Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Бизнес планирование



Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра финансов и учета

КУРСОВАЯ РАБОТА

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ТОМСКОМ РЫНКЕ

Лысов Сергей Александрович

Руководитель

К.э.н., старший преподаватель

____________

Автор работы

студент

_____________ С.А. Лысов

Томск 2009

Содержание

Введение

1 Бизнес планирование как инструмент эффективной деятельности на рынке

1.1 Необходимость планирования бизнеса

1.2 Методические подходы к бизнесу и его планированию в разных странах

2 Основные элементы бизнес планирования

2.1 Определение бизнес-плана

2.2 Модели бизнес-плана

2.3 Элементы и последовательность разработки бизнес-плана

2.4 Автоматизация процесса бизнес-планирования

3 Организация бизнеса в г. Томске

3.1 Бизнес-план городского масштаба

3.2 Проявления господдержки начинающим бизнесменам г.Томска

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

Целью данной курсовой работы является освещение необходимости бизнес-планирования, как инструмента эффективной деятельности предприятия, а также характеристика условий, созданных в Томской области для стимулирования развития бизнеса «с нуля».

1 Бизнес планирование как инструмент эффективной деятельности на рынке.

1.1 Необходимость планирования бизнеса

В свое время классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел или их краха.

Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблемы;

- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

- улучшает координацию действий в организации;

- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации;

Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования.

1. Вновь возникшие частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству.

Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес - это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему.

2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные, предприятия.

Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляемой экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, а следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития. Поэтому, как и организациям первого типа, государственным приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

Пределы планирования. Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Рассмотрим наиболее важные из них.

Неопределенность рыночной сферы. Любая экономическая организация в своей деятельности неизбежно сталкивается с определенностью. Фирма не обладает достаточными данными о своем настоящем и будущем, она не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планирование является одним из способов прояснения внутренних условий деятельности, т.е. уменьшение неопределенности риска.

Однако любой, даже самой крупной фирме не по силам полностью устранить неопределенность, а следовательно, целиком спланировать сою деятельность. Ведь устранить неопределенность - значит устранить сам рынок, разнообразие несовпадающих интересов и действий субъектов рынка. Конечно, фирмы стремятся упорядочить свои внешние отношения путем гибких воздействий, и такие усилия приносят определенный успех.

Сознательное регулирование рыночных отношений частично может осуществляться несколькими способами:

- вертикальная интеграция;

- контроль над спросом;

- контрактные отношения;

- создание предпринимательских сетей.

Издержки планирования. Предел планирования определяется также величиной издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования.

Как отмечают многие из практикующих менеджеров, одним из наиболее существенных тормозов плановой деятельности является необходимость дополнительных затрат на исследования, организацию подразделений планирования и привлечение дополнительного персонала. Речь идет о тех дефицитных средствах, которые могли бы быть использованы для решения других важных экономических задач. Если говорить о денежных издержках, то планирование требует еще одной важнейшей категории затрат - затрат времени - наиболее дефицитного и весьма ограниченного ресурса.

Может ли позволить себе организация осуществлять такие затраты и, следовательно, заниматься планированием? Да, может и должна, потому что затраты на планирование, как уже отмечалось, создают ряд важных преимуществ в деятельности фирмы. Поэтому вопрос о затратах правильно было бы сформулировать так: каковы должны быть дополнительные затраты, необходимые для расширения масштабов планирования в организации?

Масштабы деятельности фирмы и особенности планирования ограничивают или, наоборот, расширяют возможности планирования в организации.

Преимущества в осуществлении планирования в результате эффекта синергизма принадлежит крупным фирмам. Для того чтобы предвидеть будущее, они обладают необходимым потенциалом, а именно:

- высокие финансовые возможности;

- высокий уровень научных и проектных разработок;

- высокий уровень квалификации персонала и т.д.

Как правило, в состав крупных фирм входят специальные плановые подразделения. Вместе с тем даже солидные организации для определения плановых стратегий нередко обращаются к внешним консультантам, специализирующихся на вопросах планирования.

Небольшим организациям сложно проводить широкомасштабную плановую работу, в особенности дорогостоящее стратегическое планирование. Однако они могут:

- использовать некоторые формы планирования, особенно оперативное планирование;

- применять уже готовые модели стратегий и стремиться к определению собственных стратегий по мере роста организации.

Несмотря на трудности осуществления планирования в небольшой организации, оно необходимо ей, пожалуй, еще в большей мере, чем в крупной. Внешняя среда у такой организации мене поддается контролю и более агрессивна, чем у крупной фирмы, следовательно, будущее небольшой фирмы более неопределенно и непредсказуемо. Однако и у нее есть свои преимущества в организации планирования. Главное преимущество - внутренняя среда такой организации более проста, а потому более обозрима и предсказуема. Кроме того, в не большой организации легче создать особый психологический климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов организации и ее целей.

Причины неудач внутрифирменного планирования. Первая группа причин неудачного планирования объясняется тем, что менеджеры и плановики не учитывают объективные пределы планирования, указанные выше. Вторая группа причин обусловлена субъективными особенностями, кроющимися в поведении тех, от кого зависит будущее организации. Специалисты выделяют три основных субъективных препятствия для осуществления эффективного планирования.

Первая и наиболее важная причина неудач - это чрезмерное давление, приоритет краткосрочных показателей над долгосрочными. У любой фирмы есть много неотложных задач, которые она стремиться решить в максимально короткий период времени. Но срочное - это не всегда самое важное: пожалуй, наиболее важным является определение общего направления действий организации, её главных целей, долгосрочных задач. Поэтому управляющий должен научиться предпочитать действительно важное срочному, текущему, а иногда и просто мимолетному. Многие руководители жалуются на недостаток времени, что не позволяет им достаточно заниматься планированием, в том числе и долгосрочным. «Если мы будем слишком много времени уделять планированию, - говорят они,- то не сможем эффективно руководить и заниматься организацией работ в своей компании».

Это не совсем так. Специалисты по внутрифирменному планированию произвели подсчет времени, необходимого для участия высшего руководителя в планировании (т.е. максимального времени, необходимого для планирования). В соответствии с выводами менеджмента один руководитель может одновременно контролировать не более 7-11 видов деятельности. Предположим, что руководитель входит в 10 плановых комитетов, существующих на его предприятиях. Каждый из комитетов заседает приблизительно по 4 часа в месяц. Тогда время, потраченное руководителем на участие в планировании деятельности, будет составлять: 4*10 = 40 часов в месяц, т.е. не более 25 % совокупного рабочего времени. Эта величина (1/4 рабочего времени) соответствует то, что планирование представляет одну из четырех функций менеджмента, причем функцию очень важную и весомую.

Вторая причина связана с природой личности менеджера. Её можно определить как слабые навыки управляющих в планировании. Управляющие и особенно высшие менеджеры - это чаще всего люди, которые добились высоких должностей за счет энергии и предпринимательской одаренности, т.е. люди, которые умеют делать. Причем вынуждены все быстро и решительно. Однако накопленный хозяйственный опыт не приучил их к дисциплинированному, систематическому мышлению. До сих пор нечасто встречается такой менеджер, который предпочел бы в первую очередь думать, а не делать. Поэтому первые попытки заняться систематическим планированием своей деятельности приводят к неудаче. Однако отрицательные результаты планирования не говорят о полном отсутствии способностей планирования у менеджеров, а только отражают их слабые навыки в этой сфере деятельности. Участие менеджера в планировании является обязательным и по мере накопления опыта приносит хорошие плоды.

Третья причина неудач в планировании связана с природой личности специалиста по планированию - плановику. По своей природе плановики и управляющие - это две противоположные человеческие категории. В отличие от управляющих плановики предпочитают теоретический подход к проблеме. У плановиков есть необходимые знания для составления плана, они владеют суммой научных методов, применяемых в планировании. Однако специалистам по планированию часто не хватает «политических» навыков и своего взгляда на практическое положение вещей. Это приводит к двум отрицательным результатам в планировании:

- к составлению планов, оторванных от той хозяйственной деятельности, на которую пытается воздействовать плановик;

- к столкновению, противоречиям между управляющими и плановиками.

В качестве выхода из такого положения можно предложить активное взаимодействие менеджеров и плановиков как в процессе плановой деятельности, так при обсуждении стратегических вопросов фирмы.

Планирование является важнейшей частью любого бизнеса. Важность его выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения целей. Планирование - это всемогущий инструмент, способный открыть любую дверь. Серьезный подход к планированию создает основу для устойчивого и эффективного бизнеса.

Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла:

- общеэкономический с точки зрения общей теории фирмы ее природы;

- конкретно управленческий, когда планирование является одной из функций менеджмента, умением предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.

Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы фирмы, напрямую определяется будущими условиями хозяйствования.[1, стр. 19]

1.2 Методические подходы к бизнесу и его планированию в разных странах

Российская специфика. Многое бизнесмены, проштудировавшие не одну зарубежную книгу по разработке бизнес-планов и смело следовавшие изложенным в них советам и рекомендациям, столкнулись с не указанными в них, да и не известными на Западе трудностями. В отличие от западных стран деловое планирование в России имеет ряд особенностей. Это объясняется тем, что специальная литература, в которой рассматриваются различные методические вопросы разработки бизнес - проектов, бизнес - планов и бизнес - справок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес - планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт разработки вопросов бизнес - планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, зачастую не позволяет им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес - планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны.

Российское законодательство в настоящее время не закрепляет обязательность разработки бизнес - планов. Он является новым документом для большинства российских предприятий. Даже в настоящее время широко распространена позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес - плана и предполагающая в качестве альтернативы краткое технико - экономическое обоснование. Считается, что отсутствие проработанного бизнес - плана может быть компенсировано знанием «глубин» отечественного бизнеса и интуицией.

В современных условиях такая позиция не является достаточной для получения или выделения инвестиций под конкретные проекты. Условия рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. К сожалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес - планов и учета в них ряда труднопредсказуемых факторов. К ним можно отнести уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес - плане показателей (например, общая инфляция, инфляция на сбыт, себестоимость продукции, заработная плата, основные фонды и т.д.; плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей; недостаточность информационных и статистических данных).

Возникает вопрос о преемственности применяемой ранее системы долгосрочного (стратегического), среднесрочного и текущего планирования, методологии технико - экономических обоснований и техпромфинпланов, с одной стороны, и методологии делового планирования - с другой. Представляется, что такая преемственность не только возможна, но и крайне необходима. Механизм делового планирования, как и прежде, включает теорию, методологию и практику, охватывающие все ранее названные особенности российского экономического климата. Изменились ориентиры, методы и инструменты в их развитии. Деловое планирование призвано объединить все этапы реализации предпринимательского проекта от идеи до воплощения её в жизнь. Деловое планирование включает: выбор возможных проектов реализации идей; выявление наиболее реального проекта и оценку его осуществимости на основе технико - экономического обоснования; разработку детализированного бизнес - плана; обеспечение внедрения бизнес - плана, оценку фактической эффективности внедрения; корректировку плана с целью повышения эффективности функционирования (постоянное перепланирование).

В условиях переходного периода бизнес - план предприятия должен быть: планом изучения рынка и конкурентов, рисковой производственной, хозяйственной и финансовой деятельности и продаж; своеобразной трансформацией годового техпромфинплана; обеспечивать его адаптацию к новым условиям. Такой подход предполагает возможность и необходимость разработки локальных бизнес - планов по отдельным проектам, продуктам и услугам. Было бы ошибочным противопоставление бизнес - плана техпромфинплану как совершенно разных документов. Они отличаются по целям, но полное отрицание взаимосвязи методических вопросов их разработки не отрицает необходимости и преемственности всякого планирования. Иначе игнорируется богатейший опыт работников плановых служб предприятий.

Американский специфика. Следует помнить, что при использовании рекомендаций в российских условиях необходимы коррекция и замена отдельных американских реалий российскими. Наиболее реальными представляются следующие моменты.

Во - первых, для американца предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями, как свобода, независимость, самореализация и, если угодно, честь, что проявляется в отношении к предпринимателям. В США предпринимательство является, прежде всего, образом жизни и только затем способом зарабатывать деньги. Для предпринимателя начало собственного дела означает снижение уровня жизни на первом этапе его деятельности по сравнению с уровнем при продолжении работы в чужой фирме. Как следствие, многие предприниматели предпочитают американский термин «бизнес» русскому понятию «дело».

Американский руководитель подвержен столь сильному давлению конкуренции и рыночных механизмов, что фактически находится у них под контролем. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние этих факторов на его предприятие, и лишь в небольшой степени зависит от личных стремлений и симпатий. Соответственно там используют термин «менеджмент» вместо русского слова «руководство».

В США и России различно отношение к бухгалтерскому учету. В нашей стране - это, прежде всего, средство удовлетворить любопытство контролирующих инстанций, в США - инструмент для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. При этом основным вопросом, волнующим заокеанского предпринимателя, является живучесть бизнеса.

Она определяется прежде всего соотношением между стоимостью активов и суммарными обязательствами, т.е. балансом, что коренным образом отличается от привычного нам баланса как отношения между расходами и доходами.

Второй по важности проблемой американского предпринимателя является гарантия того, что в кассе всегда будут наличие средства. При этом имеется в виду не разграничение средств на наличные и безналичные деньги, которого в США нет, а различие между тем, что вам заплатили, и тем, что еще вам должны заплатить.

Третьим вопросом является возврат капитала. Если деньги вложены в свое дело, то американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности, что они приносят большой доход, чем если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или направлены в рост каким - либо другим общедоступным способом. Поэтому скрупулезно подсчитывается возврат капиталовложений, причем вернувшимися считаются те средства, которые приходится немедленно реинвестировать в дело.

Доход в абсолютном выражении волнует американского предпринимателя меньше, чем перечисленные выше обстоятельства. Кроме того, многие предприниматели интересуются принадлежащей им долей рынка больше, чем доходами. Соответственно расставляются приоритеты и в бизнес - плане. Американский начинающий предприниматель находится в уникальных условиях в том смысле, что ему оказывается всемерная поддержка со стороны государства, это в первую очередь информационное обслуживание и консультации. В России необходимо компенсировать отсутствие государственных услуг собственной активностью. Кроме того, нужно помнить, что иностранные организации, готовые давать консультации и даже оказывать материальную поддержку, начинают постепенно проникать и в Россию.[2, стр. 30]

2 Основные элементы бизнес планирования

2.1 Определение бизнес-плана

В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план давно нашел свое место в различных сферах и формах предпринимательства, в том числе для экономического обоснования инженерных решений, позволяя выявить проблемы, связанные с изменчивостью, нестабильностью, непредсказуемостью разнообразных рыночных ситуаций, с которыми сталкиваются предприятия либо предприниматели.

Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.[3, стр. 5]

Бизнес-план - это динамическая оценка проекта (программы), что и отличает его от других методов, например, от статичной технико-экономической оценки. Если оценку проекта в системе технико-экономических показателей можно представить в виде фотографии, то в системе блоков бизнес-плана - в виде видеофильма с различными эффектами, приближающих оцениваемый проект к максимально реалистичному виду. Бизнес-план не относится к «одноразовым» документам, а является документом постоянным, требующим систематической корректировки, адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

Наиболее объективную оценку бизнеса дает бизнес-план.

Бизнес-план - это необходимый в рыночных условиях документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Бизнес-план - инструмент технического, организационного, экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками, потребителями.

Бизнес-план - основной документ, на основании которого партнеры и инвесторы дают деньги; план предпринимательской деятельности фирмы, предприятия.

Бизнес-план имеет два принципиальных направления:

1) внутреннее - подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения (бизнеса) с оценкой результатов на каждом этапе его реализации;

2) внешнее - информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и проч. преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора и другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решения, например, - об отводе участка, получении права на застройку, коммерческие банки, предоставляющие кредит.

Дословно «бизнес-план» переводится с английского как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает по крайней мере два слагаемых: бизнес и план.

Бизнес-план - объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент производства продукции в соответствии с потребностями рынка и сложившийся ситуации.

В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем.

Не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления как коммерческим проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. В самом деле ведь благодаря бизнес-плану у руководства появляется редкая возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны, может быть, даже глазами придирчивого эксперта.

Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.[4, стр. 10-11]

2.2 Модели бизнес-плана

Модель бизнес-плана определяется принадлежностью плана к тому или иному типу, а также особенностями предприятия, для которого он разрабатывался.

В общем виде, согласно существующим рекомендациям, бизнес-план должен состоять из следующих разделов:

1. Возможности фирмы (резюме);

2. Виды товаров (услуг);

3. Рынки сбыта товаров (услуг);

4. Конкуренция на рынках сбыта;

5. План маркетинга;

6. План производства;

7. Организационный план;

8. Правовое обеспечение деятельности;

9. Оценка риска и страхование;

10. Финансовый план.[5, стр. 21].

Данный перечень является обобщающим, а вообще целесообразно вместо 10 разделов предусматривать 7 разделов - для начинающегося бизнеса и 5 разделов - для действующего. Такой подход к планированию бизнеса соответствует рекомендациям специалистов-практиков (Д. Дойла, А. Вайсмана), которые также предполагают разрабатывать бизнес-планы из небольшого числа разделов.

2.3 Элементы и последовательность разработки бизнес-плана

Основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования.

Ключевые моменты бизнес - планирования - это оценка инициаторами проекта:

- возможности, необходимости и объема выпуска продукции (оказания услуг);

- потенциальных потребителей;

- конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;

- своего сегмента качества;

- показателей эффективности различных видов (коммерческая, региональная, бюджетная);

- достаточности капитала у инициаторов бизнес-идеи и возможных источников финансирования.

Бизнес-план - это:

- изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;

- определение степени жизнеспособности и устойчивости будущего предприятия;

- предвидение рисков предпринимательской деятельности;

- конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

- формирование перспективного (стратегического) взгляда на фирму и ее рабочую среду на базе ценного опыта планирования.

Процесс бизнес - планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками представлен на рис. 2.

Рис.2 Процесс бизнес - планирования.

Последовательность разработки бизнес-плана.

Перед составлением бизнес-плана необходимо убедиться в перспективности бизнес-идеи. Разработка даже самого маленького локального бизнес-плана, сбор необходимых документов, оформление требует около двух недель довольно напряженной работы, а среднего и крупного бизнес-плана - месяц и более.

Набор действий, которые должен совершить разработчик бизнес-плана:

1. Сбор и анализ информации о продукции. Описание продукции.

2. Сбор и анализ информации по рынку сбыта. Маркетинг и сбыт продукции.

3. Анализ состояния и возможности фирмы и перспективности отрасли. Описание фирмы.

4. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами. Производственный план.

5. Расчет потребного капитала и источников финансирования. Финансовый план.

6. Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности. Направленность и эффективность проекта.

7. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта. Организационный план.

8. Решение вопроса рисков и гарантий. Риски и гарантии.

9. Подбор материалов и составление приложений

10. Составление краткого содержания проекта. Резюме.

11. Составление аннотации на проект.

12. Оформление титульного листа.[6,стр. 12-15]

2.4 Автоматизация процесса бизнес-планирования

Процесс бизнес-планирования наряду с творческими моментами, о которых уже много говорилось, содержит и часто повторяемые трудоемкие расчетные операции. Такие действия могут потребоваться при определении/создании картины бизнес-процессов предприятия, отраженной в сводной финансовой модели предприятия. Соответственно, при организации процесса выработки управленческих решений и планирования необходимо всегда помнить о таком невосполняемом ресурсе, как время.

Очевидно, что более глубокая проработка проблемы (более широкий охват альтернатив) возможна как раз при автоматизации наиболее трудоемких операций в части формализованных расчетов.

Построение модели помогает привести сложные и подчас неопределенные факторы, связанные с проблемой принятия решения, в логически стройную систему, доступную для детального анализа. Такая модель позволяет выявить альтернативы решения задачи и оценить результаты, а также определить, какие данные необходимы для оценки имеющихся альтернатив. В итоге это позволяет сделать обоснованные выводы. Таким образом, модель является средством формирования четкого представления о действительности.

Существует достаточно большое количество программных средств, которые дают возможность определять экономическую эффективность проекта и создавать финансовую модель.

Наиболее удобной для финансового имитационного моделирования, на наш взгляд, является программа Project Expert, поскольку она обеспечивает:

- полноту представления данных;

- безопасность расчетов, исключение влияния факторов извне на расчеты;

- гибкость;

- возможность работы без специальных знаний;

- возможность повышения/понижения уровня детализации вводимой информации;

- совместимость с имеющимися базами данных;

- возможность рассмотрения и сравнения различных вариантов реализации проекта, проведения анализа чувствительности, сценарного анализа, анализа в условиях нечетких множеств;

- возможность наложения нового проекта на существующую финансовую модель предприятия для определения получаемого суммарного эффекта;

- возможность передачи данных как сразу на принтер, так и для дальнейшего редактирования;

- удобный интерфейс.

Вместе с тем Project Expert не является программной, заменяющей разработчика бизнес-планов и тем более ЛПР. Project Expert - это своеобразный «калькулятор» для квалифицированного пользователя, повышающий эффективность его работы в десятки раз.[7, стр. 144]

3. Организация бизнеса в г. Томске

3.1 Бизнес-план городского масштаба

Неравный доступ к ресурсам, затягивание принятия решений, низкая квалификация, а также неблагожелательное, высокомерное отношение чиновников к представителям малого бизнеса - так оценивало работу городской администрации томское предпринимательское сообщество еще полтора-два года назад. Данные исследования административных барьеров, проведенные Центром малого бизнеса, легли в основу разработки новой схемы взаимодействия мэрии и бизнеса, а также подтвердили необходимость активных действий по поддержке предпринимательства именно на муниципальном уровне.

Томск нельзя назвать городом, где последовательно реализовывалась политика поддержки бизнеса. Так, в 2006 году мы заметно «проседали» по ключевым показателям работы малого бизнеса. Промышленность активно росла только в 2004-2005 годах благодаря экономическому подъему страны в целом. Причины столь невысокой динамики при существующей благоприятной конъюнктуре, а по оценкам экспертов Российской академии наук, Томск «имеет выгодную региональную экономику с полной структурой рабочих мест», названы в исследовании Центра малого бизнеса: очень «избирательный» подход городских чиновников к нуждам предпринимательства

Лишь в 2007 году в Томске начала реализовываться программа поддержки и развития малого предпринимательства, рассчитанная до 2010 года. В 2008-м, когда федеральный центр окончательно закрепил за муниципалитетами обязательства по поддержке малого бизнеса, эта работа продолжилась. Два года подряд на эти нужды бюджетом Томска выделялось по 5 млн руб. По оценке городского департамента экономики, 1 рубль затрат на поддержку малого предпринимательства дал прирост налоговых доходов бюджета города в 5 рублей. Таков один из важных индикаторов реализации программы.

За два последних года число малых предприятий увеличилось на 12% и превысило 9 тыс. Число занятых в малом бизнесе с учетом индивидуальных предпринимателей и наемных работников сегодня составляет 95 тыс. человек - это 38% от экономически активного населения областного центра. Оборот малых предприятий за последние два года вырос в полтора раза и составил почти 109 млн руб. При этом динамика роста оборота инновационных предприятий опережает традиционное направление почти в два раза: в 2007 году он увеличился в сопоставимых ценах на 43,8% против 22,9 в других секторах предпринимательства. Инвестиционный вклад малого бизнеса в основной капитал по итогам 2007 года достиг 45% от общего объема (8,5 млрд руб.), увеличившись почти на 5% по сравнению с 2006 годом. Важным с точки зрения конкурентоспособности Томска как региона с растущей привлекательностью для бизнеса стал тот факт, что в целом по темпам развития малого бизнеса томичи впервые догнали находящихся в несравнимо более выгодных условиях новосибирцев.

Очевидно, что усилил такой эффект сам подход в реализации программы поддержки предпринимательства. И в 2007, и в 2008 году мэрия на конкурсной основе определяла оператора программы. Преимущества такой схемы заключаются в том, что вся строгость ответственности за расходование бюджетных средств ложится на оператора, при этом доступ предпринимателей к финансовой или консультационной помощи значительно упрощается, а необходимую поддержку они получают максимально оперативно.

В 2007 году оператором программы стал Центр малого бизнеса. При его посредничестве 24 компании приняли участие в выставках и ярмарках, 6 предприятий получили субсидии на реализацию инвестпроектов, 7 смогли уменьшить стоимость своих кредитов за счет субсидирования процентной ставки из городского бюджета.

В 2008 году программа была передана на аутсорсинг Томской торгово-промышленной палате. Изменились и приоритеты программы. Проведенные опросы показали, что важна не столько финансовая поддержка, размеры которой ограничены скромным бюджетом города, сколько информационно-правовая, образовательная. (В 2009 году мэрия вновь планирует увеличить долю финансовой помощи, поскольку кризис закрыл для малого бизнеса двери многих банков, привел к существенному удорожанию заемных средств.)

В ноябре 2008 года в рамках программных мероприятий ТПП оказала поддержку 76 компаниям в проведении выставочно-ярмарочной деятельности, предоставила почти 400 частных консультаций, более 200 предпринимателей и сотрудников компаний прошли обучение, а 20 бизнес-проектов получили оценку, благодаря чему большинство из них были направлены на участие в областном конкурсе проектов «Бизнес-старт».[8]

3.2 Проявления господдержки начинающим бизнесменам г. Томска

На наш взгляд при реализации бизнес-идей необходимо несколько существенных моментов:

во-первых, необходимо проработать все моменты, и составить план реализации идеи, сгруппированный в бизнес-плане, а, во-вторых, постараться воспользоваться возможностями, которые предоставляет государство в рамках реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

В г. Томске в последнее время осуществляется поддержка малого и среднего предпринимательства на высоком уровне. Создана огромная информационная база для начинающих бизнесменов. Информацию можно получить в свободном доступе на электронных ресурсах в сети Internet: http://mb.tomsk.ru - малый и средний бизнес Томской области, http://delo-tomsk.ru - в дело в Томске и др. Существует 18 центров поддержки предпринимательства Томской области, 15 кредитных кооперативов, 6 бизнес-инкубаторов.

Механизмами господдержки являются такие проекты:

- Конкурс предпринимательских проектов «Бизнес-старт»;

- Конкурс «Первый шаг»;

- Субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, затрат по договорам лизинга и франчайзинга;

- Субсидирование части размера платы за технологическое присоединение;

- Предоставление субсидий на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта и др.

Основными целями проектов являются стимулирование потенциальных субъектов предпринимательства для создания малых и средних предприятий преимущественно в производственной сфере. А также поддержание уже созданных предприятий.

Заключение

Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается в быстром и фундаментальном изменении действующих процедур.

В истории человеческого общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определённых структур управления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции - бизнес планирования.

В современной быстро меняющийся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Бизнес планирование - это определённые цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и более отдалённую перспективу.

Бизнес планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

Бизнес планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какие-то действия в будущем.

Процесс планирование позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана - непрерывный процесс.

Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана - реакция на предвиденные и запланированные явления.

Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана - бизнес-план.

Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трёх элементов:

1. Понимание общего состояния дел на данный момент

2. Представление того уровня, который вы собираетесь достичь

3. Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес-план позволяет решить эти проблемы.

Список использованной литературы

1. В.М. Попов. Бизнес-планирование: Учебник/ Под ред. В.М. Попова, С.И.Ляпунова и С.Г. Молодика. - 2е издание., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика,2006. - 816с.

2. Халтаева С.Р. Бизнес - планирование: Учебное пособие. / Халтаева С.Р., Яковлева И.А. - Улан - Удэ, 2005. - 170с.

3. Любанова Т.П.. Сборник бизнес-планов. Методика и примеры: предпринимательская деятельность, экономическое обоснование инженерных решений в курсовом, дипломном проектировании, диссертационных работах: Учебное и научно-практическое пособие / Под ред. Любановой Т.П., Л.В. Мясоедовой, Олейниковой Ю.А. и др. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2008. - 408с.

4. Черняк В.З. Бизнес-планирование: учебник / В.З. Черняк. - М.: КНОРУС, 2005. - 536с.

5. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. 7-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 164с.

6. Попов В.М.. Сборник бизнес-планов: с рекомендациями и комментариями: Учебно-методическое пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.М. Попова и д-ра экон. наук С.И. Ляпунова. - 5-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2004. - 336с.

7. Кузнецов А.И.. Технология бизнес-планирования: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Колобова, Кузнецова А.И., Омельченко И.Н. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 192с.

8. Бизнес-план городского масштаба. // Томскинвест [Электронный ресурс] / Публикации. - Режим доступа: http://www.tomskinvest.ru

9. Инфраструктура поддержки. // Малый и средний бизнес Томской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mb.tomsk.ru




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Пути повышения экономической эффективности производства яиц на примере ОАО Барановичская птицефабрика
Курсовая работа Тарифная система, как основной элемент организации заработной платы
Курсовая работа Разработка и принятие управленческих решений
Курсовая работа Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики
Курсовая работа Формирование правового государства
Курсовая работа Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях
Курсовая работа Управление персоналом проекта и психологические аспекты
Курсовая работа Влияние процесса коммуникации на эффективность управления организацией
Курсовая работа Определение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости
Курсовая работа Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
Курсовая работа Технологии создания базы данных в Access на примере биржи труда
Курсовая работа Формирование ассортимента предприятия розничной торговли
Курсовая работа Анализ использования капитала предприятия
Курсовая работа Обеспечение материально-технического обеспечения предприятия
Курсовая работа Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников