Министерство Образования Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Все эти области целиком находятся в квадрате
x1? U + X, |x2| ? U + X,
площадь которого равна
4 (U + X)2.
Так как предполагается, что области (u1,u2) не пересекаются, то имеет место неравенство
(2U + 1)2V 4(U + X)2,
где V - площадь области , а значит, и любой области (u1,u2). Устремляя теперь U к бесконечности, мы получаем неравенство V 1, что и требовалось доказать.
Решётки.
Преобразование координат в приведённом примере с определённой бинарной квадратичной формой может привести и к другой точке зрения. Мы можем представить форму f(x1,x2) как сумму квадратов двух линейных форм
f(x1, x2) = Х12 + Х22, (3)
где
Х1 = x1 + x2, X2 = x1 + x2, (4)
,,, - некоторые постоянные вещественные числа. Можно, например, положить
= a111/2, = a11-1/2a12,
= 0, = a11-1/2D1/2.
Действительно, рассмотрение идей доказательства теоремы Минковского о выпуклом теле, которое было приведено в кратком виде выше, показывает, что число точек решётки в квадрате ж (Х), грубо говоря, равно числу параллелограммов, находящихся в этом квадрате. А это число, в свою очередь, приблизительно равно площади квадрата ж (Х), делённой на площадь |бд - вг| одного параллелограмма. Строго положительное число
d () = |бд - вг| (8)
называется определителем решётки . Как было только что показано, это число не зависит от выбора базиса.
Критические решётки.
Используя введённые выше новые понятия, можно заметить, что утверждение о существовании целых решений неравенства f(х1,х2) (4D/3)1/2 эквивалентно утверждению о том, что любая решётка в области
Х12 + Х22 ? (4/3)1/2 d() (9)
имеет точки, отличные от начала координат. В силу однородности это в свою очередь эквивалентно утверждению, что открытый круг
Р: Х12 + Х22 < 1 (10)
содержит точку каждой решётки , для которой d() < (3/4)1/2. А тот факт, что существуют такие формы, для которых в (2) знак равенства необходим, эквивалентен существованию решётки с с определителем d(с) = (3/4)1/2, не имеющей точек в круге Р. Таким образом, задача о произвольной определённой бинарной квадратичной форме эквивалентна задаче о фиксированной области Р и произвольной решётке. Аналогично исследование решёток с точками в области
| Х1 Х2| < 1
даёт информацию о минимумах inf |f(u1,u2)| неопределённых бинарных квадратичных форм f(x1,x2). Здесь точная нижняя граница берётся по всем целым числам u1 и u2, не равным одновременно нулю. Примеры можно продолжить.
Подобные рассмотрения приводят к следующим определениям. Говорят, что решётка допустима для области (точечного множества) в плоскости {Х1,Х2} если она не содержит никаких других точек , кроме, может быть, начала координат. Последний случай возможен, когда начало координат является точкой области . Тогда мы говорим, что эта решётка -допустима. Точная нижняя грань Д() определителей d(Л) всех -допустимых решёток является константой области . Если -допустимых решёток не существует, то полагаем, что Д() = ?. Тогда любая решётка Л, для которой d(Л) < Д(), обязательно содержит точку области , отличную от начала координат. -допустимая решётка Л, для которой d(Л) = Д(), называется критической (для ). Конечно, критические решётки, вообще говоря, существуют не всегда.
Важность критических решёток была замечена уже Минковским. Если с - критическая решётка области , а решётка Л получена из Лс небольшой деформацией (то есть малым изменением пары базисных векторов), то либо решётка Л имеет точку, отличную от начала координат и лежащую в области , либо d(Л) ? d(Лс). Либо и то, и другое вместе.
В качестве примера можно снова рассмотреть открытый круг
Р: Х12 + Х22 < 1.
Предположим, что Лс - критическая решётка области Р. Ниже будет дан набросок доказательства того, что если критическая решётка существует, то она должна иметь три пары точек (А1, А2), (В1, В2), (С1, С2) на границе Х12 + Х22 = 1 круга Р.
Если Лс не имеет точек на окружности Х12 + Х22 = 1, то можно будет получить Р-допустимую решетку с меньшим определителем, гомотетически сжимая решетку Лс к началу координат, то есть рассматривая решетку = tЛс точек (tX1, tX2), где (Х1, Х2) Лс , а t -- это фикси-рованное число с условием 0 < t < 1. Тогда d() = t2d(c) < d(c) и, очевидно, будет Р-допустимой решеткой, если t достаточно близко к 1. Таким образом, решетка c содержит пару точек на окружности Х12 + Х22 = 1, координаты которых после надлежащего поворота осей мы можем считать равными ± (1, 0).
Если бы на окружности Х12 + Х22 = 1 не было бы больше точек решетки c, то мы смогли бы получить Р-допустимую решетку с меньшим определителем, сжимая решетку c в направлении, пер-пендикулярном оси X1, то есть принимая за решетку точек (Х1, tХ2), где (Х1, Х2) Лс, а t достаточно близко к 1.
Наконец, если бы Лс имела бы только две пары точек ±(1, 0), ± (В1, В2) на границе, то решетку можно было бы слегка деформиро-вать так, чтобы точка (1, 0) осталась на месте, а точка с координатами (В1, В2) продви-нулась бы вдоль окружности Х12 + Х22 = 1 ближе к оси Х1. Наглядно это представлено на рисунке:
Данная операция, как легко проверить, уменьшает определитель, и при небольших деформациях получающаяся решётка Л остаётся Р-допустимой. Действительно, (1,0) и (В1, В2) можно рассматривать как базис решётки Лс, так как треугольник с вершинами (0, 0), (1, 0), (В1, В2), а следовательно, и параллелограмм, отвечающий базису (1, 0), (В1, В2) не содержит внутри себя точек Лс. Тогда критическая решётка Лс (если она существует) должна иметь три пары точек на окружности Х12 + Х22 = 1. Легко увидеть, что единственной решеткой, у которой три пары точек лежат на окружности Х12 + Х22 = 1, а одна из пар есть пара ± (1, 0), является решетка Л м с базисом
(1, 0), (1/2, v3/4).
Она содержит вершины правильного шестиугольника
± (1, 0), ± (1/2, v3/4), ±(-1/2, v3/4),
лежащие на окружности Х12 + Х22 = 1, но не содержит ни одной точки (кроме (0, 0)) в круге Х12 + Х22 < 1. Таким образом, мы по-казали, что если Р имеет критическую решетку, то Д(Р) = d(Л м) = (3/4)1/2. Минковский показал, что критические решетки существуют для довольно широкого класса областей , показав, грубо говоря, что любую -допустимую решетку Л можно постепенно деформи-ровать до тех пор, пока она не станет критической.
“Неоднородная задача”
Другим общим типом проблемы является следующая типичная «неоднородная задача». Пусть f(х1,…,xn) -- некоторая вещественнозначная функция вещественных аргументов х1, . . ., хn. Требуется подобрать постоянное число k со следующим свойством: если о1, ..., оn -- любые вещественные числа, то найдутся такие целые числа u1,…,un, что
¦f(о1 - u1,…, оn - un)¦? k.
Подобные вопросы естественно возникают, например, в теории алгебраических чисел. И на этот раз имеется простая геометрическая интерпретация. Для наглядности положим n = 2. Пусть -- мно-жество таких точек (х1, х2) двумерной евклидовой плоскости, что
¦f(x1, …, xn)¦? k.
Пусть u1, u2 -- любые целые числа; обозначим через (u1, u2) об-ласть, полученную из параллельным переносом на вектор (u1, u2); иными словами, (u1, u2) есть множество таких точек х1, х2, что
¦f(х1 - u1, х2 - u2)¦? k.
Неоднородная проблема состоит в выборе k таким образом, чтобы области (u1, u2) покрывали всю плоскость. Желательно выбрать k, а значит и , наименьшим из всех возможных (но так, чтобы свой-ство покрывать всю плоскость сохранилось). Здесь мы имеем про-тивоположность постановке однородной задачи, приведённой выше, где цель состояла в том, чтобы сделать области наибольшими, но все еще не пересекающимися одна с другой.
Список литературы.
1. Касселс, Дж. В. С. Геометрия чисел - М., Мир, 1965г.
2. Минковский Г. Геометрия чисел - Лейпциг, 1911г. (переиздание 1996г.)
3. Марков А. А. О бинарных квадратичных формах положительного определителя - СПб., 1948г.
4. Чеботарёв М. Г. Заметки по алгебре и теории чисел - УЧ Зап. Каз. Унив-та, 1934г. (переиздание 1994г.)
5. Чеботарёв М. Г. Доказательство теоремы Минковского о неоднородных линейных формах - М., Мир, 1949г.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |