37
Содержание
Введение
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования
1.1 Сущность экономического прогнозирования и планирования
1.2 Понятие, цели и организация планирования
1.3 Процесс планирования (прогнозирования)
2. Анализ финансового планирования на ОАО «ПО АМЗ»
2.1 Характеристика ОАО «ПО АМЗ»
2.2 Планирование финансовых показателей деятельности предприятия
3. Пути улучшения финансового планирования и прогнозирования на предприятии
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
1.1 Сущность экономического прогнозирования и планирования
Прогнозирование -- разработка прогнозов, это специальное научное исследование конкретных перспектив развития каких либо явлений. Оно, как одна из форм конкретизации предвидения, находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением.
Прогнозирование имеет комплексный характер. Экономический прогноз охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления и процесса.
Прогнозирование разделяется на:
- краткосрочное (1-2 года)
- среднесрочное (5-10)
- долгосрочное (15-20)
- сверхсрочное (50-100)
Методы прогнозирования
- экстраполяция
- моделирование
- экспертная оценка
Общее между прогнозированием и планированием:
- Единство объекта- н/х, отрасли, отдельные объекты и процессы
- Единство социально -экономических условий
- Единство методов и методологий изучения явлений и процессов и установленных закономерностей
- Целенаправленное прогнозирование и планирование, ибо, как прогнозирование, так и планирование имеет не самоцель, а средство для решения задач перед общество, перед коллективом.
- Связь между прогнозированием и планированием и результатами их реализации.
- Отличие прогнозирования от планирования:
- Детализация, обоснование каждого показателя плана и его увязка друг с другом (обоснованность задания плана с точки зрения обеспеченности материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д.)
- Жесткая привязка показателей во времени и в пространстве
- Обязательность выполнения плана
- Планирование как средство для государственного регулирования социально- экономического развития общества
- Единство составления проверки организации выполнения плана.
Планирование -- это субъективная деятельность людей, которая на основе изучения закономерностей, каких либо явлений и процессов (сторон общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в ближайшие и отдаленные периоды времени.
Планирование народного хозяйства возможно при наличии:
- политических
- экономических
- организационных предпосылок
Новая модель государственного регулирования выражается в следующем:
- Предприятие выступает товаропроизводителем- любые формы воздействия на предприятие, в том числе и со стороны государства должны носить экономический характер.
- Отказ от традиционной модели государственного директивного плана.
- Система государственного регулирования должен исходить в современных условиях из специфики рынка, характеризующегося интенсивным развитием предпринимательства различных форм собственности.
- Государство реализует функцию собственности не распространяя свою компетенцию на функцию владения.
- Государство осуществляет регулирование экономики на основе законов. В этих условиях закон должен оберегать хозяйственников от государственного монополизма.
В современных условиях ставятся новые задачи, связанные с централизованным планированием. В развитии экономики важное значение имеет сочетание централизованного управления с инициативой и возможностью регионов и экономических структур.
В новых условиях центральное планирование должно распространить свое действие и охватить следующие основные области плановой экономики:
- Установление темпов и пропорций социально-экономического развития, структура общественного производства, распространение централизованных
- Определение объемов производства важнейших видов продукции общегосударственного назначения в натуральном выражении
- Планирование распределения постоянно сужающегося круга материально- технических ресурсов и централизованное прикрепление поставщиков и потребителей
- Разработка и утверждение долговременных комплексных, социальных, научно- технических, региональных программ развития народного хозяйства.
- Установление стабильных экономических нормативов, связанных с планированием производства, распределением материальных ресурсов, а также решением материальных проблем.
1.2 Понятие, цели и организация планирования
Финансовое планирование предприятия - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Исходя из этого, финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные планы.
Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.
Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.
Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.
Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.
Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.
Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.
В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).
Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.
Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.
Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.
Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху - вниз) и по методу build-up (снизу - вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
1.3 Процесс планирования (прогнозирования)
Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.
Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование, как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.
Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.
Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.
Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.
Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только во время, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.
2. Анализ финансового планирования на ОАО «ПО АМЗ»
2.1 Характеристика ОАО «ПО АМЗ»
ОАО «Производственное объединение «Алтайский моторный завод» (сокращенное название ОАО «ПО АМЗ», далее по тексту «Общество») расположенное по адресу: 656023, г. Барнаул, проспект Космонавтов, 8, зарегистрировано в Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Барнаула 27 сентября 2003 г. За основным государственным номером 1032202071472
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения за номером серия 22 № 001068530 выдано Инспекцией МНС Росси по Ленинскому району г. Барнаула 30 сентября 2003 года. ОАО «ПО АМЗ» присвоен ИНН 2223043890, КПП - 222301001.
ОАО «ПО АМЗ» выпущено 3 тыс.штук обыкновенных именных бездокументарных акций, номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.
Способ размещения - приобретение акций единственным учредителем акционерного общества при его учреждении.
Текущее состояние выпуска - размещение акций завершено.
Неоплаченных акций нет.
Выкупленных акций на балансе Общества нет.
Уставный капитал на 01.01.2006г. составляет 3000 тыс.руб. Его величина в течение 2006г. не изменялась. Резервный капитал не создавался.
ОАО «ПО Алтайский моторный завод» ведет отсчет своей истории с первой половины 50-х годов, когда начиналось наступление на целинные просторы Урала и Казахстана. Было принято решение о выпуске в Западной Сибири партии прицепных комбайнов С-6 на началах кооперации группы машиностроительных и металлообрабатывающих заводов. В эту группу вошли действующие заводы Омской, Новосибирской, Кемеровской областей и вновь созданный Барнаульский комбайносборочный завод.
В период 1955 - 1958 г.г. предприятие производило жатки и копнители. В 1956 году по решению правительства комбайносборочный завод преобразован в завод по выпуску двигателей и топливной аппаратуры - Алтайский моторный завод.
В 1959 году был начат выпуск тракторного двигателя СМД-7 мощностью 55 л.с. по чертежам харьковского завода «Серп и Молот». Одновременно конструкторским бюро нашего завода разрабатывается новый двигатель собственной конструкции А-01 мощностью 110 л.с. А в 1963 году уже успешно прошли государственные испытания этого двигателя, и с 1965 года завод приступил к его выпуску, параллельно с ним - к выпуску собственного же двигателя А-41. Модели А-01 и А-41 стали базовыми. Этим было положено начало созданию двигателей собственной конструкции с большим количеством оригинальных инженерных решений, как в самой конструкции двигателя, так и в технологии его производства.
В 1990 - 91 г.г. были освоены двигатели второго поколения - это двигатели с турбонаддувом без промежуточного охлаждения воздуха мощностью 127 л.с. в четырехцилиндровом исполнении и 160 л.с. - в шестицилиндровом. А уже в 1993 году начато производство двигателей третьего поколения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха мощностью 145 - 160 л.с. для четырехцилиндровой модели и 180-240 л.с. - для шестицилиндровой.
В декабре 1992 года производственное объединение «Алтайский моторный завод», сменив форму собственности, стало акционерным обществом ОАО «ПО Алтайский моторный завод».
Спектр применения алтайских дизелей постоянно расширяется, и это есть результат целенаправленной работы предприятия - конструкторов, инженеров, маркетологов. С каждым годом требования клиентов растут, и ОАО «ПО Алтайский моторный завод» всегда идет им навстречу - практически для каждого нового клиента создается новая модификация двигателя.
Современная опытно-конструкторская база и накопленный высокий научно-технический потенциал позволили предприятию в новых экономических условиях оперативно поставить на производство гамму современных двигателей широкого применения. Несмотря на общий экономический спад производства, новая продукция обеспечила расширение доли традиционных рынков сбыта и завоевание новых.
Освоено мелкосерийное производство судового двигателя для речных и морских судов малого водоизмещения.
Таким образом, существующие наработки и способность оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка позволяют ОАО «ПО Алтайский моторный завод» с оптимизмом смотреть в будущее и рассчитывать, что продукция предприятия будет широко востребована и в дальнейшем.
Основными видами текущей деятельности являются: производство и сбыт двигателей внутреннего сгорания, запасных частей к ним (согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности)
- Производство двигателей (кроме авиационных, автомобильных, мотоциклетных, код по ОКВЭД - 29.11.1.)
- Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенные в другие группировки, код по ОКВЭД - 29.56.
Кроме того предприятие осуществляет инвестиционную деятельность, приобретая внеоборотные активы.
В 2005г. образованы предприятия Уставной капитал, которых состоит из 100% взносов ОАО «ПО АМЗ»: ООО «Дизель Ресурс», ООО «Фортуна»
ОАО «По АМЗ» комплектует 4-х и 6-ти цилиндровыми дизельными двигателями:
- тракторы сельскохозяйственных и промышленных модификаций производства ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ»» г. Волгоград, ОАО «Алттрак» г. Рубцовск;
- комбайны ОАО «ПО Красноярский завод комбайнов»;
- фронтальные погрузчики Минского завода ОАО «Амкодор»;
- речные суда
2.2 Планирование финансовых показателей деятельности предприятия
Финансовое состояние характеризируется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.
Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче - к увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платёжеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Финансово устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.
Основой финансовой устойчивости являются рациональная организация и использование оборотных средств. В процессе анализа финансового состояния большое внимание уделяется составу и размещению активов предприятия. Анализ состава и размещения активов фирмы проводится по следующей форме:
Рис.3. Коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности за 2006, 2007 г.
Значение коэффициента текущей ликвидности к 2007 году значительно уменьшился и значение коэффициента абсолютной ликвидности к 2007 году значительно увеличился, но все равно не достигли нормального уровня, что свидетельствует о том, что организация не располагает активами для погашения своей краткосрочной задолженности. Дынные изменения объясняется увеличением уровня текущих обязательств.
Таким образом, предприятие не является платежеспособным, но может этого достичь, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам.
Таблица 1. Анализ состава и размещения активов ОАО «ПО АМЗ»
№ п/п |
Активы |
2006 г. |
2007 г. |
Изменение |
||||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Нематериальные активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2 |
Основные средства |
162755 |
11,6 |
201315 |
25,4 |
38560 |
13,8 |
|
3 |
Прочие внеоборотные активы |
- |
- |
12553 |
1,6 |
12553 |
1,6 |
|
4 |
Оборотные средства, в т.ч.: |
1235990 |
88,4 |
578777 |
73 |
-657213 |
-15,4 |
|
а) запасы |
18617 |
1,3 |
28358 |
3,6 |
9741 |
2,3 |
||
б) дебиторская задолженность (в теч. 12 месяцев после отчётной даты) |
582580 |
41,7 |
217457 |
27,4 |
-365123 |
-14,3 |
||
в) денежные средства |
634793 |
45,4 |
332962 |
42 |
-301831 |
-3,4 |
||
5 |
Расчеты с учредителями |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ИТОГО: |
1398745 |
100 |
792645 |
100 |
-606100 |
|||
В таблице 1. постатейно записаны сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия. На основании этих данных можно проследить за изменениями в составе и структуре активов предприятия, откуда следует, что к 2007 году сумма основных средств увеличилась на 38560 руб.(13,8%). Общая сумма оборотных активов в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшилась на 657213 руб. (15,4%) за счет значительного снижения в них суммы дебиторской задолженности - на 365123 руб. (14,3%) и денежных средств - на 301831 руб. (3,4%).
Из данных таблицы видно, что активы предприятия уменьшились за отчётный год на 606100 руб. Средства в активах распределились следующим образом: основные средства - 201315 руб. или 25,4%; прочие внеоборотные активы - 12553 руб. или 1,6%; оборотные средства - 578777 руб. или 73%.
Изменилось органическое строение капитала: в 2006 году отношение оборотного капитала к основному составляло 7,6, а в 2007 году - 2,9. Это свидетельствует о замедлении темпов его оборачиваемости, а это может быть свидетелем того, что вложенные в предприятие ресурсы используются неэффективно.
Важным показателем оценки финансовой устойчивости является темп прироста реальных активов (реально существующих собственного имущества и финансовых вложений по их действительной стоимости). Реальными активами не являются нематериальные активы, износ основных фондов и материалов, использование прибыли, заемные средства.
Темп прироста реальных активов характеризует интенсивность наращивания имущества и определяется по формуле:
А = ((Ос1 + Обс1)/(Ос0 + Обс0) - 1) * 100% , (2)
где А - темп прироста реальных активов, %,
Ос - основные средства и вложения без учета износа, торговой наценки, нематериальных активов, использованной прибыли,
Обс - оборотные средства
Имеем:
А = ((201315 + 578777) / (162755 + 1235990) - 1) * 100% = -44,2%
Таким образом, интенсивность прироста реальных активов за год снизилась на 44,2 %, что свидетельствует об ухудшении финансовой устойчивости предприятия.
Следующим моментом анализа является изучение динамики и структуры источников финансовых ресурсов.
Таблица 2. Анализ динамики и структуры источников финансовых ресурсов.
№ |
Виды источников фин. ресурсов |
2002 г. |
2003 г. |
Изменение |
||||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 . Собственные средства |
||||||||
1.1. |
Добавочный капитал |
34724 |
2,5 |
34724 |
4,4 |
- |
1,9 |
|
1.2. |
Нераспределенная прибыль |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ИТОГО: |
34724 |
2,5 |
34724 |
4,4 |
0 |
1,9 |
||
2. Заемные средства |
||||||||
2.1. |
Долгосрочные займы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ИТОГО: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
3. Привлеченные средства |
||||||||
3.1. |
Кредиторская задолженность |
1364021 |
97,5 |
757921 |
95,6 |
-606100 |
-1,9 |
|
3.2 |
Доходы будущих периодов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ИТОГО: |
1364021 |
97,5 |
757921 |
95,6 |
-606100 |
-1,9 |
||
ВСЕГО: |
1398745 |
100 |
792645 |
100 |
-606100 |
- |
||
Из табл. 2. видно, что сумма всех источников финансовых ресурсов предприятия уменьшилась на 606100 руб., в том числе собственные средства не изменились, привлеченные средства уменьшились на 606100 руб., или на 1,9% (в основном за счет уменьшения задолженности кредиторам на 595514 руб.). За отчетный год изменился состав источников средств: доля собственных средств увеличилась на 1,9 процентных пункта; привлеченных средств уменьшилась на 1,9 процентных пункта. Это свидетельствует о неудовлетворительной работе предприятия.
Рис.4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами за 2006, 2007 г.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами меньше нормы, что является отрицательным с точки зрения финансовой устойчивости.
Таким образом, по данным показателям финансовое состояние исследуемой организации в целом можно охарактеризовать как неустойчивое. Следует обратить внимание на увеличивающуюся долю заемных средств и остающуюся неизменно малую величину собственных средств. [Приложение А]
Для составления финансового плана в ПСБ мне были предоставлены документы:
Бухгалтерский баланс за 2007г.[приложение А];
Приложение к бухгалтерскому балансу за период с 1 января по 31 декабря 2007 года [Приложение Б];
Отчёт о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2007 года [приложение В];
Отчёт об изменениях капитала за период с 1 января по 31 декабря 2007 года [приложение Г];
Предоставленных данных недостаточно для составления баланса доходов и расходов, так как некоторые из них организация не разглашает в связи с коммерческой тайной. Поэтому необходимые данные для составления баланса доходов и расходов будут скорректированы.
При составлении финансового плана необходимо:
Исчислить и распределить амортизационные отчисления. Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов в планируемом периоде и средневзвешенной нормы амортизационных отчислений, приведённых в исходных данных.
Рассчитать смету затрат на производство продукции. При определении производственной себестоимости товарной продукции нужно обратить внимание на особенности учёта изменения остатков незавершённого производства и остатков расходов будущих периодов при их увеличении или сокращении.
Определить объём реализуемых услуг и прибыли (таблица 4). Остатки готовой продукции на складах на конец года рассчитываются исходя из норм запаса в днях (таблица 3) и данных сметы затрат на производство на четвёртый квартал.
Составить проект Отчёта о прибылях и убытках (таблица 8). Данные для расчёта представлены в таблице 3 и рассчитаны в таблице 4.
При расчёте прибыли (убытка) планируемого года необходимо исходить из определения, что в её состав входит прибыль от реализации услуг и прочих доходов за минусом прочих расходов. В свою очередь прочие доходы и прочие расходы подразделяются на операционные и Внереализационные доходы и расходы.
Выручка от реализации выбывшего имущества отражается как операционные доходы. Расходы по реализации выбывшего имущества - как операционные расходы.
По строкам «Внереализационные доходы» и «Внереализационные расходы» учитываются внереализационные доходы и внереализационные расходы, приведённые в таблице 3. Внереализационные расходы расшифровываются по строкам 9, 10, 11, 12, 13, 14.
Потребность в оборотных средствах по статьям «Производственные запасы», «Незавершённое производство», «Готовая продукция» определяется исходя из нормы запаса в днях и однодневного (планового) оборота по соответствующим статьям затрат на производство на четвёртый квартал. При этом величина однодневного (планового) оборота по производственным запасам исчисляется исходя из величины материальных затрат, незавершённому производству из себестоимости валовой продукции, а по готовой продукции - исходя из производственной себестоимости товарной продукции, используя данные сметы затрат на производство продукции. Величину остатков по счетам «Расходы будущих периодов» и «Незавершённое производство» на конец периода будут исчисляться на основе данных сметы, где по строкам 13 и 14 указано изменение этих остатков. Величина остатков на начало года приведена в таблице 5.
Заполнить таблицу «Распределение прибыли планируемого года» (таблица 9) исходя их данных, приведённых в таблице 6.
Высвобождение средств из оборота (мобилизация) показывается как снижение потребности в оборотных средствах по строке «Прирост собственных оборотных средств» и как дополнительный источник прибыли по строке «Прибыль».
Разделы баланса доходов и расходов предприятия заполняются на основе имеющихся данных и произведённых расчётов. Все расчёты будут производиться с точностью до целых чисел.
Таблица 3. Данные к расчету объема реализации и прибыли
№ стр. |
Показатель |
Сумма, Тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Фактические остатки нереализованной продукции на начало года: |
||
2 |
а) в ценах базисного года без НДС и акцизов |
990890 |
|
3 |
б) по производственной себестоимости |
1209898 |
|
4 |
Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года: |
||
5 |
а) в днях запаса |
9 |
|
6 |
б) в действующих ценах (без НДС и акцизов) |
9072 |
|
7 |
в) по производственной себестоимости |
8104 |
|
8 |
Прочие доходы и расходы |
||
9 |
Операционные доходы |
54557 |
|
10 |
Выручка от продажи выбывшего имущества |
||
11 |
Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям) |
- |
|
12 |
Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий |
- |
|
13 |
Операционные расходы |
||
14 |
Расходы по продаже выбывшего имущества |
||
15 |
Расходы на оплату услуг банков |
||
16 |
Внереализационные доходы |
15005 |
|
17 |
Доходы от прочих операций |
- |
|
18 |
Внереализационные расходы |
51803 |
|
19 |
Расходы по прочим операциям |
||
20 |
Налоги, относимые на финансовые результаты |
24273 |
|
21 |
Содержание объектов социальной сферы - всего, в том числе: |
18200 |
|
22 |
а) учреждения здравоохранения |
8000 |
|
23 |
б) детские дошкольные учреждения |
7300 |
|
24 |
в) содержание пансионата |
2900 |
|
25 |
Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
1000 |
|
Из таблицы 3 видно, что у предприятия не высокие доходы. Это означает, что снизились объемы продаж и качество продукции. Нет доходов по акциям и ценным бумагам низкие внереализационные доходы. Слишком большие расходы, которые предприятие не может покрыть, за счет доходов.
Таблица 4. Расчет объема реализуемой продукции и прибыли
2 |
а) в ценах базисного года без НДС и акцизов |
335784 |
|
3 |
б) по производственной себестоимости |
134314 |
|
4 |
в) прибыль |
201470 |
|
5 |
Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг): |
||
6 |
а) в действующих ценах без НДС и акцизов |
3265800 |
|
7 |
б) по полной себестоимости |
3005117 |
|
8 |
в) прибыль |
260683 |
|
9 |
Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года: |
||
10 |
а) в днях запаса |
9 |
|
11 |
б) в действующих ценах без НДС и акцизов |
9072 |
|
12 |
в) по производственной себестоимости |
8104 |
|
13 |
г) прибыль |
968 |
|
14 |
Объем продаж продукции в планируемом году: |
||
15 |
а) в действующих ценах без НДС и акцизов |
990890 |
|
16 |
б) по полной себестоимости |
1209898 |
|
17 |
в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг) |
-219008 |
|
Прибыль от продажи товарной продукции составляет -219008, это означает, что у предприятия нет прибыли и оно еще должно. Анализируя таблицу, можно сказать, что предприятие не может реализовать свой товар, это может зависеть от многих факторов, например: высокая себестоимость произведенной продукции, следовательно, высокие цены на продукцию; низкое качество продукции, следовательно, она не конкурентно способна.
Таблица 5. Данные к расчету потребности в оборотных средствах.
№ п/п |
Показатель |
Сумма, Тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Изменение расходов будущих периодов |
1801 |
|
2 |
Прирост устойчивых пассивов |
18677 |
|
3 |
Норматив на начало года: |
||
3,1 |
производственные запасы |
13139 |
|
3,2 |
незавершенное производство |
74841 |
|
3,3 |
расходы будущих периодов |
4669 |
|
3,4 |
готовая продукция |
104525 |
|
4 |
Нормы запаса в днях: |
||
4,1 |
производственные запасы |
53 |
|
4,2 |
незавершенное производство |
8 |
|
4,3 |
готовые изделия |
16 |
|
Нормы запаса в днях слишком высокие, чем ниже норма запасов, тем эффективнее работает предприятие. Высокие нормы запасов свидетельствуют о том, что: оборудование устарело и ему необходимо произвести замену; оборудование не полностью загружено.
Таблица 6. Данные к распределению прибыли
№ п/п |
Показатель |
Сумма, Тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Отчисления в резервный фонд |
7000 |
|
2 |
Реконструкция цеха |
- |
|
3 |
Строительство жилого дома |
- |
|
4 |
Отчисления в фонд потребления - всего, в том числе: |
7980 |
|
5 |
а) на выплату материальной помощи работникам предприятия |
4980 |
|
6 |
б) удешевление питания в столовой |
1500 |
|
7 |
в) на выплату дополнительного вознаграждения |
1500 |
|
8 |
Налоги, выплачиваемые из прибыли |
7241 |
|
9 |
Налог на прибыль |
62564 |
|
10 |
Налог на прочие доходы 6% |
682 |
|
Таблица 6 показывает как распределяется прибыль на предприятии. Из таблицы мы видим, что предприятие не направляет денежные средства на реконструкцию цеха, следовательно не обновляет оборудование.
Таблица 7. Данные к расчету источников финансирования социальной сферы и НИОКР
№ п/п |
Показатель |
Сумма, Тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Средства родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях |
600 |
|
2 |
Средства целевого финансирования |
||
3 |
Собственные средства, направляемые на содержание детских дошкольных учреждений |
7300 |
|
4 |
Средства заказчиков по договорам на НИОКР |
2000 |
|
5 |
Собственные средства, направляемые на НИОКР |
10000 |
|
Таблица 7 показывает, куда предприятие финансирует свои собственные средства.
Таблица 8. Проект расчета о прибылях и убытках
№ стр. |
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|||
1 |
Выручка (нетто) от продажи продукции в планируемом году: |
990890 |
|
2 |
Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году |
1209898 |
|
3 |
Прибыль (убыток) от продажи |
-219008 |
|
2. Операционные доходы и расходы |
|||
4 |
Прочие операционные доходы |
54557 |
|
5 |
Прочие операционные расходы |
63380 |
|
6 |
Прибыль (убыток) |
-8823 |
|
3. Внереализационные доходы и расходы |
|||
7 |
Внереализационные доходы |
15005 |
|
8 |
Внереализационные расходы |
51803 |
|
9 |
Прибыль (убыток) |
-36798 |
|
10 |
Прибыль (убыток) планируемого года |
-264629 |
|
В проекте видно, что предприятие планирует снизить себестоимость продукции. За счет чего мы повысим прибыль предприятия, но все равно предприятие остается должно. Необходимо повысить выручку от продаж и понизить себестоимость. Себестоимость можно понизить за счет обновления оборудования, так как оно не менялось с 60-х годов.
Таблица 9. Распределение прибыли планируемого года
№ п/п |
Показатель |
Сумма, Тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Отчисления в резервный фонд |
7000 |
|
2 |
Реконструкция цеха |
- |
|
3 |
Строительство жилого дома |
- |
|
4 |
Отчисления в фонд потребления - всего, в том числе: |
7980 |
|
5 |
а) на выплату материальной помощи работникам предприятия |
4980 |
|
6 |
б) удешевление питания в столовой |
1500 |
|
7 |
в) на выплату вознаграждения по итогам года |
1500 |
|
8 |
Налоги, выплачиваемые из прибыли |
7241 |
|
9 |
Налог на прибыль |
62564 |
|
10 |
Налог на прочие доходы 6% |
682 |
|
11 |
Выплата дивидендов |
197188 |
|
Составить баланс доходов и расходов (финансовый план) (таблица 10). При расчёте средств на содержание объектов социальной сферы и расходов на НИОКР воспользуемся данными, приведёнными в таблице 7.
Таблица 10. Баланс доходов и расходов (финансовый план)
Шифр строки |
Разделы и статьи баланса |
Сумма, тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
|
001 |
1. Поступления (приток денежных средств) |
||
002 |
А. От текущей деятельности |
||
003 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин) |
990890 |
|
004 |
Прочие поступления: |
||
005 |
средства целевого финансирования |
||
006 |
поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях |
7900 |
|
007 |
Прирост устойчивых пассивов |
18677 |
|
008 |
Итого по разделу А |
1017467 |
|
009 |
Б. От инвестиционной деятельности |
||
010 |
Выручка от прочей реализации (без НДС) |
54557 |
|
Прочие операционные расходы |
63380 |
||
011 |
Доходы от внереализационных операций |
15005 |
|
013 |
Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР |
10000 |
|
015 |
Высвобождение средств из оборота (мобилизация) |
1891 |
|
016 |
Итого по разделу Б |
18073 |
|
017 |
В. От финансовой деятельности |
||
018 |
Увеличение уставного капитала |
- |
|
020 |
Увеличение задолженности, в том числе: |
- |
|
021 |
получение новых займов, кредитов |
- |
|
022 |
выпуск облигаций |
- |
|
023 |
Итого по разделу В |
- |
|
024 |
Итого доходов |
1035540 |
|
025 |
2. Расходы (отток денежных средств) |
||
026 |
А. По текущей деятельности |
||
027 |
Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость) |
369898 |
|
028 |
Платежи в бюджет - всего, в том числе: |
||
029 |
налоги, включаемые в себестоимость продукции |
765902 |
|
030 |
налог на прибыль |
62564 |
|
031 |
налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия |
7241 |
|
032 |
налог на доходы |
682 |
|
033 |
налоги, относимые на финансовые результаты |
24273 |
|
034 |
Выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.) |
7980 |
|
035 |
Прирост собственных оборотных средств |
20568 |
|
036 |
Итого по разделу А |
1259108 |
|
037 |
Б. По инвестиционной деятельности |
||
038 |
Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы - всего, из них: |
||
041 |
затраты на проведение НИОКР |
10000 |
|
042 |
платежи по лизинговым операциям |
||
043 |
долгосрочные финансовые вложения |
||
044 |
расходы по прочей реализации |
63380 |
|
045 |
расходы по внереализационным операциям |
51803 |
|
046 |
содержание объектов социальной сферы |
26100 |
|
047 |
прочие расходы |
2100 |
|
048 |
Итого по разделу Б |
129383 |
|
049 |
В. От финансовой деятельности |
||
052 |
Краткосрочные финансовые вложения |
||
053 |
Выплата дивидендов |
197188 |
|
054 |
Отчисления в резервный фонд |
7000 |
|
055 |
Прочие расходы |
22561 |
|
056 |
Итого по разделу В |
226749 |
|
057 |
Итого расходов |
1615240 |
|
058 |
Превышение доходов над расходами (+) |
||
059 |
Превышение расходов над доходами (-) |
579700 |
|
060 |
Сальдо по текущей деятельности |
-241641 |
|
061 |
Сальдо по инвестиционной деятельности |
-111310 |
|
062 |
Сальдо по финансовой деятельности |
-226749 |
|
В заключении можно сказать, что предприятие работает в убыток, оно на грани банкротства. Слишком высокие затраты на производство продукции и низкие доходы, для покрытия этих затрат.
Прогнозирование - разработка планов по достижению стратегических целей ПОП.
Планирование - процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
В зависимости от результатов планирование делится на нормативное, стратегическое и оперативное. Стратегическое планирование нацелено не просто на увеличение объемов производства и улучшение качества продукции, а на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей.
Важным аспектом деятельности предприятия является выбор методов прогнозирования и планирования.
Общими методами как для прогнозирования, так и для планирования являются расчетно-аналитический, экономико-статистический методы и экономико-математическое моделирование. Специфическими методами для планирования являются балансовый, нормативный и индексный методы, а для прогнозирования - метод прямого расчета.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |