15
Содержание
Введение
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и от дельного работника в частности.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно-технологической революции, освоения высоко сложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.
Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстроменяющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.
В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Объект работы - молодежь Тюменской области.
Предмет работы - статистика занятости и безработицы.
Цель работы - исследование статистики занятости и безработицы молодежи Тюменской области.
Задачи:
1) рассмотреть сущность, структуру, механизмы функционирования рынка труда;
2) изучить анализ рынка труда Тюменской области.
Глава 1. Сущность, структура, механизмы функционирования рынка труда
1.1 Понятие рынка труда, его структура
К определению, что такое рынок труда, возможны два подхода. Первый, получающий в настоящее время все более широкое распространение, ограничивает его трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, безработными, ищущими другое место работы, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятости после перерыва в работе. Такой подход правомерен как инструмент оперативного решения проблем занятости (кто в настоящее время занят, тот занят и в настоящий момент, и проблемы с занятостью не создает).
В то же время этот подход сужает проблему занятости, выводит из рынка труда другие, кроме поиска рабочего места, ее аспекты, такие, как стабильность рабочего места, достижение максимального соответствия работы и работника, вопросы вознаграждения труда, его прямого участия не только в создании, но и в распределении национального дохода и другие. Не учитывается, что рабочая сила, занятая в настоящий момент, не может считаться потребленной раз и навсегда и вышедшей с рынка. В процессе производства непрерывно меняются условия самой занятости, возникают вопросы территориального или профессионального движения работника, оплаты труда, профессиональной карьеры и прочие. В стабильных условиях западных экономик рынок труда есть непрерывная борьба между предпринимателями и работником, по поводу соглашений и компромиссов, определяющих их отношения. Зоткина Н.С. Экономика и социология труда. СПб., 2006. С.42.
Ограничение масштабов рынка труда только лицами, в данный момент свободными от работы, резко сужает круг активных действий социальных партнеров на рынке труда, в частности профсоюзов и т.д. Целесообразнее поэтому альтернативный подход, рассматривать рынок труда шире, как совокупное общественное отношение “работник - работодатель", которое включает в себя взаимодействие между ними на всех стадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях, возникающих в экономической системе (в том числе в ситуации безработицы, спада производства, закрытия предприятия).
Суть этого общественного отношения в том, что способность к труду (то есть совокупность определенных характеристик работника) осознается, как ценность, которая может быть эквивалентно обменена на другие, материальные и духовные ценности. При этом ценность труда субъективно определяется личностными характеристиками работника (уровнем общей и профессиональной подготовки, профессией, состоянием здоровья, возрастом и др.), объективно-общественными потребностями в труде с определенными качественными характеристиками. Для того чтобы оценка общественной ценности труда была максимально объективной, необходим ряд условий, одним из которых является развитость рынка труда. Для рынка труда как устойчивого социального института - результат длительного исторического процесса, в основе которого лежат непрерывный количественный рост и усложнение производительных сил. Зоткина Н.С. Экономика и социология труда. СПб., 2006. С.47.
В современный период категория рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно - технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику следовательно включаются самые разнообразные факторы: социальные, демографические и т.д.
Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом. Социальная статистика. / Под ред. И.И. Елисеевой. - М., 2005. С.65.
Существовавшая ранее в нашей стране административно-командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.
Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда. Павленко В.А. Рынок труда. М., 2006. С.123.
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
На рынке труда реализуется возможность:
свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т.д.);
найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале. Павленко В.А. Рынок труда. М., 2006. С.127.
В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда. Там же.
Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.
Преобладающая общность интересов “товара" рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п. Рынок труда и доходы населения. / Под редакцией Н.А. Волгина. - М., 2005. С.53.
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Прокопов В. Безработица в переходной экономике России. // Человек и труд. - 2005. - № 1. - С.39.
Начнем с той формы безработицы, о которой можно вести речь фактически в любом обществе и которая во многом является необходимым следствием активных структурных перестроек экономики. Это фрикционная (или структурная) безработица. Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется фрикционной безработицей. Абакумова К.К. и др. Безработица и самозанятость. Н., 2005. С.113.
Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Экономисты называют такие изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер.
Второй классической формой безработицы является циклическая безработица. Традиционно она связана с фазой спада в воспроизводственном цикле, в условиях которого существенно возрастает объем безработицы.
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие:
Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. Абакумова К.К. и др. Безработица и самозанятость. Н., 2005. С.116.
Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене.
Третья причина. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.
Четвертая причина. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.
Пятая причина. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов. Куликов В.В. Безработица в России несопоставима со спадом производства. // ЭКО. - 2005. - № 1. - С.26.
1.2 Виды и модели рынка труда
Рынок труда не может быть однородным. Существуют его различные виды и модели, это зависит от того установлена ли монополия на рынке труда или конкуренция, рынок труда рассматривается внутри отдельной организации или по городу, региону, стране, миру. Рассмотрим несколько различных видов и моделей.
Конкурентный рынок труда. Конкурентный рынок труда определяется следующими характеристиками:
1. Большое количество фирм, конкурирующих друг с другом за наем определенного вида труда на одинаковые рабочие места.
2. Большое количество работников, имеющих одинаковую квалификацию и независимо друг от друга предлагающих свои услуги труда.
3. Ни работники, ни фирмы не могут контролировать рыночную заработную плату.
4. Совершенная информация, получение которой не связано с издержками, и совершенная мобильность. Дикаpева А.А. Социология труда. M., 2005. С.142.
На конкурентном рынке труда в краткосрочном периоде отдельная фирма сталкивается с совершенно эластичной кривой предложения труда. Рыночный уровень заработной платы определен, и фирма из-за незначительности своей доли на рынке не оказывает на него никакого влияния.
Для рынка в целом кривая предложения труда имеет положительный наклон. При изменении в спросе на труд или в предложении труда происходит подстройка рынка - процесс достижения новой точки равновесия, нахождение нового уровня занятости и заработной платы.
Для достижения точки равновесия важна гибкость рынка труда - при расхождении спроса и предложения труда способность быстро осуществлять подстройку рынка за счет изменения заработной платы или количества используемого труда.
Гибкость рынка труда рассматривается обычно в четырех основных аспектах:
1. Гибкость общего уровня реальных издержек на труд.
2. Относительная гибкость реальных издержек на труд по отраслям.
3. Трудовая мобильность.
4. Степень гибкости рабочего времени и режимов труда. Дикаpева А.А. Социология труда. M., 2005. С.147.
Соответственно затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость заработной платы, ограничения в мобильности рабочей силы, жесткость режимов рабочего времени.
Локальные рынки труда. Предпосылки конкурентного рынка труда содержат требования об однородности рабочих мест и работников. В целом для рынка труда эта предпосылка не выполняется. Рынок труда распадается на локальные рынки однородного труда по видам деятельности, отраслям, профессиям, квалификации работников, территориальному местоположению. Между такими локальными рынками труда существует определенная мобильность рабочей силы.
В условиях мобильности рабочей силы между локальными рынками труда заработная плата на данном локальном рынке будет зависеть не только от спроса и предложения труда на этом локальном рынке, но и от заработной платы (и соответственно от спроса и предложения труда) на других локальных рынках труда, с которыми данный локальный рынок связывают потоки мобильной рабочей силы.
Подстройка на рынке труда возникает в ответ на избыток или нехватку труда. Нехватку на рынке труда можно рассматривать как ситуацию, когда спрос превышает предложение при доминирующей текущей заработной плате, которая имеет тенденцию к повышению (избыток определяется как обратная ситуация, когда предложение превосходит спрос). При нехватке доминирующая заработная плата ниже равновесной, показателем нехватки служит разность между объемом спроса на труд и предложения труда при доминирующей заработной плате. Башкатов Б.И. Международная статистика труда. М., 2006. С.83.
Объем нехватки может быть оценен с помощью показателей занятости, безработицы, вакансий. Однако следует учесть, что на локальных рынках труда сложность подстройки рынка будет определяться не только размерами нехватки, но и тем, насколько велик разрыв между доминирующей и равновесной заработной платой. Чем больше этот разрыв, тем сложнее подстройка рынка. При прочих равных условиях величина этого разрыва будет прямо зависеть от эластичности спроса и предложения труда.
Монопсония на рынке труда - это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, один работодатель. В этом случае работодатель (при предположении о совершенной конкуренции со стороны продавца труда) сталкивается с рыночной кривой предложения труда, имеющей положительный наклон, и вынужден нанимать каждую последующую единицу труда по цене ее предложения. При не дискриминирующей монопсонии работодатель всем работникам платит одинаковую заработную плату, равную средним издержкам на труд, но для найма дополнительной единицы труда он должен предложить более высокую заработную плату, чем уже платит, и новому работнику, и прежним.
При монопсонии ставка заработной платы и предельные издержки на труд являются возрастающими функциями от количества используемого труда.
Двусторонней монополией на рынке труда называется случай, когда работодатель является единственным покупателем труда (монопсонистом), а продавец труда обладает монопольной силой (например, работники, объединенные в профсоюз).
Профсоюз может нейтрализовать монопольную силу работодателя - монопсониста, предлагая труд своих членов по единой определенной заработной плате и создавая участок совершенно эластичного предложения труда. В этом случае будет возникать эффект, аналогичный эффекту минимальной заработной платы на монопсонистическом рынке труда. Посадсков Е.Л. Статистические показатели рынка труда. Ч.1. Новосибирск, 2005. С.32.
Модель профсоюза - монополиста предполагает, что помимо нейтрализации монопольной силы работодателя он будет также стремиться вести себя на рынке аналогично фирме - монополисту на рынке продукта и будет увеличивать заработную плату до такого уровня, чтобы максимизировать экономическую ренту работающих членов профсоюза.
Таким образом, работодатель и профсоюз стремятся ограничить конкурентный уровень занятости: первый, чтобы максимизировать прибыль, второй, чтобы максимизировать коллективную экономическую ренту.
Модель неравновесного рынка труда основывается на том, что в точке равновесия DL (W*) =SL (W*) =L*, и равновесная заработная плата W* "очищает рынок" т.е. нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения.
Модель равновесного рынка труда исходит из того, что уровень занятости определяется "короткой стороной рынка", или спросом на труд, или предложением труда, в зависимости от того, что из них меньше при данной заработной плате, L=min (DL,SL). Кривые спроса и предложения труда в этой модели могут быть интерпретированы как отражающие максимальное количество труда, которое может быть обменено при данной ставке заработной платы. Посадсков Е.Л. Статистические показатели рынка труда. Ч.1. Новосибирск, 2005. С.37.
С началом рыночных реформ в России процессы, происходящие на рынке труда, становятся предметом пристального внимания. Можно выделить ряд особенностей, характерных для России, но не свойственных другим странам с переходной экономикой: устойчивость занятости; отсутствие резких скачков в динамике безработицы; сокращение продолжительности рабочего времени; значительное снижение реальной заработной платы и другие. Наиболее важной, с точки зрения исследования неформальной занятости, особенностью российского рынка труда стали разнообразные (в том числе неформальные) способы адаптации: вынужденные административные отпуска, задержки зарплаты, теневая оплата труда, неформальная занятость и т.д. Господство неформальных отношений между работником и работодателем смягчало издержки переходного процесса, снижая одновременно его темпы. Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. М., 2006. С.111.
Наиболее массовой из новых видов занятости стала неформальная занятость. Первый этап исследований неформальной занятости характеризовался ориентацией на количественный анализ. Однако при этом возникали определенные сложности: применялись различные трактовки неформальной занятости; использовались различные оценочные методы; был очевиден недостаток достоверной информации о неформальной занятости в России.
Занятость без оформления трудового договора объяснялась разнообразными причинами: дезорганизацией населения относительно кадрового учета; инфляцией, которая резко актуализировала вопрос заработка; отсутствием навыков вторичной регистрации и т.п. Основными мотивами распространения неформальной занятости называют: стремление заработать и повысить уровень жизни, стремление снизить издержки и увеличить объемы производства за счет экономии на социальных выплатах, возможность сокрытия доходов от налогообложения.
Рассматривается влияние неформальной занятости на рынок труда. Негативное влияние заключается в следующем. Происходит деформация трудовых отношений; игнорирование норм трудового права, отсутствие для работников социальных гарантий и правовой защиты; недополучение государством социальных и налоговых платежей. Позитивные моменты: неформальная занятость способствует сокращению фактической безработицы и снижению напряженности на рынке труда, дает населению возможность заработать, способствует заполнению не престижных рабочих мест, открывает широкие возможности гибкого использования рабочей силы, способствует развитию конкуренции на рынке труда.
В последние годы неформальная занятость стала рассматриваться с новых позиций. Было исследовано и подтверждено, что формальные и неформальные практики сближаются. Формальное трудоустройство все более наполняется неформальным содержанием. А в сфере неформальной занятости вырабатываются устойчивые и массовые модели поведения, своеобразные "правила игры", которым следуют все участники неформальной сделки.
Глава 2. Анализ рынка труда Тюменской области
2.1 Изучение структуры и динамики основных показателей рынка труда
В Тюменской области (без автономных округов) сложилась стойкая тенденция роста числа занятых в экономике области. В 2006 году численность занятых на юге области составила 638,9 тыс. человек.
Наибольшее число занятых (по данным 2004 г) сосредоточено в торговле и общественном питании (18%), промышленности (15%), сельском хозяйстве (11%), строительстве и образовании (по 9,7%), транспорте и связи (10,4%) и здравоохранении (8,4%).
Всероссийская перепись населения 2002 года показала значительный за период с 1989 г. рост числа жителей области, имеющих профессиональное образование. Это связано как с потребностью экономики области, так и развитием в регионе системы профессионального образования. Наиболее развита система высшего образования, осуществляющая подготовку специалистов практически для всех отраслей экономики.
В числе занятых юга области доля специалистов с высшим профессиональным образованием по итогам 2004 г. составляла 20,5%, со средним профессиональным - 31,1%, начальным - 30,3%. Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.41.
Тюменская область относится к числу экономически благополучных регионов Российской Федерации в сфере занятости населения. Вместе с тем ситуация на рынке труда Тюменской области оценивается как весьма напряженная, особенно в сельскохозяйственных районах.
Численность занятых в экономике ежегодно, начиная с 2002 года, сокращается в среднем на 7,0 тыс. человек. Соответственно, фиксируется рост численности безработных, рассчитанной по методологии МОТ (Международной организации труда), на 20% по сравнению с 2005 годом, абсолютное значение данного показателя составляет на конец 2006 года - 61,2 тыс. человек. Начиная с 2003 года, в регионе также наблюдается рост официальной безработицы: с 4,6 тыс. человек до 13,7 тыс. человек в 2005 году.
Особое беспокойство в последнее время у нас вызывает увеличивающаяся безработица в сельскохозяйственной зоне юга Тюменской области. Например, в сельской местности уровень экономической активности населения составил 48,5% при 50,5% в среднем по области. Это значит, что 221 тыс. человек были заняты в экономике, а 18 тыс. человек в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные.
По состоянию на 31.12.2006 года численность зарегистрированных безработных в целом по области составила 13,7 тыс. человек, из них 8,8 тыс. чел. или 64,4% были зарегистрированы в сельской местности. Доля зарегистрированных безработных составила около 11% в общей численности безработных на селе, которая по данным сельских поселений составляет 81,2 тыс. чел. Рост числа безработных по сравнению с началом года по области составил 8,1% (1 тыс. чел), а в сельской местности - 13,6%. В 2006 году на 3,2 п. п. возросла доля сельских безработных в общей численности зарегистрированных безработных на юге области. Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.46.
Уровень экономической активности населения (удельный вес занятого населения в общей численности населения) составил в сельской местности в 2006 году 44,8% (в целом по югу области 47,4%), а уровень общей безработицы - 7,5% (в среднем по югу - 6,2%).
Определенная часть населения юга области были заняты производством продукции сельского хозяйства, охотой, рыболовством. Так, по имеющимся у нас данным, 441 тыс. человек занималась производством продукции для собственного потребления. Из них 199 тыс. человек (45,0%) занимались только этой деятельностью, 243 тыс. человек (55%) - это лица, имеющие помимо данной деятельности другое доходное занятие. Производством продукции в целях ее реализации были заняты 33 тыс. человек, из них 18 тыс. человек (54,5%) занимались только этой деятельностью, а оставшиеся 15 тыс. (45,5%) помимо этой деятельности имели другое доходное занятие.
С 2003 года численность безработных граждан превышает число вакантных мест. При этом 95% всех заявленных вакансий приходится на город Тюмень и другие города юга области, и только 5% на территорию сельскохозяйственной зоны. Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.48.
Это свидетельствует о наличии дисбаланса между спросом и предложением по профессионально - квалифицированному составу безработных и потребности предприятий.
По данным территориальных органов службы занятости растет число безработных выпускников учебных заведений, при этом наибольшую часть (почти половину) среди них составляют выпускники средних специальных заведений (48%).
В общей численности зарегистрированных безработных 0,7% - выпускники учреждений начального профессионального образования, 0,6% - выпускники учреждений среднего профессионального образования и 0,1% - выпускники учреждений высшего профессионального образования.
В 2006 году среднесписочная численность работников в организациях юга области составила 338,7 тыс. человек, в том числе в сельскохозяйственных районах 110,2 тыс. человек (без субъектов малого предпринимательства). Во всех районах имело место снижение численности работников по сравнению с 2005 годом. Исключение составил только Уватский район, где численность работников составила 110,5% к предыдущему году. Это обусловлено динамичным развитием экономики района и высоким уровнем оплаты труда работников предприятий, действующих на его территории.
В разрезе районов ситуация различна. Численность работающего населения в общей численности трудоспособного населения колеблется от 46% в Сорокинском районе, до 87,1% в Викуловском районе. Немногим более 53% трудоспособного населения имеют работу в Тобольском районе, в Вагайском районе - 53,8%, Сладковском и Ялуторовском районах - 54,4%. Более благополучная ситуация с занятостью населения в Уватском районе - 76,6%, Аромашевском районе - 74,2%, Омутинском и Упоровском районах - 71,5%. Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.49.
В большинстве своем сельские безработные (равно как и городские) - это, прежде всего, женщины. На начало января 2006 года доля женщин в общей численности зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, составила 66%. Около 19% составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, а также лица предпенсионного возраста. Основная доля безработных - это лица в возрасте от 30 лет до предпенсионного возраста.
По причинам увольнения преобладают граждане, высвобожденные в связи с ликвидацией организаций или сокращением штата работников - 38% (32,8% в 2005 году). Удельный вес лиц, уволившихся по данной причине, значительно увеличился за последние годы. В 2006 году в органы службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 7,7 тыс. человек, уволенных в связи с ликвидацией организаций или сокращением штата работников. Из них 4,7 тыс. или 61,1% от общего числа обратившихся лиц данной категории проживают в сельской местности.
По сравнению с 2006 годом снизилась доля граждан, уволенных по собственному желанию - 37,5%, при 42,9% в 2005 году. Низкая заработная плата в сельском хозяйстве, задолженность по ее выплате, наличие неполной занятости по-прежнему вынуждают работников увольняться по собственному желанию и обращаться в органы службы занятости.
Третью часть безработных на селе составляют граждане, имеющие длительный (более 1 года) перерыв в работе. Среди всех зарегистрированных безработных на юге области на долю сельской местности приходится 75,4% безработных, обратившихся по этой причине.
Наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают граждане с низким уровнем образования. Так, 25% безработных на селе имеют начальное профессиональное образование, почти 24% безработных имеют среднее общее образование, 25,5% - не имеют среднего общего образования.
Средняя продолжительность регистрируемой безработицы в сельской местности выше, чем в городе: 6,1 месяцев против 5,4 месяца. Удельный вес безработных, состоящих на учете более года, в сельской местности также выше, чем в городе: 15,7% против 10,7%. Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.51.
Повышению конкурентоспособности на рынке труда способствует направление безработных на профобучение. В сельской местности эффективность профессионального обучения очень высока. Наблюдается почти 100% трудоустройства прошедших обучение граждан, так как проводится оно под конкретные рабочие места.
В 2006 году 1652 человека были направлены на профессиональное обучение, из них 877 жителей села (53,0%). Наибольший объем профессионального обучения отмечался в Аббатском районе - 12,5% от числа лиц, признанных безработными, в Викуловском - 10,7%, а в Голышмановском районе - 8,4%. Получить профессию при содействии службы занятости в сельской местности желают многие, так как у сельского жителя не всегда имеется такая возможность, и в первую очередь финансовая, тем более что больше 12% безработных на селе не имеют профессии, а 8% не приступали к трудовой деятельности. Подавляющее большинство направленных на профобучение граждан - это молодежь.
В течение 2006 года почти 2,8 тыс. человек были задействованы в общественных работах, из них 1913 чел. (69%) - жители сельской местности. Территорией-лидером по количеству направленных на общественные работы из числа граждан, обратившихся в службу занятости, не занятых трудовой деятельностью, является Аббатский район (22,8%). А, например, в Тобольском районе из-за отсутствия работодателей во многих населенных пунктах, в общественных работах участвовали всего 2% из числа обратившихся граждан.
Результативный выход из безработицы в Тюменской области составил 52,0% (снято с учета безработных по причине трудоустройства и направления на профобучение от общего числа снятых с учета безработных). В отдельных районах данный показатель был значительно выше среднего по югу области. Например, в Викуловском - 71%, Заводоуковском - 76%, Ишимском - 76%, Казанском - 78%, Упоровском - 70% и Ялуторовском - 75%.
В целом на рынке труда области отмечаются положительные изменения - приостановлен, к примеру, рост численности безработных. Так, во втором квартале прошедшего года уровень безработицы составил 1,9% (в первом - было 2,4%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, численность безработных сократилась на 17,6%. Растет и число вакансий, заявленных работодателями в службу занятости населения. Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.54.
По основным показателям, характеризующим положение на рынке труда (уровень регистрируемой безработицы и напряженность на рынке рабочей силы) Тюменская область (без автономных округов) по итогам 2006 года по данным управления Федеральной государственной службы занятости населения по Тюменской области занимает 2-е место после Свердловской области среди территорий УрФО.
2.2 Исследование занятости молодежи Тюменской области
Официально установленные границы молодежной группы - от 14 до 30 лет. Это достаточно широкий диапазон возрастов относимых к молодежи лиц, которые различаются по образу жизни, потребностям и интересам, уровню образования, видам занятий и т.д. Успешная интеграция всех категорий молодежи в систему региональных экономических отношений - сложная задача, решение которой требует координации действий по различным направлениям региональной социально-экономической политики, а именно: молодежной политики, политики в сфере труда и занятости населения, политики в сфере образования.
В этой связи требует рассмотрения ряд вопросов:
* Каково современное состояние и проблемы реализации экономической активности молодежи в Тюменской области?
* Как устроен и работает механизм координации молодежной политики, политики в сфере образования и занятости населения в рамках региональной социально-экономической политики?
* Как оценить эффективность региональной политики по поводу интеграции молодежи в систему региональных экономических отношений? Поставленные вопросы предполагают проведение самостоятельных, но взаимосвязанных исследований. В данной статье мы ограничимся рассмотрением только первого из поставленных вопросов. Тарасова А. Н. Развитие рынка рекрутинговых услуг в городе Тюмени. // Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы развития. Киров, 2005. С. 158.
Состояние, проблемы и перспективы реализации экономической активности молодых людей в регионе обусловлены, во-первых, его демографическим процессом; во-вторых, социально-экономическим. Именно уровень социально-экономического развития региона определяет условия реализации экономической активности молодежи в сферах образовательной и трудовой занятости, формируя ее потенциал как субъекта производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Образование, в частности профессиональное, является приоритетной сферой занятости молодых людей. В 2005/2006 учебном году в области действовало 11 высших учебных заведений (из них 1 негосударственное), 23 средних специальных (негосударственных нет) и 37 учреждений начального профессионального образования. В 1997/1998 учебном году их было 9, 21 и 46 соответственно.
На дневной форме обучения в различных звеньях системы профессионального образования Тюменской области в 1998/1999 учебном году было занято более 60 тыс. молодых людей (т.е. каждый шестой молодой человек в возрасте от 14 до 29 лет), в 2001/2002 - около 75 тыс. (каждый пятый), в 2005/2006 - почти 91 тыс. (каждый четвертый). Качественное целенаправленное развитие рабочей силы особенно важно для молодых людей, причем в большей степени для группы 14 - 24, чем для 25 - 29-летних. Профессиональные учебные заведения среднего и высшего уровня предлагают абитуриентам более 20 основных групп специальностей, а всего вузы предлагают более 100 специальностей. Однако предпочтения юношей и девушек стягиваются в сторону престижных - экономического и юридического профиля. Тарасова А. Н. Развитие рынка рекрутинговых услуг в городе Тюмени. // Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы развития. Киров, 2005. С. 159.
В целом поток молодежной рабочей силы, направляющейся в сферу профессионального образования, увеличивается, причем главным образом за счет роста числа студентов дневных отделений ссузов и вузов: в 1997/1998 учебном году их было 12, 5 тыс. и 26, 3 тыс. человек соответственно, в 2005/2006 - уже 23, 7 тыс. и 51 тыс. человек. Количество учащихся в учреждениях начального профессионального образования до 2000/2001 учебного года росло и составило чуть более 20 тыс. человек, к 2005/2006 учебному году сократилось до 16, 3 тыс.
Высшее образование становится массовым и утрачивает элитарный характер в его прежнем понимании. Так, к примеру, в 1998/99 учебном году студентом дневного отделения вуза Тюменской области был каждый двенадцатый молодой житель региона в возрасте от 14 до 29 лет; а в 2005/2006 учебном году - уже каждый седьмой-восьмой. Однако на основе приведенных данных не представляется возможным дать однозначно утвердительные ответы на следующие вопросы:
* Происходит ли рост квалификации молодых работников?
* Становится ли качество рабочей силы представителей современного молодого поколения значительно выше, чем у их предшественников? Тарасова А. Н. Развитие рынка рекрутинговых услуг в городе Тюмени. // Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы развития. Киров, 2005. С. 160.
Завершение профессионального образования на определенном уровне предполагает, как правило, необходимость перехода из сферы образовательной деятельности в сферу трудовой. Однако автономность указанных сфер осложняет переход, так как профессионально-квалификационная структура подготовленной молодежной рабочей силы и рабочих мест не согласованы. В этой связи не утрачивает актуальности проблема трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. Так, по данным службы государственной статистики по Тюменской области, структура распределения на работу специалистов, окончивших дневные отделения государственных высших учебных заведений в 1998 - 2006 гг., такова (указаны минимальные и максимальные относительные значения и тенденция абсолютных показателей): получили направления на работу 43, 5 - 48, 4%, рост; самостоятельно трудоустроились 23, 9 - 36, 2%, рост; продолжают обучение на следующем уровне по очной форме обучения 4, 6 - 15, 3%, рост; призваны в ряды Вооруженных сил РФ 1, 9 - 4, 2%, сокращение; не получили направления на работу 3, 2 - 19, 5%, сокращение.
Показатели распределения на работу специалистов, окончивших дневные отделения в системе государственных средних специальных учебных заведений в 1998 - 2006 гг., существенно хуже (указаны минимальные и максимальные относительные значения и тенденция абсолютных показателей): получили направления на работу 22, 7 - 33, 1%, сокращение; самостоятельно трудоустроились 29, 0 - 38, 5%, рост; продолжают обучение на следующем уровне по очной форме обучения 14, 2 - 24%, рост; призваны в ряды Вооруженных сил РФ 5 - 6, 6%, рост; не получили направления на работу 12, 3 - 18, 2%, колебания.
Как видно из приведенных данных, устроиться на работу молодому специалисту по окончании вуза труднее, чем по окончании вуза. Заметное увеличение самостоятельного трудоустройства означает, что грядущие проблемы с трудоустройством стимулируют учащуюся молодежь к самостоятельному поиску рабочего места, причем заблаговременно - до окончания учебного заведения.
Что касается трудовой занятости, то в настоящее время на территории Тюменской области в большей или меньшей степени представлены все отрасли и почти все подотрасли общественного хозяйства, а вместе с ними необходимый спектр трудовых занятий. Чуть менее половины рабочих мест в 2006 г. в Тюменской области было сосредоточено в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках; промышленности и в сельском и лесном хозяйстве (соответственно 18, 4%, 15, 4% и 11, 4%), т.е. в профилирующих отраслях региона. В промышленности профилирующими, а следовательно, задающими количество и структуру рабочих мест, являются относительно старые подотрасли: машиностроение, метало - и деревообработка, пищевая. Отраслевая структура молодежной занятости с некоторыми отклонениями воспроизводит отраслевую структуру занятости старшего поколения в условиях стабильно развивающегося общества. В условиях трансформируемой экономики региона, с одной стороны, возникает дефицит кадров определенных специальностей, с другой - проявилась ориентация части молодежи на инновационную занятость. Мы имеем в виду т акую форму трудоустройства, как самостоятельное создание рабочих мест в отраслях вторичного и третичного секторов экономики. Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников.//Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень, 2006. С.44.
Трудовая занятость часто (как на постоянной основе, так и в форме сезонной, временной либо случайной) является дополнительной к образовательной. Так, только при содействии государственных служб занятости Тюменской области в 1998 г. было трудоустроено 11 817 учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, в 2000 г. таких было уже 17 728 человек, в 2002 г. - 29 223, в 2006-м - более 24 тыс. человек.
Численность безработных от 15 до 29 лет, определяемая по методологии МОТ, постепенно снижается с 29,5 тыс. человек в 1998 г. до 22, 7 тыс. человек в 2005 г. Минимальное и максимальное значения за период составили 19, 7 тыс. человек в 2002 г. и 29, 6 тыс. человек в 2001 г. Уровень безработицы молодежи высок, но имеет тенденцию к сокращению с 17, 6% в 1998 г. до 13, 4% в 2005 г., минимальное и максимальное значения за этот период составили соответственно 12, 1% в 2005 г. и 17, 6% в 1998 г. Указанные "скачки" показателей численности и уровня безработицы обусловлены динамикой социально-экономического развития региона.
В целом ситуация на молодежном рынке труда в Тюменской области оценивается как относительно благополучная. Экономический рост в регионе позволил расширить возможности трудоустройства, в том числе для низкоквалифицированной рабочей силы, увеличил "пропускную способность" органов государственной службы занятости населения и специализированных молодежных бирж (бюро) труда. В то же время профессиональный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы сохраняется.
К сожалению, существующая статистическая информация не позволяет оценить состояние и проблемы молодежи в системе региональных экономических отношений достаточно полно. Так, до сих пор не опубликована и недоступна для анализа значительная часть данных переписи населения 2002 г. по Тюменской области. Недостаток статистической информации частично восполняют итоги социологического исследования "Молодежь в трудовой занятости Тюменского региона" (см. приложение). Молодежная группа была разбита на возрастные когорты 14 - 17 лет, 18 - 22 лет, 23 - 26 лет и 27 - 30 лет, основанием для сегментации явились различия в образе жизни, потребностях и интересах, уровне образования, видах занятий и т.д. Полученные результаты нами сгруппированы в блоки: структура занятости, занятость на учебе, трудовая занятость, безработная молодежь, структура и уровень доходов. Рассмотрим их. Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников.//Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень, 2006. С.46.
Структура занятости. Основной вид занятия для 14 - 17 и 18 - 22-летних - учеба, что вполне естественно. Учатся 81, 6% ответивших в данной возрастной группе на вопрос: "Чем Вы занимаетесь в настоящее время?", еще 7, 7% ответивших учатся и подрабатывают в свободное от учебы время - это значительно меньшая, но существенная часть молодых людей указанного возраста. Их трудовая активность стимулируется стремлением решить самостоятельно свои социально-экономические проблемы.
В возрастных группах 23-26 и 27-30 лет основной вид занятия - работа (65, 9% ответивших работают), дополнительный - учеба (14, 7% совмещают работу и учебу). Совмещение работы и учебы обусловлено необходимостью повышения своего профессионально-квалификационного уровня либо приведения в соответствие профессиональных знаний и навыков и требований занимаемого рабочего места.
Небольшая часть молодых людей (примерно 3%) не занята на работе и учебе.
Занятость на учебе. В качестве места учебы около 55% учащейся молодежи указали вуз, причем доля студентов вуза возрастает от младших возрастных когорт к старшим (15% среди 14 - 17-летних, 85% - 18 - 22-летних, 87% - 23 - 26-летних, 73% - 27 - 30-летних), поскольку большинство подростков - школьники.
Ценность профессионального образования признают более 75% учащейся молодежи. Так, работать только или по возможности по полученной специальности намерены 56, 8% ответивших на вопрос "По окончании профессионального учебного заведения Вы намерены…" Еще 18, 8% собираются продолжить профессиональное образование на более высоком уровне.
Тогда как, примерно в 20% случаев инвестиции в профессиональное образование могут оказаться неоправданными. К такому выводу приводят следующие цифры: 12, 2% учащихся молодых людей намерены работать по любой другой специальности; 1, 4% - не работать; 6, 3% - не имеют определенных намерений. Хотя намерение не работать вполне может измениться, что будет зависеть от отношений с руководством, оплаты труда и престижности работы на гипотетическом рабочем месте и других обстоятельств. Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников.//Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень, 2006. С.47.
Самым важным фактором, определяющим выбор первого места работы, является оплата труда (на это указали более половины ответивших - 56%). Данный фактор отмечают даже те, кто по окончании профессионального учебного заведения работать не намерен. Другие ответы существенно отстают по значимости: наличие перспектив карьерного роста; условия и режим труда; отношения в коллективе. Малозначимыми (5% ответивших и менее) оказались такие показатели, как престижность работы, возможность реализовать свои способности, отношения с руководством и творческий характер труда.
Обязательства перед лицами, оплатившими профессиональное образование, признают менее половины учащихся - 44, 7% ответивших на вопрос "Как Вы считаете, обязан ли выпускник профессионального учебного заведения определенный период времени отработать на рабочем месте, предоставленном ему лицом, оплатившим образование?"; не признают 28, 1%; не думали об этом 27, 2%. В то же время к идее обязательного распределения выпускников профессиональных учебных заведений разного уровня лояльно относятся 59% учащейся молодежи. В их число входят и те, кто отрицал обязанности выпускников перед лицами, оплатившими профессиональное образование. Видимо, для них сама идея гарантированного обеспечения рабочим местом более приемлема, чем напоминание об обязанностях/ответственности. С другой стороны, часть выпускников, признававших обязанности перед инвесторами, к идее обязательного распределения относится отрицательно, считая, что это нарушает свободу профессионального выбора.
В итоге удельный вес тех, кто поддерживает идею обязательного распределения выпускников профессиональных учебных заведений разных уровней, более высок среди учащихся, намеренных по окончании профессионального учебного заведения работать "только" или "по возможности по специальности" или "продолжить профессиональное образование на более высоком уровне" (соответственно 59%, 66% и 59, 6%).
Трудовая занятость. В качестве места работы около 40, 3% работающей молодежи указали частные предприятия, 33% - государственные и муниципальные унитарные предприятия, 24% - общества (ООО, ОАО, ЗАО) с участием и без участия иностранного капитала, менее 3% - кооперативы, что примерно соответствует распределению общей численности занятых в экономике по формам организаций и определяется институциональной структурой экономики.
Страх потерять или не найти работу испытывают менее половины ответивших респондентов в возрасте 14 - 30 лет (45%), остальные не боятся потерять или не найти работу (36%) либо не задумывались об этом (19%). Несмотря на достаточно высокую оценку угрозы безработицы, молодые люди проявляют свойственную им мобильность. Так, 40% намерены работу сменить, даже если это постоянная работа; 19% такой возможности не исключают; намерение закрепиться на занимаемом рабочем месте имеют только 26%; к ним, вероятно, примыкают 9% тех, кто просто не задумывался об этом. Более стабильными в силу жизненных обстоятельств являются старшие возрастные группы - 23 - 26 и 27 - 30 лет: среди них отсутствие намерения сменить работу отмечено у 27, 5% и 36% соответственно. Итак, у молодых мобильность выше в силу меньшей ответственности и меньших обязательств. Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников.//Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень, 2006. С.47.
В качестве основных факторов привлекательности имеющейся работы респондентами от 14 до 30 лет были указаны (в порядке убывания значимости): условия и режим труда (21, 8%); отношения в коллективе (21%); оплата труда (17%); отношения с руководством (13%); соответствие работы способностям, а также престижность работы (по 5%); творческий характер труда (4%). Назывались также другие причины, а именно: близко от дома; интересно; нет выбора; получение опыта; своевременная выплата заработной платы; отношения с родителями; свободное посещение. Среди основных факторов непривлекательности имеющейся работы оказались (в порядке убывания значимости): оплата труда (16%); отсутствие перспектив карьерного роста (16%); непрестижность работы (12%); нетворческий характер труда (10%); несоответствие работы способностям (8%); отношения в коллективе и отношения с руководством (по 5%). Названы также гиподинамия, дискомфорт, отсутствие интереса начальства к работе, частые командировки.
Интересна взаимосвязь между уровнем дохода и условиями привлекательности/непривлекательности работы. Так, для зарабатывающих до 6 тыс. руб. ей в месяц основными факторами привлекательности имеющейся работы являются условия и режим труда, отношения в коллективе, отношения с руководством. Соответственно основные факторы непривлекательности: оплата труда, отсутствие перспектив карьерного роста, непрестижность работы. Для зарабатывающих 7-15 тыс. руб. ей в месяц основные факторы привлекательности имеющейся работы несколько иные: отношения в коллективе, оплата труда, условия и режим труда. Соответственно основные факторы непривлекательности: отсутствие перспектив карьерного роста, непрестижность работы и нетворческий характер, оплата труда.
Для зарабатывающих свыше 16 тыс. рублей в месяц основные факторы привлекательности имеющейся работы совпадают с предыдущей группой: отношения в коллективе, оплата труда, условия и режим труда. Основные факторы непривлекательности несколько отличаются: условия и режим труда, нетворческий характер труда и несоответствие работы способностям, отсутствие перспектив карьерного роста и оплата труда. На основании этого можно сделать вывод: творческий характер труда и соответствие работы способностям значимы только при уровне дохода выше среднего.
Главными факторами, обуславливающими мобильность рабочей силы молодых людей, можно считать оплату труда, отсутствие перспектив карьерного роста и непрестижность работы. Именно эти условия не устраивают в первую очередь намеревающихся сменить работу. Только каждый второй респондент в возрасте 14 - 30 лет, ответивший на вопрос: "Вы работаете по полученной профессии (специальности)?", работает по своей специальности или смежной (родственной): в группе 18 - 22-летних 21, 5% и 18, 5% соответственно; в группе 23 - 26-летних - 27% и 26, 5%; в группе 27 - 30-летних - 37% и 25%. Еще 38% респондентов в возрасте 18 - 22 лет, 27% - 23 - 26 лет и 22% - 27 - 30 лет, возможно, в будущем по специальности работать будут. Не намерены работать по специальности около 13% работающей молодежи. Таким образом, отдачу приносит только около половины инвестиций в профессиональное образование.
Исследование показало, что уровень заработной платы/трудового дохода напрямую связан с работой по полученной специальности. Из числа зарабатывающих до 3-х тыс. руб. ей в месяц по своей и смежной специальности работают около 47%, не по своей - около 46%; из числа зарабатывающих 4 - 6 тыс. соответственно 50% и 39%; 7 - 10 тыс. - 52% и 36%; 11 - 15 тыс. - 59% и 38%; 16 - 20 тыс. - 66% и 34%; свыше 20 тыс. - 66% и 28%. Таким образом, средняя заработная плата работающих по своей и смежной специальности выше, чем у работающих не по специальности. Социально-профессиональное положение и уровень социально-профессионального статуса тем устойчивее, чем больше степень соответствия профессии выполняемой работе и выше оценка собственной профессии. Дополнительную работу, причем преимущественно случайную, имеют 22% ответивших молодых людей от 14 до 30 лет. Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников.//Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень, 2006. С.48.
Распределение работающих молодых людей всех возрастных групп по отраслям экономики согласно полученным ответам на вопрос: "Если Вы работаете, то в какой отрасли экономики?", следующее: торговля, общественное питание, сбыт и заготовки (заняты 19, 8%); строительство (11, 5%); транспорт и связь (8, 5%); информационно-вычислительное обслуживание (6, 8%); промышленность (6, 7%); образование, наука и научное обслуживание (6, 5%); финансы, кредит и страхование (4, 4%); здравоохранение и физическая культура (4, 4%); сельское и лесное хозяйство (4, 4%); операции с недвижимостью (4, 0%); ЖКХ и бытовое обслуживание населения (2, 3%); геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы (1, 4%); пенсионное и социальное обеспечение (1, 4%); управление (1, 9%) и др.
Полученные данные отклоняются от статистических данных о распределении общей численности занятых по отраслям экономики региона и позволяют предположить, что доля молодежи более высока среди работающих в таких отраслях, как торговля, общественное питание, сбыт и заготовки; строительство; информационно-вычислительное обслуживание; финансы, кредит и страхование; операции с недвижимостью; геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы. Преимущественно это растущие отрасли.
Безработная молодежь. Среди безработной молодежи 14 - 30 лет велик удельный вес тех, кто не доверяет государственным структурам, в центр занятости населения не обращался и не намерен этого делать - таких 39%. Остальные либо уже обращались, либо намерены это сделать. Тем не менее большинство безработной молодежи (те, кто обращался в государственную службу занятости, кто пока не сделал этого, и даже те, кто этого делать не собирается) рассчитывает получить помощь государства при решении проблем, связанных с трудоустройством и открытием собственного дела.
Так, 14-17-летние ожидают, прежде всего, обучения навыкам поиска работы. Следующая возрастная группа - 18-30-летние рассчитывают (в порядке убывания значимости) на материальную поддержку; содействие в поиске работы; льготный кредит при открытии собственного дела; обучение новой профессии или повышение квалификации по имеющейся; правовую помощь (консультацию); налоговые льготы при открытии собственного дела; консультации по разработке бизнес-плана; обучение навыкам поиска работы; психологическую помощь. Некоторые респонденты (около 6%) все же утверждают, что в помощи государства не нуждаются, так как помощи не будет и рассчитывать можно только на себя.
Наиболее результативными молодые безработные считают такие способы поиска работы, как объявления в СМИ и Интернете, обращение непосредственно к работодателям, социальные связи. К помощи посредников на рынке труда (государственные и негосударственные службы занятости населения, специализированные молодежные биржи (бюро) труда) они прибегают значительно реже.
На вопрос: "В Вашем городе (селе) действует молодежный центр или биржа (бюро) труда?" 80% ответили положительно. Однако с деятельностью данных организаций не знакомы: только 5% ответивших смогли назвать мероприятия, в которых принимали участие (спортивные, стройотряды, летняя занятость) по инициативе молодежного центра или биржи (бюро) труда; 95% участия в мероприятиях не принимали.
Эффективность деятельности местного центра занятости населения и молодежного центра или биржи (бюро) труда по содействию в трудоустройстве молодыми безработными в целом оценена весьма низко: достаточно эффективной ее признали 9, 4%; недостаточно эффективной - 39, 8%; совершенно неэффективной - 18, 8%; затруднились оценить 31, 3%, поскольку не обращались. Еще более низкую оценку дали безработные, уже обращавшиеся за содействием в трудоустройстве: недостаточно эффективной деятельность признали 53, 7%; совершенно неэффективной - 33, 3%.
Структура и уровень доходов. Граждане 14 - 22-лет своими основными видами дохода признали (в порядке убывания значимости): помощь родителей/семьи (66, 6% ответивших); заработную плату (24, 8%); доход от "своего дела", предпринимательства (3, 3%); стипендию (3, 1%). Структура доходов у 23-30-летних иная: заработная плата (78, 8%); помощь родителей/семьи (13, 8%); доход от "своего дела", предпринимательства (3, 1%). Остальные виды доходов (помощь государства, доход от операций с ценными бумагами и валютой, арендная плата за квартиру и иные) являются источниками существования малой доли молодых людей. Сравнение полученных в ходе исследования данных с итогами Всероссийской переписи населения 2002 г. аналогичны. Отдельными респондентами указано и несколько "иных видов доходов". Среди них фигурируют, например, криминальные: бандитизм и карточные игры.
Итак, доход от трудовой деятельности является одним из основных источников средств к существованию. Молодые люди умеют и учатся зарабатывать деньги, возможности такие в настоящее время предоставляются. При этом вполне естественно, что трудовой доход/заработная плата работников в возрасте 14 - 22 лет ниже, чем у 23 - 30-летних. Последние являются более ценными работниками в силу имеющихся профессиональных знаний, навыков и опыта работы.
Наиболее весомая доля (37%) 18-22-летних, ответивших на вопрос: "Ваша заработная плата/трудовой доход составляет в месяц", зарабатывает от 4 до 6 тыс. руб. ей; 23 - 26-летних (30%) - от 7 до 10 тыс. руб. ей; 27 - 30-летних (41%) - от 7 до 10 тыс. руб. ей. Свыше 20 тыс. руб. ей в месяц зарабатывает около 3% работающей молодежи 14 - 30 лет. В целом заработная плата/трудовой доход 3/4 молодежи не превышает среднего по региону уровня, соответственно у 1/4 - превышает.
Примерно каждый третий ответивший в возрасте 14 - 30 лет считает минимально необходимым уровнем среднедушевого дохода для жизни 7 - 10 тыс. руб. ей в месяц. Примерно каждый четвертый в возрасте 14 - 17 лет считает, что эта сумма составляет свыше 20 тыс. руб. ей в месяц, в возрасте 18 - 22 лет - 4 - 6 тыс. руб. ей в месяц, в возрасте 27 - 30 лет - 11 - 15 тыс. руб. ей в месяц. Подростки демонстрируют завышенные запросы, совершеннолетние - вполне реальные. В любом случае основанные на собственной структуре потребительских расходов представления молодых людей о минимально необходимом уровне среднедушевого дохода существенно различаются, в несколько раз превосходят представления областного правительства, основанные на стоимости минимальной потребительской корзины.
Основываясь на данных статистики и социального опроса, можно сделать обобщающий вывод. Итак, молодые люди в Тюменской области в целом весьма прагматичны и достаточно интегрированы в систему региональных экономических отношений. Сложности интеграции возникают преимущественно из-за отсутствия прочной связи между сферами реализации экономической активности молодежи: образовательной и трудовой занятостью. Очевидно, что установление такой связи по силам только органам власти и управления, в том числе на региональном уровне.
Заключение
Итак, в современный период категория рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно - технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику следовательно включаются самые разнообразные факторы: социальные, демографические и т.д.
Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.
В условиях мобильности рабочей силы между локальными рынками труда заработная плата на данном локальном рынке будет зависеть не только от спроса и предложения труда на этом локальном рынке, но и от заработной платы (и соответственно от спроса и предложения труда) на других локальных рынках труда, с которыми данный локальный рынок связывают потоки мобильной рабочей силы. Нехватку на рынке труда можно рассматривать как ситуацию, когда спрос превышает предложение при доминирующей текущей заработной плате, которая имеет тенденцию к повышению (избыток определяется как обратная ситуация, когда предложение превосходит спрос).
В целом на рынке труда области отмечаются положительные изменения - приостановлен, к примеру, рост численности безработных. Так, во втором квартале прошедшего года уровень безработицы составил 1,9% (в первом - было 2,4%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, численность безработных сократилась на 17,6%. Растет и число вакансий, заявленных работодателями в службу занятости населения.
По основным показателям, характеризующим положение на рынке труда (уровень регистрируемой безработицы и напряженность на рынке рабочей силы) Тюменская область (без автономных округов) по итогам 2006 года по данным управления Федеральной государственной службы занятости населения по Тюменской области занимает 2-е место после Свердловской области среди территорий УрФО.
Состояние, проблемы и перспективы реализации экономической активности молодых людей в регионе обусловлены, во-первых, его демографическим процессом; во-вторых, социально-экономическим. Именно уровень социально-экономического развития региона определяет условия реализации экономической активности молодежи в сферах образовательной и трудовой занятости, формируя ее потенциал как субъекта производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Молодые люди в Тюменской области в целом весьма прагматичны и достаточно интегрированы в систему региональных экономических отношений. Сложности интеграции возникают преимущественно из-за отсутствия прочной связи между сферами реализации экономической активности молодежи: образовательной и трудовой занятостью. Очевидно, что установление такой связи по силам только органам власти и управления, в том числе на региональном уровне.
Список использованной литературы
Абакумова К.К. и др. Безработица и самозанятость. Н.: НГА ЭТУ, 2005. - 198с.
Башкатов Б.И. Международная статистика труда. М.: Финансы и статистика, 2006. - 264с.
Гусаров В.М. Теория статистики. М.: ЮНИТИ, 2006. - 318с.
Дикаpева А.А. Социология труда. M.: ИНФРА-М, 2005. - 226с.
Зоткина Н.С. Экономика и социология труда. СПб.: Издательство СПбГЭиФ, 2006. - 164с.
Кожухарь Л.И. Основы общей теории статистики. М.: Финансы и статистика, 2006. - 354с.
Котляр А. Возможности минимизации безработицы в России. // Человек и труд. - 2006. - № 9. - С.42-44.
Куликов В.В. Безработица в России несопоставима со спадом производства. // ЭКО. - 2005. - № 1. - С.22-33.
Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. М.: Экономика, 2006. - 182с.
Павленко В.А. Рынок труда. М.: Экономист, 2006. - 284с.
Посадсков Е.Л. Статистические показатели рынка труда. Ч.1. Новосибирск: Соцтехсервис, 2005. - 81с.
Прокопов В. Безработица в переходной экономике России. // Человек и труд. - 2005. - № 1. - С.37-46.
Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции. М.: РЭА, 2005. - 124с.
Рынок труда и доходы населения. / Под редакцией Н.А. Волгина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 224с.
Соболева И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения. // Вопросы экономики. - 2005. - № 11. - С.99-114.
Социальная статистика. / Под ред.И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 324с.
Тарасова А.Н. Развитие рынка рекрутинговых услуг в городе Тюмени. // Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Киров: Изд-во ВятГУ, 2005. С.157 - 161.
Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников. // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень: ТГУ, 2006. С.43-52.
Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень: Издательство Тюменского областного комитета государственной статистики, 2007. - 203с.
Ускова И. Безработица и закон. // Человек и труд. - 2005. - № 11. - С.67-69.
Приложение
Анкета "Молодежь в занятости Тюменского региона"
1. "Чем вы занимаетесь в настоящее время?"
2. Ваш основной вид занятия?
3. Какова для вас ценность профессионального образования?
4. По окончании профессионального учебного заведения что вы намерены делать?
5. Что является для вас определяющим выбор первого места работы?
6. Как Вы считаете, обязан ли выпускник профессионального учебного заведения определенный период времени отработать на рабочем месте, предоставленном ему лицом, оплатившим образование?
7. Испытываете ли вы страх потерять или не найти работу?
8. Вы работаете по полученной профессии (специальности)?
9. Если Вы работаете, то в какой отрасли экономики?
10. В Вашем городе (селе) действует молодежный центр или биржа (бюро) труда?
11. Сколько ваша заработная плата/трудовой доход составляет в месяц?
12. Из чего будут складываться ваши доходы?
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |