Содержание
Введение
1. Неналоговые доходы как резерв исполнения доходной части бюджетов
2.Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ
3.Состав и структура неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов:
3.1 Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ
3.2 Неналоговые доходы местных бюджетов
4. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Важную роль при формировании любого бюджета составляют доходы. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления для осуществления своих основных функций.
На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Также в доходах бюджетов могут быть частично централизованные доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий. Конечно, неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступле-ниям. Однако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно делать выводы о компетентности или некомпетентности конкретных государственных управленцев.
К основным источникам неналоговых доходов бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01.01.2005 включая таможенные пошлины).
Некоторые виды неналоговых доходов вводятся с определённой целью. Так, например, использование таких неналоговых доходов, как поступления от государственного резерва земель, предусмотрено для развития ипотечного кредитования жилья и решения других социально важных вопросов жизни. Государственные земельные участки продаются по рыночным ценам, либо применяются в качестве залогового инструмента, а также как взносы государства при реализации конкретных строительных проектов. Образующиеся таким образом средства в виде неналоговых доходов, поступающих от инвесторов в качестве инвестиционных вкладов, используются для государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.
Целью данной курсовой работы является анализ неналоговых доходов, объектом являются бюджеты всех уровней РФ, предметом - доходы бюджетов (а именно неналоговые поступления). Для достижения цели следует рассмотреть следующие поставленные задачи:
- изучить общие понятия неналоговых поступлений;
- изучить состав и структуру неналоговых поступлений федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов;
- проанализировать неналоговые поступления федерального бюджета и сделать выводы об особенностях формирования и роли неналоговых доходов.1
При написании работы были изучены и проанализированы законодательные документы Российской Федерации, данные статистической отчетности, учебные пособия и учебники, интернет.
Таким образом, неналоговые доходы - это важный источник доходов, рост которого способствует сокращению дефицита бюджетов всех уровней и улучшению жизни населения в стране.
1. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ КАК РЕЗЕРВ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ
Неналоговые доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями, возложенных на них, публичных, социальных, экономических и иных функций.
Доходы бюджетов - это экономические отношения, возникшие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджета и бюджетного фонда страны. Доходы бюджетов можно классифицировать по самым различным основаниям. Одной из основных выступает их деление в зависимости от формы образования. По этому основанию различают три вида доходов бюджетов:
1) налоговые;
2) неналоговые;
3) безвозмездные перечисления.
Второй вид доходов бюджетов -- неналоговые доходы. Большинство неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки, фискально-постоянного характера. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин -- наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Следует отметить, что в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Так, в Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ» состав неналоговых доходов несколько отличается от классификации Министерства финансов Российской Федерации. В Бюджетном Кодексе Российской Федерации к неналоговым поступлениям причислены доходы в виде финансовой помощи, получаемой от иных бюджетов.
В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят и доходы целевых бюджетных фондов. В составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с Законодательными актами:
- Бюджетным Кодексом Российской Федерации;
- Налоговым Кодексом Российской Федерации;
- ежегодным Федеральным Законом «О федеральном бюджете РФ»;
- иными правовыми и законодательными актами.
Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и её субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах указывается и на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
Неналоговые поступления -- составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако, неналоговые доходы на уровне органов местного самоуправления не являются государственными. Особое значение в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, на-ходящегося в государственной и муниципальной собственности.
Неналоговые доходы в узком смысле слова -- это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом, либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам.
В современной литературе к неналоговым доходам принято относить:
платежи штрафного характера и административные сборы (взимаемые штрафы; суммы, полученные от реализации конфискованного имущества);
доходы от использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности (например, доходы от сдачи в аренду зданий и сооружений);
доходы от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности;
доходы от экономической деятельности государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных предприятий;
финансовые средства, полученные в возмещение ущерба;
поступления в виде внешних заимствований;
доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи государственных ценных бумаг и другие.
иные неналоговые доходы.1
В доходах бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:
*средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
*средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
*средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
*плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
*доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
*часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
*другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
Таким образом, от исполнения доходной части бюджетов от неналоговых поступлений зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.
2. СОСТАВ И СТРУКТУРА НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ
Доходы федерального бюджета -- это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.1
В доходы федерального бюджета зачисляются:
собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
собственные неналоговые доходы;
остаток средств на конец предыдущего года;
доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Федеральный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41 - 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:
*доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;
*части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
*сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса), - по нормативу 100 процентов;
*прочих лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;
*таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;
*платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
*платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий - по нормативу 100 процентов;
*платы за пользование водными объектами - по нормативу 100 процентов;
*платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
*платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
*консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
*патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
*платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним - по нормативу 100 процентов.
Таким образом, доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги. 1
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций имеют самую большую величину в неналоговых поступлениях бюджетов всех уровней (64% для федерального бюджета и 81% для консолидированного бюджета субъектов РФ от всех неналоговых поступлений). В федеральном бюджете вторая по объему поступлений статья неналоговых доходов - это доходы от внешнеэкономической деятельности, которые включают в себя проценты по государственным кредитам и таможенные сборы (30 % от всех неналоговых поступлений федерального бюджета).2
Структуру неналоговых доходов федерального бюджета можно посмотреть в приложении 1.
3. СОСТАВ И СТРУКТУРА НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
3.1 Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ
Доходы бюджетов субъектов - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и области в распоряжение органов государственной власти области.
Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:
1) налоговых доходов от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (ст. 56 БК РФ);
2) неналоговых доходов;
3) иных поступлений.1
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 43, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:
*части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;
*платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов
*сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.
*платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;
К неналоговым доходам бюджетов субъектов относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности области, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе:
-средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности области;
-средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
-средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной собственности области, под залог, в доверительное управление;
-плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
-доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим области;
-другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности области;
2) часть прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий области, остающаяся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых законом области об областном бюджете;
3) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываемые в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отраженные в доходах областного бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в областной государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг;
4) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Администрации области, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
5) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного области, и иные суммы принудительного изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, решениями судов;
6) доходы, получаемые от продажи имущества, находящегося в государственной собственности области, подлежащие зачислению в областной бюджет в полном объеме.
7) плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;
8) платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
9) иные неналоговые доходы, зачисляемые в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
В доходах бюджетов субъектов наибольшую долю (более 90%) имеют налоговые доходы. Неналоговые доходы составляют около 10-15% в общей сумме доходов. Остальная доля доходов приходится на безвозмездные и безвозвратные перечисления средств в основном из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций (трансфертов).1
3.2 Неналоговые доходы местных бюджетов
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 - 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.
В бюджеты городских округов и муниципальных районов подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.
В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.
В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.
Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:
местных налогов и сборов;
отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
неналоговых доходов.
Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а также неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов. Иными словами, их собственные доходы - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе БК РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты.1
Неналоговые доходы формируются:
1) от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;
2) от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
3) от доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.);
4) неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
К неналоговым доходам относятся еще безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде:
-финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
-субвенций из региональных фондов компенсаций;
-перечислений из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
-перечислений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.
Доходы местных бюджетов формируются за счёт собственных доходов и доходов за счёт отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. Доля неналоговых доходов в доходной части местного бюджета составляет 3,6 %. К основным источникам неналоговых доходов местных бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Эти средства являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников.1
4. АНАЛИЗ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ
Проведём анализ неналоговых поступлений в федеральный бюджет за 2 года, т.е. сравним 2006г. с 2004г. и проанализируем, какие платежи значительно увеличивают государственную казну, а какие нет.
Наименование платежей |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
абсолютные изменения 2006/2004 г., млн.руб. |
относительные изменения 2006/2004г.,% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Неналоговые доходы - всего |
219194,4 |
988412,9 |
942790,8 |
723596,4 |
330,1 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций, в том числе: |
165612,1 |
179221,6 |
151095,1 |
-14517 |
-8,8 |
|
дивиденды по акциям, находящихся в государственной и муниципальной собственности |
12500 |
15000 |
15500 |
3000 |
24,0 |
|
доходы от сдачи в аренду имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности |
8700 |
13200 |
14700 |
6000 |
69,0 |
|
проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета |
434,6 |
469,1 |
499,6 |
65 |
15,0 |
|
проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны |
119,2 |
70 |
60 |
-59,2 |
-49,7 |
|
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства |
62032,2 |
67106,5 |
72014 |
9981,8 |
16,1 |
|
платежи от государственных и муниципальных организаций |
18612,2 |
15563,7 |
13436,1 |
-5176,1 |
-27,8 |
|
доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей |
1900 |
600 |
400 |
-1500 |
-78,9 |
|
платежи при пользовании недрами, в том числе при выполнении соглашений о разделе продукции |
25031,4 |
26988,5 |
2173,3 |
-22858,1 |
-91,3 |
|
плата за негативное воздействие на окружающую среду |
2142,1 |
2313,5 |
2475,4 |
333,3 |
15,6 |
|
плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, зачисляемая в федеральный бюджет |
1500 |
1535,8 |
1678,6 |
178,6 |
11,9 |
|
прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций |
254 |
6695,5 |
6895,5 |
6641,5 |
2614,8 |
|
лицензионные сборы |
|
1457,7 |
1552,4 |
1552,4 |
|
|
Доходы от продаж нематериальных активов |
10,9 |
10,5 |
10,5 |
-0,4 |
-3,7 |
|
Административные платежи и сборы |
1381,2 |
244,8 |
260,7 |
-1120,5 |
-81,1 |
|
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
1157,8 |
2190,6 |
2210,7 |
1052,9 |
90,9 |
|
Доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01,01,2005 включая таможенные пошлины) |
45205,2 |
779777,6 |
761371,6 |
716166,4 |
1584,3 |
|
Прочие неналоговые доходы |
5827,2 |
11735,6 |
11902,2 |
6075 |
104,3 |
|
Доходы, поступающие от вовлечения в хозяйственный оборот избыточных ядерных материалов |
|
13774,5 |
14387,6 |
14387,6 |
|
Таким образом, неналоговые доходы в 2006 году по сравнению с 2004 годом увеличились почти в три раза: с 219194,4 млн. руб. до 942790,8 млн. руб., что составило 330,1% в относительном выражении (наглядно увеличение неналоговых доходов в федеральный бюджет за 2004-2006год можно посмотреть в приложении 2).
За два года заметно выросли прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01.01.2005 включая таможенные пошлины), что составило 2614,8% и 1584,3% соответственно. Заметно снизились платежи при пользовании недрами, в том числе при выполнении соглашений о разделе продукции на 91,3% и административные платежи и сборы на 81,1%.
Несмотря на то, что неналоговые доходы занимают незначительную часть в структуре всех доходов государства, можно сказать, что по сравнению с 2004 годом они к 2006 году увеличились существенно, почти в три раза.
Как правило, любое увеличение доходов сказывается на уровне жизни населения. Ведь, именно доходы, поступающие в бюджет государства, позволяют власти осуществлять свои основные государственные функции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется, конечно, за счёт налоговых доходов. Но неналоговые поступления играют также большую роль в бюджетах всех уровней. Ведь, проанализировав неналоговые поступления, можно сделать вывод о том, насколько эффективно используется государственная собственность, насколько правильно государство занимается внешнеэкономической деятельностью, каким видам неналоговых поступлений следует уделить особое внимание (изменить что-то) для увеличения доходов в государственную казну. И государству необходимо анализировать неналоговые платежи, потому что именно доходы способствуют улучшению уровня жизни населения.
Несмотря на то, что основными источниками неналоговых доходов в бюджет составляют поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности, неналоговые доходы всё равно составляют незначительную долю доходного потенциала - около 1%.
Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании государственной собственности, поскольку её доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остаётся достаточно высокой - около 30%, а отдача в виде отчислений от её использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 3,5% от доходов федерального бюджета.
Неналоговые доходы играют большую роль для государства, так как они являются одним из источников формирования государственного бюджета. Да, мы видим, что неналоговые поступления составляют незначительный процент по отношению к налоговым платежам, но, несмотря на это, государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты, потому что именно рост неналоговых доходов будет способствовать сокращению дефицита всех уровней.
По данным 2004-2006 годов можно сказать, что из неналоговых платежей значительно пополняют государственную казну поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01.01.2005 включая таможенные пошлины).
Изучив общие понятия неналоговых поступлений, состав и структуру неналоговых поступлений федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов и проанализировав неналоговые поступления федерального бюджета с помощью законодательных документов Российской Федерации, данных статистической отчетности, учебных пособий и учебников, цель курсовой работы была достигнута.
Я изучила и проанализировала особенности формирования и роль неналоговых поступлений в бюджеты Российской Федерации.
Таким образом, рост неналоговых доходов способствует сокращению дефицита всех уровней, а, следовательно, от исполнения доходной части бюджетов зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура неналоговых доходов федерального бюджета (млн. руб.)
Наименование платежей |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Неналоговые доходы - всего |
219194,4 |
988412,9 |
942790,8 |
952094,6 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций, в том числе: |
165612,1 |
179221,6 |
151095,1 |
155064,5 |
|
дивиденды по акциям, находящихся в государственной и муниципальной собственности |
12500,0 |
15000,0 |
15500,0 |
16000,0 |
|
доходы от сдачи в аренду имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности |
8700,0 |
13200,0 |
14700,0 |
17200,0 |
|
проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета |
434,6 |
469,1 |
499,6 |
524,6 |
|
проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны |
119,2 |
70,0 |
60,0 |
50,0 |
|
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства |
62032,2 |
67106,5 |
72014,0 |
76323,9 |
|
перечисление прибыли ЦБРФ |
32000,0 |
29000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
|
платежи от государственных и муниципальных организаций |
18612,2 |
15563,7 |
13436,1 |
10149,9 |
|
доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей |
1900,0 |
600,0 |
400,0 |
100,0 |
|
платежи при пользовании недрами, в том числе при выполнении соглашений о разделе продукции |
25031,4 |
26988,5 |
2173,3 |
2112,5 |
|
плата за негативное воздействие на окружающую среду |
2142,1 |
2313,5 |
2475,4 |
2599,2 |
|
плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, зачисляемая в федеральный бюджет |
1500,0 |
1535,8 |
1678,6 |
1807,9 |
|
прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций |
254,0 |
6695,5 |
6895,5 |
6895,5 |
|
лицензионные сборы |
1457,7 |
1552,4 |
1630,0 |
||
Доходы от продаж нематериальных активов |
10,9 |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
|
Административные платежи и сборы |
1381,2 |
244,8 |
260,7 |
273,7 |
|
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
1157,8 |
2190,6 |
2210,7 |
2227,2 |
|
Доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01,01,2005 включая таможенные пошлины) |
45205,2 |
779777,6 |
761371,6 |
766342,7 |
|
Прочие неналоговые доходы |
5827,2 |
11735,6 |
11902,2 |
12065,0 |
|
Доходы, поступающие от вовлечения в хозяйственный оборот избыточных ядерных материалов |
13774,5 |
14387,6 |
14481,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Неналоговые поступления в федеральный бюджет за 2004-2006г.
2004 год - 219194,4 млн. руб.;
2005 год - 988412,9 млн. руб.;
2006 год - 942790,8 млн. руб.
Список литературы:
1. Конституция РФ
2. БКРФ от 01.09.2006г.;
3. Бюджетный кодекс Амурской Области от 12.09.2005г.;
4. Доходы Областного бюджета на 2004 год (в ред. Закона Амурской области от 29.09.2004 N 353-ОЗ);
5. Доходы областного бюджета на 2005 год;
6. Доходы областного бюджета на 2006 год;
7. Доходы городского бюджета на 2004 год (в ред. решения Думы г. Благовещенска от 01.07.2004. № 49/120);
8. Доходы городского бюджета на 2005 год;
9. Доходы городского бюджета на 2006 год;
10. Годин А.М, Максимова Н.С, Подпорина И.В/ учебник: Бюджетная система РФ, Москва-2006г.;
11. Горбунова О.Н./учебник: Финансовое право, Москва-2003г.;
12. Грачёв Е.Ю., Соколов Э.Д./учебник: Финансовое право, Москва-2004г.;
13. Ермолова М.И., Калашникова В.В./учебное пособие: Бюджет РФ, Москва-2003г.;
14. интернет;
15. Нишитая А.С./учебник: Бюджетная система РФ, Москва-2006г.;
16. Пшенникова Е.И./учебник: Бюджет и бюджетный процесс РФ, Москва-2004г.;
17. Тедеев А.А., Парыгина В.А./учебное пособие: Бюджетная система России (полный курс за 3 дня), Москва-2005г;
18. Химичев Н.И./учебник: Финансовое право, Москва-2003г.;
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |