40
-
Московский государственный университет экономики статистики и информатики
-
Институт: экономики и управления
-
Кафедра Экономики
-
Курсовая работа
-
«Денежно кредитная система: Сущность, функции и проблемы развития»
-
Москва
-
2006
-
СОДЕРЖАНИЕ
-
ВВЕДЕНИЕ 2
-
-
Глава 1. Денежно-кредитная система. Сущность. Функции 3
-
-
1.1. Структура современной кредитной системы 3
-
1.2. Опыт стран с рыночной и переходной экономикой 6
-
1.3. Функции денежно-кредитной системы 10
-
Глава 2. Трансмиссионный механизм и основные каналы влияния денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики 11
-
-
2.1. Теоретические аспекты трансмиссионного механизма 11
-
2.1. Теоретическая основа трансмиссии 12
-
2.2. Каналы трансмиссионного механизма 14
-
2.3. Финансовые системы 20
-
Глава 3. Характеристика и проблемы развития Денежно-кредитной системы России и стран ЦВЕ 24
-
-
3.1 Проблемы денежно-кредитной систему в России 24
-
3.2. Проблемы развития денежно-кредитной политики в странах центральной и восточной Европы. 26
-
3.3. Последствия введения евро 31
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 38
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент, в современных системах рыночной экономики банковская система государства играет важнейшую роль в функционировании экономического механизма. Банковская система представляет собой
по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных
ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения. Сегодня очевидно, что медленный ход экономического реформирования страны
во многом объясняется нежеланием банковского капитала вкладывать деньги в промышленное инвестирование, в модернизацию товарного производства. Существующее положение дел таково, что краткосрочные
спекулятивные операции банкам выгоднее, чем долгосрочное инвестирование. Соответственно проценты за полученные кредиты (до 30% годовых) являются сдерживающим элементом реформирования производства.
А инвестирование, производимое из средств бюджетов разных уровней, зачастую проистекает по пресловутому остаточному принципу, т.е. со значительным недофинансированием. Перечисленных выше факторов
автор считает достаточным для определения выбранной темы как актуальной для рассмотрения, изучения и выявления некоторых ее особенностей.
Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе мы рассмотрим структуру денежно-кредитной системы, выясним в чем состоят ее сущность и в чем ее функциональное значение. Также обратим
внимание на опыт стран с рыночной и переходной экономикой. Во второй главе мы уделим внимание трансмиссионному механизму в аспекте денежно-кредитной политики, рассмотрим каналы влияния на реальный
сектор экономики. Также в конце второй главы рассмотрим финансовые системы. В третьей главе мы подойдем к вопросу проблем денежно-кредитной системы в России и странах Центральной и Восточной
Европы. Отдельно остановимся на вопросе последствий введения евро. В конце данной курсовой работы мы подведем некоторые итоги.
Глава 1. Денежно-кредитная система. Сущность. Функции
1.1. Структура современной кредитной системы
Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев:
I. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
II. Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки.
III. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды,
ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы.
Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной для большинства промышленно развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости
тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развита кредитная система США, на нее ориентируются промышленно развитые страны при формировании своей кредитной
системы. Тем не менее каждая страна имеет свои особенности.
Так, в кредитной системе стран Западной Европы получили широкое развитие банковский и страховой секторы. В Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и
ипотечных банках. Причем институт ипотечных банков занимает в Германии большой удельный вес в кредитной системе и на рынке ссудных капиталов. Для Франции характерно разделение банковского звена в
основном на депозитные коммерческие банки, деловые банки, которые выполняют функции инвестиционных, и сберегательные банки.
Современная кредитная система Японии имеет трехъярусную систему: центральный банк, банковский и специализированный секторы. При этом наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских
(коммерческих) и сберегательных банках.
Кредитные системы развивающихся стран в целом развиты слабо. В большинстве этих стран существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков.
Ряд азиатских стран -- Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Индонезия, Индия -- имеют довольно развитую трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам стран
Западной Европы. Трехъярусные кредитные системы имеет и ряд стран Латинской Америки: Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу.
Не подлежит сомнению тот факт, что государство должно активно вмешиваться в экономику для проведения своей социально-экономической политики, а так же замещение рыночного
механизма там, где он дает сбой.
Существует два основных способа:
· прямое административное вмешательство (установка цен, рационирование товаров),
· косвенное экономическое регулирование (выработка и осуществление государством денежно-кредитной политики).
Нормальное функционирование экономики невозможно без денег. Переходя от одного экономического субъекта, деньги способствуют движению товара, и облегчают расчеты.
Движение денег обслуживающее реализацию товаров, а так же платежи расчеты в национальной экономике называется денежным обращением.
Форма организации денежного обращения в стране, закрепленная законодательством, образует денежную систему. Государство определяет следующие элементы денежной системы:
· национальную денежную единицу,
· масштаб цен,
· виды денежных знаков имеющих законное хождение,
· порядок эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск, изъятие из обращения),
· формы безналичного платежного оборота.
Государственный институт, осуществляющий регулирование денежного обращения: Центробанк. В зависимости от того, какой материал выполняет функции денег, выделяют два типа денежных
систем:
· металлических денег
· и бумажных денег.
В случае металлического денежного обращения, в качестве денег используют золотые, серебреные монеты. При обращении бумажных денег, платежным средством выступают банкноты, чеки,
векселя. Деньги продаются и покупаются на денежном рынке.
Денежный рынок - это одна из разновидностей товарного рынка, часть рынка ссудных капиталов.
Агентами денежного рынка являются в основном банки, а так же другие финансово - кредитные институты, как и на любом другом рынке, на денежном рынке основными элементами механизма его
функционирования является спрос и предложение.
Спрос на деньги это общее количество денег, которое домохозяйства, предприятия и государство желают иметь в данный момент.
Денежное предложение это денежная масса в обращении.
Предложением денег обеспечивается центральным банком, который выпускает в обращение банкноты, кроме того деньги создают и коммерческие банки, представляя кредиты предприятиям и
населению.
1.2. Опыт стран с рыночной и переходной экономикой
Прежде чем перейти к обзору работ, посвященных анализу характера и результатов проводимой денежно-кредитной политики в странах с переходной экономикой, необходимо отметить тот факт, что круг таких
работ крайне узок. Большинство работ относятся к периоду до 1997 года, когда сами результаты политики финансовой стабилизации во многих странах были еще не до конца известны. Это определяет во
многих случаях сослагательные рассуждения втора об особенностях денежной политики в условиях переходной экономики. В то же время, круг относительно новых работ, которые содержат оценку и
эмпирические свидетельства о реализованной политике денежных властей крайне мал (например, Jonas, Mishkin, 2003). В этой связи мы хотели бы оговориться, что многие из указанных ниже работ в
настоящее время потеряли свою актуальность и заслуживают, на наш взгляд, упоминания лишь в связи с темой главы - опыт стран с рыночной и переходной экономиками.
Как известно, одной из ключевых проблем в денежно сфере в переходных экономик является контролирование (снижение) инфляции Aslund, A., P. Boone, S. Johnson (1996) “How to Stabilize: Lessons from
Postcommunist
Countries”, Brookings Papers on Economic Activity, 1, pp. 217-291.
. Хотя инфляция на начальном этапе перехода к рынку движима главным образом расширением денежного предложения и ликвидацией денежного навеса сдерживание цен не гарантируется лишь усилиями денежных
властей. Кроме обычного давления со стороны спроса и затрат, авторы выделяют пять дополнительных источников влияния, которые являются проблемой при проведении денежной политики. Во-первых,
либерализация цен в начале перехода выражается в поиске агентами равновесного уровня цен и существенным изменениям относительных цен, поскольку при плановой экономике цены на товары повседневного
спроса были, как правило, занижены. Во-вторых, изменение относительных цен ведет к значительному перераспределению ресурсов внутри страны. Поскольку затраты предприятий на начальном этапе негибки
(вследствие того, что предприятия неподготовлены к изменению структуры экономики), уменьшаются фискальные доходы и растут дефициты государственного бюджета, которые вследствие слабой фискальной
политики финансируются в основном за счет расширения денежного предложения. В-третьих, инерционность инфляции в условиях падения спроса на товарных рынках и рынке труда приводило к постоянной
умеренной инфляции (15-40% в год) во многих переходных экономиках Bruno, M., W. Easterly (1996) “Inflation Crises and Long-Run Growth”, mimeo.
Washington: World Bank. p. 86-92
. Поскольку инерционность темпов роста цен является следствием сформировавшихся инфляционных ожиданий, эта проблема может вносить довольно существенный вклад в формирование инфляции в условиях
переходной экономики. В-четвертых, с ростом дохода растет уровень цен в экономике на неторгуемые товары (в соответствие с эффектом Баласса-Самуэльсона), и при проведении стабилизационной политики
денежным властям приходится определять, до какой степени инфляция является следствием роста относительных цен на неторгуемые товары. Хотя для переходных экономик доминирующим фактором роста цен
являются факторы денежного предложения, а не эффект Баласса-Самуэльсона, последний может часто оказывается более значимым для переходных и развивающихся экономик на втором этапе развития, следующим
за трансформационным спадом. И последнее, приватизация, построение институтов и создание конкурентных рынков занимает определенный период времени, при этом темпы формирования рыночной конкуренции и
повышения эффективности в частном секторе могут значительно влиять на темпы инфляции в переходных экономиках. Переходные экономики оказываются более чувствительными не только к шокам, как
внутренним, так и внешним, но и к действиям властей, пытающихся эти шоки нейтрализовать. Несогласованные решения монетарной и фискальной политики могут обернуться долгим и болезненным процессом
перехода к рынку. В развитых экономиках первичные цели денежно-кредитной политики обычно направлены на увеличение роста экономики, уменьшение безработицы. В переходных же экономиках цели
денежно-кредитной политики должны быть направлены на поддержание ценовой и финансовой стабильности. Это необходимо для того, чтобы как можно более быстро и с наименьшими потерями осуществить
переход к рынку. Помимо этого, денежные власти должны определить стратегии и инструменты, с помощью которых планируется достижение первичных целей. Мишкин. Mishkin, F. (1996) “What Monetary Policy
Can and Can not Do”, Osterreichische
National Bank, Viena, p48-59, p110-114
в своей работе, подчеркнул, что отсутствие стабильности цен ведет к издержкам для общества, которые значительны для экономик с высокими темпами инфляции и не исчезают при замедлении темпов
инфляции. К этим издержкам относятся:
1) Издержки от переинвестирования в финансовый сектор. Эти издержки представляют собой потери от упущенной альтернативы инвестирования в реальный сектор. Отсутствие стабильности цен, как правило,
сопровождается
завышенными процентами по финансовым активам, что приводит к перетеканию капитала из реального в финансовый сектор. Таким образом, капитал работает не на увеличение роста и благосостояния
экономики, а на раздувание финансового сектора. Результатом является падение инвестиций в реальный сектор и дальнейшее сокращение выпуска, т.е. уменьшение благосостояния граждан;
2) Издержки неопределенности общего уровня цен и относительных цен в экономике. Хотя в условиях гиперинфляции эти издержки могут быть сравнительно малы, в переходных экономиках, не переходящих эту
грань, потери от неопределенности могут оказаться значительными. Они выражаются в том, что агенты, не принимающие риск, будут отказываться от выгодных инвестиционных проектов, что опять же приведет
к снижению экономической активности и падению роста в экономике;
3) Издержки хранения денег в номинальной форме, возникающие вследствие падения реальной стоимости национальной валюты из-за постоянного роста цен. Поскольку в странах Восточной Европы и СНГ в
основном наблюдалась достаточно высокая инфляция, издержки хранения денег могли быть значительными;
4) Инфляция приводит к обесценению денежных сбережений граждан, т.е. к уменьшению их благосостояния и покупательной способности, а значит, падению агрегированного спроса и сокращению выпуска;
5) Издержки от замедленной индексации налогов и налоговых вычетов, приводящие к недоинвестированию в реальный сектор и неоптимальному размещению ресурсов по отраслям. Издержки здесь возникают
вследствие того, что при подсчете налоговой базы амортизационный вычет не индексируется на увеличение стоимости капитала, в то время как налогооблагаемая база растет в денежном выражении. Таким
образом, если предположить, что в условиях неразвитых финансовых рынков фирмы осуществляют инвестиции преимущественно за счет собственных средств (амортизационные отчисления и чистая прибыль),
объем ресурсов для инвестирования сокращается. Такие издержки существенны уже при умеренных темпах инфляции, а значит, могут создавать проблемы для роста переходной экономики на втором этапе
перехода к рынку. Итак, издержки, возникающие в результате нестабильности цен, приводят к уменьшению инвестиций, отклонению их распределения от оптимального, и, как следствие, к замедлению роста
выпуска. Кроме нестабильности цен, важным фактором, способствующим развитию кризиса, является нестабильность финансовых рынков.
Долговые контракты в развивающихся странах, в отличие от развитых, в основном краткосрочны и деноминированы в иностранной валюте. Ожидание роста инфляции может привести к росту процентных ставок,
что немедленно отрицательно отразится на движении денежной наличности фирм. Фирмы будут неспособны, платить проценты по долгам, при этом стоимость активов во внутренней валюте резко упадет
вследствие ожиданий высокой инфляции. Если при этом финансовая система страны хрупкая, это может привести к сильному кризису финансовой системы и экономики.
1.3. Функции денежно-кредитной системы
Развитие функций денег как средства накопления и возможности не только сбережения денежных средств, но и перераспределения их среди экономических субъектов испытывающих в них
потребность.
Для удовлетворения многочисленных потребностей общества в заемных средствах, используется ссудный капитал. Движение этого капитала и называется кредитом.
Кредит - это экономическая категория, выражающая отношения проявляющиеся в том, что различные хозяйствующие организации или отдельные лица передают друг другу денежные средства, на условиях
возвратности, срочности, платности.
Важнейшим источником ссудного капитала служат свободные денежные средства кредитно-финансовых учреждений; денежные накопления населения.
Коммерческий кредит - предоставляется предприятием в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.
Банковский кредит - предоставляется владельцем денежных средств заемщикам в виде денежных ссуд
В зависимости от сферы применения, различают собственно кредитные средства на приобретения оборотного капитала и ссуды - кредит на приобретение основного капитала. По срокам
предоставления кредиты делятся на:
· кратковременные,
· среднесрочные,
· долгосрочные.
Кредит выполняет ряд функций:
· распределительную;
· эмиссионную (на основе кредита и в связи с кредитом происходит выпуск денежных знаков, безналичных платежных средств, ценных бумаг);
· контрольную (в процессе совершения кредитных операций осуществляется контроль экономической деятельности предприятий и их финансовое состояние);
· регулирующую (с помощью различных мероприятий, таких как изменение процентных ставок, предоставления гарантий, государство может воздействовать на хозяйственные процессы в экономике).
Глава 2. Трансмиссионный механизм и основные каналы влияния денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики
2.1. Теоретические аспекты трансмиссионного механизма
Что собой представляет механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальную экономику? В начале 2000-х гг. поиском ответа на вопрос задалось большинство развитых стран мира. Интерес к
механизму трансмиссии в Соединенных Штатах возрос в свете финансовых инноваций, изменений на фондовом и ипотечном рынке, произошедших в начале XXI века. В Европе центральные банки озабочены поиском
схожих структур трансмиссионного механизма стран еврозоны для проведения единой денежно-кредитной политики. В Японии предпринимаются попытки манипулировать различными каналами трансмиссии для
выхода из экономической стагнации, длящейся уже более десятилетия. В России исследование трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики является актуальным, по меньшей мере, по двум
причинам. Во-первых, макроэкономическая стабилизация, достигнутая после кризиса 1998 г. вызвала изменения в национальном хозяйстве, которые требуют пересмотра тактики денежно-кредитной политики.
Перед Банком России возникли новые задачи - поддержания темпов экономического роста, устойчивого платежного баланса, курса рубля и пр. Во-вторых, хронические провалы в достижении целевых ориентиров
денежного предложения заставляют более пристально взглянуть на то, как денежно-кредитная политика может и должна оказывать влияние на экономику.
2.1. Теоретическая основа трансмиссии
Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики впервые появился в кейнсианском анализе. Трансмиссионным или передаточным механизмом
(transmission mechanism of monetary policy) Кейнс назвал систему переменных, через которую предложение денег влияет на экономическую активность. Последователи Кейнса изучают влияние денежного
предложения на экономическую деятельность с помощью структурных моделей, отражающих функционирование экономики, в виде системы уравнений, которые описывают поведение фирм и потребителей в различных
секторах национального хозяйства. Эти уравнения характеризуют каналы, по которым осуществляется воздействие денежно-кредитной политики. В рамках монетаристского анализа исследователи не ставят себе
задачу показать, посредством чего денежное предложение влияет на экономику. Эффекты денежно-кредитной политики изучаются путем проверки тесноты связи изменений предложения денег и валового выпуска
(или совокупных расходов). Опираясь на сокращенный способ доказательства, монетаризм рассматривает экономику как «черный ящик», внутри которого проходят неизвестные процессы. Таким образом, в
монетаристской теории трансмиссионный механизм как таковой отсутствует. С течением времени экономисты перестали рассматривать денежное предложение в качестве главной детерминанты макроэкономических
изменений, включая цены. Место денежного таргетирования стало постепенно занимать прямое таргетирование инфляции. По этой причине в настоящее время трансмиссия денежно-кредитной политики
определяется как механизм, посредством которого применение инструментов центрального банка влияет на экономику в целом и инфляцию в частности.
Структура трансмиссионного механизма состоит из каналов, которые представляют собой своеобразные цепочки макроэкономических переменных, по которым передается импульс изменений, генерируемый
денежными властями посредством инструментов денежно-кредитной политики. В экономической литературе нет единства по поводу структуры трансмиссионного механизма и набора входящих в него каналов. Тем
не менее, можно выделить две характерные черты, присущие всем теориям трансмиссии. Первая черта касается способности центрального банка регулировать предложение финансовых активов, по которым не
существует субститутов, «внешних денег», как их иногда называют. Проводя операции на открытом рынке, денежные власти оказывают влияние на ликвидность банковской системы и процентные ставки, что
позволяет контролировать цены на широкий спектр финансовых активов, как внутренних, так и иностранных. Вторая общая черта теорий трансмиссии - номинальные жесткости в национальной экономике,
которые препятствуют моментальной корректировке цен. В качестве основных номинальных жесткостей выступают «липкие» товарные цены, негибкая заработная плата и несовершенства финансового сектора,
ограничивающие доступ домохозяйств на финансовые рынки страны. Главными причинами «липких» цен и негибкой заработной платы выступают неявные и явные контракты, «замедленные издержки» и «перегиб
кривой спроса», а источником несовершенств финансового сектора - неспособность домохозяйств немедленно корректировать структуру своих сбережений в ответ на экономические шоки.
2.2. Каналы трансмиссионного механизма
Импульс изменений, передаваемых экономике денежно-кредитной политикой, проходит три фазы развития. На первой фазе инструмент центрального банка оказывает эффект на рыночные процентные ставки и
валютный курс. Во второй фазе происходит коррекция цен на финансовые активы, которая сказывается на расходах домохозяйств и фирм. Изменения, произошедшие в реальном секторе, возвращаются к
финансовой системе через изменения в структуре баланса заемщиков. Начинается второй раунд коррекции рыночных процентных ставок. Наконец, в течение третьей фазы наблюдается макроэкономическая
адаптация: изменение темпов экономического роста и безработицы, что индуцирует пересчет цен и заработной платы. Национальное хозяйство переходит к новому экономическому равновесию. Можно выделить
несколько схем, по которым во второй фазе трансмиссии импульс денежно-кредитных изменений влияет на совокупный спрос. Эти схемы и представляют собой каналы трансмиссионного механизма. Таких каналов
в экономической теории выделяется несколько.
Канал процентной ставки (interest rate channel) традиционно считается главным каналом трансмиссионного механизма. Большинство макроэкономических моделей денежно-кредитной политики
описывает влияние центрального банка на экономику через регулирование процентных ставок. Канал процентной ставки характеризуется классической IS-кривой в кейнсианской модели или «опережающей»
IS-кривой в неокейнсианской модели. Исходная идея канала процентной ставки достаточно проста: при данном уровне жесткости цен увеличение номинальной процентной ставки ведет к росту реальной ставки
и издержек привлечения финансовых ресурсов. Удорожание ресурсов, в свою очередь, сказывается сокращением потребления и инвестиций. Иногда канал процентной ставки разбивается на два канала:
«канал замещения» (substitution-effect-in-consumption channel) и «канал дохода и потока наличных
поступлений» (income and cash-flow channel). В первом случае изменение процентной ставки запускает механизм межвременного арбитража. Рост ставки снижает стимулы экономических агентов
расходовать свои средства в текущий период времени. Расходы переносятся во времени на более поздний период. Как следствие, сокращается внутренние кредитование, номинальные денежные остатки и
реальный совокупный спрос. Канал будет работать, если в экономике широко распространены потребительские кредиты, кредитные карты и прочие розничные финансовые услуги, предназначенные для
потребителей товаров и услуг. Во втором случае (канал дохода и потока наличных поступлений) изменение процентной ставки оказывает влияние на доходы экономических агентов. Рост ставки
перераспределяет доходы от заемщиков, таких как правительство или молодое поколение, к сберегателям, например, пенсионным фондам. Это увеличивает покупательную способность накопителей, но сокращает
ее у заемщиков. В связи с тем, что накопители менее склоны тратить сбережения, чем заемщики, то совокупные расходы снижаются.
Канал благосостояния (wealth channel) впервые описывается в гипотезе сбережений в процессе жизненного цикла, разработанной Франко Модильяни и Альбертом Эндо. Благосостояние
домохозяйств (сбережения) в гипотезе выступает главной детерминантой потребительских расходов. В связи с тем, что изменение процентной ставки оказывает влияние на ценность долгосрочных финансовых
активов, в которых размещаются сбережения (акции, облигации, недвижимость, драгметаллы), её рост ведет к снижению благосостояния и падению потребления.
В широком канале кредитования (broad credit channel) или балансовом канале (balance sheet channel) также присутствуют финансовые
активы, но в отличие от предыдущего канала здесь они играют главную роль. В модели, разработанной Бенждамином Бернэнком и Марком Гертлером, активы служат обеспечением кредитов, выдаваемых как
фирмам, так и домохозяйствам. Если кредитный рынок лишен недостатков (т.е. эффективен), снижение ценности обеспечения никак не сказывается на инвестиционных решениях. Однако при наличии
информационных и агентских издержек паление цен на финансовые активы ведет к росту процентной премии, выплачиваемой заемщиками за внешнее финансирование, что, в свою очередь, провоцирует снижение
объема потребления и инвестиций. Нередко балансовый канал называют «каналом финансового акселератора» (financial accelerator channel).
В узком канале кредитования (narrow credit channel) или канале издержек привлечения капитала (cost-of-capital channel) основное место занимает банковское кредитование.
Идея канала банковского кредитования впервые была выдвинута Робертом Руза в 1951 г., а затем подробно проанализирована Бенждамином Бернэнком и Аланом Блайндером в 1988 г. Её суть заключается в том,
что центральный банк, уменьшая объем резервов, находящихся в распоряжении коммерческих банков, тем самым вынуждает их сократить предложение кредитов. Фирмам и домохозяйствам, в значительной степени
зависящим от банковских кредитов и не имеющих им альтернатив, ничего не остается, как урезать свои расходы.
Канал валютного курса (exchange rate channel) является ключевым элементом моделей денежно-кредитной политики в открытой экономике. В его работе задействован непокрытый паритет
процентных ставок. Поднимая внутреннюю процентную ставку по отношению к иностранной, центральный банк провоцирует рост форвардного валютного курса. Укрепление местной валюты неизбежно приводит к
сокращению чистого экспорта и совокупного спроса. В некоторых странах, где национальное хозяйство во многом является самодостаточным, и его модель близка к закрытой экономике, канал валютного курса
зачастую не принимается во внимание
Монетаристский канал (monetarist channel) был предложен современным апологетом монетаризма Аланом Мелтцером в 1995 г. Канал является монетаристским в том понимании, что им описывается
прямой эффект, оказываемый денежным предложением на цены активов. Согласно Мелтцеру из-за того, что портфельные активы не выступают совершенными субститутами, применение инструментов
денежно-кредитной политики ведет к корректировке структуры накопленных активов и относительных цен на них, что, в конечном счете, затрагивает реальный сектор экономики. В монетаристском канале
процентная ставка не играет особой роли, денежно-кредитный импульс изменений передается через денежную базу. Хотя монетаристский канал на уровне макроэкономических моделей и не признан полноценным,
его можно использовать в специфическом анализе, как, например, в случае нулевых процентных ставок в Японии конца 1990-х гг.
В таблице №1 перечислены каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, входящие в модели центральных банков стран Европы. Канал валютного курса присутствует абсолютно во всех
моделях. В уравнении канала учитываются такие ценовые переменные как цены на нефтепродукты, экспортные и импортные товары и услуги. Изменение торгового баланса приводит к коррекции внутренних цен и
заработной платы. Валютный курс оказывает влияние на конкурентоспособность и реальную заработную плату, по меньшей мере, в краткосрочном и среднесрочном периоде.
Канал замещения также существует во всех моделях. В моделях Центрального Банка Ирландии и Европейского Центрального Банка реальные краткосрочные процентные ставки влияют на текущее потребление.
Почти такой же эффект процентных ставок на потребление описывается в моделях Банка Португалии и Банка Греции. В моделях немецкого Бундесбанка и Национального Банка Бельгии на величину потребления
на душу населения влияют не краткосрочные, а долгосрочные процентные ставки. В Италии, Австрии и Финляндии потребительские расходы зависят от банковских кредитных ставок.
Несмотря на то, что канал издержек привлечения капитала входит в большинство моделей центральных банков, механизмы работы этого канала значительно разнятся. В ряде моделей (например, Банка
Финляндии и Европейского Центрального Банка) на частные инвестиции оказывает эффект краткосрочные ставки, в других моделях на инвестиции влияют долгосрочные ставки (Центрального Банка Ирландии,
Банка Испании, немецкого Бундесбанка). Существует также вариант с комбинацией обеих ставок (Банк Франции, Центральный Банк Люксембурга, Национальный Банк Бельгии, Банк Португалии).
Совмещенный канал дохода и потока наличных поступлений исключен из моделей Банков Греции и Ирландии, в связи с тем, что в этих странах финансовые портфели домохозяйств и фирм не играют значительной
роли в экономике. В модели Национального Банка Бельгии канал дохода и потока наличных поступлений учитывает также эффект перераспределения портфеля домохозяйств и фирм.
Канал благосостояния вызывает наибольшие дискуссии среди экономистов центральных банков. Он не входит в модели Германии, Греции, Испании, Франции и Португалии. В тех моделях, где он присутствует,
причиной изменения благосостоянии является колебание цен на финансовые активы (МЗ, облигации, акции и чистые иностранные активы). В модели Центрального Банка Австрии курс акций является эндогенной
переменной. Такую же природу имеют цены на недвижимость в модели Банка Финляндии и стоимость финансового портфеля, состоящего из недвижимости, акций и облигаций, в модели Национального Банка
Бельгии. Кроме того, в моделях Банка Финляндии и Национального Банка Бельгии благосостояние влияет не только на потребление, но и на жилищные инвестиции через цены на недвижимость.
Кроме перечисленных каналов каждый центральный банк разработал свои собственные специфические каналы, учитывающие национальные особенности экономики. Например, инфляционный канал (inflation
channel), объясняет динамику потребления во Франции с точки зрения эффекта Пигу. В немецкую модель входит монетаристский канал, передающий импульсы изменений через процентную ставку. Она, в свою
очередь, оказывает влияние на инфляцию через ценовой гэп, представляющий собой отклонение текущего уровня цен от равновесного уровня цен согласно модели «Р-star». Монетаристский канал,
учитывающийся также в модели Европейского Центрального Банка, предполагает, что инфляция в долгосрочной перспективе является денежным феноменом. Снижение процентной ставки в модели немецкого
Бундесбанка приводит к сжатию агрегата МЗ, что вызывает падение цен в краткосрочном периоде. В итальянской модели существуют также два дополнительных канала: канал ожиданий (expectations channel),
характеризующий влияние изменений в денежно-кредитной политике на инфляционные ожидания, а также портфельный канал (portfolio channel), описывающий эффект перераспределения портфелей домохозяйств и
фирм. Последний канал также входит в модель Национального Банка Бельгии, однако там он совмещается с каналом дохода и потока наличных поступлений. van Els P., Locarno A., Morgan J. and Villetelle
J.-P. “Monetary policy transmission in the euro area: What do aggregate and national structural models tell us?”, p 65-87
ECB Working Paper №94, December 2001.
Таблица 1 . «Каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в моделях ведущих центральных банков»
Источник: van Els P., Locarno A., Morgan J. and Villetelle J.-P. Monetary policy transmission in the euro area: What do aggregate and national structural models tell us?
ECB Working Paper №94, December 2001.
|
Центральный банк
|
Канал валютного курса
|
Канал замещения
|
Узкий канал кредитования
|
Канал дохода и потока наличных поступлений
|
Канал благосостояния
|
|
Национальный Банк Бельгии
|
+
|
*
|
+
|
*
|
+
|
|
Немецкий Бундесбанк
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
|
Банк Греции
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
Банк Испании
|
+
|
+
|
*
|
+
|
-
|
|
Банк Франции
|
+
|
+
|
*
|
+
|
-
|
|
Центральный Банк Ирландии
|
+
|
+
|
*
|
-
|
+
|
|
Банк Италии
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Центральный Банк Люксембурга
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
|
Банк Нидерландов
|
+
|
+
|
+
|
*
|
*
|
|
Центральный Банк Австрии
|
+
|
+
|
+
|
+
|
*
|
|
Банк Португалии
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
|
Банк Финляндии
|
+
|
+
|
+
|
+
|
*
|
|
Европейский Центральный Банк
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
«+» - канал входит в модель, «-» специфические особенности.
2.3. Финансовые системы
В зависимости от типа национальной финансовой системы денежно-кредитные импульсы могут проходить по тем либо иным каналам трансмиссионного механизма. В зарубежной экономической литературе
различаются две финансовые системы - антагонисты. В первой, банковской финансовой системе (bank-based system or bank-oriented system), финансовые ресурсы распределяются преимущественно через
банковский сектор экономики. Во второй, рыночной финансовой системе (market-based system or market-oriented system), финансирование реального сектора экономики осуществляется через рынок
ценных бумаг. Наиболее яркими представителями обоих типов систем выступают Соединенные Штаты и Германия (см. табл. 2). В США финансовая система целенаправленно стоилась с упором на развитие
рыночной конкуренции и диверсификации рисков. На протяжении десятилетий кропотливо велась работа по совершенствованию рынка ценных бумаг. Его основы были заложены после финансового кризиса и
Великой Депрессии: в 1927 г. был принят Закон МакФэддена, запрещавший создание отделений банков в других штатах, в 1933 г. - Закон Гласса-Стигола, разделивший банки на коммерческие и
инвестиционные, и т.д. В Германии после Второй мировой войны перед властями стояла сложнейшая задача воссоздания финансовой системы и подъема экономики из руин. Хотя в период оккупации Германии
союзниками предполагалось на немецкую почву перенести англосаксонскую модель финансовой системы, тем не менее, в ходе послевоенного развития произошла концентрация финансовых ресурсов в руках
банковского сектора. На авансцену выдвинулись крупные банки, которые сосредоточили в своей собственности большую часть промышленных предприятий. В результате финансовые ресурсы стали
перераспределяться не через фондовый рынок, а через банковские институты. В настоящее время рыночная финансовая система наиболее ярко представлена кроме США в Великобритании и Канаде, а банковская
финансовая система - кроме Германии в Австрии и Японии. Как правило, банковские системы больше присущи развивающимся странам, в то время как рыночные системы - развитым странам (см. табл. 3)
Источник: Demirguc-Kunt Asli and Levine Ross. Bank-based and Market-based Financial Cross-Country Comparisons. Unpublish Manuscript. University of Minnesota, June 1999.,p25
. Хотя в 1990-е гг. во всем мире наблюдается дрейф национальных финансовых систем в сторону рыночной системы, четкое разделение обоих типов систем продолжает сохраняться.
Таблица 2. Структура национальных финансовых активов и пассивов
трех крупнейших мировых экономик
Источник: Baba N. and Hisada T. Japans Financial System: Its Perspective and the Authorities Roles in Redesigning and Administrating the System. IMES Discussion Paper №02-E-l, 2002. Источник: Baba
N. and Hisada T. Japans Financial System: Its Perspective and the Authorities Roles in Redesigning and Administrating the System. IMES Discussion Paper №02-E-l, 2002.
|
СТАТЬЯ БАЛАНСА
|
США
|
ЯПОНИЯ
|
ГЕРМАНИЯ
|
|
Структура пассивов нефинансового сектора
|
|
Кредиты в национальной валюте
|
12,1%
|
38,8%
|
33,3%
|
|
Долговые ценные бумаги
|
8,2%
|
9,3%
|
1,3%
|
|
Акции и паи
|
66,6%
|
33,8%
|
54,3%
|
|
Торговые и валютные кредиты
|
13,0%
|
18,1%
|
11,0%
|
|
Структура финансовых активов домохозяйств
|
|
Наличные денежные средства и депозиты
|
9,6%
|
54,0%
|
35,2%
|
|
Долговые ценные бумаги
|
9,5%
|
5,3%
|
10,1%
|
|
Инвестиционный траст
|
10,9%
|
2,3%
|
10,5%
|
|
Акции и паи
|
37,3%
|
8,1%
|
16,8%
|
|
Страхование и пенсионные резервы
|
30,5%
|
26,4%
|
26,4%
|
|
Прочие финансовые активы
|
2,2%
|
3,9%
|
1,1%
|
|
|
Таблица 3.
Классификация стран по типу финансовой системы в соответствии со сводным индексом финансовой структуры.
Источник: Demirguc-Kunt Asli and Levine Ross. Bank-based and Market-based Financial Cross-Country Comparisons. Unpublish Manuscript. University of Minnesota, June 1999.
|
Место
|
Банковская финансовая система
|
Рыночная финансовая система
|
Банковская финансовая система
|
Рыночная финансовая система
|
|
Финансово развитые страны
|
Финансово неразвитые страны
|
|
1
|
Панама
|
Нидерланды
|
Бангладеш
|
Дания
|
|
2
|
Тунис
|
Таиланд
|
Непал
|
Перу
|
|
3
|
Кипр
|
Канада
|
Египет
|
Чили
|
|
4
|
Португалия
|
Австралия
|
Коста-Рика
|
Ямайка
|
|
5
|
Австрия
|
ЮАР
|
Барбадос
|
Бразилия
|
|
6
|
Бельгия
|
Южная Корея
|
Гондурас
|
Мексика
|
|
7
|
Италия
|
Швеция
|
Тринидад и Тобаго
|
Филиппины
|
|
8
|
Финляндия
|
Великобритания
|
О-в Маврикий
|
Турция
|
|
9
|
Норвегия
|
Сингапур
|
Кения
|
-
|
|