3
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московской области
Международный Университет природы
общества и человека "Дубна"
Филиал "Котельники"
Кафедра естественных и гуманитарных наук.
Курсова робота
"Исследование прочности на разрыв полосок ситца"
по дисциплине:
"Теория вероятностей и математическая статистика"
Выполнила студентка
Второго курса 262 ЭТ группы
Проверила:
___________
2006 г.
Содержание
Введение
Математическая статистика - наука которая занимается разработкой методов отбора, группировки и обработки опытных данных с целью изучения закономерностей массовых случайных явлений.
Математическая статистика опирается на методы и понятия теории вероятностей и, в свою очередь, служит основой для обработки анализа статистических результатов в конкретных областях человеческой деятельности.
Задачи математической статистики:
нахождение функции распределения по опытным данным.
из теоретических соображений функция распределения оказывается в общем виде известна, но неизвестны её параметры. Неизвестные параметры определяются по опытным данным.
Статистическая проверка гипотез:
в общем виде известна функция распределения, определяют её неизвестные параметры и выясняют, как согласуются экспериментальные данные с общим видом функции распределения.
Цель курсовой работы
Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний и приобретения навыков обработки статистической информации.
Постановка задачи
В данной курсовой работе были поставлены следующие задачи для обработки статистических данных:
построение полигона частот и относительных частот
построение гистограммы частот и относительных частот
построение эмпирической функции распределения.
нахождение выборочной средней, выборочной дисперсии и
нахождение среднего выборочного квадратичного отклонения.
5) проверка гипотезы о нормальном распределении изучаемой случайной величины.
Исходные данные
Вариант 14. Прочность на разрыв полосок ситца (в дан):
32313432312932343331313432313532
34333130303232343131353234333231
34323129323433313134323135323433
31303432312932343331303232313632
34333130323331283234333130323330
35323433323031333033323433313032
33303132343331303233303132333331
30323330313233303433313032333031
3233
Распределение случайной величины на основе опытных данных
Для обработки опытных данных воспользуемся составлением статистического ряда. В первой строке записываются номера наблюдений, а во второй строке результаты наблюдений.
Если результаты наблюдений расположить в возрастающем порядке, то получим вариационный ряд.
Результат измерения называется - варианта.
Число появления каждой варианты называется частотой.
Отношение частоты к объему выборки называется относительной частотой.
xi - варианта (значение, полученное в процессе измерения)
ni - частота (сколько раз появилась каждая варианта)
Р*i - отношение частоты объёму выборки
xi |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
|
ni |
1 |
3 |
18 |
29 |
32 |
24 |
18 |
4 |
1 |
|
ni Pi* n |
1 130 |
3 130 |
18 130 |
29 130 |
32 130 |
24 130 |
18 130 |
4 130 |
1 130 |
Существует вместо статистического ряда так называемая статистическая совокупность, для этого все наблюдаемые значения признака разбиваются на группы равной длины.
xi<x?xi+1 |
(27; 29] |
(29; 31] |
(31; 33] |
(33; 35] |
(35; 37] |
|
ni |
4 |
47 |
56 |
22 |
1 |
|
Pi* |
4/130 |
47/130 |
56/130 |
22/130 |
1/130 |
Размах колебания: хmin=28
хmax=36
R= 36-28=8
Статистическое распределение можно изобразить графически:
Либо в виде полигона частот, полигона относительных частот и в виде гистограммы частот, гистограммы относительных частот.
Полигоном частот называется ломаная линия, соединяющая точки с абcциcсой (Ох) - варианта и ординатой (Оу) - частота.
Cтроим полигон частот.
Полигоном относительных частот называется ломаная линия, соединяющая точки с абсциссой (Ох) - варианта и ординатой (Оу) - относительная частота.
Строим полигон относительных частот.
Полигон относительных частот
Гистограммой частот называется фигура, состоящая из прямоугольников с равными основаниями (длина интервала) и площадью численно равной частоте.
Для построения гистограммы воспользуемся таблицей:
xi<x?xi+1 |
(27; 29] |
(29; 31] |
(31; 33] |
(33; 35] |
(35; 37] |
|
ni |
4 |
47 |
56 |
22 |
1 |
|
hi = ni Дx |
4/2 |
47/2 |
56/2 |
22/2 |
Ѕ |
Дx=2 |
|||||||||
hi |
|||||||||
56? 2 |
|||||||||
47? 2 |
|||||||||
22? 2 |
|||||||||
4/2 |
|||||||||
1/2 |
|||||||||
27 |
29 |
31 |
33 |
35 |
37 |
||||
xi |
Гистограммой относительных частот называется фигура, состоящая из прямоугольников с равными основаниями (длина интервала) и площадью численно равной относительной частоте.
Для построения гистограммы воспользуемся таблицей:
xi<x?xi+1 |
(27; 29] |
(29; 31] |
(31; 33] |
(33; 35] |
(35; 37] |
|
Р*i |
4/130 |
47/130 |
56/130 |
22/130 |
1/130 |
|
hi = P*i Дx |
4/260 |
47/260 |
56/260 |
22/260 |
1/260 |
Дx=2
h*i |
|||||||||
56? 260 |
|||||||||
47? 260 |
|||||||||
22? 260 |
|||||||||
4? 260 |
|||||||||
1 ? 260 |
|||||||||
0 |
27 |
29 |
31 |
33 |
35 |
37 |
|||
xi |
|||||||||
Построение эмпирической функции распределения
Статистическая функция распределения (эмпирическая) - это частота события, состоящего в том, что случайная величина Х в процессе изменения примет значение меньше некоторого фиксированного х
F*(х) = Р* = P* (X<x)
Статистическая функция распределения (эмпирическая) является разрывной функцией, точки разрыва совпадают с наблюдаемыми значениями случайной величины, а скачок в каждой точке разрыва равен частоте появления наблюдаемого значения в данной серии наблюдения. Сумма скачков всегда равна 1.
9
У Pi* = 1
i=1
1) ? < х ? 28
F* (x) =P* (X<28) =0
2) 28<x?29
F* (x) =P* (X<29) =P* (X=28) =1/130
3) 29<x?30
F* (x) =P* (X=28) + P* (X=29) =1/130+3/130=4/130
4) 30<x?31
F* (x) =P* (X<31) = P* (X=28) + P* (X=29) P* (X=30) +1/130+3/130+18/130=22/130
5) 31<x?32
F* (x) =P* (X<32) = P* (X=28) + +P* (X=29) +P* (X=30) +P* (X=31) =1/130+3/130+18/130+29/130=51/130
6) 32<x?33
F* (x) =P* (X<33) = P* (X=28) +P* (X=29) +P* (X=30) +P* (X=31)
P* (X=32) =1/130+3/130+18/130+29/130+32/130=83/130
7) 33<x?34
F* (x) =P* (X<34) = P* (X=28) +P* (X=29) +P* (X=30) +P* (X=31) +
+P* (X=32) +P* (X=33)
=1/130+3/130+18/130+29/130+32/130+24/130=107/130
8) 34<x?35
F* (x) =P* (X<35) = P* (X=28) +P* (X=29) +P* (X=30) +P* (X=31) +
+P* (X=32) +P* (X=33) P* (X=34) =
=1/130+3/130+18/130+29/130+32/130+24/130+18/130=125/130
9) 35<x?36
F* (x) =P* (X<36) = P* (X=28) +P* (X=29) +P* (X=30) +P* (X=31) +
+P* (X=32) +P* (X=33) P* (X=34) + P* (X=35)
=1/130+3/130+18/130+29/130+32/130+24/130+18/130+4/130=129/130
10) x>36
F* (x) =1
0, -?<х?28
1/130, -?<х?29
4/130, 29<х?30
22/130, 30<х?31
F*(x) 51/130, 31<х?32
83/130, 32<х?33
107/130, 33<х?34
125/130, 34<х?35
129/130, 35<х?36
1, х>36
Статистическая функция распределения является разрывной функцией и её графиком является ступенчатая линия.
Построим систему координат:
на оси Ох=хi
на оси Оу=F* (x)
F* 1 129/130 125/130 107/130 83/130 51/130 22/130 4/130 1/130 0 xi 28 29 30 31 32 33 34 35 36 |
Статистические оценки параметров распределения
Одной из задач статистики является оценка параметров распределения случайной величины Х по данным выборки.
Оценка параметра зависит от наблюдаемых значений и от числа наблюдений. Для того чтобы полученную оценку можно было бы использовать на практике она должна удовлетворять следующим условиям:
1) оценка должна быть не смещённой оценкой параметра, т.е. математическое ожидание должно быть равно оцениваемому параметру. Если это условие не выполняется, то оценку называют смещённой оценкой оцениваемого параметра;
2) оценка должна быть состоятельной оценкой оцениваемого параметра;
3) Оценка должна быть эффективной оценкой оцениваемого параметра;
Из всех различных оценок выбираем ту которая имеет наименьшую дисперсию она и называется эффективной если её дисперсия является минимальной из всех получившихся дисперсий.
Таким образом, чтобы полученная опытным путем оценка оцениваемого параметра была пригодной она должна быть несмещённой состоятельной и эффективной.
Пусть изучается дискретная генеральная совокупность объема N количественного признака Х.
Генеральной средней совокупностью называют среднее арифметическое наблюдаемых значений.
Если же значение признака х1, х2,……. хк имеют соответственно частоты N1,N2……. Nk, то средняя генеральная вычисляется по формуле:
Пусть для изучения генеральной совокупности относительно некоторого количественного признака Х произведена выборка объема n.
Выборочной средней называют среднее арифметическое наблюдаемых значений в данной выборке.
Если же значение признака х1, х2,…. хk имеет соответственно частоты n1,n2,…. nk, то выборочная средняя определяется по формуле:
xi |
28 |
29 |
30 |
32 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
|
ni |
1 |
3 |
18 |
29 |
32 |
24 |
18 |
4 |
1 |
28Ч1+29Ч3+30Ч18+31Ч29+32Ч32+33Ч24+34Ч18+35Ч4+36Ч1
хв =
130
= 4158 = 31,98
130
Выборочной дисперсией называется среднее арифметическое квадратов отклонений наблюдаемых значений от выборочной средней. Вычисляется выборочная дисперсия по формуле:
Если же значение признака х1, х2…. x k имеет соответственно частоты n1,n2…. nk, то выборочная дисперсия вычисляется по формуле:
(28-31,98) 2Ч1+ (29-31,98) 2Ч3+ (30-31,98) 2Ч18+ (31-31,98) 2Ч29+
Dв= + (32-31,98) 2Ч32+ (33-31,98) 2Ч24+ (34-31,98) 2Ч18+ (35-31,98) 2Ч
Ч4+ (36-31,98) 2Ч1 =
130
= 291,972 = 2,24
130
Среднее выборочное квадратичное отклонение - это величина численно равная квадратному корню из выборочной дисперсии.
__
ув = v 2,24 = 1,5
Нормальный закон распределения случайной величины
Говорят, что случайная величина распределена по нормальному закону если плотность распределения этой случайной величины выражается формулой:
3
Проверка гипотезы о нормальном распределении изучаемой величины
Гипотезу Н0 выдвигаем в качестве основной - пусть наш исследуемый признак х распределён по нормальному закону. Параллельно гипотезе Н0 выдвигаем альтернативную гипотезу о том, что исследуемый признак распределен не по нормальному закону.
Проверка гипотезы о предполагаемом законе распределения производится с помощью специально подобранной величины называемой критерием согласия.
Для исследования воспользуемся критерием ч2 Пирсона.
Вычисляем ч2 для наблюдаемых значений. Для вычислений составляем таблицу и воспользуемся следующими формулами:
3
_
хв =31,98
_
Dв=2,24
_
ув=1,5
Таблица отдельный файл
k (ni-ni*)2
ч2 набл.=У
i=1 ni
ч2 набл=13,8725515
Далее находим ч2 с помощью таблицы критических точек распределения по заданному уровню значимости Ј=0,05 и числу степеней свободы.
К=S-3
5-3=2
ч2крит. =6,0
ч2 набл=13,8725515 > ч2крит=6,0
Гипотеза не принимается.
Вывод
В данной работе был изучен статистический материал по исследованию прочности на разрыв полосок ситца, статистически были обработаны и получены соответствующие результаты.
Цель курсовой работы реализована через решение поставленных задач.
Наглядно представление о поведении случайной величины показано через полигон частот и полигон относительных частот, гистограммы частот и гистограммы относительных частот.
Была составлена и построена эмпирическая функция распределения и построен график этой функции на основе наблюдаемых значений.
0ценили параметры распределения:
выборочную среднюю
выборочную дисперсию
выборочное среднее квадратичное отклонение.
После обработки имеющихся статистических данных было выдвинуто предположение о нормальном распределении случайной величины. При проверке этой гипотезы оказалось, что случайная величина нераспределена по нормальному закону.
Литература
1. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей: Учебник. - М.: Наука, 1988.
2. Боровков А.А. Теория вероятностей: Учеб. пособие.; М.: Наука, 1986.
3. Бочаров П.П., Печинкин А.В. Теория вероятностей: Учеб. пособие. - М.: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1994.
4. Бочаров П.П., Печинкин А.В. Математическая статистика: Учеб. пособие. - М.: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1994.
5. Б.М. Рудык, В.И. Ермаков, Р.К. Гринцевевичюс, Г.И. Бобрик, В.И. Матвеев, И.М. Гладких, Р.В. Сигитов, В.Г. Шершнев. Общий курс высшей математики для экономистов: Учебник / Под ред. В.И. Ермакова. - М.: ИНФАРМА-М, 2005. - 656с. - (Высшее образование).
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Управление персоналом предприятия |
Курсовая работа | Расчет экономического эффекта от проведения солянокислотной обработки |
Курсовая работа | Оценка состояния российского рынка ценных бумаг |
Курсовая работа | Проектирование автомобильной дороги |
Курсовая работа | Безопасность труда как условие повышения производительности в организации |
Курсовая работа | Разработка и расчет жатки комбайна |
Курсовая работа | Расторжение брака |
Курсовая работа | Подготовка нетелей к отёлу и раздой коров-первотёлок в СПК Родина Граховского района УР |
Курсовая работа | Формирование правильного письма у младших школьников |
Курсовая работа | Україна на світовому ринку послуг |
Курсовая работа | Участие адвоката в гражданском процессе |
Курсовая работа | Страхование от несчастных случаев, как один из видов личного страхования |
Курсовая работа | Рак легкого |
Курсовая работа | Оценка эффективности рекламной кампании на примере компании ООО "Центр" |
Курсовая работа | Особенности оценки кредитоспособности предприятия с точки зрения банка |