20
Содержание
Социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.
В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:
* пенсионным;
* обязательного медицинского страхования;
* социального страхования;
* занятости (до 2001 г.).
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.
Социальное страхование в России существует уже около 100 лет. С 1933 по 1993 годы средствами государственного страхования ведали профсоюзы. В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования и с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации Фонд стал самостоятельным специализированным финансово-кредитным учреждением. Фонд, выступая гарантом социальной защищенности трудящихся, обеспечивает граждан пособиями по временной нетрудоспособности, страхует от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выдает пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком. Предоставляет санаторно-курортное лечение работникам и членам их семей, оплачивает содержание детей в оздоровительных лагерях. Заботится об инвалидах, ветеранах Великой Отечественной войны и пострадавших от радиации.
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101.
Созданный при Правительстве Российской Федерации, Фонд представляет собой финансово-кредитную систему. Денежные средства и имущество находятся в оперативном управлении Фонда и являются Федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других Фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждается Федеральным законом. В соответствии с Порядком регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Фонда социального страхования РФ от 4 декабря 2000 г. № 119, юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются исполнительными органами Фонда в качестве страхователей по государственному социальному страхованию (п. 1.9. Порядка). Страховое свидетельство установленной формы подтверждает регистрацию юридического лица (либо индивидуального предпринимателя) в Фонде социального страхования РФ, как страхователя по государственному социальному страхованию и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Нормативные акты, регулирующие деятельность Фонда социального страхования РФ
Федеральный Закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Положение о Фонде социального страхования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ"
Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184
Инструкция о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденная Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11
2) Регулирующие обеспечение по государственному социальному страхованию
Трудовой кодекс Российской Федерации
Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 с последующими изменениями и дополнениями
Федеральный Закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 юля 1993 г. № 5487-1
Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, постановлением Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. № 206/21
Разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. № 3/02-18/05-2256 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами"
Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации ль 21.04.2001 г. № 309
Основной задачей Фонда , в соответствии с Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11, является обеспечение работающих граждан гарантированными государством пособиями по социальному страхованию:
по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов), расходы - более 70%;
пособия по материнству и детству (по беременности и родам и в ранние сроки беременности, при усыновлении ребенка, при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет);
на оплату 4-х дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;
на погребение;
на санаторно-курортное лечение работающих и их детей.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата работникам путевок на санаторно-курортное лечение, финансирование других мероприятий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерию работодателя.
Ответственность за расходование и правильность назначения пособий несет администрация предприятия в лице руководителя и главного бухгалтера. С 1999 года предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность (ст. 145_1 УК РФ).
Кроме того, с 2000 года на Фонд социального страхования РФ возложены функции по новому виду страхования - по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет которого выплачивается страховое обеспечение пострадавшим на производстве (пособия по временной нетрудоспособности при производственной травме, единовременная и ежемесячные страховые выплаты, дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию).
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом.
На сегодня Фонд социального страхования РФ - наиболее стабильно работающий государственный внебюджетный фонд, благодаря которому Ваши работники своевременно получают положенные пособия.
С 1 января 2001 года вступили в силу 4 новые главы части второй Налогового кодекса РФ, в том числе глава о едином социальном налоге.
Единый социальны налог объединил в себе взносы трех государственных внебюджетных фондов -Пенсионного, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. С момента введения в действие главы о Едином социальном налоге, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ (ст. 9 Закона "О введении в действие части второй Налогового Кодекса от 05.08.2000 г.№ 118-ФЗ).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав ЕСН не включаются и уплачиваются отдельно в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Для налогоплательщиков ЕСН применяются ставки налога, предусмотренные ст. 241 НК. Причем, налоговая база на каждого работника и ставка налога определяются в зависимости от налогооблагаемой базы отдельного работника.
Например, если налогооблагаемая база работника не превышает 100 тыс. руб., то начисление ЕСН производится по следующим ставкам: ПФ- 28%; ФСС - 4%; ФОМС - 3,6 %, таким образом, ЕСН = 35,6%.
Для сельхозпроизводителей ставка ЕСН в Фонд социального страхования установлена в размере 2,9 процента. К сельскохозяйственному товаропроизводителю относится юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции.
С 1 января 2002 года вводится в действие гл. 26_1 "Единый сельскохозяйственный налог" в соответствии с которой сельхозтоваропроизводители, доля выручки от реализации с/х продукции которых составляет не менее 70 % от общей выручки, уплачивают единый с/х налог. Однако данная глава начнет действовать, когда на местном уровне будет разработан и принят соответствующий Закон.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого Фонда, и определяться как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенные ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования.
В основу работы Фонда социального страхования РФ заложены принципы солидарности и остаточного перечисления страховых взносов, то есть страховые взносы начисляются на предприятии и расходуются на выплату пособий так же на предприятии, остаток перечисляется в Фонд социального страхования. В случае, если расходы превышают сумму начисленного единого социального налога (взноса), то исполнительные органы Фонда социального страхования выделяют дотации на выплату гарантированных пособий по социальному страхованию (п. 2.7. Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС № 11 от 09.02.01 г.). Заявки на дотацию (в случае недостаточности средств) оформляются страхователем ежемесячно.
Например, если пособие назначено в сентябре и суммы ЕСН, начисленного за сентябрь недостаточно, то заявка на недостающую сумму должна быть оформлена в этом же месяце.
Таким образом, работник имеет возможность своевременно получить причитающиеся им суммы пособий.
Налогоплательщик производит уплату налога ежемесячно в сроки получения заработной платы, но не позднее 15 числа следующего месяца.
Налогоплательщик должен вести отдельно по каждому работнику учет сумм дохода и суммах налога, начисляемого на этот доход.
Налогоплательщик обязан представлять в ФСС ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, сведения о суммах:
начисленного налога в ФСС
использованных на выплату пособий по государственному социальному страхованию
направленных на приобретение путевок
расходов, подлежащих зачету
сумм, уплачиваемых в ФСС
Налогоплательщики - организации, в состав которых входят обособленные подразделения. В целях упрощения порядка исчисления и уплаты ЕСН, представления расчетов по авансовым платежам и налоговых деклараций по этому налогу, а также сокращения времени поступления сумм налога на лицевые счета региональных отделений государственных социальных фондом, МНС России считает целесообразным применение централизованного порядка исчисления и уплаты налога в целом организацией (включая обособленные подразделения) по месту его нахождения: за обособленные подразделения, которые не имеют расчетных счетов, не начисляют и не производят выплаты в пользу работников и физических лиц. Расходы по социальному страхованию (в том числе дотации) включаются в отчет головной организации. Совместное письмо Министерства РФ по налогам и сборам и ФСС РФ от 28.08.2001 г. № 02-08/06-2065П
В отношении плательщиков Единого социального налога все предусмотренные Налоговым Кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля (взыскание сумм недоимки, пеней, штрафов, зачет излишне уплаченных сумм) проводят налоговые органы. Ими же проводится проверка правильности начисления и перечисления единого социального налога.
Правильность расходования средств Фонда социального страхования РФ осуществляется контрольно-ревизионным отделом Фонда социального страхования (разд. VII Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11).
Размеры пособий, выплачиваемых из бюджета Фонда социального страхования РФ (с учетом районного коэффициента)
Вид пособия
01.01.98 г.
с 01.01.2001 г.
с 01.07.2001 г.
с 01.01.2002 г.
Примечание
На рождение
1 440 руб.
1 725 руб.
1 725 руб.
5 175 руб.
По уходу до 1,5 лет
192 руб.
230 руб.
230 руб.
575 руб.
Вставшим на учет в ранние сроки
96 руб.02 коп.
115 руб.
115 руб.
345 руб.
Ритуальное пособие
960 руб.
1 150 руб.
1 150 руб.
1 150 руб.
Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (90% МРОТ)
86 руб. 41
207 руб.
310 руб. 50 коп.
310 руб. 50 коп.(до 01.02.02 г.)
с 01.02.02 г. действует Трудовой Кодекс, в связи с чем минимальный размер пособия по ВН составит 100 % МРОТ
Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности
Два оклада
19 550 руб.
29 325 руб.
13 455 руб.(в т.ч. по БИР)
с 18.03.00 г. - 8 161 руб. 15 коп.
Максимальный размер ежемесяч-ной страховой выплаты
Не назначалась
Не ограничивалась
Не ограничивалась
30 000 руб.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
96 руб. 02 коп.
230 руб.
345 руб.
345 руб.
с 01.07.2000 г. - 132 руб.
Коэффициенты повышения МРОТ
-
в 1,515
в 1,5
-
с 01.07.00 г. в 1,581
Заключение
Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения.
Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.
Приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.
Именно поэтому необходимо разработать среднесрочную программу мер (например, на 3 - 5 лет) с целью завершения в ближайшие 5 - 8 лет формирования системы социального страхования в России в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков).
Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и прежде всего Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права - трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.
Литература
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй/ Под ред. А.В. Брызгалина. - М., 2000.
Официальный сайт Фонда Социального Страхования - http://www.fss.ru
Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru
Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения // Страховое дело.-1999.-N1.-С.3-11.
Роик В. Социальное страхование-составляющая социальной политики // Человек и труд.-1998.-N12.-С.55-58.
Роль социальных внебюджетных фондов в реформировании России (Страховой взнос или единый социальный налог?) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2000. - № 11 (123) . - стр. 38
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |