Курсовая работа по предмету "Финансы, деньги и налоги"


Финансы малого предпринимательства


43

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Финансового менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

"Финансы малого предпринимательства"

Калуга, 2009

Содержание

  • Введение
    • 1. Сущность и критерии малого предпринимательства
    • 2. Организация финансов малого предприятия
    • 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
    • 4. Анализ финансовой устойчивости предприятия на примере баланса ООО "Бавария"
    • 5. Расчетная часть
    • Вывод
    • Заключение
    • Список используемой литературы

Введение

Цель работы состоит в изучении финансов малого предпринимательства.

Значение малого предпринимательства в рыночной экономике очень велико. Без малого предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малое предпринимательство в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого предпринимательства.

Малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников". По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

Для экономики в целом деятельность малых компании оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

1. Сущность и критерии малого предпринимательства

Малым предпринимательством признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. по данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. однако, наиболее часто применяются вышеназванные.

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.

В последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми предприятиями (что невыгодно крупным формам); исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, которые осуществляют свою деятельность относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Однако средняя численность персонала предприятия является не единственным критерием отнесения предприятий к малому предпринимательству. Также используются такие показатели как: объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и многие другие. Всего применяется около 50 критериев, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства.

В настоящее время под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Средняя численность работников за отчетный период малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства относятся также и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В г. Москве установлено, что к субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти г. Москвы, относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

район их непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области, т.е. субъекты малого предпринимательства (юридические лица) не должны иметь филиалов, находящихся вне границ Московской области, хотя рынок сбыта произведенной ими продукции (работ, услуг) может выходить за указанные границы;

они не должны относиться к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских и дилерских фирм, банков и других кредитно-финансовых организаций;

среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) должна быть: в промышленности, в строительстве - 200 человек и меньше; в других отраслях сферы материального производства - 100 человек и меньше; в отраслях непроизводственной сферы - 60 человек и меньше.

Предприятия малого бизнеса могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями и частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большой степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяет конечный результат экономических решений.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%.

Развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах - 50-60%.

К сожалению, за последние годы существенного изменения ситуации не произошло. По данным на конец 2004 - начало 2005 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей - 6,64; численность занятых в них (в среднем за 2004 г) - 7815 тыс. чел., или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2004 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел), что также недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%) Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. - М., 2007. При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.

О масштабах деятельности малого предпринимательства в Москве в 2003-2006 гг. дают представление данные рисунков 1.1 и 1.2

По состоянию на 1 июля 2006 года количество малых предприятий по данным МГС составило 207 834 ед. (рис.1.1), что на 3,1% выше, чем по состоянию на 1 января 2005 г. Количество МП на 1 июля 2006 года в расчете на 100 тыс. населения (рис.1.2) достигло 1993,6 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2005 г. на 55,9 ед. (для сравнения: за 2005 год данный показатель по РФ вырос лишь на 18,3 ед)

Как видно из рис.1.1, по количеству малых предприятий прослеживается умеренно положительная динамика.

Согласно данным ФНС количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01 августа 2006 г. составило 98949 ед. Динамика количества индивидуальных предпринимателей соответствует динамике по России в целом. Резкое сокращение количества ИП в 2005 г. в основном обусловлено проведением обязательной перерегистрации ИП, зарегистрированных до 1 января 2004 г. согласно ФЗ-129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

2. Организация финансов малого предприятия

Финансы предприятия представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.

Основой организации финансов предприятий является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для осуществления организуемой хозяйственной и коммерческой деятельности собственника. На момент регистрации общества уставный капитал должен быть оплачен его участниками не менее, чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности предприятия. Если общество нарушает это обязательство, то оно должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.

Добавочный капитал - это денежный фонд собственных средств предприятия, поступающих в течении года по следующим каналам:

прирост стоимости основных фондов в результате их переоценки;

доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости (эмиссионный доход);

безвозмездное получение денежных и материальных ценностей на производственные цели.

Резервный капитал - денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством РФ в размере, определенном уставом, но не менее 15% уставного капитала. Для его формирования из чистой прибыли предприятия ежегодно отчисляется не менее 5% до достижения установленных размеров.

Фонд накопления предназначен для развития производства, он образуется из чистой прибыли предприятия. Из фонда накопления предприятие обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капитальные вложения. Он также служит источником увеличения уставного капитала, поскольку вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия.

Фонд потребления - денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников предприятия, финансирование объектов непроизводственной сферы, на выплаты компенсационного характера.

Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспорта продукции и покупающих валюту для импортных операций.

Предприятия осуществляют свою деятельность на основе полного хозрасчета (коммерческого расчета) и самофинансирования. Отдельные экономисты считают, что в условиях перехода к рыночной экономике предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, нацеленного в отличие от хозрасчета не на выполнение плана, а на обязательное получение достаточной прибыли.

Важным является деление оборотных средств на собственные и заемные. Собственными называются средства, которые закреплены за предприятием в бессрочное пользование. Заемные средства - в основном банковские кредиты - предоставляются предприятию на относительно небольшой срок и на определенную цель.

Деление оборотных средств на собственные и заемные связано прежде всего с тем, что у предприятий в отдельные периоды возникает повышенная потребность в средствах в связи с сезонным характером производства и реализации продукции. Для ее покрытия целесообразно использовать краткосрочный банковский кредит. Сочетание собственных и заемных средств позволяет более рационально использовать оборотные средства.

Финансы предприятия бывают двух видов: финансовые отношения и денежные фонды.

Финансовые отношения бывают: с другими предприятиями и организациями, с поставщиками сырья, материалов и т.п., с покупателями готовой продукции, со строительными организациями, с транспортными организациями, с аудиторскими фирмами, внутри предприятия, с работниками предприятия, с филиалами, цехами, бригадами, с финансово-кредитной системой, с бюджетами разных уровней, с внебюджетными фондами, с коммерческими банками, с другими рыночными институтами, с биржей, с инвестиционными фондами, со страховыми организациями.

Денежные фонды делятся на: уставный капитал фондовых средств, фонд оборотных средств, добавочный капитал, резервный капитал, инвестиционный фонд, фонд потребления, фонд для выплаты заработной платы, валютный фонд, фонд для платежей в бюджет

Осуществление финансовых отношений требует наличия у предприятия финансовых ресурсов. Однако предприятие функционирует в условиях ограниченности всех ресурсов, в том числе и финансовых потребностей предприятия рассматривается как первоочередная задача. От того, насколько эффективно осуществляется управление финансовыми ресурсами на предприятии, зависит его финансовое благополучие, а также благосостояние его владельцев и работников.

Финансовые ресурсы - это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного рода поступлений.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние источники образуются за счет собственных и приравненных к ним средств и связанные с результатами хозяйствования. Внешние - поступления ресурсов на предприятие из вне: мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения

К образуемым за счет собственных средств относятся:

прибыль от основной деятельности

прибыль от выполняемых НИР и другие целевые доходы

прибыль от финансовых операций

прибыль от СМР, выполняемых хозяйственным способом

внереализационные доходы, финансовые ресурсы, поступающие от союзов, ассоциаций, отраслевых структур

бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции

Образуемые за счет приравненных к ним средств:

амортизационные отчисления

выручка от реализации выбывшего имущества

устойчивые пассивы

накопления нераспределенной прибыли

целевые поступления

резервный фонд

паевые и иные взносы членов трудового коллектива

Мобилизуемые на финансовом рынке:

средства от продажи собственных ценных бумаг кредиты и займы

Поступающие в порядке перераспределения:

страховые возмещения по рискам

реализация страховых полисов и залоговых свидетельств

финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления.

Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом. В условиях конкуренции трудовой коллектив заинтересован в росте прибыли, так как она служит источником роста производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия. Однако таким источником служит не вся валовая прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, а лишь часть ее, остающаяся после уплаты налогов и платежей в бюджет, - чистая прибыль. Она используется для формирования фондов накопления и потребления, резервного фонда.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фонда накопления.

В условиях рыночной экономики большое значение приобретают внешние источники финансовых ресурсов. Среди них в последние годы появились относительно новые виды, а также изменились структура их формирования.

В составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, в последние годы повышается роль развивающегося страхового рынка., предоставляющего предприятию страховые возмещения по рискам. Прошедшая в стране приватизация государственной собственности вызвала к жизни новые источники финансовых ресурсов в виде паевых, долевых и иных взносов учредителей, а также доходов по ценным бумагам, эмитируемым другими предприятиями. Особо следует остановиться на заметно снизившейся роли бюджетных ассигнований. В недавнем прошлом они занимали важное место в финансовых ресурсах, причем получали их предприятия чаще всего на безвозмездной основе.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределяют финансовое благополучие предприятия (фирмы), финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса. Потребный размер этих ресурсов и эффективность их использования в текущем периоде и на перспективу определяются в процессе финансового планирования.

3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий - рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности;

повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса.

Одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса - большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенной увеличивает риск не возврата кредитов.

Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке персонала, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом, данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое; предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых аспектов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально - технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В том же году был принят Федеральный закон “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" №222-ФЗ от 29.12.95 г. В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.

Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (НДС, акцизы, налог на прибыль и др.). Помимо общих малые предприятия получают специальные льготы. Так, НДС с 1 января 2001г. они пользуются необлагаемым минимумом.

Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995г)

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998г).

Объектом налога здесь признается потенциально возможный (вмененный) доход, исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами).

Уделяется внимание и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки.

Наиболее крупный регион России - Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на конец 2004 г. занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (196,7 тыс. предприятий). Дале следует Санкт-Петербург (105,7 тыс), Московская область (39,7 тыс), Краснодарский край (36,8), области - Самарская (32,4 тыс), Свердловская (28,6 тыс), Ростовская (25,7 тыс).

Принят и действует Закон Москвы "Об основах малого предпринимательства в г. Москве", в соответствии с которым в столице используются свои правила создания, регистрации, лицензирования и налогообложения субъектов малого бизнеса, что способствует их развитию.

На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001г.:

"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) № 134-ФЗ Его главной целью является устранение административных барьеров, которые препятствуют предпринимательской деятельности или ограничивают ее. В Законе в значительной мере пересмотрены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями.

"О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ. В соответствии с этим законом существенно сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.

"О государственной регистрации юридических лиц" №129-ФЗ, существенно упрощает условия регистрации: срок регистрации ограничен пятью днями. Значительно ограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроков государственной регистрации. Функции регистрации предприятий в соответствии с законом передаются от регистрационных палат налоговым инспекциям.

В Москве одно из направлений поддержки малого бизнеса - развитие инфраструктуры. В настоящее время определено конечное число единиц инфраструктуры, необходимое малому бизнесу столицы. Ключевой элемент этой инфраструктуры - Московский центр развития предпринимательства, идеология которого заключается в объединении всех организаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте. Среди эффективно действующих организаций инфраструктуры поддержки малых предприятий можно назвать

Межрегиональный маркетинговый центр "Москва", который позволил продвинуть в регионы России тысячи наименований продукции московских предприятий, а также Межрегиональный центр субконтрактации и промышленного партнерства, в базах данных которого только за прошлый год было размещено более 1600 заказов для малых предприятий, что содействовало налаживанию связей малого и крупного бизнеса.

4. Анализ финансовой устойчивости предприятия на примере баланса ООО "Бавария"

Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Вертикальный анализ заключается в представлении баланса в виде относительных показателей. Такое представление позволяет видеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательный элемент анализа - динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Расчеты приведены в таблице.

Как видно из данных таблицы за отчетный период активы предприятия выросли на 2771,8 млн. руб., в том числе за счет увеличения объема внеоборотных активов на 191,7 млн. руб. и прироста оборотных активов на 2580,1 млн. руб. В начале анализируемого периода структура внеоборотных активов была 44,2%, а к концу сократилась до 17,9%. Оборотные увеличились с 55,8 до 81,2%.

Прирост внеоборотных активов был связан в первую очередь с увеличением дебиторской задолженности (на 613 млн. руб), удельный вес которой к концу года в структуре совокупных активов увеличился на 4%. Запасы увеличились на 2107,1 млн. руб., доля их увеличилась на 40,2%.

Прирост внеоборотных активов связан в первую очередь с увеличением основных средств и незавершенного строительства.

Анализ пассивной части баланса позволяет отметить, что дополнительный приток средств в анализируемом периоде в сумме 2771,8 млн. руб. был связан с увеличением заемных средств на 1403,9 млн. руб. и ростом собственного капитала на 1367,9 млн. руб. Доля заемных средств в течение года увеличилась с 25,2 до 43,1, а доля собственных средств уменьшилась с 74,8% до 56,9%. Собственный капитал предприятия снизился за счет уменьшения уставного капитала с 45,6% до 13,4%. Указанные изменения могут серьезно ухудшить финансовое положение предприятия в будущем. Для выяснения их причин проводится анализ финансовых показателей (коэффициентов), что является следующим этапом анализа.

Одним из важнейших критериев оценки финансового положения предприятия является его платежеспособность. Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.

Ликвидность активов - это величина, обратная времени, необходимому для превращения их в деньги. Чем меньше нужно времени для превращения активов в деньги, тем они более ликвидные. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, когда оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.

Статьи баланса

На начало года

На конец года

Отклон.

Структура,%

Темп роста,%

Темп прироста,%

н. г.

к. г.

отклонен.

АКТИВ

1. Внеоборотные активы

1.1 Нематериальные активы

-

-

-

0,0

0,0

0,0

-

-

1.2 Основные средства

510,4

546

35,6

44,0

13,9

-30,1

107,0

7,0

1.3 Незавершенное строительство

1,9

43

41,1

0,2

1,1

0,9

2263,2

2163,2

1.4 Долгосрочные финансовые активы

-

115

115

0,0

2,9

2,9

-

-

1.5 Прочие внеоборотные активы

-

-

-

0,0

0,0

0,0

-

-

Итого

512,3

704

191,7

44,2

17,9

-26,3

2. Оборотные активы

0,0

2.1 Запасы

220,9

2328

2107,1

19,0

59,2

40,2

1053,9

953,9

2.2 НДС

-

-

0,0

0,0

0,0

2.3 Дебиторская задолженность (в течение 12 мес)

190

803

613

16,4

20,4

4,0

422,6

322,6

2.4 Краткосрочные финансовые вложения

-

-

0,0

0,0

0,0

2.5 Денежные средства

237

97

- 140

20,4

2,5

-17,4

40,9

-59,1

Итого

647,9

3228

2580,1

55,8

82,1

26,3

498,2

398,2

Баланс (1+2)

1160,2

3932

2771,8

100,0

100,0

0,0

338,9

238,9

ПАССИВ

3. Капитал и резервы

3.1 Уставный капитал

528,7

528

-0,7

45,6

13,4

-32,2

99,9

-0,1

3.2 Резервный капитал

12,4

49

36,6

1,1

1,2

0,1

395,2

295,2

3.3 Фонд накопления

327,0

1659

1332

28,2

42,2

14,0

507,3

407,3

Итого

868,1

2236

1367,9

74,8

56,9

-17,9

257,6

157,6

4. Долговые обязательства

-

-

0,0

0,0

0,0

5. Краткосрочные обязательства

0,0

5.1. Заемные обязательства

-

574

574

0,0

14,6

14,6

-

-

5.2. Кредиторская задолженность

276,6

1079

802,4

23,8

27,4

3,6

390,1

290,1

5.3 Доходы будущих периодов

-

-

-

0,0

0,0

0,0

-

-

5.4 Резервы предстоящих расходов

0,5

11

10,5

0,04

0,3

0,3

2200,0

2100,0

5.5 Прочие краткосрочные обязательства

15,0

32

17

1,3

0,8

0,5

213,3

113,3

Итого

292,1

1696,0

1403,9

25,2

43,1

17,9

580,6

480,6

Баланс (3+4+5)

1160,2

3932,0

2771,8

100,0

100,0

0,0

338,9

238,9

Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается установлением равенства между обязательствами предприятия и его активами.

Анализ проводится путем сопоставления средств по активу и обязательств по пассиву. Для этого активы группируют по степени их ликвидности и располагают в порядке ее убывания, а пассивы - по срокам их погашения и располагают в порядке возрастания сроков уплаты.

5. Расчетная часть

Исчислить и распределить амортизационные отчисления (таблица 2). Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов в планируемом периоде средневзвешенной нормы амортизационных отчислений, приведенных в таблице 1:

Таблица № 1

Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды

февраль

май

август

ноябрь

Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб.

4100

3600

Плановое выбытие основных фондов, тыс. руб.

6360

1070

Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года - 15530 тыс. руб.

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) - 1030 тыс. руб.

Средневзвешенная норма амортизационных отчислений - 13,5%

Таблица № 2

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Оценка стратегии сбытовой политики ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат"
Курсовая работа Транснациональные корпорации. Их роль в мировой экономике
Курсовая работа Анализ финансовой устойчивости ЗАО СПП "Коелгинское"
Курсовая работа Ветеринарно–санитарные требования при приемке, переработке больных животных и птицы, использование их продуктов убоя
Курсовая работа Тарифные системы оплаты труда
Курсовая работа Трудовой коллектив в организации
Курсовая работа Понятие и стадии законотворческого процесса
Курсовая работа Холодильники и холодильное оборудование: устройство и эксплуатация
Курсовая работа Фразеологизмы и слова-символы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Курсовая работа Диспепсия у теленка
Курсовая работа Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
Курсовая работа Історія і розвиток глобальної мережі Інтернет в Україні і світі
Курсовая работа Анализ трудовых ресурсов предприятия на примере ОАО Южно-Уральский криолитовый завод
Курсовая работа Управление как система знаний
Курсовая работа Проблема аборта