4
Федеральное министерство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Физико-математический факультет
Кафедра высшей математики
Курсовая работа
Линейные диофантовы уравнения
Выполнил
студент IV курса физико-математического факультета
Белов Денис Владимирович
Проверила
доцент кафедры высшей математики
Руденко О. С.
Киров, 2006 г.
2. О числе решений ЛДУ.
Теорема 1. При взаимно простых коэффициентах диофантово уравнение
имеет решение в целых числах.
Доказательство. Обозначим через множество тех положительных чисел , для которых уравнение
имеет решение в целых числах. , очевидно, не пусто, так как при заданных , можно подобрать целые значения , такие, чтобы было положительным числом.
В множестве существует наименьшее число ( - подмножество натуральных чисел), которое мы обозначим через Обозначим через - целые числа, такие, что
.
Пусть , где ; тогда
.
Мы подобрали целые значения: , ,…, , такие, что , но , а - наименьшее положительное число в , т. е. не может быть положительным, , , .
Аналогично получаем: ,…,.
Мы видим, что - общий делитель чисел , следовательно, поскольку , , , , то уравнение разрешимо в целых числах.
Теорема 2. Пусть - наибольший общий делитель коэффициентов . Диофантово уравнение имеет решение тогда и только тогда, когда . Число решений такого уравнения равно либо нулю, либо бесконечности.
Докажем последовательно все три утверждения теоремы.
1). Пусть . Для уравнения
,
где , существуют целые числа: удовлетворяющие ему. Т.е. такие, что
.
Тогда
т. е. - решение уравнения.
2). Пусть теперь не делит . Тогда левая часть уравнения при любых целых делится на , а правая на не делиться, так что равенство при целых значениях невозможно.
3). Если - упорядоченная n-ка чисел, удовлетворяющий уравнению, то например, все n-ки
при
также удовлетворяют этому уравнению и, таким образом, у нас либо совсем не будет решений, либо их будет бесконечное множество.
Если хоть одна пара коэффициентов взаимно простая, то , и уравнение имеет бесчисленное множество решений.
3. Нахождение решений для некоторых частных случаев ЛДУ.
4. Нахождение решений произвольного ЛДУ.
Перейдем теперь к решению ЛДУ с неизвестных, т. е. уравнений вида
где все коэффициенты и неизвестные - целые числа и хотя бы одно . Для существования решения по теореме 2, необходимо, чтобы
Положив
перейдем к равносильному уравнению
(*),
где. Пусть, - два ненулевых числа, таких, что Для определенности предположим, что, Разделив с остатком на , получим представление . Заменив на в уравнении (*), приведем его к виду
Перепишем это уравнение в виде
(**)
где
, .
Очевидно, что решения уравнения (*) и (**) связаны между собой взаимно однозначным соответствием и, таким образом, решив уравнение (**), несложно найти все решения уравнения (*). С другой стороны отметим, что
Отметим также, что
Следовательно, за конечное число шагов уравнение (*) приведется к виду
(***)
где числа (i = 1,...,n), которые не равны нулю, равны между собой по абсолютной величине. Из соотношения следует, что числа могут принимать только значения 0,±1, причем не все из них равны нулю. Предположим, для определенности, . Тогда уравнение (***) имеет следующее решение:
где t2, t3, ..., tn - произвольные целые числа. Отсюда, учитывая проведенные замены, получается и решение уравнения (*). Отметим, что при получении решения уравнения (***) использовался лишь факт, что , поэтому, при выполнении алгоритма можно остановиться на том шаге, когда хотя бы один из коэффициентов станет равным ±1.
5. Примеры решений задач.
1). Решить в целых числах уравнение
4x - 6y + 11z = 7, (4,6,11)=1.
Разделив с остатком -6 на 4, получим -6 = 4(-2) + 2. Представим исходное уравнение в виде
4(x - 2y) + 2y + 11z = 7.
После замены x? = x - 2y это уравнение запишется следующим образом
4x? + 2y + 11z = 7.
Учитывая, что 11 = 2·5 + 1, преобразуем последнее уравнение:
4x? + 2(y + 5z) + z = 7.
Положив y? = y + 5z, получим
4x? + 2y? + z = 7.
Это уравнение имеет следующее решение: x?, y? - произвольные целые числа, z = 7 - 4x? - 2y?.
Следовательно y = y? - 5z = 20x? + 11y? - 35, x = x? + 2y = 41x? + 22y? - 70.
Таким образом, решение исходного уравнения имеет вид
, где, - произвольные целые числа.
2). Решить в целых числах уравнение
Разделим 5 на -4 с «остатком», , преобразуем исходное уравнение к виду
.
Заменив получим , следовательно
, является решением данного ЛДУ.Библиографический список.
1. Башмакова, И.Г. Диофант и диофантовы уравнения [Текст]. - М.: «Наука», 1972 г. - 68 с.
2. Бухштаб, А. А. Теория чисел [Текст]. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1960. - 378 с.
3. Виноградов, И.М. Основы теории чисел: Учебное пособие. 11-е изд. [Текст]. - СПб.: Издательство «Лань», 2006. - 176 с.
4. Гаусс, Карл Фридрих Труды по теории чисел. Под общей ред. Виноградова И.М. [Текст] - М.: Изд. академических наук СССР, 1959 г. - 980 с.
5. Гельфонд, А.О. Решение уравнений в целых числах. Популярные лекции по математике, вып. [Текст]. М.: «Гостехиздат», 1957 г. - 66 с.
6. Давенпорт, Г. Введение в теорию чисел [Текст]: Пер. с английского Мороза Б.З. под ред. Линника Ю.В. - М.: «Наука», 1965 г. - 176 с.
7. Матисеевич, Ю.В. Десятая проблема Гильберта [Текст]. - М.: «Физматлит», 1973 г. - 224 с.
8. Михелович, Ш.Х. Теория чисел [Текст]. - М.: «Высшая школа», 1962 г. - 260 с.
9. Соловьев, Ю. Неопределенные уравнения первой степени [Текст]: Квант, 1992 г., №4.
10. Стройк, Д.Я. Краткий очерк истории математики [Текст]. - М.: «Наука», 1990 г. - 256 с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Оценка стоимости предприятия |
Курсовая работа | Социальная защита инвалидов |
Курсовая работа | Организация административно-хозяйственной службы гостиницы |
Курсовая работа | Цех разлива пива под давлением |
Курсовая работа | Педагогические условия развития детей раннего возраста |
Курсовая работа | Анализ себестоимости продукции |
Курсовая работа | Социальная работа с малоимущими |
Курсовая работа | Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере ООО "МПС системы") |
Курсовая работа | Конкурентоспособность организации и методы ее оценки |
Курсовая работа | Особенности адаптации персонала в организациях |
Курсовая работа | Способы содержания птицы |
Курсовая работа | Действие уголовного закона во времени и пространстве |
Курсовая работа | Управление персоналом |
Курсовая работа | Анализ кредитного портфеля коммерческого банка |
Курсовая работа | Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО "ВЭЛТ-Кинескоп" |