2
Челябинский Государственный Университет
Введение_____________________________________________________________3
Глава 1. Сущность учения меркантилистов и их взгляды на роль государства в экономике
1.1. Эволюция идей меркантилизма на вмешательство государства в экономику______________________________________________________7
1.2. Взгляды Антуана де Монкретьена на роль государства в экономике ____14
1.3. Экономические идеи Томаса Мана ________________________________16
Глава 2. Взгляды камералистов на государственное вмешательство в экономику___________________________________________________________ 20
Глава 3. Применение идей меркантилизма и камерализма о роли государства в экономике сегодня ____________________________________________________24
Заключение __________________________________________________________31
Список использованной литературы _____________________________________36
Приложения _________________________________________________________ 37
Введение
Тема моей работы актуальна на сегодняшний день и интересна с исторической точки зрения. Меркантилисты и камералисты внесли неоценимый вклад не только в развитие экономической науки, но и в эволюцию взглядов на вмешательство государства в экономику.
Проблема государственного вмешательства в экономику, на мой взгляд, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика иди же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система- это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
В 1615 г. француз А. Де Монкретьен опубликовал «Трактат о политической экономии». Таким образом А. Де Монкретьен ввел существенно новый термин - «политическая экономия». В своей работе автор давал советы королю Франции для проведения выгодной экономической политики, которая позволила бы нажить богатство для государства.
Работа А. Де Монкретьена явилась предпосылкой к появлению в начале 17 века во Франции, в Англии и в Испании такого экономического течения, как «меркантилизм». Самыми яркими представителями меркантилистов стали Т. Ман в Англии и Ж.-Б. Кольбер во Франции. Меркантилисты, как и А. Де Монкретьен, искали ответ на вопрос о том, какой должна быть государственная политика, чтобы богатство страны увеличивалось. По их мнению, богатство создавалось в сфере обращения, т. е. посредством торговли. Главным критерием богатства в то время считалось наличие золота и серебра, поэтому государство должно было запретить вывоз драгоценных металлов за границу, а также ввоз в страну товаров, которые нужно обменивать на драгоценные металлы. В то же время государство должно было поощрять производство и вывоз за границу для продажи как можно большего числа товаров, которые потом возвращались бы в страну в виде золота и серебра.
Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.
С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19 веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.
Со второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно - техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.
Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.
Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные комплексы, тесно связанные с правительством.
Именно тогда опять стали актуальными идеи меркантилистов и камералистов о государственном вмешательстве в экономику.
Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.
И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.
Цель работы: проанализировать взгляды меркантилистов и камералистов на роль государства в экономике.
Задачи работы:
- рассмотреть историческое развитие и значение идей меркантилизма на вмешательство государства в экономику;
- описать экономические взгляды Антуана де Монкретьена (основоположника политической экономики) и Томаса Мана на роль государства в экономике;
- охарактеризовать значение взглядов камералистов на государственное вмешательство в экономику;
- проследить применение идей меркантилизма и камерализма о роли государства в экономике сегодня.
В процессе написания работы использовались различные источники по выбранной теме. Это учебники, монографии и научные статьи различных исследователей взглядов меркантелистов и камералистов М. Блауга, И. Плотникова, М. Сторчевой, Ю. Старилова, Д. Розенберга, А. Худокормова и др. экономистов.
Глава 1. Сущность учения меркантилистов и их взгляды на роль государства в экономике
1.1. Эволюция идей меркантилизма на вмешательство государства в экономику
Вытеснение натурально-хозяйственных отношений рыночны-ми экономическими отношениями охватывает исторический от-резок «переходного времени» примерно с XVI по XVIII в. Этот период в экономической литературе называют обычно периодом меркантилизма или меркантилистской системы.
Понятие «меркантилизм» происходит от слова латинского про-исхождения mercari (торговать). По-английски и по-французски mercantile означает «торговый», а итальянское mercante означает «тор-говец» или «купец». Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих географических от-крытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления ка-питала», возникновение новых типов хозяйствующих субъектов -- собственников-предпринимателей и наемных работников.
Основные представители: Уильям Стаффорд (1554 - 1612), Томас Ман (1571 - 1641), Антуан де Монкретьен (1575 - 1621), Антонио Серра (даты жизни и смерти не известны).
По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Дан-ная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом миро-воззренческими принципами меркантилистов, как-то:
1) золото и сокровища любого рода как выражение сути бо-гатства;
2) регулирование внешней торговли с целью обеспечения при-тока в страну золота и серебра;
3) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
4) протекционистские тарифы на импортируемые промышлен-ные товары;
5) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
6) рост населения для поддержания низкого уровня заработ-ной платы. Блауг М. Меркантилизм. М., 1996. С.76-77
Наряду с этим следует отметить, что в отличие от средневеко-вых «традиций и обычаев» государственного вмешательства в эко-номику в период меркантилизма координирующие и регулирующие хозяйственную жизнь меры государства проявляли себя через раз-личные указы и статуты, посредством которых предполагалось воз-вести «всеобщую коммерциализацию в ранг национальной поли-тики». Однако в то же время, подобно сторонникам феодального порядка, меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли -- исходного условия формирования рыночной эко-номики. Поэтому «при меркантилистском хозяйственном строе не-зависимая экономическая система попросту не существовала», а «безусловная вера в абсолютную власть просвещенной деспотии еще не была поколеблена даже намеками на демократию».
Такого рода государственная забота меркантилистов о развитии рыночной системы совершенно нерыночными способами предоп-ределила объективную невозможность политики свободной кон-куренции. Это, в частности, проявилось в сохранении во Фран-ции ремесленных цехов и феодальных привилегий вплоть до 1790 г. В Англии же только в 1813--1814 гг. был аннулирован Статут о ре-месленниках и лишь в 1834 г. был отменен елизаветинский Закон о бедных.
Тем не менее ярко выраженная протекционистская экономичес-кая политика государственной власти времен меркантилизма, ко-торая нацелена (ради приумножения денежного богатства) на пре-вышение экспорта над импортом и неэквивалентный обмен во внешней торговле, обеспечивающий активный торговый баланс (положительное сальдо), кардинально изменила роль торгового ка-питала в экономике. Дело в том, что при меркантилизме именно благодаря непосредственному участию купцов в национальной промышленности последняя стала развиваться на коммерческой основе и постепенно перешла под их контроль. Подобное стало возможным еще и потому, что купец «знал рынок, знал объем и качество существующего спроса, он мог, наконец, обеспечивать поставки... товаров, которые использовались в надомном производстве... но так как дорогое оборудование еще не существовало, то купец особенно ничем не рисковал, беря на себя ответственность за производство». Вот почему вплоть до конца XVIII в. промышленное производство в Западной Европе оставалось простым придатком торговли.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в доиндустриальной экономике меркантилизма еще отсутствовали про-блемы регулярной занятости и фабричной дисциплины. При этом в теориях меркантилистов преобладали представления о неэлас-тичности спроса и целесообразности превышения экспорта над импортом, поощрения экспорта капитала и одобрения обществен-ных работ, а также предубеждение, будто только политика «разо-ри соседа» обогатит нацию.
Таким образом, меркантилизм как первая школа экономичес-кой мысли периода зарождающихся рыночных экономических отношений имеет целый ряд теоретико-методологических особен-ностей. Их суть сводится к тому, что меркантилисты:
в качестве предмета изучения (экономического анализа) пред-почитают рассмотрение проблем сферы обращения, причем в от-рыве от проблематики сферы производства;
в качестве метода изучения используют в основном эмпиризм, приводящий к описанию на каузальной основе внешних проявле-ний экономических явлений и исключающий возможность систем-ного анализа всех сфер экономики;
возникновение денег считают следствием искусственного изоб-ретения людей, а сами деньги отождествляют с богатством;
происхождение стоимости (ценности) денег трактуют в связи с «естественной природой» золотых и серебряных денег и их ко-личеством в стране;
повышение предложения труда увязывают с необходимостью более низкой, а не высокой заработной платы;
экономический рост рассматривают как следствие приумноже-ния денежного богатства страны благодаря государственному ре-гулированию внешней торговли и достижению положительного сальдо торгового баланса и т.д.
Ранний меркантилизм возник еще до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в. На том этапе торго-вые связи между странами были развиты слабо, имели эпизоди-ческий характер. Для достижения положительного сальдо во внеш-ней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным:
устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары;
всемерно ограничивать импорт товаров;
не допускать вывоза из страны золота и серебра (с ними отож-дествлялось денежное богатство).
Следовательно, теория монетаризма ранних меркантилистов может быть определена как теория «денежного баланса».
Раннему меркантилизму было присуще понимание ошибочно-сти концепции номиналистической теории денег, восходящей к древним временам и в том числе к трудам древнегреческого фи-лософа Аристотеля (IV в. до н.э.). Последний, как известно, пола-гал, что монета «существует не по природе, а по установлению, и в нашей власти изменить ее или вывести из употребления». Рас-суждая так, номиналисты отрицали не только товарную природу денег, но и их связь с благородными металлами.
Однако во времена раннего меркантилизма, как и в средние века, правительство занималось порчей национальной монеты, снижая ее ценность и вес в надежде заинтересовать иностранных купцов обменивать их деньги на туземные и покупать больше то-варов. Превращение денег в условный знак, фиксированное соот-ношение находящихся в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма) оправдывались как фактами обращения неполноценных денег, так и ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами в силу своих природных свойств, выполняя функции меры стоимости, сокровища и ми-ровых денег.
Поздний меркантилизм охватывает период со второй полови-ны XVI в. по вторую половину XVII в., хотя отдельные его эле-менты продолжали проявлять себя и в XVIII в. На этом этапе тор-говые связи между странами становятся развитыми и регулярны-ми, что во многом было обусловлено поощрением развития на-циональной промышленности и торговли государством. Чтобы достичь активного торгового баланса выдвигались рекомендации: завоевывать внешние рынки благодаря относительно дешевым товарам (т.е. невысоким ценам), а также перепродаже товаров од-них стран в других странах; допускать импорт товаров (кроме предметов роскоши) при сохранении в стране активного торгового баланса; вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торго-вых сделок, посредничества, т.е. для увеличения их массы в стра-не и сохранения активного торгового баланса.
Поздние меркантилисты сместили акцент в теории монетариз-ма, противопоставив идее «денежного баланса» ранних мерканти-листов идею «торгового баланса».
Признавая товарную сущность денег, их ценность поздние мер-кантилисты по-прежнему усматривали в естественных свойствах золота и серебра. Однако именно они обусловили переход от ме-таллической к количественной теории денег и системе монометал-лизма. И если ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления, то поздние -- функцию сред-ства обращения.
Возникновение количественной теории денег стало как бы ес-тественной реакцией на «революцию цен» XVI в., вызванную огром-ным приливом в Европу из Нового Света золота и серебра и по-казавшую причинную взаимосвязь изменений количества денег и цен товаров. По убеждению поздних меркантилистов, ценность денег находится в обратной зависимости от их количества, а уро-вень цен на товары прямо пропорционален количеству денег. Они тенденциозно полагали, что увеличение предложения денег, по-вышая спрос на них, стимулирует торговлю.
Рассмотрим кратко основные позиции наиболее популяр-ных меркантилистов позднего или, как еще говорят, зрелого периода.
Например, Томас Мен название своей книги озаглавил так: «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внеш-ней торговли как принцип нашего богатства» (1664). Этот автор хотя и признавал, что приток в страну драгоценных металлов подни-мает внутренние цены, тем не менее настаивал только на этом положении. Он был уверен, что надо «продавать по возможности дешево, лишь бы не терять сбыта...». Что же касается увеличения ввоза в страну товаров за наличные деньги, то выгоду здесь Т. Мен видел в том, что достигнутое увеличение «...в конце концов, пос-ле вывоза этих товаров снова за границу, превращается в ввоз го-раздо большего количества денег».
Во многом похожие с Т. Меном суждения высказывал Дж. Локк, считавший, кстати, что «богатство» надо рассматривать не просто как большое количество золота и серебра, а большее в сравнении с другими странами.
Почти повторил Дж. Локка и Р. Кантильон, утверждая в своем «Очерке о природе торговли» (1755), что «любое государство, где в обращении находится больше денег, нежели в соседних странах, имеет над ними преимущество, пока поддерживает данное изоби-лие». Алентьев Е.О. История экономических учений. Волгоград, 1989. С.238
Наконец, следует упомянуть и о так называемом бумажно-де-нежном меркантилисте Дж. Ало, который в своей работе «Анализ денег и торговли» (1705) настойчиво аргументировал положение о том, что небольшое увеличение цены приводит к существенно-му росту предложения, т.е. о том, что эластичность предложения товаров достаточна высока. Отсюда вполне логичен вывод о воз-можности значительного воздействия на рост производства посред-ством увеличения количества денег в обращении.
Сейчас все страны в какой-то мере придерживаются политики меркантилизма, т.е. основного метода накопления золотого запаса через введение огромных пошлин на импорт товаров и услуг. Эта политика проводится в данный момент и в России, потому что наша промышленность в данный момент не конкурентоспособна даже на Российском рынке при высоких налогах на экспорт. Из всей страны осталось мало предприятий, которые свободно конкурируют на рынке и поэтому они не могут «кормить» всю страну. И правительство вынуждено отказаться от режима свободной торговли, которую так приветствовала перестройка, и вернуться к политике протекционизма.
Но в данный момент существуют такие страны, которые отказались от этой политики и живут за счет корпораций, которые получают огромные деньги за счет экспорта своей продукции. Т.е. они живут по одному из принципов Адама Смита, который звучит так: "Для любого предусмотрительного главы семьи является непреложным правилом: никогда не пытаться производить дома то, что обойдется ему дороже сделать, чем купить... Если другая страна может поставлять нам товар дешевле, чем обойдется его производство внутри страны, лучше его купить".
Потому что пошлины, которые, по сути, являются ничем иным, как налогами, увеличивают цену товаров, а зачастую и ограничивают их выбор, а после того, как они купят более дешевые импортные товары, они могут покупать товары отечественного производства на сэкономленные деньги или инвестируют их. Импорт заставляет также отечественный бизнес конкурировать за доллар потребителя, производить товары более высокого качества за меньшую цену (посмотрите, что сделали автозаводы США в ответ на японскую конкуренцию). Кроме того, импорт сокращает общий уровень инфляции.
Таким образом, в ходе своего развития, идеи меркантилизма о вмешательстве государства в экономику нашли свое практическое применение.
Понятие "камерализм" ведет свое начало от слова "камера" в значении "государственная казна". Камералистика - наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении (так называемая "старая камералистика"). Главной своей задачей немецкие "камералисты" считали пополнение казны доходами от государственных земель и регалий, ибо постоянные и высокие "собственные" доходы делали князей независимыми от согласия сословий на учреждение тех или иных налогов. Французский министр финансов Кольбер усилил государственную поддержку мануфактурных предприятий, которые экспортом своих изделий обеспечивали приток в страну денег, необходимых для построения хозяйства по меркантилистскому, т.е. основанному на торговле, принципу. В мелких немецких территориальных государствах такое развитие шло очень медленно и нередко встречало противодействие. Первые, довольно скромные успехи, достигнутые в Бранденбург-Пруссии (как и других государствах), способствовали общественному прогрессу во всей Германии. Поначалу однако и здесь интересы политически еще незрелой буржуазии бесцеремонно приносились в жертву интересам феодально-абсолютистски ориентированных государственных монополий. Правда, лично Фридрих Вильгельм пытался ослабить узаконенный императором реакционный цеховой устав. Так он разрешил прибывшим из Франции гугенотам использовать в трикотажном деле вязальные машины в Магдебурге (в 1685 г.) и в Берлине (в 1686 г.). Однако это новаторское изобретение, впервые примененное в Австрии еще в 1670 г., не удалось внедрить: использование вязальных машин было запрещено во всей империи специальным законом, целью которого была защита "цеховых" интересов ремесленников, работавших вручную. Розенберг Д.И. История политической экономии. Т. 1. М., 1940. С.342
Повышенная потребность в финансах для содержания двора (государства), чиновничества и военных, а также развитие меркантильной экономической политики сыграли определяющую роль в становлении научных знаний и представлений в областях, изучаемых камералистикой. М. Оссе (1506--1557) показал в своем политическом завещании (тестаменте от 1556 г.) образец правительства и управления территориального государства эпохи времен Реставрации. Г. Обрехт (1547--1612) в сочинении "Пять различных секретов политики при определении на службу, содержании и увеличении хорошей полиции" (1617 г.) составил проект всеобщей программы управления, в которой в качестве предмета управления впервые были показаны общественные отношения и взаимоотношения индивидуумов с государством, управленческими органами, полицейскими учреждениями.
Камеральная наука (которая считалась в ту эпоху также полицейской наукой) выработала свой инструментарий изучения управления, его структурную организацию и процесс совершенствования. Будучи политической по сути, камеральная наука учитывала также учение об экономике и о государственных финансах. На созданных теоретических основах возникла и новая наука административного права XIX столетия.
В средневековых европейских университетах в камералистику входил целый ряд административных и экономических дисциплин. Король Пруссии Фридрих Вильгельм I учредил в г. Галле и во Франкфурте-на-Одере первую кафедру камералистики. С ее введением в университетское образование молодая наука в XVIII в. получила дальнейшее развитие и распространила свой предмет изучения на все связанные с государственной политикой важнейшие дисциплины, особенно на экономическую науку, политику, полицейскую науку, науку о финансах, аграрную науку, мануфактурное дело и горное строительство (получив название "новая камералистика"). Научное значение этого учения стало расти, и уже вскоре кафедры камеральной науки были образованы и в других университетах Европы (например, в Вене в 1752г. и Гёттингене в 1755г.). Со второй половины XIX в. камералистика стала преподаваться и в университетах России.
В XVIII в. бурное развитие науки управления сопровождалось ростом числа научных трудов по проблемам управления, которые в меньшей степени имели научно-систематический характер, в большей -- практически-инструментальный. В литературе анализировались прежде всего вопросы повышения "эффективности" управления с целью усиления и распространения государственной власти, повышения собираемости налогов и сборов, поддержки хозяйства и общего благосостояния. В качестве правового наименования государственного обеспечения "хорошего порядка" в обществе служил термин "власть полиции". Полицейская власть также понималась при этом как осуществление заботы о благосостоянии общества. Практически до XIX в. назначением полицейской государственной деятельности считалось обеспечение "счастья граждан", безопасности и благосостояния. Соответственно этому с термином "полиция" идентифицировалось внутреннее управление (за исключением управления финансами). Поэтому и литература по управлению именовалась "полицейской наукой"; она составляла комбинацию из описаний управленческих дел (случаев, мероприятий) и изданных в связи с этим инструкций и практических указаний по осуществлению административных действий. Анкере Э. История европейского права. М., 1994. С. 240.
Главными представителями полицейской науки того исторического периода были И. Юсти (1717--1771) и Е. фон Зонненфельс, внесший большой вклад в улучшение работы полиции, пенитенциарных учреждений и финансовой сферы. Юридические наработки были собраны Г. фон Бергом в семитомном "Справочнике германского полицейского права" (1799--1806). И. Юсти впервые в то время подчеркнул необходимость такого разделения в своей работе "Основы (принципы) полицейской науки" (1756г.); с 1758 по 1764 г. ученый опубликовал труды по денежной системе, государственным финансам, промышленным предприятиям, церковному имуществу. Таким образом, постепенно создавались предпосылки для самостоятельного научного исследования вопросов полицейской науки. Поддерживал такой подход к развитию этой науки и государствовед из Гёттингена И. Пюттер (1725--1807). Более того, он попытался показать место полицейской науки в системе публичного права и описал полицейскую власть как задачу защиты общества от опасностей, при этом содействие благосостоянию общества не должно было быть делом полиции, как это считалось ранее. И. Пюттер изучал также историю управления времен империи. В конце XVIII-- начале XIX в. Г. Берг (1765-- 1843) систематизировал и переложил старое учение о полиции на принципы политико-правовых категорий, выработанных И. Пюттером, т. е. им была заложена основа научно-правовой разработки соответствующей правовой материи. Обоснование принципа правового государства оказало воздействие и на понимание управления, которое обозначалось тогда термином "полиция". Попытку ограничения полицейской деятельности в соответствии с принципом правового государства предпринял Г. Берг в "Справочнике германского полицейского права", в котором он редуцировал понятие полиции, сведя его до уровня обеспечения безопасности. Старилов Ю.Н. Курс административного права. М., 2001. С.187
В то время финансовая наука была новым направлением экономических исследований. Самое словосочетание Finanzwissenshaft (финансовая наука) впервые было употреблено в XVIII в. немецкими камералистами. Студенты, изучавшие камералистику, должны были затем служить в государственных учреждениях, и поэтому финансовая наука носила прикладной и в то же время смешанный характер, включая в себя элементы права, экономической науки, статистики, философии и даже медицины. Эта специфическая форма финансовой науки оказала большое влияние на российских экономистов и оставила глубокий след в России, где почти всех членов Министерства финансов можно назвать камералистами. В частности, граф Канкрин, пренебрегая "теорией", создал своеобразную финансовую систему. Можно отметить, что вплоть до Октябрьской революции данный предмет именовали в России "финансовым правом", название которого отражало его камералистское происхождение.
Таким образом, камералисты считали, что государство должно контролировать экономику, активно вмешиваться в нее, не пренебрегая даже методами принуждения. Полицейское государство - термин, применителен к этому направлению экономико-административной мысли.
Глава 3. Применение идей меркантилизма и камерализма о роли государства в экономике сегодня
Меркантилизм оставил заметный след в истории экономичес-кой мысли, имея в виду как позитивные, так и негативные эле-менты творческого наследия его представителей.
Во-первых, концепция меркантилистов почти целиком была обращена к практике хозяйственной жизни, хотя в основном в сфере обращения (потребления). Это тем не менее позволило им ввести в научный оборот многие экономические категории, выя-вить важные закономерности в области торговли, ссудных опера-ций и денежного обращения. Но их влияние на другие сферы эко-номики было не всегда адекватным.
Так, вполне правомерно рассматривая деньги как важнейшее средство для развития отечественной промышленности и торгов-ли, меркантилисты тем не менее не придавали значения привле-чению в национальную экономику заграничных инвестиций. Кро-ме того, для них несущественной была и проблема безработицы; основной причиной «добровольной безработицы» считались либо «леность», либо «развращенность», порождающие нежелание работать в цехах или на фабриках и заводах ради собственного досуга.
Во-вторых, меркантилизм обусловил специфику формирования рыночных экономических отношений и особенности сменившей его классической политической экономии в развитых европейских странах и прежде всего в Англии и во Франции.
В частности, во Франции, где наиболее активно политику про-текционизма в XVII в. проводил суперинтендант (министр) фи-нансов Жан Батист Кольбер, создавалась мощная сеть мануфактур в промышленности. Но одновременно здесь, в том числе по-средством запрета вывоза хлеба из страны и свободного его ввоза из других стран, сдерживалось становление фермерства. Этим об-стоятельством в конечном счете объясняется «узость» в тот пери-од внутреннего рынка Франции по сравнению с ее давней сопер-ницей -- Англией. Впоследствии французский меркантилизм по данной причине стали именовать кольбертизмом, а своеобразной французской школой в рамках классической политической эконо-мии стало так называемое учение физиократов.
В Англии же меркантилизм, как очевидно из истории эконо-мики, оказался значительно более «плодотворным», чем во Фран-ции, Основные успехи протекционистской политики этой страны в области торговли и промышленности в XVII в. связывают обыч-но с именем Томаса Мена -- одного из лидеров Ост-Индской компании. Известно также, что в результате идеологической борьбы с меркантилизмом именно в Англии были достигнуты лучшие теоретические обобщения ценностей классической политической экономии, нашедшие отражение в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж. С. Милля и других. Кроме того, Англия, будучи на значительном протяжении XIX столетия наиболее экономически развитой державой мира, положила начало практической реали-зации важнейшей антимеркантилистской позиции, заявив в сере-дине XIX в. о своей безоговорочной приверженности политике фритредерства, т.е. полной свободе и внутренней и внешней тор-говли.
В-третьих, издав в 1615 г. книгу под названием «Трактат поли-тической экономии», (французский меркантилист Антуан Монкретьен ввел в научный оборот не только термин «политическая экономия», но, как показала вся последующая история экономи-ческой науки, и ее новое название, остававшееся безальтернатив-ным вплоть до начала XX в.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет па себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количество общественных товаров и услуг, гак как рыночный механизм не и состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труди, принимать меры по сокращению безработицы
В целом государство реализует политические и социально- экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждане.
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно- налоговую и кредитно-денежную пол и тику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, подержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в)coциaльнo- ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создаст условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии но старости, инвалидности, пособие но безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
Рассмотрим применительно к США следующий вопрос: как надо трактовать массированную интервенцию государства в социально-экономическую сферу начиная с 30-х годов, - как прагматическую и вынужденную реакцию на Великую депрессию и проявившиеся несовершенства рынка или как необходимую составляющую объективного процесса развития общественных институтов и производительных сил?
Cуществующие теории можно сгруппировать в несколько главных направлений.
Первая группа теорий связывает рост роли государства с вызовами общественной среды, например с техническим прогрессом, демографическими сдвигами, изменениями в экономичес кой системе. Один из ведущих представителей этой школы американский экономист М.Олсон считает, что развитие идеи государства всеобщего благоденствия и попытки ее практической реализации были необходимым ответом на вызовы времени. Так, демографические сдвиги (рост населения, урбанизация) потребовали усиления социальной политики, предоставления государственных услуг здравоохранения, регулирования жизни в городах, охраны окружающей среды и т.п. Технологические сдвиги всех типов потребовали от государства роста инвестиций в сферу образования и науки, организации патентной деятельности и т.п.
Другое научное направление, не отрицая значения общественной среды, объясняет усиление роли государства влиянием внутренних политических процессов. Ученые этой школы подчеркивают, в частности, значение политической культуры и изменений во взглядах на законность и обоснованность государственных функций и действий. Они отмечают приоритет законодательства, которое неизбежно приводит к усилению роли государства как выразителя и координатора интересов различных общественных групп. Сюда же можно отнести и политическое влияние исповедующих различные социально-экономические взгляды политических партий, профсоюзов, других общественных организаций.
Еще одно научное направление связывает усиление роли государства с его функцией обеспечения экономического развития. Так, американский историк экономики Ф.Гершенкорн отмечает, что те страны, которые позднее встали на путь индустриализации или иных крупномасштабных технологических и экономических преобразований, имеют, как правило, более обширный государственный сектор и более развитое государственное регулирование экономики. В этих случаях государство выступает локомотивом преобразований, аккумулируя целенаправленные усилия на техническое перевооружение отраслей, научные программы, рост инвестиций, структурную политику. Такой путь прошли послевоенные Франция и Германия, Япония и СССР. Эти примеры подтверждают тезис о несовершенствах рынка: достичь быстрых технологических преобразований иногда оказывается более оптимальным с помощью государства, нежели полагаясь лишь на “невидимую руку рынка”.
Некоторые западные теоретики обосновывают расширение функций государства его внутренней природой и внутренней динамикой развития. Как и любая организация, государство в лице своих институтов склонно к самовоспроизводству и контролю и не склонно к самоограничению. Сторонники так называемой теории общественного выбора трактуют государство как своего рода монополию, поведение которой во многом схоже с поведением любой другой монополии на рынке.
Несмотря на все различия, эти теории так или иначе исходят из презумпции расширения государственных функций и роли государства в экономике и обществе в принципе, из универсальности характера этого процесса в различных странах. Поворот на рубеже 80-х годов от этатистских теорий и практики к неолиберальным теориям экономики и рынку, новая волна приватизации в большинстве развитых стран позволяют иначе взглянуть на место и роль государства в экономике, на конкретные условия и границы государственного вмешательства, которые могут существенно отличаться в разных странах.
Представляется, что более корректно говорить о роли и границах воздействия государства на экономику и общество не вообще, а исходя из конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и представлений, преобладающих политических настроений, а также стоящих перед страной вызовов.
Определенную роль в тенденции ограничения государственного вмешательства в экономику и усиления приватизационных процессов для каждой страны в отдельности сыграли факторы международного характера. Меры по разгосударствлению, проводимые часто без учета конкретных местных условий, во многих случаях, в том числе и в США, не были реализованы до конца или не дали должного результата.
Попытаемся обобщить, в каких же случаях расширение функций государства желательно для общества, а в каких, напротив, вредно? Так, если оно продиктовано необходимостью удовлетворения вызовов внешней социальной среды, демократическими требованиями различных групп населения, необходимостью предоставления всеми признаваемых общественных благ, которые не предоставляет частный сектор, то усиление роли государства будет иметь веские основания. Если же расширение функций государства деформирует способность общества к нововведениям и экономическому росту, если государство стремится патронировать отдельных представителей экономической и политической элиты в ущерб обществу, если оно начинает функционировать как некая самодостаточная структура в своих собственных интересах (в интересах чиновничества, политического или военного истеблишмента), тогда деятельность государственных институтов наносит прямой ущерб обществу и расширение их функций нежелательно.
Расценивая меркантилизм как «эпоху за-рождения политической экономии», И. Шумпетер предупрежда-ет, что его положения представляют собой «не столько научное направление, сколько практическую политику, и порожденная им литература, будучи вторичным и побочным явлением, содержит в общем и в целом только зачатки науки». Он также отмечает, что в период меркантилизма «мы не в состоянии отыскать в тог-дашней литературе и глубоких обобщений». С этой позицией в числе многих современных историков экономической мысли со-лидарен и М. Блауг, который пишет: «Необразованные авторы, подхваченные потоком общественного мнения, обнаружили по-разительные и подчас убедительные основания для защиты от обывателя меркантилистской экономической науки и в схватке с логическими следствиями своих презумпций явили экономичес-кую теорию во младенчестве». Блауг М. Меркантилизм. М., 1996. С.89-90
Меркантилизм оставил заметный след в истории экономичес-кой мысли, имея в виду как позитивные, так и негативные эле-менты творческого наследия его представителей.
Что касается экономических идей камералистов о тотальном вмешательстве государства в регулирование экономики, то сегодня прототип восхваляемого камералистами «полицейского» государства уже не актуален. Идеи камералистов были востребованы при андидемократических режимах, когда государство имеет абсолютную власть в обществе.
Заключение
В своей работе я рассмотрела экономическое взгляды представителей меркантилизма и камерализма на роль государства в экономике.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны- количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт» сдерживать импорт.
Меркантилизм (ит. mercante -- торговец, купец) -- первая школа экономической теории, которая возникла в Англии, Франции, Италии и других странах в начальный период развития капитализма. Ее последователи предприняли попытку определить форму богатства общества и способы его увеличения.
Меркантилисты внесли в экономическую теорию ряд важных положений. Прочную основу богатства каждой нации они усматривали не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (монет из золота и серебра). Источником такого накопления, по их мнению, служила прибыль (доход), возникшая в торговле. Но если обмен товаров на деньги совершается внутри страны, то одни лица могут обогащаться за счет других. Однако при этом общая сумма национального богатства не увеличивается. Такое богатство, по мнению меркантилистов, возрастает только благодаря внешней торговле.
Меркантилисты внесли в экономическую теорию ряд важных положений. Прочную основу богатства каждой нации они усматривали не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (монет из золота и серебра). Источником такого накопления, по их мнению, служила прибыль (доход), возникшая в торговле. Но если обмен товаров на деньги совершается внутри страны, то одни лица могут обогащаться за счет других. Однако при этом общая сумма национального богатства не увеличивается. Такое богатство, по мнению меркантилистов, возрастает только благодаря внешней торговле.
Меркантилизм можно представить как сочетание двух подходов. Во-первых, это выдвижение на первый план интересов национального государства. Могущество государства есть главная цель, достижению которой должны быть посвящены все силы общества. Благосостояние подданных лишь тогда обретает какое-то значение, когда оно служит усилению государственной мощи. Вторая составляющая меркантилизма - это протекционизм, т. е. защита интересов национальных производителей. А эти интересы характеризуются прежде всего стремлением подороже продать произведенное благо и побыстрее избавиться от его запасов (своего рода «боязнь товаров»). Таким образом, меркантилисты делали акцент на анализе сферы обращения; отсюда ясен и смысл названия этого направления в экономической мысли, произошедшего от итальянского слова «mercante», что означает «торговец».
Важной составляющей меркантилистских взглядов было предположение о неизменности запаса мировых ресурсов. Отсюда следовало, что всякий акт обмена носит неэквивалентный характер. Всякая сделка превращается в «игру с нулевой суммой» - выигрыш одного участника оборачивается проигрышем другого. Поэтому рост одного государства может происходить только за счет других стран.
Главным показателем могущества страны меркантилисты считали запас драгоценных металлов в ее распоряжении. Государство должно было всеми силами привлекать и удерживать у себя сокровища. Это вытекало из того значения денег для экономики, какое приписывали им меркантилисты. Во-первых, деньги ассоциировались у них с капиталом, т. е. одним из факторов производства, увеличение количества которого ведет к росту выпуска. Во-вторых, деньги выполняют важную функцию средства обращения, существенно облегчающего обмен. Поэтому расширение денежных запасов страны приводит к повышению ее экономической активности, а значит и к усилению ее мощи. На эту идею (влияние денег на реальный доход и занятость) сослался несколько веков спустя Дж. М. Кейнс, который оценивал меркантилистскую теорию более высоко, чем концепции классиков и неоклассиков
Расценивая меркантилизм как «эпоху за-рождения политической экономии», И. Шумпетер предупрежда-ет, что его положения представляют собой «не столько научное направление, сколько практическую политику, и порожденная им литература, будучи вторичным и побочным явлением, содержит в общем и в целом только зачатки науки». Он также отмечает, что в период меркантилизма «мы не в состоянии отыскать в тог-дашней литературе и глубоких обобщений». С этой позицией в числе многих современных историков экономической мысли со-лидарен и М. Блауг, который пишет: «Необразованные авторы, подхваченные потоком общественного мнения, обнаружили по-разительные и подчас убедительные основания для защиты от обывателя меркантилистской экономической науки и в схватке с логическими следствиями своих презумпций явили экономичес-кую теорию во младенчестве». Блауг М. Меркантилизм. М., 1996. С.89-90
Меркантилизм оставил заметный след в истории экономичес-кой мысли, имея в виду как позитивные, так и негативные эле-менты творческого наследия его представителей.
Камералистика - наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении (так называемая "старая камералистика"). Главной своей задачей немецкие "камералисты" считали пополнение казны доходами от государственных земель и регалий, ибо постоянные и высокие "собственные" доходы делали князей независимыми от согласия сословий на учреждение тех или иных налогов.
В XVIII в. бурное развитие науки управления сопровождалось ростом числа научных трудов по проблемам управления, которые в меньшей степени имели научно-систематический характер, в большей -- практически-инструментальный. В литературе анализировались прежде всего вопросы повышения "эффективности" управления с целью усиления и распространения государственной власти, повышения собираемости налогов и сборов, поддержки хозяйства и общего благосостояния. В качестве правового наименования государственного обеспечения "хорошего порядка" в обществе служил термин "власть полиции". Полицейская власть также понималась при этом как осуществление заботы о благосостоянии общества. Практически до XIX в. назначением полицейской государственной деятельности считалось обеспечение "счастья граждан", безопасности и благосостояния. Соответственно этому с термином "полиция" идентифицировалось внутреннее управление (за исключением управления финансами). Поэтому и литература по управлению именовалась "полицейской наукой"; она составляла комбинацию из описаний управленческих дел (случаев, мероприятий) и изданных в связи с этим инструкций и практических указаний по осуществлению административных действий.
Что касается экономических идей камералистов о тотальном вмешательстве государства в регулирование экономики, то сегодня прототип восхваляемого камералистами «полицейского» государства уже не актуален. Идеи камералистов были востребованы при андидемократических режимах, когда государство имеет абсолютную власть в обществе.
Сегодня роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждане.
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно- налоговую и кредитно-денежную пол и тику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, подержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в)coциaльнo- ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создаст условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии но старости, инвалидности, пособие но безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
Для выполнения этих функций сегодня частично применяются идеи меркантилистов на роль государства в экономике. В частности, сегодня актуальны их идеи об активном участии государства во внешнеторговой политике, о государственном контроле налогообложения. Сейчас все страны в какой-то мере придерживаются политики меркантилизма, т.е. основного метода накопления золотого запаса через введение огромных пошлин на импорт товаров и услуг. Эта политика проводится в данный момент и в России, потому что наша промышленность в данный момент не конкурентоспособна даже на Российском рынке при высоких налогах на экспорт. Из всей страны осталось мало предприятий, которые свободно конкурируют на рынке и поэтому они не могут «кормить» всю страну. И правительство вынуждено отказаться от режима свободной торговли, которую так приветствовала перестройка, и вернуться к политике протекционизма.
Список использованной литературы:
Алентьев Е.О. История экономических учений. Волгоград, 1989.
Анкере Э. История европейского права. М., 1994.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе./ Пер. с англ. - М., 1994.
Блауг М. Меркантилизм. М., 1996.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М., 1997.
Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве // МзиМО.1992. №11.
Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика). - М., 1996.
Майнбурд Е.М.. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.
Ман Т. Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией ответ на различные возражения, которые обычно делаются против нее // Хрестоматия по истории экономики. М., 2001.
Плотников И.С. Меркантилизм. М., 1999.
Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 1998.
Розенберг Д.И. История политической экономии. Т. 1. М., 1940.
Старилов Ю.Н. Курс административного права. М., 2001.
Сторчева М. А. Обзорная лекция по меркантилизму. М., 2001.
Сторчева М.А. Основы экономики: Учебник. М., 2002.
Холодилин К. А. Становление экономической теории в трудах меркантилистов. М., 1992.
Худокормов А.Г. История экономических учений. М., 1996.
Приложения
Отток денег за границу |
Приток денег из-за границы |
|
Импорт товаров |
Экспорт товаров |
|
Импорт услуг («невидимый» импорт) |
Экспорт услуг («невидимый» экспорт) |
|
Приложение №2. Эволюция идей о роли государства в экономике
Теория |
Период |
Суть взглядов на роль государства в экономике |
|
Меркантилисты |
17 век. |
Провозглашали активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт» сдерживать импорт. Ввели термин «политическая экономия». |
|
Классическая теория |
18-19 вв. |
Следующей ступенью развития представлений о роли государства, стала работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных cил" (пpинцип "laissez faire") создает гармоничное устройство" Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве // МзиМО.1992. №11. С.130 В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли |
|
Кейнсианская теория |
нач. 20 в. |
В 30-е годы нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать, "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно- финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговой ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, по и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет: создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; широкое использование бюджетно- финансовых и кредитно- финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволяла ослабить циклические колебания к течение более чем двух послевоенных десятилетий. |
|
Неоклассическая теория |
20 век |
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Главные преграды ни этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложении, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий па базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности. Следующий комплекс мер- реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентации по ценами заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др. Таким образом, и неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль к реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. |
|
Приложение №3. Сравнительная характеристика взглядов физиократов и меркантилистов на роль государства в экономике
Сфера |
Меркантилисты и камералисты |
Физиократы |
|
Роль государства в накоплении богатства |
Богатство отождествляется с деньгами (государство считается тем богаче, чем больше денег оно имеет) и накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. |
Накопление богатства происходит с помощью естественных законов регулирования рынка и конкуренции |
|
Главная функция государства в экономике |
главной управленческой функцией государства в сфере экономики политику протекционизма, т.е. всемерной поддержки торговли на внешних рынках и установления ограничений (таможенных барьеров) по отношению к иностранным производителям на внутреннем рынке |
Правительство должно убирать преграды с пути, предоставляя полную свободу конкуренции. Возможность осуществлять свои желания в условиях «свободной и безграничной конкуренции» создает гармонию, наилучший порядок, возможный на земле. Это применимо к отношениям не только внутри государства, но и к отношениям с другими странами. Естественная торговая политика - это свободная и безграничная конкуренция, доставляющая каждой нации наиболее возможное число покупателей и продавцов, чтобы обеспечить им самую выгодную цену в продажах и покупках. |
|
Регулирующая роль государства |
Идея полицейского государства. Государство имеет право употреблять все нужные средства, чтобы каждый его гражданин исполнял свои обязанности, и никто не ставил бы своей личной выгоды выше общественной |
Государство не должно мешать действию законов, создающих естественный порядок, наиболее выгодный человеческому роду, устанавливающих естественное право всех людей |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |