5
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение 2
-
-
Глава 1. Теоретические основы формирования деятельности Пенсионного фонда РФ 4
-
-
1.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 4
-
1.2. Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ 7
-
Глава 2 Оценка деятельности Пенсионного фонда за 2004-2006 г. 10
-
-
2.1. Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ по составу и структуре 10
-
2.2. Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре 14
-
Глава 3 Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу 18
-
-
3.1. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007г. 18
-
3.2. Перспективы развития пенсионной системы РФ 24
-
Заключение 29
-
Список использованной литературы 31
Введение
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства
на определенные социальные и экономические цели.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и
перераспределения денежных средств.
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда РФ, а также перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
рассмотреть перспективы совершенствования Пенсионной системы РФ.
Предметом исследования является Пенсионный фонд РФ.
Объектом исследования выступает теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, анализ формирования и использования его средств.
Субъектом исследования является Российская Федерация.
Источниками информации при написании курсовой работы послужили
Федеральные законы, труды отечественных и зарубежных авторов за период 2004-2006г. и периодические издания и личные наблюдения автора.
В работе применялись научные методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.
Курсовая работа изложена на 30 страницах машинописного текста, включает в себя введение, 3 главы, заключение, списка литературы, 12 приложений. Библиографический список составляет 26 литературных
источников.
Глава 1. Теоретические основы формирования деятельности Пенсионного фонда РФ
1.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г.
Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Существует множество точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям
нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца,
компенсационных выплат [15, с 212]. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.
По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной [8, с 440], Пенсионный фонд Российской Федерации - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для
финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска - утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости,
инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая [6, с 282]. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Согласно экономическому словарю [16, с 507] Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного
обеспечения.
Все авторы выражают схожую точку зрения, однако мы считаем, что профессор А.Г. Грязнова и профессор Е.В. Маркина наиболее полно определяют данный термин.
В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной
власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением
о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами
Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и
изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного
управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения
являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках [15, с 211].
Основными задачами Пенсионного фонда являются [14, с 276]:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья,
профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.
ПФР осуществляет следующие основные функции [6, с 283]:
получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых
гражданами средств;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
1.2. Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ
Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников [9, с 382]:
отчислений от единого социального налога, поступающего в Федеральный бюджет;
отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в Федеральный бюджет;
страховых взносов;
средств Федерального бюджета;
сумм пеней и иных финансовых санкций;
доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
В настоящее время в состав ЕСН работодатель перечисляет в Пенсионный фонд России 20% фонда оплаты труда, которые идут на формирование трех частей трудовой пенсии [10, с 55]:
базовая - фиксированная часть, которая устанавливается в твердой сумме. Ее размер дифференцируется в зависимости от вида пенсии (старости, инвалидности и т.д.), группы инвалидности и наличия
иждивенцев;
страховая - дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала;
накопительная - часть, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета.
Базовая часть обеспечивает минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии определяется законодательством.
Пенсионный фонд РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе - финансирование выплат назначенных пенсий своевременно. Возможность перехода от распределительной системы
пенсионного обеспечения к накопительной была заложена в 1996г., когда был введен Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионной страхования". Он
установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действия Федерального закона "О государственных пенсиях Российской Федерации" от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ. В
соответствии с этим Законом застрахованным является лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиям
труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наиболее весомая часть бюджета Пенсионного фонда РФ - страховые взносы, уплачиваемые субъектами пенсионного страхования. К ним относятся: работодатели (предприятия, учреждения, организации),
крестьянские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и частные детективы.
Для данных категорий с 1 января 2006г. Установлены соответствующие процентные ставки: [15, с 216]:
20% для работодателей;
15,8% для сельскохозяйственных производителей и народов Севера;
7,3% для индивидуальных предпринимателей;
5,3% для адвокатов и детективов.
Поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ средства направляются на [9, с 383]:
выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный
застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).
Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды
(НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации "О негосударственных пенсионных
фондах".
С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда. Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным
видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда [18, с 53].
Глава 2 Оценка деятельности Пенсионного фонда за 2004-2006 г.
2.1. Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ по составу и структуре
Средства Пенсионного Фонда РФ формируются за счет:
страховых взносов, налоговых платежей;
средств из Федерального бюджета РФ;
прочих поступлений.
Проанализируем источники формирования средств Пенсионного фонда (Приложение 1).
Доходы бюджета Фонда на 2006г. были запланированы в размере 1608,7 млрд. руб., что превосходит кассовое исполнение бюджета 2005г. на 259,1 млрд. руб. и на 592,9 млрд. руб. кассовое исполнение
бюджет 2004г.
Определим долю доходов Фонда за период с 2004г. по 2006г. в объеме ВВП за соответствующие годы (Приложение 2). В 2004г. она составляла 5,96%, в 2005г. - 6,24%, а в 2006г. - 6,01%.
Рассмотрим долю доходов Фонда в объеме ВВП в 2006г. по отношению к 2004 и 2005 годами. Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. увеличился на 0,05%, а 2006г. по отношению к 2005г. снизился
на 0,23%.
Наибольшая доля доходов Фонда в объеме ВВП была в 2005г., а наименьшая в 2004г. Доходов Пенсионного Фонда в 2004г. составили 1015,8 млрд. руб., а в 2005г они были равны 1349,6 млрд. руб. То есть
доходы Фонда в 2005г. увеличились на 333,8 млрд. руб. В то время как ВВП увеличилось на 4572 млрд. руб.
Бюджет Пенсионного фонда РФ является 2 по величине после федерального. Рассмотрим долю доходов Фонда в доходах Федерального бюджета (Приложение 2а). В 2004г. она составила 29,96%, в 2005г. -
26,33%, в 2006г. - 25,63%. Рассмотрим отношение доходов Фонда к доходам Федерального бюджета, которое представлено в Приложении 3.
Максимальное значение было отмечено в 2004, оно составило 29,62%, а минимальное в 2006г. (25,63%). В период с 2005г. по 2006г. наблюдается снижение данного показателя за счет увеличения доходов
Федерального бюджета.
Наибольшую долю в доходах Фонда за 2004г. составляет сумма страховые взносов и налоговых платежей, их величина составляет 932,5 млрд. руб. или 91,80%. Средства из Федерального бюджета образуют
наибольшую долю в доходах Фонда на 2005г. Они равны 693,1 млрд. руб. или 51,36% от величины всех доходов. Средства из Федерального бюджета на 2006г. равны 788,0 млрд. руб. или 48,98% от величины
доходов Фонда. Данный источник формирования дохода также является наибольшим. Наиболее наглядно формирование доходов Фонда представлено в Приложении 4.
Наибольшая величина суммы страховых взносов и налоговых платежей была отмечена в бюджете Фонда 2004г. В 2005г. она составила 635,6 млрд. руб. или 47,10% от общей величины доходов, что на 296,9
млрд. руб. меньше значения 2004г., а в 2006г. эта величина составила 720,6 млрд. руб. то есть сумма страховых взносов и налоговых платежей выросла на 85 млрд. руб. по сравнению с 2005г.
Рассмотрим более подробно изменение в структуре страховых взносов и налоговых платежей за 2006г (Приложение 1). Данный показатель за 2006г. снизился на 47,01% по сравнению с 2004г., однако, следует
отметить, что этот же показатель снизился на 2,37% в 2006г. по сравнению с 2005г. Таким образом, можно сказать, что сумма страховых взносов и неналоговых платежей сократилась в 2005г., а в 2006г.
ее величина увеличилась.
Величина поступлений из Федерального бюджета в период с 2004г. по 2006г. имела тенденцию к росту. Наибольшая величина поступлений была в 2006г. Она составила 788,0 млрд. руб., что больше значений
того же показателя за 2005г. и 2006г на 94,9 млрд. руб. и на 727,5 млрд. руб. соответственно. В 2005г. доля поступлений средств из Федерального бюджета в общей величине доходов Фонда была
наибольшей - 51,36%, что на 45,4% больше удельного веса 2004г и на 2,38% больше значения 2006г.
Рассмотрим изменения в структуру средств, поступающих из Федерального бюджета за 2006г. (Приложение 1). Данный показатель увеличился в 2006г. по сравнению с 2004г. на 43,03% и уменьшился на 2,37% в
2006г. по сравнению с 2005г.
Самым наименьшим источником в формировании доходов бюджета Фонда являются прочие поступления. В 2006г. они увеличились на 3,98% по сравнению с 2004г. Также произошло увеличение прочих поступлений
на 4,67% в 2006г. по сравнению с 2005г.
Самое большое значение прочих поступлений было запланировано в 2006г. составило 100,1 млрд. руб., а самое наименьшее было в 2005г.
Следует отметить, что доходы Фонда на 2004г. были запланированы в размере 1000,3 млрд. руб., а исполнены в размере 1015,8 млрд. руб. т. е запланированное значение меньше исполненного на 15,5 млрд.
руб.
Доходы Фонда в 2005г. были исполнены в размере 1349,6, однако было запланировано 1177,4 млрд. руб. т. е запланированное значение меньше исполненного на 172,2 млрд. руб. Таким образом, в период с
2004г. по 2005г. исполненные доходы превышали плановые.
Рассмотрим доходы, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий (Приложение 5).
Данные доходы формируются за счет:
страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии;
прочих поступлений.
Доходы на финансирования трудовых пенсий в 2006г. составили 103,20 млрд. руб., в 2005г. они составили 88,90 млрд. руб., а в 2004г. были равны 80,8 млрд. руб. Таким образом, за период с 2004г. по
2006г. доходы имели тенденцию к росту. Наиболее наглядно это представлено в Приложении 6.
Наибольший показатель доходов на финансирования трудовых пенсий был в 2006г. Он превосходит этот же показатель 2005г. на 14,3 млрд. руб. и 2004г на 22,4 млрд. руб.
Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии составляю наибольшую долю в доходах на финансирования трудовых пенсий за период с 2004г. по 2006г. В 2004г. она была равна 76,40 млрд. руб.
(или 94,55%), в 2005г. составляла 80,20 млрд. руб. (или 90,21%), а в 2006г.96,50 (или 93,50%).
Данный показатель был наибольшим в 2006г., а наименьший в 2004г. и за период с 2004г. по 2006г. увеличивался.
Рассмотрим изменение страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по удельному весу. Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. снизился на 1,04%, и 2006г. по сравнению с 2005г.
он увеличился на 3,3%.
Проанализируем изменение страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии. Данный показатель был наибольшим в 2006г. и составил 2,02 млрд. руб. или 1,96%, а
наименьшее значение было отмечено в 2004 г. и составляло 0,50 млрд. руб. или 0,62%.
Рассмотрим изменение данного показателя по структуре. Страховые взносы в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в 2006г. по сравнению с 2005г увеличились на 0,27%. Они
также увеличились в 2006г по сравнению с 2004 годом на 1,34%.
Размер прочих поступлений в 2004г. составил 3,90 млрд. руб. или 4,83%, в 2005г. - 7,20 млрд. руб. или 8,10%, в 2006г. - 4,68 млрд. руб. или 4,53%.
Проанализируем изменение данного показателя по структуре. В 2006г. по сравнению с 2004г. он снизился на 0,3% и в 2006 по отношению к 2005г. он снизился на 3,57%.
2.2. Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре
Средства Пенсионного фонда РФ используются по следующим направлениям:
на финансирование выплаты населению пенсии и пособий
прочие расходы.
Сравним плановые расходы бюджета Фонда с их кассовым исполнением за период с 2004 по 2005годы.
Расход Фонда на 2004г. были запланированы в размере 920,4 млрд. руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 47,1 млрд. руб. В 2005г. плановые расходы бюджета Фонда составили 1176,1
млрд. руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 123 млрд. руб.
Следует отметить, что кассовое исполнение бюджета Фонда за 2004г. - 2005г. превосходит плановые показатели, причем разрыв между исполненными и плановыми показателями расходов имеют тенденцию к
росту. В 2005г. по сравнению с 2004г. разрыв вырос на 79,5 млрд. руб.
Проанализируем расход Фонда за период с 2004г. по 2006г (Приложение 7).
Расходы бюджета Фонда за 2006г. были наибольшими и составили 1531,6 млрд. руб., что на 564,1 млрд. руб. больше, чем в 2004г., и на 232,5 млрд. руб. больше 2005г.
Наиболее наглядно тенденция к росту расходов Фонда видна в Приложении 8.
Проанализируем отношение расходов Фонда с 2004 по 2006годы к расходам Федерального бюджета за те же годы (Приложение 2).
Расходы бюджета Фонда составляли: 2004г. - 967,5 млрд. руб., в 2005г. - 1299,1 млрд. руб., в 2006г. - 1531,6 млрд. руб. Определим долю расходов бюджета Фонда в расходах Федерального бюджета. В
2004г она составляла 35,85%, в 2005г. была равна 36,99%, а в 2006г. - 35,77%.
Следует отметить, что величина данного показателя была наибольшей в 2005г., а наименьшей в 2006г.
Основным направлением расходования Фонда являются расходы на выплату пенсий и пособий. Рассмотрим изменение данного показателя за три года (Приложение 9).
Наибольшая величина была в 2006г. и составила 1486,8 млрд. руб., что на 221,6 млрд. руб. больше 2005г. и на 554,1млрд. руб. больше 2004г. Величина этого показателя имеет тенденцию к росту.
Также в 2006г был отмечен наибольший удельный вес финансирования выплат пенсий и пособий, он равен 97,07%, что превосходит показатели 2005г. и 2004г на 0,32% и 0,67% соответственно.
Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2006г. по отношению к 2004г. и 2005г. Этот показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. вырос на 0,67%, однако по сравнению с 2005г. он
снизился на 0,32%
Наименьшая величина прочих расходов была отмечена в 2005г, она составила 33,9 млрд. руб. или 2,61%от общей величины расходов Фонда, а наибольшее значение 44,8 млрд. руб. прочие расходы принимали в
2006г.
Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2005г вырос на 0,31%, а по сравнению с 2004г. снизился на 0,67%.
Проанализируем расходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии с 2004 по 2006 годы.
Данный показатель в 2004г. составлял 10,24 млрд. руб., в 2005г. он был равен 6,38 млрд. руб., а в 2006г.4,81 млрд. руб.
Наибольший показатель был отмечен в 2004г., что превосходит показатель 2005г на 3,86 млрд. руб., а также превосходит показатель 2006 года на 5,43 млрд. руб.
Следует отметить, что данный показатель имеет тенденцию к росту.
Рассмотрим расходы Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию с 2004г. - 2006 г. (Приложение 10)
Данные расходы используются на:
выплату базовой части трудовой пенсии;
выплату страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций;
выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
В 2006г. расходы Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию были наибольшими и составляли 1166,75 млрд. руб., что больше на 324,98 млрд. руб. этого показателя в
2004г. и на 207,63 млрд. руб. больше 2005г.
Наибольшую долю в расходах составляет выплата страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций. В 2004г. она была равна 540,03 млрд. руб. или 64,15%, в 2005г. составила 617,59 млрд. руб. или
64,39%, а в 2006г. - 680,27 млрд. руб. или 58,30%.
Рассмотрим структуру выплаты страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций. В 2006г. по сравнению с 2004г. она снизилась на 5,85%, а в 2006г. по сравнению с 2005г. снизился на 6,09%.
Выплата базовой части трудовой пенсии была наибольшей в 2006г. и составляла 485,54 млрд. руб., что больше показателя 2005г. на 144,54 млрд. руб. и больше на 184,2 млрд. руб. показателя 2005г.
Наибольшие изменения в структуре выплаты базовой части трудовой пенсии отмечались в 2006 по сравнению с 2005годом и составляли 6,06%.
Проанализируем выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Данный показатель составляет наименьшую долю в расходах по обязательному пенсионному
страхованию.
В 2006г. он был равен 0,94 млрд. руб. или 0,08%, в 2005г.0,53 млрд. руб. или 0,06%, а в 2004г. составлял 0,40 млрд. руб. или 0,05%.
Этот показатель был наибольшим в 2006г. и превосходит показатели 2005г. и 2006г. на 0,03% и на 0,02% соответственно.
Следует отметить, что данный показатель имеет тенденцию к росту.
Рассмотрим выплату пенсий, финансируемых за счет средств Федерального бюджета.
В 2006г. она составляла 87,80 млрд. руб., в 2005г. была равна 62,21 млрд. руб., а в 2004г. - 57,24 млрд. руб. Данный показатель имеет тенденцию к росту.
Следует отметить, что наибольшее значение было в 2006г., оно превосходит значения 2005г. на 25,59 млрд. руб. и больше значения 2004г. на 30,56 млрд. руб.
В 2006г. также был отмечен наибольший объемы выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными. Он составил 1,02 млрд. руб., в 2005г. он был равен 0,84 млрд. руб., а в 2004г.
составил 0,75 млрд. руб.
Проанализируем расходы Фонда на дополнительное пенсионное обеспечение.
Данные расходы были наименьшими в 2004г. и составили 1,47 млрд. руб., они меньше доходов 2005г. на 0,32 млрд. руб. и 2006г. на 0,89 млрд. руб.
Глава 3 Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу
3.1. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007г.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 октября 2006 года рассмотрен и принят в первом чтении проект Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации
на 2007 год".
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год" подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о разработке
перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Исходной базой для разработки бюджета являлись основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и параметры прогноза на период до 2009 года, а также
Методические указания Министерства финансов Российской Федерации по распределению предельных объемов бюджетного финансирования на 2007-2009 годы.
Показатели доходной и расходной частей бюджета Фонда на 2007 год формировались исходя из следующих макроэкономических показателей: ВВП в сумме 31 220 млрд. руб., фонд заработной платы - 7289 млрд.
руб., индекс потребительских цен - 106,5-108% (декабрь 2007 г. к декабрю 2006 г), прожиточный минимум пенсионера-2964 руб.
В целом бюджет Фонда на 2007 год сформирован по доходам в сумме 1891,2 млрд. руб. (6,0% к объему ВВП), по расходам в сумме 1770,8 млрд. руб. Превышение доходов над расходами составляет 120,4 млрд.
руб., из которых 110,8 млрд. руб. - прирост пенсионных накоплений, 9,6 млрд. руб. - прирост средств по распределительной составляющей бюджета Фонда для пополнения денежной оборотной наличности на
начало 2008 года.
Объем ассигнований, передаваемых Фонду из федерального бюджета в 2007 году, составляет более 1,0 трлн. руб.
Бюджетные средства предназначены для выплаты базовой части трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и на другие социальные выплаты, а также на покрытие дефицита по
страховой части трудовых пенсий (88,2 млрд. руб), и соответствуют субвенциям, предусмотренным в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год".
Доходная часть бюджета Фонда состоит из группы доходов и группы безвозмездных поступлений (Приложение 11).
В группу доходов (882,1 млрд. руб., или 46,6%) включены: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе уплачиваемые в виде
фиксированного платежа; минимальный налог от плательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, зачисляемый в бюджет Фонда; недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в
Пенсионный фонд Российской Федерации; доходы от размещения средств пенсионных накоплений; денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных
внебюджетных фондах; прочие неналоговые поступления в Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, включая взносы в виде фиксированного платежа, запланированы в сумме 871,0 млрд. руб. или 98,74%, в том числе направляемые на выплату
страховой части трудовой пенсии, - 757,6 млрд. руб., направляемые на выплату накопительной части трудовых пенсий, - 112,2 млрд. руб.
К группе безвозмездных поступлений (1009,1 млрд. руб., или 53,4%) отнесены субвенции из Федерального бюджета:
1) средства, передаваемые Фонду на выплату базовой части трудовой пенсии, в сумме 559,77 млрд. руб. (55,47%), из которых единый социальный налог запланирован в сумме 368,77 млрд. руб., средства на
покрытие недостатка средств на базовую часть трудовой пенсии в связи со снижением ЕСН - в расчетной сумме 191,0 млрд. руб.;
2) средства Федерального бюджета, передаваемые Фонду в соответствии с законодательством Российской Федерации, - в сумме 100,1 млрд. руб. (9,92%), на выплату пенсий по государственному пенсионному
обеспечению;
3) средства Федерального бюджета, передаваемые на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными;
4) средства Федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату дополнительного материального обеспечения работникам, работавшим в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации;
5) средства Федерального бюджета, передаваемые Фонду на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан;
6) средства Федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита средств на выплату страховой части пенсии, в сумме 88,2 млрд. руб. или 8,76%
Бюджетная политика в области расходов представлена в Приложении 12. Затраты на пенсионное обеспечение в 2007 году запланированы в сумме 1458,7 млрд. руб., что на 168,2 млрд. руб. выше уровня 2006
года.
На выплату базовой части пенсии планируется направить 559,8 млрд. руб. или 31,61%, на выплату страховой части трудовой пенсии - 797,2 млрд. руб. (45,02%), на выплату пенсий по государственному
пенсионному обеспечению - 100,1 млрд. руб. или 5,65%.
В рамках представляемого проекта бюджета Фонда на 2007 год запланированы средства на увеличение (индексацию) пенсий в объеме 107 млрд. руб.
Страховая часть трудовых пенсий будет увеличена на 9,2%, исходя из финансовых результатов работы Фонда за 2006 год,
В бюджете учтены расходы на обеспечение увеличения размера страховой части трудовой пенсии пенсионерам, осуществлявшим трудовую деятельность в течение 12-ти месяцев после назначения пенсии, в
результате перерасчета на основании поступивших за застрахованное лицо страховых взносов, а также корректировки размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, в бюджете Фонда на 2007 год предусмотрены средства на увеличение размера пенсии в среднем на 15,4%, в том числе размера трудовых пенсий на 15,2%, социальных пенсий на 21,7%.
Вместе с тем параметры бюджета Фонда на 2007 год ориентированы на выполнение положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации об увеличении пенсий на
20%. В этих целях необходимо учесть произведенную с 1 августа 2006 года индексацию страховой части трудовой пенсии на 6,2%, проведение которой по бюджету Фонда на 2006 год не планировалось.
За 2006 год пенсия по старости увеличилась в среднем по Российской Федерации на 323 руб. и составит на конец года 3087 руб.
У пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, пенсия по старости увеличилась на 435 руб. и на конец года составит 4060 руб.
В 2007 году пенсия по старости возрастет на 469 руб. и составит на конец года 3556 руб., инвалиды вследствие военной травмы будут получать 8297 руб., участники войны - 7997 руб., вдовы
военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, - 6084 руб.
На 2007 год предусмотрены средства на повышение компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами с 1 января 2007 года, со 120 до 500
руб., а также средства на выплату второй пенсии вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы.
Предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 242,5 млрд. руб. или 13,96% на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан с учетом стоимости набора социальных
услуг.
На реализацию Указов Президента Российской Федерации от 30.03. 2005 г. № 363 и от 01.08. 2005 г. № 887 Фонду передаются средства федерального бюджета в общей сумме 15,2 млрд. руб. (0,86%) на
дополнительное ежемесячное материальное обеспечение участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам вследствие военной травмы, семьям погибших и другим категориям граждан, состоящим
на учете в органах ПФР.
Предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 0,2 млрд. руб. или 0,01% на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно
пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в 2005 году - 0,1 млрд. руб., в 2006 году
- 0,2 млрд. руб).
На реализацию мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы
предусмотрено 0,01 млрд. руб. (0,001%).
На дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан в 2007 году будет направлено 2,75 млрд. руб. Из них свыше 1,2 млрд. руб. - на доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных
судов гражданской авиации и 1,5 млрд. руб. - на выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда согласованы в сумме 42,4 млад руб., что составляет менее 2,4% расходов бюджета.
Накопительная составляющая бюджета ПФР сформирована в 2007 году по доходам в сумме 119,8 млрд. руб., по расходам - 8,9 млрд. руб.
Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии запланированы в сумме 112,2 млрд. руб. или 93,66% по мере поступления в соответствии с законодательством будут направляться на временное
размещение в разрешенные виды активов.
Доходы от временного размещения средств пенсионных накоплений 2007 года запланированы в сумме 7,1 млрд. руб. (3,73% от суммы размещаемых средств).
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями, определены в сумме 0,5 млрд. руб. (0,42%)
Учтены средства, которые будут поступать в Фонд от негосударственных пенсионных фондов для передачи в управляющие компании согласно заявлениям застрахованных лиц (по оценке, указанный объем средств
может составить 0,03 млрд. руб. - 0,34% средств, переданных в НПФ).
Расходование средств будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством по следующим направлениям:
1) передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды - 6,8 млрд. руб., или около 2% от общей суммы средств, передаваемой в соответствии с заявлениями застрахованных лиц;
затраты, связанные с направлением уведомлений застрахованным лицам о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов.
2) затраты на обработку заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), переходе в негосударственный пенсионный фонд, переходе из негосударственного
пенсионного фонда в ПФР (0,2 млрд. руб. или 2,25%) - исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4,72 руб.;
3) оплата расходов, связанных с временным размещением пенсионных накоплений (0,05 млрд. руб), или не более 0,04% от объема размещаемых средств, а также расходов, связанных с реализацией активов для
последующей передачи средств управляющим компаниям или НПФ (17,9 млн. руб), или 0,022% от объема реализуемых активов.
В результате за 2007 год расчетный объем средств пенсионных накоплений увеличится с 345,3 до 456,2 млрд. руб., или на 110,9 млрд. руб. При этом объем средств пенсионных накоплений, переданных в
доверительное управление управляющим компаниям, увеличится с 253,6 млрд. руб. до 323,1 млрд. руб., или на 69,5 млрд. руб. Таким образом, основная часть пенсионных накоплений (73%) будет находиться
в доверительном управлении, из них в государственной управляющей компании 96% указанных средств.
Передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды принимает положительную динамику.
Если за 2004-2005 годы передано в НПФ - 1,9 млрд. руб., то в 2006 году объем передаваемых средств составит около 6,0 млрд. руб., в 2007 году - по оценке, 6,8 млрд. руб.
3.2. Перспективы развития пенсионной системы РФ
Выстраивание российской пенсионной системы, концепция организации которой в современном виде была сформулирована в "Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" в 1998 г., несмотря на
десятилетнюю историю все еще далеко от завершения. Наряду с очевидными успехами реформирования, такими как переход от чисто распределительной пенсионной системы к смешанной
распределительно-накопительной, введение персонифицированного учета в обязательном пенсионном страховании, создание системы негосударственного пенсионного обеспечения и т.п., имеют место и
существенные проблемы.
До настоящего времени без движения остается процесс создания профессиональных пенсионных систем, в рамках которых предполагалось реализовать права граждан на льготное пенсионное обеспечение в связи
с особыми условиями труда. Проект Федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" был принят в первом чтении Государственной Думой в 2002 г. и с
тех пор не рассматривался. Результатом такого состояния является финансирование льготных пенсий за счет общей массы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, хотя такие расходы не
учтены в размерах этих взносов.
На основе всестороннего анализа состояния пенсионной системы объединение НПФ Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) выработало следующий ряд предложений по ее
совершенствованию [20].
Из структуры единого социального налога должны быть исключены перечисления в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии (в настоящее время - 6% от заработной платы без учета
регрессивной шкалы). Финансирование базовых пенсий, которое уже сейчас в значительной мере осуществляется за счет дополнительных отчислений из Федерального бюджета, должно быть полностью возложено
на бюджет. Часть единого социального налога в размере 3% от фонда заработной платы, ранее направлявшаяся в бюджет, в этом случае может быть направлена на увеличение тарифа страховых взносов,
используемых для финансирования страховой части трудовых пенсий, а остальная часть (также в размере 3%) - на стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.
Если же работники откажутся от использования такого механизма, то эта часть налога будет по-прежнему уплачиваться в федеральный бюджет.
С целью повышения заинтересованности населения в формировании своих пенсионных накоплений необходимо дальнейшее укрепление и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, а также
государственное стимулирование более активного участия граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении.
Предлагается следующая организация системы дополнительного пенсионного обеспечения: работник имеет право добровольно платить взносы в НПФ в размере до 3% своей заработной платы, а на работодателя
возлагается обязанность уплачивать такую же сумму в пользу этого работника в тот же НПФ. Платеж работодателя принимается в зачет оставшейся доли единого социального налога в размере 3% фонда оплаты
труда.
Предлагаемый институт позволяет сочетать добровольность для работника и обязательность для работодателя (после выбора работником участия в дополнительном пенсионном обеспечении) платежей на
формирование дополнительной пенсии.
При реализации дополнительного пенсионного обеспечения происходит вовлечение работников в формирование собственной пенсии, поступление средств в пенсионную систему увеличивается за счет отчислений
самих работников. При этом на начальном периоде уменьшается выпадающая часть доходов федерального бюджета, поскольку, пока не все работники выбрали систему дополнительного пенсионного обеспечения,
вторая часть единого социального налога (3% от фонда оплаты труда) за работников, не сделавших такой выбор, будет направляться в бюджет на финансирование базовой пенсии.
Одновременно должны быть приняты меры по повышению уровня контроля со стороны государства за соблюдением требований законодательства участниками системы дополнительного пенсионного обеспечения.
Целесообразно также создание системы гарантирования пенсионных сбережений граждан, - как в отношении обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения, так и в части
негосударственного пенсионного обеспечения.
Необходимым дальнейшее развитие накопительной части трудовой пенсии, для чего должно быть реализовано намеченное на 2008 г. увеличение размера отчислений на финансирование накопительной части
трудовой пенсии с 4 до 6%.
Вместе с тем необходимо существенно повысить уровень организационной и разъяснительной работы в области пенсионной реформы, добиваясь такого положения, чтобы каждый участник обязательного
накопительного пенсионного страхования реально высказал свое мнение о порядке инвестирования его пенсионных накоплений.
Введение системы дополнительного пенсионного обеспечения позволит несколько снизить остроту проблемы так называемых "молчунов" (застрахованных лиц, которые не желают активно управлять своими
пенсионными накоплениями путем их перевода в НПФ или передачи в частные управляющие компании), поскольку в процессе его реализации застрахованные лица получат больший объем информации о
накопительной пенсионной системе вообще и о работе НПФ в частности, что облегчит для них выбор негосударственных пенсионных фондов.
В части повышения эффективности инвестирования пенсионных накоплений граждан НАПФ считает необходимым расширить инструментарий для инвестирования пенсионных накоплений и пенсионных резервов.
В части совершенствования финансовых потоков в пенсионной системе необходимо совершенствовать администрирование страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой
пенсии. Для этого следует реализовать прямое ежемесячное направление этих средств, а также средств дополнительного пенсионного обеспечения в адрес страховщиков (НПФ). С целью повышения
эффективности контроля за прохождением средств отчетность по этим средствам должна поступать в Пенсионный фонд РФ с двух сторон: и от работодателя, перечисляющего средства, и от страховщика,
получившего эти средства. Введение такого порядка перечисления средств позволит существенно повысить эффективность инвестирования пенсионных накоплений.
Важнейшим условием поступательной реализации пенсионной реформы является формирование пенсионной культуры населения, повышение уровня его осведомленности о ходе и задачах реформы. С этой целью
необходима разработка серии информационных кампаний, целевым образом ориентированных на различные группы населения, например: бюджетная поддержка издания популярного журнала, посвященного
пенсионной тематике; запуск на ведущих телеканалах, введение соответствующих учебных курсов в средних школах и т.п.
Позиция НАПФ по имеющимся проблемам в пенсионной сфере и мерам их решения совпадает с взглядами объединения работодателей - Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Представители
РСПП неоднократно высказывались за введение дополнительной накопительной пенсии на принципе добровольности для застрахованных лиц и обязательности для работодателей, формируемой в порядке,
аналогичном предложенному НАПФ.
Заключение
На основании проведенного исследования сделаем следующие выводы:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска - утраты заработка,
инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
2) Бюджет Пенсионного фонда является самостоятельным и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов. Он подотчет правительству РФ и осуществляет свою деятельность в
соответствии с законодательс твом РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ.
3) Основным источником формирования средств являются страховые взносы работодателей, крестьянских хозяйств, родовых семейных общин малочисленных народов Севера, индивидуальных предпринимателей,
нотариусов, адвокатов и частных детективов.
Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды.
4) Поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ средства используются по следующим направлениям: выплату трудовых пенсий, выплату социальных пенсий и пособий, выплату пенсий военнослужащим и других
государственных пенсий, содержание аппарата пенсионного фонда,
расходов по доставке пенсий, выплаты пенсий на погребение.
В результате анализа, поведенного по источники формирования средств Пенсионного фонда РФ и направлениям их использования за период с 2004г. по 2006г., нами было отмечено, что наибольшую долю в
доходах Фонда в 2004г. составляли страховые взносы и налоговые платежи. Их величина составляла 91,80% от общей величины доходов. Однако в 2005г. и в 2006г. наибольшую долю в доходах составляли
поступления из Федерального бюджета. Они составляли 51,36% в 2005г. и 48,98% в 2006г.
Следует отметить, что доходы бюджета Фонда на 2006г. были запланированы в размере 1608,7 млрд. руб. и превосходят кассовое исполнение бюджета 2005г. на 259,1 млрд. руб. и на 592,9 млрд. руб.
кассовое исполнение бюджет 2004г.
Расходы бюджета Фонда в 2006г. составляли 1531,6 млрд. руб., что на 564,1 млрд. руб. больше, чем в 2004г., и на 232,5 млрд. руб., больше 2005г.
Они были запланированы в 2004г. в размере 920,4 млрд. руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 47,1 млрд. руб. В 2005г. плановые расходы бюджета Фонда составили 1176,1 млрд.
руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 123 млрд. руб.
Кассовое исполнение бюджета Фонда за 2004г. - 2005г. превосходит плановые показатели, причем разрыв между исполненными и плановыми показателями расходов имеют тенденцию к росту. В 2005г. по
сравнению с 2004г. разрыв вырос на 79,5 млрд. руб.
На основе выводов можно сделать следующие предложения:
1) необходимо дальнейшее укрепление и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения;
2) государственное стимулирование более активного участия граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении;
3) увеличение размера отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
4) повысить уровень организационной и разъяснительной работы в области пенсионной реформы.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 23.12.03г. №175-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2004г
2. Федеральный закон от 28.12.04г. №175-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2005г.
3. Федеральный закон от 22.12.05г. №174-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2006г.
4. Агапцов С.А., Романов Е.Ю. Доходы социальных фондов. Правовое регулирование доходов государственных внебюджетных фондов: проблемы и решения. - М. "Финансы и статистика", 2007г. - 256 с.
5. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., "Финансы и статистика", 2005г. - 496с.
6. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., "Дашков и Ко", 2006г. - 512 с.
7. Российский статистический ежегодник 2006г.: стат. сб. / Росстат М., 2006г. - 806 с.
8. Финансы Учебник под редакцией, профессора А.Г. Грязновой, профессора Е.В. Маркиной - М., "Финансы и статистика", 2006г. - 502 с.
9. Финансы, Денежное обращение, Кредит: учебник / Под ред.Г.Б. Поляка - 3-е изд., перераб. и доп. - М. "ЮНИТИ - ДАНА", 2007г. - 639 с.
10. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. А.М. Ковалевой. - 5-е изд., перераб. и доп.М., "Финансы и статистика", 2006г. - 416 с.
11. Финансы: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е. изд., перераб. и доп. - М., "ЮНИТИ-ДАНА", 2007г. - 703 с.
12. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Романовской, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М. Юрайт - М, 2004г. - 504с.
13. Финансы: Учебник/ Под ред. д. э. н., проф. В.П. Литовченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., "Дашков и Ко", 2006г. - с. 724.
14. Финансы: учебник/ под. ред. д-ра эконом. наук, проф. В.А. Слепова - 2-е издание, перераб. и доп. - М. "Экономистъ", 2006г. - 682 с.
15. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. - 4-е изд., испр. и доп. - М., "Дашков и Ко", 2006г. - 606 с.
16. Экономический словарь // А.Б. Борисов, изд. - 2-е, перераб. и доп. - М. "Книжный мир", 2006г. - 859 с.
17. Баскакова В.Н. Финансовые перспективы Пенсионной системы России // Финансы 4, 2007 с. 52-56.
18. Грищенко Н.Б. Проблемы и перспективы реформирования льготного пенсионного обеспечения // Финансы и Кредит 36(240) - 2006г., Декабрь с. 94-96.
19. Ильина В.В. К вопросу об эффективности Пенсионной реформы // Финансы 5, 2007г., с 47-51.
20. Михальчук В.Ю. Пенсионная система России: Перспективы развития // Финансы 7, 2007 с. 59-62.
21. Мищенко В.В. Актуальные проблемы профессионального пенсионного страхования в РФ // Финансы и Кредит 25(265) - 2007, Июль с. 77-81.
22. Негосударственные Пенсионные фонды о ходе пенсионной реформы в России // Финансы 1, 2007г., с. 95-96.
23. Нелюбовой Н.Н. Институциональные основы развития Негосударственных Пенсионных фондов в Финансовой системе страны // Финансы и Кредит 24(264) - 2007г., Июнь с. 53-58.
24. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 г. // Социальный мир № 48, Еженедельник 18-31декебря, 2006г. с. 10-12.
25. О проекте бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007г. // Социальный мир № 41, Еженедельник 30 октября - 5 ноября, 2006г. с 11-16.
26. Рогачев И.А. Пенсионная реформа в России: Оценка результатов // Финансы и Кредит (237) - 2006г., Ноября 33 с 83-86.