ВВЕДЕНИЕ.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи , преодолевать трудности , а если придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Здоровье - непременное условие счастья Наука о здоровье имеет много более широкие горизонты и значимость. Заметим в связи с этим, что в национальной Программе США "Healthy people" выделены три следующих подхода к улучшению статуса общественного здоровья, три организующих принципа (в порядке убывания важности): 1) health promotion - обеспечение здоровья; 2) health protection - защита здоровья; 3) preventive services - профилактические и медицинские службы.
Здоровье не может характеризоваться благополучием, поскольку это - характеристика не субъекта, а результата его взаимодействия со средой. Поэтому на первое место в понимании здоровья выдвигается не благополучие, а способность изменить свои возможности в соответствии с внешними или внутренними задачами и (или) приспособить среду так, чтобы эти задачи стали выполнимыми.
Основой собственно человеческого здоровья из этих посылок выступает духовное здоровье. Использование понятия духовного здоровья открывает эффективные возможности оценки соотношения материальных результатов индустриального развития общества с уровнем его духовности. Отсюда, духовное здоровье получает важную значимость как инструмент экономического развития и социального прогресса. По этой, в частности, причине так быстро и значимо растут затраты наиболее промышленно развитых государств на нужды здоровья. Поэтому отказ от старой традиции рассматривать здравоохранение как непроизводительную сферу, умение выявить, обосновать и использовать социально-экономическую эффективность медицины являются важнейшими предпосылками развития науки о здоровье. Эта ситуация приводит к тому, что впервые совпадают ведущие ценности личности и общества. Именно с этих позиций отбирался и анализировался предлагаемый вам материал. Нам приятно заключить, что новая значимость здоровья, как цели и как критерия социально-экономического развития, осознана, разрабатывается и реализуется медицинской общественностью целого ряда стран, и в первую очередь Всемирной Организацией Здравоохранения. В нашей стране, к сожалению, акцент поставлен на соотношение между клинической и профилактической медициной. Мы постарались показать необходимость и полезность более широкого взгляда на здоровье.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета , третьи не умеют отдыхать , отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди , поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю , активно укорачивают свою жизнь.
Психическое здоровье - это не состояние непрерывного блаженства, а взаимодействие как отрицательных, так и положительных эмоций и настроений.
Слово "здоровье" первоначально означало "целостность". Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего "я" - физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.
Здоровье духовное и психологическое -- составные части индивидуального здоровья человека.
«Здоровье -- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», -- записано в уставе Всемирной организации
здравоохранения.
В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и психическое.
Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми,
способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.
Психическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.
Образ жизни:
Сумма баллов равна 250
ВЫВОД: Я середнячок, надо перейти к другому образу жизни.
Сложившийся у меня образ жизни, очень надоедает и нежелателен, и иногда, мне кажется, что надо изменить всё коренным образом, но к сожалению это не всегда удаётся, т.к. и я и мой организм привык к этому образу жизни и что то изменить просто невозможно.
Здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.
Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть, положены в основу здорового образа жизни:
Соблюдение режима дня - труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;
Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе;
Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (автогенная тренировка);
Разумное использование методов закаливания, гипертермических и гидровоздействий;
Рациональное питание.
Существенным моментом здорового образа жизни является комплексное использование этих методов, включённых в индивидуальную программу. И это обеспечить физическое, социальное, эмоциональное, духовное, интеллектуальное здоровье или, как говорят американцы: “Living with health”.
ОЦЕНКА ДУХОВНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Духовное здоровье следует понимать как отсутствие любого рода психических расстройств, а также способность человека решать насущные жизненные задачи и осуществлять социальные контакты, не испытывая при этом проблем умственного, эмоционального или поведенческого порядка.
Уровень зрелости:
Сумма =88
ВЫВОД: Умеренная зрелость - есть ещё резервы к совершенствованию.
Тест показал, что у меня умеренная зрелость, мне кажется, что это правда, хотя в некоторых ситуациях это не совсем так.
Качества, которые мне присущи:
«Терпелива, потому что знаю: рана заживает постепенно»
«Не перекладываю вину на другого и не критикую, пока не разберусь в сути дела»
Качества, к которым я стремлюсь:
«Постоянно и чётко видеть различия между целью и средством достижения, добром и злом»
«Составлять разумный план и стараться по порядку его реализовать »
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго - изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас - как вариант сексуальной адаптации.
Признаки психического здоровья:
1. уважение к себе;
2. умение переживать неудачи;
3. независимость;
4. эффективная борьба со стрессом;
5. забота о других людях;
6. качество взаимоотношений с другими людьми.
Определение эмоционального напряжения:
Результат 100-60=50
ВЫВОД: По итогам теста вышло то что у меня средняя степень эмоционального напряжения и следовательно мне характерна болезнь спешки, надо остановиться и пересмотреть график жизни. С этими результатами я согласна, т.к иногда за собой замечаю «болезнь спешки».
Расчет ведётся по формулам:
3*8+22+3*4+12+25+24=49
8*3+11*2+3+12=24+22+3+12=61
ВЫВОД: вашу реакцию на раздражители можно охарактеризовать как среднюю.
Тест показал, что мою реакцию на раздражители можно охарактеризовать как среднюю, т. к чаще всего, даже в обычные дна, я веду себя довольно раздражительно, а уж после тяжёлого дня я «рву и мечу», так что, скорее тест должен был показать высшую степень злобы.
ВЫВОД: Состояние нормальное.
У меня получилось, что пока у меня всё нормально, я с этим полностью согласна, я чувствую себя уверенно и не думаю впадать в депрессию, хотя и иногда волнуюсь, часто раздражаюсь, и часто бываю злой и жестокой. Все получившиеся результаты можно связать с большим напряжением в университете.
ОБЩИЙ ВЫВОД: на основании тестирования моё духовное и психическое здоровье вполне в норме, в результате проведённых тестов вышло, что всё нормально, но есть куда ещё стремиться, есть резервы для совершенствования.
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
І |
ІІ |
ІІІ |
ІV |
V |
V І |
||||||||
1 |
4 |
К |
1 |
А |
2 |
В |
4 |
А |
1 |
А |
4 |
В |
|
2 |
1 |
А |
2 |
В |
4 |
К |
1 |
Д |
4 |
Д |
2 |
А |
|
3 |
2 |
В |
3 |
Д |
3 |
Д |
3 |
К |
3 |
К |
3 |
К |
|
4 |
3 |
Д |
4 |
К |
1 |
А |
2 |
В |
2 |
В |
1 |
Д |
|
І |
ІІ |
ІІІ |
ІV |
V |
V І |
сумма |
||
1 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
21 |
|
2 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
2 |
10 |
|
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
14 |
|
4 |
3 |
3 |
3 |
1 |
4 |
1 |
15 |
|
Аудиалы - это люди, которые больше слушают, чем говорят. Часто «внутренний голос» является неизбежным спутником их жизни. Они не любят писать письма, а предпочитают личное общение, любят долго разговаривать пот телефону. В общении они оценивают человека по тембру голоса. Обладают хорошей слуховой памятью. Внутренний мир интересует из больше, чем все остальные. Это эмоциональные, разговорчивые люди действующие, как правило, спонтанно. Обычно они консервативны и с трудом принимают изменения. Начальники - аудиалы руководят голосом. Они часто прикрикивают на сотрудников, а те, в свою очередь, учатся распознавать настроение начальника по малейшим оттенкам голоса. В речи они употребляют много слов, имеющих звуковой подтекст. Жесты, как правило, на уровне груди. Часто смотрят не на человека, а несколько в сторону. Вывод: безусловно, быть лишь только визуалом, кинестетом, аудиалом или дискретом практически невозможно. В каждом человеке, есть и то, и другое, и третье, и четвертое, однако, обычно, один из типов выражен ярко, является доминирующим. Но мне всё-таки кажется, что я ещё немного кинестет, хотя тест показал совершенно обратное.
Личностная тревожность:
«Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий».
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Уровень тревожности:
Расчет проводится по формуле:
АТ=Е1 - Е2 + 35
Е1= 2+3+2+1+2+2+3+2+1+1+2+2+2 =25
Е2=3+3+2+4+4+4+2=22
АТ=25-22+35=38
ВЫВОД: Набранные мною38 баллов соответствуют умеренной тревожности , а она является естественной и обязательной , хотя мое количество баллов близко к уровню высокой тревожности , что является негативным показателем , так как чрезмерная тревожность приводит обычно к стрессам и другим психическим расстройствам нервной системы , а также сокращает и без того короткую человеческую жизнь .
Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи.
Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "я". Что рождает страхи и опасения? Во-первых, не сложившиеся отношения со сверстниками, которые могут
изменить не только отношения к школе, но и к жизни в целом, во-вторых, взаимоотношения с учителями. В третьих, психолого-педагогическая безграмотность родителей, которые требуют от ребенка отличных
результатов любой ценой, наказывают его, если таковых нет, при этом не помогают собственному ребенку преодолеть возникшие трудности. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие
тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических ожиданий. Их характеризует неуверенность человека, чувство незащищенности, иногда страх в
связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.
Чтобы снизить тревожность, избежать неврозов, необходимо оказать человеку психологическую поддержку - это один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между людьми.
Наличие тревожности - свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению, развитию ребёнка, познанию им мира и себя. Поэтому эту проблему нужно изучать и бороться с ней.
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ ОЦЕНКА.
Рост - 1 метр 67 см
Масса - 67 кг
ИМТ= 67/(1.67)2=67/2.7889=24
ВЫВОД: Нормальное питание
С помощью графика мою нервную систему можно охарактеризовать как средне слабую. Соответственно, пути дальнейшего развития моей нервной системы я изложу в заключительной части.
Состояние нервной вегетативной системы:
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (от лат. vegeto -- возбуждаю, оживляю), часть нервной системы позвоночных животных и человека, регулирующая деятельность внутренних органов и систем -- кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения и др., обмен веществ и функциональное состояние (возбудимость, работоспособность и др.) тканей организма.
Рассмотрим теперь структуру и функции
Вегетативной нервной системы, которая является отдельной частью нервной системы
человека и управляет многими непроизвольными функциями организма. Это автономная нервная система, активность которой не контролируется нашим сознанием. Поэтому мы не можем по своему желанию остановить собственное сердце или прекратить процесс переваривания пищи в желудке. Под контролем этой системы находится активность различных желез, сокращение гладких мышц, работа почек, сокращение сердца и многие другие функции. Вегетативная нервная система поддерживает на заданном природой уровне кровяное давление, потоотделение, температуру тела, обменные процессы, деятельность внутренних органов, кровеносных и лимфатических сосудов.
Вегетативная нервная система состоит из двух отделов: симпатического и парасимпатического, функции которых, как правило, противоположны
Возбуждение симпатических нервов вызывает расширение сосудов головного мозга, кожи, периферических сосудов; расширение зрачка; снижение выделительной функции слюнных желез и усиление - потовых; расширение бронхов; ускорение и усиление сердечных сокращений; сокращение мышц, поднимающих волос; ослабление моторики желудка и кишечника; усиление секреции гормонов надпочечников; расслабление мочевого пузыря и оказывает возбуждающее действие на половые органы, также вызывая сокращение матки.
По нервным парасимпатическим волокнам отдаются "приказы", обратные по своей направленности: например, сосудам и зрачку - сузиться, мускулатуре мочевого пузыря - сократиться и так далее.
Вегетативная нервная система очень чувствительна к эмоциональному воздействию. Печаль, гнев, тревога, страх, апатия, половое возбуждение - эти чувства вызывают изменения функций органов, находящихся под контролем вегетативной нервной системы. Например, внезапный испуг заставляет сильнее биться сердце, дыхание становится более частым и глубоким, в кровь из печени выбрасывается глюкоза, прекращается выделение пищеварительного сока, появляется сухость во рту. Организм готовится к быстрой реакции на опасность и, если требуется, к самозащите.
Вегетативная нервная система иннервирует сосуды, сердце, железы, гладкую мускулатуру и отчасти поперечно-полосатую мускулатуру.
Вегетативная нервная система Автономная, не контролируемая сознанием нервная система, которая регулирует обмен веществ и связанные с ним функции дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения и размножения.
Количество баллов - 30
ВЫВОД: У меня слабая нервная система, с вегетативной дистонией. В принципе, я понимаю, откуда берутся эти болезни и быстрая утомляемость, мне надо увеличить физические нагрузки, больше времени проводить водные процедуры, хотя я каждую неделю занимаюсь плаваньем, нормализовать сон, т.к. человек большую часть своей жизни находится в состоянии сна.
Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы:
Кровь, выталкиваемая сердцем, давит на стенки артерий, и это давление называют артериальным. Артериальное давление (АД) характеризуется двумя показателями, которые измеряют в миллиметрах ртутного
столба (мм рт. ст.). Верхнее значение (первое число) называется систолическим давлением, определяющим усилие, с которым сердце выталкивает кровь в артерии при сокращении (при этом из сердца
выталкивается 60-70 мл крови). Нижнее значение (второе число) называют диастолическим давлением. Оно характеризует давление внутри артерии, когда сердце находится в расслабленном состоянии...
Уровень артериального давления человека не является постоянной величиной, а непрерывно колеблется в зависимости от воздействия различных факторов.
Одним из основных факторов, влияющих на уровень артериального давления, является состояние человека.
Измерение артериального давления может проводиться как в состоянии покоя, так и во время действия физических или психо-эмоциональных нагрузок или в интервалах между различными видами активности...
границы нормы примерно систолическое - 90-139, диастолическое-60-89
Частота сердечных сокращений в 1 минуту равно 72, это вполне соответствует норме
Должное АД систолическое =111,9
ВЫВОД: Время задержки дыхания могло быть и лучше, т.к. я занимаюсь в бассейне.
В связи с низкой ёмкостью лёгких, мне предстоит серьёзная работа по разработке их возможностей.
Уровень функционального состояния организма:
Ps в покое равна 70
Ps после нагрузки равна 96
Время восстановления пульса - 1 мин. Время восстановления пульса отличное.
Оценка иммунного статуса: Она равна 90, результат превосходный, это означает что всё хорошо.
Способность хрусталика к аккомодации не проводилась из-за патологии зрения.
№ |
Показатели |
Фактические данные |
норма |
Оценка |
|
1 |
Состояние нервной вегетативной системы |
30 |
До 15 |
Вегетативная дистония |
|
2 |
ЧСС |
72 |
60-90 |
Норма |
|
3 |
ЧДД |
26 |
12-18 |
Не соответствует норме |
|
4 |
АД |
120/80 |
111,9/69,2 |
Норма |
|
5 |
ВЗД |
37 |
0-60 |
Средняя |
|
6 |
Опр. типа нервной системы |
Средне слабый |
сильный |
Хуже нормы |
|
7 |
Быстрота реакции |
16 см |
15 см |
21-23 |
|
8 |
Время статистической балансировки |
35сек |
30 сек |
Лучше нормы |
|
9 |
Способность хрусталика к аккомодации |
Не проводилось из-за патологии зрения |
|||
10 |
Опр. иммунного статуса организма |
90 |
превосходно |
||
11 |
ЖЁЛ (мл) |
2700 |
3550 |
Не соответствует норме |
|
12 |
ИКф |
66 |
норма |
||
данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологических систем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма
Время статистической балансировки 35 секунд, что свидетельствует о хорошем развитии мозжечка - отдела головного мозга, который отвечает за координацию движений.
Быстрота реакции 16 см., норма для 18-20 лет не больше 15 см, это свидетельствует о плохой реакции.
Способность хрусталика к аккомодации не проводилась из-за патологии зрения.
БВ = 66/73*100 = 90,4
Мой БВ = 90,4 , т.е. мой биологический возраст больше календарного, а это значит, что я уже реализовала все свои возможности, т.к. биологический возраст означает мои возможности, которые присущи моему организму на данном этапе развития.
Из результатов видно, что показатели, определяющие степень зрелости моего биологического возраста значительно выше моего фактического, что свидетельствует о нездоровом образе жизни. Для устранения негативных показаний мне необходимо увеличить работу с лёгкими, путём их тренировки во время занятий плаванием и бегом .
ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
24,5 - общая двигательная активность
ОДА=(24ч.-8ч.-6ч.-1,5ч.-5ч.)=24.5 ч.
Возрастная норма в моём возрасте равна 16-18 ч.
Ода = 24.5 Она не соответствует возрастной норме, необходимо увеличить за счет времени в покое.
“Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция)
Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физ. активности.
Роль двигательной активности в вузе.
В жизненных условиях вуза повышается значимость физического воспитания и формирования всесторонне и гармонично развитой личности -выпускника вуза с высокой степенью готовности его к профессиональной деятельности.
Регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями и спортом в учебном процессе в вузе дают организму дополнительный запас прочности, повышая устойчивость организма к самым разнообразным фактором внешней среды. Физическая культура и спорт в учебном процессе используется как средство активного развития индивидуальных и профессионально значимых для студентов качеств, они используются как средство достижения ими физического совершенствования, как средство социального становления будущих специалистов.
Установлена прямая зависимость между успеваемостью студентов и их физическим развитием и, хотя значительная часть людей не находит прямой взаимосвязи учебных оценок и объема физических нагрузок в вузе, она существует. Механизм такой взаимосвязи можно условно сравнить с действием инерционных весов (из-за инерции они не сразу перевешивают в ту или иную сторону). В инерционных весах обучение и занятие физическими упражнениями и спортом важно учитывать влияние двух обобщающих факторов: накопления и неизбежности проявления изменений. Эти факторы могут оказывать положительное и отрицательное влияние.
Положительное влияние состоит в том, что при регулярных занятиях по физическому воспитанию и спортом накапливаются многолетние запасы волевых качеств, устойчивости к стрессам, умственной работоспособности. Все это неизбежно приводит к повышению эффективности обучения в вузе.
Отрицательное влияние заключается в том, что пренебрежение двигательной активностью приводит к накоплению факторов риска, а это неизбежно рано или поздно проявится в заболеваниях, снижении умственной и физической работоспособности, затруднениях в учебе.
ОЦЕНКА ПИТАНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПИТАНИЕ», ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
ПИТАНИЕ, поступление в организм растений, животных и человека и усвоение ими веществ, необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей. Посредством питания, как составной части обмена веществ, осуществляется связь организма со средой. В зависимости от типа питания все организмы делят на автотрофов и гетеротрофов. Большинству растений свойственно воздушное и почвенное питание. Недостаточное и избыточное питание приводит к нарушениям обмена веществ.
Питание человека
Энергия химических связей веществ пищи -- жиров, углеводов и белков и некоторых других -- обеспечивает энергетические потребности организма человека
Современные представления о питании человека нашли отражение в теории. Пища -- фактор, обеспечивающий человека энергией и компонентами, необходимыми для роста и развития организма. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, работоспособности, используется в профилактике и лечении различных заболеваний. Вкус пищи, ее аромат, внешний вид могут влиять на настроение человека.
Согласно современной теории сбалансированного питания для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма необходимо его снабжение адекватным количеством энергии и пищевых веществ при соблюдении достаточно строгих взаимоотношений (баланса) между незаменимыми факторами питания, каждому из которых в обмене веществ принадлежит специфическая роль. В экстремальных условиях, например при полном голодании, организм человека может существовать определенное время за счет внутренних запасов и структур. Этот процесс получил название эндогенного питания.
Суточные энергозатраты человека и соответствующая им потребность в энергии составляют от 7100 до 21000 кДж (примерно 1700--5000 ккал) и более; они зависят от пола, возраста, характера труда и образа жизни.
В пищевых продуктах выделяют такие пищевые вещества как белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества.
Белки
Белки составляют примерно 20% массы человеческого тела и более 50% сухой массы клетки. В тканях человека белки не откладываются «про запас», поэтому необходимо ежедневное их поступление с пищей.
Десять аминокислот
из 20 известных не могут синтезироваться в организме человека. Их называют незаменимыми. К их числу относят триптофан, лизин, метионин, лейцин, изолейцин, валин, фенилаланин, треонин, гистидин, аргинин. Последние две аминокислоты являются незаменимыми только у детей, особенно новорожденных.
Белки пищи отличаю
тся друг от друга по своей биологической ценности. Последняя зависит от наличия в них незаменимых аминокислот, их соотношения с заменимыми, перевариваемости в пищеварительном тракте. В среднем биологическая ценность выше у белков животного происхождения. Белки, содержащиеся в молоке, яйцах, мясе, печени, обладают оптимальным соотношением незаменимых аминокислот. Их усвояемость в пищеварительном тракт
е составляет 97%.
Растительные белки усваиваются гораздо хуже -- лишь на 83-85% -- из-за значительного содержания балластных (неперевариваемых) веществ в продуктах растительного происхождения. Растительная пища в большинстве своем содержит небольшое количество белка и часто дефицитна по триптофану, лизину, метионину. Лишь в бобовых (горохе, фасоли, сое) содержится высокий процент белка (24-45%). Семена подсолнечника, орехи имеют в своем составе около 20% белка. По аминокислотному составу к животным белкам приближаются белки сои, риса и ржи.
Потребность в белке зависит от возраста, пола, характера трудовой деятельности, климатических и национальных особенностей питания. В нашей стране для взрослых, не выполняющих существенной физической нагрузки, рекомендуемая суточная норма белка составляет чуть меньше 1 г на кг массы тела. За счет белка пищи должно обеспечиваться 1/6 доля в весовом выражении, 10-13% общей энергетической потребности организма; при этом 55% белка рекомендуемой нормы должны быть животного происхождения. Для детей и занятых физическим трудом взрослых норма белка существенно выше. Потребность детей в белке составляет 1,5-4 г/кг массы тела в связи с преобладанием в организме пластических процессов.
Углеводы
Углеводы в состав пищевых продуктов входят в виде моносахаридов (фруктоза, глюкоза), олигосахаридов (сахароза, лактоза) и полисахаридов (крахмал, гликоген, клетчатка, пектиновые вещества). Для человека углеводы являются основным источником энергии. При их окислении из 1 г в организме образуется 4 ккал (16,7 кДж).
Средняя потребность в углеводах для людей, не занятых физическим трудом, равна 400-500 г/сут, в весовом выражении -- 2/3 от суточного рациона, в калорическом -- около 60%. При интенсивной физической нагрузке количество углеводов, необходимых организму, увеличивается.
При питании предпочтение должно отдаваться полисахаридам (крахмал, гликоген, пектин и др.), а не олиго-моносахаридам (сахароза, глюкоза, фруктоза, лактоза и др.). Первые медленнее перевариваются и динамика концентрации конечного продукта переваривания -- глюкозы -- в жидкостях организма более благоприятна для последующих метаболических процессов. Кроме того, они не обладают сладким вкусом, что значительно снижает опасность их чрезмерного потребления.
В молоке и молочных продуктах содержится дисахарид лактоза. Основным же источником углеводов в питание человека служат растения, в них они составляют 80-90% сухой массы. Растительные продукты очень богаты неперевариваемыми и неусвояемыми полисахаридами, в первую очередь целлюлозой. Грубоволокнистая неперевариваемая пища стимулирует перистальтику кишечника, адсорбирует некоторые катаболиты (в том числе токсические) в толстом кишечнике, способствует выведению холестерина, является одним из источников питания полезных для организма человека бактерий кишечника. Рекомендуемая для взрослого человека суточная доза балластных веществ составляет 25 г/сут.
Жиры
Пищевые жиры представляют собой эфиры глицерина и высших жирных кислот. Последние обычно содержат четное число углеродных атомов и делятся на две большие группы: насыщенные и ненасыщенные. Насыщенные жирные кислоты в большом количестве (до 50% от общей массы) содержатся в твердых животных жирах. Ненасыщенные распространены в жидких маслах и продуктах моря. Во многих растительных маслах содержание их доходит до 80-90% (в подсолнечном, кукурузном, льняном, оливковом).
В организме человека в норме содержится 10-20% жира, но при некоторых нарушениях жирового обмена его количество может возрастать до 50%. Жиры и жироподобные вещества входят в состав клеточных мембран и оболочек нервных волокон, участвуют в синтезе желчных кислот, гормонов, витаминов. Жировые отложения -- энергетический резерв организма.
Энергетическая ценность жиров более чем вдвое превышает таковую белков и углеводов. При окислении 1 г жиров выделяется 9 ккал (37,3 кДж) энергии. Взрослому здоровому человеку рекомендуется употреблять 80-100 г жира в сутки, что обеспечивает 30-35 % суточной энергетической ценности рациона.
Незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты -- линолевая и линоленовая -- не могут синтезироваться в организме и должны обязательно поступать с пищей. Эти кислоты содержатся в растительных маслах, орехах, жире некоторых рыб и морских млекопитающих. Они и другие высшие ненасыщенные жирные кислоты препятствуют развитию атеросклероза, повышают устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Пищевая ценность жира определяется наличием незаменимых жирных кислот, витаминов А, Е, D, перевариваемостью и всасываемостью. Наибольшей биологической ценностью обладают жиры, содержащие незаменимую линолевую кислоту и другие высшие ненасыщенные жирные кислоты. Усвояемость зависит от температуры плавления жира: если точка плавления ниже, чем температура человеческого тела, то усвояемость равна 97-98%, жиры с температурой плавления 50-60 оС усваиваются только на 70-80%.
С пищей в организм человека поступают и такие жироподобные вещества как стерины, фосфолипиды, жирорастворимые витамины. Самым известным из стеринов является холестерин. Он содержится в продуктах животного происхождения, однако может синтезироваться и в организме человека из промежуточных продуктов обмена углеводов и жиров.
Витамины
Витаминами называют незаменимые нутриенты органической природы, разнообразного химического строения, которые необходимы для обеспечения обмена веществ в организме человека. Суточная в них потребность измеряется в миллиграммах и микрограммах и зависит от возраста, пола, характера трудовой деятельности, состояния здоровья. Витамины делят на водорастворимые (витамин С и витамины группы В) и жирорастворимые (витамины А, D, Е, К).
Большинство витаминов группы В содержится в наружных частях зерновых, в бобовых, в печени, дрожжах, яичном белке. Аскорбиновой кислотой (витамином С) богаты зеленые части растений, овощи, ягоды, цитрусовые и другие фрукты (особенно кислые), а также печень и почки. Витамин А содержится только в продуктах животного происхождения -- сливочном масле, печени скота, трески, икре осетровых рыб, сырах. Он может синтезироваться в организме человека из - каротина (провитамина А). Основным источником последнего являются оранжево окрашенные овощи, ягоды, фрукты. Витамин D содержится в печени, молочных жирах, икре рыб, жире из печени трески. Он также синтезируется в коже человека под действием ультрафиолетовых лучей. Богатым источником витамина Е являются растительные масла, яичные желтки, зеленые листья овощей. Листовые овощи, томаты, картофель, печень обеспечивают человека витамином К.
В наибольшей степени витамины сохраняются в овощах, употребляемых в свежем виде. Длительная варка и тушение снижает содержание витаминов. Быстрое замораживание и квашение сохраняют значительную их часть на длительный период.
Ряд витаминов ( К, В3, В6, ВС) синтезируется микрофлорой, населяющей толстый кишечник человека. Никотиновая кислота может частично образовываться в тканях нашего организма из аминокислоты триптофана.
Роль витаминов в организме разнообразна. В большинстве своем они, являясь компонентом, необходимым для эффективной работы ферментов, участвуют во многих процессах обмена веществ, процессах роста и развития организма, повышают иммунный статус человека. Без них невозможно нормальное функционирование нервной системы, кожи, органов зрения. При недостатке витаминов развиваются специфические гипо- и авитаминозы. Наиболее дефицитными, чаще всего зимой и ранней весной, являются витамины С, В1, В 2, А, так как они разрушаются в процессе хранения.
Вода
Кроме белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ организм человека также нуждается в воде, которая составляет около 60% общей массы тела. В сутки человеку требуется в среднем 1,5-2,5 литра жидкости. Большая часть ее поступает в виде напитков, часть -- в составе различных пищевых продуктов. Кроме того, вода может синтезироваться в нашем организме за счет окисления жиров, белков, углеводов. Так, при окислении 100 г жира выделяется 107 г эндогенной воды. Без воды невозможен ни один из процессов жизнедеятельности человека.
Режим питания
Сбалансированное питание - это не только качество и количество продуктов, но и режим их потребления.
Первый завтрак - с 7 до 8 часов. Второй завтрак - с 11 до 12 часов. Обед - с 15 до 16 часов. Ужин - с 18 до 19 часов.
После 19 часов желудку необходимо дать время для отдыха. Не стоит есть на ночь, но если чувство голода не дает уснуть, примерно за час до сна можно выпить стакан кефира или молока с медом.
Равновесие в организме, приводящее к здоровью, начинается с пищи, которую мы едим. Диетологи-исследователи сформулировали восемь основных принципов рационального питания.
Некоторые из них мы перечислим ниже.
1. Необходимо поддерживать постоянное соотношение между основными компонентами питания - углеводами, белками и жирами в пропорции 50:20:30. То есть, 50 % должны составлять углеводы, 20 % белки и 30 % приходится на жиры.
2. Контроль за распределением калорий между приемами пищи должен осуществляться по правилу "25 - 50 - 25", согласно которому количество калорий распределяется между завтраком, обедом и ужином следующим образом: 25 % калорий должен составлять завтрак, 50 % - обед и 25 % - ужин. Возможны различные модификации данной формулы. При этом за ужином надо стараться ограничить себя.
Для того чтобы понизить аппетит, занимайтесь физическими упражнениями в конце дня, перед ужином. При сочетании физических нагрузок и ограничения калорий уменьшается прежде всего содержание в тканях жира, в то время как ограничение в питании без физической нагрузки приводит к значительной потере объема мышечной ткани.
3. Если вы занимаетесь напряженными и длительными физическими упражнениями, старайтесь избегать дисбаланса, вызываемого низким потреблением калорий. Таким образом, вы можете серьезно нарушить процесс обмена веществ в организме и даже приобрести серьезные заболевания.
4. Для определения вашего идеального веса применяйте специальную формулу или пользуйтесь специальной таблицей.
5. При избытке веса старайтесь питаться рационально и культивировать у себя здоровый страх перед ожирением.
Состав еды зависит от рода деятельности каждого определенного человека и количества расходуемой им энергии. Энергетические потребности человека, занятого физическим трудом, равны в среднем 3000-5000 ккал в день, при сидячем образе жизни - 2400-3000 ккал.
Пища является не только основным источником энергии, но и “строительным” материалом для новых клеток.
Люди питаются по-разному, однако существует ряд требований, которые должны учитываться всеми. Прежде всего пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества.
Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Режим питания включает: кратность приема пищи, интервалы между приемами пищи, распределение калорийности суточного рациона.
Наиболее рациональным является четырехразовое питание, т. к. при нем создается равномерная нагрузка на пищеварительный тракт и обеспечивается наиболее полноценная обработка пищи пищеварительными соками. Прием пищи в одно и то же время вырабатывает рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока. Распределение суточного рациона при четырехразовом питании производится в зависимости от распорядка дня и установившейся привычки.
Наиболее целесообразным является следующее распределение рациона: завтрак 25%, обед 35%, полдник 15%, ужин 25%. Последний прием пищи должен быть не менее чем за 2 часа до сна. При работе в ночную смену ужин должен составлять 30% суточного рациона, кроме того, при этом предусматривается прием пищи во 2-й половине ночной смены.
Для нормального пищеварения важен также температурный режим пищи. Горячая пища должна иметь температуру в пределах 50 - 60 градусов. Температура холодных блюд должна быть, как правило, не ниже 10 градусов.
Основными гигиеническими требованиями к питанию являются следующие:
-- пища должна быть безвредной для организма;
-- рацион питания должен соответствовать возрастным особенностям человека;
-- пища должна быть разнообразной и сбалансированной по содержанию различных веществ;
-- технология приготовления пищи и условия ее приема должны соответствовать санитарным нормам;
-- суточный рацион питания должен быть правильно распределен по калорийности между завтраком, обедом и ужином;
-- необходимо строго соблюдать время приемов пищи и промежутков между ними.
Соблюдение режима питания создает отличную возможность для ритмичной деятельности органов пищеварения. Питание в разные по продолжительности интервалы времени или же питание при точном соблюдении
интервалов, но при различном количестве пищи способствует нарушению ритмичности выделения желудочного сока и приводит к вредным последствиям.
Постарайтесь приучить себя соблюдать режим питания. Регулярное питание в одни и те же часы дисциплинирует организм, приучает его к определенному ритму, способствует хорошему аппетиту, в результате чего создаются хорошие условия для лучшего переваривания и усвоения пищи. Для завтрака, обеда и ужина надо установить определенное время и строго соблюдать его.
И еще. Чтобы всегда иметь здоровый аппетит и обеспечить налаженную работу органов пищеварения, надо систематически заниматься утренней зарядкой, спортом, чередовать умственный труд с физическим
Правила питания включают:
1. учёт энергетических трат в организме;
2. учёт сезонности в питании;
3. учёт сочетаемости продуктов;
4. учёт температуры пищи и др.
Что касается избытка животных жиров и дефицита жиров растительного происхождения, то для избежания этого нарушения в питании нет особых сложностей.
ЖИВОТНЫЕ ЖИРЫ
Помимо сливочного, топленого и растительного масла и маргарина к наиболее распространенным жирам, используемым в кулинарии, принадлежат свиной, говяжий, бараний и костный жиры.
Наилучший из животных жиров - свиное топленое, нутряное сало и другие разновидности свиного сала, наиболее легко и полно усваиваемого организмом.
Очень приятен костный жир, вытопленный из трубчатых костей. На юге, особенно в Закавказье и Средней Азии, ценят баранье курдючное сало, вытопленное из курдюка специальной породы овец, называемых курдючными.
Гусиный жир - деликатесный продукт. Обычно хозяйки заготовляют этот жир, когда жарят гусей. Гусиным жиром можно заправлять паштет из печенки.
Надо лишь довести до населения сведения о необходимости вводить ежедневно в рацион 20-30 грамм растительных жиров, вместо 5-10, так как исключая из рациона питания растительные жиры, человечество лишает себя полиненасыщенных жирных кислот, в особенности линолевой и линоленовой, которые весьма важны для деятельности сердечной мышцы, клеток печени мозга и гонад. Они являются строительным материалом клеточных мембран, соединительной ткани, миелина и входят в состав нуклеиновых кислот. ПНЖК повышают выведение холестерина из организма и увеличивают эластичность сосудов. Также, сохраняя определённый необходимый уровень иммунной системы, защищает организм от радиации. При недостатке ПНЖК холестерин соединяясь с насыщенными жирными кислотами откладывается в стенках сосудов и как результат - повышается заболеваемость тромбозами и опухолями могут появляться язвы желудка.
Гиперхолестеринемия - это не болезнь, а фактор риска развития атеросклероза. Этим термином обозначается повышенное содержание холестерина в крови. Вообще холестерин - вещество нужное организму для целого ряда важных процессов. Так, на основе холестерина синтезируются половые гормоны, а также гормоны надпочечников (кортикостероиды). Из него путем химических реакций в печени образуются желчные кислоты, без которых невозможен нормальный процесс пищеварения, так как они активируют ферменты поджелудочной железы, расщепляющие жиры пищи. Холестерин входит в состав мембран клеток. Однако избыточное количество холестерина в крови приводит к образованию атеросклеротических бляшек Снижение уровня холестерина в крови до нормальных величин приостанавливает развитие атеросклероза. А снизить его уровень можно с помощью диеты и лекарств. Диета должна быть подобрана таким образом, чтобы уменьшить содержание животного жира в рационе: необходимо исключить масло (заменить легким обезжиренным аналогом), жирное молоко и сметану, сало, грудинку и т.д. Кроме того, нужно употреблять в пищу продукты, богатые клетчаткой (овощи, фрукты, отруби) и пектинами (яблоки, черную смородину и т.д.). Они способствуют выведению холестерина из кишечника. Очень полезно растительное масло.
Основные условия рационального питания и режима питания
Разнообразие пищи, т.е. присутствие в ней всех основных элементов - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и воды (содержание белков, жиров, углеводов должно составлять 1:1:4). Правильное распределение суточного рациона на три (лучше четыре, а по некоторым данным и на приема, что улучшает процесс пищеварения и усвоение пищи и не вызывает чувство голода (чувство сытости сохраняется до тех пор, пока пища находится в желудке - мясо, особенно жирных сортов, задерживается в желудке 4-6 часов, нежирные рыбные блюда покидают желудок быстрее; картофель, бобовые задерживаются 3-4 часа, хлеб, овощи, каши - 2-3 часа). Прием пищи через определенные промежутки времени, в строго определенные часы, благодаря чему вырабатывается условный рефлекс - с приближением времени приема пищи начинает выделяться желудочный сок, появляется аппетит, что в свою очередь, способствует хорошему перевариванию и усвоению пищи. При нерегулярном питании нарушается деятельность пищеварительных желез, снижается их активность, что благоприятствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ориентировочно можно придерживаться следующей схемы: 1 завтрак - 25-30%, 2 завтрак - 10-15%, обед - 35-40%, ужин - 15-20% общей калорийности рациона (блюда к ужину должны состоять из легко перевариваемых молочных продуктов, быстрее покидающих желудок). При трехразовом питании завтрак должен составлять 30%, обед 40-50%, ужин - 20-25% суточного рациона. Соблюдение умеренности в еде (не наедаться, вставать из-за стола с некоторым желанием есть). Переедание отрицательно сказывается на деятельности пищеварительных желез в сторону их угнетения, а в сочетании с малоподвижным образом жизни часто является причиной развития ожирения.
Медленный прием пищи, с хорошим пережевыванием, т.к. акт жевания способствует не только измельчению пищи (углеводов) в полости рта, но и стимулирует выделение желудочного сока. Прием пищи при обстоятельствах, благоприятствующих возбуждению пищевого центра в мозгу и деятельности пищеварительных желез (хорошая сервировка стола, приятный вкус, запах пищи и т.п.). Соблюдение установленного ритма питания также в праздничные дни и выходные.
Важнейшим принципом сбалансированности питания является правильное соотношение основных пищевых веществ -- белков, жиров и углеводов. Это соотношение выражается формулой 1:1:4, а при тяжелом физическом труде -- 1:1:5, в пожилом возрасте -- 1:0,8:3. Сбалансированность предусматривает и взаи-мосвязь с показателями калорийности.
Очень полезна капуста, продукт этот поистине уникальный. Белокочанная капуста содержит многие витамины, особенно С и Р, тартроновую кислоту, способную сдерживать процессы превра-щения углеводов в жировую ткань. Витамина С, которого прак-тически не остается в овощах к весне, в капусте сохраняется до-статочно много, особенно в квашеной. Капустный сок обладает целебными свойствами.
Необходимы в рационе свекла, морковь, лук, чеснок, зелень.
Из фруктов особое внимание привлекают яблоки. Они поло-жительно влияют на пищеварение, да и на общее состояние здо-ровья. Сахар в них представлен главным образом фруктозой и глюкозой, что особенно важно для пожилых людей и для тех, кто имеет избыточный вес.
При разнообразном и достаточном питании в пище содержатся, как правило, все необходимые человеку витамины, их бо-лее 30, Важно, чтобы а пище было достаточно витаминов А, Е, растворимых только в жирах, С, Р и группы В -- водо-растворимых. Особенно много витаминов в печени, меде, орехах, ши-повнике, черной смородине, ростках злаков, моркови, капусте, красном перце, лимонах, а также в молоке.
Рациональное питание предусматривает также правильное рас-пределение приемов пищи в течение дня. Несоблюдение режима питания приводит к расстройствам не только в пищеварительном системе, но и общем состоянии организма. Доказано, что редкие приемы пищи приводят к повышению содержания холестерина в крови -- одного из главных факторов развития атеросклероза и гипертонической болезни.
Таким образом, правила рационального питания следующие:
не переедать; разнообразить пищевой рацион, употребляя в лю-бое время года зелень, овощи, фрукты; ограничить употребление животных жиров, в том числе сливочного масла, соли, сахара, кондитерских изделий; меньше употреблять жареных продуктов;
не есть горячей и острой пищи; тщательно пережевывать пищу;
не есть поздно вечером; питаться не реже 4--5 раз в день ма-лыми порциями; стараться принимать пищу в одно и то же время.
Можно считать, что питание наряду с двигательной активно-стью является одним из основных факторов, оказывающих суще-ственное влияние на здоровье, работоспособность и продолжи-тельность жизни человека. По словам академика АМН СССР Д. ф. Чеботарева, «питание -- практически единственное средство, про-лонгирующее видовую продолжительность жизни на 25--40 % ».
По мере загрязнения своего организма, неправильно питаясь, человек обретает болезни нервной системы и болезни органов, которые макробиотика делит на семь этапов:
1) Болезни общего утомления.
2) Болезни утомления с головными болями, ломотой и неопределенными болями.
3) Болезни с аномальными выделениями-слизью, сыпью, мокротой.
4) Болезни с застоями и отложениями киста, опухоль, полипы, камни, ожирение.
5) Болезни с деформацией органов. Формы и функции органов меняются ( атеросклероз, ревматизм, полиартрит ).
6) Развитие параличей ( ног, частей лица, внутренних органов ).
7) Болезни с разложением клеток и органов ( рак - как месть природы за неправильно съеденную пищу ).
Семь этапов загрязнения тела показывают системную классификацию многих тысяч болезней и объясняют природу многих сотен тысяч симптомов. Чаще всего конкретные болезни являются проявлением 2-3 этапов
загрязнения сразу. Но если понять этапы загрязнения тела, тогда все виды болезней легко понять, а значит, знать их причину и при горячем желании и любви к себе - справиться с ними.
1) Общее утомление.
Чаще всего этот первый этап загрязнения тела начинает давать о себе сигналы при малоподвижном образе жизни. Более подвижные люди "проскакивают" его транзитом, не замечая. Если сравнить деятельного
и активного человека с лентяем, то лентяй устает быстрее. Если сравнить работающего в движении и работающего за столом, то второй устает быстрее. Если сравнить человека, который ест много, с тем,
кто ест мало, - первый утомляется быстрее.
Несколько упражнений для самоанализа:
1. Нажмите на верхнюю часть плеча сбоку ( акромион ) слева и справа одновременно. То же самое сделайте вдоль позвоночника слева и справа от позвонков. Если чувствуете боль при нажиме, значит
молочные продукты, бульоны и многокомпонентное смешанное питание уже сделали свое дело по одеревенению тела. Напряжение вдоль спины и плеч ведет к состоянию постоянной усталости.
2. Достаньте левое ухо правой рукой, согнув ее над головой ,и наоборот-правое ухо левой рукой.
3. Попробуйте положить голову на левое плечо , а затем на правое. Если боль - начинается остеохондроз.
Утомление-результат застоя энергии в загрязненном и малоподвижном теле. Когда выставите позвоночник, очистите тело, освоите любой из целесообразных методов питания, энергия станет максимально
циркулировать в теле, болезни усталости пройдут.
2) Болезни утомления с головными болями.
Они наступают , если в первом этапе загрязнения меры к очищению тела и переходу к более активному образу жизни не были приняты.
Мозг представляет собой весьма мобильную ткань, обильно снабжаемую кровью. Если кровь не достаточно очищена, она раздражает мозг, ткани расширяются, сдавливая нервы, в изобилии пронизывающие мозг,
возникают головные боли.
Анальгетики, которые обычно принимают больные, делают плазму в нервных проводах не способной передать импульсы боли. Но не снимают причину головной боли. Знаю сотни людей, избавившихся от головной
боли, только очистив кишечник и нормализовав питание.
Отдельные загрязнения от продуктов переработанной пищи вызывают характерную боль, не похожую на боль в других случаях.
Так, загрязнение билирубином крови ( грязная печень ) вызывает всегда сильную височную боль.
Недостаток кремния с вегетососудистой дистонией по гипотоническому типу - боль под затылочной и лобной костями.
3) Болезненные состояния с ненормальными выделениями.
Болезни третьего этапа загрязнения тела в наши дни принято считать реакциями десенсибилизации или аллергическими.
Обычно, как только у человека появляются признаки аллергии, никто ему не говорит о третьем этапе загрязнения тела, а ищут аллерген - природный или бытовой фактор, который катализирует ( усиливает)
реакцию очищения организма. Это может быть бытовая пыль, испарения аквариума или пыльца цветов, или духи, или пудра, или "парашютики" цветущего тополя, или клубника, или цитрусы. Перечень всегда
длинный, исследований и работ много. Наконец, находят аллерген и назначают препарат антиаллергена, т.е. препарата, который останавливает выброс шлаков из организма вызванный аллергеном,
естественный процесс очищения тела. Больные с аллергией на третьем этапе загрязнения организма имели право получения бесплатно лекарств и получение отпуска в летнее время, когда цветет много
растений, и аллергия проявляется особенно активно. Наиболее "злостным" аллергеном в наши дни считается амброзия, вернее пыльца ее цветов. А между тем тысячи лет назад ( судя по трудам Гиппократа и
рецептам Авиценны ) люди применяли амброзию, как очищающий тело фактор.
Также на этом этапе загрязнения тела имеет место болезни, которые в наши дни и болезнями не считаются .Это бели-слизь и жировые выделения из половой системы у женщин. Они появляются как следствие
нашего неправильного питания, вредные составляющие части которого сбрасываются кровью через половые органы, Эти загрязнения создаются молочными продуктами (молоко кефир, йогурт , сыр, сметана,
творог, масло, мороженное, кремы, торты) жирной пищей и сливочным шоколадом. Если не прекратить есть эти продукты, слизь не успевает выходить в виде белей, накапливается и развивается киста
яичников, закупорка маточных труб, фиброма, уплотнения в грудной железе. Начало этих болезней наступает уже в возрасте3-5 лет. В более старшем возрасте, в период климактерической перестройки, шлаки
периодически выбрасываются из половой системы в кровь, повышается температура для сжигания их. Возникают так называемые "приливы" у женщин обычно с высоким дефицитом кремния и др.
микроэлементов.
Выход очень простой! Сократить ( а лучше убрать из рациона эти вредные продукты, ввести в свой ежедневный рацион необходимые микроэлементы, и конечно же, регулярно очищать и поддерживать правильную
работу кишечника.
4) Болезни с застоями и отложениями.
Это болезни четвертого этапа загрязнения тела из кишечника. Они самые распространенные. И обычно с ними работают хирурги. Если человек не принял меры к очищению тела на первых трех этапах
загрязнения тела, тогда шлаки уплотняются, формируются в кисту, липому, фибромиому, аденому, камни, слизь и заполняет воздушные пазухи и полости в органах. Особенно мучительно протекают процессы,
связанные с застоями в воздушных пазухах головы. Проведем самотестирование:
1. Пальцами рук нажмите на область под скулами в направлении снизу вверх. Если почувствуется боль значит , в носовых пазухах скопилась слизь.
2. Нажмите на точку под мочкой уха справа и слева.
Если боль есть - скопилась слизь в проходах внутреннего уха. Жировики под челюстями свидетельствуют о накоплении слизи в легочных альвеолах. Дыхательная поверхность блокирована.
Проверьте кожу на щеках. Если шероховатость , угри , фистулы - в легких накапливается жирная слизь.
У женщин жирная слизь накапливается еще и на уровне груди, это бывает, если Вы любите мороженное и другие охлажденные молочные продукты. У мужчин любовь к холодным молочным блюдам, лакомствам и
напиткам, способствует развитию дефектов предстательной железы. Первые признаки накопления жировой слизи в области предстательной железы - появление прыщей на коже вокруг половых органов. Особенно
большое скопление слизи может быть в области печени и почек.
Проверьте ахиллово сухожилие. Натянутое, тонкое, безболезненное при массаже - все в порядке. Если оно опухшее - вокруг половых органов скопилась слизь.
Глаза очень рано сигнализируют о накоплении слизи в груди , яичниках и предстательной железе. Под нижним веком в нижней части глазной впадины видно отложение белой и желтоватой слизи - это значит,
что органы малого таза зашлакованы слизью. У женщин - бели, у мужчин развивается импотенция.
5) Болезни напряжения и сверхнапряжения, связанные с деформацией органов.
Наиболее ярко выраженными болезнями на этом этапе загрязнения тела являются заболевания напряжения сердечно - сосудистой системы ( сердце, артерии, вены, лимфо-система).
Существует два вида изменения системы кровообращения , вызывающих сверхнапряжение сердца:
- уменьшение просветов сосудов.
- увеличение размеров сердца.
Сосуды становятся жесткими, а на стенках выпадает холестерин. Часто при избытке в организме непереваренных белков развивается заболевания: ревматизм, полиартрит и т. д.
Использование в пищу большого количества молочных продуктов, сладкого, изделий из теста сначала приводит к загрязнению печени и почек, а потом, когда они недостаточно выполняют свои функции, и
содержание шлаков растет в крови, начинают развиваться болезни увеличенного сердца.
6) Болезни с развитием параличей.
Одна из наиболее тяжелых форм проявления болезни из-за кишечных шлаков. Довольно часто можно слышать о заболевании "рассеянный склероз" и еще о том, что это заболевание неизлечимо. Это не так.
Человек может загрязнять свое тело постепенно, тогда у него болезни проявляются как бы в соответствии с возрастом. Принято считать, что параличи наступают у людей в пожилом возрасте. Сегодня мы
можем констатировать факт понижения возрастной планки этих заболеваний. Не редки случаи наступления параличей в возрасте 30 лет.
Сюда же, как разновидность заболеваний шестого этапа загрязнения, относят болезнь Бехтерева ( из-за переизбытка солей вокруг позвоночного столба ..), болезнь Паркинсона ( тремор )
- с мелкой дрожью ( в теле накопились шлаки от в избытке съеденного сладкого, кофе, вина, шоколада, лекарств )
- с крупной дрожью ( в теле накопились шлаки от в избытке съеденных мяса, яиц, молока ).
Чтобы избавиться от болезней шестого этапа загрязнения тела, надо оптимизировать питание, вымыть, вычистить тело, привести в порядок систему нервной связи.
7) Болезни с разложением клеток и органов.
Возникают в том случае, когда при высокой степени зашлакованности тела не срабатывают механизмы компенсации организма по исправлению последствий от нарушения большинства биохимических процессов.
При нынешнем положения выращивания, хранения и реализации сельскохозяйственных продуктов питание становится основой дегенеративных изменений организма. Рак - это явление, сосуществующее сегодня с
нашим образом жизни. Если у нас не хватает мужества и сил изменить фундаментально весь наш образ жизни и питания, нас не спасут НИИ, онкоцентры, диагностические кабинеты, фиксирующие свершившийся
факт - дегенеративный процесс в теле очередной жертвы.
Рак начинается очень рано - из роддома , когда младенца отделяют от матери, лишают материнского молозива, грудного молока, затем кормят искусственной пищей. Первый запор у ребенка- первая ступень к
раку.
По данным американского онколога Герзона , из 10 000 случаев клинически установленного диагноза - рак, 9999 - это отравление собственными каловыми массами организма человека. Промыв, почистив тело
и обучившись правильному питанию, можно было бы спастись.
Путь к оздоровлению один - детоксикация всего организма для восстановления общего метаболизма путем усвоения пищи, начиная с момента поступления ее в организм и кончая выведением.
№ |
Продукты |
Кол-во баллов |
|
1 |
Масло сливочное, маргарин, животные жиры. |
4 |
|
2 |
Говядина жирная |
1 |
|
3 |
Молоко, кефир, йогурт, ряженка > 3% |
4 |
|
4 |
Сметана, сливки, сливоч.мороженое, пломбир |
3 |
|
5 |
Печень, мозги, почки |
1 |
|
6 |
Колбаса варёная, жирная, сосиски, сардельки |
3 |
|
7 |
Колбаса копчёная, полукопченая |
2 |
|
8 |
Сыр жирности 30% и более |
2 |
|
9 |
Творог жирный (18%), творожная масса |
1 |
|
10 |
Яйца |
1 |
|
11 |
Свинина, баранина, ветчина |
1 |
|
12 |
Жареная картошка, чипсы |
3 |
|
13 |
Жареная курица, гусь, утка (с кожей) |
1 |
|
14 |
Сало |
0 |
|
15 |
Печенье, пирожное, торт, шоколад |
3 |
|
Общая сумма баллов |
29 |
||
№ |
Продукты |
Кол-во баллов |
|
1 |
Хлеб пшеничный |
2 |
|
2 |
Хлеб ржаной |
3 |
|
3 |
Картофель варёный |
2 |
|
4 |
Морковь, свекла, капуста, огурцы, томаты, кабачки, перец сладкий. |
2 |
|
5 |
Макароны, рис, ячмень, пшено, крупа перловая |
4 |
|
6 |
Крупа овсяная, манная, гречневая |
3 |
|
7 |
Бобовые (фасоль, горох, бобы, чечевичные) |
2 |
|
8 |
Апельсины, груши, бананы, яблоки, соки апельсиновые и яблочные |
4 |
|
9 |
Абрикосы, арбуз, виноград, грейпфрут, дыня, мандарины, персики, сливы, черешня, ананас, ягоды. |
3 |
|
Общая сумма баллов |
25 |
||
ВЫВОДЫ: По итогам тестов получилось, что у меня отличное питание, но так же сильная степень загрязнения организма. И следовательно мой рацион обогащен жиром и холестерином, надо меньше есть жиров, заменять их рыбой и бобами.
А так же побольше есть фруктов. Надо следовать
здоровому питанию и не есть тяжёлых продуктов
, а так же быстрого приготовления продуктов и острого.
БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЙ профиль и оценка режима дня
БОЛЕЗНЕННЫЕ ЗАВИСИМОСТИ
Типичное или простое алкогольное опьянение имеет
фазы возбуждения и торможения. Продолжительность
и выраженность каждой фазы зависит от дозы алкоголя,
крепости напитка, количества и характера закуски,
времени суток, психического и физического состояния
и других факторов. Выделяют три степени тяжести опьянения (легкая, средняя и тяжелая). Характерны умеренная тахикардия и артериальная гипертензия. Тяжелое опьянение (острое отравление) наступает при содержании алкоголя в крови свыше 350 мг %. Развивается сопор или кома. При затяжном сопоре могут появиться патологические рефлексы и эпилептиформные припадки. Кожные покровы багровые или бледно-цианотичные, влажные. Сердечная деятельность ослаблена, постепенно нарастает артериальная гипотензия. Дыхание урежается или становится периодическим. Возможны рвота, непроизвольные дефекация и мочеиспускание.
В результате тестов получилось что мне надо задуматься, у меня есть некоторые проблемы с алкоголем. Даже можно сказать ранняя стадия алкоголизма. По моему мнению это не совсем так, я себя не считаю зависимым человеком. В принципе я не так много пью, только по праздникам и в честь какого то повода. Моё отношение к алкоголю нормальное, т.е. всё хорошо в меру.
ВЫВОД: Конечно, я не буду говорить, что я никогда не пробовала курить, конечно, это было. Но, попробовав, я сделала вывод, что это не только противно, но и ёще разрушает здоровье каждого человека. Я нее осуждаю курящих людей, так как это зависимость и многим просто не хватает мужества, воли, что бы бросить курить, но я и не одобряю курение.
Употребление наркотиков ещё опасней алкогольной зависимости. Пристрастие к ним главным образом происходит вследствие их способности вызывать состояние эйфории, расслабления. Отличительной чертой наркоманов является физическая слабость. При использовании наркоманом для инъекций нестерильного шприца и собственной крови для очистки наркотика происходит заражение вирусом СПИДа , гепатитом и столбняком . Наиболее известными наркотиками являются : галлюциногены (ЛСД) , героин , опиум , морфий , анаша и др.
Лечение наркотической зависимости не отличается от лечения алкоголизма. Результаты, однако, менее успешны, т.к. синдром лишения протекает очень тяжело.
ВЫВОД: Я отношусь негативно к наркоманам, т.к. многие из них даже не думали что это так серьёзно, многие попробовали в компании и подумали что больше не захотят, но увы….. Я думаю это происходит из-за распущенности человека и его безалаберности и конечно и из-за родителей которые всегда потакают всем прихотям детей и когда это случается то они думают что лучше этого не замечать, пустить на самотёк, но они не правы надо срочно помещать таких людей в специальные заведения.
Основными путями достижения здорового образа жизни являются:
-- необходимый уровень двигательной активности, обеспечивающий потребность организма в движении;
-- закаливание, повышающее сопротивляемость организма к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды;
-- рациональное питание (полноценное и сбалансированное);
--режим труда и отдыха;
-- правильное экологическое поведение;
-- эмоциональная и психическая устойчивость;
-- отказ от вредных привычек (курение, употребление наркотиков и алкоголя);
-- сексуальное поведение, соответствующее нормам общества.
Практика показывает, что здоровый образ жизни с раннего детства -- это фундамент долголетия и крепкого здоровья в зрелом возрасте.
На индивидуальное здоровье человека влияют и определяют его уровень многочисленные факторы.Основными из них являются:
-наследственность;
-состояние системы здравоохранения в регионе;
-физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды;
-образ жизни человека и его отношение к своему здоровью (влияние этого фактора составляет примерно 50%).
Опираясь на результаты проведённого теста и на свой жизненный опыт я пришла к выводу , что мой образ жизни можно отнести к не очень здоровому , т.к. я имею вредных привычек , не занимаюсь физкультурой, трудовой деятельностью , не ищу проблем со своим здоровьем , стараюсь делать всё возможное, чтобы оно прослужило мне как можно дольше, но наверно многое из сказанного не получается т.к. здоровье у меня не очень.
Так как никакими хроническими заболеваниями я не страдаю, то в этой части работы я остановлюсь на способах выздоровления при таких заболеваниях как простуда (насморк, кашель), головные боли, стрессы, приводящие к депрессии. Поскольку работа называется “моя система оздоровления”, то я опишу способы, которые могу применять сам.
Наиболее распространенными являются простудные заболевания (ОРЗ, грипп, ангина) - кроме назначенных врачом медицинских препаратов и лекарств (таблеток, микстур и др.) я применяю средства так называемой «народной медицины». Например, при простуде для снижения температуры и для того чтобы пропотеть полезен горячий чай с малиновым вареньем , также неплохо на ночь выпить кружку кипячёного молока с мёдом . Для лечения горла можно прополоскать его настоем календулы желательно за 1 час до еды , против ангины помогает полоскание горла теплой водой с растворёнными в неё марганцовкой и солью. Очень хорошее средство для согревания горла и носа - ингаляция. Я обычно она делается из трав ромашки или вдыхаются пары горячего картофеля. При насморке хорошо помогает согревание ног “кипятком” с горчицей. Нужный эффект достигается в течение 2-3 дней. Естественно , что при лечении простудных заболеваний желательно соблюдать режим , как можно реже бывать на улице, выполнять рекомендации врача.
Головные боли, если они не простудного происхождения, лечатся в зависимости от их причины. Такими причинами могут быть недостаток сна или его излишек, умственное или физическое переутомление. При недосыпании полезно выспаться , при излишке сна полезны прогулка или контрастный душ . При переутомлении лучшим средством является сон , прослушивание лёгкой, лирической музыки.
На основании результатов ТЕППИНГ - теста я пришла к выводу, что у меня средне - слабая нервная система, однако порой я довольно сильно подвергаюсь воздействию психологических стрессов, с которыми не всегда получается бороться, чаще они проходят сами собой. Однако поборов один стресс, человек сталкивается с новым.
Можно привести общие принципы борьбы со стрессом:
регулярно заниматься спортом, т.к. при этом вырабатываются энтрофиты - вещества, повышающие настроение.
2) не копаться в своём прошлом, если причины стресса таятся в нём
3) необходимо научиться радоваться жизни во всех ее проявлениях
4) разумное планирование и правильная организации своей жизни
5) по-новому посмотреть на жизнь, взглянуть на ситуацию с другой стороны
6) не зацикливаться на самом себе
7) правильно питаться
8) высыпаться
Также необходимо проявлять больше внимания друг к другу, поскольку доброжелательное настроение окружающих, их оптимизм играют большую роль в борьбе со стрессом. Мне кажется надо сократить потребление жиров и углеводов. Также для полноценного усвоения питательных веществ в рацион следует обязательно включать и растительные продукты (фрукты, овощи, зелень) . Необходимо отказать себе в сладкой пище.Что касается недостаточного объема моих легких, то мне следует активно заняться такими видами спорта как бег и плавание. Всё это следует внедрять очень осторожно и плавно, чтобы организм не подвергался воздействию больших перегрузок.
Чтобы улучшить зрение то мне необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе, заниматься спортом, поменьше сидеть за компьютером и телевизором , употреблять продукты богатые витамином А. В остальном мне следует придерживать того же ритма, который соблюдается мной сейчас, т.к. эти показатели находятся в норме.
Вывод: здоровый образ жизни является субъективно значимым, поэтому в сохранении и укреплении здоровья каждого человека необходима перестройка сознания, ломка старых представлений о здоровье, изменение стереотипов поведения, т.к. «Здоровый человек бывает, несчастен, но больной не может быть счастлив. Здоровье - это ценность, без которой жизнь не приносит удовлетворения и счастья».
Итоговая работа по
валеологии
Выполнила:
Студентка гр. 3531
Зайцева Юлия Алексеевна
Проверила:
Вебер С.Н.
«__» ________________2004 г.
Великий Новгород
2004
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |