План
I. Путь в науку.
Детство.
Юношеские годы.
Педагогическая деятельность.
II. Творческая деятельность.
Работа в Яранске.
Работа на опытной станции.
Сельскохозяйственные труды Рудницкого.
III. НИИ С/Х Северо-Востока им. Н.В. Рудницкого.
Н.В. Рудницкий родился 4 июня 1877 года в семье мелкого чиновника в Яранске, уездном городке Вятской губернии. Здесь он провел лишь первые годы своей жизни, детство же прошло в Котельниче и Вятке. Николай был старшим из четырех сыновей. Отец их – Василий Александрович – слыл большим любителем и знатоком природы. Мать – Людмила Александровна – была очень добрая, сердечная и вместе с тем строгая женщина. Она учила детей грамоте с ранних лет, умело и настойчиво воспитывала в них трудолюбие, скромность, чувство товарищества.
Часто отец отправлялся вместе с детьми на рыбалку или охоту, а то и просто побродить по лесам, по берегам многочисленных рек и озер. Такие экскурсии в природу Василий Алексеевич старался использовать для развития у детей наблюдательности, любви к растениям, чувства заботы о "братьях наших меньших".
Через много лет, когда мальчики выросли и Николай стал ученым-селекционером, Александр – артистом Малого театра, Евгений – педагогом, Виктор – агрономом, братья не забывали эти увлекательные прогулки с отцом, эти первые и самые интересные уроки естествознания.
Когда Николаю исполнилось 9 лет, его определили в Вятскую мужскую гимназию и поселили в небольшой комнатушке и знакомых.
Потекли годы учебы. В свободное от уроков время он часто уходил за город и бродил по полям и лесам. Его интересовало, почему из совершенно одинаковых семечек вырастают разные растения, отчего получается различная окраска у цветов, почему на одной и той же почве некоторые растения развиваются хорошо, а другие чахнут и гибнут. Сколько подобных вопросов возникало у юноши! Но от учителей мальчик получал лишь назидательные и непонятные ответы: "Так создано богом", "Человеку не дано все знать". Конечно, это не удовлетворяло его. С каждым днем перед ним вставали все новые и новые вопросы: "Как?", "Почему?", "Зачем?".
В конце XIX столетия Василия Александровича перевели по службе из Котельнича в Вятку, и семья Рудницких поселилась в доме, который и сейчас стоит на углу улиц Володарского и Советской, привлекая кировчан своим сохранившимся деревянным декором.
После окончания гимназии перед Рудницким встал вопрос: где продолжать образование? Он посоветовался с отцом, сказал ему о своем желании быть агрономом. Отец одобрил такой выбор. Николай Васильевич подал заявление в Московскую Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию, единственное в то время высшее сельскохозяйственное учебное заведение в России.
Но жизнь готовила ему горькое разочарование. Через месяц из академии пришел ответ, в котором изысканным канцелярским языком сообщалось, что в приеме ему отказали: в академию принимали только детей крупных землевладельцев.
Но Рудницкий не бросил мечты о высшем образовании. Осенью 1897 года он поехал в Казань и сумел поступить на естественный факультет Казанского университета.
Здесь он сошелся с передовой молодежью, участвовал в студенческих кружках и сходках и вскоре попал под особое наблюдение университетского начальства. Со второго курса Рудницкий вместе с большой группой студентов был исключен из университета "за участие в студенческих беспорядках".
Через год ему с большим трудом удалось снова вернуться в университет и на этот раз благополучно закончить его. Но мечта стать агрономом не сбылась, и Рудницкий решил стать педагогом. После университета он вернулся в Вятку и поступил преподавателем естествознания в ту самую гимназию, в которой несколько лет назад учился сам. К этому времени уже было введено преподавание естествознания. В гимназии Рудницкий работал всего год, затем перешел в реальное училище, где преподавал в течение пяти лет. Он оказался отличным педагогом, так увлекательно умел рассказывать о природе, что скоро стал любимым преподавателем. Ученики нашли в нем внимательного и отзывчивого старшего товарища. И не случайно, когда развернулись события 1905 года, Рудницкий один из всех преподавателей реального училища оказался на стороне революционно настроенной молодежи. У него на квартире собирался ученический кружок, в котором все смелее и смелее раздавались голоса против самодержавия.
Близкие отношения с учащимися, конечно, не могли не остаться незамеченными начальством. После одного случая, когда Рудницкий выступил с публичной речью на похоронах ученика, затравленного царской охранкой, директор реального училища заявил Рудницкому, что его действия не совместимы с обязанностями преподавателя и что он немедленно доложить от этом попечителю учебного округа.
Прошло немного времени, и из округа был получен приказ: Рудницкому запрещалась дальнейшая работа в реальном училище. Он решил совсем оставить преподавательскую работы.
Это было в 1908 году. Рудницкому тогда уже исполнился 31 год. Снова, как в юности, с прежней силой поднялось в нем желание стать агрономом.
К тому времени Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия в Москве была реорганизована в Московский сельскохозяйственный институт (теперь сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева). Условия приема в институт были значительно смягчены. Узнав от этом, Рудницкий осенью 1908 года поехал в Москву и поступил в институт. Он с головой в учебу и в течение двух лет окончил четырехгодичный курс.
И вот в 1910 году Рудницкий получает наконец диплом агронома. Впереди открылось широкое поле деятельности. У Рудницкого было много сил и энергии, много горячего желания служить народу. Сразу после окончания института он возвращается в Вятку. Когда в губернском земстве его спросили, где бы он хотел работать, Рудницкий ответил: "Прошу послать меня в Яранский уезд. Агроном полезнее там, - на крестьянских полях".
Но, прибыв на родину, Рудницкий видит, что в сельскохозяйственном отношении Вятская губерния является отсталой. Не раз, идя по дороге, Николай Васильевич замечал, как справа и слева тянулись крестьянские полосы. Хлеба росли недружно, поэтому широкое поле издалека казалось огромным ситцевым одеялом, сшитым из лоскутьев. Не раз Рудницкий останавливался у некоторых полосок, поднимал поникший стебель ржи, срывал колос, считая в нем зерна. Зерна были тощие, мелкие.
- Ржица пошла испокон веков такая, Николай Васильевич. Вот если другую завезти откуда-нибудь. Как ты думаешь, есть ли в иных местах рожь лучшей нашей?, - говаривал друг агронома Рудницкого Никита Захарович, грамотный старик.
Рудницкий молчал, глубоко задумавшись.
- Ты, Николай Васильевич, ученый человек, - продолжал между тем старик, - вот ты и подумай, как эту нашу рожь сильной да урожайной сделать. Ты нам дай хорошее зерно, чтобы оно полное было, тяжелое да породистое, чтобы хлеба от него много родилось, а уж мужик всю жизнь будет тебе благодарен за то, да он своих сыновей и внуков заставит уважать тебя.
Николай Васильевич и сам задумывался еще задолго до этого о том, что надо как-нибудь улучшить местные сорта хлебов или даже вывести новые. Никита Захарович угадал его мечты. Но ведь для такой работы прежде всего нужен участок, нужно время, деньги. Рассчитывать на то, чтобы все это дала ему Яранская уездная управа, он не мог, да и не было условий в этой гнетущей обстановке для плодотворной работы, для настоящего размаха, для живого творческого дела.
После долгих раздумий Рудницкий решил расстаться с должностью уездного агронома и всецело посвятить себя науке и главным образом созданию новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных растений.
Приняв такое решение, Рудницкий подал прошение в Губернскую земскую управу о переводе его на Вятскую с/х опытную станцию, где можно было ожидать более благоприятной обстановки для научной работы. Просьба была удовлетворена, и Рудницкого зачислили в штат станции на должность заведующего опытным полем.
В 1913 голу Рудницкий становиться директором опытной станции, организует отдел селекции и вплотную приступает к селекционной работе с зерновыми культурами. При этом он сосредотачивает свое внимание прежде всего на озимой ржи, которая занимала в то время почти половину посевов Вятской губернии.
Николай Васильевич начал селекционную работу, поставив ее на новый, научный уровень. Он углубился в изучение индивидуального развития растений и совершенствование методов отбора. На смену массового отбора он взял за основу индивидуально-семейственный отбор, применял его творчески, с учетом местных природных условий. Отбирал Рудницкий не колосья, а целые растения, обладающие определенным комплексом наиболее ценных свойств.
В основу этого комплекса Рудницким "… были положены признаки, имеющие хозяйственное значение. Был установлен минимум, которым должно обладать каждое из отобранных растений. Этот минимум слагался из следующих признаков, урожайности, крупнозернистости, зимостойкости, неполегаемости и неповреждаемости грибными заболеваниями".
Год за годом Рудницкий отбирал лучшие по комплексу признаков растения и семьи. В этой своей работе он был очень требователен - среди лучших растений искал и находил самые лучшие.
Но, к сожалению, в то время Рудницкому пришлось пережить много трудностей. Дело в том, что поля Вятской опытной станции размещались на городских землях и власти потребовали от станции освободить их. Нависла угроза гибели наиболее ценных посевов.
Начались бесконечные хлопоты и волнения, продолжавшиеся в течение нескольких лет. Но в конце концов городское управление все-таки отняло у станции землю, чтобы устроить тут… ассенизационный обоз.
Все селекционные посевы пришлось преждевременно скосить, что, конечно, нанесло огромный ущерб исследованиям Николая Васильевича Рудницкого. На руках у него осталось только небольшое количество семян. С ними в 1916 году и развернул он работу на новом месте. Земство купило для станции имение помещика Александрова в Соколовке Слободского уезда (теперь Зуевский район) в 120 верстах от Вятки. Оттуда вскоре из-за недостатка земли селекционный отдел был переведен на окраину г. Орлова, а затем и отдел, и станцию перебросили в местечко Подоплеки (теперь Фаленского района) и наконец в Фаленки. Опытная станция претерпела ряд реорганизаций и в 1937 году, стала называться Фаленской селекционной станцией. Она существует и настоящее время.
Переезды с места на место и изменения организационного характера отражались, конечно, на работе Рудницкого, создавали немалые трудности. Но он, несмотря на это, упорно продолжал начатое дело, отдавая ему все свое время и силы.
К 1924-25 годам Рудницкий завершает свой многолетний труд по созданию нового сорта ржи. И вот, наконец, говоря словами нашего земляка поэта Хаустова:
"… перед ним лежала
Та россыпь драгоценного зерна,
Что вывел он. Лучистое, тугое,
Он зернышко любое узнавал.
И эту рожь, как самое родное,
Он "Вяткою" бесхитростно назвал".
Рожь Вятка при первом испытании на опытной станции дала урожай на 37% выше крестьянкой и имела более крупное зерно – масса 1000 зерен элиты достигала 37,8 грамма при 17-18 у крестьянкой. Содержание белка в зерне составило 10,5%.
В государственном испытании Вятка превысила по урожайности все селекционные сорта на 2-4 центнера. Важным преимуществом Вятки была и остается сейчас ее непревзойденная зимостойкость.
Значительное место в работе Рудницкого занимали и яровые культуры – ячмень и овес. Растения эти должны были обладать высокой продуктивностью, крупным, тонкопленчатым зерном и в то же время отличаться коротким периодом вегетации, ограниченной потребностью в почвенной влаге в течение лета и отсутствие склонности к полеганию и осыпанию.
Родоначальные растения размножались и изучались по семьям. В дальнейшем в течение ряда лет при сравнительной оценке их с исходными образцами выделялись лучшие. В результате был создан ряд сортов этих культур и в том числе сорт ячменя Винер, получивший широкое распространение. Рудницким были выведены еще два сорта ячменя – Вятский 6040 и Былое.
Не обошел Рудницким вниманием и такую культуру, как озимая пшеница. В плане работы с ней основной задачей ставилось создание сортов с повышенной зимостойкостью. В качестве исходного материала были привлечены образцы культивировавшие долгое время в Сибири. В результате были созданы два сорта озимой пшеницы: Лютесценс-116 и Эритроспермум-529.
Одним из ближайших помощников Рудницкого и его соавтором по созданию сортов ячменя, овса и пшеницы была Е.А. Рогавская, которая проработала с ним более 30 лет.
Наряду с большой научной работой Рудницкий активно выступал в печати. Первые его труды опубликованы уже в 1913-1915 годах. Одновременно он редактировал "Крестьянскую сельскохозяйственную газету", которая издавалась в Вятке и выходила два раза в месяц. Как широкообразованный агроном, он выступал на страницах газеты по многим вопросам земледелия и животноводства.
В 1927 году Николай Васильевич Рудницкий оставаясь научным руководителем селекционных работ на Вятской опытной станции, начинает работу в Вятском сельскохозяйственном техникуме повышенного типа. Здесь он безвозмездно на общественных началах приступает к селекционной работе с овощными культурами еще в то время в местных условиях.
С организацией на базе техникума Ветеринарно-зоотехнического института в ведение кафедры растениеводства, на которой стал работать Рудницкий, была передана садово-огородная ферма техникума, находившаяся в Вятке в конце улицы Энгельса. Ей условно было присвоено название: "Станция по селекции овощных и ягодных культур". Здесь Рудницкий расширяет объем исследований с овощными культурами, приступает к созданию помологической коллекции плодовых деревьев и ягодных кустарников. Вместе с тем он не прекращает работу над рожью.
Эта работа шла с большими трудностями, связанными прежде всего с недостаточной материальной базой. Ферма имела всего 4 гектара земли, небольшое парниковое хозяйство, две теплички, одну лошадь, не хватало необходимых сельскохозяйственных орудий. Не решен был вопрос о финансировании станции, и Николаю Васильевичу приходилось вначале обеспечивать всю программу работ лишь с помощью двух лаборантов. Станция не имела ни официального титула, ни утверждённого бюджета, и в течение трёх лет её неоднократно передавали в ведение различных организаций, которые рассматривали её прежде всего как продовольственную базу. Работы Рудницкого не находили ни поддержки, ни помощи. Наоборот, учёного и его помощников обвиняли в том, что они для своих опытов "портят" много овощей, угрожали "за ненадобностью" уволить лаборантов.
Также на станции производились исследования по кормовым культурам, причем особое внимание уделялось клеверу красному – ценному кормовому растению, повышающему плодородие почвы. Известно, что Кировская область является родиной высокопродуктивных клеверов. Рудницкий и З. Н. Пилатович вывели высокопродуктивный и зимостойкий сорт клевера – Кировский – 159, который был районирован в области.
Станция осваивала и новые для нашей области кормовые культуры, в частности люцерну, которая, как оказалось, может давать до трех укосов мощного травостоя, испытывала в качестве парозанимающей и кормовой культуры ранее выведенные Н. В. Рудницким с сотрудничестве с А. Г.Резеновой и Д. А. Горбузовой сорта пелюшки.
Продолжая рассказ о работах Н. В. Рудницкого, надо отметить, что к моменту организации Кировской областной опытной станции он уже имел значительный задел по созданию нового сорта ржи. Он ставил задачу создать сорт не уступающей Вятке по урожайности и зимостойкости и в тоже время обладающий более ценным зерном.
Работа по созданию такого сорта ржи велась методом самоопыления. Для этого из посевов Вятки выбирали наиболее мощные растения, выделявшимися одинаковыми по длине стеблями и хорошо развитыми колосьями с крупным зерном более светлой окраски. Отбранные растения перед цветением изолировали от опыления другими растениями ржи, заключая их в батистовые чехлы – изоляторы.
Полеченные в результате самоопыления зерна были высеяны на отдельную делянку. Перед цветением лучшие экземпляры из этой делянки также изолировались от перекрестного опыления и подвергались опылению собственной пыльцой.
Такой отбор и принудительное самоопыление проводились несколько лет. В некоторые годы некоторые семьи высевались совместно с целью устранения вырождения, обычно наступающего при длительном самоопылением.
Созданный этим методом в 1936 г. сорт ржи получил официальное название Р-13. Новая рожь значитель превосходила Вятку по крупности зерна, отличалась необычной для этой культуры светлой окраской и поэтому за ней закрепилась и второе название – Белозерная.
К 1946 г. Рудницким был создан новый высокопродуктивный сорт ржи, получивший название Вятка –2. С 1938 г. над созданием этого сорта вместе с Рудницким работал К. А. Глухих, ставший вторым автором Вятки – 2.
По данным государственного испытания, сорт Вятка – 2 по урожаю зерна превысил Вятку на 2-3 центнера с гектара и имел более крупное зерно. Хлебопекарные качества сорта хорошие, содержание белка в зерне 10-13 %, устойчивость к поражению снежной плесенью, бурой и стеблевой ржавчинами высокая. К сожалению, существенным недостатком Вятки – 2 остается ее склонность к полеганию.
Н. В. Рудницкий пользовался широкой известностью в стране как ученый-селекционер, отдавший многие годы созданию новых сортов зерновых культур. Однако круг его деятельности не ограничивался этим. Большой патриот земли Вятской, он стремился обогатить ее новыми еще не освоенными растениями, полнее удовлетворить потребности человека в различных продуктах питания. Его интересовали вопросы возделывания овощных, плодовых, ягодных и некоторых теплолюбивых однолетних культур.
К 1941 г. станция достигла неплохих результатов. Рекомендованы были для внедрения в производство ценные сорта капусты, помидоров и корнеплодов; выведен сорт огурцов Парниковый – 6, которому экспертная комиссия ВСХВ за вкусовые качества поставила высшую оценку – 10 баллов. Сорт был районирован в Прибалтийских республиках.
Сорта яблони Северная Зорька, Пионер севера, Янтарное (автор А. Н. Рудницкий); черная смородина Кировчанка, Вятка и Северянка, крыжовник Кировский (автор А. Г. Погинычева) районированы и заняли первое место в производстве и любительских садах.
Рассказывая о жизни и деятельности Рудницкого, стоит отметить его увлечение цветами, которое с организацией Кировской опытной станции вылилось в стремление украсить территорию станции декоративными растениями.
Характерной особенностью стиля работы академика Рудницкого была тесная связь с производством. Он стремился к тому, чтобы каждый научный работник поддерживал неразрывную связь с практикой, оказывал реальную помощь земледелию страны.
Для пропаганды достижений науки и передового опыта станция широко использовала печатное слово, разрабатывала и издавала рекомендации, плакаты и брошюры по самым разнообразным вопросам сельского хозяйства.
Организатором этой работы был Н. В. Рудницкий. Он сам актовно выступал в печати, проявляя не только дар ученого, но и умелого пропагандиста.
Первые печатные труды Рудницкого вышли еще в дореволюционное время. Они были посвящены итогам работы Вятской опытной станции. Первая книга называлась "Коллективные опыты с минеральными удобрениями в Вятской губернии в 1911-1912гг." Здесь впервые обобщены интереснейшие материалы о работе, проделанной в Вятской губернии. Вскоре вышла вторая книга – "Опыты с внесением удобрений под рожь".
В 1915 году появился очередной выпуск "Трудов Вятской сельскохозяйственной опытной станции". В этом выпуске Рудницкий обобщает результаты опытов, проводимых станцией, стремясь довести их до массового читателя.
Особенно много печатных трудов Рудницкого издается после революции. В 1923-1924 годах он выступает со статьями почти в каждом номере журнала "Сельское хозяйство".
Позднее выходят его работы: "Поведение новых сортов сельскохозяйственных растений", "Опытное сельскохозяйственное дело", "Сорта сельскохозяйственных растений для Вятской губернии", "Сведения о возделывании главнейших полевых растений" и др.
В дальнейшем в печати появляются новые труды Рудницкого, вот некоторые из них: "Практическое руководство по огородничеству для северной полосы", "Индивидуальный огород" (первое и второе издания), "Культура сахарной свеклы в условиях Кировской области", "Озеленение городов Кировской области".
Большую помощь руководителям колхозов и специалистам сельского хозяйства оказывали систематические выступления Рудницкого в периодической печати. В его статьях они всегда находили ответ на многие вопросы, касающиеся семеноводства, повышения плодородия почв, клеверосеяния, выращивания овощей и других культур.
Часто Рудницкий обращался через печать к молодежи, к пионерам и школьникам, стараясь привить им любовь к природе, изучению растений, интерес к исследовательской работе.
Скончался Николай Васильевич Рудницкий на семьдесят шестом году жизни – 14 октября 1953 года. Похоронен Николай Васильевич, согласно его завещания, в дендрарии научно-исследовательского института сельского хозяйства, на площадке, окруженной серебристыми елями.
С тех пор прошли многие годы, но дело, начатое Рудницким, живет. Зональный институт земледелия стал теперь Научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Северо-Востока, и ему присвоено имя Рудницкого. Институт превратился в крупный исследовательский центр.
Институт подразделяется на несколько отделов, а отделы, в свою очередь – на лаборатории. Отдел озимой ржи объединяет три лаборатории: селекции, первичного семеноводства к технологии возделывания, качества и переработки зерна озимой ржи. Руководитель отдела – кандидат с/х наук А.И. Кедрова.
Отдел ячменя, руководитель – член-корреспондент РАСХН, доктор с/х наук, заслуженный деятель науки РФ Н.А. Родина. Следующая лаборатория – лаборатория селекции и первичного семеноводства овса (Руководитель – Э.С. Денисова), в состав которой входит лаборатория селекции и первичного семеноводства зернобобовых культур (Руководитель – Н.В. Калинина). Отдел многолетних трав объединяет 2 лаборатории: селекции и первичного семеноводства многолетних трав (Руководитель – кандидат с/х наук М.И. Тумасова), селекции и первичного семеноводства клевера (Руководитель – кандидат с/х наук Е.В. Никифорова). Лаборатория селекции и первичного семеноводства льна-долгунца (Руководитель – кандидат с/х наук М.И. Пономарева). Лаборатория плодово-ягодных культур (Руководитель – Р.Н. Косолапова). Лаборатория генетики (Руководитель – кандидат с/х наук А.П. Лимонов). Лаборатория первичного семеноводства картофеля (Руководитель – В.В. Солодянкин). Лаборатория эксплуатации селекционного комплекса (Руководитель – А.А. Четвертиков). Лаборатория земледелия (Руководитель – кандидат с/х наук Б.П. Мальцев). Лаборатория агрохимии (Руководитель – кандидат с/х наук Н.Г. Суров). Отдел кормопроизводства (Руководитель – кандидат с/х наук В.А. Фигурин), здесь исследования ведутся по трем направлениям: полевому и луговому кормопроизводству, технологии заготовки и хранения кормов. Лаборатория агрохимии и качества (Руководитель – доктор с/х наук А.И. Калинин). Лаборатория скотоводства (Руководитель – М.Е. Коромыслова). Лаборатория промышленного свиноводства (Руководитель – кандидат с/х наук Л.Н. Голев). Лаборатория воспроизводства (Руководитель – кандидат ветеринарных наук А.А. Ивановский). Лаборатория трансплантации эмбрионов (Руководитель – кандидат биологических наук В.И. Нетеча). Аналитическая лаборатория (Руководитель – кандидат с/х наук М.И. Пономарева) и др. лаборатории, основанные на механизации и экономике. К сожалению, сейчас у НИСХ Северо-Востока есть масса проблем, основными из которых являются проблема материального обеспечения деятельности научных работников и самого института. Ввиду материальных проблем закрываются многие лаборатории.
Список литературы
"Селекционер Н.В. Рудницкий". Н.Ф. Васенев, А.Н.Рудницкий, В.Г. Смирнов.
Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Проблема аборта |
Курсовая работа | Історія і розвиток глобальної мережі Інтернет в Україні і світі |
Курсовая работа | Анализ трудовых ресурсов предприятия на примере ОАО Южно-Уральский криолитовый завод |
Курсовая работа | Управление как система знаний |
Курсовая работа | Анализ эффективности использования материальных ресурсов |
Курсовая работа | Организация лизинговых операций в России |
Курсовая работа | Планирование прибыли и рентабельности предприятия питания |
Курсовая работа | Социальная политика в отношении инвалидов |
Курсовая работа | Продажа товаров и услуг |
Курсовая работа | Государственная регистрация недвижимости |
Курсовая работа | Кейнсианская концепция экономического развития |
Курсовая работа | Этапы финансового планирования на предприятии |
Курсовая работа | Ценовая политика предприятия в рыночных условиях (на примере ООО "КЕВ") |
Курсовая работа | Кассационное производство |
Курсовая работа | Особенности денежно-кредитной политики в современной России |