Содержание
Введение
§1.Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков
§2.Проблемы здоровья подростков: статистика.
Заключение
Список литературы.
Введение.
Замечательный ученый -- анатом, педагог, основатель системы физического воспитания в России П. Ф. Лесгафт в ученом труде “Физическое развитие в школах” на заре прошлого столетия писал: “Учащиеся перегружены занятиями в школе и дома, у них совершенно не остается времени для пребывания на воздухе, игр. Слишком тесная одежда быстро утомляет и не способствует правильному развитию организма, недостаточное питание большинства учащихся, плохие санитарно-гигиенические условия в школе и дома, приводят к тому, что дети часто болеют, становятся совершенно безынициативными, неподвижными...”Такое понимание причин проблем здоровья среди подростков было высказано 100 лет назад. Между тем XXI век диктует свои условия.
В данной работе будут освещены причины заболеваний среди современных подростков, статистика заболеваний.
§1.Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков
Подростковый возраст (11-12 - 15-16 лет) связан с половым созреванием, определяемыми эндокринными изменениями в организме. Под действием половых гормонов происходит усиление уровня обмена веществ, что интенсифицирует рост, развитие, быстрыми темпами увеличивается длина костей, растет мышечная масса, появляются вторичные половые признаки. Время начала и скорость отмеченных изменений неодинакова у мальчиков и девочек. Кроме того, разные физиологические системы у одного и того же подростка развиваются не одновременно, поэтому, например, может быть снижено кровоснабжение головного мозга, что приводит к усилению процессов торможения, быстрой утомляемости, перепадам настроения, эмоциональной нестабильности, расстройствам сна.
У части подростков в начальный период полового созревания также возникают проблемы с запоминанием больших объемов информации. В этот период идет становление половой идентичности, сексуальной роли. Это очень важное обстоятельство, т.к. половое созревание - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Подросток начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым, как бы примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть. Поэтому подростку часто кажется, что его не понимают, что приводит к психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для подростка может стать поиск среды, в которой "понимают".
В отсутствие интересного дела для подростка такой средой часто становится одновозрастная группа, в которой могут быть нежелательные и опасные проявления (употребление спиртного, наркотиков, курение). Дорожа новой социальной средой, как бы утверждая себя в роли взрослого, в силу склонности к подражанию, подростки могут создать криминогенные социально опасные группы.
В настоящее время эта неблагоприятная тенденция подросткового возраста наблюдается все чаще: алкоголизм, наркомания, венерические болезни значительно "помолодели" (некоторые дети имеют опыт общения с психоактивными веществами уже с 6-8 лет) и приняли угрожающие масштабы. Неуклонно растет и подростковая преступность.
Данные опроса школьников г. Ярославля (1998г.) в рамках программы "Помпиду"
Возрастная категория |
Курит |
Употребляет алкоголь |
Пробовал наркотики |
|
5-8 класс |
27,8% |
35,6% |
1,1% |
|
9-11 класс |
63,3% |
73,3% |
18,3% |
Во второй фазе подросткового периода (у девочек 13-15 лет, у мальчиков 15-16 лет) возможны нарушения психического баланса, и у подростков могут проявляться значительная обидчивость, неадекватные реакции на замечания, наблюдаются резкие перепады настроения, проявления негативизма и вспыльчивости. Бурные анатомо-физиологические перестройки организма повышают интерес к собственной внешности, и подростки могут обостренно переживать различные отклонения, изменения своей внешности. Серьезной проблемой этого периода является катастрофическое ухудшение здоровья подростков.
Более подробная информация по статистике заболеваемости подростков приводится в параграфе 2
Состояние репродуктивного здоровья девочек и девушек школьного возраста является следствием реализации факторов риска условий жизни, профессиональной деятельности и состояния здоровья их матерей - с одной стороны, а с другой стороны - факторов риска в условиях воспитания и содержания девочек дошкольного возраста.
В этот сложный для школьников период роль старших - родителей, педагогов - может быть очень велика, если они помогут подростку найти интересное дело, которое позволит ему реализовать себя, свои представления о собственных возможностях, проявить себя в новом "взрослом" качестве. Интересное самостоятельное дело, адекватное психофизиологическим возможностям подростка , развивает личность, помогает ей увидеть свою жизненную перспективу, соотнести ее с принятыми в обществе идеалами.
Интересное дело для подростка - наиболее естественный способ разрешения одного из важнейших противоречий возраста: между высоким уровнем психического развития и недостатком возможностей его использования. Таким образом, интересное дело позволяет подростку самоутвердиться.
Интерес, который проявляют взрослые к занятиям подростка, необходимая помощь в решении каких-то задач создают условия, при которых подросток с пониманием относится к советам старших. Это очень важно для того, чтобы помочь повзрослевшим детям понять, что с ними происходит. Это необходимо, чтобы с интересующими их вопросами подростки обращались в первую очередь к родителям, педагогам, а не искали ответа "на стороне" в нежелательной среде.
Очевидно, что родители и педагоги не могут изменить процесс биологического развития, превратить его из сложного и не всегда ровного в спокойный и плавный. Они могут только предотвратить некоторые его крайности, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка. И самое главное, в непринужденной, ненавязчивой форме скорректировать несколько деформированное отношение школьников к своему здоровью и здоровью окружающих и запрограммировать положительную мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
§2.Проблемы здоровья подростков: статистика.
О здоровье детей и подростков сегодня пишут много и по-разному. Как правило, большинство статей, посвященных проблеме ухудшения здоровья школьников, начинаются с перечисления "страшных" показателей, иллюстрирующих негативную динамику этого процесса. В соответствии с этими показателями современный школьник стал меньше ростом, хуже видит, ссутулился, а также страдает нервно-психическими расстройствами, сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. При этом ухудшение происходит как от года к году, так и от класса к классу, иными словами, десятиклассник 2001 г. уступает по медицинским показателям десятикласснику 1970 г., и оба они уступают первоклассникам, которые учились одновременно с ними.
Сравним результаты наблюдений, проведенных в начале века и в его конце.
Так, согласно статистике московских городских школ за 1911/1912 учебный год, "количество слабых детей непрерывно растет с первого класса к старшим группам; в 1-х классах слабые дети составляли 35%, в средних - 39,8% и в старших - 44,2%". (Арямов И.А. Основы педологии. - М., 1928) А по материалам 5 Конгресса педиатров России (1999г.) "в 1996 -1997 гг. здоровые дети составили от 10 до 20% популяции". (Хаспекова Н.Б., Чечельницкая С.М. Вариабельность сердечного ритма и исследований возрастной динамики вегетативной регуляции у здоровых детей 5-14 лет // Школа здоровья. Т.6.-1999.-N4.)
Как видно, за прошедшие 100 лет эта тенденция сохранилась. Медицинская статистика последнего времени постоянно свидетельствует об увеличении заболеваемости подростков 15-17 лет, с 1991 по 1998 г. она выросла на 38,4%. В 1998 г. зарегистрировано 5418 тыс. случаев первичной обращаемости подростков за медицинской помощью.
Результаты исследований показали, что подавляющее большинство детей имеет низкий уровень соматического здоровья.
Наиболее часто встречающиеся: нарушение функций щитовидной железы, высокая тубинфицированность, аллергические заболевания, заболевания органов дыхания, нарушения зрения, осанки и др. С сожалением следует отметить, что в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.
Данные по заболеваемости подростков 15-17 лет с диагнозом, установленным впервые, на 1000 населения соответствующего возраста. Россия, 1991-1998 представлены в виде таблицы.
Заболевания и их группы |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
|
Всего |
577,7 |
608,6 |
670,4 |
668,4 |
717,5 |
691,4 |
756 |
799,5 |
|
в том числе: |
|||||||||
Инфекционные и паразитарные болезни |
21,2 |
23,4 |
30,7 |
37,3 |
41,3 |
40,3 |
40,7 |
42,7 |
|
Новообразования |
0,67 |
0,87 |
1,04 |
1,19 |
1,31 |
1,48 |
1,67 |
1,93 |
|
Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения иммунитета |
5,2 |
7,6 |
8,4 |
11 |
11,6 |
13,5 |
16,5 |
20,5 |
|
Болезни крови и кроветворных органов |
1,11 |
1,48 |
1,84 |
2,43 |
2,87 |
3,11 |
3,7 |
4,12 |
|
Из них анемии |
0,77 |
1,02 |
1,35 |
1,92 |
2,3 |
2,48 |
3 |
3,45 |
|
Психические расстройства |
. . . |
. . . |
. . . |
. . . |
. . . |
8,25 |
8,27 |
9,27 |
|
Болезни нервной системы и органов чувств |
33,2 |
40,8 |
45,5 |
49,4 |
53,09 |
57,92 |
59,83 |
67,22 |
|
Болезни системы кровообращения |
3,89 |
4,96 |
5,35 |
6,14 |
6,5 |
6,96 |
7,41 |
8,18 |
|
Из них гипертоническая болезнь |
0,53 |
0,58 |
0,61 |
0,68 |
0,58 |
0,53 |
0,5 |
56,8 |
|
Болезни органов дыхания |
331,7 |
324 |
353,9 |
320,3 |
353 |
312,3 |
356,9 |
375 |
|
Болезни органов пищеварения |
29,2 |
36,4 |
38,5 |
43,2 |
43,1 |
42,39 |
40,23 |
43,65 |
|
Болезни мочеполовой системы |
10,6 |
14,6 |
17,8 |
21,6 |
24,9 |
29,53 |
30,88 |
34,93 |
|
Осложнения беременности, родов и послеродового периода* |
3,22 |
4,11 |
5,31 |
7,03 |
7,86 |
8,2 |
8,31 |
9,1 |
|
Болезни кожи и подкожной клетчатки |
31,7 |
36,9 |
42,8 |
50,9 |
52,4 |
51,7 |
50,5 |
51,9 |
|
Болезни костно-мышечной системы |
11 |
15 |
16,5 |
18,5 |
20,9 |
25 |
28,19 |
32,03 |
|
Травмы и отравления |
85,7 |
89,9 |
94,5 |
91,9 |
90,8 |
90,3 |
92,97 |
97,75 |
|
Врожденные пороки развития |
0,79 |
1,01 |
1,08 |
1,29 |
1,39 |
1,72 |
1,89 |
2,03 |
В заболеваемости подростков первое место принадлежит болезням органов дыхания, доля которых составляет 46,9%; на втором месте находятся травмы и отравления (12,2%); болезни нервной системы и органов чувств (8,4%) занимают третье место, далее следуют болезни кожи и подкожной клетчатки (6,5%), инфекционные и паразитарные болезни (5,34%), болезни костно-мышечной системы (4,0%). Обращает на себя внимание рост числа инфекционных заболеваний. За последние 8 лет инфекционная заболеваемость выросла в 2 раза. Продолжался рост заболеваемости туберкулезом. Заболеваемость сифилисом, достигнув очень высоких значений в 1998 г. стабилизировалась.
За последние годы у подростков наблюдался очень большой рост целой группы соматических заболеваний. В частности, резко выросло число онкологических заболеваний - с 1991 по 1998 гг. оно увеличилось в 2,9 раза. Еще большим - в 3,9 раза - был рост болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ и иммунитета. Число заболеваний крови и кроветворных органов увеличилось в 3,7 раза, в том числе анемий в 4,5 раза (рис. 4.7). В 2,1 раза стало больше обращений по поводу заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Осложнения беременности, родов и послеродового периода у женщин 15-17 лет увеличились с 322 до 910 случаев на 100 тыс. женщин соответствующего возраста.
В 1,5 раза стало больше заболеваний органов пищеварения, заболеваемость поражениями мочеполовой системы увеличилась в 3,3 раза, число болезней костно-мышечной системы - в 2,9. На 14% стало больше обращений по поводу травм и отравлений (эта "добавка" составляет 1205 случаев на 100 тыс. подростков).
Состояние здоровья подростков в России вызывает беспокойство уже давно, различные исследования подтверждают обоснованность такого беспокойства. Оно проникает и в высшие эшелоны государственной власти. Еще в мае 1997 г., во время Парламентских слушаний "Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России" в Государственной Думе председатель Комитета по охране здоровья Н.Ф. Герасименко, характеризуя ситуацию со здоровьем в стране, сказал, что каждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья (в 1985 г. - только каждый двадцатый), у 15% - дефицит массы тела, в два раза стало больше алкоголиков (12%), 8% призывников принимают наркотики. Около 40% юношей отнесено к условно годным для несения военной службы с ограничениями, в то время как в 1985 г. таких было менее 4 %. К сожалению, пока никакого поворота к лучшему не произошло.
Заключение.
Состояние здоровья подростков в последнее десятилетие характеризуется:
- неуклонным ростом хронических болезней
- увеличением уровня психических расстройств
- значительными отклонениями в формировании репродуктивного здоровья
- ростом болезней, передаваемых половым путем
- учащением девиантных форм поведения, подростковой преступностью, проституцией, бродяжничеством, социальным одиночеством, юным материнством
- увеличением алкоголизации, наркотизации, токсической зависимости
- деформацией медико-социального портрета подростков
- значительной степенью ограничения возможностей социальной интеграции
Разрешение этих проблем требует:
1.Оптимизации и ускорения процессов реформирования медицинского обслуживания подростков.
2. Межведомственного подхода (сотрудничество врачей, педагогов, медицинских психологов, социальных работников и др.).
3. Создания устойчивой системы управления здоровьем подростков, основанной на управлении факторами риска и использовании принципов гигиенического обучения и воспитания.
4. Привлечения образовательных и спортивно-оздоровительных учреждений к формированию здорового, социально эффективного жизненного стиля подростков.
5. Создания многоуровневой системы просвещения подростков в области здоровья.
Список литературы.
o Журнал «Пробудитесь» от 22 июля 1997 года, стр. 24-25.
o Энциклопедия ”Медицина” 1998 года, стр. 156-159.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |