11
Оглавление
Введение
Таблица 3.1.1.
Заболеваемость по нозологическим единицам среди учащихся. (в % от общего количества учащихся)
Название нозологических единиц |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
|
Часто болеющие дети |
25 |
33,3 |
45,4 |
|
Патология шейного отдела позвоночника |
17,8 |
|||
Резидуальные явления ППЦНС |
29,5 |
|||
Неврологические заболевания |
60,7 |
33,3 |
38,6 |
|
Заболевание верхних дыхательных путей |
7.4 |
44 |
18,2 |
|
Нарушение осанки |
39,2 |
22,2 |
15,5 |
|
Плоскостопие |
7,14 |
11,4 |
||
Первичная тубинфекция |
50 |
11,1 |
25 |
|
Заболевания печени и желудочно- кишечного тракта |
14,2 |
11,1 |
27,2 |
|
Заболевание мочевыделительной системы |
7,14 |
9,1 |
||
Логопедические нарушения |
46,4 |
33,3 |
13,6 |
|
Органы зрения |
22,2 |
6,8 |
||
Заболевание сердечно-сосудистой системы |
10,7 |
11,1 |
13,6 |
|
Другие заболевания |
4,5 |
|||
У 17,8% от общего количества учащихся 5 классов имеются патологии шейного отдела позвоночника, у школьников 6-7 классов данной патологии не наблюдается
Данные, полученные в ходе скриннинг-теста показали, что у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы - 50 %; у 80 % учащихся бывает слабость, утомляемость после занятий в школе; наблюдаются жалобы на головные боли беспричинные, после школы - 60%; бывает нарушение сна (плохое засыпание, чуткий сон, трудное вставание) - 55%; при волнении отмечается потливость, красные пятна - 35 %; бывает слезливость - 30 % (рис. 3.1.1.).
Рис. 3.1.1. - Отклонения со стороны нервных процессов
Причинами отклонения в состоянии нервной системы могут быть:
вследствие переутомления насыщенностью учебной программы;
учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении;
под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов (конфликты в семье, развод родителей, алкоголизм родителей, существенные нарушения суточного режима дня, частая смена школ, школьного коллектива, учителей);
изменения связаны также с повышенной реакцией некоторых детей на гормоны в период полового созревания;
органические или функциональные нарушения центральной нервной системы могут возникнуть у детей, перенесших родовую травму
Далее на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороны пищеварительной системы - 45 %, жалобы на боли в животе у 45 %; бывают нарушения стула - 20 %; боли после приема пищи, до еды - 15%; бывает отрыжка, изжога, тошнота - 5 %. (рис. 3.1.2.)
Рис. 3.1.2. - Нарушения со стороны пищеварительной системы
Нарушения со стороны пищеварительной системы могут быть обусловлены:
нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания);
неправильное соотношение белков, жиров, углеводов;
однообразной, низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей);
гиподинамией, так как дети большую часть времени проводят в школе, за рабочим столом;
стрессовые ситуации в школе и дома, которые ведут к нарушению нервной регуляции пищеварительного тракта, что приводит к недостаточному перевариванию, плохой усваиваемости пищи;
из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота.
На третьем месте отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы - 22 %; бывают боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение - 45% учащихся; отмечалось повышение артериального давления у 30% детей. (рис. 3.1.3.)
Рис. 3.1.3. - Отклонения в ССС у школьников 5-7- классов гимназии №3 г. Ульяновска
У школьников отмечается вегетососудистая дистония. Развитию сосудистой дистонии способствуют следующие неблагоприятные факторы:
наследственная отягощенность по гипертонической болезни;
снижение двигательной активности (гиподинамия) школьников;
хронические инфекционные процессы в организме (кариес зубов, гастрит, ревматизм, хронический тонзиллит);
ведущий фактор, в нарушении сердечно-сосудистой деятельности - умственное переутомление.
Дети с нарушениями сердечно-сосудистой системы отличаются раздражительностью, повышенной утомляемостью. Они жалуются на головные боли, боли в области сердца, одышку, плохо спят. Для профилактики сосудистых нарушений необходимо правильно организовывать режим дня школьников, увеличивать двигательную активность, широко применять средства закаливания, снимать чрезмерную умственную нагрузку.
На четвертом месте у учащихся отклонения со стороны дыхательной системы. Бывают часто: насморк, кашель, потеря голоса у 70% учащихся. Болезни органов дыхания в основном формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, но у некоторых впервые могут развиваться в период полового созревания.
Таким образом, отмечается устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся в процессе обучения в школе. Так, практически, в 2 раза по сравнению со школьниками 5 классов увеличивается количество часто болеющих детей.
Среди учащихся 5 классов наиболее распространенными являются неврологические заболевания и логопедические нарушения. Школьники 6 классов чаще всего подвергнуты заболеваниям верхних дыхательных путей, неврологическим и логопедическим заболеваниям.
Учащиеся 7 классов также подвержены неврологическим заболеваниям, при этом увеличивается количество детей, страдающих заболеваниями печени и ЖКТ, что, по-видимому, связано с нерациональным режимом питания.
Субъективная оценка состояния здоровья показала, что первое место з
занимают отклонения нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, головных болях и нарушениях сна.
Несоблюдение режима питания, эмоциональные перегрузки часто приводят к возникновению жалоб учащихся со стороны пищеварительной системы, которые занимают второе место при оценке данных анкетирования.
Третье и четвертое место занимают заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Также в результате скриннинг-тестирования выявлены учащиеся, имеющие склонность к аллергическим реакциям.
Список литературы
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физкультуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.-123 с.
2. Деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей: Материалы к областной научно-практической конференции. В 2ч. Ч.1. - Ярославль, 2004. - 80 с.
3. Журнал «Здоровье наших детей» - Ярославль: «Литера», 2002-2004.
4. Коростелев Н.Б. Школьнику о здоровье. - М.: Медицина, 2005. - 183 с.
5. Организация и проведение в общеобразовательной школе часа здоровья. - М.: Просвещение, 2005. - 103 с.
6. Рожков М.И., Ковальчук М.А., Волков А.В., Корнеева Е.Н., Рукавишникова Н.Г., Ходнева Ю.А., Ковальчук А.В. Профилактическая работа: как ее организовать в среде детей и подростков? Методические рекомендации. - Ярославль, 2003. - 80 с.
7. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
8. Тихомирова Л.Ф.Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов и родителей. - Ярославль, 2006. - 172 с.
Приложения
Приложение 1
Выявление гипертонических и гипотонических состояний путем измерения артериального давления (у учащихся младших классов с учетом поправок на стандартную манжетку)
Диагностическая значимость измерения артериального давления (АД) при массовых осмотрах общеизвестна. Широкое его использование при массовых обследованиях школьников, начиная с 1-2 класса, имеет большое значение для активной профилактики сосудистых заболеваний детей, подростков, взрослого населения, своевременной диагно-стики врожденных пороков сердца, патологии почек. Однако определение АД при мас-совых осмотрах школьников младших возрастных групп (8-12 лет) затруднено, так как использование стандартной манжетки приводит к неточности результатов. Получение объективных значений артериального давления у данной группы школьников обычно достигается только при использовании "возрастных" манжеток или дополнительных расчетов с поправкой на размер окружности плеча каждого ребенка. Известно, что ок-ружность плеча коррелирует с ростом и массой тела. Поэтому определение истинных цифр артериального давления у школьников 8-12 лет при массовых осмотрах может быть упрощено при использовании специальных поправок к значениям артериального давления, полученным при измерении с помощью стандартной манжетки. Величины по-правок стандартизованы на базе индивидуальной оценки физического развития детей с помощью специальных таблиц.
Изменение артериального давления и корректировка данных указанным методом выполняются средним медицинским персоналом. Артериальное давление измеряется общепринятым способом - в положении сидя, после десятиминутного отдыха, на правой руке ребенка (по методу Короткова); измерение проводится не менее трех раз и фиксируются показатели последнего измерения.
Поправки (мм рт.ст.) к цифрам* систолического давления,
полученным при измерении с помощью стандартной манжетки
(для детей 10-12 лет с разным уровнем физического развития)
Возраст (в годах) |
Оценка физического развития |
|||
НормальноеДефицит массы Избыток массы |
||||
8 9 10 11 12 |
+10 +10 +10 +5 0 |
+15 +15 +15 +10 +5 |
+5 +5 0 0 0 |
|
13** |
0 0 0 |
|||
* - цифры диастолического давления следует рассматривать без поправок, т.к. различия в значении диастолического давления при измерении стандартной и возрастной манжетками несущественны;
** - у детей 13 лет и старше (независимо от уровня физического развития) истинные цифры артериального давления (систолического и диастолического) могут быть получены при использовании стандартной манжетки.
Примеры использования поправок
Мальчик 10 лет. Рост -130 см, масса тела - 35 кг. Оценка физического развития - избыток массы. Значение АД при измерении стандартной манжеткой (без корректировки) -95/50 мм рт. ст. Истинное значение АД (после корректировки с использование соответ-ствующей поправки) - 100/50 мм рт.ст.
Девочка 10 лет. Рост 123 см, масса тела - 19 кг. Оценка физического развития - дефицит массы. АД при измерении стандартной манжеткой (без корректировки) - 70/40 мм рт. ст. Истинное значение АД (после корректировки с использованием соответствующей поправки) - 85/40 мм рт.ст.
3
Приложение 2
Ребенок (ученик)
Фамилия Имя
Школа, Класс
А Н К Е Т А
(для родителей и учащихся 5-10 классов)
ДА НЕТ 1 ДА НЕТ 2 ДА НЕТ 3
ДА НЕТ 4
ДА НЕТ 5
ДА НЕТ 6 ДА НЕТ 7
ДА НЕТ 8 ДА НЕТ 9
ДА НЕТ 10 ДА НЕТ 11 ДА НЕТ 12
ДА НЕТ 13 ДА НЕТ 14 ДА НЕТ 15 ДА НЕТ 16 ДА НЕТ 17 ДА НЕТ 18 ДА НЕТ 19
ДА НЕТ 20 ДА НЕТ 21
Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы. Эти сведения необходимы врачу для оценки состояния здоровья Вашего ребенка (Вашего состояния здоровья) и своевременного врачебного совета.
1. Бывают ли головные боли (беспричинные), при волнении, после физической нагрузки, после детского сада, школы
Бывает ли слезливость
Бывает ли слабость, утомляемость после занятий ( в школе, в детском саду, дома)
4. Бывают ли нарушения сна (долгое засыпание, чуткий сон,
снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение
по утрам) снохождение, ночное недержание мочи,
трудное пробуждение по утрам)
Отмечается ли при волнении повышенная потливость или появление красных пятен
Бывают ли головокружения, неустойчивость при перемене положения тела
Бывают ли обмороки
II. 8. Бывают ли обмороки, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, перебои 9. Отмечалось когда-либо повышение давления
III.10. Бывает ли часто насморк
Бывает ли часто кашель
Бывает ли часто потеря голоса
IV.13. Бывают ли боли в животе
Бывают ли боли в животе после приема пищи
Бывают ли боли в животе до еды
Бывает ли тошнота, отрыжка, изжога
Бывают ли нарушения стула (запоры, поносы)
Была ли дизентерия
19 Была ли болезнь Боткина (желтуха)
V. 20. Бывают ли боли в пояснице
21. Бывают ли когда-нибудь боли при мочеиспускании
VI.22. Бывает ли реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль,
лекарства (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)
Бывает ли реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)
Имелись ли проявления экссудативного диатеза (покраснение кожи, шелушение, экзема)
12
ДА НЕТ 22. ДА НЕТ 23. ДА НЕТ 24.
Дата заполнения анкеты
Подпись заполнявшего анкету (родителей)
Ученик
Обобщение результатов
I. 1 2 3 4 5 6 7
II.
III. 8 9
IV.
III. 10 11 12
V. 13 14 15 16 17 18 19
VI.
V. 20 21
VII. 22 23 24
VIII.
Врач
Дата
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Понятие и признаки преступления |
Курсовая работа | Анализ хозяйственной деятельности ОАО "Ростелеком" |
Курсовая работа | Разработка системы управления запасами в логистике закупок строительной организации |
Курсовая работа | Внешнеэкономическая деятельность предприятия |
Курсовая работа | Управление качеством продукции на предприятии |
Курсовая работа | Анализ производительности труда и резервы ее повышения |
Курсовая работа | Пути снижения издержек производства |
Курсовая работа | Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации |
Курсовая работа | Оборотные средства организации и эффективность их использования |
Курсовая работа | Институт опеки и попечительства |
Курсовая работа | Учет и анализ движения денежных средств |
Курсовая работа | Юридическая ответственность |
Курсовая работа | Исследование рынка кофе Nescafe Classic |
Курсовая работа | Аудит расчетов с покупателями и заказчиками |
Курсовая работа | Организация коммерческой деятельности предприятия |