43
Содержание
Введение…………………………………………………………..…...…………..3
Глава 1.
1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4
1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4
1.2. Понятие малого бизнеса………………………………..……………….….5
1.3. Исторические аспекты развития малого бизнеса………….…………......5
Глава 2
2. Особенности малых предприятий…………………………...……….…….…9
2.1. Виды малых предприятий……………………………………..……….……9
2.2. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…………………….…...9
2.3. Правовые основы малого бизнеса……………………………..………..…12
2.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…td>
Федеральный округ |
Число предприятий - всего, тыс. |
В процентах от числа предприятий в регионе |
|||||
Промышленность |
Сельское хозяйство |
Строи-тельство |
Транспорт |
Торговля и общест-венное питание |
|||
Москва |
182,2 |
8,3 |
0,3 |
12,1 |
1,9 |
46,6 |
|
Центральный |
309,6 |
12,4 |
1 |
12,9 |
2,1 |
46 |
|
Северо-Западный |
122,3 |
16,9 |
1,4 |
13,8 |
3 |
44,8 |
|
Южный |
81,8 |
16,4 |
3 |
14,7 |
1,8 |
48,5 |
|
Приволжский |
131,9 |
15,2 |
1,9 |
16,6 |
1,7 |
46,6 |
|
Уральский |
56,3 |
15,9 |
1,4 |
19,4 |
2,2 |
41,4 |
|
Сибирский |
100,7 |
15,5 |
1,8 |
14,5 |
2 |
48,8 |
|
Дальневосточный |
40,4 |
19,4 |
2,5 |
13,6 |
4,2 |
42,9 |
|
Согласно данным таблицы, малый бизнес в сфере торговли и общественного питания в Москве развивается в полном соответствии с тенденциями, характерными для всех федеральных округов России и высокий удельный вес предприятий этой отрасли не является особенностью только столицы. В то же время доля малых фирм некоторых других отраслей (промышленность, строительство) в Москве уступает показателям по округам. В данном случае для получения более объективной и полной информации имеет смысл обратиться к относительным показателям развития малого бизнеса, рассчитанным на 1000 человек населения.
По результатам проведенного анализа состояния малого предпринимательства в Москве и регионах РФ (в основном, в 2003 г.) могут быть сделаны следующие выводы:
1. Как и в прошлые годы, Москва продолжает оставаться лидером не только по количественным параметрам деятельности малого бизнеса, но и по ряду качественных. Удельный вес московского малого предпринимательства в российском составляет 21,6% в общей численности малых фирм; 23,6% в среднесписочной численности работников малого бизнеса; 22,4% в общем объеме произведенной МП продукции. Для столицы характерны опережающие показатели деятельности промышленных малых предприятий, предприятий сферы научного обслуживания, а также предприятий здравоохранения, физкультуры; компаний, функционирующих в сфере общей коммерческой деятельности.
2. Развитие малого предпринимательства как в столице, так и в других регионах РФ в целом происходит в рамках общей тенденции, характеризующейся преимущественным развитием предприятий торговли и общественного питания и некоторых других отраслей с высокой скоростью денежного обращения и минимальным уровнем требуемых капиталовложений (операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по функционированию рынка)
Именно за счет этих отраслей произошел в основном рост не только общего числа предприятий, но численности работников. Сохранение отмеченной тенденции может привести к образованию моноотраслевой торговой структуры малого бизнеса РФ уже в недалеком будущем.
3. Перед организациями, занимающимися поддержкой развития малого бизнеса РФ как в регионах, так и в столице, стоит задача принятия мер, направленных на поддержку отраслей, нынешний уровень развития которых несоизмерим с их значением в народном хозяйстве (промышленность, наука и научное обслуживание, ЖКХ, экология и т.д.). Из приведенных материалов вытекает необходимость сосредоточения главных усилий в поддержке малого бизнеса на оптимизации его отраслевой структуры с учетом социальной значимости, инновационного потенциала и приоритетности отраслей экономики для городского хозяйства.
5. Малый бизнес в Москве
Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают.
Количество малых предприятий в 2007 году составило 234 тыс. (без учета индивидуальных предпринимателей) и превысило уровень прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. более чем на 10 тыс. (см. таблица 1).Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек. По состоянию на 01.07.2006 года создано 74,4 тыс. новых рабочих мест ( см. таблица 2). Прирост количества рабочих мест по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 30 840 единиц, что превышает плановое задание Программы Правительства Москвы.
В Москве сегодня на одну тысячу жителей приходится 21 малое предприятие. Эта цифра соответствует показателям таких крупнейших мировых мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Мехико. В столице работают более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек, что выше ожидаемых результатов на этап завершения Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг.
Малый бизнес формирует 30% городского бюджета Москвы.
Общий объем выручки малых фирм Москвы за первую половину 2006 года составил 4,3 трлн.руб., что относительно 2005 года составило прирост более 24% в сопоставимых ценах.
Снижение налогов, упрощение системы налогообложения, с одной стороны, привели к частичной легализации доходов МП, заработной платы их работников, а с другой стороны, в ряде отраслей наблюдаются признаки дробления МП в целях перехода на упрощенную систему налогообложения. Таким образом, приведенные данные Мосгоркомстата показывают, что в 2006 году в развитии малых предприятий Москвы наблюдались существенные положительные тенденции.
Таблица 1
Количество малых предприятий г. Москвы в 2005 - 2006 гг.
Наименование вида деятельности |
количество предприятий, ед. |
% к итогу |
изменение |
|||
2005 |
янв-июнь 2006 |
2005 |
янв-июнь 2006 |
|||
Всего (по всем видам деятельности) |
201 651 |
207 834 |
100,0 |
100,0 |
6 182 |
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
789 |
878 |
0,4 |
0,4 |
90 |
|
рыболовство, рыбоводство |
61 |
78 |
0,0 |
0,0 |
17 |
|
добыча полезных ископаемых |
495 |
688 |
0,2 |
0,3 |
194 |
|
обрабатывающие производства |
19 660 |
20 439 |
9,7 |
9,8 |
779 |
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
364 |
563 |
0,2 |
0,3 |
199 |
|
Строительство |
16 835 |
17 194 |
8,3 |
8,3 |
359 |
|
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
99 676 |
101 350 |
49,4 |
48,8 |
1 674 |
|
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
5 232 |
7 081 |
2,6 |
3,4 |
1 849 |
|
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
82 094 |
81 146 |
40,7 |
39,0 |
-948 |
|
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
12 350 |
13 123 |
6,1 |
6,3 |
773 |
|
гостиницы и рестораны |
4 112 |
3 599 |
2,0 |
1,7 |
-513 |
|
транспорт и связь |
7 607 |
9 069 |
3,8 |
4,4 |
1 462 |
|
финансовая деятельность |
4 809 |
5 778 |
2,4 |
2,8 |
969 |
|
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
38 780 |
38 829 |
19,2 |
18,7 |
49 |
|
Образование |
477 |
474 |
0,2 |
0,2 |
-3 |
|
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2 163 |
2 124 |
1,1 |
1,0 |
-39 |
|
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
5 789 |
6 663 |
2,9 |
3,2 |
874 |
|
Таблица 2
Занятость на малых предприятиях г. Москвы в 2005-2006 гг.
Наименование вида деятельности |
Средняя численность работников - всего |
% к итогу |
среднее количество работников в расчете на 1 МП, ед. |
||||
2005 |
янв-июнь 2006 |
2005 |
янв-июнь 2006 |
2005 |
янв-июнь 2006 |
||
Всего (по всем видам деятельности) |
1 987 757 |
2 001 840 |
100,0 |
100,0 |
9,9 |
9,6 |
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
8 808 |
7 257 |
0,4 |
0,4 |
11,2 |
8,3 |
|
рыболовство, рыбоводство |
303 |
658 |
0,0 |
0,0 |
5,0 |
8,5 |
|
добыча полезных ископаемых |
2 095 |
2 080 |
0,1 |
0,1 |
4,2 |
3,0 |
|
обрабатывающие производства |
293 547 |
333 485 |
14,8 |
16,7 |
14,9 |
16,3 |
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2 353 |
2 647 |
0,1 |
0,1 |
6,5 |
4,7 |
|
строительство |
246 002 |
223 156 |
12,4 |
11,1 |
14,6 |
13,0 |
|
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
668 776 |
727 605 |
33,6 |
36,3 |
6,7 |
7,2 |
|
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
47 569 |
60 373 |
2,4 |
3,0 |
9,1 |
8,5 |
|
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
552 870 |
585 214 |
27,8 |
29,2 |
6,7 |
7,2 |
|
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
68 336 |
82 019 |
3,4 |
4,1 |
5,5 |
6,3 |
|
гостиницы и рестораны |
38 736 |
20 948 |
1,9 |
1,0 |
9,4 |
5,8 |
|
транспорт и связь |
61 856 |
69 556 |
3,1 |
3,5 |
8,1 |
7,7 |
|
финансовая деятельность |
23 593 |
46 571 |
1,2 |
2,3 |
4,9 |
8,1 |
|
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
494 085 |
420 031 |
24,9 |
21,0 |
12,7 |
10,8 |
|
образование |
2 183 |
1 468 |
0,1 |
0,1 |
4,6 |
3,1 |
|
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
38 934 |
43 887 |
2,0 |
2,2 |
18,0 |
20,7 |
|
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
106 361 |
102 063 |
5,4 |
5,1 |
18,4 |
15,3 |
|
6. Программы поддержки малого бизнеса
6.1 Государственные программы развития Малого бизнеса
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
6.2 Формы поддержки Малого бизнеса
Согласно Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, среди приоритетных задач и направлений по поддержке малого предпринимательства в городе Москве - дальнейшее совершенствование системы городской, окружных и районных инфраструктур поддержки малого предпринимательства, расширение объемов предоставления субъектам малого предпринимательства интегральной финансово-имущественной поддержки, в том числе через механизм лизинга и предоставление грантов начинающим малым предприятиям на развитие промышленного и инновационного производства.
Поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется органами власти Москвы через:
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Комиссию правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В январе 2006 года в Москве создана некоммерческая организация Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 35-ПП). Одним из видов деятельности Фонда является предоставление поручительств по кредитам, займам и лизинговым отношениям субъектов малого предпринимательства.
Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 года № 1006-ПП Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы был включен в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства города Москвы для выполнения Плана мероприятий Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. по результатам открытого конкурсного отбора, проведенного Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.
Формы финансовой поддержки
-Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах:
- субвенций юридическим лицам;
- субсидий физическим и юридическим лицам;
- оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
- средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий;
- ассигнований на содержание бюджетных учреждений.
Имущественная поддержка:
- Льготы по аренде нежилых помещений
- Льготы по аренде земельных участков
- Аукционы по аренде помещений
- Прочие конкурсы
- Целевой фонд нежилых помещений
- База свободных нежилых помещений Зеленоградского АО
Иные формы поддержки:
- Льготы по доступу к сети ИНТЕРНЕТ
- Льготы при получении дистанционного образования
- Льготы по размещению рекламы в Московском метрополитене
- Льготы по размещению информационных указателей
- Льготы на размещение наружной рекламы
6.3 Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Учрежден в июне 1993 года. Юридический статус - государственное учреждение.
Цель деятельности Департамента - реализация политики Правительства Москвы в вопросах развития и государственной поддержки малого предпринимательства на территории г. Москвы для обеспечения: цивилизованных условий предпринимательской деятельности;
развития здоровой конкуренции производителей товаров и услуг, обусловленной антимонопольной политикой государства;
совершенствования структуры экономики города, направленной на формирование рыночных отношений в приоритетных направлениях городского хозяйства
Основные направления деятельности Департамента:
-разработка и реализация совместно с отраслевыми и территориальными подразделениями Мэрии и Правительства Москвы комплексных целевых программ и проектов развития малого предпринимательства;
-разработка и представление на утверждение Городской Думы, мэра и Правительства Москвы соответствующих проектов законодательных и распорядительных документов;
-координация деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города, а также общественных и некоммерческих организаций, расположенных на его территории, по вопросам развития малого предпринимательства и реализации совместных проектов и программ;
-развитие инфраструктуры малого бизнеса, ориентированное на создание целостной городской системы по оказанию предпринимателям консультационных, информационных, аудиторских и иных услуг, подготовке и переподготовке кадров, пропаганде идей рыночной экономики;
-организация выставок, конференций, семинаров и иных мероприятий в целях создания условий цивилизованной конкуренции производителей;
-ведение реестра малых предприятий, зарегистрированных на территории города;
-взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам малого предпринимательства;
-осуществление в пределах своей компетенции межрегиональных контактов с органами государственными субъектов РФ и государств-участников СНГ, участие в международном сотрудничестве и мероприятиях по обмену опытом работы;
разработка и внесение на рассмотрение Правительством Москвы предложений по размещению городского заказа на предприятиях и в организациях малого предпринимательства;
-разработка и реализация мер, направленных на устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства;
-работа с обращениями и жалобами предпринимателей и оказание помощи субъектам малого предпринимательства в решении проблем по различным аспектам ведения бизнеса.
В структуре Департамента действует Центр по координации контрольной деятельности на территории Москвы. В его функции входит ведение единого банка данных о проведении всех проверок малых предприятий и разработка, на основе анализа поступающей информации, механизмов оптимизации государственного контроля за предпринимательской деятельностью, а также защита прав предпринимателей при проведении контролирующими органами проверок субъектов предпринимательской деятельности.
Департамент обеспечивает работу следующих Комиссий:
Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства;
Межведомственной Комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства;
Комиссии по координации выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;
Комиссии по развитию ремесленничества.
Заключение
В своей работе я сделала попытку охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком.
На сегодняшний день в нашей стране идет продолжается активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Поэтому развитие малого бизнеса - это лучший выход для России - это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
Социальная значимость малый предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных каче-ственных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
- развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Список использованной литературы
1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 1993, стр.80
2. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики,8/1999
3. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, 7
4. «Человек и труд» № 9/2007 стр 67.
5. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе
6. Горфинкель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. М.,2001, стр. 5
7. Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации. М.,2004, стр. 6
8. www.dmpmos.ru
9. www.mbm.ru
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |