31
СОДЕРЖАНИЕ
строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций
Целью данной работы является определение сущности финансового контроля и анализа деятельности Финансовой полиции РК.
В рамках исследования планируется рассмотреть проблему коррупции, ее сущность и деятельность соответствующих органов в ее отношении.
Глава 1. Сущность финансового контроля и органы его исполнения
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РК предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Финансовый контроль со стороны органов представительной власти. С этой целью созданы соответствующие структуры: финансовая полиция, Счетный комитет и т.д.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РК занимает Министерство финансов РК, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств вне бюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РК.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).
установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РК;
проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РК. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную рос
сийским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РК, а в случае финансовой несостоятельности - за счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.
Глава 2. Взяточничество как проявление коррупции
Взяточничество - собирательный юридический термин, который охватывает собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки.
Взятка является наиболее типичным и характерным проявлением коррупции, этого опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет, остро затрагивает законные права и интересы граждан.
Высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что она резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и в связи с этим грубо нарушает интересы государственной службы.
Получение взятки и дача взятки - это два взаимосвязанных преступных деяний, они не могут совершаться сами по себе, вне связи друг с другом, то есть они находятся относительно друг друга в положении необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этом законодательно получение взятки расценивается как значительно более общественно опасное деяние.
В данном случае охраняемым законом объектом, то есть тем на что посягает взятка, является правильная, отвечающая интересам общества функциональная работа государственного аппарата, предприятий, организаций, учреждений, а также общественных организаций. Таким образом объективной стороной злоупотребления должностными полномочиями является наличие общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Предметом дачи или получения взятки, а также посредничества в совершении этих преступлений в самом широком смысле является любая выгода материального характера, в том числе и имущественные права и обязанности, например, освобождение взяткополучателя от обязанности уплатить денежный долг, вернуть собственнику ранее взятое у него имущество.
Прежде всего это предметы материального мира, имеющие меновую и потребительскую и, следовательно, товарно-денежную форму: деньги, ценные бумаги, иного имущества или выгод имущественного характера.
Под "деньгами" (валютой) Закон понимает как казахстанские, так и иностранные денежные знаки, находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения принуждения.
Под "иным имуществом" понимаются любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина, металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные камни в сыром и отработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
"Выгоды имущественного характера" в качестве предмета взятки могут выступать и различные услуги материального характера - бесплатно отремонтировать квартиру, построить дачный домик, индивидуальный гараж, написать от имени взяткополучателя гонорарное произведение и т.д. Судебно-следственная практика по данной категории уголовных дел показывает, что способы получения взятки в данном виде бывают хитроумно завуалированы видимостью. законной сделки между взяткодателем и взяткополучателем нотариально оформлены договором подарка, бытового подряда, строительного подряда, займа и др. На практике существуют и другие способы дачи взятки - продажа дорогостоящего имущества за бесценок, фиктивное зачисление на должность и выплаты взяткополучателю без фактического выполнения соответствующей работы. Если под видом должностного оклада должностному лицу за якобы выполненную работу выплачиваются государственные денежные средства, то содеянное требует дополнительной квалификации.
Глава 3. Финансовая полиция РК
Переход к рыночным отношениям, коренное переустройство всех общественных отношений, всей государственной жизни, потребовали создание такого института как налоговая служба. В тоже время, как показал опыт, одними только контролирующими функциями невозможно обеспечить поступление налогов в государственную казну. Поэтому, Постановлением Президента Республики Казахстан № 1152 “Об усилении борьбы с преступностью” от 11 февраля 1994 г. Кабинету Министров было поручено создать в налоговой службе Министерства финансов налоговую милицию, возложив на неё обязанности органа дознания.
Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан № 596 “Вопросы налоговой милиции налоговой службы Министерства финансов Республики Казахстан” от 6 июня 1994 года было принято Временное положение о ней - с этого момента и принято считать начало образования органов налоговой полиции Республики Казахстан, с 24 августа выделены штаты, а с 3 октября открыто финансирование.
Новое название - “налоговая полиция” было введено Указом Президента, имеющим силу Закона, “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 года. Первым всегда трудно. Им самим приходиться прокладывать себе дорогу, все создавать с нуля. У налоговой полиции не было предшественников. Становление органов налоговой полиции происходило одновременно со становлением независимого, суверенного Казахстана. Вместе со страной переживались трудные моменты, допускались отдельные ошибки.
Указом Президента №3113 от 14 августа 1996 года “О Государственном налоговом комитете РК” из состава Министерства финансов была выделена налоговая служба и образован Государственный налоговый комитет, в составе которого находилась налоговая полиция.
Однако, в соответствии с Указом Президента №3377 от 4 марта 1997 года “Об очередных мерах по реформированию государственных органов” и Постановлением Правительства №674 от 28 апреля 1997 года “Отдельные вопросы Министерства финансов РК” налоговая служба была вновь включена в состав Министерства финансов в виде Налогового комитета и Департамента налоговой полиции.
Как вы знаете, в соответствии с Указом Президента № 3700 от 20 октября 1997 года в октябре-ноябре 1997 года была осуществлена передислокация центральных органов государственной власти, в том числе Департамента налоговой полиции, в г. Акмолу, в кратчайшие сроки развернута работа на новом месте и обеспечено бесперебойное управление территориальными подразделениями.
Законом Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года “О введении в действие УПК РК” была определена подследственность следователей органов налоговой полиции. Налоговая полиция стала обладать функциями предварительного следствия в полном объёме. Ситуация, складывающаяся в сфере экономики, в том числе связанная со сбором налогов, свидетельствует, что экономические преступления и правонарушения по своим политическим и социальным последствиям представляют угрозу национальной безопасности страны. Адекватной реакцией государства в создавшихся условиях было принятие ряда экономических и политических мер.
Так, Указом Президента РК № 3935 “О мерах по повышению эффективности борьбы с экономической преступностью” от 6 мая 1998 года на базе упраздняемых Департамента налоговой полиции МФ РК и Департамента экономической полиции МВД РК образован Комитет налоговой полиции. Государство доверило нам борьбу практически со всем спектром экономических и коррупционных преступлений.
12 октября 1998 года в соответствии с Указом Президента РК "О дальнейшем реформировании системы государственных органов Республики Казахстан", Комитет налоговой полиции вошел в состав вновь образованного Министерства государственных доходов Республики Казахстан.
С целью подготовки специалистов для органов налоговой полиции и таможенной службы 18 августа 1999 года постановлением Правительства РК образована Академия налоговой полиции как государственное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования.
22 января 2001 года Указом Президента РК №536 "О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан" образовано Агентство финансовой полиции РК как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства Республики Казахстан, с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом и делами упраздняемого Комитета налоговой полиции и Академии налоговой полиции Министерства государственных доходов.
4 июля 2002 года Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан "Об органах финансовой полиции Республики Казахстан". Сделан еще один шаг в построении правового государства, и органы финансовой полиции стали полноправными участниками этого процесса. В соответствии с подписанным Законом, органы финансовой полиции ориентированы, прежде всего, на устранение причин, порождающих экономические правонарушения, пресечение незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, налоговых преступлений, правонарушений, сдерживающих развитие законного бизнеса, борьбу с коррупцией и контрабандой. Эти задачи были определены и одобрены Главой государства как приоритетные.
10 февраля 2003 года Указом Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. "Об утверждении описаний знамени и символа органов финансовой полиции Республики Казахстан" утверждена официальная символика органов финансовой полиции.
23 декабря 2003 года Главой государства подписан Указ "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан". Данный акт подготовлен во исполнение решения Совета безопасности Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года и предусматривает ряд конкретных мер, направленных на совершенствование деятельности правоохранительных органов, активизацию их борьбы с экономической и коррупционной преступностью, а также с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков.
Принятым Указом Агентство финансовой полиции Республики Казахстан преобразовано в Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). Ему дополнительно передаются функции и полномочия Министерства внутренних дел по выявлению и расследованию экономических и коррупционных преступлений, что позволит исключить дублирование в деятельности правоохранительных органов, повысить эффективность борьбы с преступными посягательствами в сфере экономики и государственного управления.
29 января 2004 года принято Постановление Правительства Республики Казахстан N 100 "Вопросы Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)".
27 февраля 2001 года постановлением Правительства Республики Казахстан утверждено Положение об Агентстве финансовой полиции РК, согласно которому на органы финансовой полиции возложены следующие основные задачи:
предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности;
организация эффективного функционирования органов финансовой полиции по обеспечению экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе по расследованию правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, а также правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем;
осуществление розыска лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, а также принятие мер к возмещению нанесенного государству ущерба;
анализ и прогноз оперативной обстановки в республике, выработка предложений по укреплению законности в сфере экономической и финансовой деятельности и принятие мер оперативного реагирования по вопросам, требующим вмешательства органов финансовой полиции;
обеспечение безопасности деятельности финансовых органов, а также по поручению Правительства Республики Казахстан обеспечение безопасности деятельности налоговых и таможенных органов Республики Казахстан.
При этом, органам финансовой полиции предоставлены следующие права:
давать обязательные для исполнения предписания, представления юридическим или физическим лицам;
при наличии достаточных оснований, указывающих на признаки преступления, связанного с уклонением от уплаты налогов, производить налоговые проверки совместно с налоговым органом на основании предписания налогового органа;
запрашивать и получать информацию от государственных органов, иных организаций, должностных лиц и граждан;
требовать от руководителей и других должностных лиц организаций, независимо от форм собственности, а также физических лиц устранения нарушений законодательства и контролировать его выполнение;
осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
принимать участие в разработке и реализации совместных с другими правоохранительными органами программ борьбы с преступностью в Республике Казахстан;
составлять протоколы об административных правонарушениях, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
представлять Республику Казахстан в международных отношениях по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, заключать международные соглашения.
В обязанности органов финансовой полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами входит:
осуществлять в пределах своей компетенции предварительное следствие и дознание по делам о правонарушениях в сфере экономической и финансовой деятельности;
принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о правонарушениях в сфере экономической и финансовой деятельности, осуществлять, в установленном законодательством порядке, их проверку и принятие по ним решений;
в пределах компетенции обеспечивать безопасность деятельности финансовых органов, защиту их работников и членов их семей от преступных посягательств, связанных с исполнением ими служебных обязательств;
исполнять в пределах своей компетенции решения судов, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных, предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
в пределах полномочий предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в государственных органах.
Сотрудники органов финансовой полиции обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.
ИНФОРМАЦИЯ об основных результатах оперативно-служебной деятельности органов финансовой полиции за 6 месяцев 2004 года.
За 6 месяцев 2004 года деятельность органов финансовой полиции направлялась на выявление и пресечение преступлений в приоритетных сферах экономики.
За указанный период количество зарегистрированных органами финансовой полиции преступлений возросло на 13% (с 4952 до 5604).
На 42% возросло число раскрытых экономически значимых преступлений причиняющих наибольший ущерб экономике государства (с 822 до 1171), в том числе по незаконному использованию денежных средств банка (с 1 до 9), преступлениям связанным с лжепредпринимательством (с 6 до 38), злоупотреблениям полномочиями частными нотариусами и аудиторами (с 1 до 6), легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (с 6 до 24), незаконному получению и нецелевому использованию кредита (с 19 до 44), банкротству (с 15 до 28), присвоению вверенного чужого имущества (с 92 до 154), фальшивомонетничеству (с 15 до 30), невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте (с 6 до 9), злоупотреблению должностными полномочиями (с 51 до 71), даче взятки (с 7 до 8), деятельности организованных преступных групп с 0 до 5.
Зарегистрировано 386 коррупционных преступлений, что составляет 58,9% от общего числа коррупционных преступлений зарегистрированных всеми правоохранительными органами.
На 24% сократилось число оправданных лиц (с 17 до 13). На 47% снизилось количество прекращенных уголовных дел по реабилитирующим основаниям (с 120 до 63).
По оконченным производством уголовным делам в 2,8 раза возросла сумма возмещенного ущерба (с 1,4 млрд. до 3,9 млрд. тенге).
На 47% увеличилось выявление административных правонарушений (с 3634 до 5352).
Наряду с этим имеются недостатки. Снизилось число оконченных расследованием уголовных дел по незаконному предпринимательству, экономической контрабанде. Агентством принимаются соответствующие меры по их устранению.
Рассмотрение сущности финансового контроля государства
Описание основных органов финансового контроля
Рассмотрение проблемы коррупции как финансового преступления
Финансы: / Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной - М.: ЮНИТИ, Москва 2002;
Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Издательство "Перспектива"; Издательство "Юрайт", 2000;
Конституция РК
Уголовный Кодекс РК
Закон “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 года
Указ Президента №3113 от 14 августа 1996 года “О Государственном налоговом комитете РК”
4 июля 2002 года Закон Республики Казахстан "Об органах финансовой полиции Республики Казахстан".
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Учет материально-производственных запасов |
Курсовая работа | Доказывание в гражданском процессе |
Курсовая работа | Стимулирование труда персонала |
Курсовая работа | Методы исследования сенсорных систем |
Курсовая работа | Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции |
Курсовая работа | Microsoft Excel, его функции и возможности |
Курсовая работа | Инновационная деятельность предприятия |
Курсовая работа | Суд присяжных: особенности судопроизводства |
Курсовая работа | Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи |
Курсовая работа | Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте |
Курсовая работа | Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке |
Курсовая работа | Формирование спроса на предприятиях общественного питания |
Курсовая работа | Организационная культура |
Курсовая работа | Разработка бизнес-плана на примере ООО "Макин и компания" |
Курсовая работа | Злоупотребление должностными полномочиями |