41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал Байкальского государственного университета экономики и права
в г. Усть-Илимске
Кафедра ЭММ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Маркетинг»
Тема: Проведение маркетингового исследования мебельного предприятия
ОАО «Алые паруса»
Исполнитель __________ ________
(дата) (подпись)
Руководитель __________ ________
(дата) (подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1.ХАТАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИСЛЕДОВАНИЯ………………………….4
1.1.Общие сведения о предприятии……………………………………………...4
1.2.Организационно правовая форма…………………………………………....5
1.3.Характеристика отрасли……………………………………………………...5
2.АНАЛИЗ ПРОГРАММ МАРКЕТИНГА………………………………….........8
2.1.Обзор целевых рынков……………………………………………………..…8
2.2. Анализ предприятия…………………………………………………left">Товарная группа
Характеристика среды |
||
Двери, окна, дверные блоки, плинтуса, карнизы |
Постоянный рост индивидуального строительства, ремонта квартир и офисов генерирует спрос данной группы товаров на рынках стройматериалов и домостроения |
|
Детская мебель |
Рост рождаемости увеличивает спрос на детскую мебель |
|
Стабильный портфель (постоянные приоритетные клиенты)
Товарная группа |
Характеристика среды |
|
Парты, скамьи |
На данную группу товаров существует устойчивый спрос у различных учебных учреждений, особенно школ. При отсутствии конкурентов по данной группе товаров спрос не насыщен, что сказывается на производственных мощностях (их неполная загрузка) |
|
Корпусная мебель |
Производство является рентабельным, спрос устойчивый с тенденцией к усилению |
|
Тенденции развития бизнес-портфеля выявляются на основе анализа концепции жизненного цикла предприятия.
Внедрение |
Рост |
Зрелость |
Стагнация |
|
Товарные группы
Компьютерные столики |
Парты |
|||
Эргономические кресла |
Двери, дверные блоки |
Скамьи |
||
Окна, оконные рамы |
||||
Бытовая, детская мебель |
||||
Рис.1. Концепция жизненного цикла ОАО «Алые паруса»
2.6 Маркетинговое позиционирование.
Позиционирование товара на рынке представляет собой направление маркетинговой деятельности по выбору целевых рынков, предполагающих анализ элементов в комплексном маркетинге и позиции продуктов на выделенных сегментах рынка.
Позиция товара - это мнение потребителей по важнейшим параметрам товара. Позиция товара характеризует место, занимаемое конкретным товаром в умах потребителей по отношению к товарам конкурентов.
Позиционирование предполагает определение характерных особенностей товара выделяющих его среди конкурирующих товаров. В отсутствии конкурирующих товаров позиционирование представляет собой уяснение с учетом уникальных возможностей товара его специфического места на рынке и влияниях на покупателей, место данной спецификации товара в перспективе.
Наряду с функциональными преимуществами товара существуют и психологические, которые представляют собой наиболее важный аспект многих марок, поскольку функциональная ценность является лишь доказательством того, что это преимущество обладает достоверностью.
Прежде чем приступить к позиционированию своего товара, изготовителю необходимо определить позиции товаров конкурентов и стоящих за ними производителей. Это позволяет выбрать возможные направления позиционирования.
Таким образом, позиционирование товара - это действие, направленное на обеспечение товару конкурентоспособного положения на рынке.
Существуют следующие способы позиционирования товара:
· Позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;
· Позиционирование, основанное на выгоде или на решении проблемы;
· Позиционирование, ориентированное на определенную категорию показателей;
· Позиционирование по отношению к конкурирующей марке;
· Позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров;
· Позиционирование, опирающееся на происхождение товара;
· Позиционирование, опирающееся на другую торговую марку.
ОАО «Алые паруса»
лучше чем
другие производители мебели и столярных изделий
для
жителей города Усть-Илимска и Иркутской области
со средним уровнем дохода
потому что
предлагает современную мебель, сочетающую в себе качество, функциональность
надежность и столярные изделия по цене доступной для большинства потребителей, также высокий уровень сервиса и качественное послепродажное обслуживание
в результате
покупатели приобретают мебель, которая улучшает их быт и позволяет сделать условия жизни (отдыха, работы) более удобными и комфортными
Рис.2. Обоснование позиционирования
Высокая
цена
o «Мебель Италии»
o ОАО «Меркан»
o ПМО «Шатура»
Низкое Высокое
качество качество
o ОАО «Алые паруса»
Низкая
цена
Рис.3 - Карта позиционирования.
Карта позиционирования показывает, что наше предприятие предлагает мебель среднего качества, но ее цена значительно ниже, чем у конкурентов.
Поэтому наше предприятие занимает свою рыночную нишу
Возможности обеспечить наличие производителем
Высокие Низкие
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Цена |
Дизайн |
||||
2 |
Комфорт |
Соответствие моде |
||||
3 |
Удобство сборки |
|||||
4 |
Прочность |
|||||
5 |
||||||
Высокая
Возмож-
ность для
потреби-
теля
Низкая
Рис.4.Таблица позиционирования
Из таблицы видно, что наше предприятие имеет высокую возможность обеспечить доступную для производителя цену и прочность.
Основной слоган: Мы обеспечиваем оптимальное сочетание цены и качества.
2.7. Базовые стратегии предприятия.
Базовая маркетинговая стратегия - долгосрочный план предприятия. Этот план не расписан детально, так как слишком часто подробно расписанные стратегические планы опровергались неожиданными поворотами событий во внешней среде. Поэтому базовая долгосрочная стратегия не является чем-то единожды заданным и неизменным. Она должна регулярно корректироваться и уточняться в зависимости от изменений происходящих на рынке, и результатов деятельности предприятия.
В рамках общей стратегии разрабатываются более конкретные частные стратегии, которые могут быть различными. Для их описания определяются следующие стратегические определяющие, которые, по сути, дают стратегии свое имя:
· территориально-пространственное выделение рынка (локальный, региональный, национальный);
· освоение рынка (старый рынок, родственный рынок, новый рынок);
· степень обработки рынка (один сегмент, несколько сегментов, весь рынок);
· отношение к конкурентам (пассивное, нейтральное, агрессивное);
· отношение к темпам роста (быстрый рост, умеренные темпы, сокращение производства).
В теории и практике маркетинга важное место занимает матрица «товар-рынок» (модель И. Ансоффа). Модель предназначена для разработки стратегий в зависимости от обновления рынка и товара.
Матрица «товар-рынок» образует четыре поля, характеризующие положение фирмы в зависимости от сочетания двух факторов - развития и обновления рынка и товара:
· фирма выступает на существующем рынке с существующим старым товаром;
· фирма выступает на существующем рынке, но с новым товаром;
· Фирма выступает на новом рынке, но с существующим товаром;
· Фирма выступает на новом рынке с новым товаром.
Матрица «товар-рынок» для нашего предприятия представлена на рисунке 5
Рынок Товар |
Существующий |
Новый |
|
Существующий |
Глубокое проникновение на рынок Все виды бытовой мебели Столярные изделия |
Разработка товара Компьютерные столики Эргономические кресла |
|
Новый |
Развитие рынка |
Диверсификация |
|
Рис.5 Матрица «товар-рынок»
Исходя из матрицы для товарных групп, необходимы следующие маркетинговые мероприятия:
Бытовая мебель: Эту группу товаров фирма реализует на существующем рынке достаточно давно. Для более глубокого проникновения на рынок (увеличение емкости) необходима реклама, разные формы стимулирования сбыта и продажи, сервисные мероприятия и другие способы воздействия на потребителя.
Новые виды офисной мебели: На существующем рынке растет спрос на офисную мебель, особенно на компьютерные столики и эргономические кресла, поэтому предприятие приступило к разработке новых видов товаров способных заменить морально-устаревшие на существующем рынке.
2.8. Продуктовые стратегии предприятия.
Для классификации каждого из своих товаров по его доле на рынке относительно новых конкурентов и темпов роста продаж используют матрицу «рост объема продаж - рыночная доля». Матрица разработана бостонской консультационной группой (БКГ) из штата Массачусетс. Товары, занимающие в матрице схожее исходное стратегическое положение, объединяются в однородные совокупности. Для них можно определить базисные образцы действий, или так называемые нормативные стратегии, которые используются для целевого и стратегического планирования, а также для распределения ресурсов предприятия.
Матрица образована двумя показателями:
· Рост объема продаж, который рассчитывается как индекс физического объема продаж всех или основных фирм, работающих на рынке;
· относительная доля рынка, занимаемая фирмой, исчисляется как отношение ее объема продаж к общему объему или объему продаж основных конкурентов.
Матрица «рост объема продаж - рыночная доля» представлена на рисунке
ДОЛЯ РЫНКА |
||||
РОСТ ОБЪЕМА РЫНКА |
большая |
маленькая |
||
быстрый |
«Звезды» Столярные изделия, двери, окна, детская мебель |
«Дикие кошки» Офисная мебель |
||
медленный |
«Дойные коровы» Бытовая мебель |
«Собаки» |
||
Рис.6. Матрица «рост объема продаж - рыночная доля» ОАО «Алые паруса»
Для каждой ячейки матрицы предлагаются следующие стратегии:
«Дойные коровы» (бытовая мебель): Для данной группы товаров необходимо применять оборонительную стратегию, которая предполагает сохранение имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке.
«Дикие кошки» (офисная мебель): Так как спрос на офисную мебель растет необходимо применять атакующую стратегию, которая преследует цель завоевать и расширить рыночную долю.
«Звезды» (детская мебель, столярные изделия): На данные группы товаров спрос растет достаточно большими темпами нужно использовать атакующую стратегию, при насыщении спроса необходимо переходить на оборонительную стратегию.
2.9.Конкурентные стратегии предприятия.
Большинство современных рынков характеризуются как конкурентные. Отсюда возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы.
Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке, в набольшей мере определяет уровень конкуренции. В принципе интенсивность конкуренции считается наибольшей, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы, причем совсем не обязательно, чтобы конкурирующие фирмы были особенно крупными. Вместе с тем это правило не является универсальным и всегда верным с позиции фирмы, проводящей исследования на рынке. Так для крупной фирмы, обладающей мощными ресурсами и многочисленными преимуществами, конкуренцию представляют, как правило, только фирмы близкого размера с аналогичными возможностями. Напротив, для средней, а тем более небольшой фирмы наличие даже одного крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешного сбыта.
Предварительным, но обязательным этапом исследований конкуренции на рынке является сбор и анализ информации, необходимой в конечном итоге для выбора конкурентных стратегий. Полнота и качество собранной информации во многом определяет эффективность дальнейшего анализа.
Основным этапом анализа конкуренции на рынке является оценка на базе анализа основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции, степени подверженности рынка процессам конкуренции.
Поскольку конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке учитывается группа следующих факторов:
· соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов («центральный ринг») - ситуация в отрасли;
· конкуренция со стороны товаров являющихся заменителями - влияние товаров-заменителей;
· угроза появления новых конкурентов - влияние потенциальных конкурентов;
· позиции поставщиков, их экономические возможности - влияние поставщиков;
· позиция потребителей, их экономические возможности - влияние покупателей.
Проведем краткий анализ конкуренции:
Платежеспособный спрос на рынке мебели явно не насыщен. Он растет, но незначительно, поэтому фирмы не склонны к проведению агрессивных стратегий, а появление на рынке новых конкурентов в ближайшее время не ожидается. Это обусловлено высокими барьерами проникновения на рынок (т.е. тех трудностей и издержек, которые приходится преодолевать «новичку» по сравнению с действующими предприятиями - это высокие затраты на достижение эффективного масштаба производства, противодействия фирм отрасли). Уровень конкуренции на смежных товарных рынках (рынки стройматериалов, домостроения и др.) невысок. Набор сервисных услуг фирм-конкурентов в отрасли идентичен. Цены конкурентов значительно выше. Издержки переключения клиента с одного производителя на другого максимальны, т.е. вероятность ухода клиентов фирмы к конкурентам невелика. Предприятие имеет налаженный канал поставки. Важность нашего предприятия в глазах поставщиков говорит о незначительном влиянии с их стороны. Угроза со стороны покупателей невелика, так как есть крупные покупатели, но их доля незначительна и товар значим для покупателя. Издержки ухода фирмы с рынка данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети, ликвидация основных фондов и др.), поэтому следует ожидать большего упорства вытесняемых с рынка фирм в борьбе за свои позиции - это незначительно повышает уровень конкуренции. В целом уровень конкуренции невысок и в ближайшее время не изменится.
На основе анализа построим матрицу рыночного поля (рисунок 7).
Слабое влияние клиентов
1. Есть крупные покупатели,
но их доля незначительна
2. Товар значим для
покупателя
Слабое влияние Невысокая конкуренция в Слабое влияние
новых конкурентов отрасли с тенденцией к товаров-заменителей
1. Высокие барьеры усилению: 1. Высокая стоимость
на вход 1. Спрос ненасыщен, растет; «переключения»
2. Высокие преимуще- 2. Конкуренты не агрессивны; 2. Цена конкурентов
ства фирм отрасли по 3. Сильная конкуренция на выше
технологиям смежных рынках;
и каналам реализации 4. Между фирмами неценовая
конкуренция.
Есть незначительные
угроза со стороны поставщиков
1. Имеется один основной поставщик
пиломатериалов
2. Высокая важность
нашего предприятия для поставщиков
делает влияние со стороны поставщиков
незначительным
Рис. 7. Матрица рыночного поля ОАО «Алые паруса».
Современные рыночные условия сформировали на рынке четыре основных стратегии конкурентной борьбы: силовую, нишевую, приспособленческую и пионерскую.
Для нашего предприятия больше всего подходит использование нишевой стратегии, которая предполагает изготовление продукции для определенного круга потребителей.
2.10. Товарная политика.
Товар- продукт труда, произведенный на продажу, основа всего комплекса маркетинга.
Вся совокупность мер, связанных с товаром, от процесса его создания, производства и совершенствования, реализации на рынке до сервисного и послепродажного обслуживания, разработки специальных рекламных мероприятий и до момента снятия товара с производства, занимает центральное место во всей деятельности организации-товаропроизводителя и разработки его маркетинговой политики. Весь этот комплекс мероприятий и называется товарной политикой организации.
Товарная политика предполагает определенный набор методов (или заранее обдуманных действий) и принципов деятельности организации, благодаря которым организацией обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом предлагаемых товаров или услуг. Непродуманная неустойчивая ассортиментная политика организации, не учитывающая долговременные интересы развития, приводит ее к провалам и ненужной подверженности ассортимента чрезмерному воздействию случайно приходящих конъюнктурных факторов.
Предприятия ОАО «Алые паруса» производит деревянные изделия: дверные блоки, оконные рамы, наличники, плинтуса, паркет, деревянная тара и др.
Также производит различные виды мебели (бытовая, детская, мебель для учебных учреждений, некоторые виды офисной мебели), номенклатура которой представлена на рисунке 8.
Мебель бытовая |
|
Для жилых комнат |
Для кухни |
||
матрацы |
||||
столы |
||||
шкафы |
||||
Стулья, кресла банкетки |
||||
кровати |
||||
Диваны, диваны-кровати, кресла-кровати |
||||
Мебель детская |
||||
Шкафы, ящики для игрушек |
столы |
кровати |
стулья |
|
шкафы |
||||
тумбы |
||||
столы |
||||
стулья |
||||
Офисная мебель |
|
Шкафы |
Полки |
Кабинетные элементы |
Письменные и компьютерные столы |
Эргономические кресла |
|||||
Продукция нашего предприятия не является новой на российском рынке. Существует множество предприятий и фирм, реализующих аналогичную продукцию. Большая часть продукции из ассортимента предприятия находится на стадии роста (бытовая, офисная, детская мебель, двери, окна дверные блоки, оконные рамы, наличники, плинтуса, паркет). Также существуют товары, которые находятся на стадии разработки (компьютерные столики, эргономические кресла) и на стадии зрелости (некоторые виды бытовой мебели, парты, скамьи).
Мебель, выпускаемая нашим предприятием, среднего качества. Она соответствует требованиям основных покупателей (жители города Усть-Илимска и Иркутской области со средним уровнем дохода). Существуют требования по доставке мебели, сборке и послепродажному обслуживанию потребителей.
Наш продукт обладает достаточной патентной чистотой, высокой степенью патентной защиты. Имеется сертификат качества. Сертификат соответствия, гигиенический сертификат и товарную марку. Ассортимент достаточно насыщен.
ОАО «Алые паруса» планирует насыщение ассортимента и выпуск новых перспективных видов продукции - готовых изделий, разрабатываемых в соответствии с требованиями существующих стандартов по качеству и эстетическим показателям. Это будет осуществляться на основе учёта мнений потребителей.
2.11. Ценовая политика.
Ценовая политика - механизм или модель принятия решения о поведении предприятия на всех типах рынка для достижения поставленных целей.
При разработке ценовой политики обычно решаются следующие вопросы:
· в каких случаях необходимо использовать ценовую политику;
· когда необходимо отреагировать с помощью цен на политику конкурентов;
· какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение нового товара на рынок;
· какими мерами ценовой политики можно повысить эффективность сбыта.
Можно выделить следующие цели ценообразования фирмы ОАО «Алые паруса»:
· Сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;
· Ограничение потенциальной конкуренции;
· Завоевание лидерства по показателям доли рынка;
· Увеличение объема продаж;
· Максимизация товарооборота.
Существует верхний и нижний предел цен, рассчитываемый с учетом:
· себестоимости продукции;
· цены конкурентов на аналогичный товар или товары-заменители;
· спроса и предложения на данный товар.
Спрос на рынке мебели не насыщен, что не дает возможности наращивать масштабы производства, снижая себестоимость продукции. Спрос на продукцию завода постоянен. Цена должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно чтобы цена отражала уровень качества товара и имидж фирмы. Есть резерв снижения себестоимости продукции за счет уменьшения накладных расходов
Продукция мебельных фирм конкурирующих на рынке города Усть-Илимска и Иркутской области не одинаковая как по цене, так и по качеству.
Самую высокотехнологическую, качественную и дорогую мебель предлагает фирма «Мебель Италии».
Цена мебели фирм ОАО «Меркан» и ПМО «Шатура» достаточно высокая, но она несколько ниже. По качеству эта мебель способна конкурировать с западными фирмами.
ОАО «Алые паруса» предлагает мебель хорошего качества, но по более низкой цене, доступной для большинства потребителей.
Между фирмами существует неценовая конкуренция, так как каждая фирма предлагает продукцию, рассчитанную на определенный сегмент, т.е. на круг потребителей с определенным уровнем дохода.
Разработка ценовой стратегии - это последний этап ценовой политики фирмы.
Ценовая стратегия - совокупность долговременных положений и принципов, руководствуясь которыми, производитель устанавливает цену на свой продукт; она разрабатывается исходя из стратегических целей компании в данной рыночной нише.
ОАО «Алые паруса» использует активную ценовую стратегию, т.е. не придерживается пассивному следованию за лидером в ценах, а разрабатывает свою стратегию, учитывая собственные интересы.
На разные модели товаров одного вида предприятие устанавливает цены, которые достаточно отделены друг от друга, чтобы потребители видели качественные различия между моделями, иначе они будут рассматривать нижнее значение цены как самую подходящую для себя цену, исходя из того что « между моделями нет различий».
В верхнем диапазоне цены больше дистанцианируются, так как потребительский спрос становится менее эластичным. При этом потребители получают ассортимент, из которого они могут выбирать; минимизируется путаница, можно делать сравнение в пределах желательного диапазона цен; существуют различия и альтернативы по качеству.
Для увеличения числа посещения магазина потребителями используется стратегия «ценового лидерства». Она заключается в том, что предприятие незначительно снижает цены на продукцию, которая пользуется наибольшим спросом. Это увеличивает число покупателей и повышает их интерес к товарам всей ассортиментной группы. Таким образом, наше предприятие разрабатывает систему цен, которая бы обеспечивала получение максимальной прибыли по всей номенклатуре.
Вцелом предприятие придерживается стратегии средних цен, поскольку нет возможностей для реализации стратегии высоких или низких цен. Значительное снижение цен на продукцию покупатели могут воспринять как свидетельство низкого качества и это приведет к дискредитации торговой марки. Стратегия высоких цен не возможна, так как наше предприятие занимает рыночную нишу, где покупатели весьма чувствительны к повышению цены. Предприятие потеряет значительную часть своих клиентов. Таким образом, стратегия средних цен в данный момент является вынужденной для нашего предприятия.
Успешным для нашего предприятия является применение стратегии «цена с доставкой». То есть предприятие продает продукцию по цене, в которую включена стоимость доставки до покупателя. При этом предприятию нужно вести дополнительный учет затрат по транспортировке продукции, но данная стратегия достаточно удобна для покупателя.
2.12. Сбытовая политика.
Предприятие ОАО «Алые паруса» реализует свою продукцию на территории города Усть-Илимска и Иркутской области. Сбыт своей продукции предприятие осуществляет посредством торговых посредников - это специальные мебельные магазины, оборудованные выставочными стендами. Стенды представляют собой качественно оформленные площадки, где различная мебель, двери, наличники, плинтуса представлены в сопровождении дорогих и более дешевых аксессуаров. Со стороны руководства стендам уделяется большое внимание, так как они являются носителем торговой марки и лицом предприятия. Продукция на стендах постоянно обновляется, совершенствуется система показа и дизайна. Также предприятие осуществляет доставку со склада и монтаж продукции, включая послепродажное сервисное обслуживание покупателей. К товару прилагается специальная упаковка, защищающая его от повреждений при погрузке и транспортировке. Реализация продукции происходит через оформление индивидуальных заказов покупателями в офисе.
Сотрудники офиса оформляют заказы, договора с покупателями, одновременно собирают и систематизируют информацию и отслеживают ситуацию на рынке аналогичной продукции.
Предприятие устанавливает гарантийный срок на свою продукцию.
Учитывая то, что люди больше посещают те магазины, которые удобно расположены и в которых сам процесс покупки доставляет удовольствие, наши магазина расположены близко к автомагистралям. Первостепенное значение приобретает интенсивность транспортных потоков и движение пешеходов. В этой связи возникает необходимость наладить и вести учет движения общественного и личного транспорта и пешеходов, поскольку среди них могут оказаться наши потенциальные клиенты, если их внимание привлекут вывеска или выставленные на витрине товары, которые они смогут приобрести в нашем магазине. К услугам посетителей предоставляются камера хранения, бесплатный кофе, а также бесплатное пользование телефоном и гардеробом. Все это делает покупку мебели приятным занятием для покупателей. Также возле магазинов предусмотрены места для парковки автомобилей.
Информация о вкусах и предпочтениях посетителей выставочных стендов предприятия, где представлена продукция, собирается торговыми представителями фирмы - продавцами-консультантами.
Исследование спроса на свои изделия по нескольким направлениям. Одно из направлений оценки спроса - метод анализа текущих продаж. Анализ ведётся как по укрупнённым товарным группам, так и детализированный, по проданным изделиям. На основании результатов анализа продаж выявляются те виды изделий, которые пользуются платёжеспособным спросом у заказчиков. Анализ спроса состоявшихся заказчиков даёт как количественную оценку спроса, так и качественную. На основании анализа делаются выводы, какие изделия пользуются спросом, есть ли смысл продолжать их производство в этом объёме и работать над совершенствованием этих моделей или эффективнее для предприятия снять с производства как нерентабельные.
Основное внимание акцентируется на работе своих торговых представителей, их профессионализме, умении грамотно общаться с посетителями, заключать договора.
Работа на выставках каждого продавца анализируется. В результате анализа, даётся оценка профессиональным качествам конкретного сотрудника, и принимается решение о поощрении его и увеличении заработной платы.
Регулярно, раз в неделю, проводятся собрания, в которых принимают участия все, кто как-либо связан с реализацией продукции и сбором маркетинговой информации. На собрании проводится тщательный разбор работы стендистов по способу информации о посетителях выставочных стендов, продукции, которая наиболее пользуется спросом, на что обращают внимание посетители выставки, мнение каждого продавца-консультанта в обязательном порядке выслушивается и по нему принимается решение.
Метод исследования рынка потенциальных покупателей. На этот метод делается основная ставка компании. Методология анализа рынка и изучение спроса потенциальных покупателей носит не столько количественный анализ, а качественный. В основе методологии лежат методы, которые позволяют систематизировать мнения покупателей как состоявшихся, так и потенциальных о продукции предприятия, их желания и предпочтениях. Основу этого метода составляет выявление совокупного мнения потребителей о достоинстве и недостатках предлагаемой компанией продукции на рынке.
Анализ этой информации и конкретные выводы, сделанные на основе полученных результатов, лежат в производственной стратегии компании. Так изучая вкусы и предпочтения потенциальных покупателей, предприятие обеспечивает объёмы производства, позволяющие обеспечить рентабельность и устойчивое положение на рынке. Предприятие ориентирует производство изделий из массива на определённый сегмент рынка: на людей, имеющих средние доходы. Они предъявляют спрос на продукцию среднего качества и экологически чистую, а изделия из массива как нельзя точно отвечают этим требованиям. Лишь необходимо, чтобы продукция соответствовала представлениям потребителей о качестве и стиле.
Сбор информации о вкусах, желаниях и предпочтениях потенциальных покупателей производят продавцы-консультанты на выставочных стендах предприятия, которые из личных бесед с посетителями выставок делают выводы. Эти выводы заносятся консультантами в специальные бланки - опросные листы. В конце каждого рабочего дня со всех выставочных стендов опросные листы передаются телефонограммой в офис.
Опросные листы представляют собой табличную форму, которая имеет следующую схему. В первой колонке указывается время посещения стенда человеком (1-ое время - с 10.00 до 12.00 часов, 2-е время - с 12.00 до 15.00 часов, 3-е время - с 15.00 до 18.00часов). В последующих колонках указывается товарная группа изделий. Дальше в колонках отмечается, какая печатная продукция была отдана потребителю. Заключительная колонка опросного листа идет под названием «примечания», где детально по каждому изделию, которое упоминалось в беседе, заносится полезная информация о посетителе, его мнении о данной продукции, её недостатках и достоинствах.
Перед продавцом консультантом стоит задача не только собрать информацию о каждом потенциальном покупателе, но и установить обратную связь с ним, посредствам получения от него координат или телефона, заинтересовав его индивидуальным размером скидки.
В конце каждой беседы консультанта с заинтересовавшимся продукцией предприятия посетителем, ему вручается раскладка выше перечисленными пометками, и советуют посетить офис для оформления там заказа на понравившиеся изделия.
Если более подробно остановится на акции компании установления обратной связи с потенциальными покупателями, то аргументом в её пользу может служить создание базы данных покупателей. В конце каждого отчётного периода подводятся итоги по сумме денег полученных по заказам. И в том случае, когда установленный план перед филиалом не выполняется, обзваниваются по телефонам из базы данных потенциальные покупатели и их пытаются убедить оформить заказ в настоящее время с учётом специально предложенной скидки. За счёт дополнительно полученных денег выполняется план. От выполнения плана зависит размер заработной платы сотрудников, и дополнительно каждому по результатам анализа продаж продукции за месяц выплачивается премия.
Таким образом, организационная маркетинговая работа даёт возможность прогнозирование объёма реализации.
На основании отлаженной системы направления опросных листов торговых представителей и оформленных и оплаченных индивидуальных заказов, служба маркетинга имеет возможность регулярно отслеживать ситуацию на рынке о вкусах и предпочтениях покупателей и таким образом судить о сложившемся и потенциальном спросе на продукцию компании. Вся проанализированная информация поступает в корректно-конструкторское бюро. Отдел маркетинга совместно с КПБ принимают решения о целее сообразности увеличения выпуска, изменения, дополнения конкретных изделий или о разработке новых видов мебельной или столярной продукции.
Исследуя конкретный опыт оценки спроса, можно сделать следующие выводы:
· вся стратегия ОАО «Алые паруса» построена на использовании методов систематизации и анализа мнений покупателей, продавцов- консультантов и конкретных объёмов продаж предприятия на рынке;
· применение данных методов доступно и дёшево и отличается быстротой получения достоверной информации от покупателей;
· с помощью маркетинговых приёмов предприятие выявляет потребности реальных и потенциальных покупателей, подкреплённые финансовыми средствами; обеспечивает превращение покупательной способности в конкретный спрос, формирует устойчивые связи с потребительской средой, придавая процессу взаимодействия потребителя с производителем долговременный характер;
· установление обратной связи с потребителем является залогом успеха маркетинговой деятельности промышленных предприятий. С помощью анализа поведения покупателя на рынке фирма может понять, какие шаги необходимо предпринять для укрепления своего конкурентного преимущества.
2.13. Коммуникационная политика.
Каждая фирма беспокоится о своем имидже, создает мнение о престижности ее товаров. Все это обеспечивается путем разработки и правильной реализации политики продвижения товара или коммуникационной политики фирмы. Эта политика реализуется благодаря использованию таких средств коммуникации как: реклама, стимулирование продаж, личная продажа, общественные связи. Все вместе они образуют комплекс коммуникаций или комплекс стимулирования. Благодаря правильному сочетанию и использованию всех четырех составляющих этого комплекса обеспечивается продвижение товара.
Для увеличения объёма продаж, привлечения новых клиентов, расширения рынков сбыта и как следствие этого для получения прибыли делается основной упор на проведение рекламной кампании. От этого зависит успех продвижения товара. Реклама продукции осуществляется на основе анализа данных о качестве, ценах, свойствах товаров. В своей рекламной кампании завод опирается на более низкие цены и на известность ОАО «Алые паруса», как одного из лучших производителей изделий из древесины в Усть-Илимске и Иркутской области. Рекламная компания должна проводиться под лозунгом “Наша мебель - Ваше хорошее настроение, уют, комфорт и красота Вашего дома и офиса “.
Средства на продвижение продукции выделяются из прибыли завода. Расход на рекламу у ОАО «Алые паруса» составляет 7-10% от прибыли.
Объектом рекламы является продукция завода и послепродажное обслуживание (доставка по Иркутской области за небольшую плату, установка, ремонт).
Средствами рекламной кампании являются:
Рекламные объявления в журналах и газетах ремонтно-строительного характера.
Реклама в еженедельниках и ежемесячниках («Центр плюс», «Строитель», «2*2», - справочные издания каталогов ого типа). За рекламу в этих изданиях платит завод, а распространяются они среди населения бесплатно.
Радиореклама (Русское радио)
Специализированные выставки.
Выпуск рекламных проспектов, визитных карточек и пакетов с логотипами ЗАО «Сибирская сосна» (бесплатно предоставляются клиентам при покупке).
Рекламные щиты и стенды на улицах города.
Реклама в сети Интернет.
Использование практически всех работников завода для осуществления «персональных продаж» - когда работник сам привлекает покупателя - юридические и физические лица.
В рекламном объявлении указывается полное название предприятия, краткий перечень продукции, информация о ценах и координаты завода-изготовителя или его магазинов.
Ответственность за продвижение продукции и контроль за выполнением плана и эффективностью рекламной кампании возлагается на отдел маркетинга.
Предлагаемый нами товар является товаром промышленного и бытового назначения. Рекламную компанию будем, прежде всего, ориентировать на строительные фирмы, детские сады, учебные учреждения и население города.
Наиболее эффективной для нашего товара рекламой, на наш взгляд, является реклама, напечатанная в местной газете ("Усть-Илимская правда"). Эта реклама относительно не дорога (стоимость 20 букв - 500 рублей). Среди сотрудников строительных фирм, ведущих строительство в нашем городе, большинство проживают в нашем городе, а, следовательно, велика вероятность того, что они читают местную газету и рекламный контакт может состояться. Также мы планируем разместить нашу рекламу на щитах. Один рекламный щит будет находиться рядом с основным входом на территорию нашего производства, а другой при въезде в наш город по Братскому шоссе (таким образом, чтобы информация на нём была легко читаема для проезжающих мимо).
Рекламная деятельность фирмы дополняется другими элементами продвижения, в том числе, и стимулированием сбыта. Меры по стимулированию сбыта относятся как к покупателям, так и к участникам каналов распределения (оптовикам, розничной торговле и другим посредникам, а также собственному торговому персоналу фирмы).
Стимулирование сбыта, рассчитанное на покупателей, имеет целью создание у них ощущения экономической выгоды и тем самым побуждение к росту спроса. Для воздействия на покупателей используются такие методы стимулирования как купоны для покупки со скидкой, скидки с цен, продажа в кредит, гарантия возврата денег в определенных ситуациях.
Такие меры стимулирующего воздействия, как премии при покупке товаров на определенную сумму, совместное проведение рекламы, скидки для постоянных закупщиков товара, используется нашим предприятием для стимулирования торговых посредников. По отношению к продавцам наиболее часто используются такие меры воздействия, как выдача премий, предоставление дополнительного отпуска, проведение конкурсов.
Стимулирование посредников и торгового персонала фирмы заключается в стремлении улучшить их работу по реализации товаров.
2.14.Маркетинговый контроль.
Как бы ни был детально проработан план маркетинга, современный рынок вносит множество неожиданностей и непредвиденных ситуаций, требующих особого внимания и постоянного контроля всех этапов реализации плана. Естественно, что одним контролем не исчерпывается задача управления фирмой. Контроль обязательно должен сопровождаться периодической переоценкой отношения фирмы к ситуациям, складывающимся на рынке.
При осуществлении маркетингового контроля следует ясно представлять, что контролировать все технически просто невозможно, да и в этом нет необходимости. Поэтому возможно ограничиться контролем наиболее важных сторон деятельности фирмы. К таким видам контроля следует отнести:
· контроль за выполнением годовых планов;
· контроль прибыльности фирмы;
· стратегический контроль.
Контроль за выполнением годовых планов. Он заключается в сопоставлении показателей деятельности фирмы с показателями. Заложенными в годовой план. Если текущие показатели оказываются неудовлетворительными, принимаются меры по исправлению положения. Данный контроль включает четыре последовательных этапа, на которых следует ответить на следующие вопросы:
· Чего нужно достичь (по определенным контрольным показателям)?
· Что в действительности происходит с показателями рыночной деятельности?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики предприятиям всё сложнее добиваться успехов без разработанной и чётко сформулированной стратегии своих действий. Рынок диктует необходимость определения чёткой позиции и целей предприятия.
В зарубежной практике, а в последнее время и в практике отечественных предприятий, широкое распространение получило планирование предпринимательской деятельности. Документом такого планирования служит бизнес-план. Одним из разделов бизнес-плана является план маркетинга, который включает в себя методы ценообразования, способы продвижения продукции и проведения рекламных кампаний, анализ конкурентов. Разработкой плана маркетинга занимается отдел маркетинга. Задачи, выполняемые отделом маркетинга (исследование рынка, поиск новых клиентов, проведение рекламной кампании), непосредственно отражаются в плане маркетинга, а следовательно, и в бизнес-плане.
Планирование маркетинга позволяет предприятию ответить на вопросы: какую ценовую политику проводить, как не потерять старых и привлечь новых клиентов, как рекламировать продукцию и добиться эффективности производства и конкурентоспособности продукции. В конечном итоге планирование позволяет добиться целей, поставленных предприятием. Без плана маркетинга успешная работа предприятия будет затруднена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федько В.П. Федько Н.Г. Основы маркетинга. Серия «Учебники Феникса». Ростовн/Д: Феникс, 2002-480 с.
2. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг: Учебное пособие.- Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003.-397 с.
3. «Основы маркетинга» Е.П. Голубков, М.: ФИНПРЕСС, 1999-335 с.
4. «Маркетинг» под ред. Э.А. Уткина, М.: ЭКСМОС, 1998. - 290 с.
5. «Экономика предприятия» учебник, под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара, 2-е издание, М.: ЮНИТИ, 2000 - 557 с.
6. Маркетинг: Учебное пособие-М: Форум: ИНФРА-М, 2004-282с.- (сессия «профессиональное образование»).
7. Маркетинг: Учебник А.Н.Морозов, С.Л. Красильников, и др.; Под ред А.Н. Романова - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996-560 с, : ил.
Приложение 1.
Организационная структура ОАО «Алые паруса»
Генеральный директор ОАО «Алые паруса» |
|
Бухгалтерия |
Главный бухгалтер |
Директор по капстроительству |
Текущий ремонт |
||||
Директор по маркетингу |
Коммерческий директор |
Главный инженер |
Директор по производству |
Директор по экономике и финансам |
Директор по кадрам и социальным вопросам |
||||||
Главный инженер |
Главный энергетик |
Производственный отдел |
|||
Магазин |
Отдел сбыта |
Склад готовой продукции |
Менеджер |
Мат.-тех. снабжения |
Охрана |
Транспорт |
Коммерческий отдел |
Материальный склад |
Текущий ремонт |
Отдел гл. конструктора |
Отдел гл. технолога |
Отдел тех. контроля |
Лаборатория |
Отдел охраны труда |
Паросиловое |
Котельная |
Цех 1 |
Цех 2 |
Цех 3 |
Цех 4 |
Планово-экономический отдел |
Финансовый отдел |
Отдел кадров |
Отдел соц. обеспечения |
Столовая |
Дом культуры |
||||||||
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |