23
Министерство общего и профессионального образования
Московский Авиационный институт (государственный технический университет) «МАИ»
ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Курсовой проект по теории вероятностей и математической статистике
по теме
«Прогнозирование функций по методу наименьших квадратов»
Москва 2009
Реферат
В отчете содержится: 24 формулы, 10 рисунков.
Ключевые слова: тренд прогноза, логнормальный закон, шум, критерий ч2-Пирсона, проверка гипотез, оценки расхождения.
Целью данной работы было исследование точности прогнозирования случайного процесса с использованием метода наименьших квадратов. Для этого проводился машинный эксперимент с использованием программы Mathcad 14. Основой для построения случайной функции являлась линейная функция, на которую был наложен случайный шум, распределенный по логнормальному закону с параметрами М[шума]=0 (математическое ожидание шума) и D[шума]=D (дисперсия шума). После чего полученная случайная функция аппроксимировалась линейным трендом, а также исследовалось расхождение между трендом и прогнозом с последующей оценкой близости распределения расхождений наблюдений и распределения сгенерированного шума по критерию ч2-Пирсона.
Определения и формулы
Математическим ожиданием P(о=xi) дискретной случайной величины о называется сумма парных произведений всех возможных значений случайной величины на соответствующие им вероятности, т.е:
, (1)
где хi - значение случайной величины, pi - вероятность этого значения, n - общее число значений.
Математическим ожиданием P(о=xi) непрерывной случайной величины о с плотностью распределения ц(x) называется число, определяемое равенством:
, (2)
где ц(x) - плотность распределения случайной величины.
Дисперсией (рассеянием) случайной величины называется математическое ожидание квадрата ее отклонения от ее математического ожидания:
(3)
Для непрерывной случайной величины формула (3) будет представлена в виде:
(4)
Среднее квадратичное отклонение(СКО) - это статистическая величина, описывающая разброс значений изучаемой величины вокруг ее ожидаемого значения:
(5)
В математической статистике оперируют оценками числовых характеристик, которые ищутся по случайной выборке. В отличие от самих параметров, оценки содержат элемент случайности. К оценкам параметров предъявляют определенные требования:
а) состоятельность - оценка, соответствующая этому требованию, с увеличением объема выборки сходится по вероятности к самому параметру;
б) несмещенность - математическое ожидание такой оценки равно оцениваемому параметру;
в) эффективность - дисперсия эффективной оценки минимальна.
Оценка математического ожидания ищется по формуле:
, (6)
где n - объем случайной выборки. Оценка, вычисленная по формуле (6), называется так же статистическим средним.
Оценка дисперсии вычисляется по формуле:
, (7)
где m - оценка математического ожидания случайной величины.
Оценка С.К.О. вычисляется по формуле:
, (8)
т.е. корень квадратный из оценки дисперсии.
При генерации шума мы используем два закона: нормальное и логнормальное распределение.
Нормальный закон: Нормальным называется распределение вероятностей непрерывной случайной величины, которое описывается плотностью вероятности:
(9)
Функция распределения F(x) в рассматриваемом случае принимает вид:
(10)
График 1 - распределение плотности вероятности нормального закона:
Рисунок 1. Плотность вероятности нормального закона
Говорят, что случайная величина X имеет логнормальное распределение с параметрами м, у, если X = exp(Y), где Y имеет нормальное распределение с параметрами м, у. Случайная величина с логнормальным распределением является непрерывной, и принимает только положительные значения. Графики плотности (привязан к левой вертикальной оси ординат) и функции (привязан к правой оси ординат) логнормального распределения с параметрами м = 0, у = 0.7 приведен на следующем рисунке 2:
Рисунок 2. Логнормальное распределение
Плотность распределения логнормального закона:
(11)
Функция распределения:
(12)
Для определения степени расхождения теоретической кривой и статистических данных пользуются критериями согласия. Наиболее часто для проверки гипотезы о законе распределения используются 2 критерия: критерий л-Колмогорова и критерий ч2-Пирсона.
Расчетное значение для критерия ч2-Пирсона вычисляется по формуле:
, где (13)
- (14)
вероятность попадания в интервал разбиения с номером i, mi - число значений функции в интервале разбиения, m, у - математическое ожидание и с.к.о. случайной величины X, Ц* - интеграл вероятностей.
Чтобы определить функциональную зависимость между величинами по результатам наблюдений, используем метод наименьших квадратов (МНК):
Пусть из опыта получены точки:
x1, y1,
xn, yn
Требуется найти уравнение прямой y=ax+b (15), наилучшим образом согласующейся с опытными точками. Пусть мы нашли такую прямую. Обозначим через дi расстояние опытной точки от этой прямой (измеренное параллельно оси y).
Из уравнения (15) следует, что:
(16)
Чем меньше числа по абсолютной величине, тем лучше подобрана прямая (15). В качестве характеристики точности подбора прямой (15) можно принять сумму квадратов:
(17)
Покажем, как можно подобрать прямую (15) так, чтобы сумма квадратов S была минимальной. Из уравнений (16) и (17) получаем:
(18)
Условия минимума S будут равны для линейной функции:
(19)
(20)
Уравнения (19) и (20) можно записать в таком виде:
(21)
(22)
По уравнениям (21) и (22) легко найти a и b по опытным значениям xi и yi. Прямая (15), определяемая уравнениями (21) и (22), называется прямой, полученной по методу наименьших квадратов (этим названием подчеркивается то, что сумма квадратов S имеет минимум). Уравнения (21) и (22), из которых определяется прямая (15), называются нормальными уравнениями.
N |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
Д |
0.661 |
0.673 |
0.756 |
2.366 |
0.488 |
3.569 |
0.864 |
5.651 |
2.328 |
0.851 |
1.259 |
1.718 |
0.618 |
|
N |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
||
Д |
3.765 |
0.502 |
3.762 |
1.369 |
2.185 |
0.494 |
1.851 |
0.067 |
2.012 |
4.429 |
3.441 |
0.601 |
N |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
xL |
3.532 |
0.494 |
1.002 |
3.027 |
2.441 |
0.055 |
0.116 |
1.229 |
0.54 |
0.302 |
1.104 |
2.161 |
1.358 |
|
N |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
||
xL |
1.011 |
0.466 |
0.664 |
0.51 |
0.876 |
2.768 |
1.198 |
1.671 |
2.095 |
0.984 |
1.322 |
1.176 |
Количество экспериментов |
Критическое значение чІ |
Эмпирическое значение чІ |
Решение |
|
25 |
21.064 |
26.135 |
Гипотеза H0 отвергается |
|
100 |
21.064 |
65.549 |
Гипотеза H0 отвергается |
|
500 |
21.064 |
102.753 |
Гипотеза H0 отвергается |
|
1500 |
21.064 |
241.778 |
Гипотеза H0 отвергается |
Количествоэкспериментов |
Критическое значение чІ |
Эмпирическое значение чІ |
Решение |
|
25 |
21.064 |
14.865 |
Гипотеза H0 принимается |
|
100 |
21.064 |
10.266 |
Гипотеза H0 принимается |
|
500 |
21.064 |
9.161 |
Гипотеза H0 принимается |
|
1500 |
21.064 |
32.575 |
Гипотеза H0 отвергается |
|
10000 |
21.064 |
114.286 |
Гипотеза H0 отвергается |
Количествоэкспериментов |
Критическое значение |
Эмпирическое значение чІ |
Решение |
|
25 |
21.064 |
12.251 |
Гипотеза H0 принимается |
|
100 |
21.064 |
11.616 |
Гипотеза H0 принимается |
|
500 |
21.064 |
11.503 |
Гипотеза H0 принимается |
|
1500 |
21.064 |
14.31 |
Гипотеза H0 принимается |
|
10000 |
21.064 |
11.275 |
Гипотеза H0 принимается |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Конкурентоспособность товара |
Курсовая работа | Курсовая работа по кормопроизводству |
Курсовая работа | `Картофельная запеканка ` |
Курсовая работа | Понятие и типы денежных систем. Денежная система Республики Беларусь |
Курсовая работа | Особенности бюджетного финансирования |
Курсовая работа | Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста |
Курсовая работа | Анализ финансовых результатов сельскохозяйственного предприятия СПК "Звениговский" |
Курсовая работа | Финансы коммерческих организаций |
Курсовая работа | Банковская система и ее роль в экономике. |
Курсовая работа | Бизнес планирование |
Курсовая работа | Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы "Лойтер" |
Курсовая работа | Понятие и характеристика соучастия в преступлении |
Курсовая работа | Способы обеспечения законности в государственном управлении |
Курсовая работа | Планування та організація діяльності аграрного підприємства |
Курсовая работа | Диалекты Англии. Диахронический анализ |