МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и управления на предприятиях химико-лесного комплекса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
"Организация производства и управление предприятием"
на тему:
" Разработка основных разделов бизнес-плана Барановичского хлебозавода филиала РУПП «Брестхлебпром»
Выполнила:
Студентка 5 курса,
группы
факультета ТОВ
Янушкевич О.В.
Проверил:
Ольферович А.Б.
МИНСК 2009
РЕФЕРАТ
60 страницы, 30 таблиц, 7 литературных источников, 7 диаграмм
БИЗНЕС-ПЛАН, МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО- ТЕХНИЧЕСКИЕ, ПЛАН МАРКЕТИНГА, ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСУРСНОЕ, ИЗДЕРЖКИ, ОЦЕНКА РИСКОВ, ПЛАН ФИНАНСОВЫЙ, ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Цель: планирование деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностью получения необходимых ресурсов.
Методы выполнения работы: для написания работы использовались экономико-математические, статистические методы, методы сравнения, аналитические.
Выводы: разработали мероприятия по снижению себестоимости продукции, произвели их экономический расчет, проанализировали эффективность от их внедрения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общие сведения о предприятии
2. Анализ состояния технического уровня организации производства и труда
3. План организационно - технического развития предприятия
4. План маркетинга
5. План производства продукции
5.1 Описание продукции и технологии ее производства
5.2 Расчет производственной мощности ведущего оборудования
5.3 Расчет производственной программы
6. Планирование ресурсного обеспечения предприятия
6.1 Определение потребности предприятия в материальных и энергетических ресурсах
6.2 Планирование численности и фонда заработной платы работающих
7. Планирование издержек предприятия
8. Оценка рисков
9. Финансовый план
10. Основные технико-экономические показатели бизнес-плана
Заключение
Список использованных источников
Бизнес-план - это технико-экономическое обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять фирмой.
Процесс составления плана, детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляет представить собственных бизнес в конкретных условиях. План, оформленный в документах, цифрах, графиках, образцах нового товара (услуги) - это прекрасный способ довести свои идеи до сведения сотрудников. Бизнес-план предназначен также для акционеров, чтобы убедить их купить акции и профинансировать дело; нужен как доказательство перспективности инвестирования средств, чтобы убедить банкиров в целесообразности кредитования.
Он составляется как для действующей фирмы, так и для вновь создаваемой. Применительно к новому предприятию бизнес-план разрабатывается в соответствии с общепринятой в международной экономической практике методикой, изложенной в теме. Для работающего предприятия бизнес-план составляется после проведения тщательного всестороннего анализа успеха и неудач фирмы. Содержание и объем бизнес-плана зависит от различных факторов: размеров предприятия (для малого бизнеса - 10-20 страниц, для крупной фирмы - 40-50); полноты составных частей (укрупненный или детализированный); назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, как заявка на банковский кредит); периода планирования (на 1 год или несколько лет); квалификации составителей и практического опыта подготовки технико-экономического обоснования.
Процесс составления плана и детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют руководителя непредвзято и бесстрастно взглянуть со стороны на свое предприятие.
Сравнение с аналогичными фирмами поможет выявить слабые и сильные стороны, заранее предвидеть возможные технические проблемы и финансовые затруднения, которые могут привести к неплатежеспособности.
Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов.
целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предприятию решить следующие основные задачи:
Ё определение конкретных направлений деятельности предприятия, целевые рынки и место предприятия на этих рынках;
Ё формирование долговременных и краткосрочных целей предприятия, стратегии и тактики их достижений;
Ё выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием потребителю;
Ё оценка материального и финансового положения предприятия и соответствие финансовых и материальных ресурсов, достижению поставленных целей.
Бизнес-план - это перспективный документ. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет вперёд. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а по возможности даже в помесячном разрезе, и только, начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. Поэтому не существует жестко регламентированной формы его представления и структуры. Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукции предприятия и удовлетворении ей потребностей рынка, дается его оценка и устанавливается стратегия поведения хозяйственного субъекте на определенных рыночных сегментах, определяются организационная и производственная структуры, формируется финансовый проект деятельности, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы развития предприятия.
Функции бизнес - планирования заключаются в следующем:
- возможность использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия;
- возможность оценивать и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия;
- привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны;
- привлечение к реализации проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.
Бизнес-план составляется, как правило, на несколько лет вперед и пересматривается по мере необходимости, но не реже, чем раз в год.
Целью данной курсовой работы является разработка основных разделов бизнес-плана Барановичского хлебозавода филиала РУПП «Брестхлебпром» и определение экономической эффективности организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ
Барановичский хлебозавод входит в состав РУПП «Брестхлебпром» на правах обособленного подразделения без права юридического лица. Деятельность филиала осуществляется на основании «Положения о филиале Республиканского унитарного производственного предприятия хлебопекарной промышленности «Брестхлебпром», утвержденного 30.10.2001 и по Доверенности № 1723 от 15.06.2005, выданной Генеральным директором РУПП «Брестхлебпром». Свидетельство о государственной регистрации организации №200127089 зарегистрировано Брестским областным исполнительным комитетом 30 июня 2001 года.
Унитарное предприятие реорганизовано путем присоединения Республиканского унитарного производственного предприятия «Барановичский опытно-механический завод», зарегистрированного Брестским областным исполнительным комитетом 30.06.2001 № 3419, расположенного по адресу 225320г. Барановичи, ул. Текстильная, 24, в соответствии с актом приема-передачи, утвержденным Министром сельского хозяйства и продовольствия 26.10.2005, и присоединено к филиалу Барановичскому хлебозаводу как цех по ремонту и изготовлению нестандартного оборудования. РУПП «Брестхлебпром» является правопреемником всех прав и обязанностей в отношении кредиторов и должников в соответствии с передаточным актом.
Имущество филиала находится в собственности Республики Беларусь (республиканская собственность) и принадлежит ему на правах хозяйственного ведения. Владение, пользование и распоряжение этим имуществом, филиал осуществляет в пределах, определяемых законодательством, Уставом РУПП «Брестхлебпром», «Положением о филиале», Доверенностью. Имущество филиала является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).
Барановичский хлебозавод имеет следующие (специальные разрешения) лицензии:
- на осуществление розничной торговли (включая алкогольный напитки и табачные изделия) №14010/0276565 от 05.10.2006, выдана Брестским областным исполнительным комитетом;
- на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности №02300/0208951 от 01.10.2004, выдана Проматомнадзором МЧС Республики Беларусь;
- на право осуществления перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом №02190/0324470, выдана Министерством транспорта и коммуникации республики Беларусь на основании решения от 16.02.2004 № 8-Ли;
- на право осуществления деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц №02010/0182411, выдана Министерством внутренних дел Республик Беларусь 17.11.2006.
Барановичский хлебозавод образован в 1939 г. на базе мелких пекарен. В настоящее время в его состав входят цеха расположенные на разных площадках:
- цех 1 - удаленная экспедиция;
- цех №2 - по выработке подового хлеба, в том числе заварных хлебов с применением термофильных заквасок «Дельбрюк», суточная мощность в ассортименте - 17,3 т.;
- булочный цех - по выработке булочных изделий, сухарных и бараночных, суточная мощность в ассортименте:
§ булочных изделий 9 т.;
§ бараночных изделий (сушек) 0,3 т.;
§ сдобных сухарных изделий 0,1 т.;
§ пироги 0,3 т.;
§ хлеба 11 т.
- кондитерский цех - по выработке мучных кондитерских изделий, годовая мощность 840 т.;
- пекарня по выработке мелкоштучных булочных изделий, суточная мощность в ассортименте 2,5 т.
В состав хлебозавода кроме основных цехов входят:
- участок по производству панировочных сухарей;
- цех по ремонту и изготовлению нестандартного оборудования;
- три фирменных магазина.
По состоянию на 01.01.2008 работает 531 человек в том числе:
- производственно-промышленного персонала - 492 человек;
- непромышленного персонала (торговля) - 38 человек.
На Барановичском хлебозаводе в 2007 г. и 2008 г. была проведена огромная работа по техническому перевооружению. В 2008 г. проведена замена хлебопекарной линии с установкой печи ППЦ 12.38. В 2007-2008 г. внедрен международный стандарт качества ИСО 9001-2001 и разработана система безопасности продукции ХАССП в кондитерском цеху. Это позволило полностью вытеснить хлебобулочную продукцию Минскхлебпрома с рынков г. Барановичи и Барановичского района, а также дало возможность поставлять свою продукцию на рынки Ляховичского, Ивацевичского и Новогрудского районов, г. Ганцевичи, г. Новогрудка, г. Белоозерска, г. Пружаны, г. Ружаны, г. Клецка, г. Могилева, г. Минска, г. Несвижа, г.п. Снов, РФ (ИП Сивак). Сбыт продукции носит постоянный характер.
За 2008 г. выработано новых видов продукции:
- хлебобулочных изделий 64 наименований в количестве 2011 тонн на сумму 2158 млн. руб.
- кондитерских изделий 8 наименований в количестве 8,6 тонн на сумму 32 млн. руб.
Удельный вес новых видов продукции в общем объеме производства составляет 12,9%.
Ежесуточно вырабатывается около 40-45 наименований хлебобулочных изделий, 35-40 наименований кондитерских изделий.
Использование производственных мощностей за 2006 г.
- по хлебобулочным изделиям - 62,8%;
- по кондитерским изделиям - 44,1%.
В соответствии с производственной программой и стратегией, разработанной маркетингом, по ее реализации, производственные мощности планируется использовать в 2009 году на 64,9 % по хлебобулочным изделиям и 44,2% по кондитерским изделиям.
Главной целью стратегического развития предприятия на 2007 г. является модернизация оборудования, внедрение энергосберегающих технологий, увеличение производства высококачественной продукции, внедрение высокопроизводительного оборудования, получение максимальной прибыли.
Для выполнения прогнозных социально-экономических показателей разработаны мероприятия по укреплению материально-технической базы, где для увеличения выпуска продукции в упакованном и нарезанном, упакованном виде предусмотрена закупка оборудования для упаковки и нарезки продукции, планируется приобретение линии по производству хлебобулочных изделий на базе термомасленной печи.
|
Наименование показателей |
Единица измерения |
Мощность по годам |
|||
|
2007 |
2008 |
2009 |
|||
|
(факт) |
(факт) |
(прогноз) |
|||
1. |
Продукция А(хлебобулочные изделия) |
соотв.ед. |
|
|
|
|
1.1 |
Мощность на начало года |
т/сут. |
75 |
68,3 |
61,2 |
|
1.2 |
Ввод мощностей за год |
-"- |
5,5 |
12,3 |
11,4 |
|
1.3 |
Выбытие мощностей за год |
-"- |
12,2 |
19,4 |
15,9 |
|
1.4 |
Среднегодовая мощность |
-"- |
25955 |
24085 |
23428 |
|
1.5 |
Объем производства |
-"- |
16207 |
15129 |
15205 |
|
1.6 |
Коэффициент использования мощности |
% |
62,4 |
62,8 |
64,9 |
|
2. |
Продукция Б(кондитерские изделия) |
соотв.ед. |
|
|
|
|
2.1 |
Мощность на начало года |
т/год |
840 |
840 |
840 |
|
2.2 |
Ввод мощностей за год |
-"- |
|
|
|
|
2.3 |
Выбытие мощностей за год |
-"- |
|
|
|
|
2.4 |
Среднегодовая мощность |
-"- |
840 |
840 |
840 |
|
2.5 |
Объем производства |
-"- |
320 |
370,5 |
371 |
|
2.6 |
Коэффициент использования мощности |
% |
38,1 |
44,1 |
44,2 |
|
№ п/п |
Показатели |
Порядок расчёта |
Ед.изм. |
2006 г. |
2007 г. |
Темпроста, % |
|
1 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) |
- |
млн. руб. |
10396 |
13568 |
130,5 |
|
2 |
Количество оборудования всего |
- |
ед. |
1201 |
1202 |
100,1 |
|
3 |
Количество и удельный вес прогрессивного оборудования |
- |
ед./коэф. |
- |
- |
- |
|
4 |
Количество и удельный вес оборудования по срокам службы |
- |
ед./коэф. |
- |
- |
- |
|
до 5 лет |
ед./коэф. |
474/0,39 |
477/0,39 |
100,6/100 |
|||
до 10 лет |
- |
ед./коэф. |
201/0,17 |
201/0,17 |
100/100 |
||
от 10 до 20 лет |
- |
ед./коэф. |
463/0,39 |
461/0,38 |
99,6/97,4 |
||
свыше 20 лет |
- |
ед./коэф. |
63/0,05 |
63/0,05 |
100/100 |
||
5 |
Численностьработающихв том числе |
- |
чел. |
530 |
533 |
100,6 |
|
рабочих |
- |
чел. |
409 |
412 |
100,7 |
||
6 |
Фондовооружённость труда |
среднегод. стоим. _ОПФ (млн.руб.)_среднегод. числ.рабочих (чел) |
25,4 |
23,9 |
129,5 |
||
7 |
Энерговооружённость труда |
расх. электроэн.(кВт)___среднег. числ.рабочих (чел) |
6264 |
7286 |
116,3 |
||
8 |
Степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом |
числен. рабочих при машинах(чел)среднегод. числ.рабочих (чел) |
58,1 |
58,1 |
100,0 |
||
Таблица 2.3Перечень важнейших инвестиционных проектов (согласно паспорту предприятия) реализуемых на филиале РУПП "Брестхлебпром"_Барановичский хлебозавод в 2009 году |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
(наименование предприятия) |
|
|
|
||||||
№ пп |
Наименование проекта и срок реализации |
Основная цель и эффективность проекта (срок окупаемости/ годовой эффект) |
Предполагаемые меры государствен-ной поддержки на 2009 год |
Необходимые объемы финансирования проектов млн. рублей |
||||||||||||
Всего |
в т.ч. по источникам |
В т.ч. в 2009г. |
||||||||||||||
Собств. ср-ва |
Привлеченные средства |
Всего |
в т.ч. по источникам |
|||||||||||||
Собств. ср-ва |
Инн.фонд |
Кредиты |
Лизинг |
Прямые инвестиции |
Бюджетные ср-ва |
|||||||||||
белорусских банков |
иностранные |
|||||||||||||||
1 |
Приобрести высокопризводительную линию по нарезке и упаковке хлебобулочных изделий |
|
|
200,0 |
|
|
200,0 |
3-йкв. |
|
200 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Приобрести а/машину с холодильным агрегатом |
|
|
70,0 |
70,0 |
|
70,0 |
3-йкв., |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Разработка ПСД по организации производства мелкоштучных хлебобулочных изделий |
|
|
45,0 |
45,0 |
|
45,0 |
3-йкв. |
45 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Развитие материальной базы цеха РИНО |
|
|
420,0 |
65,0 |
355 |
420,0 |
1-3-й кв. |
65 |
320 |
35,0 |
|
|
|
|
|
5 |
Приобрести и монтировать линию по производству хлебобулочных изделий на базе термомасленной печи |
|
|
1300,0 |
510,0 |
790 |
1300,0 |
2-й кв. |
510 |
|
790,0 |
|
|
|
|
|
Мука пшеничная 1/с, в/с |
Квас сухой хлебный солодовый |
|
Мука ржаная сеяная |
Квас сухой хлебный ячменный |
|
Солод ржаной |
Квас сухой хлебный ржаной |
|
Повидло фруктовое |
Картофельные хлопья |
|
Соль |
Дрожжи |
|
Вода |
Сахар |
|
Масло растительное |
Дробленое зерно |
|
Маргарин |
Изюм |
|
Корица |
Яйцо |
|
Джем |
Молоко сухое обезжиренное |
|
Мак |
Патока |
|
Ванилин |
Порошок топинамбура |
|
Отруби пшеничные |
Смесь семь злаков |
|
|
Таблица 2.5 |
||||||||||||||
|
Расчет потребности в сырьевых и прочих ресурсах |
||||||||||||||
Наименование ресурсов |
Ед-ца измер. |
2008 г. (факт) |
Всего 2008 г. (факт) |
||||||||||||
РБ |
Ближнее зарубежье |
Россия |
Дальнее зарубежье |
||||||||||||
Цена ед-цы |
Кол-во |
Стоимость |
Цена ед-цы |
Кол-во |
Стоимость |
Цена ед-цы |
Кол-во |
Стоимость |
Цена ед-цы |
Кол-во |
Стои-мость |
||||
Сырье 1: |
в соотв.ед. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Мука в/с |
кг |
655,66 |
2273166 |
1490428566 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1490428566 |
|
1.2. Мука 1 с |
кг |
480,15 |
3119256 |
1497723245 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1497723245 |
|
1.3. Мука 2 с |
кг |
301,94 |
715680 |
216091704 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
216091704 |
|
1.4. Мука сеяная |
кг |
440,35 |
5221314 |
2299184735 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2299184735 |
|
1.5. Мука обойная |
кг |
263,9 |
56939 |
15026202 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15026202 |
|
2. Сахар |
кг |
1349,1 |
528000 |
712326912 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
712326912 |
|
3. Соль |
кг |
122,54 |
145200 |
17792808 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17792808 |
|
4. Дрожжи |
кг |
1194 |
158400 |
18912600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18912600 |
|
5. Молочные продукты: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1. молоко сухое |
кг |
4156 |
10560 |
43887360 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43887360 |
|
5.2. молоко сгущеное |
кг |
2502 |
19800 |
49539600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |