12
СОДЕРЖАНИЕ
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Древнего Вос-тока -- колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV--III вв. до н. э.) обосновывали существо-вавшее в то время общественное разделение труда и отношение господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций, обосновывается резкое отмежевание умственного труда от физического. Причем первый объявляется монополией "высших" слоев, а второй -- уде-лом "простолюдинов", основную массу которых составляли рабы. Выдающийся мыслитель Древнего Китая Сюнь Цзы призывал к освобождению рабов- земледельцев и рабов-ремесленников. Он считал, что "накопленным богатством" должны пользоваться все люди, которые равны от рождения, и люди из народа могут поль-зоваться правом частной собственности на землю.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта, Платона, Аристотеля) образуют теоретически исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ и правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивален-тов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладения физиче-ский труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт оценивался только полезностью, а не трудом.
Экономическая мысль Древнего Рима являлась своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь мы также встречаем обоснование необходимости рабства, но в высказываниях римских мыслителей уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладельческого строя. Так, Сенека утверждал, что по природе все люди равны. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека осуждал рабство, вы-ступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущен-ников занимался ростовщичеством и был очень богат. Идеи Сенеки оказали влияние на христианство.
Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов и многие другие экономи-ческие проблемы изложены в той или иной степени в христи-анском учении. Но это еще не было систематизированное уче-ние об экономике, хотя термин "экономия" впервые введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяй-ства. Термин "экономия" состоит из двух греческих слов: "ойкос" -- дом, хозяйство, "номос" -- учение, закон.
Как наука экономическая теория возникла в XVI--XVII вв. в период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обра-щения. На эти процессы экономическая наука откликается по-явлением меркантилизма.
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства, но трактовали они этот вопрос непра-вильно, так как источник богатства они выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами, отсюда и название "меркантильный" -- денежный.
Идейно близкой к меркантилизму является политика протек-ционизма, на-правленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.
Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль.
Томас Ман -- купец, богатый английский экономист. Став купцом и нажив солидное состояние, он передал свой опыт в двух небольших сочинениях: "Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией" и "Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства". В то время торговля и обращение денег играли настолько боль-шую роль, что слова "торговля" и "экономика" считались почти однозначными. Томас Ман главным видом капитала считал торго-вый капитал, богатство олицетворял с денежной формой, а путем обогащения признавал торговлю, в которой вывоз товаров преоб-ладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.
Антуан Монкретьен вошел в историю как яркий представитель мер-кантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выхо-дом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615 г.) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
Первая часть данного термина произошла от слова "политейя", что означает государственное устройство. Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства. Появление данного термина в это время не случайно. оно обусловлено возрастающей ролью государства в первона-чальном накоплении капитала и во внешней торговле. Послед-няя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли. "главной целью различных ремесел" и лучшим способом приобретения могущества государства. А. Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. "Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, -- писал он, -- но наличие предметов, необходимых для жизни и для одеж-ды...", Он был противником роскоши, которая, по его словам, "для государства чума и роковое разорение".
Учение Вильяма Петти (1623--1686) является как бы пере-ходным моментом от меркантилистов к классической (подлин-ной) науке -- политической экономии. Его работы -- "Трактаты о налогах и сборах" (1662 г.), "Слово мудрым" (1665 г.). " Политическая анатомия Ирландии" (1672 г.), "Политическая арифметика" (1676 г.), "Кое-что о деньгах" (1682 г.). Последняя работа оценена Ф.Энгельсом как шедевр политической эконо-мии. Заслуга В. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля -- его мать".
Новое направление в развитии экономики как науки представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Главным представителем и основа-телем этого направления был Франсуа Кенэ (1694--1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное меди-цинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпа-дур. В 52 года после научных работ по медицине Ф.Кенэ напи-сал главный свой труд по политической экономии "Экономи-ческая таблица", где была сделана гениальная попытка анализа макроэкономического равновесия с позиции установления опре-деленных балансовых пропорций между натуральными и стоимо-стными элементами общественного продукта. Ф.Кенэ опроверг учение меркантилистов в том, что обмен создает богатство: источ-ником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а имен-но превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источ-ником богатства считался труд только в земледелии.
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723--1790 гг.) и Давида Рикардо (1772--1823 гг.).
Адам Смит родился в маленьком шотландском городке Керколди в семье главного контролера таможни его величества. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политиче-ским наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социо-логии и экономике. Его первая книга -- "Теория нравственных чувств". Он -- автор "Истории цивилизации Англии".
А. Смит вошел в историю экономической мысли как осно-воположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план -- дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпустил книгу "Исследование о природе и причине богатства народов" (1777 г.). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономиче-ских знаний, тем самым А. Смит выполнил свою историческую задачу. Основная идея в учении А.Смита -- идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регу-ляторы он называл "невидимой рукой". А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условие повышения его производительности, впервые отметил, что в образовании стоимости лежит не только живой, но и овеществленный продукт -- "перенесенная стоимость", создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 гг. занимался коммерческой деятельностью, нажил миллионное состояние. Будучи крупным землевладельцем, по-святил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А.Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный труд Д.Рикардо -- "Начала политической экономии и налого-вого обложения" (1809 и 1817гг.). Он показал, что единствен-ным источником стоимости является только труд рабочего, кото-рый и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты), что прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратно- пропорциональной зависимости между заработной платой и при-былью, указал на тенденцию к понижению нормы прибыли, рас-крыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в ос-нову английского утопического социализма.
На ошибки классической школы неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX -- начале XX вв. Так, B.Я.Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсо-лютную формулу, считая свои теоретические выводы пригод-ными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, а принципы вечными постулатами создания нормального строя экономических отношений. Этим самым классическая шко-ла исключала способность к историческому развитию. Крупным недостатком классической экономики было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни. И это понятно: при нена-висти к абсолютной монархии они невольно уменьшали значе-ние государственного регулирования человеческих отношений.
Определенным этапом эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Леонара Симонда де Сисмонди (1773--1842). Он учился в Женевском университете, жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд -- "Новые начала политической экономии" (1819 г.). Сисмонди выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр экономиче-ского учения Сисмонди ставил распределение, от которого за-висят потребление и производство. Он считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социаль-ного механизма ради счастья человека.
Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) - Франция и Роберт Оуэн (1771--1858) -- Великобритания. Они выступили с крити-кой капитализма и требованием реорганизации производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, ликвидации противоположности между умственным и физиче-ским трудом, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье -- гармонией, Оуэн -- коммунизмом. Они были против револю-ции и политической борьбы.
Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, К.Маркс и Ф.Энгельс создали теоре-тическую концепцию, получившую обобщенное название "марксизм". Их идеи в той или иной степени были дополнены и несколько переработаны В.И.Лениным, а также русскими и советскими экономистами до 80-х годов XX в.
Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) -- важнейший этап в теоретической экономике, представляющий со-бой всестороннее исследование законов развития капиталистиче-ского общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя характеризуется формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная заня-тость, ведение хозяйства по единому плану.
Карл Маркс (1818--1883) -- немецкий мыслитель-энциклопедист, родился в семье адвоката. Отличаясь большой работо-способностью и увлеченностью, К.Маркс и его многочисленная семья жили в бедности, потому что он почти никогда не имел оплачиваемой работы. Финансовую поддержку он получал в основном от родителей жены -- баронессы фон Вестфален и от своего друга и соратника Ф.Энгельса, потомственного фабри-канта. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Главный труд К.Маркса "Капитал" сделал автора одним из величайших экономистов мира. Ф.Энгельс на-зывал "Капитал" библией рабочего класса. Несмотря на слож-ный язык и некоторые несоответствия отдельных положений теории с жизнью, на которые указывал и Ф.Энгельс, это произ-ведение можно отнести к шедеврам немецкой науки. Главные от-крытия К.Маркса заключаются в том, что он раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения -- противоречия, создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, и прибавочной стоимости, показал ис-торически приходящий характер капитализма как формации, раскрыл сущность абсолютной ренты и т.д.
Догматическое изложение главных идей марксизма при попытке построения социалистического общества в отдельных стра-нах оказало плохую услугу этому великому для своего времени учению. Конечно же не лишено оно и отдельных недостатков. Одним из них является то, что главное внимание в труде уделя-лось антагонизму классов, а практические рекомендации для про-цветания общества в настоящем оказались на заднем плане.
История лишь частично подтвердила справедливость положений и выводов марксистской экономической теории. Так, мысли К.Маркса об абсолютном обнищании пролетариата в условиях капитализма, о капиталистическом обществе как сугу-бо эксплуататорском оказались ошибочными.
Идеи, изложенные в работах К.Маркса, нашли отдельных последователей среди известных российских и западных эко-номистов. В то же время марксизм и в прошлом, и в настоя-щем сурово критиковался и продолжает критиковаться.
Таким образом, классическая школа теоретической эконо-мики, зародившаяся на рубеже XVII и XVIII вв., просущество-вала с различными модификациями до конца XIX в. Она была теорией аналитического типа, то есть изучала сущность эконо-мических явлений и их внешние формы, и классифицировала экономические категории по определенной схеме, согласно -ко-торой сфера производства была объявлена первичной по отно-шению к сфере обращения, а главной, исходной категорией, объявлялась трудовая стоимость (в другой трактовке -- издерж-ки производства).
В конце XIX -- начале XX вв. происходит отказ от теории классической школы, который характеризует переход от аналитического типа науки к систематическому, переход от вопроса "В чем сущность данного явления?" к вопросу "Как экономиче-ские явления взаимодействуют?" В это время и формируются основные направления экономической мысли XX в.
К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX -- начале XX вв. Они представлены широким разнообрази-ем позиций, взглядов, концепций.
Главные направления современной эко-номической мысли:
неоклассическое;
кейнсианское;
институционально-социологическое.
Неоклассическое направление возникло в конце XIX в. как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бем-Баверк, а также английский экономист Стенли Джевонс.
Кризис и Великая депрессия показали невозможность свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества. В связи с этим появляется новое экономическое учение -- кейнсианство, требующее серьезного вмешательства в экономику государства.
В 70-80-е гг., когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производ-ства, снова становится актуальным неоклассическое учение. Таковым оно остается по настоящее время. В западной эконо-мической литературе это направление получило название "новой классической экономики".
Современная экономическая наука, получившая название "Экономикс", которая, по существу, излагает принципы эконо-мики в свободной рыночной системе, имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию, зародившуюся в послед-ней трети XIX в.
Курс "Экономикс" впервые начал читаться в Кембриджском университете А.Маршаллом в 1902 г., он сменил курс политиче-ской экономии классической школы Дж.С.Милля. В 1890 г. вы-шла книга Альфреда Маршалла "Принципы экономикс", которая в России переведена как "Принципы политической экономии". И здесь нет ошибки, так как А. Маршалл под термином "экономикс" подразумевал политическую экономию. Появление термина "экономикс" не случайно. Во-первых, это объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во-вторых, экономический кризис в конце XIX в. и почти 20-летняя депрес-сия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику. А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкурен-ции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыноч-ной экономике, что и получило отражение в новом термине, в котором исчезла первая часть прежнего названия науки.
Сегодня под таким названием выходят в свет многочислен-ные учебники по теоретической экономии. Наиболее популярным считается учебник П. Самуэльсона "Экономикс". В нем автор подчеркивает, что "экономическая теория, или политическая экономия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с со-циальными науками, экономикой домоводства, управлением предприятием, но имеет свой предмет" Самуэльсон П. Экономикс. М.1998. Ч 1..
Таким образом, экономике и политическая экономия в англоамериканской литературе рассматриваются как синонимы.
В российской экономической литературе до недавнего вре-мени термин "экономикс" рассматривался как название буржу-азной экономической науки. Отрицание этой науки требовала не только чрезмерная идеологизация, основанная на классовых подходах ко всем экономическим проблемам, но и практика хозяйствования централизованно планируемой административ-но-командной системы.
При более внимательном изучении курса "экономикс" мож-но отметить, что "экономикс" - понятие многозначное. Оно характеризует:
специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- , мезо - и макроуровнях;
науку, носящую более прикладной характер по сравне-нию с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;
цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю эконо-мических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.
Это служит основанием для ряда политэкономов России и США для разграничения предмета политической экономии и экономикс.
Маржинализм -- это теория, представляющая экономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъектов и объясняющая эко-номические процессы и явления, исходя из новой идеи -- использо-вания предельных (max или min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Например, теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффек-тивностью потребления продуктов и показывает, насколько изме-нится удовлетворение потребления при добавлении единицы оце-ниваемого продукта в отличие от затратной концепции. Главные категории в этом направлении: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и т.д.
Маржинальный (предельный) экономический анализ был принят научной общественностью с выходом работ австрий-ского ученого Карла Менгера -- основателя так называемого маржинального направления экономико-математической мыс-ли; английского экономиста Уильяма Стенли Джевонса -- од-ного из авторов предельной полезности, пользующейся попу-лярностью до сих пор; француза Леона Вальраса -- одного из авторов теории и моделей равновесия.
Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.
Маршалл, стараясь объединить теорию предельной полезности и теорию издержек производства, пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен. Они являются равноправными элементами механизма ры-ночного ценообразования. А. Маршалл использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса, кото-рые до сих пор актуальны для объяснения рыночных явлений.
Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.
Монетаризм -- теория, исходящая из представления о решаю-щем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экономиче-ских процессов. Монетаристы сводят управление экономикой пре-жде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и ус-тановлению высокого кредитного банковского процента.
Американский ученый М. Фридмен -- признанный глава "новой монетаристской школы". Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике, проводимой Р. Рейганом в США. На об-ложке книги М. Фридмена "Свобода выбора" Рейган написал:
"Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Аме-рики". По мнению М.Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в ры-ночные отношения. В России с монетаристской теорией связы-вают имя Егора Гайдара.
Неолиберализм -- течение, согласно которому необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в эко-номику (принцип, заложенный еще А.Смитом), ибо частное предпринимательство способно вывести из кризиса экономику и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности. Главными теоретиками концепции экономического либерализма XXв. явля-ются американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес и его блестящий ученик Фридрих фон Хайек, а также в некоторой степени Йозеф Шумпетер.
По мнению Л.Мизеса социализм, то есть цен-трализованно управляемая экономика с регулируемым прави-тельством рынком, долго просуществовать не может, ибо цены не отражают спроса и предложения, не служат указателем, в каком направлении следует развиваться производству. "Регули-руемая экономика социализма", по словам Мизеса, превраща-ется в царство произвола составителей плана, планируемого хаоса. Единственно разумной экономической политикой может быть лишь либерализм. Абсолютными основаниями цивилиза-ции являются разделение труда, частная собственность и сво-бодный обмен. Главные работы Л. Мизеса -- "Либерализм", "Человеческие действия: трактат об экономике", "Основания экономической науки: очерки методологии" и др.
Фридрих А. фон Хайек, по происхождению не-мецкий. а по месту деятельности американский экономист, стал проповедником рыночной экономики XX в., лауреат Но-белевской премии по экономике в1974 г. В своей книге "Дорога к рабству" он доказывает, что всякий отказ от эконо-мической свободы, рыночного ценообразования ведет к диктатуре, экономическому рабству, утверждает превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной и командной экономикой, подчеркивает, что социалистические идеи государственной экономики обречены на полный провал.
Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик. Людвиг Эрхард создал собственную теорию социально ориентируемого рыночного хозяйства, воплотив ее на практике. Основные положения этой теории: необходимость свободной цены, свобод-ной конкуренции, правильное соотношение спроса и предложе-ния, равновесие экономики. Государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную на-правленность в их развитии. Эта теория изложена в книге, опуб-ликованной в 1956 г., "Благосостояние для всех".
Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Мейнард Кейнс, служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безна-личной денежной массы. Дж.М.Кейнс -- выходец из научной среды, его отец был английским ученым-экономистом. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К.Маркса. В главном произведении Дж.М.Кейнса "0бщая теория занятости, процента и денег" (1936 г.) изложены его теория и программа государственного регулирования экономики. Эта теория получила широкое распространение в пра-восоциалистической литературе и приобрела многочисленных, оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Дж. Кейнс ис-следовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления для того, чтобы при помощи государственного регулирования обеспечить меры бесперебойного функционирования экономики. Он сформулировал макроэкономический, взаимообусловленность совокупных показателей -- националь-ного дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др.
Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнснанской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А. Смита и Д.Рикардо, а также из экономической теории марксизма, что дало повод для ут-верждения о возможности "перебросить мост" между кейнсианством и марксизмом. Ключевыми проблемами, по Кейнсу, являются емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория за-нятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.
Неокейнсианцы, к числу которых относится, в частности, английский экономист Джоан Робинсон, исходят из необходимости более полного учета факторов нестационарно-сти, динамики экономических процессов.
Джоан Робинсон - одна из самых известных в мире жен-щин-экономистов, автор теории несовершенной конкуренции. В своей книге "Экономика несовершенной конкуренции" она показала, что в реальной действительности имеет место несовершенная конкуренция, в условиях которой фирмы продают свои товары по более высоким ценам, чем при совер-шенной конкуренции, получают больше прибыли, потребитель терпит убытки. Это приводит к застойным явлениям в эконо-мике, порождает спад производства и безработицу.
Третьим направлением современной экономической мысли является институционально-социологическое направление, предста-вителями которого являются Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Мит-челл, Дж.Гэлбрейт. Все его сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-эконо-мические. Под "институтами" они подразумевают корпорации, профсоюзы, государство. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капиталистического общества: засилие монополий, изъяны свободной рыночной стихии, рас-тущая милитаризация экономики, отдельные пороки "общества потребления" (например, бездуховность) и т.д.
Американский экономист Торстейн Веблен прославился на весь мир книгой "Теория праздного класса", в которой он отверг попытки политэкономов упро-щать действительность и считать, что поведение человека мож-но описать математически, с помощью уравнений. Он считал, что в обществе возможна лишь временная стабильность. В ре-зультате революции богатые беспрепятственно улучшают свое положение, а нищие слои населения и далее будут терпеть ли-шения, В связи с тем, что потребление в современном обществе становится средством повышения статуса, количество товаров при высоких ценах будет возрастать скорее, чем при низких. Жажда предпринимателей к наживе толкает их на беспринцип-ные поступки: попытки устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров. Нападки Веблена на капитализм, безусловно, приводили к враждебности по отношению к нему. Ему были закрыты при жизни дороги к академическим почестям и пре-стижу в ученом мире. Веблен был обречен на духовное одино-чество и смерть в нищете, но его теория и сегодня остается ак-туальной. По мнению известных экономистов теория Веблена современна и сегодня.
Данное направление теоретической экономики в начале XX в. появилось в качестве реакции на распространение маржинализма, ограничивающего свои исследования чистой эко-номикой. Теоретической базой для нового интернационального направления экономической науки послужила историческая школа в Германии, наиболее крупными представителями кото-рой были В. Зомбарт, А. Шпитхоф и М. Вебер. Главная их идея, взятая на вооружение институционально-социологическим на-правлением, -- это постоянное изменение экономики, единое рыночное пространство, единое государство, переход от одной экономической модели к другой. Причем считалось, что развитие идет по восходящей линии к высшей морально-этической цели.
В институционально-социологическом направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс (НТП) ведет к преодолению социальных противоречий, бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постин-дустриальному, супериндустриалъному или "неоиндустриальному" (то есть информационному) обществу. Абсолютизация роли тех-нико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции
Современная эволюция институционально-социологического | направления экономической теории характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. На основе этих взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результа-ты которой позволяют говорить "о социализации капитализма". Главная идея современного институционализма заключается в утверждении не просто возрастающей роли человека как ос-новного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постин-дустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.
В экономической теории в настоящее время используется широкий спектр общих и частных методов научного познания, который сформировался в процессе ее развития.
Очевидно, что экономика, как одна из важнейших общественных наук, будет и в дальнейшем развиваться одновременно с развитием производственных отношений.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |