2
Доходы торговой организации: источники образования, анализ и прогнозирование
Содержание
Введение
Реферат
1. Доходы организации розничной торговли и факторы, их определяющие
1.1 Сущность, состав и значение доходов организации розничной торговли
1.2 Источники формирования доходов организации розничной торговли
1.3 Методика анализа и прогнозирования валового дохода организации розничной торговли
2. Анализ доходов организации розничной торговли на примере магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
2.1 Экономико-организационная характеристика магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
2.2 Анализ состава и динамики доходов магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
3. Прогнозирование доходов от реализации магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одним из основных требований функционирования любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночных отношений являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами. Доходы являются важным качественным показателем торговой деятельности, так как в них отражается уровень хозяйствования, результаты коммерческой, финансовой и экономической работы организации.
Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: рассмотреть механизм формирования доходов организаций розничной торговли.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрения сущности, значения и источников образования доходов организации розничной торговли;
- проведение анализа доходов организации розничной торговли на примере конкретной организации;
- выявление резервов и разработка рекомендаций по увеличению доходов организации розничной торговли.
В ходе работы изучены труды отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемому вопросу, в частности таких как А.И. Гребнев, Л.А. Брагин, Н.В. Максименко, Т.К. Серегина, О.В. Памбухчиянц, Л.И. Кравченко и ряда других, а также изучена нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы, рассматриваемые в данной работе.
При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве методов исследования сравнительный и исторический методы, метод анализа документов, анализа и синтеза, логический, системно-структурный.
Следует отметить, что вопросы, связанные с рассматриваемой темой освещены в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания работы.
Реферат
Курсовая работа: 44 с., 9 табл., 20 источников, 2 приложения.
ВАЛОВОЙ ДОХОД, РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ, АНАЛИЗ ВАЛОВОГО ДОХОДА, ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ФАКТОРЫ ВАЛОВОГО ДОХОДА, ВЫРУЧКА, УВЕЛИЧЕНИЕ ВАЛОВОГО ДОХОДА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВАЛОВОГО ДОХОДА.
Объектом исследования является магазин «Восточный» ООО «Торгсервис».
Предметом исследования является механизм формирования валового дохода организации розничной торговли на примере магазина «Восточный» ООО «Торгсервис».
Целью работы является анализ и прогнозирование валового дохода организации розничной торговли.
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.
В процессе работы проведено исследование сущности валового дохода в розничной торговле на примере конкретного предприятия и проведено прогнозирование доходов рассматриваемого предприятия.
Областью возможного практического применения являются организации розничной торговли.
Следует отметить, что вопросы, связанные с рассматриваемой темой освещены в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания работы.
1. Доходы организации розничной торговли и факторы, их определяющие
1.1 Сущность и значение доходов организации розничной торговли
Предприятие розничной торговли за оказываемые им услуги по приобретению, хранению и реализации товаров взимает плату, которую можно назвать ценой услуг. Этой платой становится наценка на продукцию розничной торговли. Поэтому валовой доход организации розничной торговли можно представить как сумму надбавок и наценок на реализуемую продукцию. Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть продажной цены на продукцию розничной торговли, которая предназначается для покрытия издержек производства и обращения организации розничной торговли и образования прибыли.
В соответствии с изменениями в учете хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь в 2004 г. с 1 января 2004 г. в Республике Беларусь введено следующее понятие категории «доход»:
Доход - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить [12, с. 376].
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы приводят к увеличению прибыли и капитала собственника только за счет прибыли, остающейся в распоряжении собственника и переданной экономическому субъекту для расширения деятельности и решения социальных проблем.
Деятельность хозяйствующего субъекта направлена на поддержание капитала собственника и его приумножение. Это достигается безубыточными финансовыми результатами и присоединением части полученной прибыли к капиталу собственника (реинвестирование) [18, с. 15].
Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключаются в следующем:
- валовой доход является источником формирования прибыли;
- за счет валового дохода возмещаются издержки производства и обращения;
- валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств;
- за счет налоговых отчислений от валового дохода формируются различные бюджетные и внебюджетные фонды;
- за счет валового дохода организации розничной торговли уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны.
Валовой доход организации розничной торговли измеряется в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах - уровнем. Уровень валового дохода (Ув.д) рассчитывается как отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту, выраженное в процентах [5, с. 112]:
(1),
где ВД - сумма валового дохода, Т - валовой товарооборот.
Доходы от реализации подразделяются на нижеследующие виды.
1. Доходы, остающиеся в распоряжении торговой организации. Они вычисляются по формуле [12, с. 382]:
Д = Др-Нр (2),
где Д - доходы, остающиеся в распоряжении торговой организации, руб.; Др - доходы от реализации, руб.; Нр - сумма налогов и неналоговых платежей, уплачиваемых за счет доходов от реализации, руб.
2. Чистая продукция, представляющая собой вид дохода, который характеризует вновь созданную стоимость, состоящую из заработной платы торговых работников, прибыли и отчислений на пополнение собственных оборотных средств.
3. Хозрасчетный доход, представляющий собой конечный результат торговой деятельности, остающийся в распоряжении организации и складывающийся из расходов на оплату труда, относимых на текущие затраты, чистой прибыли и отчислений на пополнение собственных оборотных средств. Он определяется по формуле:
ХД = ПЧт + РОТ (3),
где ХД - хозрасчетный доход, руб.; ПЧт - чистая прибыль от торговой деятельности, т.е. прибыль от торговой деятельности, остающаяся в распоряжении торговой организации после уплаты налогов и отчислений из прибыли, относящихся на торговлю, руб.; РОТ - расходы на оплату труда, руб.
4. Чистый доход, представляющий собой сумму чистой прибыли от торговой деятельности.
Доходы как экономическая категория находят свое практическое применение в конкретном показателе торговой деятельности.
Показатель дохода исчисляется в абсолютном и относительном размерах.
Абсолютный размер доходов выражается в сумме и определяется как разница между выручкой от реализации товаров без налогов и неналоговых платежей (налога на продажу и НДС) и стоимостью их приобретения у поставщиков.
Относительный размер доходов представляет отношение их суммы к другим показателям торговой деятельности. Наиболее распространенным является показатель доходов в процентах к розничному товарообороту. Он характеризует, сколько рублей дохода получено с каждых 100 р. проданных товаров. В условиях происходящих изменений в учете доходов определенный экономический интерес представляют показатели уровня доходов, рассчитанные по отношению к реализации, товарообороту без налогов и неналоговых платежей. Так же рассчитываются доходы по отношению к основным и оборотным средствам. Исчисляется удельный вес расходов на реализацию товаров в общей сумме доходов [12, с. 383].
Показатели динамики доходов во многом зависят от деятельности торговых организаций. К таким факторам можно отнести изменение структуры товарооборота, звенности товародвижения, постановку правовой и коммерческой работы, полноту получения торговых надбавок и скидок и др. Доходность торговли изменяется и под влиянием экологических условий, не зависящих от работы кооперативных организаций. К ним следует отнести изменение размера торговых надбавок и скидок, порядка и размера их формирования, размера возмещения отдельных расходов и т.д.
Как известно, за счет валового дохода организации розничной торговли уплачивают целевые сборы и платежи. В связи с этим необходимо определять и оценивать валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, или чистый валовой доход. Его величину можно определить так:
ЧВД = ВД - ЦС (4),
где ЧВД чистый валовой доход, млн.руб.; ЦС - целевые сборы и платежи.
Чтобы найти уровень чистого валового дохода, следует его сумму разделить на валовой товарооборот и умножить на 100:
Уч.в.д = ЧВД / Т * 100 (5).
Одним из источников валового дохода организации розничной торговли является торговая надбавка. Ее величина должна покрыть величину издержек обращения. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к оптовой цене. Механизм формирования торговых надбавок предусматривает их регулирование исполнительными органами власти.
Предприятия розничной торговли самостоятельно рассчитывают торговую надбавку (но не выше предельного размера) исходя из издержек, установленных налогов и неналоговых платежей и прибыли [16].
Таким образом, доходы как экономическая категория находят свое практическое применение в конкретном показателе торговой деятельности. Показатель дохода исчисляется в абсолютном и относительном размерах. Показатели динамики доходов во многом зависят от деятельности торговых организаций. К таким факторам можно отнести изменение структуры товарооборота, звенности товародвижения, постановку правовой и коммерческой работы, полноту получения торговых надбавок и скидок и др. Доходность торговли изменяется и под влиянием экономических условий, не зависящих от работы организаций. К ним следует отнести изменение размера торговых надбавок и скидок, порядка и размера их формирования, размера возмещения отдельных расходов и т.д.
1.2 Состав и источники формирования доходов организации розничной торговли
Доходы организации розничной торговли включают в себя:
а) доходы по видам деятельности;
б) прочие поступления, к которым относятся:
- операционные доходы;
- внереализационные доходы.
В свою очередь операционные доходы подразделяются:
- на доходы от операций с имуществом (после вычета из них остаточной стоимости основных средств и налога на добавленную стоимость);
- доходы от финансовых операций;
- прочие операционные доходы.
Вместе с тем доходами организации не считаются:
- поступившие в составе выручки от реализации, операционных и внереализационных доходов суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет;
- суммы, поступившие от третьих лиц в пользу комитента по договорам комиссии или консигнации, доверителя по договорам поручения или иным аналогичным договорам в их пользу;
- суммы, поступившие в качестве авансов, задатков, предварительной оплаты за товары, готовую продукцию, работы, услуги;
- стоимость полученного в залог имущества (если передача заложенного имущества залогодержателю предусмотрена договором);
- поступление имущества, в том числе денежных средств, ранее переданных третьим лицам на условиях возвратности, в том числе полученных в качестве погашения ранее предоставленных займов;
- вклады, внесенные другими организациями в ее уставный фонд, в рамках договора простого товарищества в размерах, установленных договорами [12, с. 377].
Доходы торговой организации представляют собой сумму денежных средств, получаемых организацией из различных источников.
Доходы от реализации, представляющие собой часть стоимости товара, которая предназначена для покрытия расходов на реализацию товаров, уплаты налогов и неналоговых платежей и образования прибыли. Доходы от реализации занимают значительный удельный вес в доходах торговой организации (около 80%). Иными словами, доходы от реализации представляют собой часть совокупного общественного продукта, переданного торговле для возмещения необходимых рациональных затрат и получения прибыли.
Операционные доходы - доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации, без учета денежных средств и иного имущества, не считающихся доходами организации [8].
В их состав входят:
- доходы, связанные с продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием и др.) принадлежащих торговой организации основных средств (за минусом остаточной стоимости основных средств и налога на добавленную стоимость), нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов, в том числе активов, отличных от официальной валюты Республики Беларусь;
- доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации в соответствии с законодательством (когда это не является предметом деятельности организации);
- доходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, и другие виды интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации);
- доходы, связанные с участием организации в совместной деятельности по договору простого товарищества;
- доходы по операциям с тарой;
- доходы (проценты), полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в данном банке;
- восстановление резерва при продаже материальных ценностей или повышении рыночных цен;
- восстановление резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, созданного ранее при продаже ценных бумаг или увеличении их рыночной котировки;
- восстановление резерва по сомнительным долгам;
- прочие доходы, признаваемые операционными.
Из вышеизложенного видно, что операционные доходы по своему характеру и условиям получения не являются основным видом деятельности организации и их поступление, как правило, носит нерегулярный характер.
Под внереализационными доходами следует понимать доходы, которые не связаны с доходами, включаемыми в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и иного имущества и не входящие в состав операционных доходов. Это несистематические, непредвиденные, носящие непроизводственный характер доходы, а также доходы, которым не соответствуют или отсутствуют соответствующие расходы. В их состав входят:
- доходы, связанные с передачей безвозмездно принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов, в том числе активов, отличных от официальной валюты Республики Беларусь;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные, присужденные судом или признанные организацией-должником к получению, начисленные в момент их признания или получения;
- стоимость безвозмездно полученных активов: основных средств и других амортизируемых активов, в том числе полученных в качестве целевого финансирования - по мере начисления амортизации в сумме начисленной амортизации, иных безвозмездно полученных активов - по мере их списания на счета учета затрат, расходы на реализацию или на операционные расходы, средства целевого финансирования, первоначально учтенные в качестве доходов будущих периодов, - по мере признания расходов, на финансирование расходов, на которые они предоставлены;
- принятое к учету имущество, оказавшееся в из- лишке по результатам инвентаризации;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания (включая ранее списанные как безнадежные), которые включаются во внереализационные доходы организации в размере, ранее отраженном в учете задолженности;
- положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;
- суммовые разницы, возникающие в связи с погашением дебиторской, кредиторской задолженности, в том числе задолженности по полученным кредитам, полученным (выданным) займам;
- разницы между числящейся стоимостью акций (доли), выкупленных у акционеров, и их номинальной или продажной стоимостью при аннулировании или продаже указанных акций;
- сумма дооценки активов;
- доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (национализация, конфискация и т.п.);
- прочие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров, продукции, работ, услуг, иного имущества, признаваемые внереализационными [8].
Возмещение из бюджета. Торговым организациям, осуществляющим свою деятельность в районах, подвергшихся заражению радионуклидами в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, производится частичная компенсация из бюджета транспортных расходов по доставке чистых продуктов питания в эти районы. Бюджет в Республике Беларусь возмещает также часть расходов по содержанию лабораторий, проверяющих продукты питания на содержание радионуклидов в них (по соответствующим расчетам).
В заключение вопроса следует повторить, что доходы организации розничной торговли включают в себя доходы по видам деятельности и прочие поступления, к которым относятся операционные доходы и внереализационные доходы.
1.3 Анализ и прогнозирование валового дохода организации розничной торговли
Анализ валового дохода организации розничной торговли проводят по их сумме и уровню. В процессе анализа изучают степень выполнения плана и динамику валового дохода, измеряют влияние факторов на его размер. Анализ проводится по предприятию и его структурным подразделениям. В результате анализа определяются резервы роста валового дохода.
Общая сумма валового дохода организации розничной торговли находится в пропорциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц. Так, отклонение от плана или в динамике по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода (плановый или фактический за прошлый период), делят на 100, а отклонение от плана или от данных прошлого периода по среднему уровню реализованных торговых надбавок умножают на фактический товарооборот отчетного периода и делят на 100.
Одновременно определяют и анализируют валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия. Он рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Следовательно, сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной - от налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется прямым счетом [11, с. 237].
Рост или снижение товарооборота ведет к соответствующему изменению валового дохода. С увеличением или уменьшением среднего уровня реализованных торговых надбавок и наценок пропорционально изменяется и их сумма. Влияние указанных факторов на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц. Так, отклонение от плана или прошлого года по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода и полученный результат делят на 100, таким образом, определяют влияние изменения товарооборота на валовой доход [5, с. 116]:
(6),
где ВДт - изменение валового дохода за счет товарооборота;
Тотч, Тбаз - товарооборот соответственно отчетного и базисного года;
Увд баз - уровень валовых доходов базисного года.
Чтобы определить влияние изменения среднего уровня валового дохода на сумму реализованных торговых надбавок и наценок, следует отклонение от плана или от данных прошлого года по среднему уровню валового дохода умножить на фактический товарооборот отчетного года и разделить на 100:
(7).
Большое влияние на валовой доход оказывает изменение продажных цен товары. При повышении продажных цен соответственно растет сумма реализованных надбавок и наценок, и наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения цен умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок и наценок и разделить на 100.
На величину валового дохода влияют изменение объема товарооборота, ценовой фактор, изменение среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия. Расчет этих факторов производится по той же методике. На величину чистого валового дохода кроме перечисленных выше факторов оказывают влияние налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода.
Средний уровень валового дохода зависит от изменения состава товарооборота (доли в товарообороте продукции собственного производства и покупных товаров) и уровней валового дохода от реализации собственной продукции и покупных товаров. Влияние указанных факторов на уровень валового дохода можно измерить способом процентных чисел с применением приема цепных подстановок.
Анализ общего объема валового дохода и валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, проводится по месяцам и кварталам.
Организации розничной торговли должны проводить анализ, сравнивая его с достижениями конкурентов. Важнейшими факторами роста валового дохода являются увеличение объема товарооборота в сопоставимых ценах, рациональная ценовая политика предприятия, эффективная работа с поставщиками сырья и товаров.
Цель научно обоснованного прогноза валового дохода - определение возможного его объема при заданных (прогнозных) ограничениях исходя из целевых приоритетов, выбранных организацией розничной торговли для своей деятельности. Планирование валового дохода является важной стадией экономического обоснования прогнозных расчетов прибыли, а следовательно, и расчетов финансового плана.
Исходными предпосылками для разработки прогноза валового дохода служат:
- экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий (налоговая и ценовая политика);
- целевая стратегия предприятия (увеличение доли рынка, максимизация прибыли и др.);
- экономический потенциал предприятия (трудовые ресурсы, материально-техническая база, обеспеченность сырьем и товарами и др.);
- потребность в прибыли для развития организации розничной торговли;
Для прогнозирования валового дохода используют следующие методы:
- метод прямого расчета;
- расчетно-аналитический;
- экономико-статистические;
- экономико-математические;
- на основе прогнозируемой величины прибыли.
Метод прямого расчета. На первом этапе отдельно прогнозируется уровень торговых надбавок (или определяется на уровне регулируемых государством надбавок), затем рассчитывается наценка товары с нормы рентабельности или наценка с учетом предельных величин, устанавливаемых законодательно. На втором этапе рассчитывается сумма надбавок и наценок. Общая сумма валового дохода определяется суммированием надбавок, наценок по всем товарным группам. Уровень валового дохода будет равен отношению суммы валового дохода к общему объему валового товарооборота.
Наиболее простым в применении является расчетно-аналитический метод прогнозирования. Его сущность состоит в том, что на основе отчетных данных за истекший период и изучения динамики уровня валового дохода за предшествующие периоды (годы) определяется ожидаемый уровень валового дохода за текущий год. Ожидаемый уровень за текущий год определяется умножением среднего соотношения за предшествующие периоды (годы) годового уровня валового дохода к его уровню за рассматриваемый период на уровень валового дохода текущего периода.
Среди экономико-статистических методов наиболее широко для прогнозирования применяется метод скользящей средней. Суть этого метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда (4-5 лет) уровня валового дохода (К) и распространении выявленной тенденции в развитии валового дохода на перспективу.
Среднегодовой прирост уровня валового дохода находится по формуле:
(13),
Прогнозируемый уровень валового дохода определяется по формуле
Кпр = Кn + 2 * (8).
Расчет валового дохода при помощи экономико-математических методов предполагает выбор математической модели и ее решение с использованием ПЭВМ. Выбору модели предшествует построение графика, отражающего динамику валового дохода.
При планировании валового дохода можно использовать, например, метод экстремумов. При этом решается уравнение вида у = at + b.
Уравнение решается при помощи следующей системы:
Y1 = a + b, |
(9). |
||
Yn = an + b. |
|||
Прогнозирование валового дохода с учетом целевой нормы прибыли осуществляется следующим образом. Прогнозируемый валовой доход (без целевых сборов и платежей) определяется по формуле:
ВД1пр = Ипр + Ппр (10),
где Ипр - прогнозируемые издержки обращения;
Ппр - прогнозируемая общая прибыль.
Затем определим валовой доход по покупным товарам:
ВД2 = ВД1 * УВП.т.т. / 100 (11),
где УВптт - удельный вес покупных товаров в товарообороте,%.
Планируемый валовой доход по покупным товарам с учетом целевых отчислений и платежей определяется следующим образом:
ВД2 = ВД2 / (100 - 30) 100 (12).
Планируемая величина валового дохода с учетом всех отчислений будет равна:
ВДпл = ВД2 + (ВД3 - ВД2) (13).
Прогнозируемые расчеты валового дохода, произведенные с использованием различных методов, считаются надежными тогда, когда они, с одной стороны, удовлетворяют требованию обеспечения безубыточности работы предприятия, с другой - получению необходимой чистой прибыли для развития организации розничной торговли.
Чтобы удостовериться в оптимальности прогнозируемой величины валового дохода, целесообразно рассчитать ряд показателей: критическую величину валовых доходов (порог рентабельности), запас финансовой прочности. Критическая величина валового дохода показывает, при каком объеме валового дохода прибыль предприятия будет равна нулю. Критическая величина валового дохода определяется по формуле:
ВДкрит = Ипост:[1 - (Ипер / ВД)] (14),
где Ипост, Ипер - соответственно постоянные и переменные издержки; ВД - прогнозируемая или фактическая величина валового дохода.
Запас финансовой прочности по организации розничной торговли можно определить следующим образом:
(15).
Имея динамический ряд по валовому доходу, следует выявить основные тенденции валового дохода за достаточно длительный период и определить, как может развиваться в дальнейшем валовой доход, т.е. рассчитать прогноз валового дохода при сложившихся темпах роста. Такой расчет называется экстраполяцией и используется при прогнозировании валового дохода. Прежде чем произвести расчеты по экстраполяции, необходимо наиболее точно определить общую тенденцию развития валового дохода математически через уравнение (прямой) - если валовой доход растет равномерно или кривой типа параболы второго порядка, если валовой доход растет с некоторым ускорением.
Уравнение кривой выражается формулой [21, с. 293-295]:
, (16),
где а0, а1 - параметры уравнения; t - порядковые номера периодов, моментов времени, года; - выровненный объем валового дохода за период (t).
Для нахождения параметров уравнения прямой (а0, а1) решается система уравнений:
(17). |
|||
где n - число лет; у - фактический объем валовой доход.
Систему уравнений можно упростить, если начинать отсчет с середины ряда. Среднему моменту (году) присваивается нулевой номер, а остальные от 1 и до n, причем нумерация к базисному году обозначается со знаком минус, а после - со знаком плюс. Если t = 0, то система примет вид:
(18). |
|||
Отсюда:
(19). |
|||
Выбор уравнения для выравнивания валового дохода определяется условием (у-)2 = min. При этом может исчисляться также среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации.
Экстраполяцию можно произвести по параболе 2 порядка:
(20),
где а0, - постоянный рост валового дохода, а1 - ускорение роста валового дохода.
Параметры а0, а1, а2 определяются путем решения системы уравнений:
2
(21). |
|||
Упрощая уравнение параболы для расчета его параметров, получим:
2
(22). |
|||
Составление прогнозов средствами Excel. Из наиболее доступных программных средств, с помощью которых возможно производить прогнозирование, является Microsoft Excel. С помощью Microsoft Excel можно производить линейное прогнозирование, экспоненциальное и регрессионный анализ развития процесса во времени.
Сложность экономических процессов и свойство открытости экономических систем обуславливают в большинстве случаев нелинейный характер развития экономических показателей. Однако построение линейных моделей является гораздо менее трудоемкой и с технической и с математической точек зрения процедурой. [17, с. 61].
В заключение вопроса следует сказать, что анализ валового дохода организации розничной торговли проводят по их сумме и уровню. В процессе анализа изучают степень выполнения плана и динамику валового дохода, измеряют влияние факторов на его размер. Анализ проводится по предприятию и его структурным подразделениям. В результате анализа определяются резервы роста валового дохода.
2. Анализ доходов организации розничной торговли на примере магазина «восточный» ООО «Торгсервис»
2.1 Экономико-организационная характеристика магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
ООО «Торгсервис» является обществом с ограниченной ответственностью, которая согласно гражданскому Кодексу Республики Беларусь является разновидностью хозяйственного общества.
Участники общества, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяются гражданским Кодексом и законодательством об обществах с ограниченной ответственностью.
Возглавляет общество директор. Общество образовано в 2002 г. и является вновь образованным обществом, является юридическим лицом. Общество строит деятельность на основании Устава и законодательства Республики Беларусь.
Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Уставный фонд ООО «Торгсервис» составляет 350495 тыс. руб. РБ.
Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение социально-экономических интересов собственника и членов трудового коллектива Общества.
Общество вправе осуществлять следующие виды деятельности:
1. Осуществление оптовой и розничной торговли;
2. Сдача в наем собственного и арендованного нежилого имущества;
3. Оказание транспортных услуг;
4. Осуществление других видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Предмет деятельности Общества может быть расширен или изменен по в соответствии с действующим законодательством.
Имущество организации составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.
Общество может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде
Общество имеет расчетные счета в учреждениях банков, простую круглую печать со своим наименованием и другие печати, штампы, товарный знак и иные реквизиты со своим наименованием.
Общество имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом на праве собственности в соответствии с его назначением и целями Общества.
Имущество Общества учитывается на его балансе. Имущество Общества является собственностью Общества. Участники не пользуются какими-либо обособленными правами на объекты, входящие в состав имущества Общества, в том числе на объекты, переданные ими в качестве вкладов в уставный фонд.
Общество несет ответственность по своим обязательствам любым принадлежащим ему имуществом, на которое согласно законодательству Республики Беларусь может быть обращено взыскание.
Основные показатели деятельности магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» представлены в табл. 1
Таблица 1. Основные показатели деятельности магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Показатели |
Ед. изм. |
2006 г. |
2007 г. |
Темп роста, % |
|
Общая площадь, м.кв. |
м.кв. |
1 175 |
1 175 |
100,0 |
|
Торговая площадь, м.кв. |
м.кв. |
410 |
410 |
100,0 |
|
Товарооборот в действующих ценах |
тыс. руб. |
5 405 041 |
6 249 398 |
115,6 |
|
Товарооборот в сопоставимых ценах |
тыс. руб. |
5 405 041 |
5 840 941 |
108,1 |
|
Фонд заработной платы |
тыс. руб. |
374 622 |
412 274 |
100,0 |
|
Среднесписочная численность |
чел. |
58 |
59 |
101,7 |
|
Средняя зарплата |
руб. |
538 250 |
582 308 |
108,2 |
|
Валовой доход (брутто) |
тыс. руб. |
692 479 |
786 838 |
113,6 |
|
Налоги с валового дохода |
тыс. руб. |
20 776 |
23 616 |
113,7 |
|
Валовой доход (нетто) |
тыс. руб. |
671 703 |
763 223 |
113,6 |
|
Издержки обращения |
тыс. руб. |
555 401 |
641 175 |
115,4 |
|
Прибыль от реализации |
тыс. руб. |
116 303 |
122 048 |
104,9 |
|
Сальдо внереализационных доходов |
тыс. руб. |
7 745 |
10 926 |
141,1 |
|
Итого прибыль |
тыс. руб. |
124 047 |
132 974 |
107,2 |
|
Рентабельность |
% |
2,3 |
2,1 |
92,7 |
|
Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади |
тыс. руб. |
13183 |
14246 |
108,1 |
|
Выработка на 1 работника (тыс. руб) |
тыс. руб. |
93190 |
98999 |
106,2 |
|
Проведенный анализ основных показателей хозяйственной деятельности показал, что товарооборот магазина «Восточный» в 2007 г. составил в действующих ценах 6249398 тыс. руб., что на 844357 тыс. руб. больше, чем в 2006 г., что составляет 115,6%. В сопоставимых ценах товарооборот за 2007 г. составил 108,1% от объема товарооборота за аналогичный период прошлого года.
Следует также отметить рост среднесписочной численности. За 2007 г. этот показатель вырос на 1 чел. и составил 59 чел. Средняя заработная плата за анализируемый период увеличилась с 538250 до 582308 руб., темп роста составил 108,2%. Следует отметить, что темп роста средней заработной платы не превышает темп роста товарооборота, является положительным моментом и приводит к улучшению экономических показателей деятельности магазина.
Валовой доход магазина «Восточный» с учетом налоговых платежей увеличился с 692479 до 786838 тыс. руб., темп роста составил 113,6%.
Издержки обращения увеличились с 555401 тыс. руб. в 2006 г. до 641175 тыс. руб. в 2007 г., темп роста издержек за 2007 г. по отношению к 2006 г. составил 115,4%.
Соответственно прибыль от реализации увеличилась с 116303 тыс. руб. в 2006 г. до 122048 тыс. руб. в 2007 г., темп роста при этом составил 104,9. Однако следует отметить снижение уровня рентабельности на 0,2% с 2,3% в 2006 г. до 2,1% в 2007 г., что является негативной тенденцией.
Следует также отметить увеличение товарооборота, приходящегося на 1 кв.м. торговой площади с 13183 до 14246 тыс. руб. в 2007 г., при этом темп роста составил 108,1%. За рассматриваемый период на 6,2% увеличилась выработка на 1 работника (с 93190 тыс. руб. в 2006 г. до 98999 тыс. руб. в 2007 г.)
Анализируя финансовые результаты деятельности магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» видно, что рассматриваемое предприятие является рентабельным. Превышение темпов роста издержек обращения по сравнению с темпами роста валового дохода по итогам работы за 2007 г. по отношению к прошлому году привели к снижению уровня рентабельности реализации с 2,3% в 2006 г. до 2,1% в 2007 г. в связи с чем можно сделать вывод о необходимости проведения факторного анализа валового дохода с целью выявления резервов его увеличения.
2.2 Анализ состава и динамики доходов магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Проведем анализ валового дохода по магазину «Восточный» ООО «Торгсервис» за период 2006-2007 гг. Данные о выполнении плана по валовому доходу представлены в табл. 2.
Из данных табл. 2 видно, что в 2007 г. выполнение плана по валовому доходу составило 105,5% (786838 тыс. руб. вместо 745988 тыс. руб. по плану). Соответственно средний уровень валового дохода к товарообороту составил 14,478% фактически вместо 13,827% по плану и 14,714% в 2006 г., т.е. произошло снижение уровня валового дохода по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 2. Информация о выполнении плана по валовому доходу магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Показатель |
Фактически за прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение от |
В % к прошлому году |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план |
фактически |
% выполнения плана |
плана |
прошлого года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Розничный товарооборот, тыс. руб.: |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в действующих ценах |
4 706 270 |
5 395 000 |
5 434 640 |
100,7 |
39 640 |
728 370 |
115,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в сопоставимых ценах |
4 706 270 |
- |
5 004 273 |
- |
- |
298 003 |
106,3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая сумма валового дохода от реализации товаров, тыс. руб. |
692 479 |
745 988 |
786 838 |
105,5 |
40 851 |
94 359 |
113,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средний уровень валового дохода-брутто в % к товарообороту в действующих ценах
Соответственно увеличилась величина валового дохода, остающаяся в распоряжении предприятия - в 2007 г. - 763223 тыс. руб. вместо 721079 тыс. руб. по плану (превышение - 5,8%), по отношению к 2006 г. темп роста составил 113,6% Снижение общего уровня валового дохода обусловило снижение уровня валового дохода, остающаяся в распоряжении предприятия по сравнению с предыдущим годом на 0,229% (14,273% и 14,044% в 2007 г.) соответственно. Далее рассмотрим, под влиянием каких факторов произошел рост абсолютной величины валового дохода в 2007 г. по сравнению к 2006 г. (табл. 3). Таблица 3. Расчет влияния факторов на сумму валового дохода магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Как видно из данных табл. 3, на выполнение плана по валовому доходу наибольшее влияние оказало изменение среднего уровня валового дохода по отношению к обороту - 35369 тыс. руб., а также изменение объема товарооборота в действующих ценах - 5 481 тыс. руб. В 2007 г. вышеуказанные факторы привели к увеличению валового дохода на 94359 тыс. руб., в том числе: в результате изменения объема товарооборота наблюдается рост валового дохода на 107172 тыс. руб., в том числе за счет роста розничных цен на товары - на 63324 тыс. руб., в результате изменения среднего уровня валового дохода в % к обороту величина валового дохода уменьшилась на 12 813 тыс. руб. Далее определим величину влияния факторов на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении магазина «Восточный» (табл. 4). Таблица 4. Расчет влияния факторов на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Как видно из данных табл. 4., на выполнение плана по валовому доходу, остающемуся в распоряжении предприятия наибольшее влияние оказало изменение среднего уровня валового дохода по отношению к обороту - 36846 тыс. руб., а также изменение объема товарооборота в действующих ценах - 5298 тыс. руб. В 2007 г. эти факторы привели к увеличению валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия на 91519 тыс. руб., в том числе: в результате изменения объема товарооборота наблюдается рост валового дохода на 103957 тыс. руб., в том числе за счет роста розничных цен на товары - на 42532 тыс. руб., в результате изменения среднего уровня валового дохода в % к обороту величина валового дохода уменьшилась на 12 437 тыс. руб. Данный анализ показывает влияние факторов на выполнение плана и динамику валового дохода в целом. Вместе с тем степень влияния рассмотренных выше факторов на величину валового дохода различается в зависимости от изменения структуры товарооборота. Из табл. 5 видно, что под влиянием изменения структуры товарного ассортимента магазина «Восточный» в 2007 г. произошел рост величины валового дохода на 0,413% по отношению к 2006 г. Таблица 5. Расчет влияния изменения структуры розничного товарооборота на динамику валового дохода магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Анализируя квартальную динамику валового дохода (Приложение 1) можно сказать, что в 2007 г. план по валовому доходу был выполнен во 2, 3 и 4 кв. Наибольшее перевыполнение плана валового дохода отмечается во 2 кв., а в 1 кв. магазину не удалось достичь необходимой величины валового дохода - план выполнен на 97,9%. Невыполнение плана можно объяснить действием фактора сезонности в розничной торговле, под влиянием которого организацией было недополучено 3830 тыс. руб. валового дохода. Наоборот, во 2, 3 и 4 кв. магазин «Восточный» получил соответственно 15273, 4470 и 24937 тыс. руб. валового дохода сверх плана. Динамика валового дохода магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» по кварталам прошлого и отчетного годов приведена в Приложении 2, из которого видно, что наименьшая величина валового дохода была получена магазином в 1 кв. 2006 и 2007 гг., а наибольшая - в 4 кв. соответственно. Из этого можно сделать заключение, что фактор сезонности оказывает значительное влияние на величину валового дохода, что необходимо учитывать при планировании торгово-коммерческой деятельности. В заключение вопроса следует сказать, что по результатам проведенного анализа выполнения плана и динамики валового дохода магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» наблюдается рост величины валового дохода в абсолютном выражении при снижении его удельного веса по отношению к товарообороту магазина. В связи с этим в торгово-коммерческой деятельности магазина значительное влияние должно быть уделено вопросам увеличения валового дохода организации. 3. Прогнозирование увеличения доходов магазина «восточный» ООО «Торгсервис»
В предыдущей главе проведен анализ влияния отдельных факторов на динамику валового дохода. Однако в условиях рыночной экономики эффективная деятельность организаций розничной торговли зависит от полноты и качества планирования и прогнозирования. Для повышения обоснованности разрабатываемых прогнозов необходимо знать подходы, принципы, методы научного предвидения. Это помогает понять суть происходящих в обществе событий, принимать вероятностные решения в различных ситуациях. Прогнозированием показателей работы организации общественного питания практически не занимаются. Однако некоторые организации предпринимают попытки разработки прогнозирования показателей работы на предстоящие 2-3 года. Целью разработки таких прогнозов, как правило, является определение размера ожидаемой прибыли на предстоящий период. Кроме того, проводимые расчеты позволяют выявить возможные источники финансирования развития материально-технической базы этих организаций. Прогноз представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния анализируемого явления (объекта) в будущем [12, с. 13]. Исходными данными для прогнозирования валового дохода должны быть данные о продажах товаров за предыдущие периоды. Для целей прогнозирования эта информация должна использоваться как в целом по организации, так и в разрезе его подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров (товарных позиций). В связи с этим организации необходимо создание и ведение базы данных о фактических показателях товарооборота с использованием систем управления базами данных на ЭВМ. Прогнозирование валового дохода магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» должно осуществляться с использованием передовых научных достижений и практических разработок в следующей последовательности: 1. Проведение глубокого экономического анализа валового дохода за ряд предыдущих периодов (месяцев, кварталов, лет) в увязке с конечными финансовыми результатами организаций; 2. Оценка тенденций валового дохода в целом и по отдельным товарным группам (товарам), видам продукции; 3. Расчет и изучение динамики валового дохода в целом, в разрезе подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров за ряд лет, выявление причин изменения и прогнозирование этих показателей; 4. Количественная оценка влияния факторов на общий уровень валового дохода, а также прогнозная оценка факторного влияния на текущий валовой доход. Прогнозирование валового дохода ООО «Торгсервис» должно включать в себя как субъективный (мнение специалистов), так и объективный (экономико-математические расчеты) элементы. В деятельности по прогнозированию должны сочетаться долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный прогнозы. Долгосрочный и среднесрочный прогнозы должны касаться стратегических решений, краткосрочный прогноз - тактика фирмы. Технология расчета прогнозного размера валового дохода по ООО «Торгсервис» должна включать в себя три этапа. На первом этапе определяется необходимая величина прибыли, остающаяся в распоряжении организации и направляемая для реализации программы производственного и социального развития организации и удовлетворения интересов собственника. В соответствии с ныне действующим порядком важнейшими направлениями распределения чистой прибыли являются (прогнозный расчет производится экспертным путем с учетом реальной потребности предприятия в этих расходах): - финансирование прироста основного капитала (развитие материально-технической базы); - финансирование прироста собственного оборотного капитала (при собственных оборотных средствах, в том числе вложенных в товарные запасы); - создание финансовых резервов; - погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов банков и других ссудодателей и уплата процентов по ним; - приобретение ценных бумаг; - уплата налогов и других отчислений, производимых из чистой прибыли: - осуществление социального развития и поощрения трудового коллектива и. др. На втором этапе необходимо произвести увязку рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности. В этих целях определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень расходов на реализацию с использованием для расчетов данных о сложившихся размерах за предыдущий базовый, период с учетом экспертной оценки их достоверности и оптимальности. Эти расчеты целесообразно дополнить проверкой полученных результатов путем сопоставления их с прогнозной величиной объема продаж, определенной другими методами (на основе покупательных фондов населения, размера спроса товарных ресурсов и др.). При получении нереально высокого для организации результата, требующего резкого роста валового дохода, сбалансированность между объемом продаж и валовыми доходами, между необходимой и возможной прибылью может быть обеспечена управлением структурой товарооборота, размерами торговых надбавок, расходов на реализацию, достижением оптимальных отношений с владельцами кредитных ресурсов, выпуском и приобретением ценных бумаг и т. п. Если же рассчитанный объем валового дохода, исходя из потребности в прибыли, окажется ниже возможностей организации, то необходимо предпринять шаги по увеличению объемов реализации, по диверсификации его деятельности. В противном случае, может сложиться ситуация, ведущая к банкротству, поскольку заинтересованность в развитии организации, сотрудничестве с ней падает и у её контрагентов (банки, поставщики, работники) и у собственников. На третьем этапе, после необходимых корректировок объема валового дохода, приведения его структуры в соответствие со спросом населения рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации (объем и структура товарного обеспечения,, расхода на реализацию, финансовый план, необходимая численность работников, потребность в кредитах и т.д.) Далее проведем прогнозные расчеты валового дохода на 2008 г. с помощью системы уравнений (17) - (19). Полученные результаты поместим в табл. 6. Таблица 6. Расчет параметров уравнения кривой валового дохода.
В результате получим: а0 = 708108 / 11 = 64373; а1 = 196536 / 110 = 1787. Тогда: = 64373 + 1787t. Таким образом, линейная зависимость валового дохода от прогнозируемого периода выражается полученной формулой. Далее с помощью полученных значений рассчитаем выровненный валовой доход и полученные данные занесем в графу 6 табл. 6. Параметр а1 показывает, что в период с t1 по tn валового дохода повышался с постоянной скоростью, равной 1787 тыс. руб. Если предположить, что валового дохода будет и впредь расти таким образом, то спрогнозируем его примерное увеличение на 2008 г. Так, валовой доход будет равен: (табл. 7): Таблица 7. Величина прогнозируемого валового дохода ООО «Торгсервис» в 2008 г.
Правильность полученной теоретической закономерности изменения объема валового дохода и его экстраполяции по тому или иному уравнению определяется суммой квадратов отклонений фактического валового дохода от выровненного: ; . Таким образом, данный прогноз является достаточной точным, так как сумма квадратов отклонений фактического валового дохода от выровненного составляет 2317 тыс. руб., а среднеквадратическое отклонение - 3,6%. Далее проведем прогнозирование исходя из: - потребности в чистой прибыли; - необходимой рентабельности основных фондов. Расчет величины валового дохода исходя из потребности организации в чистой прибыли приведен в табл. 8 Таблица 8. Прогнозные расчеты доходов от реализации товаров магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» исходя из потребности в прибыли
Как видно из табл. 8, исходя из необходимой величины прибыли в размере 125000 тыс. руб., необходимой для удовлетворения нужд коллектива и собственников имущества магазину «Восточный» ООО «Торгсервис» в 2008 г. необходимо получить валовой доход в размере, равном 791042 тыс. руб. (при величине единого платежа = 2%), товарооборот при этом составит 5463672 тыс. руб. Для обеспечения безубыточной работы магазину необходимо получить валовой доход в размере, равном 545951 тыс. руб., товарооборот при этом составит 3770847 тыс. руб. Расчет величины валового дохода исходя из необходимой рентабельности основных фондов приведен в табл. 9. Таблица 9. Расчет величины валового дохода магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» исходя из необходимой рентабельности основных фондов
Как видно из табл. 9, исходя из необходимого уровня рентабельности основного капитала в размере 5%, магазину «Восточный» ООО «Торгсервис» в 2008 г. необходимо получить валовой доход в размере, равном 1020380 тыс. руб., товарооборот при этом составит 7047693 тыс. руб. Для обеспечения безубыточной работы магазину необходимо получить валовой доход в размере, равном 521513 тыс. руб., товарооборот при этом составит 3602057 тыс. руб. В заключение вопроса следует отметить, что организация прогнозирования валового дохода магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» позволит получать информацию о вероятностных результатах деятельности, что позволит своевременно принимать обоснованные решения. В этих условиях планирование увеличения валового дохода будет опираться на обоснованную оценку влияния внешних и внутренних факторов, что позволит добиться существенной оптимизации торгово-коммерческой деятельности и увеличения валового дохода. Заключение
Подводя итоги работы, можно сказать, что основным доходом для торговой организации является доход от реализации, представляющий собой сумму торговых надбавок и торговых скидок, приходящихся на реализованные товары. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Доходы приводят к увеличению прибыли и капитала собственника только за счет прибыли, остающейся в распоряжении собственника и переданной экономическому субъекту для расширения деятельности и решения социальных проблем. Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключаются в следующем: - валовой доход является источником формирования прибыли; - за счет валового дохода возмещаются издержки обращения; - валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств; - за счет валового дохода формируются различные бюджетные и внебюджетные фонды, за счет валового дохода организации розничной торговли уплачивают налоги и отчисления и таким образом участвуют в формировании бюджета государства. Показатель дохода исчисляется в абсолютном и относительном размерах. Показатели динамики доходов во многом зависят от деятельности торговых организаций. К таким факторам можно отнести изменение структуры товарооборота, звенности товародвижения, постановку правовой и коммерческой работы, полноту получения торговых надбавок и скидок и др. Доходность торговли изменяется и под влиянием экономических условий, не зависящих от работы организаций торговли. К ним следует отнести изменение размера торговых надбавок и скидок, порядка и размера их формирования, размера возмещения отдельных расходов и т.д. Одним из инструментов, позволяющих увеличить величину валового дохода и принимать обоснованные управленческие решения, является прогнозирование валового дохода. Организация прогнозирования валового дохода организации торговли позволит получать информацию о вероятностных результатах ее деятельности, что позволит своевременно принимать обоснованные управленческие решения. В этих условиях планирование увеличения валового дохода будет опираться на обоснованную оценку влияния внешних и внутренних факторов, что позволит добиться существенного увеличения валового дохода. Список использованных источников 1. Васильева Е.К. Цены и ценообразование. СПб.: Питер Пресс, 2008. - 476 с. 2. Бокарева Е.В. Балансовый метод как инструмент управления финансами. - М.: ГОУВПО «МГУ», 2006 - 26 с. 3. Данченок Л.А. Маркетинговое ценообразование. М.: Эксмо, 2006. - 460 с. 4. Трушин Ю.М. Прогнозирование и планирование экономики. - Мн.: МГЭИ, 2005. - 316 с. 5. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. Мн: Новое знание, 2004. - 346 с. 6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Дашков и К, 2006. - 398 с. 7. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. 8. Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» // Вестник Министерства по налогам и сборам. - 2002. №5. с. 67-77. 9. Кугоева В.В. Социально-экономические аспекты оптимизации валового дохода кооперативной торговли. Гомель: ГГУ им.Ф.Скорины, 2001. - 20 с. 10. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия. Мн.: Новое знание, 2005. - 239 с. 11. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли. Мн.: ФУАинформ, 2003. - 286 с. 12. Максименко Н.В. Экономика предприятий торговли. Мн.: Вш. шк., 2007. - 541 с. 13. Мелихова И.В. Учетно-аналитическое обеспечение управления расходами торговых организаций. Екатеринбург: СГУ, 2006. - 27 с. 14. Об итогах социально-экономического развития г. Минска за 2007 г. (Комитет экономики и главного управления потребительского рынка Мингорисполкома). // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minsk.gov.by/html_doc/org_3506/itogi.shtml 15. О налоге на добавленную стоимость. Закон Республики Беларусь от 10.01.1991 г. №1319-ХII с изменениями и дополнениями. Текст по состоянию на 16.01.2007 г. - Мн.: Дикта, 2007. -76 с. 16. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 г. №43 «Об утверждении Положения «О порядке формирования и применения цен и тарифов». // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]. / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн., 2007. 17. С.И. Скриба, Н.Н. Скриба. Экономико-статистическое моделирование и прогнозирование средствами Microsoft Excel. Мн., БГЭУ, 2002. - 171 с. 18. Тиницкая О.В. Совершенствование реализации товаров в магазинах потребительской кооперации. Белгород: Белгор. ун-т потреб. кооперации, 2005. - 24 с. 19. Экономика торговых предприятий: Учебник / Под ред. Л.А.Брагина.-М.: ИНФРА-М, 2005. 20. Экономический анализ в торговле. М.И. Баканов и др. М.: Финансы и статистика, 2006. - 396 с. |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Исследование методов организации рекламы в Интернете |
Курсовая работа | Содержание, анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия |
Курсовая работа | Система применения удобрений в севообороте |
Курсовая работа | Управление персоналом на предприятии |
Курсовая работа | Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка |
Курсовая работа | Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях |
Курсовая работа | Экономическое значение "Нового Курса" Рузвельта |
Курсовая работа | Социальное развитие трудовых коллективов |
Курсовая работа | Организация нормирования труда в сфере управления |
Курсовая работа | Социальная работа в школе |
Курсовая работа | Бухгалтерская и финансовая отчетность на малых предприятиях |
Курсовая работа | Электроснабжение и электрооборудование механического цеха |
Курсовая работа | Острый панкреатит |
Курсовая работа | Оценка платёжеспособности клиентов банка |
Курсовая работа | Организация архивного хранения документов |