6
министерство образования и науки украины
национальный технический университет «харьковский политехничексий институт»
Кафедра менеджмента и контролинга
Курсовая работа
на тему: «Разработка стратегии маркетинговой деятельности ОАО «Березовские минеральные воды»
Выполнила:
студентка группы
Харьков 2005
Анализ внешней среды организации
Внутренняя среда организации - это та составляющая общей среды, которая характеризует внутреннее положение в организации.
В данной курсовой работе будет подробно рассматриваться маркетинговый срез, а так же будет описано положение в части организационной структуры, производства, и финансовых результатов предприятия.
Название статьи |
Сумма в тыс. грн., 2004 г. |
Сумма в тыс. грн., 2005 г. |
|
Материальные затраты |
12680,6 |
8130,3 |
|
Затраты на оплату труда |
383,1 |
585,3 |
|
Отчисления на социальные нужды |
147,0 |
225,8 |
|
Амортизационные отчисления |
190,4 |
698,1 |
|
Другие расходы |
1657,5 |
1222,5 |
|
Прибыль предприятия |
3764,65 |
2715,5 |
|
Цена реализуемой продукции |
18823,25 |
13577,5 |
Это свидетельствует о незначительных административных затратах. При этом появляется возможность запуска в производство более крупных серий товаров, так как этот показатель так же свидетельствует о неполном использовании производственных мощностей.
Рынки сбыта продукции предприятия. Продукция предприятия направлена на конкретного потребителя-человека. Поэтому реализация проводится через торговые точки, магазины и киоски, как показано это на Рисунке 1.
В основном продукция предприятия «Завод «Березовские минеральные воды распространяется в торговых точках Харькова и области, Киева, областных центрах Юга, Востока и Центра Украины, и некоторых других крупных городах.
Рекламная стратегия организации. Выработка эффективной рекламы закладывает основу повышения объёмов продаж. Для ОАО «Завод «Березовских минеральных вод» разработка рекламной стратегии предопределяет достижение целей организации, являясь одним из важнейших направлений деятельности предприятия.
Рекламная стратегия ОАО «Завод «Березовских минеральных вод» будет состоять из ряда мер по удержанию существующего контингента потребителей и завоевания нового. Эти меры изложены ниже:
Усовершенствовать этикетку не только для минеральной газированной воды «Березовская», но и для безалкогольных напитков, производимых на предприятии;
Начать разработку новой более эффектной конфигурации расфасовочной тары для всех видов продукции, что особенно касается упаковок по 0,5 и 1 л.
Формирование бренда минеральной воды «Березовская».
Проведение разного рода акций и лотерей совместно с заинтересованными в рекламе спонсорами.
Выход на рынки Западной Украины.
Анализ влияния факторов внешней среды организации
Анализ внешней среды - необходимое действие, с помощью которого, при разработке стратегического плана, можно учитывать и контролировать внешние факторы, чтобы определить возможность роста фирмы или опасности для нее.
Экономическая среда. Для исследования этого фактора необходимо анализировать ситуацию в стране, безработицу, уровень инфляции.
В данное время в Украине складывается шаткое и нестабильное положение, что касается всех сфер деятельности. Это обстоятельство не обошло и отрасль, в которой работает предприятие «Завод «Березовские минеральные воды».
Дело в том, что, как говорилось ранее, минеральная вода не является товаром первой необходимости для украинского потребителя, поэтому даже незначительное повышение цены может привести к существенному снижению потребления. Это происходит из-за крайне низкой покупательной способности потребителя, обусловленной названными факторами.
При этом в стране растёт инфляция что негативно сказывается на ценах на закупочные материалы (тара, этикетки, оборудование).
Политико-правовая среда. Здесь необходимо изучить и предугадать намерения властей, рассмотреть влияние на организацию законодательной базы государства.
Одним из неблагоприятных моментов является то, что, благодаря существующему законодательству, оказывается существенное налоговое давление на предприятие, а выплаты в этой сфере несоизмеримы с возможностями предприятия.
Следует отметить, что предприятие реализует свою продукцию под собственной торговой маркой «Березовская». Для этого предприятие получило Свидетельство на знак товаров и услуг №12571 от 07.06.1999. это защищает продукцию завода от подделок и гарантирует высокое качество продукции потребителю.
Политическая обстановка в Украине не может не влиять на положение дел предприятия. при чём она оказывает как косвенное, так и непосредственное влияние. Косвенное влияние заключается в том, что через ухудшение экономической ситуации в стране ухудшилось состояние потребителя - снизилась его покупательная способность. Прямое выражается в появившейся нестабильности и неопределённости. Нестабильность обменного курса национальной валюты вызывает потери при продаже товара.
Научно-техническая среда. В данной отрасли научно-техническая среда имеет свою специфику. Так как деятельность предприятия фактически заключается в предоставлении потребителю возможности пользоваться редкостными природными ресурсами, коэффициент участия предприятия в производстве самого продукта практически равен нулю. В остальном же предприятие обеспечивает полностью все остальные мероприятия, необходимые для передачи ресурса потребителю. Все основные технологические новинки используются именно на этом этапе. Это могут быть такие аспекты:
Дизайн и материал упаковки;
Дизайн и материал этикетки;
Технологии механической очистки минеральной воды;
Технологии разлива минеральной воды в тару;
Технологии и рецепты изготовления безалкогольных напитков.
Демографическая среда. Если оценивать, насколько существенно влияют на ОАО «Завод «Березовские минеральные воды» демографические изменения в Украине, то можно сказать, что это один из важных факторов, позволяющий оценивать приблизительные объёмы продаж. Это происходит потому, что объёмы закупок посредников напрямую зависят от спроса конкретных потребителей.
Анализ влияния факторов микросреды
Микросреда организации включает в себя те наиболее важные факторы, которые непосредственно влияют на организацию. Эту среду так же называют средой прямого воздействия. Она включает в себя поставщиков, посредников, клиентов и конкурентов организации.
Поставщики организации. Основной ресурс, необходимый для производства - вода, добывается на территории и при помощи мощностей предприятия. Минеральная вода, используемая в производстве добывается с глубины более 150 м. Других поставщиков этого ресурса предприятия не признаёт принципиально.
Но всё же предприятие ОАО «Завод «Березовских минеральных вод» вынуждено закупать оборудование, тару, заказывать этикетки у сторонних организаций. Поставщики такой продукции, с которыми работает предприятие являются давними партнёрами завода. В свете этого никаких сбоев в поставках быль не должно.
Посредники организации. Предприятие ОАО «Завод «Березовских минеральных вод» избрало стратегию распространения своей продукции через обширную сеть посредников. Рисунок 2 показывает схематично все виды посредников, работающих на предприятие.
6
Рисунок 2. Распределение посредников организации
Клиенты организации. Основным потребителем продукции является население страны. целью маркетинговой стратегии предприятия является обеспечение целевого рынка потребителей качественной продукции в надлежащих объёмах. Для предприятия это означает повышение объёмов продаж при стимулировании спроса среди населения.
Предприятие ориентируется на вкусы и потребности массового потребителя. Основное месторасположение потребителя - Восточные, Южные и Центральные регионы Украины. В дальнейшие планы входит выход на рынки Западной Украины.
В силу сложной экономической обстановки на протяжении последних лет в стране минеральная газированная вода так и не стала товаром массового потребления. Потребитель достаточно чувствительно реагирует на изменения цены реализации товаров, производимых на заводе «Березовские минеральные воды». Несмотря на это, всё же в последние годы наблюдается слабая, но положительна тенденция роста спроса на товары.
Конкуренты организации. Так как минеральная газированная вода как товар рассчитана на большой объём потребления, а ёмкость Украинского рынка в этой отрасли достаточно велика, то соответственно предприятие ОАО «Завод «Березовские минеральные воды» имеет достаточно много конкурентов. Достаточно мощными, представляющими опасность являются лишь некоторые из них.
В отрасли среди методов конкуренции используется в большей степени ценовая.
Можно назвать следующие основные конкурирующие организации для предприятия ОАО «Завод «Березовские минеральные воды»:
ТМ "Миргородская"
НВЦ "Ордана"
ТОВ "Пивзавод "Нова Бавария"
Киевский завод "Росинка"
«Миргородская» - одна из наиболее известных торговых марок минеральной воды в Украине. Опыт работы предприятия на украинском рынке достаточно велик. Продукция хорошо разрекламирована среди потребителя, хотя и имеет одну из самых высоких цен.
Предприятие «Ордана» так же обеспечивает хорошую рекламу своей продукции. Основные недостатки продукции: невысокое качество, отсутствие характерных особенностей, невыразительная упаковка, преобладание крупной расфасовки над мелкой в объёмах продаж, высокая цена.
ТОВ «Пивзавод «Новая Бавария» сравнительно недавно вышел на рынок минеральных вод и безалкогольных напитков, поэтому его опыт работы в этой области незначителен. Качество выпускаемой продукции достаточно высокое, хотя предприятие и не работает на собственном сырье.
Киевский завод «Росинка» специализируется на выпуске газированной минеральной воды и большого ассортимента безалкогольных напитков разного состава. Ассортимент выпускаемой продукции и является наибольшим преимуществом предприятия над другими производителями, в частности и предприятия ОАО «Завод «Березовские минеральные воды».
Можно так же назвать некоторые мелкие организации, работающие в данной отрасли:
Частное предприятие «721», преимуществом которого является доставка продукции прямо к жилым домам и в офисы, недостаток состоит в ограниченности ассортимента продукции, отсутствии фирменной упаковки;
ТМ «Моршинская», фактически копирующее имидж одной из вышеназванных торговых марок;
ТМ «Бонаква», характеризующееся малым ассортиментом продукции и необоснованно высокими ценами;
Грузинский завод минеральных вод «Боржоми», продукция которого обладает высочайшим качеством и лечебными свойствами, но из-за чрезмерно высокой цены и удалённости производителя, предприятие не может полностью контролировать определённую долю рынка.
Ниже в Таблице 2 представлено влияние наиболее значительных конкурентов на предприятие.
Таблица 2. Наиболее влиятельные конкуренты завода
Наименование продукции |
Производитель |
Страна |
Степень воздействия |
|||
низкая |
средняя |
высокая |
||||
Минеральная вода "Миргородская" |
ТМ "Миргородская" |
Украина |
X |
|||
Минеральная вода "Ордана" |
НВЦ "Ордана" |
Украина |
X |
|||
Минеральная вода "Новая Бавария" |
ТОВ "Пивзавод "Новая Бавария" |
Украина |
X |
|||
Минеральная вода "Росинка" |
Киевский завод "Росинка" |
Украина |
X |
Миссия организации
Руководство предприятия признаёт важность формулировки миссии организации для общего развития его деятельности, для совершенствования рекламной стратегии, для лучшей мотивации работников завода.
Исходя из этого в данном курсовом проекте была выработана миссия ОАО «Завод «Березовские минеральные воды», выраженная ниже в следующих пунктах:
Предприятие стремится обеспечить украинского потребителя минеральной газированной водой наилучшего качества, которая бы способствовала улучшению здоровья как конкретного потребителя, так и улучшала здоровье всей украинской нации в целом.
Продукция предприятия - результат глобальных природных процессов, происходящих на планете Земля с момента её образования в Солнечной системе. Миссия предприятия относительно продукции состоит в том, чтобы предоставить к потреблению продукцию в первозданном наиболее целебно действующем виде.
Рынок минеральных вод и безалкогольных напитков является одним из наиболее развитых рынков пищевой промышленности Украины. Это побуждает организацию постоянно повышать качество продукции и предоставляемых услуг.
Основная ценность для организации - жизнь и здоровье человека. Именно это побудило предприятие производить минеральную газированную воду «Березовская» оказывает целебное воздействие на организм человека и, в частности на желудочно-кишечный тракт, помогает при лечении других заболеваний, способствует лучшему усвоению медицинских препаратов.
Цели организации
После того, как определена миссия организации необходимо сформулировать её основные цели, достижение которых явилось бы реализацией миссии.
Основными целями предприятия ОАО «Завод «Березовские минеральные воды» являются следующие:
Максимизация доли рынка за счёт новой рекламной стратегии, а так же выхода продукции предприятия на рынки Западной Украины;
Минимизация затрат на производство;
Превращение продукции предприятия в продукцию массового потребления за счёт эффективной ценовой политики;
Повышение репутации организации среди потребителей и совершенствование имиджа для повышения привлекательности товаров;
Установление цен с учётом условий конкуренции и потребностей предприятия;
Обеспечение экологической чистоты производимой продукции, не смотря на то, что экологическая обстановка в определённой степени влияет на её качество. Обеспечение дальнейшего контроля за экологической чистотой производства продукции.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Высокое качество продукции, способствующей укреплению здоровья человека;Давний опыт работы на рынке данной отрасли в разнообразных условиях;Широкая клиентурная база предприятия, сложившаяся к данному моменту;Снижение материальных расходов на производство за прошедший период;Собственная сырьевая база для производства основной продукции предприятия;Возможность оказания услуг по доставке продукции для посредников предприятия;Планирование осуществления активной маркетинговой политики руководством;Расположение предприятия недалеко от крупнейшего транспортного узла - города Харькова; |
Отсутствие свободных оборотных финансовых средств у предприятия в данный момент;Низкая платёжеспособность украинского потребителя на протяжении многих лет;Сильное налоговое давление на предприятие в силу существующего законодательства Украины;Не высокий технологический уровень производственной базы предприятия;Низкий уровень жизни большой массы населения страны;Неудовлетворительное состояние окружающей среды в государстве и в регионе, так как Харьков - крупнейших промышленный центр Украины;Зависимость объёмов продаваемой продукции от времени года, а так же природных и климатических изменений на территории;Не достаточно широкий ассортимент продукции. |
Анализ внешних возможностей и угроз
Возможности
Угрозы
Положительные тенденции изменения среднего спроса на выпускаемую предприятием продукцию за последнее несколько лет;
Удержание лидерства в ценовой политике приводит к привлечению основной массы потребителей;
Возможность расширения рынков сбыта без организации собственных торговых точек;
Снижение затрат на производство даёт возможность понижать и делать более конкуренто-спососбной цену реализации, а так же увеличить прибыльность производства;
Небольшое количество действительно сильных конкурентов организации;
Возможность расширения производства за счёт собственных производственных мощностей предприятия;
Непоследовательное, поспешное принятие законодательных актов властями страны;
Угроза истощения резервных финансовых возможностей предприятия, необходимых на оплату налогов;
Нестабильность курса национальной валюты может снизить прибыльность внутренних поставок;
Повышение цен на материалы, упаковку, этикетки и другие необходимые сопутствующие товары может сократить прибыльность и вызвать необходимость повышения цен на продукцию;
Понижение цен конкурентами может привлечь значительную часть клиентов предприятия;
Недоверие рекламе в средствах массовой информации снизит эффективность затрат на рекламу.
Матрица SWOT
Возможности
Угрозы
Высокое качество выпускаемой продукции в совокупности с низкой ценой привлекают большую часть потребителей.
Собственная сырьевая база для производства основной продукции предприятия при снижении расходов на производство позволяет понижать и делать более конкурентоспособной цену реализации и увеличить прибыльность производства.
Осуществление активной маркетинговой политики руководством при небольшом количестве действительно сильных конкурентов организации привлечёт новых потребителей.
Непоследовательное, поспешное принятие законодательных актов дезориентирует руководство и отрицательно влияет на производственные возможности предприятия.
Нестабильность курса гривны может снизить прибыльность внутренних поставок, а повышение цен на материалы, упаковку, этикетки и другие сопутствующие товары может сократить прибыльность и вызвать необходимость повышения цен, что отсеет значительную часть потребителей.
Низкая платёжеспособность украинского потребителя и низкий уровень жизни основной массы населения страны не дают возможности существенно повышать цену. Не высокий технологический уровень производственной базы ограничивает возможности.
Снижение цен конкурентами, при не достаточно широком ассортименте продукции может привлечь значительную часть клиентов предприятия, а в совокупности с фактором недоверия рекламе в средствах массовой информации может повлечь за собой провал маркетинговой стратегии завода.
Меры |
2006 год |
2007 год |
Затраты грн. |
Срок окупаемости |
|||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
||||
1 |
750000 |
2 года |
|||||||||
а) |
202500 |
||||||||||
б) |
82500 |
||||||||||
в) |
135000 |
||||||||||
г) |
240000 |
||||||||||
д) |
90000 |
||||||||||
2 а) |
5000 |
1 год |
|||||||||
б) |
|||||||||||
3 |
---- |
---- |
Приложение А
6
Приложение Б
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Производительность труда и пути ее повышения |
Курсовая работа | Рынок труда и политика занятости |
Курсовая работа | Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности учащихся на уроках в старших классах |
Курсовая работа | Финансовые услуги коммерческих банков |
Курсовая работа | Вирусы и природа их происхождения |
Курсовая работа | Деятельность органа федерального казначейства и его территориальных органов |
Курсовая работа | ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Курсовая работа | Организация работы вагоносборочного участка ремонтного депо пассажирских вагонов |
Курсовая работа | Конкуренция и ее роль в рыночной экономике |
Курсовая работа | Роль государственного сектора в экономике |
Курсовая работа | Педагогический рисунок |
Курсовая работа | Устав муниципального образования |
Курсовая работа | Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. |
Курсовая работа | Технология обслуживания пассажиров в аэропортах |
Курсовая работа | Планирование ассортимента выпускаемой продукции |