Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Малый бизнес


43

Содержание

Введение…………………………………………………………..…...…………..3

Глава 1.

1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4

1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4

1.2. Понятие малого бизнеса………………………………..……………….….5

1.3. Исторические аспекты развития малого бизнеса………….…………......5

Глава 2

2. Особенности малых предприятий…………………………...……….…….…9

2.1. Виды малых предприятий……………………………………..……….……9

2.2. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…………………….…...9

2.3. Правовые основы малого бизнеса……………………………..………..…12

2.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…td>

Федеральный округ

Число

предприятий - всего, тыс.

В процентах от числа предприятий в регионе

Промышленность

Сельское хозяйство

Строи-тельство

Транспорт

Торговля и общест-венное питание

Москва

182,2

8,3

0,3

12,1

1,9

46,6

Центральный

309,6

12,4

1

12,9

2,1

46

Северо-Западный

122,3

16,9

1,4

13,8

3

44,8

Южный

81,8

16,4

3

14,7

1,8

48,5

Приволжский

131,9

15,2

1,9

16,6

1,7

46,6

Уральский

56,3

15,9

1,4

19,4

2,2

41,4

Сибирский

100,7

15,5

1,8

14,5

2

48,8

Дальневосточный

40,4

19,4

2,5

13,6

4,2

42,9

Согласно данным таблицы, малый бизнес в сфере торговли и общественного питания в Москве развивается в полном соответствии с тенденциями, характерными для всех федеральных округов России и высокий удельный вес предприятий этой отрасли не является особенностью только столицы. В то же время доля малых фирм некоторых других отраслей (промышленность, строительство) в Москве уступает показателям по округам. В данном случае для получения более объективной и полной информации имеет смысл обратиться к относительным показателям развития малого бизнеса, рассчитанным на 1000 человек населения.

По результатам проведенного анализа состояния малого предпринимательства в Москве и регионах РФ (в основном, в 2003 г.) могут быть сделаны следующие выводы:

1. Как и в прошлые годы, Москва продолжает оставаться лидером не только по количественным параметрам деятельности малого бизнеса, но и по ряду качественных. Удельный вес московского малого предпринимательства в российском составляет 21,6% в общей численности малых фирм; 23,6% в среднесписочной численности работников малого бизнеса; 22,4% в общем объеме произведенной МП продукции. Для столицы характерны опережающие показатели деятельности промышленных малых предприятий, предприятий сферы научного обслуживания, а также предприятий здравоохранения, физкультуры; компаний, функционирующих в сфере общей коммерческой деятельности.

2. Развитие малого предпринимательства как в столице, так и в других регионах РФ в целом происходит в рамках общей тенденции, характеризующейся преимущественным развитием предприятий торговли и общественного питания и некоторых других отраслей с высокой скоростью денежного обращения и минимальным уровнем требуемых капиталовложений (операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по функционированию рынка)

Именно за счет этих отраслей произошел в основном рост не только общего числа предприятий, но численности работников. Сохранение отмеченной тенденции может привести к образованию моноотраслевой торговой структуры малого бизнеса РФ уже в недалеком будущем.

3. Перед организациями, занимающимися поддержкой развития малого бизнеса РФ как в регионах, так и в столице, стоит задача принятия мер, направленных на поддержку отраслей, нынешний уровень развития которых несоизмерим с их значением в народном хозяйстве (промышленность, наука и научное обслуживание, ЖКХ, экология и т.д.). Из приведенных материалов вытекает необходимость сосредоточения главных усилий в поддержке малого бизнеса на оптимизации его отраслевой структуры с учетом социальной значимости, инновационного потенциала и приоритетности отраслей экономики для городского хозяйства.

5. Малый бизнес в Москве

Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают.

Количество малых предприятий в 2007 году составило 234 тыс. (без учета индивидуальных предпринимателей) и превысило уровень прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. более чем на 10 тыс. (см. таблица 1).Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек. По состоянию на 01.07.2006 года создано 74,4 тыс. новых рабочих мест ( см. таблица 2). Прирост количества рабочих мест по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 30 840 единиц, что превышает плановое задание Программы Правительства Москвы.

В Москве сегодня на одну тысячу жителей приходится 21 малое предприятие. Эта цифра соответствует показателям таких крупнейших мировых мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Мехико. В столице работают более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек, что выше ожидаемых результатов на этап завершения Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг.

Малый бизнес формирует 30% городского бюджета Москвы.

Общий объем выручки малых фирм Москвы за первую половину 2006 года составил 4,3 трлн.руб., что относительно 2005 года составило прирост более 24% в сопоставимых ценах.

Снижение налогов, упрощение системы налогообложения, с одной стороны, привели к частичной легализации доходов МП, заработной платы их работников, а с другой стороны, в ряде отраслей наблюдаются признаки дробления МП в целях перехода на упрощенную систему налогообложения. Таким образом, приведенные данные Мосгоркомстата показывают, что в 2006 году в развитии малых предприятий Москвы наблюдались существенные положительные тенденции.

Таблица 1

Количество малых предприятий г. Москвы в 2005 - 2006 гг.

Наименование вида деятельности

количество предприятий, ед.

% к итогу

изменение

2005

янв-июнь 2006

2005

янв-июнь 2006

Всего (по всем видам деятельности)

201 651

207 834

100,0

100,0

6 182

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

789

878

0,4

0,4

90

рыболовство, рыбоводство

61

78

0,0

0,0

17

добыча полезных ископаемых

495

688

0,2

0,3

194

обрабатывающие производства

19 660

20 439

9,7

9,8

779

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

364

563

0,2

0,3

199

Строительство

16 835

17 194

8,3

8,3

359

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

99 676

101 350

49,4

48,8

1 674

в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

5 232

7 081

2,6

3,4

1 849

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

82 094

81 146

40,7

39,0

-948

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

12 350

13 123

6,1

6,3

773

гостиницы и рестораны

4 112

3 599

2,0

1,7

-513

транспорт и связь

7 607

9 069

3,8

4,4

1 462

финансовая деятельность

4 809

5 778

2,4

2,8

969

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

38 780

38 829

19,2

18,7

49

Образование

477

474

0,2

0,2

-3

здравоохранение и предоставление социальных услуг

2 163

2 124

1,1

1,0

-39

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

5 789

6 663

2,9

3,2

874

Таблица 2

Занятость на малых предприятиях г. Москвы в 2005-2006 гг.

Наименование вида деятельности

Средняя численность работников - всего

% к итогу

среднее количество работников в расчете на 1 МП, ед.

2005

янв-июнь 2006

2005

янв-июнь 2006

2005

янв-июнь 2006

Всего (по всем видам деятельности)

1 987 757

2 001 840

100,0

100,0

9,9

9,6

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

8 808

7 257

0,4

0,4

11,2

8,3

рыболовство, рыбоводство

303

658

0,0

0,0

5,0

8,5

добыча полезных ископаемых

2 095

2 080

0,1

0,1

4,2

3,0

обрабатывающие производства

293 547

333 485

14,8

16,7

14,9

16,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2 353

2 647

0,1

0,1

6,5

4,7

строительство

246 002

223 156

12,4

11,1

14,6

13,0

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования


668 776

727 605

33,6

36,3

6,7

7,2

в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

47 569

60 373

2,4

3,0

9,1

8,5

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

552 870

585 214

27,8

29,2

6,7

7,2

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

68 336

82 019

3,4

4,1

5,5

6,3

гостиницы и рестораны

38 736

20 948

1,9

1,0

9,4

5,8

транспорт и связь

61 856

69 556

3,1

3,5

8,1

7,7

финансовая деятельность

23 593

46 571

1,2

2,3

4,9

8,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

494 085

420 031

24,9

21,0

12,7

10,8

образование

2 183

1 468

0,1

0,1

4,6

3,1

здравоохранение и предоставление социальных услуг

38 934

43 887

2,0

2,2

18,0

20,7

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

106 361

102 063

5,4

5,1

18,4

15,3

6. Программы поддержки малого бизнеса

6.1 Государственные программы развития Малого бизнеса

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

- нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

6.2 Формы поддержки Малого бизнеса

Согласно Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, среди приоритетных задач и направлений по поддержке малого предпринимательства в городе Москве - дальнейшее совершенствование системы городской, окружных и районных инфраструктур поддержки малого предпринимательства, расширение объемов предоставления субъектам малого предпринимательства интегральной финансово-имущественной поддержки, в том числе через механизм лизинга и предоставление грантов начинающим малым предприятиям на развитие промышленного и инновационного производства.

Поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется органами власти Москвы через:

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы

Комиссию правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

В январе 2006 года в Москве создана некоммерческая организация Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 35-ПП). Одним из видов деятельности Фонда является предоставление поручительств по кредитам, займам и лизинговым отношениям субъектов малого предпринимательства.

Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 года № 1006-ПП Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы был включен в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства города Москвы для выполнения Плана мероприятий Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. по результатам открытого конкурсного отбора, проведенного Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Формы финансовой поддержки

-Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах:

- субвенций юридическим лицам;

- субсидий физическим и юридическим лицам;

- оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

- средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий;

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений.

Имущественная поддержка:

- Льготы по аренде нежилых помещений

- Льготы по аренде земельных участков

- Аукционы по аренде помещений

- Прочие конкурсы

- Целевой фонд нежилых помещений

- База свободных нежилых помещений Зеленоградского АО

Иные формы поддержки:

- Льготы по доступу к сети ИНТЕРНЕТ

- Льготы при получении дистанционного образования

- Льготы по размещению рекламы в Московском метрополитене

- Льготы по размещению информационных указателей

- Льготы на размещение наружной рекламы

6.3 Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы

Учрежден в июне 1993 года. Юридический статус - государственное учреждение.

Цель деятельности Департамента - реализация политики Правительства Москвы в вопросах развития и государственной поддержки малого предпринимательства на территории г. Москвы для обеспечения: цивилизованных условий предпринимательской деятельности;

развития здоровой конкуренции производителей товаров и услуг, обусловленной антимонопольной политикой государства;

совершенствования структуры экономики города, направленной на формирование рыночных отношений в приоритетных направлениях городского хозяйства

Основные направления деятельности Департамента:

-разработка и реализация совместно с отраслевыми и территориальными подразделениями Мэрии и Правительства Москвы комплексных целевых программ и проектов развития малого предпринимательства;

-разработка и представление на утверждение Городской Думы, мэра и Правительства Москвы соответствующих проектов законодательных и распорядительных документов;

-координация деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города, а также общественных и некоммерческих организаций, расположенных на его территории, по вопросам развития малого предпринимательства и реализации совместных проектов и программ;

-развитие инфраструктуры малого бизнеса, ориентированное на создание целостной городской системы по оказанию предпринимателям консультационных, информационных, аудиторских и иных услуг, подготовке и переподготовке кадров, пропаганде идей рыночной экономики;

-организация выставок, конференций, семинаров и иных мероприятий в целях создания условий цивилизованной конкуренции производителей;

-ведение реестра малых предприятий, зарегистрированных на территории города;

-взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам малого предпринимательства;

-осуществление в пределах своей компетенции межрегиональных контактов с органами государственными субъектов РФ и государств-участников СНГ, участие в международном сотрудничестве и мероприятиях по обмену опытом работы;

разработка и внесение на рассмотрение Правительством Москвы предложений по размещению городского заказа на предприятиях и в организациях малого предпринимательства;

-разработка и реализация мер, направленных на устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства;

-работа с обращениями и жалобами предпринимателей и оказание помощи субъектам малого предпринимательства в решении проблем по различным аспектам ведения бизнеса.

В структуре Департамента действует Центр по координации контрольной деятельности на территории Москвы. В его функции входит ведение единого банка данных о проведении всех проверок малых предприятий и разработка, на основе анализа поступающей информации, механизмов оптимизации государственного контроля за предпринимательской деятельностью, а также защита прав предпринимателей при проведении контролирующими органами проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Департамент обеспечивает работу следующих Комиссий:

Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства;

Межведомственной Комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства;

Комиссии по координации выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;

Комиссии по развитию ремесленничества.

Заключение

В своей работе я сделала попытку охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком.

На сегодняшний день в нашей стране идет продолжается активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Поэтому развитие малого бизнеса - это лучший выход для России - это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

Социальная значимость малый предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных каче-ственных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

- развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Список использованной литературы

1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 1993, стр.80

2. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики,8/1999

3. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, 7

4. «Человек и труд» № 9/2007 стр 67.

5. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе

6. Горфинкель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. М.,2001, стр. 5

7. Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации. М.,2004, стр. 6

8. www.dmpmos.ru

9. www.mbm.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Острый панкреатит
Курсовая работа Организация архивного хранения документов
Курсовая работа Анализ фонда заработанной платы
Курсовая работа Оценка платёжеспособности клиентов банка
Курсовая работа Развитие логического мышления у учащихся на уроках информатики
Курсовая работа Предмет доказывания в гражданском судопроизводстве
Курсовая работа Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельности
Курсовая работа Сроки и исковая давность в Гражданском праве РФ
Курсовая работа Организационная культура как фактор конкурентоспособности организации
Курсовая работа Сущность, форма и система заработной платы
Курсовая работа Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Курсовая работа Гигиена полости рта как метод профилактики заболеваний пародонта
Курсовая работа Производные финансовые инструменты и их функциональная роль в экономике
Курсовая работа Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
Курсовая работа Социальное страхование