14
МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра высшей математики
Дисциплина «Математический анализ»
ОТЧЕТ
по курсовой работе
Тема: «Решение военно-логистических задач по выбору оптимального маршрута для военно-транспортных средств»
г.Москва 2009г.
Общая постановка задачи
Транспортное средство или колонна транспортных средств следует из пункта А в пункт Б. Существует несколько возможных маршрутов движения колонны, каждый из которых характеризуется n линейными участкам, протяженностью L и скоростью движения по ним V. Требуется обосновать выбор оптимального маршрута по критерию минимума времени на его прохождение.
В качестве целевой функции здесь принимается аддитивная функция суммарного времени:
а в качестве ограничения функция вида ,где L- расстояние от А до Б в направлении которого выбраны линейные участки L.
I Этап: Словесная и математическая постановка задачи.
1). Словесная постановка задачи.
2). Математическая постановка задачи.
II. Этап:
Математическая постановка задачи дана на карте.
III.Этап: Проведение расчетов и анализ полученных результатов.
Словесная постановка маршрутной задачи
В Московской области проводятся учения 12-армии,16-армии. Первый передовой отряд танкового соединения и второй механизированный отряд 12-армии, действует в оперативной глубине противника(16-армии) и имеют поставленную задачу захватить город Королев. Первый отряд танкового соединения вышел колонной в 9.30 с города Дубна к 10.00 колонна была уже в городе Конаково Тверской области. Второй механизированный отряд вышел с города Алексин и в 10.00 колонна прибыла в город Калуга.
У противника (16-армии)выдвигаются к городу Королев две мотострелковые бригады :
1-ая мотострелковая бригада 9.50 находится в городе, Рязановский Рязанской области.
2-ая мотострелковая бригада в 9.50 находится в городе Кольчугино, Владимирской области.
Характер местности и положение сил армий показаны на карте. Скорость движения колонн: V=20 км.ч - вне дороги, V=40км.ч - по дороги.
Необходимо выдать рекомендации командиру батальона танкового соединения и механизированного отряда для выбора оптимального маршрута с городов Конаково, Калуга до пункта назначения города Королев. Оценить возможности батальона по упреждению противника в выходе к городу Королев. Сделать выводы.
Итак, согласно нашего разбиения переходим к пункту 1 первого этапа:
Исходя из словесной постановки задачи, для определенности были взяты реальные расстояния от городов до пункта назначения. По исходным данным определим тип задач, которые нам придется решать.
Задача выбора оптимального маршрута относится к классу задач нелинейного программировния, они имеют место в трех основных случаях:
- целевая функция и ограничения являются нелинейными формами искомых переменных;
- целевая функция линейна, ограничения - нелинейные формы искомых переменных;
- целевая функция не линейна, ограничения - линейные формы искомых переменных.
Маршрутные задачи относятся к третьему классу задач нелинейной оптимизации.
Наиболее же эффективным и доступным является классический метод условного экстремума.
Сущность метода. Условным экстремумом функции z=f(x1,x2,x3……xn) называется экстремум этой функции, достигнутый при условии, что переменные x1,x2,x3…..xn связаны уравнением связи H= (x1,x2,x3…..xn). Отыскание условного экстремума сводится к исследованию на обычный экстремум так называемой функции Лагранжа:
U=f(x1,x2,x3…..xn).+ [H- (x1,x2,x3…..xn)]
Где - неопределенный постоянный множитель Лагранжа.
Необходимые условия экстремума определяется следующей системой уравнений:
(x1,x2,x3,……xn)=0
Если оптимизируема функция является функцией двух переменных f(x,y),то необходимые условия экстремума запишутся в виде
Решение этих систем уравнений дает искомый результат в виде переменных Xi (i=1,n) или переменных X,Y.
Математическая постановка задачи
Для решения данную задачу разобьем на 4 математических подзадачи:
Оптимизация маршрута с города Конакова до города Королева.
1. Оптимизация маршрута с города Калуга до города Королева.
2. Оптимизация маршрута с города Кольчугина до Королева.
3. Оптимизация маршрута с города Рязановский до города Королева.
Скорость колонны вне дороги V1= 20 км/ч, по дороге V2=40 км/ч, все расстояния показаны на карте.
I.Оптимизация маршрута с города Конаково до города Королева. Оптимизация маршрута стороны А означает выбор такого направления движения ц из т очки п в точку b (или что тоже самое, выбор координаты Х), при котором общее время, потребное для совершения маршрута до переправы, было бы минимальным. Из рисунка видно, что маршрут включает два линейных пути, а следовательно, и два интервала времени: время t1 движения вне дороги на расстояние l = ob и время t2 движения по дороги на расстояние y. Таким образом, Т= t1+ t2.
Но t1 = = , а t2 = =
И поэтому целевая функция является нелинейной функцией двух переменных, связанных между собой соотношением вида L=x+y, выступающим в качестве линейного ограничения на переменные х и у. В соответствии с содержанием методом условного экстремума запишем функцию Лагранжа.
Т*( х, у, л) = ++ л (L-x-y)
Беря частные производные от Т по х, у и л и приравнивая их нулю, получим следующую систему алгебраических уравнений:
,
,
,
Решая эту систему относительно х и у, найдем искомые участки оптимального маршрута
Х0 =, y0=L-,
Отметим три возможных варианта маршрута движения от точки О до Е. IA( o, a, E), IIA (o, b, E) для оптимального ц0 и IIIA (oE). С учетом заданных числовых параметров задачи времена движения по этим маршрутам будут равны
tA1= 3.25 ч , tA2= 3.14 ч , tA3= 5.05 ч
II.Оптимизация маршрута с города Калуга до города Королева. Оптимизация маршрута стороны С означает выбор такого направления движения ц из т очки U в точку P (или что тоже самое, выбор координаты Х), при котором общее время, потребное для совершения маршрута до переправы, было бы минимальным. Из рисунка видно, что маршрут включает два линейных пути, а следовательно, и два интервала времени: время t1 движения вне дороги на расстояние l = up и время t2 движения по дороги на расстояние y. Таким образом, Т= t1+ t2.
Но t1 = = , а t2 = =
И поэтому Т== +
Целевая функция является нелинейной функцией двух переменных, связанных между собой соотношением вида L1=x1+y1, выступающим в качестве линейного ограничения на переменные х1 и у1. В соответствии с содержанием методом условного экстремума запишем функцию Лагранжа.
Т*( X1, Y1, л1) = ++ л1(L1-X1-Y1)
Беря частные производные от Т по х1, у1 и л1 и приравнивая их нулю, получим следующую систему алгебраических уравнений:
,
,
.
Решая эту систему относительно х1 и у1, найдем искомые участки оптимального маршрута
Х1 =, y1=L1-,
Отметим три возможных варианта маршрута движения от точки U до P. IA( U, C,P ), IIA (U, T, P) для оптимального ц1 и IIIA (UP). С учетом заданных числовых параметров задачи времена движения по этим маршрутам будут равны
tA4=3.5ч , tA5= 3.42 , tA6= 6.02 .
Оптимизация маршрута с города Рязановский до города Королева
Оптимальный маршрут для с города Рязановский до города Королева следует искать на смешанных прямолинейных участках движения. Составляющие маршрута обозначим прямыми N, e, d, D. Оптимизация маршрута означает определение координат z1 , z , и z2 , или то же самое, углов ц и з.
По аналогии с предыдущим случаем здесь оптимизируемой функцией является функция вида
а ограничением - линейная функция L= z1+z+z2.
C учетом их выражений Лангража запишем в следующей форме:
Т*=
Исследуя эту функцию в том же порядке, что и функцию, окончательно получим:
z1=,
z2 = ,
z= L1-
Отметим на карте пять возможных маршрутов выдвижения колонны из точки N в точку D Iв (N,f,e,d,D); IIв ( N,e, d, D); IIIв (N, f, c, d); IVв ( N,e, c, d); Vв (N, D) и для записанных исходных данных вычислим их временные продолжительности. Результаты вычислений представлены следующими значениями tв1=5,8 ч, tв2 = 4,9 ч, tв3 = 4,95 ч, tв4 = 4,7 ч, tв5 =5,97 ч.
Оптимизация маршрута с города Кольчугино до города Королева
Оптимизация маршрута стороны 16 армии означает выбор такого направления движения ц из точки R в точку E (или что тоже самое, выбор координаты Х2), при котором общее время, потребное для совершения маршрута до переправы, было бы минимальным. Из рисунка видно, что маршрут включает два линейных пути, а следовательно, и два интервала времени: время t1 движения вне дороги на расстояние l = rg и время t2 движения по дороги на расстояние Y2. Таким образом, Т= t1+ t2.
Но t1 = = , а t2 = =
И по этому Т== +
Целевая функция является нелинейной функцией двух переменных, связанных между собой соотношением вида L2=x2+y2, выступающим в качестве линейного ограничения на переменные х и у. В соответствии с содержанием методом условного экстремума запишем функцию Лагранжа.
Т*( х2, у2, л2) = ++ л2(L2-x2-y2)
Беря частные производные от Т по х, у и л и приравнивая их нулю, получим следующую систему алгебраических уравнений:
Решая эту систему относительно х2 и у2, найдем искомые участки оптимального маршрута
Х2 =, y2=L-,
Отметим три возможных варианта маршрута движения от точки R до Е. IA( r, g, E), IIA (r,o , E) для оптимального ц2 и IIIA (rE). С учетом заданных числовых параметров задачи времена движения по этим маршрутам будут равны
TB6= 3,62 ч, tB7= 3,48 ч, tB8= 5,34 ч .
Обозначим возможные маршруты 12 армии i =1,2,3, а возможные маршруты 16 армии j = 1,2,3,4,5 и определим упреждение в выходе 12 армии к городу Королев.Дtj I = tBJ - tAI - 0,17,т.к. колонны 16 армии начали выдвижение раньше, чем колонны 12 армии, на 10 минут. Результаты расчетов для наглядности сведем в таблицу.
Продолжит.маршрутов 12 армии tAI |
Продолжительность маршрутов 16 армии tBJ |
||||||||
|
tB1 |
tB2 |
tB3 |
tB4 |
tB5 |
tB6 |
tB7 |
tB8 |
|
tAI |
2,38 |
1,59 |
1,53 |
1,28 |
2,55 |
0,2 |
0,06 |
1,92 |
|
tA2 |
2,49 |
1,59 |
1,64 |
1,39 |
2,66 |
0,31 |
0,17 |
2,03 |
|
tA3 |
0,58 |
-0,32 |
-0,27 |
-0,52 |
0,75 |
-1,6 |
-1,74 |
0,12 |
|
tA4 |
2,13 |
1,23 |
1,28 |
1,03 |
2,3 |
-0,05 |
-0,19 |
1,67 |
|
tA5 |
2,15 |
1,25 |
1,3 |
1,05 |
2,32 |
-0,03 |
-0,17 |
1,69 |
|
tA6 |
-0,22 |
-1,29 |
-1,24 |
-1,49 |
-0,22 |
-2,57 |
-2,71 |
-0,85 |
Вывод
Из анализа данных этой таблицы следует, что выбор командиром батальона 12 армии любого из двух первых маршрутов гарантирует ему упреждающий выход к переправе. Наибольшее время упреждения имеет место для второго маршрута движения, т.е. самого оптимального. Выбор командиром батальона четвертого маршрута практически исключает возможность упреждающего выхода на переправу и решения задачи по ее удержанию. Выбор остальных маршрутов полностью исключает возможность выхода на переправу. Рассмотренная модель маршрутной задачи может лечь в основу постановки и решения аналогичных задач военного содержания, с которыми приходиться сталкиваться командиру и штабу при планировании боевых действий или боевой учебы.
Литература
1) Малявко К.Ф. «Применение математических методов в военном деле».
2) Журко М.Д. «Математические методы и основы их применения в управлении войсками».
3) Иванов П.И. «Применение методов прикладной математики в военном деле».
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Характеристика методов управления |
Курсовая работа | Формирование программы лояльности клиентов |
Курсовая работа | Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием |
Курсовая работа | Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте |
Курсовая работа | Учет выбытия основных средств |
Курсовая работа | Особенности функционирования рынка труда России в современных условиях |
Курсовая работа | Методы стимулирования сбыта товаров |
Курсовая работа | Управление финансовыми ресурсами предприятия |
Курсовая работа | Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых |
Курсовая работа | Организация управленческого учета на предприятии |
Курсовая работа | PR политических партий в современной России |
Курсовая работа | Хроническая обструктивная болезнь легких |
Курсовая работа | Соучастие в преступлении |
Курсовая работа | Личные права и свободы человека и гражданина |
Курсовая работа | Формирование интереса к обучению у младших школьников |