Оглавление
Качество товаров формируется на стадиях их разработки и изготовления.
К факторам, непосредственно влияющим на качество товаров, относятся качество исходного сырья, материалов и комплектующих изделий, конструкция изделия (включая качество проектирования и моделирования), качество технологических процессов (включая качество нормативно-технической документации, оборудования, качество труда работников и др.).
Химический состав, структура и свойства исходных материалов во многом определяют свойства и качество готовых изделий. Определенное влияние на формирование качества оказывают вспомогательные и отделочные материалы, например лаки, краски, нитки, фурнитура и т. п.
Конструкция, т. е. конфигурация и размеры отдельных деталей и узлов, способы их соединения и взаимодействия влияют на эффективность выполнения товаром своих функций.
Из одного и того же материала, используя различные виды технологической обработки, можно получить различные по своим свойствам товары. Особое место в технологических операциях для улучшения внешнего вида товаров и ряда потребительских свойств занимают отделочные операции, в том числе нанесение декоративных и защитных покрытий, шлифование, полирование, раскраска и т. д.
На стадиях товарного обращения и потребления, в частности при транспортировании, хранении, реализации и потреблении, необходимо сохранить уже сформированное качество.
К факторам, обеспечивающих сохранение качества товаров при доведении их от производства до потребителя относятся упаковка и маркировка, условия транспортирования, хранения товаров.
Рассмотрим более подробно характеристику каждого из этих факторов.
Важным элементом разработки товара является его упаковка.
Упаковка--это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений или потерь при транспортировке, складировании, при перевалке и хранении.
Это носитель информации--наименования товара и его изготовителя, штрихового кода, инструкции по эксплуатации, манипуляционных знаков, экомаркировки, рекламы других товаров того же изготовителя или рекламы продукции другого поставщика.
Но, кроме того, упаковка--метафорическое изображение продукта. Она должна создать визуальный образа продукта для его идентификации, придавать ему дополнительную стоимость в результате создания престижности и способ поддержания корпоративной марки.
Упаковка является единой системой, все части которой взаимообусловлены. В то же время она стала частью товара.
Изучение и оценка значения упаковки возможны в двух аспектах, как то: материально-конструктивном и художественно-образном.
Материально-конструктивный аспект упаковки включает следующие функции:
1. Утилитарную. Это наиболее элементарная и наиважнейшая функция упаковки. Если упаковка не будет выполнять своего первоначального назначения -- сохранять продукт, в ней содержащийся, то она потеряет всякий смысл. Утилитарная функция включает в себя требование сохранности продукта, предполагает точную в весовом отношении расфасовку товара, соблюдение условий хранения и обеспечения этих требований, маркировку, связанную с удобством складирования, пересылки и так далее;
2. Технологическую. Кроме назначения сохранять продукт не менее важным является удобство транспортировки -- доставка от изготовителя к потребителю через распространителя. Технологический аспект, т. е. выбор материалов для изготовления и способ нанесения изображения, зависит, прежде всего, от свойств продукта.
Технологии сохранения и перевозки различных товаров очень разнообразны и прошли длительную эволюцию от простых (сработанных из одного, встречающегося в природе материала) до сложных (состоящих из многих компонентов и искусственно созданных материалов).
Выбор технологических средств напрямую связан с социально-экономическим фактором. Исторически сложилось и психологически оправдано, что продукт дорогой и предназначенный для потребления обеспеченными слоями населения и упаковывается в дорогие материалы и, соответственно, оформляется изысканно и дорого. Упаковка, приобретая знаковый смысл принадлежности, начинает играть роль социального фактора, фактора престижа.
3. Экономическую. Если упаковка не экономична для транспортировки, то она сильно удорожает затраты, тем самым значительно повышает конечную цену. Вопросом экономичности пренебрегают в том случае, когда упаковка, прежде всего, должна выполнять знаковую функцию, то есть продается не столько товар, сколько упаковка. Например, когда в большую коробку конфет, которая могла бы вместить около килограмма этого продукта, укладывают 150 грамм. Наполнение в данном случае не играет большой роли. Нарядная и привлекательная коробка предназначена быть знаком внимания и благодарности.
4. Экологическую. С технологической функцией связана и функция экологическая, очень актуальная в современном мире, так как проблема дальнейшей судьбы упаковки -- ее вторичное использование, уничтожение, переработка без вредных последствий для окружающей среды -- очень важна.
Художественно-образный аспект упаковки включает следующие функции:
1. Художественно-эстетическую. Эта функция упаковки делает ее предметом декоративно-прикладного искусства; определяет ее роль в формировании визуальной среды; формирует эстетическое чувство; играет большую роль в психологическом воздействии упаковки на подсознание потребителя. Таким образом, художественное решение придает упаковке некое символическое значение и является способом передачи невербальной информации.
2. Рекламную. Рекламная функция с помощью вербальной и визуальной информации призвана донести до потенциального потребителя преимущества данного товара перед аналогичным, но другого производителя, т. е. решаются задачи маркетинга.
3. Социально-экономическая и коммуникативная функции подразумевают, прежде всего, создание образа для передачи информации невербальными средствами, хотя необходимым условием существования упаковки является наличие значительного блока информации, выраженной вербально, как-то: ингредиенты, вес, изготовитель, способы применения и т. д.
Здесь в особенности надо учитывать пристрастия целевой аудитории. В зависимости от адресата, упаковка может быть престижной (потребитель--человек с большими или средними доходами, но при этом среднего культурного уровня); изысканной (потребитель не обязательно богатый, но культурный человек с хорошим вкусом); нарядной (предназначенной для женщины); яркой (для ребенка); вызывающей (рассчитанной на подростка-тинейджера) и т. д.
4. Психологическую функцию. Задача дизайнера -- всеми доступными его профессии средствами сформировать на подсознательном уровне установку на приобретение данного товара. При создании такой установки учитываются такие факторы, как удобство, новизна (новая, более совершенная модификация), престижность. Будут использоваться и чисто художественные средства, такие, как конструкция, пластическое решение и изобразительный ряд, а также композиционные средства (ритм, масштаб, контрасты и т. п.).
Маркировка - текстовое условное обозначение или рисунки, нанесенные на товар или упаковку, а также другие средства, предназначенные для идентификации товара или его отдельных свойств, доведение информации до потребителя об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.
В маркировке содержится информация о товаре, его изготовителе, способах ухода за ним, о таре, о грузоотправителе и грузополучателе и пр.
Маркировку наносят непосредственно на товар, на ярлыки, прикрепленные к товару, на тару непосредственно или с помощью бирок, этикеток и ярлыков. Способы и содержание маркировки устанавливаются стандартами и техническими условиями.
Особую роль в маркировке играет товарный знак предприятия-изготовителя или фирменная марка.
Согласно действующему законодательству в соответствии со статьей I Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки самых разнообразных тем: это и различные орнаменты, символы, и изображения животных, птиц, стилизованные изображения всевозможных предметов. Изобразительные товарные знаки могут включать в себя не только изображения предметов, но и слова в особой форме, иногда бывает трудно провести четкое разграничение между буквенными или словесными знаками и изобразительными знаками.
В зависимости от места нанесения различают следующие маркировки: производственная и торговая.
Производственная маркировка - носители: этикетки, кальеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
Торговая маркировка предназначена для предоставления сведений о продавце и в меньшей степени информации о товаре. Благодаря идентифицирующей информации отдельные носители торговой маркировки служат основанием для предъявления претензий к продавцу в случае обнаружения дефектов товара.
Носители торговой маркировки: ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, упаковка.
Способы осуществления маркировки: нанесение несмываемой краской, выжигание, выдавливание с помощью штампов, вдавливание цифр, букв.
Основные элементы маркировки:
1) текст (удельный вес от 50 до 100%), он более предпочтителен;
2) рисунок (не всегда присутствует, но удельный вес его может быть до 50%);
3) информационные знаки - идентификация характеристик товара, до 30%.
Условные обозначения позволяют выделить товар из массы аналогичных, идентифицировать товар:
- компонентные знаки (пищевые добавки);
- размерные знаки - конкретные физические величины (масса, объем);
- эксплуатационные - для информирования потребителя о правилах эксплуатации, монтаже, наладке; перечень знаков утвержден на международном уровне, наибольшее распространение - текстильные изделия;
- манипуляционные знаки - для информации о способах обращения с товарами, грузами;
- предупредительные знаки - для обеспечения безопасности потребителя товаров и сохранение окружающей среды при перевозке, хранении, использовании товаров;
- экологические знаки - для информирования потребителей об экологически безопасных способах их применения, эксплуатации или реализации.
В экономическом цикле «производство - транспортировка -- потребление» материальный результат труда последовательно выступает в разных качествах: продукция -- товар -- груз -- товар -- предмет потребления. С момента приема к перевозке на станции (в порту) отправления и до момента выдачи на станции (в порту) назначения вся товарная продукция носит название «груз». На стадии транспортировки многие потребительские свойства, характеризующие продукцию как товар, оказываются несущественными, так как не влияют на процесс транспортировки. На первый план выступают те свойства товара, которые связаны с процессом транспортировки и составляют транспортную характеристику груза. В транспортную характеристику груза входят: физико-химические свойства, объемно-массовые показатели, тара, упаковка, режимы хранения, перегрузки и перевозки.
Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.
Сохранность груза и безопасность его транспортировки обеспечиваются, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз считается транспортабельным, если он: находится в кондиционном состоянии; соответствует стандартам и условиям перевозки; имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты положенную маркировку; надежно защищен от воздействия внешних условий; не имеет признаков, свидетельствующих о его порче.
Правовыми основами, которые регулируют взаимоотношения грузовладельца и перевозчика при внутренних и внешних перевозках, служат Кодекс торгового мореплавания, уставы железнодорожного, автомобильного, речного транспорта, Воздушный кодекс, инструкции и положения межведомственного характера.
Значительная часть товаров из производства попадает непосредственно в продажу, а часть предварительно поступает на хранение в подсобные помещения розничных торговых предприятий и на склады оптовых баз. Не все товары одинаково способны сохранять свое качество в процессе хранения при нормальных условиях. Для каждой группы товаров с учетом их свойств разрабатываются инструкции по хранению.
Правильная организация хранения товаров, сокращение товарных потерь являются важнейшей составляющей экономического благополучия торгового предприятия.
2. Роль упаковки в сохранении качества товаров
В качестве примера рассмотрим роль упаковки в сохранении качества лекарств так как:
Лекарства - это товар, в наибольшей степени влияющий на здоровье и качество жизни потребителей;
Лекарства - это товар, требующий соблюдения строгих мер по обеспечению качества при транспортировке и хранении, так как при не соблюдении установленных требований по транспортировке и хранению лекарства теряют свои свойства и могут принести только вред;
От качества упаковки напрямую зависят не только сохранность лекарственных средств и их защита от подделок, но и прибыль, как производителя, так и тех, кто занимается продажей лекарственных препаратов.
Затраты на упаковку могут составлять до 50% от себестоимости лекарства, но они оправданны ввиду исключительной важности упаковки на всех этапах движения лекарственного средства от производителя к потребителю.
Упаковка объединяет тару, лекарство, укупорочные и вспомогательные материалы, которые определяют потребительские свойства товара. Упаковка готовых лекарственных форм классифицируется по видам.
Первичная - индивидуальная, или потребительская, упаковка, непосредственно контактирующая с лекарственным средством. Она предназначена для создания условий, необходимых для сохранения качества заключенной в ней лекарственной формы.
Вторичная - упаковка, предназначенная для защиты первичных упаковок и более полных информативных сведений. В ряде случаев вторичная упаковка создает дополнительную герметизацию и защиту первичных упаковок от влияния внешних факторов. Вторичная упаковка также является потребительской.
Групповая - упаковка, представляющая собой группу первичных или вторичных упаковок, которая формируется при упаковке продукции в термоусадочную пленку, бумагу, картонные коробки.
Транспортная - упаковка в транспортную тару, в ней продукция доставляется к месту реализации, она должна быть единой для каждой серии лекарственного препарата.
Тара в зависимости от функционального назначения подразделяется на потребительскую и транспортную. В потребительскую тару расфасовывают продукцию (банка, бутылка, ампула, туба и др.). Транспортная тара представляет собой транспортную единицу (ящик, бочка, лоток, мешок и т.д.)
Упаковка лекарственных препаратов выполняет много задач. Основная - защита лекарственных средств от неблагоприятных факторов внешней среды, обеспечение его качества на всем протяжении срока годности.
К защитной функции упаковки можно отнести также защиту лекарственного препарата от подделок. Эта проблема особенно важна для производителей дорогостоящих и популярных лекарств. Средства защиты упаковки можно условно разделить на явные, скрытые и комбинированные.
Явные системы защиты - это то, что потребитель видит при покупке, например, пломба, крышка с контролем первого вскрытия.
Скрытые системы защиты проявляются при определенных условиях: материалы, реагирующие на ультрафиолетовое излучение, воздействие химических веществ, света, температуры, а также электронные элементы этикетки.
При комбинированной системе защиты в состав упаковки входят явные и скрытые элементы контроля. Здесь можно упомянуть ярлыки из разрушающихся материалов, которые состоят из двойного слоя полистирола, соединенного при помощи электронных средств со слоем адгезива.
На упаковку нередко наклеиваются голограммы и фотохромные изображения; в разработке - пьезохромные изображения, которые обладают блеском и могут "звучать" благодаря специальным активационным механизмам.
Начинается освоение технологии нанесения на этикетку термокристаллов для защиты упаковки. Краски с добавлением этих веществ способны менять свой цвет в зависимости от температуры окружающей среды. Проверка подлинности такой этикетки не требует каких-то специальных приборов кроме тепла ладони человека. Для производства этикеток с высокой степенью защиты от подделок также используются защитные полоски, которые применяются в банкнотах, и полоски с водяными знаками, флуоресцирующими волокнами и защитными нитями.
Подлинность лекарственного средства гарантируют и этикетки-манжеты, надеваемые на шприцы. Вообще, высокое качество полиграфии (УФ-флексопечать, термопечать, горячее тиснение фольгой) можно рассматривать как средство, затрудняющее подделку упаковки.
Пломбирование транспортной тары тоже является надежным средством защиты от подделок. На контейнер или другую тару ставится специальная пломба, после чего с нее снимается защитное покрытие. При попытке снять пломбу она рассыпается.
Существуют также различные приемы, гарантирующие целостность упаковки и контроль вскрытия. Это могут быть различные крышки с контролем вскрытия. Удобна для этих целей и термоусадочная пленка. Она гарантирует защиту от подделок, контроль вскрытия, повышение привлекательности изделия и скрытие изъянов тары, а также защиту от ультрафиолетовых лучей. Термоусадочной пленкой можно покрыть крышку или полностью всю тару.
Используются также современные самоклеящиеся материалы, при отклеивании которых появляется надпись "void" ("недействительно").
Упаковка обеспечивает транспортирование лекарственного средства от производителя к потребителю - транспортная функция. Транспортная тара обеспечивает сохранность медикаментов, удобство перевозки и хранения.
Упаковка также несет информационную и рекламную функцию. На упаковке лекарственного средства обязательно должна присутствовать информация о производителе, разработчике, составе и количестве действующих веществ, назначении препарата, предостерегающие надписи, информация об условиях хранения, сроках годности, серии и регистрационном удостоверении.
Помимо этого, в последнее время на упаковку возлагается рекламная функция. Привлекательное оформление и узнаваемость лекарственного средства, рекламная кампания обеспечивают успех на рынке для безрецептурных лекарственных препаратов. Удобство в применении, обусловленное удачно подобранной упаковкой, иногда служит решающим аргументом в пользу покупки того или иного препарата.
Упаковка должна обеспечивать сохранность массы и качества лекарственных средств в течение установленных сроков годности. Материалы тары и укупорки не должны абсорбировать лекарственное вещество, а также вспомогательные вещества в количестве, влияющем на уменьшение их содержания в лекарственном средстве сверх установленных норм.
Материалы тары и укупорки должны быть практически непроницаемы для летучих и жидких ингредиентов, а также для паров воды, кислорода воздуха и для микроорганизмов.
Материалы тары и укупорки должны быть химически и физико-химически совместимы с ингредиентами лекарственной формы: не должны мутнеть, изменять цвет, терять механическую прочность, комбинированные материалы не должны расслаиваться и растрескиваться.
Упаковка (тара, укупорка) должна быть изготовлена из нетоксичных материалов, совместимых с лекарственными средствами. Таро-упаковочные и укупорочные материалы и изделия должны быть разрешены к применению в фармации по результатам исследования на совместимость материалов с лекарственными препаратами и определения их защитных характеристик.
Детали укупорки должны быть надежно фиксированы на корпусе тары, чтобы обеспечивать требуемую степень герметичности. Пленочные материалы должны обладать достаточной прочностью на разрыв и прокол. Тароупаковочный материал должен быть пригодным или подготовленным для этикетирования или нанесения печати. Тароупаковочные и укупорочные изделия должны быть удобными для транспортировки и применения препаратов.
Как видно из вышеперечисленного, требования к упаковке достаточно жесткие и обусловлены теми функциями, которые она выполняет.
3. Значение маркировки в сохранении качества товаров
В сохранении качества товаров большое значение имеет маркировка, выполненная в виде информационных знаков, наносимых на упаковку или товар и информирующих:
о соответствии товара нормативным документам (знаки соответствия, сертификационные знаки);
о правилах использования товара и способах обращения с грузами при транспортировке (манипуляционные знаки);
- о риске, возникающем при использовании, хранении, перевозке и утилизации опасных веществ и материалов (предупредительные символы).
Знаки соответствия стандартам.
В мировой и отечественной практике известны многие процедуры и различные методы подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Особое место среди них занимает сертификация, которая отличается тем, что, выполняется третьей - независимой от изготовителей и потребителей - стороной, что создает предпосылки высокой объективности ее результатов.
А одним из основных методов указания соответствия продукции требованиям нормативных документов при положительных результатах сертификации является ее маркирование знаком соответствия.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» знак обращения на рынке -- изображение, наносимое на выпускаемую в обращение продукцию, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном порядке. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Изображение единого знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Маркировка осуществляется заявителем или лицом, принявшим декларацию, самостоятельно, любым удобным для него способом.
Знак соответствия системы добровольной сертификации -- зарегистрированное в установленном порядке изображение, применяемое по правилам системы добровольной сертификации и указывающее, что объект сертификации соответствует требованиям данной системы сертификации. Изображение знака и порядок маркировки устанавливаются правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Маркировка знаком соответствия национальным стандартам осуществляется заявителем на добровольной основе, любым удобным для заявителя способом.
Знаки соответствия информируют о том, что продукция прошла оценку соответствия. ГОСТ Р 50460-92 были установлены основные требования к изображению российского знака соответствия, применяемого при обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ-Р (рис.1, а). Основные элементы этого знака используются также в изображении знаков Системы сертификации ГОСТ Р, применяемых при добровольной сертификации, сертификации систем качества (рис. 1,б, в), а также знака соответствия требованиям государственных стандартов (рис 1, г).[5]
в) г)
Рис. 1. Национальные знаки соответствия
Предупредительная маркировка
Основная задача предупредительной маркировки -- позволить потребителям идентифицировать потенциальную опасность предметов и определить правила безопасного обращения с ними, а также получить интересующие сведения из инструкции по эксплуатации или других источников.
Для привлечения внимания в маркировке могут быть использованы следующие «сигнальные слова»:
«ОПАСНОСТЬ» -- большая степень риска;
«ОСТОРОЖНО» -- средняя степень риска;
«БЕРЕГИСЬ» -- потенциальная угроза риска.
Примерами предупредительной маркировки могут служить:
* маркировка и оформление лекарственных средств и медицинских изделий (в части обязательных условий хранения, сроков годности и мер предосторожности при применении);
* предупреждения о защитных мерах против возможного доступа к пищевым продуктам в упаковке (специальные пломбы, защитная пленка или фольга);
* предупреждения о вреде для здоровья, связанном с табачными изделиями и алкогольной продукцией;
* маркировка игрушек для детей до трех лет;
* маркировка электротоваров, химических веществ и материалов, связанная с присутствием опасных физических и химических факторов.[11]
Транспортная маркировка -- это надпись, информирующая о получателе, отправителе и способах обращения с грузом при его транспортировке и хранении. Из всех видов маркировки транспортная маркировка имеет наибольшее значение для сохранения качества товаров.
Общие правила маркировки грузов в Российской Федерации регулируют ГОСТ Р 51474-99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами» и ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов».
В соответствии с ГОСТ 14192-96 Транспортная маркировка, наносимая на грузовое место, должна содержать манипуляционные знаки (или предупредительные надписи, если невозможно выразить знаками необходимый способ обращения с грузом), а также основные, дополнительные и информационные надписи.
Основные, дополнительные и информационные надписи содержат следующую информацию.
Основные:
* наименование грузополучателя;
* наименование пункта назначения (с указанием пунктов перегрузки);
* число грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии.
Дополнительные:
* наименование грузоотправителя,
* наименование пункта отправления и
* надписи транспортных организаций.
Информационные:
* массу грузового места (брутто и нетто) в килограммах и
* габаритные размеры грузового места в сантиметрах.
Маркировка, характеризующая транспортную тару, включает в себя товарный знак или наименование предприятия-изготовителя, обозначение НТД и соответствующий номер тары. На многооборотную тару наносится надпись «Многооборотная».
Манипуляционные знаки -- это изображения, указывающие на способ обращения с грузом. Если с товарами необходимо обращаться по-особому при погрузочно-разгрузочных работах, непосредственной транспортировке и хранении, то на тару или упаковку наносят специальную маркировку, указывающую специфические свойства товара и способы обращения с ним.
Изображение, наименование, назначение, размеры, правила размещения манипуляционных знаков на таре регламентируется ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов".
ГОСТ Р 51474-99, гармонизированный с аналогичным международным стандартом ИСО 780:97, также устанавливает манипуляционные знаки, которые в основном совпадают со знаками, предписанными ГОСТ 14192-96, но с некоторыми различиями и дополнениями.
Перечень основных манипуляционных знаков с их эквивалентами на английском языке [13] приведен в следующей таблице.
Maнипyляциoнныe знaки
Xpyпкoe. Ocтopoжнo |
Fragile; handle with care; glass; do not drop |
|
Бepeчь oт coлнeчныx лyчeй |
Protect from heat |
|
Бepeчь oт влaги |
Keep dry |
|
Oгpaничeниe тeмпepaтypы |
Protect from cold; keep in a cold place |
|
Bepx |
This side up; top; stock only this way up |
|
Oткpывaть здecь |
Open here |
|
He кaтить |
Do not turn over |
|
Зaжимaть здecь |
Clump here |
|
Mecтo cтpoпoвки |
Sling here |
|
Жидкocть |
Liquid |
|
Kaтить, a нe пepeвopaчивaть |
To be rolled, not tipped |
|
Macлoonacнo |
Off oil; use no oil |
|
He кaнтoвaть |
Do not turn oveг; do not tip |
|
He oпpoкидывaть |
Keep upright |
|
Hиз |
This side down; bottom |
|
Oгнeoпacнo |
inflammable; off fire |
|
Пepeдвиraть нa кaткax |
Use rollers |
|
Пoднимaть здecь |
Heave here |
|
Пoднимaть цeпями, a нe кpюкaми |
Hold with chain, not with hooks |
|
Пo oпopoжнeнию вoзвpaтить в... |
When empty retum to... |
|
Пpoмacлeнный кapтoн нe yдaпять |
Do not rerлove tarred board |
|
C гopки нe тoлкaть |
Do not hump |
|
Cшивкy нe нapyшaть |
Dont break lace |
4. Влияние условий транспортирования и хранения на качество товаров
На сохранность качества товаров во время транспортировки влияют следующие факторы: подбор соответствующего вида транспорта, техническое состояние транспортного средства, способ и условия погрузочно-разгрузочных работ, способ укладки в транспортном средстве, условия транспортирования, продолжительность перевозки. При выборе способа транспортирования необходимо учитывать природу товаров и их возможные изменения при различных воздействиях. [8]
В качестве транспортных средств используются в основном воздушный, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт.
В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические. Специфические грузы требуют особых мер сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хранении.
Специфические свойства грузов связаны с их физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками и биохимическими процессами, протекающими в органических продуктах в процессе транспортирования.
При транспортировании учитываются.
* Физико-химические свойства: сыпучесть, гигроскопичность, слеживаемость, смерзаемость, спекаемость, вязкость, морозостойкость, теплостойкость, огнестойкость, огнеопасность, способность к самонагреванию и самовозгоранию, взрывоопасность, распыляемость, пылеемкость, хрупкость, окислительные свойства, способность к коррозии, вредность, ядовитость, инфекционная опасность, радиоактивность.
* Объемно-массовые характеристики: плотность, удельный объем, удельный погрузочный объем.
* Возможность биохимических процессов: автолиза, дыхания, дозревания, прорастания, гниения, брожения, плесневения.
Груз в результате перевозки не должен изменить своих химических, физических или иных свойств, которые могут привести к порче самого груза, к порче другого перевозимого груза или к нарушению общей безопасности перевозки.
К перевозке принимаются только доброкачественные скоропортящиеся грузы. Грузы принимаются к перевозке по предъявлению отправителем качественных удостоверений или сертификатов на каждую грузовую отправку. В этих документах обязательно указываются максимальные сроки транспортировки и технические требования по обслуживанию.
Так, например, цветы принимаются в упаковке, исключающей доступ к содержимому и обязательно опломбированной. Упаковки с цветами загружаются так, чтобы не было прямого контакта с полом и стенами. Упаковки с цветами не перевозятся в одном отсеке с фруктами и овощами, так как овощи выделяют этиленовый газ, вредный для цветов.
Рыба перевозится в водонепроницаемых контейнерах груз. Если используется лед, то он находится в специальном контейнере. Для транспортировки мяса и рыбы используются специальные термоконтейнеры с регулированием температуры (-5? С -- для свежей рыбы; -12? С -- для мороженой).[6]
По степени сохранности при их транспортировании грузы делятся на три категории:
* требующие особых условий сохранности (взрывоопасные и огнеопасные грузы, стекло, электронные приборы);
* требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель, строительные конструкции);
* не требующие условий сохранности (земля, песок, металл).
При ненадлежащем исполнении обязанности по обеспечению сохранности груза, принятого к перевозке, и до выдачи грузополучателю перевозчик несет ответственность, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Повреждение (порча), недостача груза удостоверяются коммерческим актом, который является основанием для наступления ответственности перевозчика. Требования к содержанию коммерческого акта и порядок взаимоотношений сторон при его составлении устанавливаются транспортным законодательством.
Основными условиями, соблюдение которых обеспечивает надлежащее хранение, являются: определенная температура и относительная влажность воздуха; соответствующие освещение и вентиляция; соблюдение товарного соседства; закрепление постоянных мест за товаром; обеспечение материальной ответственности; выполнение санитарно-гигиенических мероприятии, предупреждающих убыль и порчу товаров.
Необходимо защищать товары от действия прямых солнечных лучей. Во время хранения, особенно длительного, товары периодически просматривают, перекладывают, при необходимости очищают от пыли, плесени, ржавчины.
При хранении товар укладывают на подтоварники, поддоны, стеллажи, в шкафы, подвешивают на плечики, кронштейны. Хранение товара на полу недопустимо. При хранении следует строго соблюдать товарное соседство, исключающее передачу запахов, влаги, пыли от одного товара другому.
Нельзя хранить мыло без герметичной упаковки вместе с парфюмерией, химикаты -- с металлическими изделиями, фотобумагой, гигроскопические товары (сухие краски) -- с влаговыделяющими (олифа), товары с резким запахом (лаки, краски) -- с товарами, легко воспринимающими их (ткани, готовое платье, трикотаж).
Громоздкие и тяжелые товары размещают на нижних полках, более легкие -- на верхних. Товары, реализуемые относительно медленно, помещают в глубине помещения. Товары размещают не ближе 1 м от отопительных приборов, 50 см -- от электроламп и 30--40 см -- от наружных стен.
Заключение
В результате проведённого исследования по теме: «Анализ факторов, сохраняющих качество товаров» можно сделать ряд выводов:
1. Слагаемые качества товара делятся на две группы: факторы, формирующие качество, и факторы, влияющие на сохранность качества товаров.
2. К факторам, обеспечивающих сохранение качества товаров при доведении их от производства до потребителя относятся упаковка и маркировка, условия транспортирования, хранения товаров.
3. Упаковка играет решающую роль в сохранении качества продукции в процессе транспортировки, хранения и реализации. К ней предъявляются многочисленные требования: соответствие санитарным и гигиеническим нормам безопасности, технологичность в изготовлении и использовании, экономичность, надежность, прочность, привлекательность и удобство для потребителя, экологичность, возможность утилизации и другие.
4. Маркировка, выполняется в виде информационных знаков, наносимых на упаковку или товар, и информирует: о соответствии товара нормативным документам (знаки соответствия, сертификационные знаки); о правилах использования товара и способах обращения с грузами при транспортировке (манипуляционные знаки); о риске, возникающем при использовании, хранении, перевозке и утилизации опасных веществ и материалов (предупредительные символы);
Общими требованиями к хранению товаров являются следующие:
требования в соответствии со стандартами на продукцию;
требования в соответствии с санитарными нормами;
требования в соответствии с правилами продажи отдельных видов товаров.
требования в соответствии с правилами работы предприятий торговли.
Литература
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1 в ред. Федерального закона)
Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года N 3520-1 (в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 166-ФЗ).
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 года № 4871-1 (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ).
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 199 г. №52-ФЗ.
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ.
Приказ МПС РФ от 17. 12. 99г. №44Ц «Правила перевозки скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте».
Алексеев К.В., Зимина И.А., Суслина С.Н.//Российские аптеки.- 2004.-№ 5.- С. 23-24.
Демянкова Т. В., Рудых С. С. Транспортная характеристика грузов: Конспект лекций. - М.: МИИТА, 1985. - 74 с.
Жиряева Е. В. Товароведение. - Спб. : Питер, 2003. - 416 с.
Литвинов О. Знаки соответствия в составе маркировки продукции // Стан-дарты и качество.-2001. - № 11.- С. 109-113.
Литвинов О. Предупредительная маркировка -- часть информации для пользователей // Стандарты и качество. - 2002. -№ 7. - С. 108-110.
Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. - М.: Норма, 1997. - 283 с.
Тара, упаковка, сопроводительная документация: русско-английский словарь с указанием терминов на английском языке/Под ред. А. М. Фединой. -- М.: ЭТС, 1999. - 168 с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Экономическая деятельность предприятия "Почта России" |
Курсовая работа | Сервис обслуживания авиаперелетов |
Курсовая работа | Анализ деятельности международной организации на примере ОАО "ВМД" |
Курсовая работа | Структура капіталу підприємства та шляхи її оптимізації |
Курсовая работа | Трудовые ресурсы |
Курсовая работа | Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка |
Курсовая работа | Неустойка и ее виды |
Курсовая работа | Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе |
Курсовая работа | Социальные стереотипы поведения современной молодежи |
Курсовая работа | Денежный рынок |
Курсовая работа | Статистика цен и инфляции |
Курсовая работа | Источники формирования капитала предприятия и его размещение |
Курсовая работа | Трудовой договор: его понятие, виды, значение, содержание |
Курсовая работа | Формирование конкурентных преимуществ промышленных предприятий на примере ОАО "Рудгормаш" |
Курсовая работа | Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи |