3
АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Регистрационный № ________
«____» ____________ 200 ___г.
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономическая теория» я
Тема работы: «Инвестиции в экономику России: источники, структура, перспективы» я
Выполнила студентка 761-МО группы
Экономического факультета
Алмаева я
(фамилия)
Анастасия Александровна я
(имя, отчество)
Домашний адрес: Алтайский край, г.Барнаул, ул. Эм.Алексеевой, 51-27
Телефон: (385-2) 33-20-78 я
Научный руководитель:
Доктор экономических наук, профессор
(ученая степень, звание)
Губарь Алексей Иванович я
фамилия, имя, отчество
Оценка ___________________________
«____» ______________________2007 г.
Подпись_______________________
Барнаул 2007
1.1. Экономическая сущность инвестиций
В экономической литературе понятия «сбережения» и «инвестиции» стоят обычно рядом: одно неизбежно предполагает другое. Так, по мнению Дж. Кейнса[ Кейнс (Keynes) Джон Мейнард (5 июня 1883, Кембридж -- 21 апреля 1946, Ферл, Суссекс), английский экономист и политический деятель, основатель кейнсианства -- одного из ведущих направлений современной экономической мысли.], сбережения и инвестиции «должны быть равны между собой, поскольку каждая из них равна превышению дохода над потреблением». Сбережения являются лишь необходимым звеном инвестиционного процесса. Инвестиции предполагают сбережения. Но не все сбережения становятся инвестициями. Например, если денежные средства не используются своим владельцем на потребление, то они являются сбережениями. Однако, оставаясь у своего владельца без движения, они не становятся инвестициями. Инвестициями становятся те сбережения, которые прямо или косвенно используются для расширения производства с целью извлечения дохода в будущем (иногда через несколько лет).
В отечественной литературе советского периода инвестиции рассматривались в основном под углом зрения капиталовложений, и поэтому категория «инвестиции» по существу отождествлялась с категорией «капиталовложения»[ Под капиталовложениями понимались «затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование»]. Что касается инвестиций, то они трактовались как «долгосрочное вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли народного хозяйства».
Из этого следует, что по существу инвестиции не только отождествлялись с капитальными вложениями, но и подчеркивался долгосрочный характер этих вложений.
Подобные взгляды были характерны вплоть до недавнего времени. С началом осуществления в нашей стране рыночных реформ точка зрения на содержание категорий «инвестиции» стала изменяться, что получило отражение в действующем законодательстве.
Так, в законодательстве Российской Федерации инвестиции определены как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»[ Федеральный закон «об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. Глава 1. Общие положения.].
В этом определении можно выделить три существенных момента.
Во-первых, здесь фактически проводится грань между инвестициями и сбережениями, хотя понятие «сбережения» и не употребляется. Из определения следует, что инвестициями становятся только те сбережения (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, интеллектуальные ценности), которые не лежат мертвым грузом, а вкладываются в различные виды деятельности с целью извлечения прибыли и достижения положительного социального эффекта.
Во-вторых, понятие инвестиций не связывается с долгосрочными вложениями. Инвестициями могут быть вложения на любой срок, попадающие под данное определение.
В-третьих, в Законе не устанавливается форма вложений. Это могут быть денежные средства, технологии, оборудование, другое имущество, интеллектуальные ценности, имущественные права. Действительно, суть дела не изменяется оттого, внес ли, например, акционер при создании предприятия определенную сумму денег, которая пошла на приобретение имущества, или акционер приобрел на свои деньги имущество и внес его в уставной капитал акционерного общества.
Далее, приведенное выше определение связывает инвестиции с целями получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Действительно, во многих случаях эта цель являетcя главной. Однако инвесторы могут преследовать и преследуют в реальности и иные как экономические, так и внеэкономические цели. Поэтому сводить цели инвестирования лишь к получению прибыли неправомерно.
В одной из первых монографий по рыночной экономике Э.Дж. Долана и Д.Е. Линдея инвестиции на макроуровне определяются как «увеличение объема капитала, функционирующего в экономической системе, т.е. увеличение предложения производительных ресурсов, осуществляемое людьми»
В учебнике «Экономикс» инвестиции характеризуются как «затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов» [ Макконел, Брю «Экономикс», ст 388]
В этих определениях инвестиции рассматриваются как механизм (способ) увеличения производительных ресурсов общества. Фактически они сужают понятие инвестирования до производственного (реального) инвестирования. При такой трактовке вложения капитала в ценные бумаги, в банковские депозиты уже нельзя относить к категории «инвестиции», так как не происходит увеличения производительных ресурсов общества.
В учебнике «Инвестиции» инвестирование в широком смысле определяется как процесс расставания «с деньгами сегодня, чтобы получить большую сумму в будущем»[ Шарп, Александер, Бейли «Инвестиции» ст 1]. При этом выделяются два главных фактора, характеризующих этот процесс, - время и риск. Здесь инвестиции рассматриваются как процесс вложения денежных средств с целью получения их большей суммы в будущем. Эта также узкая трактовка данной категории, так как инвестирование капитала в реальной действительности происходит не только в денежной, но и в других формах движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов.
Понятие «инвестиция» на макро- и микроуровнях наполнено различным содержанием. То, что для отдельного инвестора на миркоуровне является инвестицией, например, приобретение какого-либо здания, ценных бумаг на вторичном рынке, не подходит под понятие инвестиции прироста средств производства и материальных запасов, т.е. не происходит прироста капитала в целом.
Понятие «инвестиция» связывается с деятельностью конкретного лица, называемого инвестором. Именно инвестор вкладывает средства (либо собственные, либо заемные) в тот или иной проект.
Инвестиции представляют собой много аспектные вложения капитала, которые могут реализовываться в различных формах и характеризоваться разнообразными особенностями.
Таким образом, под инвестициями необходимо понимать целенаправленное вложение на определенный срок капитала во всех его формах в различные объекты (инструменты) для достижения индивидуальных целей инвестора.
1.2. Виды инвестиций
Инвестиции |
|||||||||
Финансовые |
Реальные |
||||||||
Инвестиции спекулятивного характера |
Инвестиции, ориентированные на долгосрочные вложения |
Материальные (вещественные) |
Нематериальные (потенциальные) |
||||||
Рис. 1.1. Классификация инвестиций по критерию объекта вложения капитала
Под реальными инвестициями поминается вложение средств (капитала) в создание реальных активов (как материальных, так и нематериальных), связанных с осуществлением операционной деятельности экономич6еских субъектов, решением их социально-экономических проблем. Под финансовыми инвестициями понимается вложение капитала в различные финансовые инструменты, прежде всего в ценные бумаги.
Финансовые инвестиции либо имеют спекулятивный характер, либо ориентированы на долгосрочные вложения. Формами финансовых инвестиций являются вложения в долевые и в долговые ценные бумаги, а также депозитные банковские вклады.
Спекулятивные финансовые инвестиции ориентированы на получение инвестором желаемого инвестиционного дохода в конкретном периоде времени. Финансовые инвестиции, ориентированные на долгосрочные вложения, как правило, преследуют стратегические цели инвестора, связаны с участием в управлении объекта, в который вкладываются капиталы.
Реальные инвестиции, в свою очередь, подразделяют на материальные (вещественные) и не материальные (потенциальные). Потенциальные инвестиции используются для получения нематериальных благ. В частности они направляются на повышение квалификации персонала, проведение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, получение товарного знака (марки) и т.п. Материальные инвестиции предполагают вложения прежде всего в средства производства. Их, в свою очередь, можно разделить на:
1. стратегические инвестиции;
2. базовые инвестиции;
3. текущие инвестиции;
4. новационные инвестиции.
Назначение этих инвестиций и их роль в наращивании производственного потенциала различны.
Стратегические инвестиции - это инвестиции, направленные на создание новых предприятий, новых производств, либо приобретении целостных имущественных комплексов в иной сфере деятельности, в иных регионах т.п.
Базовые инвестиции - это инвестиции, направленные на расширение действующих предприятий, создание новых предприятий, производств в той же, что и ранее сфере деятельности, том же регионе и т.п.
Текущие инвестиции призваны поддерживать воспроизводственный процесс и связаны с вложениями по замене основных средств, проведению различных видов капитального ремонта с пополнением запасов материальных и оборотных активов.
Новационные инвестиции можно подразделить на две группы:
а) инвестиции в модернизацию предприятия, в том числе в техническое переоснащение в соответствии с требованиями рынка;
б) Инвестиции по обеспечению безопасности в широком смысле слова. Речь идет об инвестициях, связанных с включением в состав предприятия технологических структур, гарантирующих бесперебойное и эффективное обеспечение производства необходимым сырьем, комплектующими, обслуживанием технологического производства (ремонт, наладка, разработка технической документации и т.п.).
Для каждого из выделенных видов, типов инвестиций характерны свои уровни риска. Так, например, среди материальных инвестиций наиболее высокий уровень риска характерен для инвестиций по созданию новых предприятий, производств и наименьший уровень - для текущих инвестиций.
Венчурный капитал - это термин, применяемый для обозначения рискованного капиталовложения. Венчурный капитал представляет собой инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия-клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии этих ссуд в акции. Рисковое вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредником в учредительстве стартовых наукоемких фирм, называемых венчуром.
1.3. Внутренние национальные источники инвестирования
Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.
Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую - отложить на будущее. Предположим, что члены семьи зарабатывают 100 тыс. руб. в месяц. Часть этих денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим, что семья тратит 80 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 20 тыс. помещает в банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов. В этом случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20%.
В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 1 млн. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.
Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.
Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.
Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства, как в российском, так и в зарубежном банке.
1.4. Внешние источники инвестирования
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:
· создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);
· создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
· приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
· приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т. р.;
· предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.
Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в России неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры.
Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.
Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвестирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм.
В настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных инвестиций в российскую экономику. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным:
1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;
2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования.
Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщение потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и... даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.
1.5. Отток капитала
За последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках.
Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако этого не происходило. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Как не парадоксально, но Россия выдала больше кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное сальдо текущего платежного баланса России (когда страна является нетто-экспортером капитала, т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.
Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России, не совсем нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.
Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистику, естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-правовые меры по ужесточению контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижение инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов - наряду со стимулирова нием притока капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку.
2.1. Перспективы развития Алтайского края
Экономика Алтайского края имеет некоторые отличительные особенности, к числу которых можно отнести:
· Преобладание в отраслевой структуре сельского хозяйства;
· Низкая рентабельность большинства отраслей;
· Неразвитость финансовых институтов;
· Отсутствие эффективных мер по привлечению инвестиций;
· В инвестиционной сфере основная доля финансирования приходится на собственные средства предприятий.
Сочетание данных факторов приводит к отсутствию финансирования инвестиций. Незначительные вливания в экономику края привели к технической отсталости предприятий и неконкурентоспособности ее продукции. Снизилась эффективность производства. Около половины предприятий убыточны. Налицо инвестиционный голод, который способствует эффективному развитию экономики края.
В тоже время имеющиеся в крае природные ресурсы, производственный и трудовой потенциал могут создать необходимые предпосылки для экономического роста. Значительный потенциал связан с эффективностью использования мощностей в агропромышленном комплексе. Актуальными являются задачи развития переработки, базирующейся на собственном сырье, восстановление и развитие промышленности сельхозмашиностроения.
Поэтому обновление основных фондов, внедрение передовых технологий становятся первоочередной задачей.
Решение данной задачи невозможно без повышения инвестиционной активности. Для этого необходимо сформировать систему, которая могла бы стимулировать экономический рост за счет притока капитала в реальный сектор экономики края.
Сегодня сложилось устойчивое мнение, что Алтайский край - регион дотационный, с ярко выраженной аграрной спецификой. Однако в последнее время администрация края не только позиционирует его в качестве аграрного, но и высоко оценивает его промышленный и туристический потенциалы.
А.Б. Карлин: «Алтайский край можно назвать и аграрным, и промышленным, и туристическим. В регионе сосредоточены богатые ресурсы. Он является крупнейшим в России производителем не только сельскохозяйственной продукции, но и сельскохозяйственной техники. Успешно действуют предприятия черной металлургии, машиностроения, химической, медицинской, фармацевтической отраслей промышленности. Достаточно мощно представлен блок предприятий, работающих на оборонную промышленность.
Сейчас начинаем активно развивать туристско-рекреационное направление. Чтобы обеспечить стабильность социально-экономического развития края, необходимо принять комплекс мер для поддержки всех направлений. Безусловно, делать ставку на какую-то одну отрасль экономики достаточно рискованно. Диверсификация - это то, что позволяет не просто выживать, но и развиваться.
Сегодня ситуация в экономике сложная. Кризисные явления приобрели острый системный и затяжной характер. Край находился в тяжелой ситуации: спад производства сопровождался серьезными социальными проблемами, ростом безработицы. В реальном секторе экономики края в 2005 году отмечено снижение индекса промышленного производства на 5,1%. Но негативную тенденцию удалось преодолеть: в феврале 2006 года индекс промышленного производства достиг уровня 104%. Заработало ведущее предприятие сельскохозяйственного машиностроения - ОАО «Алтайский тракторный завод». ОАО «Производственное объединение «Алтайский моторный завод» готовится к освоению выпуска нового модельного ряда дизельных двигателей.
Среди положительных результатов работы сельскохозяйственной отрасли можно назвать то, что удалось остановить обвальное сокращение поголовья скота. Но это лишь частичное решение поставленной задачи - ускоренного развития животноводства. Сейчас работа сосредоточена на том, чтобы увеличить поголовье скота, и для этого созданы и кормовая, и производственная базы.
Если говорить о бюджете, то следует отметить, что наш край высокодотационный. Но это не говорит о его ущербности; просто так сложилось на данном историческом этапе. Механизмы дотационности предполагают усиленный федеральный контроль за целевым и эффективным использованием поступающих средств. Это побуждает регион к увеличению собственных доходов и использованию их для развития своей экономики и социальной сферы, более рациональному использованию имеющихся ресурсов.
Дело еще вот в чем: важно, чтобы дотационность не переросла в привычку к потребительству и не убила способность к творческому поиску и производительному труду. Мы понимаем необходимость сокращения дотационной зависимости. Поэтому консолидированный бюджет края на 2006 год формировали с таким расчетом, что федеральные дотации в нем составляют 50%, что на 5% меньше, чем в бюджете 2005 года.
Сейчас есть возможность уже на уровне муниципалитетов формировать бездефицитные, недотационные бюджеты. Это связано с введением Федерального закона № 131-ФЗ. Нужно научиться мыслить по-новому, прежде всего в интересах своих территорий, научиться использовать свои преимущества, научиться зарабатывать. Задача выполнима. Например, уже сегодня можно говорить о росте доходов консолидированного бюджета. В 2005 году доходы бюджета края составили 29,4 млрд. рублей, из них собственные доходы - 13,9 млрд. рублей, что по отношению к аналогичному показателю 2004 года больше на 2,3 млрд. рублей. Приведенные цифры свидетельствуют как об увеличении налогового потенциала края, так и о недостаточности собственных доходных источников.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на поддержку реального сектора экономики. В краевом бюджете на 2006 год предусмотрены расходы на поддержку промышленных предприятий и предприятий малого бизнеса, в том числе запланированы средства на развитие лизинга. Активно участвует бюджет края и в поддержке агропромышленного комплекса. Также предусмотрены средства для участия в софинансировании национальных проектов в области здравоохранения, образования, доступного жилья и сельского хозяйства.
Стоит отметить, что бюджет Алтайского края имеет ярко выраженную социальную направленность. Например, в 2006 году почти половина всех средств, поступающих в бюджет, предназначена для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Если говорить о суммах, то это 15,0 млрд. рублей из 30,7 млрд. рублей, составляющих доходную часть консолидированного бюджета края.
За долгие годы сложилась аграрная специализация региона, и сегодня значительная часть в формировании валового регионального продукта, основные поступления в бюджет края приходятся на долю предприятий сферы переработки сельскохозяйственной продукции, производства машин и оборудования для АПК. Сельское хозяйство -- это такой сектор экономики, где меры, направленные на развитие, начинают приносить результат далеко не сразу. Наука и практика свидетельствуют, что наиболее эффективным, в том числе и с точки зрения сбережения земельного ресурса, является семипольный севооборот, при котором поочередно происходит смена растениеводческих культур, имеющих, кстати, разную степень рентабельности. При таком подходе и экономическую результативность предприятия нужно считать совокупно за семь лет. Это предполагает стабильность земельных отношений. Эффективность сельскохозяйственного производства нужно повышать, начиная с упорядочения оборота земель: аренда и паевое землевладение себя не оправдывают. На Алтае постепенно появляются компании, которые приходят всерьез и надолго, становясь залогом стабильности и устойчивости развития отрасли.
Сама же сельскохозяйственная отрасль пока не дает больших поступлений в бюджетную систему края, но в то же время требует постоянных финансовых вложений. Достаточно серьезные поступления в бюджет обеспечивают структурные подразделения крупных федеральных компаний, таких как железная дорога, сберегательный банк, операторы связи.
Приоритетные задачи - увеличение собственной налоговой базы бюджета Алтайского края, устойчивое развитие тех отраслей экономики, в которые вкладываются бюджетные средства. Поэтому сегодня работа органов государственной власти края направлена на создание благоприятных условий для роста инвестиций в производственные отрасли, организацию новых рабочих мест и, в конечном итоге, рост заработной платы, повышение материального благосостояния населения края.
Также одним из основных приоритетов является развитие и укрепление малого предпринимательства. Действующая система поддержки направлена в первую очередь на помощь уже работающим предпринимателям, возможно, будет перестроена работа Центра поддержки малого предпринимательства в рамках бизнес-инкубатора, который сконцентрирует внимание на работе с начинающими предпринимателями, молодежью.
Проект по созданию Алтайского бизнес-инкубатора получил поддержку из федерального бюджета в размере 23,3 млн. рублей, средства уже поступили в край. Объявлен конкурсный отбор субъектов малого предпринимательства, уже состоялся отборочный этап участников конкурса, в конце ноября были определены победители, которых на льготной основе были помешены в бизнес-инкубатор.
Приоритетным направлением считается работа, направленная на продвижение алтайской продукции на межрегиональные рынки в рамках заключенных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с правительством Москвы, Республиками Татарстан, Казахстан и Белоруссией. В настоящее время для организации поставок алтайской продукции в Московский регион создан торговый дом «Золотой Алтай», идет процесс формирования партнерских связей с другими территориями».
2.2. Инвестиционная сфера Алтайского края
Для инвестиционной сферы Алтайского края характерна парадоксальная ситуация: достаточно высокий рейтинг инвестиционной привлекательности края, определенный независимыми и авторитетными экспертами[ В качестве экспертов выступали группа финансовых компаний «Пионер Первый» и аналитическая группа журнала «Эксперт», экономический департамент банка Австрии и др.], с одной стороны, и отсутствие значимых инвестиций, с другой.
Инвестиционно - строительный комплекс Алтая находится на стадии суженного воспроизводства. Причем темпы падения объемов капитальных вложений в крае в последние годы опережали среднероссийские и западносибирские, что привело к дальнейшему отставанию края по этому показателю.
Проблемы расширенного воспроизводства в крае возникли не с началом перестройки. В дореформенные времена край систематически получал поддержку от государства, поскольку собственного производственного национального дохода хватало лишь на непроизводственное потребление. Ресурсы накопления край получал извне, и этим самым обеспечивалось его развитие.
С началом широкомасштабных реформ в области ценообразования и налогообложения произошло резкое ухудшение инвестиционного климата края. Цепочка взаимных неплатежей повлекла за собою острую нехватку денежных ресурсов, рост незавершенного строительства, остановку и консервацию объектов.
Краевой и местные бюджеты не в состоянии финансировать крупные производственные инвестиции. Собственные средства предприятия являются основным источником финансировать, на их долю приходится 42% всех инвестиций (бюджетные средства составили 29,8% общих инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних предприятий и организаций, средства внебюджетных фондов - 7,1%, заемные средства других организаций - 5,4%, кредиты банков - 0,6%, прочие - 5,9%). Главная проблема края, таким образом, заключается в отсутствии серьезного фонда накопления, позволяющего обеспечить высокие темпы роста инвестиций, необходимые для структурных преобразований и динамично развития экономики.
Объемы привлекаемых в регион инвестиций считаются одним из главных показателей, свидетельствующих о здоровье экономики. Важнейшим фактором, влияющим на состояние инвестиционного климата территории, как показывает практика, является деятельность региональных властей, основным приоритетом для которой является развитие промышленного сектора -- ключевого блока экономики края. Анализ социально-экономических процессов в развитии Алтайского края в 2002-2005 годах определил среди основных причин низкой эффективности промышленного сектора отсутствие необходимого объема инвестиций и дефицит инновационной деятельности. Доля предприятий, занимающихся инновациями, в крае по статистике не превышает 10%.
Принят закон «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», основным направлением которого является активизация и поддержка новых разработок ученых края. В бюджете на следующий год планируется заложить 50 млн. рублей на его реализацию. В структуре Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края создано управление по науке и инновационной политике. В настоящее время разрабатывается Концепция инновационной политики Алтайского края на среднесрочную перспективу.
В то же время, учитывая структуру алтайской промышленности, сосредоточенны усилия на продолжении работы в рамках подписанного соглашения с Федеральной службой по государственному оборонному заказу, лоббировании интересов предприятий по участию в федеральных целевых программах и реализуемых национальных проектах.
Демонстрировать возможности и направления развития края федеральному центру необходимо -- в первую очередь для привлечения инвестиций, развития инфраструктуры малого бизнеса, в целом реального сектора экономики. В перспективе рассматривается организация сети специализированных бизнес-инкубаторов, ориентированных на инновационную деятельность. В планах -- создание технопарка, на базе которого планируется развивать малый наукоемкий бизнес по разработке и внедрению в крае производства новых технологий (товаров, услуг) в области информационных технологий, фармакологии, химии, приборо - и машиностроения, биологии, сельского хозяйства и др.
3.1. Особая экономическая зона (ОЭЗ).
В марте 2006 года состоялась выставка недвижимости «MIPIM»[ крупнейший в Европе форум в сфере международной инвестиционной деятельности], которая проходила в Каннах. В составе российской делегации Алтайский край представлял сам губернатор края А.Б. Карлин.
Для Алтайского края участие в выставке было важно по нескольким причинам. Во-первых, инвестиционные проекты края - а это проекты в сфере туризма и недвижимости - представлены на самой крупной выставке недвижимости. Во-вторых, Алтайский край не сам по себе участвовал в этом мероприятии, а был включен в состав представительной российской делегации из 40 регионов. Все эти факторы как сами по себе, так и в совокупности говорят о значимости этого мероприятия для экономики страны и регионов.
Выставка коммерческой недвижимости «MIPIM» - это хорошая площадка для установления деловых контактов. Она привлекает крупнейших инвесторов и банки, архитекторов, дизайнеров, строителей, управляющие компании со всего мира. Это возможность поделиться опытом, услышать мнение специалистов.
На форуме Алтайский край представил семь инвестиционных проектов в сфере недвижимости. Один из проектов - продолжение строительства комплекса отдыха и туризма «Бирюзовая Катунь» на левом берегу реки Катуни. Это масштабный проект, реализуемый в крае в области туризма. Строительство туристического комплекса, одного из самых крупных в крае, началось в 2001 году. Уже построено 42 километра дороги, мост через реку Катунь. Вместе с тем необходимо и дальнейшее финансирование развития инфраструктуры, прежде всего - транспорта и энергетики. Планируется, что кроме туристических домиков и искусственного водоема здесь появятся горнолыжная трасса, большой заказник с дикими животными Алтая, смотровые площадки, будут разработаны пешеходные маршруты с посещением пещер.
Рекреационный комплекс Алтая может и должен стать стратегическим решением для развития региональной экономики. Уникальность природных ресурсов края, памятников природы, истории и культуры -- факт общеизвестный и признанный мировыми экспертами. В первую очередь этим и обусловлено то, что последние несколько лет туризм, без учета санаторно-курортного обслуживания, остается самой динамично развивающейся отраслью края, прирастая ежегодно на 145-200%. При этом количество посещающих край только с туристической целью увеличивается на 20-25%. В 2006 году объем продаж путевок на базы Горного Алтая (через туристические фирмы края) вырос на 11% (в 2005-м -- на 4,2%). В структуре потока примерно половина -- жители края. Среди приезжающих из-за пределов края 10-13% -- иностранные граждане, и их количество растет.
Наибольший интерес к работе с Алтаем проявили компании Германии и европейской части России. Стоит отметить, что в настоящее время уже реализуется совместный проект Алтайского края и региона Франш-Конте (Франция). Это сотрудничество в области сыроделия было инициировано экономической миссией посольства Франции в России, и французская сторона выразила заинтересованность в его продолжении.
В законопроект об особых экономических зонах (ОЭЗ) внесены поправки, и есть шанс, что в России появятся особые экономические зоны нового типа - туристско-рекреационного. На уровне Российской Федерации начинает создаваться юридическая база для особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон об особых экономических зонах позволит упорядочить развитие туристической отрасли, оказать на уровне государства поддержку территориям, которые являются перспективными в плане развития туризма. Уникальные возможности развития туризма на Алтае: занятия горнолыжным спортом, сплавы по горным рекам. Несколько лет назад по реке Чарыш сплавлялся даже Президент РФ Владимир Путин. Сложно перечислить все ресурсы. У нас есть, что предложить туристам. Пример курорт Белокуриха достаточно интенсивно развивается. Его внутренняя инфраструктура уже создана. В ближайшее время (ориентировочно в конце 2007 года) сюда придет природный газ. Сейчас заканчивается строительство современной автострады, планируется реконструировать аэропорт в Бийске (он находится рядом с Белокурихой). Газификация, совершенствование транспортной инфраструктуры позволят вывести этот город-курорт на мировой уровень. Поэтому если говорить о туристско-рекреационном потенциале Алтайского края, у нас достаточно серьезные шансы получить особый статус. С одной стороны, это позволит более полно использовать природные богатства Алтайского края, развивать туристический бизнес, что окажет существенное влияние на экономику края. С другой стороны, мы понимаем, что освоение территории должно идти цивилизованно и организованно:
· параллельно должны решаться задачи защиты природного комплекса
· сохранения природных ресурсов;
· восполнения природных ресурсов.
Сейчас туристическое освоение Алтая идет не так интенсивно, притом беспорядочно. Уникальные природные комплексы застраиваются разрозненными объектами, что не отвечает представлениям о цивилизованном подходе и к тому же не дает должного экономического эффекта. Алтайский край традиционно считается аграрным регионом, и, аграрную составляющую экономики края необходимо более активно интегрировать в курортный бизнес. Это в том числе даст гарантированный сбыт продукции, качество которой должно быть высочайшим. Экологическая чистота должна стать приоритетом и главным отличительным признаком бренда всех видов продукции Алтайского края. Только в этом случае наше сельское хозяйство сможет органично интегрироваться в туристско-рекреационный бизнес.
Развитие туристического направления одно из приоритетных направлений социально-экономического развития края. В начале года утвердили «Приоритетные направления социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2008 годы». Они основаны на программе социально-экономического развития России на 2006-2008 годы, причем учтено влияние региональных тенденций. Стоит отметить, что приоритетные направления развития края, рассчитанные на среднесрочную перспективу, разработаны впервые. Основным результатом должно стать повышение благосостояния жителей края, формирование высокоразвитой социально ориентированной экономики. Среди приоритетов, которые выделены:
· диверсификация структуры экономики;
· повышение конкурентоспособности экономики;
· улучшение делового и предпринимательского климата;
· устранение ограничений инфраструктурного характера.
Кроме того, необходимо совершенствование территориальной политики и повышение эффективности государственного управления.
Ввиду того, что рекреационный потенциал края никогда не рассматривался в качестве приоритетного направления развития региональной экономики, необходима целенаправленная самостоятельная инвестиционная политика в секторе. От подачи заявок на участие в федеральных адресных инвестиционных программах по всему спектру мультипликации -- дороги, транспорт, экология, культура и т. д. -- до поиска внутренних источников финансирования, в виде прямой инвестиционной поддержки предпринимателей, стимулирующих механизмов налоговых преференций, компенсации бюджетом части процентной ставки по коммерческим кредитам и т. д. Специальная задача -- разработка рекламного, детального инвестиционного описания региона, в том числе на электронных носителях.
Очень важно, чтобы потенциальный внешний и внутренний инвестор, принимающий решение об инвестициях, имел партнера из сферы туризма, и предпочтительно местного. Это снижает риск затягивания реализации проекта, избрания неправильной маркетинговой стратегии, ошибок при определении сроков окупаемости и размеров инвестиций, а также попадания в конфликтную ситуацию между археологами и экологами, что может «заморозить» проект не на один год. Обеспечение эффективного управления отраслью и ее интеграторами возможно только при наличии единого координирующего органа, например, по образу региональных «туристических офисов», которые созданы за рубежом. Туристический офис должен объединять и координировать действия дорожников и перевозчиков всех видов транспорта, местных производителей продуктов и услуг питания, страховщиков и служб ГО и ЧС, ремесленников народных промыслов и музейщиков и т. д., а также собственно туроператоров и отельеров. Такой подход позволит придать необходимый качественный стимул развитию экономики края в целом
3.2. Игорная зона.
Основная часть закона об особых игорных зонах будет реализована в 2009 году. До этого стоит задача - подготовить инфраструктуру для принятия на Алтае игорного бизнеса. Законопроект, согласно которому игорные зоны могут быть созданы в Алтайском и Приморском краях, Калининградской области и на границе Краснодарского края с Ростовской областью, принят Госдумой РФ во втором чтении. Он вступит в силу после его утверждения в третьем чтении, прохождения в Совете Федерации и подписания Президентом страны. Предложение об участии Алтайского края в организации особых игорных зон поступило от федерального центра, в результате, администрация края дала свое согласие на размещение на территории региона такой зоны.
Предполагается, что она будет создана на территории Смоленского района - в 22 километрах от села Солоновки. По словам начальника ГУЭИ края, это удачное расположение: с одной стороны - курорт федерального значения Белокуриха, с другой - особая экономическая зона туристско-рекреационного типа.
В соответствии с законом выбрана незаселенная территория. Игорная зона может занять от 50 до 100 квадратных километров. Ее обустройство предполагает строительство не только непосредственно казино, но и гостиничных комплексов, ресторанов, инфраструктуры отдыха (теннисных кортов, горнолыжных трасс и т.д.). Затраты на создание внешней инфраструктуры, по предварительным оценкам, могут составить 13 млрд. рублей. Именно такую сумму планируется получить из федерального бюджета. Предварительные расчеты главным управлением экономики и инвестиций уже выполнены. Эта цифра принята для рассмотрения Министерством финансов РФ, но определенная ясность появится уже в процессе реализации закона.
Планируется, что до 2009 года до территории игорной зоны из Бийска должна дойти федеральная трасса первой категории, чтобы можно было с комфортом и быстро добраться. Сюда проведут газ, проложат линии электропередачи, все необходимые инженерные сети: "На пустующем месте здесь появится целый город", - сказал начальник ГУЭИ края.
К созданию зоны будут привлечены проектные, строительные, дорожные, энергообеспечивающие организации Алтайского края, а это дополнительные рабочие места. Для проектирования игровых комплексов будут приглашаться специалисты. Пока не ясно, какой объем инвестиций готов вложить игорный бизнес. "Когда закон вступит в силу, мы будет иметь дело с конкретными представителями бизнеса, - подчеркнул начальник ГУЭИ края. - Должны быть проведены комплексные консультации, возможно, будет привлечен инвестиционный консультант из-за пределов страны. Это дело очень серьезное, и подходит необходимо к нему комплексно, чтобы учесть все варианты».
Такого объема инвестиций Алтайский край еще не знал.
К газификации будущей игорной зоны в Алтайском крае уже проявляют интерес частные инвесторы. Такие предложения уже поступают.
Недалеко от зон будет проходить магистральный газопровод "Барнаул- Бийск" с отводом на Белокуриху.
К газификации этих зон будут привлечены в основном частные инвестиции. Это в свою очередь снизит нагрузку на краевой бюджет, и позволит больше выделить средств на газификацию частного сектора.
Как известно, зону предполагается создать на территории Смоленского района - в 22 километрах от села Солоновки.
Сейчас в маленьком селе Солоновка - будущем алтайском «Лас-Вегасе» - цены на землю подскочили в десять раз.
1.1. По состоянию на конец сентября 2006г. накопленный иностранный капитал[ Накопленный организацией иностранный капитал - общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств] в экономике России составил 130,0 млрд.долларов США, что на 34,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 48,8% (на конец сентября 2005г. - 53,1%), доля прямых инвестиций составила 49,3% (44,9%), портфельных - 1,9% (2,0%).
Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2006г. - Великобритания, Нидерланды, Кипр, Франция, Германия, Индия, Люксембург, Швейцария, США. На долю этих стран приходилось 82,3% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых - 84,3% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В январе-сентябре 2006г. в экономику России поступило 35,3 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 31,7% больше, чем в январе-сентябре 2005 года.
Таблица 1.1
Поступление иностранных инвестиций по типам
|
Январь-сентябрь 2006г. |
Справочно январь-сентябрь 2005г. в % к |
||||
млн. Долларов США |
в % к |
|||||
январю-сентябрю 2005г. |
итогу |
|||||
январю-сентябрю 2004г. |
итогу |
|||||
Инвестиции |
35323 |
131,7 |
100 |
92,1 |
100 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
прямые инвестиции |
10268 |
155,5 |
29,1 |
118,1 |
24,6 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
взносы в капитал |
6192 |
131,3 |
17,5 |
129,3 |
17,6 |
|
из них |
206 |
в 5,1р. |
0,6 |
в 2,3р. |
0,2 |
|
лизинг |
41 |
30,6 |
0,1 |
в 7,1р. |
0,5 |
|
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
2209 |
138,6 |
6,3 |
133,7 |
5,9 |
|
прочие прямые инвестиции |
1826 |
в 11,6р. |
5,2 |
21,6 |
0,6 |
|
портфельные инвестиции |
665 |
182,3 |
1,9 |
160,5 |
1,4 |
|
из них |
625 |
в 2,4р. |
1,8 |
125,3 |
1,0 |
|
прочие инвестиции |
24390 |
122,8 |
69,0 |
85,2 |
74,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
торговые кредиты |
6973 |
163,1 |
19,7 |
162,2 |
15,9 |
|
прочие кредиты |
17180 |
111,7 |
48,6 |
75,5 |
57,3 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
на срок до 180 дней |
1887 |
92,8 |
5,3 |
59,9 |
7,6 |
|
на срок свыше 180 дней |
15293 |
114,6 |
43,3 |
78,7 |
49,7 |
|
прочее |
237 |
113,3 |
0,7 |
64,4 |
0,8 |
|
Таблица 1.2
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности млн. долларов США
|
Январь-сентябрь 2006г. |
Накоплено на конец сентября 2006г. |
||||
Поступило |
Погашено (выбыло) |
Переоценка и прочие изменения активов и обязательств |
||||
всего |
в % к итогу |
|||||
Всего |
35323 |
29253 |
3824 |
129998 |
100 |
|
в том числе: |
207 |
57 |
0,2 |
876 |
0,7 |
|
рыболовство, рыбоводство |
15 |
18 |
0,3 |
195 |
0,2 |
|
добыча полезных ископаемых |
8166 |
4393 |
27 |
29230 |
22,5 |
|
обрабатывающие производства |
9059 |
9398 |
3655 |
40412 |
31,1 |
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
240 |
159 |
6 |
868 |
0,7 |
|
строительство |
445 |
91 |
6 |
1033 |
0,8 |
|
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
7381 |
10444 |
11 |
26465 |
20,4 |
|
гостиницы и рестораны |
18 |
13 |
0,0 |
442 |
0,3 |
|
транспорт и связь |
4381 |
2253 |
-20 |
11881 |
9,1 |
|
финансовая деятельность |
2060 |
844 |
184 |
6881 |
5,3 |
|
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
3151 |
1467 |
15 |
10921 |
8,4 |
|
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
0,0 |
1 |
-60 |
39 |
0,0 |
|
образование |
0,0 |
0,0 |
- |
3 |
0,0 |
|
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
29 |
14 |
0,0 |
62 |
0,0 |
|
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
171 |
101 |
0,0 |
690 |
0,5 |
|
Таблица 1.3
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России
по основным странам-инвесторам млн.долларов США
|
Накоплено на конец |
В том числе |
Справочно поступило в январе-сентябре 2006г. |
||||
Всего |
в % к |
прямые |
портфельные |
Прочие |
|||
Всего инвестиций |
129998 |
100 |
64135 |
2467 |
63396 |
35323 |
|
Из них по основным странам-инвесторам |
111204 |
85,5 |
54451 |
1850 |
54903 |
26070 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Кипр |
28096 |
21,6 |
21238 |
914 |
5944 |
5186 |
|
Нидерланды |
22488 |
17,3 |
17894 |
41 |
4553 |
5196 |
|
Люксембург |
19532 |
15,0 |
547 |
2 |
18983 |
1570 |
|
Великобритания |
11428 |
8,8 |
2830 |
169 |
8429 |
5479 |
|
Германия |
10319 |
7,9 |
3036 |
22 |
7261 |
1982 |
|
США |
7641 |
5,9 |
4795 |
505 |
2341 |
1220 |
|
Франция |
3320 |
2,5 |
987 |
0,4 |
2333 |
2533 |
|
Виргинские о-ва (Брит.) |
3199 |
2,5 |
1639 |
44 |
1516 |
832 |
|
Швейцария |
2615 |
2,0 |
1272 |
152 |
1191 |
1558 |
|
Япония |
2566 |
2,0 |
213 |
1 |
2352 |
514 |
|
Таблица 1.4
Поступление иностранных инвестиций по отдельным странам-инвесторам млн. долларов США
|
Поступило в январе-сентябре 2006г. |
В % к итогу по виду экономической деятельности |
В том числе |
|||
прямые |
портфельные |
прочие |
||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Процедура банкротства в целях финансового оздоровления предприятия |
Курсовая работа | Налог на доходы физических лиц |
Курсовая работа | Залог как мера пресечения |
Курсовая работа | Потребительское поведение |
Курсовая работа | Правовые основы социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей на примере Подразделения по делам несовершеннолетних г. Тында |
Курсовая работа | Окрашивание волос - способ "Мелирование" |
Курсовая работа | Антимонопольная политика государства |
Курсовая работа | Валютная система Российской Федерации |
Курсовая работа | Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства |
Курсовая работа | Кредитование физических лиц |
Курсовая работа | Уголовное преследование |
Курсовая работа | Анализ эффективности использования основных фондов |
Курсовая работа | Психологическая готовность ребенка к школьному обучению |
Курсовая работа | Деятельность страховых организаций |
Курсовая работа | Планирование и распределение прибыли |