, что в конечном итоге не может не содействовать росту уровня цен (и, соответственно, росту незанятости).
Несмотря на то, что многие взгляды М. Фридмена на экономическую теорию и государственную политику считаются спорными, он, как выразился английский экономист Джон Бартон, "обеспечил нас фундаментом для будущих исследований по макроэкономике".
В 1977 г. М. Фридмен ушел из Чикагского университета, в котором он преподавал долгие годы, и стал работать старшим исследователем Гуверовского института при Станфордском университете в Калифорнии.
В 1980 г. была издана (ставшая популярной) его книга "Свобода выбора", которая дала название циклу проводимых им на телевидении бесед по социальным и экономическим вопросам.
В 1981-1984 гг. М. Фридмен являлся экономическим советником президента США Рональда Рейгана.
Милтон Фридмен удостоен почетных учебных степеней многих американских и зарубежных университетов и академий.
М.Фридмен в своем творчестве многогранен и, что весьма важно, его научные интересы охватывают и область методологии экономической науки. Ведь уже многие годы в своих дискуссиях по данной проблеме экономисты не обходятся без анализа фридменовского эссе "Методология позитивной экономической науки" (1953), так же как и без эссе на подобную тему, написанные Л.Роббинсом (1932), Р.Хайлбронером (1991) и М.Алле (1990), или знаменитой лекции, прочитанной П.Самуэльсоном на церемонии вручения ему Нобелевской премии по экономике (1970), и др.
Однако именно из позитивистского методологического эссе М.Фридмена можно почерпнуть неординарные суждения о том, что экономическая теория как совокупность содержательных гипотез принимается тогда, когда может "объяснить" фактические данные, только из которых вытекает, является ли она "правильной" или "ошибочной" и будет ли она "принята" или "отвергнута"; что в свою очередь факты никогда не могут "доказать гипотезу", так как они способны установить лишь ее ошибочность. В то же время очевидна его солидарность с теми учеными, кто считает недопустимым представлять экономическую теорию описывающей, а не предсказывающей, превращая ее в просто замаскированную математику. По мысли М.Фридмена, утверждать о разнообразии и сложности экономических явлений, -- значит отрицать преходящий характер знания, заключающего в себе смысл научной деятельности, и поэтому "любая теория с необходимостью имеет преходящий характер и подвержена изменению с прогрессом знания". При этом процесс обнаружения чего-то нового в знакомом материале, заключает Нобелевский лауреат, надо обсуждать в психологических, а не логических категориях и, изучая автобиографии и биографии, стимулировать его с помощью афоризмов и примеров
Монетаризм -- теория, исходящая из представлений о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и на ход экономических процессов. Поэтому монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег
Можно сказать, что монетаризм -- это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная, "общая" теория, представляющая специфический подход к регулированию экономики с помощью кредитно-денежных инструментов.
Элементы монетаризма просматриваются еще в экономических учениях древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов. В определенной степени монетаризм присущ и классической школе, в частности Д.Рикардо. Но в современном, достаточно законченном виде концепция монетаризма выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 год американского профессора Милтона фридмена.
Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х -- начала 80-х гг. В тот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои; начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если у Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то примерно с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции.
Основное расхождение во взглядах М.Фридмена и Дж.М.Кейнса состоит в государственном регулировании экономики. Именно поэтому у двух ученых различные оценки кризиса 1929-1933 гг. и соответственно путей выхода из депрессии. Основной мыслью работ Кейнса является полное государственное регулирование экономики и соответственно для выхода из депрессии необходимо увеличение государственных расходов в различных формах: рост государственного сектора в экономике, организация общественных работ, предоставление льгот и субсидий частным предприятиям, государственные закупки у частного сектора. В отличие от своего предшественника М. Фридмен считает экономику саморегулируемой системой и требует ограничить вмешательства государства только денежной областью. Деньги, по мнению Фридмена, могут быть стихийным регулятором экономических процессов.
Сравнительный анализ монетаризма и кейнсианства.
|
Кейнсианство
|
Монетаризм |
|
1. Отношение к безработице |
Главное зло для экономики , так как чревата социальными потрясениями.
|
Не одно правительство не может быть мудрее рынка, не нужно увлекаться социальными программами. |
|
2. Отношение к инфляции |
Меньшее зло, чем безработица, так как ее можно контролировать и удерживать в разумных пределах.
|
Главное бедствие для экономики любой страны |
|
3. Роль бюджетного дефицита |
Возникает при сильном росте государственных расходов |
Для урегулирования бюджетного дефицита не нужно постоянное вмешательство государства в экономику, рынок - саморегулируемая система.
|
|
4. Темпы роста денежной массы |
Необходим рост денежной массы для покрытия бюджетного дефицита лишь при его возникновении.
|
Темпы роста постоянны и стабильны, независимо от состояния коньюнктуры и составляют 3-4% в год. |
В 70-е годы мировую экономику потряс сильнейший экономический кризис. Главным стала инфляция на фоне общего сокращения производства.
Что же такое инфляция? "Под инфляцией, - пишет Милтон Фридмен,- я подразумеваю устойчивый и непрерывный рост цен, выступающий всегда и везде как денежный феномен, вызванный избытком денег по отношению к выпуску продукции".
Такое монетаристическое определение предполагает, что центр тяжести инфляции находится в сфере обращения. С подобных позиций допустимо ограниченное вмешательство государства в воспроизводственный процесс. В отличие от этого в кейнсианских теориях под инфляцией подразумевается избыточный покупательский спрос, причины которого лежат как на стороне предложения, так и спроса. Инфляция подкосила инвестиционную деятельность, а дальнейшая активизация экономики с помощью кейнсианских рецептов стала невозможной. Тогда интерес политиков качнулся в пользу монетаризма. Монетаризм провозглашает незыблемость основ рыночной экономики: свободной конкуренции и свободного ценообразования как условий достижения равновесия. Монетаристы считают, что рынок по-прежнему остается саморегулирующейся системой, а область вмешательства государства нужно ограничить денежной сферой.
В 60--70-е годы концепция неолибералов о создании и функционировании модели "социального рыночного хозяйства" во многом была созвучна с возникшей в тот период моделью институционалистов об "обществе всеобщего благоденствия", поскольку и в той, и в другой отвергается, мысль об эксплуатации человека человеком и классовом антагонизме. Обе модели, кроме того, основываются на идее активной социальной функции государства по обеспечению всем гражданам равных прав и равных возможностей в получении социальных услуг и повышении их благосостояния. При этом под внешним проявлением "всеобщего благоденствия" имелись, конечно, в виду не только рост числа акционеров в различных слоях общества, но и возросшая стабильность всех общественных институтов, уверенность значительной части трудящихся в завтрашнем дне и т.д.
В США альтернативой кейнсианству стала так называемая "чикагская школа" неолиберализма, монетарные идеи которой зародились в стенах Чикагского университета еще в 20-е годы. Однако самостоятельное, а тем более лидирующее значение в неолиберальном движении американский монетаризм получил в конце 50-х -- начале 60-х годов с появлением ряда публикаций М.Фридмена. Последний и его сподвижники кейнсианским неденежным факторам (например, инвестициям) предпочли именно денежные факторы.
Произошло это в течение 60-х годов, когда первые достаточно серьезные сомнения в необходимости, как выразился М.Блауг, "упрощенных экономических рекомендаций политикам, типичных для времен кейнсианской революции" появились у ученых-экономистов после ознакомления с выведенной в 1958 г. А.У.Филлипсом эмпирической кривой, характеризующей связь между ежегодным процентным изменением заработной платы в денежном выражении и уровнем (долей) безработицы в Англии за период с 1861 по 1913 г. Причем дискуссии по поводу данной зависимости приобрели еще больший размах после того, как в 1964 г. П.Самуэльсон включил связанную с этой кривой фактически новую концепцию в шестое издание своего учебника "Экономикс" и назвал сам график именем его автора -- "кривая Филлипса".
О последней М.Блауг пишет, что она оказалась тем открытием, которое “сразило наповал прежний кейнсианский идеал полной занятости без инфляции в качестве цели экономической политики. Стабильность цен и безработица оказались несовместимыми, конфликтующими целями: уменьшение безработицы достижимо только ценой ускоренной инфляции, а уменьшение инфляции обычно предполагает увеличение безработных. Таким образом, прежняя надежда на одновременное достижение устойчивых цен и полной занятости уступила место понятию выбора между стабильностью цен и полной занятостью”.
Так М.Фридмен и его коллеги на основе исследований вокруг "конструкции" кривой Филлипса пришли к заключению, что эта кривая далеко не стабильна, особенно с учетом ситуации в экономике многих стран мира в конце 60-х годов, когда рост инфляции, вопреки "логике" этой кривой, сопровождался не снижением, а ростом безработицы, и затем -- в начале 70-х годов -- наблюдался даже одновременный рост и инфляции, и безработицы.
М.Фридмен предпринял попытку возродить значение денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах. В этой связи соотечественник и оппонент М.Фридмена экономист Дж. Тобин, не соглашаясь с идеей монетаристов о том, что "деньги имеют значение", не без упрека возразил на это: "Только деньги имеют значение". Не оставив данное замечание без внимания, М.Фридмен в работе "Теоретические основы денежного анализа" (1970) написал: “Я рассматриваю выражение, характеризующее нашу позицию, -- "деньги -- единственное, что имеет значение для изменения номинального дохода и для краткосрочных изменений реального дохода", -- как некоторое преувеличение, которое, однако, верно характеризует направленность наших выводов. Утверждение же: "Деньги -- это единственное, что имеет значение", я считаю искажением наших выводов”.
Между тем монетарная концепция, неолиберальная по своей сути, была апробирована республиканским правительством США при президенте Р.Никсоне в 1969--1970 гг. (тогда М.Фридмен являлся советником президента этой страны). Но наибольший успех монетарные экономические воззрения имели при следующем республиканском правительстве США во времена так называемой рейганомики", позволившей ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.
Новизна концепции государственного вмешательства в экономику, по Фридмену, состоит в том, что она в отличие от кейнсианской концепции ограничивается жесткой денежной политикой. Последняя тесно связана с фридменовской "естественной нормой безработицы", достигаемой посредством постоянного и стабильного темпа роста количества денег в размере 3--4 % в год независимо от состояния конъюнктуры (учитывая средние темпы роста валового национального продукта США за ряд лет, по которым устанавливается максимально возможный уровень национальной экономики).
Несмотря на часто приклеиваемый ему политическими оппонентами ярлык “консерватора”, Ф. оказывается намного ближе к классическому либерализму Адама Смита и Джона Стюарта Милля, чем к традиционно консервативному крылу экономического учения. Он верит, что преследуемые им цели в действительности не расходятся с целями современного либерального течения. Он говорит: “Различный подход к экономической политике, особенно для непосвященных, проистекает в основном из-за различия прогнозов последующих экономических действий, а не вследствие несхожести фундаментальных принципов и понятий”. Хотя присуждение Ф. Нобелевской премии вызвало ряд возражений со стороны профессиональных экономистов и лиц, живо интересующихся вопросами экономики, вклад лауреата в теоретические и прикладные исследования получил широкое признание. Так, Пол Сэмюэлсон назвал его “экономическим экономистом”.
Концепция М.Фридмена о "естественной норме безработицы" (ЕНБ) основывается как на институциональных, так и на законодательных детерминантах (подразумевая под первыми, например, Профсоюзы, а под вторыми -- возможность, к примеру, принятия закона о минимальном уровне заработной платы). Она позволяет обосновывать минимальный уровень безработицы, при котором в течение определенного периода времени инфляция будет невозможна. По мнению М.Блауга, "ЕНБ, к которой постоянно возвращается экономика, -- это современная монетарная версия старой классической доктрины строго пропорционального отношения между количеством денег и ценами в долгосрочной перспективе; "якорь", который удерживает процентную ставку в устойчивом положении...".
Чтобы представить концепцию Фридмена, попытаемся выделить ее исходные положения, в той или иной степени разделяемые его сторонниками.
Первый тезис -- признание устойчивости рыночного хозяйства. Рыночная экономика, по мнению монетаристов, сама в силу внутренних тенденций и условий стремится к стабильности, саморегулированию. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Возникновение отклонений, диспропорций обычно является результатом внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования, а не внутренних причин. Рынок обладает возможностями амортизировать, успокоить шоковые импульсы.
Постулат об устойчивости рыночного хозяйства направлен против утверждения Кейнса о необходимости государственного вмешательства, которое, дескать, нарушает естественный процесс.
Второй тезис -- приоритетность денежных факторов. Среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не ценовые методы, не налоговая система) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность как главную цель регулирования.
Если Кейнс оценивал бюджетную политику как инструмент достаточно точный, быстрый и предсказуемый по результатам, то в отличие от него Фридмен характеризует подобным образом денежно-кредитную политику.
Деньги -- это особый товар; их основное свойство заключается в ликвидности. Имея деньги, их можно всегда реализовать, приобрести на них любой товар. Деньги реализуют особую функцию, они способны выполнять регулирующую, стабилизирующую роль. Они влияют на экономику через институционную структуру, банковскую систему, создающую деньги и формирующую финансовую политику. Деньги влияют на цены, потребительский спрос, уровень издержек, объем и структуру производства.
Фридмен исходит из того, что между движением денег (темпами роста денежной массы) и динамикой валового национального продукта существует достаточно тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста денежной массы сказывается на развитии деловой активности, циклических колебаниях производства.
Третий тезис -- регулирование должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Дело в том, что последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Обычно лаг (временной разрыв) составляет несколько месяцев. Он неодинаков по странам, зависит от состояния конъюнктуры, других факторов.
Анализ лагов приводит Фридмена к выводу о требованиях к проводимой денежной политике. Текущие коррективы с целью воздействия на конъюнктуру обычно запаздывают. Результаты оказываются противоположными ожидаемым. Прогнозы на сколько-нибудь длительный период ненадежны. Обстановка и основные экономические параметры быстро меняются. Поэтому денежная политика призвана ориентироваться не на текущие эффекты и краткосрочные изменения, а носить долгосрочный характер.
Четвертый тезис -- необходимость изучения мотивов поведения людей. “Рынок есть взаимозаинтересованность. Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения”. Важны личная инициатива, условия для ее активизации. Необходимы учет и анализ действий участников экономического процесса. На основе такого анализа можно строить прогнозы, что и является задачей экономиста. Справедливость прогнозов служит проверкой правильности теоретических выводов и постулатов.
Сошлемся в качестве примера на рассмотрение и оценку поведения людей при выборе альтернативных вариантов с различной степенью риска. Обращает на себя внимание то, что выбор среди различных степеней риска имеет место не только в страховании или азартных играх, где он весьма нагляден, но и “явно присутствует и является важным в гораздо более широкой сфере экономических альтернатив”. Он присутствует при выборе профессии. В одних профессиях предполагаемый доход будет находиться в весьма узких пределах (работа бухгалтера), в других -- доход может существенно варьироваться (профессия артиста), в третьих -- перспективы крупного успеха ожидаются из-за незнания реальной ситуации. “Главные экономические решения человека, в которых важную роль играет риск, касаются использования имеющихся у него возможностей: какой профессией заняться, в какой предпринимательской деятельности участвовать, как инвестировать капитал...” Фридмен -- экономист-математик, предпочитающий точность оценок и формулировок; теоретические обобщения и “математическое изящество” стремится сочетать с изучением реальных побуждений людей, с объяснением “наблюдаемого поведения”. Он считает, что люди упрямы, их мотивы зависят от многих факторов, в том числе от степени информированности, ожиданий, предвидения действий правительства.
Рецепты монетаристов не являются сегодня ведущими. Это связано, в частности, с тем, что главной проблемой для Запада стала в последнее время не инфляция, а занятость, темпы роста, доходы. Политиков и экономистов интересуют подходы и рецепты стратегического плана, а монетаризм не дает соответствующих рекомендаций. Монетаристские рецепты используются обычно не в “чистом” виде, а в комплексе, в сочетании с выводами и рецептами теоретиков других школ.
Практика убедительно показала, что монетаризм не способен решать долговременные, стратегические задачи. “Шоковая терапия” -- не радикальное лекарство. Она порождает инфляцию, падение производства, неэффективную структуру, свертывание инвестиций. Финансовая сфера отрывается от производственной. Рецепты монетарной теории не должны рассматриваться как универсальная схема. Их следует использовать с учетом реальных условий в сочетании с другими мерами экономической политики.
3. Критика Милтоном Фридменом
Международного Валютного Фонда
Полной неожиданностью оказалась критика МВФ профессором Чикагского университета, ультрамонетаристом Милтоном Фридменом. Об этом сообщила английская газета “Лондон таймс”. Выступая в Гонконге перед началом годового собрания МВФ-ВБ, он подчеркнул, что еще после крушения Бреттонвудской системы в 1971 году отпала необходимость в организациях типа МВФ. “Ее следовало ликвидировать в 1971 году, но раз этого не случилось, то это нужно сделать сейчас. Если бы перестало функционировать ваше частное предприятие, то оно обанкротилось бы и прекратило существование. Но этого не произойдет с правительственной организацией”.
Конечно, Фридмена беспокоят вовсе не “обусловленности” МВФ, а вмешательство супервайзеров МВФ в функционирование рынка. Именно из-за этого он заявил, что МВФ “сейчас приносит больше вреда, чем добра”.
Но М.Фридмен (впрочем, как и ряд других экономистов и политиков) неверно трактует статус МВФ. Другой американский экономист Линдон Ларуш в своем выступлении на пресс-конференции в Госдуме РФ (6 июня 1995г.) разъяснил, что МВФ лишь формально считается агентством ООН. На самом деле, это банк центральных банков. А центральный банк -- это чаще всего частный банк с особыми правами от правительства своей страны. “Центральный банк, -- подчеркивает Ларуш, -- фактически является акционерным обществом группы частных банкиров. Например, Федеральная резервная система США не является агентством правительства. Фактически это акционерное общество ведущих финансовых групп США, которые в соответствии с законом 1913 года о Федеральном резерве получили особые привилегии”.
По существу МВФ находится во владении финансовой мафии, которая представляет интересы группы семейных банков. “Тем самым,- считает Ларуш, -- МВФ является агентством международной финансовой олигархии, подчинившей целый ряд правительств, которые позволяют этой монополии контролировать даже свои национальные валюты и создавать деньги из воздуха, не подкрепленные ничем”.
Известно, что Милтон Фридмен -- не только идеолог монетаризма, но и активный поборник валютно-финансовой политики МВФ, ВБ и др. Линдон Ларуш -- основоположник физической экономики и непримиримый борец против идеологии монетаризма и ее проводников, в первую очередь МВФ. И вдруг... уничижительной критикой МВФ разразился его яростный идеологический единомышленник! Тут есть над чем задуматься не только руководителям МВФ, но и тем, кто пытается у него прокормиться.
Заключение.
Несмотря на часто приклеиваемый ему политическими оппонентами ярлык “консерватора”, Фридмен оказывается намного ближе к классическому либерализму Адама Смита и Джона Стюарта Милля, чем к традиционно консервативному крылу экономического учения. Он верит, что преследуемые им цели в действительности не расходятся с целями современного либерального течения. Он говорит: “Различный подход к экономической политике, особенно для непосвященных, проистекает в основном из-за различия прогнозов последующих экономических действий, а не вследствие несхожести фундаментальных принципов и понятий”. Хотя присуждение Фридмену Нобелевской премии вызвало ряд возражений со стороны профессиональных экономистов и лиц, живо интересующихся вопросами экономики, вклад лауреата в теоретические и прикладные исследования получил широкое признание. Так, Пол Сэмюэлсон назвал его “экономическим экономистом”.
Литература.
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): курс лекций. - Москва: Издательство БЕК, 1996.
Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - Москва: “ИНФРА-М”, 1996.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В2 т.: Т.1. - Москва: “Туран”, 1996.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. Москва. Инфра-М, 1997.
История экономических учений. Москва: Изд-во МГУ, 1994.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Москва,1994.
Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.- Москва.:Прогресс, 1992.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |