13
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
Общая технико-экономическая характеристика предприятия
Частное информационное унитарное предприятие «Молодежный портал» учреждено в соответствии с указом президента № 302 от 28.06.2007 г. и зарегистрировано в ЕГР под № 190909757.
Предприятие является юридическим лицом согласно законодательству республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печати, штампы, фирменный бланк, соответствующий товарный знак и другие реквизиты и действовать согласно Уставу.
Предприятие является юридическим лицом, имеет на праве хозяйственного ведения обособленное имущество, несет самостоятельно ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать со своим наименованием и другие печати, штампы, бланки со своим наименованием, собственный товарный знак.
Главной целью предприятия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предприятии» является осуществление торговой деятельности.
Предприятие входит в группу компаний объединенных под единым брендом «Модус керамика», поэтому одним из направлений деятельности компании со дня основания и до настоящего времени является продвижение плитки керамической и керамического гранита таких производителей как:
1. Kerama Marazzi.
2. Lira ceramica.
С момента основания ЧИУП «Молодежный портал» занималось розничной реализацией керамической плитки и керамического гранита таких производителей как Kerama Marazzi и Lira ceramic. Наряду с плиткой, начиная с 2007 года, организация занимается еще и реализацией отопительных систем (печей, каминов, электрокаминов).
Предприятие имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Оно имеет лицензии на те виды деятельности, которые подлежат лицензированию.
ЧИУП «Молодежный портал» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития компании исходя из существующего спроса на реализовываемую продукцию на белорусском рынке, работы и услуги, оказываемые компанией, а также необходимости производственного и социального развития самой компании.
Организационная структура предприятия приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура предприятия
Функции директора (финансового директора):
- обеспечивает выполнение планов деятельности предприятия;
- нанимает и увольняет работников в соответствии с условиями договоров (контрактов) и законодательными актами Республики Беларусь;
- представляет предприятие без доверенности в отношениях с государственными органами Республики Беларусь, юридическими и физическими лицами;
- заключает договоры от имени предприятия с учетом ограничений установленных настоящим Уставом и законодательством Республики Беларусь;
- в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания к работникам предприятия;
- выдает доверенности;
- издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия;
Функции исполнительного директора:
- утверждает штатное расписание предприятия;
- определяет условия оплаты труда работников предприятия;
- определяет объем и характер сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, а также порядок ее защиты;
- регулярно (не реже одного раза в год) отчитывается перед Учредителем, а также предоставляет документы и информацию, касающуюся деятельности предприятия;
- совершает иные действия в интересах предприятия, отнесенные к его компетенции настоящим Уставом и законодательством Республики Беларусь.
Функции отдела маркетинга:
- Определение товарной политики предприятия. Для этого проводятся исследования рынков, определяется ассортимент товаров и услуг, формируются портфель продаж.
- Определение и построение эффективных каналов сбыта. Эта методика означает действия по распространению товаров и услуг, реализуемых предприятием. Кроме того, будут определены приоритетные, стратегические и тактические группы клиентов предприятия и методики работы с каждой из этих групп.
- Определение политики активного продвижения. Она предполагает активные действия в окружающей среде, направленные на то, чтобы максимально привлечь благоприятные воздействия, и оградить предприятие от нежелательных влияний.
- Организация работа с клиентами. Она должна регламентировать прохождение заказа по предприятию, и включает исследование потребителей, поиск заказчиков, первичные переговоры с ними, экспресс-оценку, определение производственного задания, заключение договора, удовлетворение претензий.
- Работа с конкурентами. Она включает исследования конкурентов, определение групп конкурентов по степени влияния на рынок, по ассортименту производимой продукции, по технологическому оснащению, по возможности вести агрессивную маркетинговую политику, по способности к кооперации и развитию, по уровню управления финансами и т.п. Кроме того, нужно определить конкурентную политику предприятия.
Функции начальника отдела продаж:
- руководство отделом продаж (формирование структуры отдела, обучение, мотивация сбытового персонала, постановка задач, планирование, контроль обеспечение выполнения отделом плана продаж, формирование бюджета);
- поддержание и развитие клиентской базы;
- планирование, организация и проведение мероприятий по стимулированию сбыта;
- взаимодействие с закупками и доставкой товаров;
- планирование и организация рекламных мероприятий.
Задачи, поставленные перед начальником отдела продаж:
- постановка системы продаж;
- увеличение объема продаж.
Функции бухгалтерии:
- учет операций по банку;
- учет кассовых операций;
- учет товаров и реализация;
- учет нематериальных активов;
- учет счетов-фактур;
- учет и начисление заработной платы и премий.
Основным направлением деятельности предприятия является реализация каминов, электрокаминов, отопительного и банного оборудования, входя в состав объединения «Камины Франции», предприятие представляет продукцию таких производителей как:
1. Cheminees Philippe
2. Cheminees Godin
3. Dimplex
4. Термофор
5. Realto
Основными потребителями данного вида товаров в Республике Беларусь являются строительные предприятия, мелкие частные компании, а также конечные потребители.
В табл. 1 приведены основные технико-экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия за последние годы.
Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели функционирования предприятия за 2006-2008 годы
Показатели |
Год |
Темп роста, % |
|||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007/ 2006 |
2008/ 2006 |
2008/ 2007 |
||
1. Выпуск продукции, млн. руб. |
6279 |
8232 |
8376 |
131,10 |
133,40 |
101,75 |
|
2. Себестоимость продукции, млн. руб. |
4232 |
5686 |
6345 |
134,36 |
149,93 |
111,59 |
|
3. Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции (товаров, услуг), млн.руб. |
1162 |
1465 |
901 |
126,08 |
77,54 |
61,50 |
|
3. Общая (балансовая) прибыль, млн.руб. |
881 |
1058 |
1108 |
120,09 |
125,77 |
104,73 |
|
4. Затраты на рубль товарной продукции, руб. |
0,674 |
0,691 |
0,758 |
102,52 |
112,39 |
109,67 |
|
5. Рентабельность товарной продукции, % |
20,82 |
18,61 |
17,46 |
89,37 |
83,87 |
93,85 |
|
6. Среднесписочная численность, чел |
27 |
28 |
31 |
101,85 |
112,96 |
110,91 |
|
7. Фонд оплаты труда, млн.руб. |
301,2 |
367,8 |
411,6 |
122,11 |
136,65 |
111,91 |
|
8. Средняя заработная плата одного работника, млн. руб. |
0,93 |
1,11 |
1,12 |
119,35 |
120,43 |
100,90 |
|
Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1, на протяжении с 2006 по 2008 год наблюдается увеличение выручки от реализации продукции (работ, услуг) предприятия: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 1953 млн.руб. (или на 31,10 %), в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 144 млн.руб. (или на 1,75%). Такая динамика обусловлена ростом цен на реализуемую продукцию, а также увеличением объема реализации в натуральном выражении. Динамика выручки от реализации продукции и услуг ЧИУП «Молодежный портал» приведена на рис. 2.
Необходимо также отметить, что рост выручки сопровождается ростом и других показателей: себестоимости, затрат на 1 рубль произведенной продукции, прибыли, фонда оплаты труда работников и др.
Себестоимость предоставляемых продукции и услуг также увеличивалась: в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 34,36%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 11,59%. Себестоимость возрастала за счет роста фонда заработной платы и стоимости материалов, необходимых для предоставления услуг организацией. Динамика фонда оплаты труда работников предприятия приведена на рисунке 3.
13
Рисунок 2 - Динамика выручки от реализации продукции (работ, услуг) ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 гг., млн. руб.
Рисунок 3 - Динамика фонда заработной платы работников за 2006-2008 гг., млн. руб.
Поскольку себестоимость продукции возрастала более быстрыми темпами, чем прибыль предприятия: в 2007 году по сравнению с 2006 годом себестоимость возросла на 34,6%, а прибыль - на 20,09%; в 2008 году по сравнению с 2007 годом себестоимость увеличилась на 11,59%, а прибыль - 4,73% - то имеет смысл отметить снижение эффективности использования имеющихся ресурсов предприятия. Более наглядно динамика себестоимости продукции предприятия приведена на рисунке 4.
13
Рисунок 4 - Динамика себестоимости продукции ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 гг., млн. руб.
Вследствие отмеченного факта (темп роста себестоимости выше темпа роста прибыли ЧИУП «Молодежный портал», рентабельность продукции и услуг предприятия снижалась: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 10,63%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 6,15%.
Для выяснения причин такого положения проанализируем динамику основных показателей, характеризующих эффективность функционирования ЧИУП «Молодежный портал».
Анализ уровня и динамики прибыли и рентабельности
предприятия
Как уже отмечалось в первой главе представленной работы, основным из показателей, характеризующих эффективность функционирования предприятия, является его прибыль, которая направляется на развитие предприятие.
Произведем анализ общей (балансовой) прибыли ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 годы (табл. 2).
Таблица 2 - Анализ состава и динамики общей (балансовой) прибыли ЧИУП «Молодежный портал» в 2006 - 2008 годах, млн. руб.
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
|||||||
Абсолютное значение |
Изменение |
Темп роста, % |
Абсолютное значение |
Изменение |
Темп роста, % |
Абсолютное значение |
Изменение |
Темп роста, % |
||
1. Прибыль от реализации |
885 |
- |
- |
1081 |
196 |
122,15 |
1130 |
49 |
104,53 |
|
2. Прибыль от операционной деятельности |
8 |
- |
- |
17 |
9 |
212,50 |
26 |
9 |
152,94 |
|
3. Прибыль от внереализационной деятельности |
-12 |
- |
- |
-40 |
-28 |
333,33 |
-48 |
-8 |
120,00 |
|
Общая (балансовая) прибыль |
881 |
- |
- |
1058 |
177 |
120,09 |
1108 |
50 |
104,73 |
|
Как следует из табл. 2, балансовая прибыль предприятия формируется в основном за счет прибыли от реализации продукции (работ, услуг) предприятия. Операционная деятельность в 2006 году принесла прибыль в размере 8 млн. руб., а прибыль от внереализационной деятельности была убыточной. В 2007 - 2008 годах изменения прибыли от операционной и внереализационной деятельности были значимыми: прибыль от операционной деятельности в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросла на 9 млн. руб (или на 112,5%), а в 2008 году по сравнению с 2007 - также на 9 млн. руб. (или на 52,94%); внереализационная деятельность предприятия в анализируемом периоде была убыточной, однако она не оказала существенного влияния на балансовую прибыль предприятия.
В 2007 году темп роста балансовой прибыли составил 120,09% по сравнению с 2005 годом, в 2008 году - 104,73% по сравнению с 2006 годом.
Осуществим анализ формирования чистой прибыли предприятия, для чего по данным Отчетов о прибыли и убытках за 2006-2008 годы составим аналитическую табл. 3.
Таблица 3 - Анализ формирования чистой прибыли ЧИУП «Молодежный портал» в 2006 - 2008 годах, млн. руб.
Наименование показателей |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Темп роста, % |
|||||
Абсолютное значение |
Удельный вес, % |
Абсолютное значение |
Удельный вес, % |
Абсолютное значение |
Удельный вес, % |
2006/ 2005, % |
2007/ 2006, % |
||
1. Выручка от реализации работ, услуг(за минусом НДС и других обязательных платежей) |
5117 |
100,00 |
6767 |
100,00 |
7475 |
100,00 |
132,25 |
110,46 |
|
2. Себестоимость |
4232 |
82,70 |
5686 |
84,03 |
6345 |
84,88 |
134,36 |
111,59 |
|
3. Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
4. Прибыль от операционной деятельности |
8 |
0,16 |
17 |
0,25 |
26 |
0,35 |
212,50 |
152,94 |
|
5. Прибыль от внереализационной деятельности |
-12 |
- |
-40 |
- |
-48 |
- |
- |
- |
|
6. Прибыль |
881 |
17,22 |
1058 |
15,63 |
1108 |
14,82 |
120,09 |
104,73 |
|
7. Налоги из прибыли и иные платежи |
260 |
5,08 |
311 |
4,60 |
327 |
4,37 |
119,62 |
105,10 |
|
8. Чистая прибыль |
621 |
12,14 |
747 |
11,04 |
781 |
10,45 |
120,29 |
104,57 |
|
Как свидетельствуют данные, полученные в табл. 3, предприятие в анализируемом периоде осуществляло коммерческую деятельность, которая была убыточной, но не оказала существенного влияния на величину чистой прибыли предприятия. Прибыль от операционной деятельности в 2006 году составила 8 млн. руб., в 2007 году по сравнению с 2006 годом этот показатель возрос на 9 млн.руб. (или на 112,5%), прибыль от внереализационной деятельности на протяжении всего периода с2006 по 2008 годы была убыточной: в 2008 году потери составили 48 млн.руб. С ростом общей (балансовой) прибыли возросли за истекший период и налоги, уплачиваемые из прибыли: в 2007 году по сравнению с 2006 годом их прирос составил 19,62%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - 5,1%. Чистая прибыль также возрастала: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 20,29%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 4,57%.
Таким образом, на рост прибыли от продаж оказали влияние такие факторы, как рост выручки от продаж на 32,25 и на 10,26 % в 2007 году по сравнению с 2006 и в 2008 году по сравнению с 2007 годом соответственно.
Диаграммы, иллюстрирующие динамику выручки и прибыли, приведены на рис. 5 и 6.
13
Рисунок 5 - Выручка от реализации товаров, продукции, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) ЧИУП «Молодежный портал» в 2006 - 2008 годах, млн.руб.
13
Рисунок 6 - Чистая прибыль ЧИУП «Молодежный портал» в 2006 - 2008 годах, млн. руб.
Рост налогов из прибыли незначительно отставал от роста прибыли в 2007 году по сравнению с 2006 годом и лишь на 0,53% опережал темп роста чистой прибыли организации в 2008 году по сравнению с 2007 годом.
Основные факторы, влияющие на рост прибыли, это выручка от реализации продукции, а также издержки на ее реализацию (себестоимость услуг, продукции). Как уже отмечалось выше, темп роста себестоимости продукции предприятия возрастал в анализируемом периоде более быстрыми темпами, что и сказалось на величине прибыли организации. Именно рост себестоимости продукции и услуг, предоставляемых предприятием, может стать фактором, в наибольшей степени угрожающим благополучию предприятия. Следует рассмотреть структуру себестоимости продукции и выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на ее рост. Проанализируем структуру прибыли предприятия за 2006-2008 годы (табл. 4).
Таблица 4 Динамика прибыли от реализации по видам деятельности ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 годы
Показатель |
Значения по годам, млн. руб. |
Темп роста, % |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
||||
2007/2006 |
2008/2007 |
|||||
Прибыль от реализации каминов и гранитных плит |
874,8 |
1069,6 |
1120,2 |
122,27 |
104,73 |
|
Прибыль от реализации керамической плитки |
10,2 |
11,4 |
9,8 |
111,76 |
85,96 |
|
Итого |
885 |
1081 |
1130 |
122,15 |
104,53 |
|
Как видим из приведенных в табл. 4 данных в 2008 году по сравнению с 2007 годом наиболее быстрыми темпами росла прибыль от реализации каминов и гранитных плит: в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 22,27%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 4,73%. Прибыль от реализации керамической плитки увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1,2 млн.руб. или на 11,76%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом этот показатель снизился на 1,6 млн.руб. (или на 14,04%) и составила 9,8 млн.руб.
Снижение прибыли от реализации плитки керамической вызвано снижением объемов ее реализации. Увеличение прибыли от реализации каминов и гранитных плит обусловлено повышением цен на эту продукцию.
Таким образом, источниками получения дополнительной прибыли для организации могут служить: увеличение объемов реализации каминов и гранитных плит, а также увеличение объемов продаж керамической плитки.
Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, находится в компетенции предприятия.
Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в Уставе предприятия, и определяется Положением, которое разрабатывается экономистами и утверждается учредителями, один из которых является генеральным директором предприятия.
В соответствии с Уставом предприятия образуются фонды накопления и потребления, а также резервные фонды, предназначенные для финансирования непредвиденных расходов и обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
Средства каждого фонда имеют строго целевое назначение.
В течение года в связи с производственной необходимостью размер и состав фондов, конкретные статьи затрат могут изменяться решением финансовых органов предприятия.
Средства фонда накопления предназначены для финансирования расходов, связанных с развитием и совершенствованием производства.
Из этого фонда осуществляются обычно расходы на научно- исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработок и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы вкладов предприятий в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые ассоциациями, концернами, в состав которых входит предприятие. По фонду потребления предусматриваются расходы социального характера. В табл. 5 приводится распределение чистой прибыли предприятия в 2006-2008 годах.
Таблица 5 - Распределение чистой прибыли ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 годы, млн. руб.
Наименование показателей |
Значения по годам |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
||
Чистая прибыль, всего; в том числе: |
621 |
747 |
781 |
|
1. Фонд накопления (45%) |
217,35 |
261,45 |
273,35 |
|
2. Фонд потребления (35%) |
279,45 |
336,15 |
351,45 |
|
3. Прибыль, направленная на увеличение собственных оборотных средств (20%) |
124,2 |
149,4 |
156,2 |
|
Использование прибыли в ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 годы осуществляется по целевому назначению. Средства, аккумулирующиеся в фонде накопления, используются на инвестирование в оборотные и внеоборотные активы; в фонде потребления - на премирование особо отличившихся работников, поскольку руководство предприятия озабочено закреплением на предприятии активных и умелых работников.
На рис. 7 приведена диаграмма, иллюстрирующая распределение прибыли в 2008 году.
Рисунок 7 - Распределение чистой прибыли ЧИУП «Молодежный портал» в 2008 году
Еще одним показателем эффективности функционирования предприятия является рентабельность. Различают рентабельность продукции, рентабельность капитала и др.
Рентабельность - это доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу затрат на производство и сбыт продукции.
Рентабельность капитала показывает эффективность использования всего имущества организации. Снижение этого коэффициента свидетельствует о падении спроса на продукцию организации и о перенакоплении активов.
В табл. 5 приведены показатели рентабельности предприятия в 2006-2008 годах.
Таблица 5 Оценка рентабельности деятельности ЧИУП «Молодежный портал» за 2006-2008 годы
Наименование показателя |
Методика расчета |
Значения по годам, в % |
Динамика % |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007-2006 |
2008-2007 |
|||
1.Рентабельность продукции |
Прибыль / затраты |
20,91 |
19,01 |
17,81 |
-1,90 |
-1,20 |
|
2.Рентабельность капитала |
Прибыль /Баланс |
34,17 |
40,38 |
36,15 |
6,21 |
-4,23 |
|
3.Рентабельность внеоборотных активов |
Прибыль /Внеоборотные активы |
35,36 |
48,86 |
49,81 |
138,19 |
1,94 |
|
4.Рентабельность собственного капитала |
доходы и расходы) |
69,03 |
130,56 |
95,20 |
61,53 |
-35,36 |
|
Как свидетельствуют полученные в табл. 5, в 2007 году по сравнению с 2006 годом все показатели рентабельности функционирования ЧИУП «Молодежный портал», за исключением рентабельности продукции, возрастали: рентабельность капитала - на 6,21%, рентабельность внеоборотных активов - на 38,19%, рентабельность собственного капитала - на 61,53%.
Рентабельность продукции снизилась за счет увеличения затрат на ее реализацию, а также за счет повышения закупочных цен.
Увеличение рентабельности капитала и внеоборотных активов обусловлено повышением прибыли и неизменностью стоимости активов.
Что же касается показателей рентабельности за 2008 год по сравнению с 2007 годом, то в данном периоде все показатели снижались. Только рентабельность внеоборотных активов возросла на 1,94%, а рентабельность собственного капитала упала на 35,36%.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Общая (балансовая) прибыль предприятия формируется в основном за счет прибыли от реализации проектных, конструкторских, технологических и прикладных научно-исследовательских работ. Операционная прибыль и прибыль от внереализациооной деятельности оказывают несущественное влияние на формирование прибыли организации.
Факторами, влияющими на рост прибыли являются: компетентность специалистов, спрос на продукцию предприятия, новые технологии, соответствующие современным требованиям и обеспечивающие соответствующий уровень качества.
Анализ эффективности использования основных производственных фондов
Анализ основных фондов может производиться по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования основных фондов предприятия.
Выбор направлений анализа и реальных аналитических задач определяется потребностями управления, что составляет основу финансового и управленческого анализа, хотя четкой границы между этими видами анализа нет.
Рассмотрим состав и динамику основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» (табл. 6).
Таблица 6 - Состав основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в 2006-2008 гг.
Вид основных средств |
Значения по годам |
||||||
2006 |
2007 |
2008 |
|||||
Стоимость, тыс. руб. |
доля в ОФ, % |
стоимость, тыс.руб. |
доля в ОФ, % |
Стоимость, тыс. руб. |
Доля в ОФ, % |
||
1. Производственные |
302 |
92,35 |
419 |
92,90 |
557 |
92,07 |
|
2.Непроизводственные |
25 |
7,65 |
32 |
7,10 |
48 |
7,93 |
|
Итого: основные средства |
327 |
100,00 |
451 |
100,00 |
605 |
100,00 |
|
Как следует из табл. 6, предприятие имело в анализируемом периоде непроизводственных основных фондов на сумму: в 2006 году - 25 млн.руб., в 2007 году - 32 млн. руб., в 2008 году - на 48 млн.руб. Стоимость производственных основных фондов организации возрастала на протяжении всего периода с 2006 по 2008 год. Такое увеличение производственных фондов вызвано тем, что предприятие покупало новые торговые места на рынках города Минска. Рос стоимости непроизводственных основных фондов обусловлено увеличением стоимости компьютерной техники, установленной в офисе предприятия.
Более наглядно динамика основных фондов предприятия представлена на рис.8.
13
Рисунок 8 Динамика основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в 2006 - 2008 годах, млн. руб.
Структура основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в динамике приведена в табл. 7.
Таблица 7 Структура основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в 2006-2008 гг.
Показатель |
Ед. изм. |
Значения по годам |
Темп роста, % |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007/2006 |
2008/2007 |
|||
Здания и сооружения |
млн.руб. |
25 |
32 |
114 |
128,00 |
356,25 |
|
Вычислительная и организационная техника |
млн.руб. |
252 |
289 |
326 |
114,68 |
112,80 |
|
Оборудование |
млн.руб. |
50 |
130 |
165 |
260,00 |
126,92 |
|
Итого |
327 |
451 |
605 |
137,92 |
134,15 |
||
Из табл. 7 видим, что стоимость основных фондов организации на протяжении 2007-2008гг. неуклонно возрастала: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 37,92%, в 2008 по сравнению с 2007 годом - на 34,15%. Это связано с введением в действие новых зданий и корпусов.
Одним из источников экономического роста предприятия ЧИУП «Молодежный портал» становится повышение эффективности использования основных фондов.
Экономическая эффективность использования основных фондов проявляется в увеличении объема предоставляемых услуг, прибыли, экономии затрат труда. Интенсивное использование основных фондов дает возможность увеличивать качественные показатели хозяйственной деятельности без дополнительных капитальных затрат.
Оценим эффективность использования основных фондов предприятием. Данные для расчета показателей эффективности использования ОФ за 2006-2008 годы приведены в табл. 8.
Таблица 8 Данные для расчета показателей эффективности использования основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в 2005-2007 гг.
Наименование показателей |
Годы |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
||
Среднегодовая стоимость ОФ (ОФср), млн.руб. |
327 |
451 |
605 |
|
Среднегодовая стоимость активной части ОФ (ОФактср), млн. руб. |
302 |
419 |
557 |
|
Удельный вес активной части ОФ,% |
92,35 |
92,90 |
92,07 |
|
Валовой доход (Т), млн.руб. |
6279 |
8232 |
8376 |
|
Среднесписочная численность работников, чел. |
270 |
275 |
305 |
|
Продолжительность смены, часов |
8 |
8 |
8 |
|
Время работы оборудования в смену, часов |
6 |
7,6 |
7,8 |
|
Расчет показателей эффективности использования основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» приведен в табл. 9.
Таблица 9 Расчет показателей эффективности использования основных фондов ЧИУП «Молодежный портал» в 2006-2008 гг.
Наименование показателей |
Годы |
Темп роста, % |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007/2006 |
2008/2007 |
||
Фондоотдача (ФО), руб./ руб. |
19,2 |
18,25 |
13,84 |
95,05 |
75,84 |
|
Фондоотдача активной части (ФОакт), руб./руб. |
20,79 |
19,65 |
15,04 |
94,52 |
76,54 |
|
Фондовооруженность (Фв), млн.руб./ чел. |
1,21 |
1,64 |
1,98 |
135,54 |
120,73 |
|
Фондоемкость (Фем) |
0,05 |
0,05 |
0,07 |
100,00 |
140,00 |
|
Коэффициент эффективности использования ОФ (Кэоф) |
39,5 |
28,1 |
22 |
71,14 |
78,29 |
|
Из табл. 9 следует, что в анализируемом периоде фондоотдача на предприятии снижалась: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 4,95%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 24,16%. В основном это связано со снижением фондоотдачи активной части основных фондов организации. Объем валового дохода предприятия возрастал более медленными темпами на протяжении анализируемого периода, чем стоимость основных фондов.
Фондовооруженность в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросла на 34,54%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 20,73%. В 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась также фондоемкость продукции - на 40,00%.
Коэффициент эффективности использования основных средств снижался.
По результатам анализа следует заключить, что эффективность использования оборудования снижалась в период 2006-2008 года.
Фондоотдача является одним из основных показателей эффективности использования основных средств ЧИУП «Молодежный портал».
Проанализируем влияние факторов на этот показатель.
На основе схемы можно построить факторную модель фондоотдачи
ФО = ФОа . УДа , (1)
где УДа - доля активной части фондов в стоимости всех ОС;
ФОа - фондоотдача активной части ОС.
Факторная модель для фондоотдачи активной части ОС имеет вид
ФОа = (К . Т . СВ)/ ОСа, (2)
где К - среднее количество технологического оборудования;
Т - время работы единицы оборудования;
СВ - среднечасовая выработка с стоимостном выражении;
ОСа - среднегодовая стоимость технологического оборудования.
Поскольку именно за счет активной части основных фондов изменялась фондоотдача всех основных фондов предприятия, то проанализируем влияние факторов именно на этот показатель.
Показатели |
Условное обозначение |
Годы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фондоотдача, руб./руб. |
Фоа |
19,2 |
18,25 |
13,84 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), млн. Руб. |
В |
6279 |
8232 |
8376 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среднее количество технологического оборудования, шт.
ДФОт= 27,37-21,48= 5,89 (руб./ 1руб.)Влияние изменения среднечасовой выработки:ДФОсв= 27,27-27,37 = -0.1 (руб./ 1руб.)Влияние изменения среднегодовой стоимости основных средств:ДФОос= 19,65-27,27 = -7,62 (руб./ 1руб.)За счет всех факторов фондоотдача активной части основных фондов изменилась на:ДФО= 0,69+5,89-0.1-7,62 = -1,14 (руб./ 1руб.)Произведем аналогичные расчеты для 2008 года.Подставив данные из таблицы 2.10 в приведенные формулы, произведем расчет влияния факторов на фондоотдачу:Расчет 1: ФОа2007 = 124*1299,6*0,0511/419 = 19,65 (руб/ 1 руб.)Расчет 2: ФОаусл1 = 135*1299,6*0,0511/419 = 21,4 (руб/ 1 руб.)Расчет 3: ФОаусл.2 = 135*1310,4*0,0511/419 = 21,57 (руб/ 1 руб.)Расчет 4: ФОаусл.3 = 135*1310,4*0,0473/419 = 19,97 (руб/ 1 руб.)Расчет 5: ФО2008= 135*1310,4*0,0473/557 = 15,02 (руб/ 1 руб.)Влияние изменения количества оборудования:ДФОк= 21,4-19,65 =1,75 (руб./ 1 руб.)Влияние изменения времени, отработанным единицей оборудования:ДФОт= 21,57-21,4 =0,17 (руб./ 1 руб.)Влияние изменения среднечасовой выработки:ДФОсв= 19,97-21,57= -1,6 (руб./ 1 руб.)Влияние изменения среднегодовой стоимости основных средств:ДФОос= 15,02-19,97 = -4,95 (руб./ 1 руб.)За счет всех факторов фондоотдача изменилась на :ДФО= 1,75+0,17-1,4-4,95 = -4,63 (руб./ 1 руб.)Таким образом, фондоотдача организации в 2007 и в 2008 годах возрастала за счет таких факторов, как изменение количества оборудования, увеличения времени, отработанного единицей оборудования, в 2007 году по сравнению с 2006 годом среднечасовая выработка не принесла изменений фондоотдачи основных фондов организации, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом за счет снижения среднечасовой выработки на 0,004 млн.руб. снизилась и фондоотдача - на 1,58 руб/ 1 руб.В результате произведенного анализа использования основных фондов предприятия выяснено, что эффективность их использования снижалась в период с 2006 по 2008 годы. Это обусловлено в первую очередь увеличением стоимости основных фондов предприятия, а также снижением среднечасовой выработки 6на единице оборудования.Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия
Оборотные средства предприятия существуют в сфере производства и в сфере обращения. Оборотные производственные фонды и фонды обращения подразделяются на различные элементы, составляющие материально-вещественную структуру оборотных средств. Составим аналитическую табл. 11, с помощью которой произведем анализ состава и состояния оборотных активов. Анализ произведем с применением методов вертикального и горизонтального анализа. Вертикальный анализ применяется для исследования структуры оборотных средств, вычисления удельного веса этих величин в общей итоговой величине оборотных средств. С помощью горизонтального анализа исследуется динамика составляющих оборотных средств, абсолютное их изменение, темпы роста, прироста. Как следует из табл. 11, в 2008 году оборотные активы предприятия снизились в абсолютном выражении на 580 млн рублей, что составило 26,73% от оборотных активов на начало года. При этом на конец года сократились запасы и затраты на 448 млн рублей или на 45,9%.
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Договор международных перевозок |
Курсовая работа | Производственная и общая структура предприятия |
Курсовая работа | Учет и анализ наличных и безналичных денежных потоков |
Курсовая работа | Сертификация по стандартам системы менеджмента качества |
Курсовая работа | Нравственное воспитание младших школьников |
Курсовая работа | Правовое регулирование трудового договора |
Курсовая работа | Семья как основа развития личности |
Курсовая работа | Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ |
Курсовая работа | Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона |
Курсовая работа | Бюджетирование на предприятии |
Курсовая работа | Этика и морально-нравственные основы гражданской службы |
Курсовая работа | Туберкулез |
Курсовая работа | Инвестиционная деятельность коммерческих банков |
Курсовая работа | Учет материально-производственных запасов |
Курсовая работа | Доказывание в гражданском процессе |