Курсовая работа по предмету "Экология и охрана природы"


Взаимодействие человека и окружающей среды. Проблемы экологизации


2

Содержание

  • 1. Путь цивилизации
    • 2. Влияние человека на окружаюшую среду
    • 3. Влияние окружающей среды на человека
    • 4. Взаимоотношения цивилизации и природы
    • 5. Становление науки экологии
    • 6. Экологизация
    • 6.1 Экологизация экономики
    • 6.1.1 Экологическая ситуация в России
    • 6.1.2 Пути экологизации экономического развития
    • 6.1.3 Ограничение техногенного воздействия
    • 6.2 Экологизация философии
    • 6.2.1 Коэволюция
    • 6.2.2 Ноосфера
    • 6.2.3 Экологический и нравственный императивы
    • 6.3 Экологизация международного экологического права
    • 6.3.1 Процессы глобализации и результаты
    • 6.3.2 Глобальные проблемы современности
    • 6.3.3 Национальная ответственность перед мировым сообществом
    • 6.4 Экологизация геополитики
    • 6.4.1 Катализаторы развития общества
    • 6.4.2 Функция экотона
    • 6.4.3 Роль коммуникаций
    • 6.4.4 Роль информации
    • Заключение
    • Использованные источники

1. Путь цивилизации

Современное состояние проблем - всего лишь следствие процессов, начало которых лежит в прошлом.

Пытаться бороться с последствиями, игнорируя первопричины - дело напрасное.

История освоения викингами Гренландии началась в IХ веке и продолжалась 500 лет. Гренландская история дает пример модели взаимоотношения цивилизации и окружающей среды, повторяя в миниатюре путь который человечество проходило не раз на протяжении своей истории в разных частях света:

возникновение цивилизации на основе богатых природных ресурсов,

рост численности населения, расширение хозяйственной деятельности, интенсивная эксплуатация природных ресурсов,

истощение природных ресурсов и необратимые изменения окружающей среды,

голод, болезни, исчезновение цивилизации.

Первым поселенцам Гренландия предоставила неограниченные возможности. Название острова отражает его первоначальное состояние: Гренландия - зеленая земля, заселенная несметным количеством морских птиц, морских животных. Люди получили возможность без оглядки эксплуатировать богатую ресурсами природу этого острова. Свыше 65% рациона первых переселенцев составляли птицы, которые в изобилии гнездились по всему острову и представляли легкую добычу. Земли было достаточно, луга, покрытые сочной травой, казались бескрайними. Колония переселенцев быстро росла. Благодаря прилежанию и упорному труду переселенцы добились процветания, экономика острова получила мощный толчок. Гренландцы держали скот, добывали пушнину, моржовый клык, кость, тюлений жир, которые прибыльно экспортировались на континент.

Первые признаки проблем появились довольно быстро. Фатальной ошибкой людей стало бездумное уничтожение защитной поросли деревьев ради расширения пастбищ, вырубка леса на дрова, окончательное уничтожение которых происходило в результате частых лесных пожаров. Вскоре леса полностью исчезли, скот не давал растениям восстановиться, почва оголялась, а арктические ветры завершали разрушение, начатое человеком. Эрозия почвы привела некогда богатые пастбища к полному исчезновению. На жителей острова, потомков гордых викингов, обрушились болезни и голод. Колония переселенцев постепенно выродилась естественным образом. Возможно, в более умеренных широтах на континенте природа отреагировала бы не столь быстро и необратимо на ошибки человека, но в Гренландии ресурсы почвы были слишком ограничены, климат суров, а вегетационный период для флоры оказался слишком короток, чтобы успевать залечивать раны, наносимые человеком.

Примечателен факт, что в северной части Гренландии до викингов, одновременно с ними и после них проживали эскимосы. Викинги и эскимосы избегали общения друг с другом и за всю историю совместного существования их культуры не оказали никакого влияния друг на друга.

Двадцать поколений потомков викингов в условиях практической изоляции вели борьбу за существование на острове. Они не предприняли никаких попыток ассимиляции, никаких попыток перенять опыт аборигенов в охоте, в одежде, в строительстве жилья и т.д. для того, чтобы приспособиться к суровым внешним условиям, проявив фатальное отсутствие гибкости и способности адаптироваться к условиям. В крайне неблагоприятных климатических условиях они продолжали упорствовать и стремились изменить внешнюю среду, вместо того, чтобы самим измениться и приспособиться к внешней среде, что и привело их к неминуемому исчезновению. В то время как поселение потомков викингов вырождалось, охотники-эскимосы в этих же условиях проживали вполне благополучно, размножались и вели свою хозяйственную деятельность в полной гармонии с суровой окружающей средой.

Интенсивное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду порождает конфликт между человеком и природой с неизбежным концом - гибелью цивилизации, представители которой по незнанию разрушили среду своего обитания. В подобном конфликте, в конечном итоге, проигравшей стороной всегда является сам человек.

2. Влияние человека на окружаюшую среду

В глубинах тысячелетий эволюция сформировала гармоничное единство человека и среды его обитания. Это единство постепенно все более и более разрывалось цивилизацией.

Первые качественные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека стали происходить, когда человек стал переходить от охоты и собирательства даров природы к земледелию, перестраивая систему своих взаимоотношений с природой таким образом, чтобы извлекать из нее максимальную пользу, не трогаясь с места. Границы передвижения человека значительно сузились: для поддержания существования 25 человек за счет охоты и собирательства требовался участок площадью около 650 кв.км, а для проживания этих же 25 человек за счет земледелия уже было достаточно только 2.5 кв.км.

Определяющими инструментами для качественного изменения человеком среды своего обитания стали огонь и орудия труда.

Начиная с самых ранних эпох в каждом орудии, изготовленном человеком, заключалась определенная идея, которая в своем материальном воплощении оказывалась посредником между человеком и природой. Поступательное движение всего человечества отмечается шагами, связанными с созданием нового орудия или усовершенствованием старого.

Процесс "освобождения идей" практически закончился 80-60 тысяч лет назад, когда в руках кроманьонца появились орудия, которые уже не изменялись принципиально в более поздние эпохи. Они лишь отличались от кроманьонских техникой исполнения, материалом, совершенствованием форм, но не заключенной в них идеей.

Среди многочисленных орудий труда, служивших помощниками человеку при переходе к оседлому образу жизни, главным орудием, несомненно, стал топор.

Именно топор позволял в максимальной степени изменять окружающую среду, определяя победу человека над пространством, временем и климатом.

Каменным топором неандертальца можно было срубить дерево диаметром 10 см за 10 минут. Шлифованным нефритовым топором эта же работа может быть выполнена за 1 минуту, т.е. в 10 раз быстрее. Медный и бронзовый топоры повысили эту производительность еще в три раза. Железный топор увеличил эту производительность еще в три раза. Наряду с ростом эффективности рабочих качеств топора в еще большей степени возросла долговечность самого орудия.

Именно топор определил доминирующее положение человека по отношению к окружающей среде, став показателем его вооруженности в борьбе с природой на протяжении дальнейшей истории человеческого общества.

Развитие первоначальной идеи того или иного орудия на протяжении более поздней истории человечества шло по двум направлениям, которые одновременно оказывались главными направлениями прогресса цивилизации:

в сторону все более узкой специализации орудий,

в сторону поиска для орудий нового, более совершенного материала.

Первое направление всегда опережало второе. Потребность в новом орудии всегда оказывалась силой, которая двигала технический прогресс. Успехи в изготовлении наиболее специализированных орудий труда всегда определяли "энергетический потенциал той или иной цивилизации".

Новые материалы, использованные для производства орудий, открывали человеку не только новые горизонты производительности труда, но и резервы высвободившегося времени. Возрастающая производительность труда позволяла человеку, с одной стороны, ставить перед собой более грандиозные задачи, а с другой стороны, делала такой труд непосильным для индивидуума, заставляя людей объединять усилия и стремиться к коллективной жизни. В общественной жизни для людей обозначились как свои преимущества, так и недостатки. Увеличение масштабов человеческого сообщества всегда многократно усиливало воздействие человека на окружающую среду, что стало порождать новые, ранее неведомые человеку проблемы. Эти преимущества и недостатки стали неразделимы для человеческого сообщества для любой цивилизации, на протяжении всей истории человечества.

Таблица 1. Преимущества и недостатки, возникшие в результате перехода человека от охоты и собирательства к оседлой сельскохозяйственной деятельности

Преимущества

Недостатки

В ходе земледелия сократилось количество несчастных случаев, которые имели место на охоте. Численность населения начала увеличиваться.

Рост численности населения вызывал нехватку продуктов питания, что заставляло увеличивать территории, занятые под сельскохозяйственную деятельность, сводить леса, расширять ирригационные системы, увеличивать стада домашних животных.

Появилась большая защищенность людей от хищных животных и враждебных племен.

Возросшие общественные богатства становились основанием для грабительских набегов.

Появилась возможность для увеличения семьи т.к маленькие дети не так обременяли взрослых, занимавшихся земледелием, чем занимавшихся охотой.

Ограниченное количество разводимых сельскохозяйственных культур, постепенное истощение почв и ограничение использования в рационе даров природы стало причиной нехватки в организме необходимых микроэлементов, например йода, кальция, железа, микроэлементов, солей. Ослабленный организм человека не мог активно противостоять болезням, оказывалось постепенное влияние на наследственность, менялся генетический код человека.

Старики, увечные и больные члены сообщества, которые ранее были обузой, теперь могли занять свое место в жизни сообщества, передавая молодежи опыт, знания, выполняя посильную работу.

Скученность проживания в поселениях и скопление отходов вызывало рост популяций грызунов и насекомых, которые переносили инфекционные заболевания, ранее неизвестные охотникам: туберкулез, дизентерия, брюшной тиф, корь, оспа, чума.

Появления излишков продуктов освободило время для развития ремесел и искусств.

Изменение окружающей среды в результате деятельности человека приводило к тому, что некогда плодородные районы становились бесплодными пустынями. Голод заставлял людей покидать поселения и отправляться на поиски новых мест.

3. Влияние окружающей среды на человека

Изменение образа жизни, пищи, а вместе с нею и биохимии организма, приводило к изменению наследственности и генетического кода человека.

Каждый живой организм, в том числе и человек, в известном смысле несет в себе полный набор элементов периодической таблицы Менделеева, которые обеспечивают его здоровье, жизнедеятельность, нормальный обмен веществ. Выпадение из такого "набора" одного-двух элементов чревато самыми серьезными последствиями. Микроэлементы, легко попадающие в организм человека и также легко выводящиеся из него, оказываются жизненно необходимыми. Обращение микроэлементов в природе является долгим и сложным. Из почвы они вымываются водой, собираются растениями, с которыми они перерабатываются травоядными животными, оседая в их мышечных тканях и, уже оттуда, поступают в организм человека с животной пищей. Так через пищу человек "напрямую" связан с почвой, на которой живет, с подстилающими ее горными породами и образующими минералами. Почва - не что иное, как сложная система взаимодействия лежащих под ней пород, укоренившихся на них растительных сообществ, микроорганизмов и простейших животных.

Растительность, несомненно, является началом и главным основным элементом органического мира, поскольку только растения обладают способностью превращать неорганические вещества в органические, вырабатывать живые ткани из таких неживых материалов как солнечный свет, углекислота, вода и минеральные соли. Поэтому, чем бы человек не занимался, охотой, земледелием или животноводством, он прямо или косвенно зависит от растений, все равно, питается ли он их плодами или получает их в уже переработанном виде с мясом травоядных животных.

Жизнь человека находится в самой тесной связи с геохимией и биохимией окружающей среды. Отсутствие в пище того или иного микроэлемента приводит к нарушению нормального обмена веществ, а в случае затянувшегося процесса - к развитию тяжелых наследственных заболеваний.

Возникновение ряда эпидемических заболеваний происходит как результат обеднения почвы, истощенной непрерывной пахотой, и исчезновения в ней микроэлементов, жизненно необходимых для человеческого организма.

Поэтому, чем интенсивнее земледельческая активность оседлого населения, тем сильнее изменяется окружение, характерная для каждой зоны совокупность растительных и животных сообществ.

Комплекс происходящих изменений заставляет меняться самого человека, его орудия труда и охоты, образ жизни.

4. Взаимоотношения цивилизации и природы

Вся история человеческого общества - это история его борьбы за выживание, история взаимодействия с окружающей средой.

Ограниченному уровню развития производства в условиях первобытного общества соответствовал ограниченный радиус его воздействия на природу, главным образом охоты и собирательства. Природа полностью господствовала над человеком.

С возникновением земледелия и животноводства произошел коренной перелом в отношении человека к окружающей природе. Человек перешел от полной зависимости от природы к ее использованию.

Создание цивилизации, "второй природы" все более отдаляло человека от "первой" дикой природы, укрепляло его защищенность от природных явлений, делало его относительно независимым от климата, размеров территории, наличия естественных биоресурсов. Одновременно, отторжение человека от природы ослабляло человека как биологический вид. Борьба за существование из плана физического оказывалась перенесенной в область знания, область мысли. Если прежде выживал более сильный и выносливый, то теперь человек уже не мог полагаться только на физическую силу. Его жизнь определялась тем, с какой из социальных групп он был связан. Важнее физического состояния стало состояние социальное, место, которое человек занимал в иерархическом сообществе.

Человек, воздействуя на окружающую природу и изменяя ее, в результате, должен был изменяться сам. Если человек не мог приспособиться к изменившимся условиям, он погибал или оказывался в своеобразном эволюционном тупике, где с трудом поддерживал уровень жизни, некогда достигнутый.

Интенсивность воздействия человека на окружающую природу осуществлялась по схеме, суть которой может выражаться почти математическим уравнением -

Отношение человека (субъекта) к природе (объекту) определяется двумя независимыми величинами:

Наличием необходимых природных ресурсов

Уровнем вооруженности субъекта.

Под субъектом может подразумеваться человек, производственный коллектив или сообщество в целом. Результат в любом случае будет зависеть от качественных характеристик указанных величин, находящихся в зависимости от географических условий и от уровня развития материальной и духовной культуры общества.

Практически, начало всех изменений окружающей среды в результате деятельности человека заключается в самом человеке.

5. Становление науки экологии

На протяжении всей истории человек активно перестраивал окружающий мир, нарушая сложившийся естественный круговорот элементов в природе. В плотно населенных частях планеты на каждом квадратном метре происходило столкновение сил природы с противодействующими им силами цивилизации. Вмешательство человека в природу оказывалось почти всегда необратимым и, в конечном итоге, неблагоприятным для самого человека. Это не могло не заставлять мыслящих представителей человечества во все времена задаваться вопросами о месте человека в природе.

Историю развития научных взглядов о взаимоотношении человека и природы можно разделить на несколько периодов:

Накопление эмпирических познаний о природе в эпоху древних цивилизаций. Для этого периода характерно описательное направление в науке. Человек выделен из природы и поставлен в центр мироздания. Обожествление природы сменилось антропоцентризмом. Вклад в развитие внесли труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, Авиценны.

Изучение влияния природных условий на живые организмы в эпоху Возрождения. Катализатором развития науки в этот период стали географические открытия, колонизация новых земель, описание и изучение ранее неизвестных представителей растительного и животного мира, научные заключения. В сознании европейцев происходили революционные изменения. Вклад внесли взгляды мыслителей: Дж. Бруно, Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Бэкон, К. Линней, Ж.Л. де Бюффон, И. Кант, М.В. Ломоносов, Ж.Б. Ламарк, А. Гумбольдт и др.

Появление во второй половине ХIХ в. эволюционного учения Ч. Дарвина и науки экологии. Взгляды Дарвина послужили научным фундаментом, на котором стали базироваться научные труды сторонников теории естественного отбора в результате борьбы за существование. Э. Реклю ввел понятие "биосфера" для обозначения "живой" оболочки Земли, слоя животных и растений. Э. Геккель ввел термин "экология", который выделил в самостоятельную науку и назвал этим словом раздел биологии, изучающий совокупность взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды. Зародилось и стало развиваться научное направление экологии. Экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и их физическим окружением.

Формирование в экологии системной концепции. Работа В.И. Вернадского "Биосфера" привлекла внимание научного мира к проблеме взаимодействия живых организмов с неживой природой. Биосфера была представлена как глобальная система. Учение В.И. Вернадского о биосфере подготовило основу для целостного восприятия природных процессов как системы. В.И. Вернадский разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие "ноосфера", как сфера разума, преобразующая планету. А. Тэнсли ввел понятие "экосистема". Экосистема - единое природное сообщество, образованное взаимодействующими организмами и окружающей средой, в которой живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии. Экосистемами являются, например, океан, тундра, лес, степь, пустыня. Существуют также пограничные формы экосистем, называемые экотонами: лесотундра, лесостепь, полупустыня. Появляется много исследований отдельных экосистем. С развитием компьютерной техники стали развиваться методы моделирования динамических экосистем - экологический системный анализ.

Современный период в экологии. Изменился взгляд на экологию как биологическую науку. Помимо антропоцентрического направления, которое рассматривало человеческое сообщество как возвышающееся над сообществами минералов, растений и животных, появилось биоцентрическое направление. Представители этого направления считают человека продуктом эволюции биосферы. Люди, как и другие млекопитающие, подчиняются единым законам природы, а их развитие идет параллельно с развитием всех других организмов. Поэтому, в современной экологии человек со всей своей многообразной деятельностью включен в сферу интересов науки экологии. Цивилизация, какой бы развитой она не была, не может быть свободной от природы.

Экология вышла за рамки биологии, переросла в новую интегрированную дисциплину, связывающую естественные, технические и общественные науки. Современная экология оперирует не только всеми био- и геологическими объектами, но использует материал физики, химии, астрономии, истории и других, казалось бы, далеких фундаментальных дисциплин.

Она определяет не просто условия, необходимые для продуктивного существования какого-либо биологического вида, но условия, необходимые для наиболее успешного существования совокупности видов той или иной географической зоны, сообщества. Современная "большая" экология начинает соприкасаться с такими дисциплинами как право, экономика, социология, политология, философия, принимать на вооружение такие инструменты как современная техника и прикладная математика. Возник термин "экологизация".

С середины 20в термин "экология" стал приобретать более широкий смысл. В экологии появляются: экосистемная концепция, как результат осознания необходимости перестройки экономики в соответствии с экологическими законами; социальная экология, которая изучает закономерности взаимодействия общества и окружающей среды и практические вопросы ее самосохранения. Областями применения социальной экологии становятся, например, география и экономика.

Тенденция экологизации различных областей деятельности человека продолжает динамично развиваться.

Предотвращение разрушения биосферы, что всегда становилось причиной исчезновения цивилизаций с лица земли, для современной цивилизации становится возможным только на основе экологических знаний. Экология - наука будущего, а существование жизни на планете будет зависеть от ее развития и практического применения в ходе экономической деятельности современной цивилизации.

6. Экологизация

6.1 Экологизация экономики

Термин экология произошел от греческих слов oikos - дом, жилище и logos - учение, т.е. изучения внешнего дома человека.

Среди различных нематериальных "домов", где живет человек, экология имеет дело с величайшим из них - биосферой.

Экология имеет общий корень со словом экономика, которое буквально означает "искусство ведения домашнего хозяйства".

К сожалению, как показывает история, экономика слишком часто вступает в противоречия с экологией.

Человек, как хозяйствующий субъект всегда оказывал дестабилизирующее воздействие на окружающую среду, однако особенно интенсивное наступление на природу началось в период развития капитализма. Относительно низкий уровень развития науки и, вместе с этим, овладение человеком мощными "орудиями" (тепловой, механической, электрической энергией). Повышение его "энерговооруженности" в сочетании с погоней за прибылью, бурными развитием производств на основе природных ресурсов (добыча углеводородов, минеральных полезных ископаемых), войнами и т.д. привело к хищническому отношению к природе, которое растянулось на столетия.

В ХХ в. во взаимодействии природы и общества наступил критический этап. Воздействие общества на природу многократно превышало возможности природы поддерживать устойчивость своих экосистем. Чрезвычайно ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные (городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные и т.д.) зоны. По подсчетам географов - антропогенные ландшафты в ХХ в. заняли уже более 60% суши, в том числе примерно 20% территории преобразовано коренным и необратимым образом.

Общество стало изымать из природы все больше ресурсов и возвращать все больше отходов своей деятельности. В настоящее время человечество производит отходов только органического происхождения в 2 тысячи раз большем объеме, чем отходы остальной биосферы. Кроме органических, есть еще много других отходов, загрязняющих окружающую среду, например, токсичные отходы и радиоактивные отходы.

Под загрязнением окружающей среды понимается нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, способных привести экосистемы к экологическому кризису.

Экологический кризис - нарушение взаимосвязей внутри экосистем или необратимые явления в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью и, угрожающие существованию сообщества и самого человека как биологического вида.

К кону ХХ в. экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на расширение производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и отдаленными целями развития человечества.

6.1.1 Экологическая ситуация в России

Россия относится к числу наиболее экологически неблагополучных стран мира. Природные экосистемы уже значительно угнетены и лишь обширность территории, 1/3 которой еще не затронута хозяйственной деятельностью, спасает природу от полной деградации. Экономисты считают, что ущерб от экологических бедствий, прямо и косвенно воздействующих на здоровье населения, составляет около 36% ВВП. Неблагоприятная экологическая ситуация в России является результатом длительного доминирования в экономике природоемких отраслей, преобладания ресурсо - и энергоемких технологий в производстве, сырьевой ориентации экспорта, отсталых методов природопользования, несовершенством природоохранной политики и законодательства, отсутствием индустрии утилизации вторичных ресурсов.

С учетом нарастающих экологических проблем и усиления экологической ответственности перед нынешними и будущими поколениями, необходима переориентация структур производства и потребления, как в России, так и других странах, таким образом, чтобы они соответствовали глобальным требованиям - устойчивости и экологической безопасности. В этой связи необходимо решение двух взаимосвязанных проблем:

Рациональное использование природных ресурсов.

Например, в России теряется при транспортировке:

14% всего добытого угля

28% хромовой руды

61% калийных солей

из нефтяных пластов добывается только 30% нефти

от вырубленного леса идет в дело только 20%

при хранении теряется от 20 до 40% сельхозпродукции.

Поэтому, необходимы ресурсосберегающие технологии для транспортировок, хранения, переработки ресурсов.

Загрязнение окружающей среды.

Например:

Загрязнение почв происходит в результате строительства и горных выработок, использования соли при зимнем содержании дорог. Еще одна причина загрязнения - промышленные отходы, агропромышленные отходы, бытовой мусор.

Загрязнение гидросферы - сбросы сточных вод, попадание нефти в мировой океан при транспортировке нефти и ее добыче на прибрежном морском шельфе.

Загрязнение атмосферы - выбросы в воздушную среду промышленных газов, вредных веществ от сгорания минерального топлива при производстве электростанций, выхлопные газы от работы двигателей внутреннего сгорания на транспорте.

Поэтому, необходима смена техногенного развития цивилизации на "устойчивое". Устойчивое развитие - подразумевает развитие хозяйственной деятельности человека без нарушения природного экологического баланса.

Без экологизации экономики и ее оздоровления, дальнейший экономический рост становится невозможным и бессмысленным для человечества, поскольку он угрожает существованию самого человека как биологического вида.

6.1.2 Пути экологизации экономического развития

Основными путями экологизации экономического развития и формирования устойчивого типа экономического развития являются:

Структурная перестройка экономики, изменение сырьевой ориентации экспорта;

Разработка и применение природосберегающих или безотходных технологий, замкнутых циклов производства, глубоко продуманное, наиболее рациональное размещение "грязных" производств;

Прямые природоохранные мероприятия: строительство очистных сооружений, фильтров, создание охраняемых территорий, рекультивация.

Вопрос о механизмах экологического регулирования экономики становится принципиальным для решения проблем формирования устойчивого развития цивилизации. Существует два возможных механизма экологического регулирования:

Прямое регулирование с помощью административно-законодательных рычагов (нормативно-правовые, административно-контрольные меры, судебные разбирательства, административные санкции вплоть до закрытия предприятий);

Экономическое регулирование с помощью экономических рычагов (налоги, платежи за пользование ресурсами, платежи за загрязнение окружающей среды, субсидии, займы, страхование на случай непредвиденных экологических ситуаций и пр).

Поиск оптимального сочетания этих механизмов ведется с 60-х годов ХХ в. Первоначально акцент делался на нормативно-правовые ограничения загрязнения окружающей среды и контроль. В 70-е годы был введен принцип "загрязнитель платит". В 80-е годы стали широко применяться экономические рычаги. В настоящее время используется сочетание тех и других мер. Инициатором и гарантом национальных экологических программ выступает государство.

В России только после распада командной экономики, в 90-е годы стали применяться платежи за загрязнение окружающей среды, платежи за природные ресурсы, экологическое страхование, стал формироваться рынок экологических услуг.

6.1.3 Ограничение техногенного воздействия

Исторический опыт показывает, что если современный человек осознанно не ограничит свое техногенное воздействие на природу, то природа, в конечном итоге, сама ограничит деятельность человеческой цивилизации. Сегодняшнюю цивилизацию постигнет такая же участь, как и предыдущие, исчезнувшие с лица земли.

Существуют три ограничения техногенного воздействия:

А) Экологическое, которое обусловлено исчерпанием и ухудшением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, негативно влияющим на человеческий организм;

Б) Экономическое, связанное с диспропорцией между средствами, вкладываемыми в использование и добычу природных ресурсов, и получаемыми результатами. С каждым годом эксплуатация природных ресурсов требует все больше удельных затрат на единицу продукции, что будет вызывать неизбежный рост цен и снижение уровня жизни людей;

С) Социальное, связанное с заболеваемостью населения, изменением генетического кода человека, как биологического вида, массовой миграцией населения из районов с деградированной окружающей средой в поисках более благоприятных мест проживания.

В ходе расширения экономической деятельности меняется характер связей общества и природы. Все потрясения биосферы с неизбежностью приводят к изменению экологических связей, хозяйства человека и самого человека.

Как показывает жизнь, в историческом контексте максимальные шансы имеет тот, кто следует законам природы, приспосабливается и сосуществует в гармонии с окружающим миром.

6.2 Экологизация философии

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа.

В античной мысли по своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступая идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Эпоха Возрождения дает новое толкование понимания природы. Философы, выступая против средневекового противопоставления бога и природы, часто доходили до отождествления бога и природы.

Развитие промышленного производства все чаще приводило к нарушению экологического равновесия, порождало комплексы новых, сложнейших экологических проблем. Человек, в отличие от всего живого, не связан жестко экологическими условиями своего бытия, он в определенном смысле шел всегда "против" природы, не приспосабливаясь к ней, а изменяя ее в соответствии со своими потребностями. В этом и состоит философский смысл экологической проблемы.

Господствующая система ценностей, направленная на удовлетворение потребности "иметь" как можно больше, вошла в глубочайший конфликт с другой, гораздо более фундаментальной потребностью человека - "быть", т.е. жить и развиваться вне жесткой зависимости от того, что он имеет.

Следовательно, суть человеческого кризиса лежит в фундаментальном слое культуры человека и его потребностей, что определяет психологическую неготовность людей осознать опасность. Выход видится только в выработке общечеловеческого экологического императива деятельности на основе коэволюции природы и человечества.

6.2.1 Коэволюция

Коэволюция - термин, используемый современной наукой для обозначения механизмов взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Термином "коэволюция" обозначается совокупная взаимоадаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем. Например, совместное развитие биосферы и человеческого общества.

Согласно принципам коэволюции: для того чтобы обеспечить свое существование, человек изменяет свою биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям; в то же время, человек должен изменяться сам, приспосабливаясь к требованиям измененной природы.

Именно коэволюционный переход системы "человек-биосфера" к состоянию динамической и устойчивой целостности и будет означать превращение биосферы в ноосферу.

6.2.2 Ноосфера

Ноосфера - происходит от греческого корня nous - разум и подразумевает сферу взаимодействия общества и природы в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера - новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывая главное воздействие на природные процессы.

Становление человечества как геологической силы привело к новым формам обмена веществ и энергией между обществом и природой. Понятие ноосфера отражает необходимость разумного управления природными процессами на основе осмысления законов природы.

Человечеству еще предстоит на основе интеграции многих наук создать стройную теорию ноосферы, теории самоорганизации материального и духовного мира. Развитие общества должно осуществляться сообразно природным закономерностям. Концепция ноосферы служит методологической ориентацией коэволюции человека и природы, открывает возможность согласования человеческой деятельности и природных ритмов.

6.2.3 Экологический и нравственный императивы

Для обеспечения процесса согласования своей деятельности и природных ритмов человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам.

Императив - происходит от латинского слова imperativus - повелительный, означая требование, приказ, закон. У Канта - императив - нравственное общественное предписание в противоположность личному принципу.

Суть экологического императива состоит в международном признании запретной черты для технологических экспериментов, переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах. Пример - запрет ядерной войны как способа решения международных конфликтов.

Экологический императив означает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности, которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с существованием человека.

Нравственный императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям, к умению соблюдать общие интересы и переоценке потребительских идеалов.

К сожалению, сознание людей консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.

Экологическая философия изучает методами философии взаимодействие общества и природы, пути утверждения гармонического единения между человеком и миром природы. Как этого достичь в условиях, когда человек ставит цели и добивается успеха, во что бы то ни стало, когда часть ограниченных ресурсов планеты интенсивно переводится в отходы и мусор - ставшие, по большому счету, главным продуктом человечества?

Тесное содружество наук открывает возможность не только объяснять прошлое и настоящее, но и прогнозировать будущее. Все большее количество исследователей приходят к мысли, что нет разных наук со многими целями. Существуют лишь разные аспекты единой науки, цель которой - познать мир и человека в их единстве. Чем бы ни занимались отрасли науки, неизменно они сходились на том, что исследуют одну и ту же биосферу. Ее прошлое, настоящее и будущее. Академик В.И. Вернадский писал, что, в наше время рамки отдельной науки, на которые распадается научное знание, не могут определять область научной мысли исследователя. Проблемы все чаще не укладываются в эти рамки. Исследователям следует специализироваться не по наукам, а по проблемам.

Как показали исследования последних десятилетий, в системе отношений "природа-человек" природа выступала отнюдь не пассивным партнером. Человеку только временами казалось, что не природа ему, а он ей диктует свои законы. Чем дальше развивалась наука, тем очевиднее становилось, что навязывание природе своей воли - тупиковый путь для прогресса. Наоборот, путь прогресса - вдумчивое постижение законов природы, умение к ним приспосабливаться и ими пользоваться, поскольку человек по своей биологической сути всегда останется частью природы, подчиняясь законам биосферы.

"Венец природы", каковым человеку нравится себя считать, внезапно обнаружил, что существование его как вида зависит от существования природной среды - и не вообще какой-нибудь, а именно той, в которой он возник, сформировался, вместе с которой развивался на протяжении тысяч лет.

Человеку нужен воздух определенного химического состава, вода с примесями, необходимыми организму, пища, к которой он приспособился в чреде предшествующих поколений. В конечном итоге, ему нужна вся биосфера Земли - такая, какой она создана в ходе эволюции, а не измененная промышленными выбросами и отходами. Эта биосфера, состоящая из бесчисленного количества компонентов, оказалась единой. Каждый разрыв этой цепи неизбежно приводит к необратимым изменениям и угрожает существованию человеческой цивилизации.

Экологическая философия - молодая дисциплина, ее философские ориентиры лишь вырабатываются, на многие актуальные вопросы пока еще нет ответа. То есть, человечество, подведшее планету на грань экологического кризиса, не знает путей выхода из него, поэтому, истоки экологической проблемы находятся в ценностно-этических представлениях человека.

6.3 Экологизация международного экологического права

6.3.1 Процессы глобализации и результаты

Как добиться сохранения экосистемы человек - природа в условиях доминирования экономических и политических интересов?

Академик В.И. Вернадский писал: "Человек впервые понял, что он житель планеты и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетарном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной живой оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и, уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, непрерывно изменяет. "

В.И. Вернадский не считал возможным раздельное изучение биосферы и человека. Жизнь человека и общества - составная часть глобального биогеохимического процесса и круговорота веществ. Человечество превратилось в мощную силу, сравнимую, а зачастую превосходящую природные процессы. Планета и ее живая оболочка (включая человечество) - это единая система, подчиняющаяся ритмам солнечной активности и других космических воздействий. Осознание этого единства пришло не сразу, равно как осознание общих судеб всего человечества.

Выход из кризисной ситуации видится, прежде всего, в придании авторитета экологическим ценностям. Материальное производство, используемые технологии, экономика, политика - все сферы деятельности человека должны быть подчинены требованиям экологической этики и экологического права. Так как воздействие человека на природу все чаще имеет планетарный характер, то целый ряд актуальных экологических проблем может быть разрешен лишь в условиях международного сотрудничества и наличия реального чувства международной экологической ответственности.

Поэтому, необходимо осмыслить все системные связи в цепочке "человек - общество - производство - природа". Большинство этих связей приняли глобальный, т.е. общепланетарный характер, вышли за рамки государственных границ. Принципиально невозможно решить такие проблемы в рамках одного или нескольких государств или регионов, а также, невозможно их решение поодиночке.

Глобализация - является стимулирующим фактором развития мировой экономики. Элементы глобализации все более проникают в повседневную жизнь: Интернет, мобильная связь, банковские системы, единые стандарты вычислительной техники, информации, программного обеспечения, географических систем позиционирования, аудио и видео и т.д.

Глобализация способствует осознанию общечеловеческих проблем: парниковый эффект, радиационное загрязнение, состояние атмосферы, мирового океана, СПИД, терроризм и т.д.

Поэтому, глобализация содержит потенциал стабилизации:

Экономического развития всех регионов на основе специализации в мировой экономике;

Внешней политики стран, амортизируя кризисные явления.

Современные проблемы выходят за рамки отдельно взятых дисциплин и границ государств.

При решении многофакторных глобальных проблем необходимы специализация по проблемам и сотрудничество стран, отраслей, служб, наук, а практика подтверждает, что:

Оптимальные решения достижимы только при совместной работе представителей разных дисциплин, что всякий раз доказывает, что общий результат разномасштабности видения оказывается много большим, чем суммарный результат решений индивидуумов, ограниченных рамками своего профессионального опыта.

Качественные решения - результат работы международных команд, как сплав культур, идей, образов мышления, национального опыта, различий в подходах, что означает больший набор "инструментов" и расширение профессионального опыта каждого члена команды.

Объединение стран для решения многофакторных - способ разделения затрат при реализации крупных проектов, которые могут быть слишком дороги для реализации в одиночку.

Создание общей оперативной среды, способствующей сотрудничеству в зоне, обозначенной не административными границами, а границами задачи.

6.3.2 Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности - проблемное поле, вмещающее совокупность жизненно важных проблем человечества и содержащее обобщенную характеристику важнейших направлений развития мирового сообщества и его будущего. Выделяются три основных группы глобальных проблем:

Проблема предотвращения мировой ядерной войны, обеспечение безопасности;

Проблемы, возникающие в результате взаимодействия человека и природы, предотвращение загрязнения окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;

Проблемы взаимоотношения человека и общества.

Глобальность проблем обусловлена тем, что они касаются всего человечества и не могут быть решены изолированно, требуя применения единых подходов, разработки международного права и проведения совместных исследований для предотвращения экологической катастрофы.

Экологическое поведение отдельных стран в значительной степени формируются под давлением мирового сообщества. Постепенное создание основ экологического правопорядка в мире, принятие международных экологических конвенций и договоров, функционирование международной системы экологического контроля приведут к выдвижению особых требований по экологической безопасности.

Подобные вопросы поднимаются при проведении международных мероприятий по экологическим вопросам, например, таких как конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). В центре внимания документов, принятых на конференции оказалась концепция устойчивого развития - такая модель экономического развития, которая бы отвечала потребностям ныне живущих людей не лишая, в то же время, будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

6.3.3 Национальная ответственность перед мировым сообществом

Национальная цель устойчивого развития России, как страны, играющей заметную роль в процессе возникновения экологических угроз различного масштаба, неотделима от общемировой цели и, может быть сформулирована следующим образом:

Россия должна достичь такого развития общества, при котором суммарные воздействия на окружающую среду остаются в пределах общей хозяйственной емкости биосферы в то же время удовлетворяются потребности как нынешнего, так и будущего поколений людей.

В развитых странах инвестиции в экологию ежегодно составляют 3-4% ВВП. В России этот показатель не превышает 0.5%.

Основной ущерб, который наносится России в результате ухудшения окружающей среды, включает:

Ухудшение генетического фонда нации (ухудшение здоровья, сокращение продолжительности жизни, увеличение смертности).15% территории России относится к территориям с особо неблагоприятными экологическими условиями.

Истощение национальной ресурсной базы.75% поверхностных вод потеряли питьевое значение, около 30% подземных источников также загрязнены.250 тыс. га территории занято свалками, радиоактивное загрязнение также выводит из хозяйственного оборота значительные территории.

Экологическая деградация и угроза для международного сообщества, учитывая масштабы экологической угрозы исходящей из России.

Поэтому, задача сохранения нации и ответственность перед мировым сообществом не оставляют России иного пути, как можно скорее начать экологизацию своей политики.





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Структурно-семантические особенности пословиц и поговорок, отражающих межличностные отношения
Курсовая работа Анализ эффективности производства зерна на примере РУСП Совхоз-комбинат Мир
Курсовая работа Экономические показатели деятельности торгового предприятия
Курсовая работа Договор имущественного страхования
Курсовая работа Изучение феномена тревожности у студентов первого курса
Курсовая работа Бухгалтерский учет хозяйственных процессов
Курсовая работа Инфляция при оценке инвестиционных проектов
Курсовая работа Сравнительный анализ современных антивирусных программ
Курсовая работа Формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
Курсовая работа Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития
Курсовая работа Нетарифные ограничения внешней торговли
Курсовая работа Разработка рекламной кампании продукта
Курсовая работа Внедрение системы менеджмента качества в деятельность аптечных организаций
Курсовая работа Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО "Завод ЖБК -1"
Курсовая работа Дидактическая игра как способ руководства познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста