Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов


2

Министерство науки и образования Украины

Севастопольский национальный технический университет

Курсовая работа

на тему:

БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ

по дисциплине

"Микроэкономика"

Выполнила: ст. гр. ЭП-21д

Князева Е.И.

"___"____________2007 г.

Проверил: к. э. н., доцент

Филинков А.М.

"___"___________2007 г.

Севастополь 2007

Содержание

  • Введение
    • 1. Потребность и потребительские блага
    • 1.1 Сущность и классификация экономических потребностей
    • 1.2 Безграничность экономических потребностей
    • 1.3 Закон возвышения потребностей
    • 1.4 Экономические блага и их классификация
    • 2. Ограниченность производственных ресурсов и поиск рациональных способов их использования
    • 2.1 Понятие и виды экономических ресурсов
    • 2.2 Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов
    • 2.3 Ограниченность экономических ресурсов
    • 2.4 Проблема выбора
    • 2.5 Кривая производственных возможностей
    • 3. Проблема ограниченности водных ресурсов в современных условиях Украины
    • Заключение
    • Список использованных источников
    • Приложение А

Введение

Вопрос ограниченности ресурсов и благ в современном мире является одним из самых актуальных.

В жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограничены, а экономические потребности безграничны.

Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.

Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требуют все большего количества ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратится огромное количество ресурсов. Необходимо ограничить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к фатальным последствиям.

Цель этой работы состоит в том, чтобы по возможности наиболее полно раскрыть темы и проблемы, связанные с безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов.

Задачи работы состоят в следующем:

изучить сущность, виды экономических потребностей и благ;

изучить сущность, виды экономических ресурсов, а также проблему выбора;

рассмотреть проблему ограниченность ресурсов на примере Украины.

Предметом исследования является ограниченность ресурсов и благ, объектом - ресурсы и блага.

Непосредственно тема данной курсовой работы в литературе освещена достаточно неплохо. Большое количество материала по данной теме можно найти в учебной литературе.

При написании курсовой работы использовались труды таких авторов, как и др.

1. Потребность и потребительские блага

1.1 Сущность и классификация экономических потребностей

Потребность - одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики, характеризующей состояние неудовлетворенности, то есть великой "заслугой" потребностей выступает то, что они стимулируют людей к действию. [14, с.29]

По мнению таких ученых, как Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, потребности представляют собой выражение природы человека. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых люди нуждаются, которые они желают и стремятся иметь, потреблять, использовать.

Человек может как удовлетворять, так и подавлять свои потребности, если отсутствуют условия для их реализации. В некоторых случаях одни потребности могут заменяться другими. Также к потребностям относятся не только полезные, но и вредные для здоровья, в силу сложившихся вредных привычек, блага.

Е.Ф. Борисов предлагает следующее определение потребностей: потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. [2, с.27] Именно экономические потребности выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека.

Классификация потребностей характеризуется большим разнообразием.

В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.

На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей - в пище, одежде, жилье. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами, например, ремонт автомобиля, консультация врача.

Духовные потребности удовлетворяются, например, занятием искусством, получением образования, нравственным совершенствованием. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.

По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей - потребностей, связанных с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они имеют общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от "низших" материальных до высших "духовных" (см. приложение А):

1) физиологические потребности (еда, одежда и т.д.);

2) потребность в безопасности (экологически чистые продукты, жилье, защита от боли, страха и т.д.);

3) социальные потребности (любовь, общение, дружба и т.д.);

4) потребность в уважении (самоуважение, достижение цели, признания);

5) потребность в самовыражении (саморазвитие, реализация способностей и т.д.).

Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Нуреев Р.М. в своих учебниках предлагает разделение потребностей на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и пр.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). [7, с.44] Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - заменяемы. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества меняется.

Также существуют следующие классификации потребностей:

1) по субъектам удовлетворения:

а) индивидуальные (еда, отдых, жилье, образование);

б) коллективные (безопасность, экология);

в) общественные (снижение уровня безработицы, инфляция и т.д.);

2) по степени эластичности:

а) неэластичные - более жесткие, существующие в течение длительного периода (вода, еда);

б) эластичные - менее жесткие, близкие к духовным;

3) по степени реализации:

а) абсолютные - определяемые современным уровнем мировой экономики;

б) действительные - определяются уровнем развития экономики данной страны;

в) платежеспособные - потребности, определяемые соотношением собственных доходов и уровня цен;

4) по способу зарождения:

а) базисные - потребности, направленные на поддержание жизнеспособности человека (пища, воздух, защита от природных бедствий и др.);

б) цивилизационные - потребности, порожденные цивилизацией (связь, комфорт и др.).

Итак, потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом.

1.2 Безграничность экономических потребностей

Что именно подразумевается под понятием экономические потребности? Прежде всего, желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность, - так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т.п. Короче говоря, бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

Но и услуги также удовлетворяют наши потребности, как и материальные продукты. Ремонт автомобиля, удаление аппендикса, стрижка волос и консультация юриста наравне с товарами удовлетворяют человеческие потребности. По зрелом размышлении мы осознаем, что фактически покупаем много изделий, например автомобили и стиральные машины, именно ради тех услуг, которые они нам оказывают. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.

Материальные потребности включают также потребности частных предприятий и правительственных ведомств. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им реализовать производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремится строить автострады, школы, больницы, накапливать военную технику и оружие.

В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Подтвердить этот вывод можно с помощью простого эксперимента. Предположим, что нас просят перечислить те товары и услуги, которые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. Затратим определенное время на составление перечня неудовлетворенных потребностей, и он окажется весьма внушительным. Но с течением времени потребности умножаются, и мы вынуждены пополнять перечень все новыми. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Еще не так давно у нас не было желания приобретать персональные компьютеры, легкое пиво, видеомагнитофоны, электронные часы, микроволновые печи. Более того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться: известно, что приобретение автомобилей моделей "эскорт" или "шеветт" порождает желание купить "порш" или "мерседес".

В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей - пища, одежда, жилье - имеют общее из биологических потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся приобрести, часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта.

Наконец, подчеркнем также, что конечная цель или задача всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные материальные потребности.

1.3 Закон возвышения потребностей

Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Здесь имеет место закон (принцип) возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей - это закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры.

В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более "облагораживаются" в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. Закон возвышения потребностей действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет. В.И. Ленин, говоря о законе возвышения потребностей в условиях капитализма, оперировал периодами в 50 и 100 лет. Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчётливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды.

В экономической литературе выделяются три этапа развития потребностей в мировой экономике:

1) I этап (20-50-е годы ХХ в) - приоритетное развитие материально-вещественных потребностей;

2) II этап (50-80-е годы ХХ в) - переход к "экономике потребления", где набирают силу услуги;

3) III этап (80-е годы ХХ в. по настоящий период) - ориентация на расширение гуманитарных потребностей, создающих возможности для творческого, духовного развития личности, что выражается в изменении характера труда и возрастании доли свободного времен.

1.4 Экономические блага и их классификация

Источником удовлетворения потребностей является благо. Разные авторы по-разному его определяют. Одни из них ограничивают понятие блага вещами и предметами, другие же относят к благам не только продукты труда, но и плоды природы. Наиболее распространенным является мнение, определяющее благо как любой положительный эффект. Гукасьян Г.М. дает следующее определение блага: благо - это любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность. [5, с.80]

В экономической литературе имеется сложная система классификации благ.

Блага могут быть доступны в ограниченном и неограниченном количестве. С этой точки зрения блага можно разделить на свободные (даровые) и экономические (см. таблицу 1.1).

Таблица 1.1 - Виды благ по доступности

БЛАГА

Свободные

Экономические

Даровые, доступные в неограниченном количестве. Например, воздух или вода.

Доступные в ограниченном количестве. Делятся на товары, услуги и ресурсы.

В зависимости от критериев, положенных в основу классификации, блага подразделяются на:

1) долговременные (многоразового использования) и недолговременные (исчезающие в процессе потребления);

2) прямые (потребительские) и косвенные (производственные);

3) предметы роскоши (эксклюзивная, престижная продукция) и продукты массового производства (для повседневного потребления, выпускаемые в большом количестве);

4) комплементы (то есть взаимодополняемые) и субституты (то есть взаимозаменяемые);

5) нормальные (потребление которых возрастает при снижении их цен и наоборот);

6) низкокачественные и товары Гиффена (потребление которых снижается при снижении их цен).

Разделение на долговременные и недолговременные блага зависит срока использования этого блага. Есть блага, которые служат нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Бутерброд и коробок спичек - это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще.

Долговременные блага предполагают многоразовое использование. Недолговременные блага исчезают после (или в процессе) разового использования (потребления).

Прямые блага, или настоящие, - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными, или будущими, благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.

Также имеют место предметы роскоши и товары массового потребления.

В тетради мы пишем авторучкой или карандашом, у многих из нас есть мобильный телефон или персональный компьютер, мы носите одежду и т.д. Мы все окружены предметами, необходимыми нам ежедневно и удовлетворяющими наши повседневные потребности. Эта продукция производится массово: у нас похожие ручки и тетради, мы можем встретить на улице человека в похожей куртке, потому что эти блага производятся фирмами в большом количестве и стоят относительно недорого. А кто из нас пишет перьевой ручкой фирмы "Паркер"? У кого из нас есть мобильный телефон, украшенный инкрустацией и крошками драгоценных камней? Многие ли из нас носят эксклюзивную одежду от известных дизайнеров? Пожалуй, нет. Это очень дорогая продукция, которую себе может позволить далеко не каждый потребитель. Подобные блага называют предметами роскоши. С точки зрения потребительских качеств, может ничего не измениться: ведь пользуясь обычным телефоном и очень дорогим, мы одинаково слышим и говорим. Потому что потребительские качества - не единственная и не ключевая особенность товаров роскоши. Основная функция, которую выполняют подобные товары - это престижность. Например, два пиджака могут быть одинакового качества, цвета и т.д. При этом разница в цене будет существенной, потому что один пиджак произведен на фабрике массового производства и в огромном количестве, а другой - в мастерской известного дизайнера и в единственном экземпляре. Приобретая второй пиджак, потребитель платит не только за необходимое качество, но и за "имя" (или брэнд) производителя. [19]

Понятие предмета роскоши постоянно меняется:

Вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут со временем стать таковыми - например, антиквариат.

Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими. В свое время эксклюзивным товаром и предметом роскоши являлись и авторучка, и автомобиль, и мобильный телефон. Теперь они продукты массового производства и потребления. Когда-то автомобили двигались не намного быстрее лошадей, были штучным товаром, их потребительские качества были спорными, но они однозначно являлись предметом роскоши и маркой престижа. Еще десять лет назад мобильные телефоны были огромных размеров и ими пользовались только очень богатые люди. В тот момент пользоваться сотовыми телефонами было не столько удобно, сколько престижно.

Но есть блага, которые всегда были и остаются на данный момент, престижными и предметами роскоши. Например, драгоценные камни.

Бывают также взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага. Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только в комплексе друг с другом.

Это блага, которые потребитель не может использовать по отдельности. Например, лыжи совершенно бесполезны, если к ним нет креплений. В тетради мы пишем ручкой, в чай сыплем сахар, а автомобиль - не поедет без бензина.

Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные - то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.

Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами (от английского complementary - дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами - комплементами.

Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному благу в дополнение требуется определенное количество другого, а при относительной - нет.

Взаимозаменяемые блага. Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Воспользоваться услугами одной фирмы или другой? В выходной день можно пойти в кино или цирк, на ужин можно купить мясо или рыбу, а в перерыве на обед выпить чашечку чая или кофе.

Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми, как и взаимодополняемыми, могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые и т.д.

Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского substitute - замена, заменитель, заместитель).

По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, я могу позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.

При совершенной взаимозаменяемости одно благо целиком заменяется другим, а при относительной - может и частично.

Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.

Как определить стоимость экономического блага? Карл Маркс предлагал рассчитывать ее, исходя из трудовых затрат на производство этого товара. А по мнению неоклассиков (последователей классической теории экономики), стоимость благ зависит от того, насколько они редки (от степени их ограниченности), то есть от интенсивности потребности в благе и от количества блага, способного эту потребность удовлетворить. При этом предполагается, что каждая потребность может быть удовлетворена несколькими видами благ, а каждое экономическое благо может быть использовано для удовлетворения нескольких потребностей. Если q1, q2 …, qn - совокупность определенных количеств каждого из n благ, а р1, р2 …, рn - их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана как E pipq, где i=1, …n. [7, с.45]

Для получения недостающих потребительских благ, как правило, необходимы косвенные экономические блага - ресурсы.

2. Ограниченность производственных ресурсов и поиск рациональных способов их использования

2.1 Понятие и виды экономических ресурсов

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста.

Нуреев Р.М. дает следующее определение экономических ресурсов. Экономические ресурсы, или факторы производства, (economic resources) - это элементы, используемы для производства экономических благ. [7, с.46]

К важнейшим из экономических ресурсов в современном обществе относятся:

1) Природные ресурсы, или земля.

К понятию "земля" относятся все естественные ресурсы - все "даровые блага природы", которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы. В таблице 2.1, представленной ниже, отображена структура природных ресурсов в процентах по регионам и по всему миру. Владелец земли получает доход в виде земельной ренты.

Таблица 2.1 - Структура мирового земельного фонда, 1997 г. [20]

Регион

Доля от всех земельных ресурсов региона,%

Пашня, сады

Луга и пастбища

Леса

Земли, занятые насел. пунктами и промыш. объектами, транспорт. магистралями

Мало продуктивные и

непригодные земли

Европа

32

19

26

5

18

Азия

21

15

21

2

41

Африка

11

23

26

1

39

Сев. Америка

12

18

33

3

34

Юж. Америка

8

19

47

1

25

Австралия и Океания

5

51

8

1

35

Весь мир

11

23

30

2

34

2) Трудовые ресурсы, или труд.

Труд - это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности). Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком, - все они охватываются общим понятием "труд". Владелец труда получает доход в виде заработной платы.

3) Инвестиционные ресурсы, или капитал. Что такое капитал? Понятие "капитал" охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием. Инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров.

В приведенном здесь определении термин "капитал" не подразумевает деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о "денежном капитале", имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги, как таковые, ничего не производят, а, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал - инструменты, машины и другое производительное оборудование - это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются. Владелец капитала получает доход в виде ссудного процента.

4) Предпринимательские способности, или предпринимательство. Под предпринимательскими способностями понимается способность создавать на основе открытий в области техники, технологии, управления новые производства, вкладывать капитал и развивать разные сферы экономической деятельности.

Выделяются четыре функции предпринимателя:

а) проявление инициативы в соединении всех факторов производства в единый процесс производства;

б) принятие стратегических решений по определению основных направлений деятельности предприятия;

в) новаторство - внедрение на коммерческой основе новых продуктов, технологий, методов организации бизнеса;

г) риск потери вложенного капитала, времени, труда, деловой репутации вследствие неопределенности развития рынка.

Предпринимательские способности можно развить. Доходом предпринимателя является прибыль;

5) Знания, необходимые для хозяйственной жизни, или информация. Информация это ресурс, который участвует в процессе производства в виде знаний о технологии, управлении и организации, рыночной среде и т.д. Владелец информации получает доход в виде информационной ренты.

Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире - меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй. Английский экономист Альфред Маршалл предложил добавить четвертый фактор - предпринимательские способности. Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор "знания", называя его по-разному - технология, научно-технический прогресс, наука, информация.

Такие ресурсы, как земля, груд, капитал, в известной мере взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной функции. В наиболее общем виде она выглядит следующим образом: Q = f (F1, F2,..., Fi), где Q - объем производства; F1, F2,..., Fi - используемые производственные ресурсы. [7, c.46]

2.2 Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания, прежде всего технологические, обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они, особенно управленческие знания, позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве, хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю. Например, землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно. Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом, что связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала. Наиболее капитал, особенно денежный, и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство - взаимозаменяемость, или альтернативность. Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использование дополнительных природных ресурсов), или нанять дополнительных работников (увеличение использования труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличение своего капитала), или улучшить организацию труда на ферме (более широкое использование своих предпринимательских способностей), или же, наконец, использовать новые виды семян (применение новых знаний). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы.

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

Иллюстрацией к переплетению и альтернативности экономических ресурсов может быть простая, основанная только на двух производственных факторах модель Кобба-Дугласа. Она выглядит следующим образом: Q=AKбLв, где Q - объем производства, К - размер капитала, L - затраты труда (в стоимостном выражении), б и в - показатели эластичности производства Q по отношению соответственно к капиталу и труду (они показывают, на сколько процентов должно увеличиться Q, если или К или L возрастает на один процент), А - функция. [8, c.56]

2.3 Ограниченность экономических ресурсов

Экономические ресурсы - это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг. Особенностью всех ресурсов является то, что они редки или имеются в ограниченном количестве. В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности ресурсы ограниченны. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. Ограниченность означает, что общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди [5, с.76]. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.

Наличные ресурсы, которые мы хотим использовать, как правило, ограничены; во всяком случае их меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при определенном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна. Как правило, с развитием общества она преодолевается. Однако на каждый данный момент она имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.

Тот факт, что отдельная вещь встречается редко или малодоступна, для экономиста не определяется как "ограниченность ресурсов". Последнее характеризует ситуацию, когда ресурсов не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека. В любой стране хотят иметь больше благ и услуг, чем они получают.

В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее использовавшиеся ресурсы могут превратиться в "лишние" и ненужные. Например, избыток рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент времени имеется столько-то экономических ресурсов и не больше.

"Ограниченность ресурсов" называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Так как человек не может удовлетворить все свои потребности имеющимися в наличии ресурсами - ему приходится выбирать, какие потребности удовлетворить первыми, сравнивать их полезность с необходимыми для их получения ресурсами (утилитаризм), или сравнивать товары и услуги между собой без присвоения им конкретных значений полезности. В любом случае приходится решать как потратить как можно меньшее количество ресурсов на как можно большее удовлетворение от товаров и услуг, в которые они воплотятся.

Человеческие потребности растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д.

Итак, ограниченность ресурсов - экономическое понятие, выражающее конечность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент. Ограниченность ресурсов подчёркивается в силу безграничности человеческих потребностей, для которых эти ресурсы употребляются.

В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная - для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы, например, полезные ископаемые, не только ограниченны, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Например, на месте вырубленного сада можно вырастить новые фруктовые деревья. [16]

2.4 Проблема выбора

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему выбора.

По Нурееву Р.М. проблема экономического выбора (economic choice) - проблема выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. [7, с.47] Перед каждым человеком (например, при наличии определенной суммы денег пойти в театр или купить видеокассету), фирмой (например, при расширении производства купить новые станки или нанять дополнительное количество работников) и государством (например, увеличить армию или построить больницу и т.д.) возникают проблемы, что, как и для кого производить, то есть как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.

То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.

Если бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Проблема выбора исчезла бы.

2.5 Кривая производственных возможностей

Поскольку ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Более того, необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Чтобы наилучшим образом проиллюстрировать эту проблему, мы принимаем несколько определенных допущений [9, с.32]:

1) Эффективность. Экономика функционирует в условиях полной занятости и достигает полного объема производства.

2) Постоянное количество ресурсов. Имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству. Но, разумеется, в определенных пределах может изменяться соотношение их использования на различные цели, то есть их можно перераспределять; например, относительно неквалифицированный работник может работать на ферме, в ресторане быстрого обслуживания или на автозаправочной станции.

3) Неизменная технология. Технология производства принимается постоянной, то есть в ходе нашего анализа она не изменяется. Второе и третье допущение подразумевают, что мы рассматриваем нашу экономику по ее состоянию на определенный момент времени или на протяжении очень короткого периода. Для относительно долгого периода было бы нереалистично исключать технический прогресс и возможность изменения состава имеющихся ресурсов.

4) Два продукта. Для еще большего упрощения сделаем допущение, что наша экономика производит не бесчисленное множество товаров и услуг, как это имеет место в действительности, а лишь два продукта - пушки и масло. Масло символизирует потребительские товары, то есть те товары, которые непосредственно удовлетворяют наши потребности. Пушки символизируют средства производства, товары производственного назначения, то есть те товары, которые удовлетворяют наши потребности косвенно, обеспечивая более эффективное производство потребительских товаров.

А теперь, не становится ли очевидным из принятых нами допущений, что наша экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами? Общий объем имеющихся ресурсов ограничен, следовательно, ограниченна и способность экономики производить, например, пушки и масло. Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска. Поскольку ресурсы ограниченны и применяются целиком, всякое увеличение производства пушек потребует переключения части ресурсов с производства масла. Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство масла, необходимые для этого ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения пушек. Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели.

Согласно альтернативе А (см. таблицу 2.2), наша экономика направила бы все свои ресурсы на производство пушек, то есть товаров производственного назначения. А при альтернативе Е все наличные ресурсы были бы употреблены на производство масла, то есть предметов потребления. Обе эти альтернативы представляют собой явно нереалистичные крайности; всякая экономика обычно находит баланс в распределении общего объема своего производства между товарами производственного назначения и потребительскими товарами. По мере продвижения от альтернативы А до Е мы увеличиваем производство предметов потребления (масла). Как? Переключением ресурсов с производства средств производства. Поскольку мы знаем, что потребительские товары непосредственно удовлетворяют наши потребности, любое продвижение в направлении альтернативы Е представляется нам заманчивым. Двигаясь в этом направлении, общество увеличивает удовлетворение своих текущих потребностей. Однако такая политика дорого обходится. Подобное переключение ресурсов со временем нанесет удар самому обществу, поскольку запас его средств производства сокращается или, по крайней мере, перестает увеличиваться обычным темпом, а в результате потенциал будущего производства снижается. Короче говоря, продвигаясь от альтернативы А к Е, общество фактически делает выбор в пользу политики "больше сейчас" за счет политики "намного больше потом". Напротив, продвигаясь от альтернативы Е к А, общество выбирает политику воздержания от текущего потребления. Такое жертвование текущим потреблением высвобождает ресурсы, которые могут быть использованы для увеличения производства средств производства. Наращивая таким путем запас своего капитала, общество может рассчитывать на больший объем производства, а поэтому и на большее потребление в будущем.

Таблица 2.2 - Возможности производства масла в пушек при полной занятости ресурсов

Вид

Производственные альтернативы

А

В

С

D

Е

Масло (сотни тыс)

0

1

2

3

4

Пушки (тыс)

10

9

7

4

0

Главная идея здесь сводится к следующему: в любой момент времени экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью продукта X, чтобы получить больше продукта Y. Тот решающий факт, что экономические ресурсы редки, не позволяет такой экономике увеличивать одновременно и Х и Y.

Чтобы углубить понимание таблицы производственных возможностей, рассмотрим приведенные в ней данные в их графическом изображении. Используем простой двухмерный график, произвольно разместив данные о производстве пушек на вертикальной оси, а данные о производстве масла на горизонтальной оси (см. рисунок 2.1). Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Таким образом, эта кривая фактически изображает некую границу. Чтобы осуществить различные комбинации производства масла и пушек, показанные на кривой производственных возможностей, общество должно обеспечить полную занятость ресурсов и полный объем производства. Все сочетания масла и пушек на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов.

Если, например, в стране безработица, то есть недоиспользуется такой фактор, как труд, то экономика будет находиться внутри кривой, например, в точке Х. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, как, например, точка W, оказались бы предпочтительнее любой точки на кривой; но такие точки недостижимы при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства. Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства средств производства и предметов потребления в точке, расположенной вне кривой производственных возможностей.

Рисунок 2.1 - Кривая производственных возможностей

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить производство какого-то блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе производственных возможностей свидетельствует о ее эффективности и правильности выбора.

3. Проблема ограниченности водных ресурсов в современных условиях Украины

Украина имеет довольно ограниченные ресурсы поверхностных и подземных вод. Поверхностный сток, который формируется на ее территории, составляет около 50 куб. км сток с территории соседних государств - 85,6 куб. км.

По сравнению с такими европейским странами как Польша и Франция Украина имеет значительно меньший уровень водоснабжения в расчете на душу населения - соответственно в 3 и 1,5 раза, а в расчета на 1 кв.км общей площади - в 3,7 и 2 раза. [18]

По уровню использования местного поверхностного стока наше государство занимает второе место в Европе после Венгрии. Это при том, что Днепр наиболее зарегулированная река в мире и общий объем воды в днепровских водохранилищах достиг 43 куб. км. [18]

За последние три десятилетия водохозяйственные проблемы в Украине чрезвычайно обострились, водохозяйственная деятельность катастрофически ухудшилась и характеризуется как кризисная по всем аспектам. Действующие мощности по подготовке питьевой воды и сеть водопроводов практически выработали свои ресурсы и требует замены.

Кризисную ситуацию в деятельности водохозяйственного комплекса традиционными подходами изменить на лучшее невозможно - необходима принципиально новая эколого-экономическая схема функционирования водного хозяйства Украины.

35 миллионов жителей Украины "привязаны" по водоснабжению к речному бассейну Днепра. На этой национальной водной артерии находится 50 крупных промышленных центров, 4 атомных электростанции, десятки тысяч предприятий промышленного и сельскохозяйственного профиля. По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здоровья) Украина занимает последние места в Европе по запасам питьевой воды и ее качеству.

У нас более чем достаточно оснований вести речь о водохозяйственно-экологическом кризисе в стране. В Украине нормативы требуют определения 28 показателей качества питьевой воды. Фактически на станциях водоподготовки (как правило неаттестованными лабораториями) контроль ограничивается 12-14 показателями, в то время как стандарты ВОЗ требуют контроля до 70 показателей. Новые законодательные акты Украины по проблемам водопользования и питьевого водоснабжения акцентируют внимание на проблемах без указания четких временных рамок и источников финансирования.

Десять лет самостоятельности Украины существенных изменений не принесло. Полное реформирование национальной экономики в новых политических условиях требует принципиально новой концепции развития и функционирования водохозяйственного комплекса.

Ближайшей целью должно быть - в кратчайшие сроки добиться перевода всего народного хозяйства на водоохранные и экологобезопасные технологи обеспечивающих уменьшение использования водных ресурсов, охрану поверхностных вод от загрязнения, истощения, немедленного экологического оздоровления и возрождения рек.

Существующая водохозяйственная проблема непосредственно связана национальной безопасностью и является одной из важнейших ее составляющих.

Водным Кодексом определено, что воды являются исключительной собственностью народа Украины и могут предоставляться только в пользование. Народ Украины осуществляет право собственности на воды через Верховный Совет. Кабинет Министров осуществляет право реализации государственной политики в отрасли охраны вод, использования водных ресурсов. Государственное управление режимами работы водных систем положено на Госводхоз и его органы на местах, контрольные функции - на Министерство экологии и природных ресурсов Украины.

Сегодня необходимо ориентироваться на существующий реальный объем водных ресурсов и в основу системы управления водохозяйственной деятельности должно быть положено не административно-территориальное деление, а бассейновый принцип управления и регулирования водными ресурсами.

Заключение

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.

Наличные ресурсы, которые мы хотим использовать, как правило, ограничены; во всяком случае, их меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако на каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.


Ресурсы необходимы для производства благ, поэтому количество благ ограничивается количеством доступных ресурсов. Ресурсы исчерпаемы, поэтому для эффективного производства благ необходимо задуматься над проблемой выбора, то есть какие и сколько благ произвести из имеющихся ресурсов. Понятно, что из конечного числа ресурсов можно произвести конечное число благ, но это число можно увеличить, при рациональном применении ресурсов. Для этого необходимо бороться с современным нерациональным применением ресурсов, таких как нефть, древесина, вода.

Ограниченность благ в большей степени происходит из-за недолговечности их. Блага теряют свои свойства и перестают удовлетворять общественные потребности. Их замена осуществляется в процессе общественного воспроизводства. Для сокращения потребности в благах необходимо развивать технологии их производства, чтобы продлить срок их службы.

Пути решения проблемы ограниченности ресурсов в целом опираются на новые технологии, экономящие ресурсы. Уже сейчас применяется безотходное производство, позволяющее перерабатывать и использовать отходы производства, которые раньше выбрасывались. Ещё один путь решения проблемы - поиск альтернативных ресурсов. Известно, что учёные давно находятся в поисках альтернативных источников энергии, их исследования помогают сократить затраты нефти и каменного угля.

Можно сделать следующие выводы:

1) С ростом населения потребности в благах увеличиваются;

2) Для производства благ необходимы ресурсы;

3) Ресурсы ограничены;

4) Ограниченность благ обусловлена ограниченностью ресурсов;

5) При производстве благ всегда существует проблема выбора;

6) Оптимальное решение проблемы выбора позволяет рационально использовать ресурсы;

7) Новые технологии помогают рационально использовать ресурсы;

8) Рациональное использование ресурсов и поиск альтернативных ресурсов позволяет перевести ресурсы из разряда абсолютно ограниченных, в разряд относительно ограниченных;

9) Нерациональное использование ресурсов создает опасность полного исчерпания их;

10) Полное исчерпание ресурсов сделает невозможным производство благ, что приведет к катастрофе;

11) Для предотвращения катастрофы необходимо учитывать ограниченность ресурсов и искать способы более рационального их использования.

Список использованных источников

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2001. - 895с.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 544 с.

3. Бревнов А.А. Основы экономической теории: Учебное пособие. Издательство второе. - Х.: ООО "Одиссей", 2006. - 512 с.

4. Булатова А.С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. Гл.16. С.260 - 277.

5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2006. - 480с.

6. Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2006.

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е издание, изм. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. - 572 с.

8. Ребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика: Курс основ. М., 2000. - 458 с.

9. Самуэльсон, Пол, Э., Нордхаус, Вильям, Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд.: - М.: Издательский дом "Вильяме", 2003. - 688 с.

10. Симкина Л.Г. Общая Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2002,. - (Серия "Учебные пособия").

11. Словарь современных экономических и правовых терминов / Авт. - сост. В.Н. Шимов и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2002.

12. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общей редакцией д. э. н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Издательство "Дело и сервис", 2002. - 304 с.

13. Экономика: Учебник - 3-е издание, перераб. и дополнено / Под ред. доктора экономических наук профессора А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000. - 896 с.

14. Экономика: Учебное пособие / Под редакцией Э.А. Кузнецова. - Х.: Одиссей, 2006. - 512 с.

15. http://microeconomica. economicus.ru/

16. http://ru. wikipedia.org/wiki/

17. http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/

18. http://e-lib. gasu.ru/

Приложение А

Классификация потребностей

2

Рисунок А.1 - Пирамида потребностей по А. Маслоу



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Планирование прибыли и рентабельности предприятия питания
Курсовая работа Социальная политика в отношении инвалидов
Курсовая работа Продажа товаров и услуг
Курсовая работа Организация лизинговых операций в России
Курсовая работа Государственная регистрация недвижимости
Курсовая работа Кейнсианская концепция экономического развития
Курсовая работа Этапы финансового планирования на предприятии
Курсовая работа Ценовая политика предприятия в рыночных условиях (на примере ООО "КЕВ")
Курсовая работа Особенности денежно-кредитной политики в современной России
Курсовая работа Безработица и ее современные особенности в России
Курсовая работа Детская периодика и критика в истории детской литературы
Курсовая работа Диагностика банкротства и механизм финансовой стабилизации
Курсовая работа Финансы: сущность и функции
Курсовая работа Стратегии функционирования предприятия. Уровни разработки стратегий
Курсовая работа Кассационное производство