60
1
Содержание
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Изучение, обобщение, обоснование и уточнение методологических подходов к проблеме образования и формирования доходной и расходной частей государственного бюджета является не просто актуальным, а должно выдвигаться в разряд первоочередных задач в исследовании средств государственного регулирования экономики.
Актуальность исследования заключается в первостепенной важности государственного бюджета для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Целью данной работы является анализ бюджета и исследование его роли в проведении экономической политики государства на примере Республики Марий Эл.
Задачами написания работы являются: рассмотрение бюджетного планирования и бюджетного процесса, анализ исполнения консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2005-2007 годы.
При написании работы использовались законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Марий Эл, учебные издания, публикации экономических газет и журналов.
I. Теоретическая часть.
Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса [18].
Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.
Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.
В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК (Бюджетным Кодексом РФ), бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода [12].
Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.
Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.
Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:
- единства бюджетной системы;
- принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;
- принцип самостоятельности;
- сбалансированности;
- гласности;
- достоверности;
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.
1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).
2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.
3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.
4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация РФ входят:
- классификация доходов бюджетов РФ;
- функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
- экономическая классификация расходов бюджетов РФ;
- классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
- классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;
- классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
- ведомственная классификация расходов РФ.
Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация - специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением [7].
В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет. Основными принципами организации бюджетного процесса являются:
- единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета, которые состоят в том, что бюджетная система России должна объединять все бюджетные доходы и расходы в федеральном бюджете, территориальных бюджетах и местных бюджетах в соответствии с законодательством;
- реальность планируемых бюджетных доходов, которая достигается как обоснованием размеров всех источников доходов, так и социально-экономическим обоснованием расходов бюджетов;
- гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса проектные показатели подвергаются всестороннему обсуждению;
- соблюдение бюджетной классификации выражается в том, что при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы;
- периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год;
- отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.
Бюджетный процесс в Российской Федерации строится в соответствии с законодательством Российской Федерации - Законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также законами республик в составе России.
Бюджетный процесс в Российской Федерации состоит из следующих стадий бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Стадии бюджетного процесса РФ показаны на схеме (рис. 1).
Рис. 1. Схема бюджетного процесса по стадиям
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития России, субъектов Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка перспективного финансового плана, баланса ресурсов, на основании которых органы исполнительной власти и участники бюджетного процесса осуществляют разработку проектов бюджетов [2].
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Российской Федерации;
- органы законодательной (представительной) власти;
- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
- органы денежно-кредитного регулирования;
- органы государственного и муниципального финансового контроля;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
- иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
- бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Состав участников бюджетного процесса шире, чем состав органов, обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающих бюджетными полномочиями, относятся: Президент РФ, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия как бюджетополучатели, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии со ст. 153 и 154 Бюджетного Кодекса РФ органы законодательной и исполнительной власти обладают бюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии со ст. 151.
В состав участников бюджетного процесса, исходя из расширительной трактовки бюджетной системы РФ, входят и органы управления соответствующими государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования РФ). Они составляют проекты бюджетов соответствующих фондов, представляют их для утверждения в Федеральное Собрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ (по территориальным внебюджетным фондам), составляют отчеты об исполнении бюджетов фондов с последующим утверждением Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.
II. Практическая часть.
Наименование дохода |
Сумма |
|
Доходы |
2736010 |
|
Налоги на прибыль, доходы |
1775757 |
|
Налог на прибыль организаций |
639668 |
|
Налог на доходы физических лиц |
1136089 |
|
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в том числе |
596496 |
|
акцизы на алкогольную продукцию |
345012 |
|
акцизы на нефтепродукты |
251484 |
|
Налоги на совокупный доход |
34829 |
|
Налоги на имущество |
236327 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
4085 |
|
Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
14810 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
44223 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
22286 |
|
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
4994 |
|
Административные платежи и сборы |
2203 |
|
Безвозмездные поступления |
2776966 |
|
Всего |
5512976 |
|
Наименование разделов и подразделов |
Сумма |
|
Всего |
5923377 |
|
Общегосударственные вопросы |
585168 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
296426 |
|
Национальная экономика |
784409 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
135048 |
|
Охрана окружающей среды |
3280 |
|
Образование |
599387 |
|
Культура, кинематография, средства массовой информации |
115747 |
|
Здравоохранение и спорт |
680615 |
|
Социальная политика |
694672 |
|
Межбюджетные трансферты |
2028625 |
|
Наименование муниципального образования |
Всего |
|
МО "Город Йошкар-Ола" |
397157 |
|
МО "Город Волжск" |
179936 |
|
МО "Город Козьмодемьянск" |
69134 |
|
МО "Волжский район" |
79662 |
|
МО "Горномарийский район" |
100591 |
|
МО "Звениговский район" |
137498 |
|
МО "Килемарский район" |
75708 |
|
МО "Куженерский район" |
85668 |
|
МО "Мари-Турекский район" |
103687 |
|
МО "Медведевский район" |
188376 |
|
МО "Моркинский район" |
119294 |
|
МО "Новоторъяльский район" |
91229 |
|
МО "Оршанский район" |
71304 |
|
МО "Параньгинский район" |
86579 |
|
МО "Сернурский район" |
100201 |
|
МО "Советский район" |
91653 |
|
МО "Юринский район" |
50948 |
|
Итого |
2028625 |
|
Наименование дохода |
Бюджет Республики Марий Эл |
Федеральный бюджет |
|
Налоги на прибыль, доходы |
1,775 |
252,3 |
|
Налог на прибыль организаций |
0,639 |
1067,0 |
|
Налог на доходы физических лиц |
1,136 |
||
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые натерритории Российской Федерации, в том числе |
0,596 |
116,8 |
|
акцизы на алкогольную продукцию |
0,345 |
28,4 |
|
акцизы на нефтепродукты |
0,251 |
83,2 |
|
Налоги на совокупный доход |
0,034 |
41,5 |
|
Налоги на имущество |
0,236 |
95,2 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
0,0041 |
43,6 |
|
Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,014 |
28,5 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
0,044 |
73,0 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
0,022 |
35,1 |
|
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
0,004 |
58,1 |
|
Административные платежи и сборы |
0,002 |
1,7 |
|
Наименование дохода |
2006 г. |
|
Доходы |
3308018 |
|
Налоги на прибыль, доходы |
1777505 |
|
Налог на прибыль организаций |
654998 |
|
Налог на доходы физических лиц |
1122507 |
|
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
760878 |
|
Налоги на совокупный доход |
102895 |
|
Налоги на имущество |
569755 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
3767 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
46155 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
19238 |
|
Доходы от оказания платных услуг |
27425 |
|
Административные платежи и сборы |
400 |
|
Безвозмездные поступления |
3770470,8 |
|
Всего |
7078488,8 |
|
Наименование разделов и подразделов |
Сумма |
|
Всего |
7567456,8 |
|
Общегосударственные вопросы |
1338990,7 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятель-ть |
389058,0 |
|
Национальная экономика |
898053,4 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
77289,0 |
|
Охрана окружающей среды |
1705,5 |
|
Образование |
686417,0 |
|
Культура, кинематография, средства массовой информации |
132162,0 |
|
Здравоохранение и спорт |
917593,0 |
|
Социальная политика |
914161,0 |
|
Межбюджетные трансферты |
2212027,2 |
|
Перечень республиканских целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2006 год, представлен в приложении 2.
Распределение объема республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов на 2006 год представлено в табл. 7
Таблица 7
Распределение объема республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на 2006 год, (тыс. рублей)
Наименование муниципального образования |
Сумма |
|
Городской округ "Город Йошкар-Ола" |
3027 |
|
Городской округ "Город Волжск" |
6367 |
|
Городской округ "Город Козьмодемьянск" |
8343 |
|
МО "Волжский муниципальный район" |
2232 |
|
МО "Горномарийский муниципальный район" |
5772 |
|
МО "Звениговский муниципальный район" |
25546 |
|
МО "Килемарский муниципальный район" |
12948 |
|
МО "Куженерский муниципальный район" |
10656 |
|
МО "Мари-Турекский муниципальный район" |
11327 |
|
МО "Медведевский муниципальный район" |
24709 |
|
МО "Моркинский муниципальный район" |
16430 |
|
МО "Новоторъяльский муниципальный район" |
16613 |
|
МО "Оршанский муниципальный район" |
12566 |
|
МО "Параньгинский муниципальный район" |
9678 |
|
МО "Сернурский муниципальный район" |
11504 |
|
МО "Советский муниципальный район" |
21477 |
|
МО "Юринский муниципальный район" |
4354 |
|
Всего |
203549 |
|
В течение 2006 года республиканским бюджетом Республики Марий Эл планируется привлечь заимствований на сумму 986000 тыс. рублей, в том числе на покрытие запланированного дефицита бюджета - 483668 тыс. рублей, на рефинансирование государственных долговых обязательств - 502332 тыс. рублей.
Планируется:
- привлечь кредитов в банках: Банк "Йошкар-Ола" (ОАО), филиал Коммерческого банка "Третий Рим" (ЗАО) - "Йошкар-Ола", Отделение Марий Эл Сбербанка России №8614 и других кредитных организациях на общую сумму 486000 тыс. рублей;
- осуществить заимствования путем выпуска ценных бумаг в виде государственных облигаций Республики Марий Эл. Правительство Республики Марий Эл устанавливает объем их выпуска, Генеральные условия эмиссии и обращения.
В течение 2006 года подлежат гашению государственные долговые обязательства согласно графикам платежей:
- по государственным облигациям 2004 года выпуска;
- по беспроцентной бюджетной ссуде на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду;
- по рассроченным централизованным кредитам сельскохозяйственных товаропроизводителей 1992 - 1994 годов в порядке списания задолженности, не имеющей источников возврата, и за счет средств, поступивших от предприятий;
- по проекту поддержки реформ в сельском хозяйстве "Арис";
- по кредитным договорам с банками.
На обслуживание государственного долга Республики Марий Эл в 2006 году предусматривается 77994 тыс. рублей.
Структура государственного долга Республики Марий Эл на 2006 год представлена в табл. 8.
Таблица 8
Структура государственного долга Республики Марий Эл на 2006 год
Вид обязательства |
Предельная величина обязательств на 1 января 2007 г., тыс.р. |
|
Бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета |
84059 |
|
Кредиты, полученные от кредитных организаций |
416000 |
|
Государственные займы, осуществляемые путем вы- пуска ценных бумаг от имени Республики Марий Эл |
500000 |
|
Государственные гарантии Республики Марий Эл |
60000 |
|
Итого |
1060059 |
|
Программа заимствований на 2006 год представлена в приложении 3.
Наименование дохода |
2005 г. |
2006 г. |
Отклонение, 2006/2005 |
Темп роста, % |
|
Доходы |
2736010 |
3308018 |
572008 |
120,91 |
|
Налоги на прибыль, доходы |
1775757 |
1777505 |
1748 |
100,10 |
|
Налог на прибыль организаций |
639668 |
654998 |
15330 |
102,40 |
|
Налог на доходы физических лиц |
1136089 |
1122507 |
-13582 |
98,80 |
|
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в том числе |
596496 |
760878 |
164382 |
127,56 |
|
акцизы на алкогольную продукцию |
345012 |
463695 |
118683 |
134,40 |
|
акцизы на нефтепродукты |
251484 |
297183 |
45699 |
118,17 |
|
Налоги на совокупный доход |
34829 |
102895 |
68066 |
295,43 |
|
Налоги на имущество |
236327 |
569755 |
333428 |
241,09 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
4085 |
3767 |
-318 |
92,22 |
|
Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
14810 |
0 |
-14810 |
0,00 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
44223 |
46155 |
1932 |
104,37 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
22286 |
19238 |
-3048 |
86,32 |
|
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
4994 |
27425 |
22431 |
549,16 |
|
Административные платежи и сборы |
2203 |
400 |
-1803 |
18,16 |
|
Безвозмездные поступления |
2776966 |
3770470,8 |
993504,8 |
135,78 |
|
Всего |
5512976 |
7078488,8 |
1565513 |
128,40 |
|
Наименование дохода |
2005 г. |
2006 г. |
Отклонение, 2006/2005 |
|
Доходы |
49,63 |
46,73 |
-2,90 |
|
Налоги на прибыль, доходы |
32,21 |
25,11 |
-7,10 |
|
Налог на прибыль организаций |
11,60 |
9,25 |
-2,35 |
|
Налог на доходы физических лиц |
20,61 |
15,86 |
-4,75 |
|
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в том числе |
10,82 |
10,75 |
-0,07 |
|
Наименование дохода |
2005 г. |
2006 г. |
Отклонение, 2006/2005 |
|
акцизы на алкогольную продукцию |
6,26 |
6,55 |
0,29 |
|
акцизы на нефтепродукты |
4,56 |
4,20 |
-0,36 |
|
Налоги на совокупный доход |
0,63 |
1,45 |
0,82 |
|
Налоги на имущество |
4,29 |
8,05 |
3,76 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
0,07 |
0,05 |
-0,02 |
|
Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,27 |
0,00 |
-0,27 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
0,80 |
0,65 |
-0,15 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
0,40 |
0,27 |
-0,13 |
|
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
0,09 |
0,39 |
0,30 |
|
Административные платежи и сборы |
0,04 |
0,01 |
-0,03 |
|
Безвозмездные поступления |
50,37 |
53,27 |
2,90 |
|
Всего |
100 |
100 |
- |
|
Наименование дохода |
2005 г. |
2006 г. |
Отклонение2006/2005 |
Темпроста,% |
|
Всего |
5923377 |
7567456,8 |
1644079,8 |
127,76 |
|
Общегосударственные вопросы |
585168 |
1338990,7 |
753822,7 |
228,82 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
296426 |
389058 |
92632 |
131,25 |
|
Национальная экономика |
784409 |
898053,4 |
113644,4 |
114,49 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
135048 |
77289 |
-57759 |
57,23 |
|
Охрана окружающей среды |
3280 |
1705,5 |
-1574,5 |
52,00 |
|
Образование |
599387 |
686417 |
87030 |
114,52 |
|
Культура, кинематография, средства массовой информации |
115747 |
132162 |
16415 |
114,18 |
|
Здравоохранение и спорт |
680615 |
917593 |
236978 |
134,82 |
|
Социальная политика |
694672 |
914161 |
219489 |
131,60 |
|
Межбюджетные трансферты |
2028625 |
2212027,2 |
183402,2 |
109,04 |
|
Наименование дохода |
2005 г. |
2006 г. |
Отклонение, 2006/2005 |
|
Всего |
100 |
100 |
- |
|
Общегосударственные вопросы |
9,88 |
17,69 |
7,82 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
5,00 |
5,14 |
0,14 |
|
Национальная экономика |
13,24 |
11,87 |
-1,38 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2,28 |
1,02 |
-1,26 |
|
Охрана окружающей среды |
0,06 |
0,02 |
| |
Образование |
10,12 |
9,07 |
-1,05 |
|
Культура, кинематография, средства массовой информации |
1,95 |
1,75 |
-0,21 |
|
Здравоохранение и спорт |
11,49 |
12,13 |
0,64 |
|
Социальная политика |
11,73 |
12,08 |
0,35 |
|
Межбюджетные трансферты |
34,25 |
29,23 |
-5,02 |
|
Депутаты Госсобрания республики на очередной сессии 28 ноября 2006 года приняли бюджет республики. Республиканский бюджет на 2007 год сформирован с учетом прогноза социально-экономического развития, роста налоговых и неналоговых поступлений, финансовой помощи из федерального бюджета и сбалансирован по основным параметрам.
Госсобрание утвердило бюджет региона на 2007 год по доходам в сумме 9 млрд. 61 млн. 779 тыс. 400 рублей, по расходам 9 млрд. 761 млн. 392 тыс. 400 рублей.
Проведем сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ бюджета Республики Марий Эл за 2007 год с 2006 годом.
Анализ начнем с динамики доходов бюджета Республики Марий Эл в 2006-2007 годы (табл. 13).
Таблица 13
Динамика объема поступлений доходов республиканского бюджета
Республики Марий Эл на 2006-2007 гг. (тыс. рублей)
Наименование дохода |
2006 г. |
2007 г. |
Отклонение, 2007/ 2006 |
Темп роста, % |
|
Доходы |
3308018 |
4663489 |
1355471 |
140,98 |
|
Налоги на прибыль, доходы |
1777505 |
2701730 |
924225 |
152,00 |
|
Налог на прибыль организаций |
654998 |
1199790 |
544792 |
183,17 |
|
Налог на доходы физических лиц |
1122507 |
1501940 |
379433 |
133,80 |
|
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
760878 |
772797 |
11919 |
101,57 |
|
Налоги на совокупный доход |
102895 |
198386 |
95491 |
192,80 |
|
Налоги на имущество |
569755 |
863037 |
293282 |
151,48 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
3767 |
4483 |
716 |
119,01 |
|
Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
- |
4628 |
4628 |
- |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
46155 |
46717 |
562 |
101,22 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
19238 |
43344 |
24106 |
225,30 |
|
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
27425 |
25481 |
-1944 |
92,91 |
|
Административные платежи и сборы |
400 |
546 |
146 |
136,50 |
|
Безвозмездные поступления |
3770471 |
4398290 |
627819 |
116,65 |
|
Всего |
7078489 |
9061779 |
1983290 |
128,02 |
|
Рис. 6. Динамика доходов бюджета Республики Марий Эл в 2006-2007 годы
По данным таблицы 13 и рисунка 6 можно сделать следующие выводы. Общая сумма доходов увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1983290 тыс. руб. или на 28% и достигла уровня 9061779 тыс. руб.
Наибольший темп роста наблюдается по следующим статьям:
- налог на прибыль организаций (темп роста 183%, увеличение в абсолютном выражении - 544792 тыс.руб.);
- налоги на совокупный доход (темп роста 192,83%, увеличение в абсолютном выражении - 95491 тыс.руб.). Налоги на совокупный доход в 2007 году планируются в размере 198386 тыс.руб.;
- налоги на имущество (темп роста 151,5%, увеличение в абсолютном выражении - 293282 тыс.руб.). Налоги на имущество в 2007 году планируются в размере 863037 тыс.руб.
Структура поступлений доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2007 год представлена в табл. 14.
Таблица 14
Структура поступлений доходов республиканского бюджета
Республики Марий Эл на 2006-2007 гг. (%)
Наименование дохода |
2006 г. |
2007 г. |
Отклонение, 2007/2006 |
|
Доходы |
46,73 |
51,46 |
4,73 |
|
Налоги на прибыль, доходы |
25,11 |
29,81 |
4,70 |
|
Налог на прибыль организаций |
9,25 |
13,24 |
3,99 |
|
Налог на доходы физических лиц |
15,86 |
16,57 |
0,72 |
|
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
10,75 |
8,53 |
-2,22 |
|
Налоги на совокупный доход |
1,45 |
2,19 |
0,74 |
|
Налоги на имущество |
8,05 |
9,52 |
1,47 |
|
Налоги, сборы и платежи за пользование прир. ресурсами |
0,05 |
0,05 |
- |
|
Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,00 |
0,05 |
0,05 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
0,65 |
0,52 |
-0,14 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
0,27 |
0,48 |
0,21 |
|
Доходы от оказания платных услуг |
0,39 |
0,28 |
-0,11 |
|
Административные платежи и сборы |
0,01 |
0,01 |
0,00 |
|
Безвозмездные поступления |
53,27 |
48,54 |
-4,73 |
|
Всего |
100 |
100 |
- |
|
По данным таблицы 14 можно сделать вывод, что структура бюджета Республики Марий Эл несколько изменилась.
Наибольший удельный вес в структуре бюджета по планам на 2007 год занимают безвозмездные поступления (48,54%), доходы бюджета (51,46%), в том числе налоги на прибыль, доходы (29,81%), налог на доходы физических лиц (16,57%), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (8,53%).
Удельный вес суммы налога на имущество увеличился на 1,47 п.п. до уровня 9,52% по итогам планируемого 2007 года.
Динамика расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2006-2007 гг. по разделам представлены в таблице 15.
Таблица 15
Динамика расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл
за 2006-2007 гг. по разделам (тыс. рублей)
Наименование дохода |
2006 г. |
2007 г. |
Отклонение, 2007/2006 |
Темп роста, % |
|
Всего |
7567457 |
9761302 |
2193845 |
128,99 |
|
Общегосударственные вопросы |
1338991 |
887964 |
-451027 |
66,32 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
389058 |
491094 |
102036 |
126,23 |
|
Национальная экономика |
898053 |
1470236 |
572183 |
163,71 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
77289 |
308917 |
231628 |
399,69 |
|
Охрана окружающей среды |
1705,5 |
3045 |
1339,5 |
178,54 |
|
Образование |
686417 |
1001085 |
314668 |
145,84 |
|
Культура, кинематография, средства массовой информации |
132162 |
314338 |
182176 |
237,84 |
|
Здравоохранение и спорт |
917593 |
1275598 |
358005 |
139,02 |
|
Социальная политика |
914161 |
1143188 |
229027 |
125,05 |
|
Межбюджетные трансферты |
2212027 |
2865834 |
653807 |
129,56 |
|
Динамика доходов и расходов бюджета Республики Марий Эл за 2005-2006 годы представлена на рис. 7.
По данным таблицы 15 и рисунка 7 можно сделать следующие выводы. Общая сумма расходов бюджета Республики Марий Эл на 2007 год увеличилась в по сравнению с 2006 годом на 2193845 тыс.руб. или на 129%.
Рис. 7. Динамика доходов и расходов бюджета Республики Марий Эл
за 2006-2007 годы
Наибольший темп роста наблюдается по следующим статьям:
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность (темп роста 126,3%);
- национальная экономика (темп роста 163,71%);
- положительно отмечается рост расходов по статье «образование», темп роста расходов составил 145,84%;
- культура, кинематография, средства массовой информации (темп роста 237%;
- здравоохранение и спорт (темп роста 139,02,
- социальная политика (темп роста 125,05%).
Структура расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2006 год по разделам представлена в табл. 16.
По данным таблицы 16 можно сделать вывод, что структура бюджета Республики Марий Эл в 207 году несколько изменилась.
Таблица 16
Структура расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл
за 2006-2007 гг. по разделам (%)
Наименование дохода |
2006г. |
2007 г. |
Отклонение, 2007/2006 |
|
Всего |
100 |
100 |
- |
|
Общегосударственные вопросы |
17,69 |
9,10 |
-8,60 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
5,14 |
5,03 |
-0,11 |
|
Национальная экономика |
11,87 |
15,06 |
3,19 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1,02 |
3,16 |
2,14 |
|
Охрана окружающей среды |
0,02 |
0,03 |
0,01 |
|
Образование |
9,07 |
10,26 |
1,19 |
|
Культура, кинематография, средства массовой информации |
1,75 |
3,22 |
1,47 |
|
Здравоохранение и спорт |
12,13 |
13,07 |
0,94 |
|
Социальная политика |
12,08 |
11,71 |
-0,37 |
|
Межбюджетные трансферты |
29,23 |
29,36 |
0,13 |
|
Наибольший удельный вес в структуре бюджета по планам на 2007 год занимают расходы по статьям: национальная экономика (15,06%), здравоохранение и спорт (13,07%), социальная политика (11,71%), межбюджетные трансферты (29,36%).
Бюджет Марий Эл-2007 назван одним из самых перспективных за шесть лет работы действующего правительства. Такую оценку сегодня получил главный финансовый документ от членов правительства республики, глав администраций муниципальных районов и городских округов.
Основные параметры бюджета предусматривают стопроцентную выплату заработной платы, финансовое обеспечение расходов за энергоносители, модернизацию жилищно-коммунальной сферы, строительство и реконструкцию социально важных объектов, газификацию населенных пунктов. Причем, формирование параметров проводилось с учетом специфики и потребностей каждого муниципального образования.
Бюджет Марий Эл хорошо сбалансирован и социально ориентирован, позволит успешно решать важнейшие социальные и экономические задачи, отмечалось на сессии. Доходы консолидированного республиканского бюджета возрастут в 2007 году против ожидаемого его исполнения в текущем году в 1,28 раза. Расходы запланированы также с ростом в 1,29 раза.
В расходной части бюджета прослеживается его социальная направленность. Значительно увеличиваются ассигнования на инвестиционные и целевые республиканские программы, реализацию приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищного строительства, на поддержку агропромышленного комплекса.
Кроме того, будут в полной мере выполнены обязательства, направленные на поддержку определенных законом льготных и малообеспеченных категорий граждан, повышению уровня заработной платы бюджетникам, стипендий и других выплат.
Дополнительные доходы, которые будут получены в ходе исполнения бюджета, правительство в первую очередь направит на социальные целевые программы.
Общий объем расходов консолидированного бюджета на 2007 год запланирован в объеме 9 млрд. 761 млн. рублей, что, к примеру, позволит на 25-30% поднять уровень заработной платы в бюджетных отраслях, на 25 % обеспечить рост ввода жилья, на 49% увеличить расходы бюджета на развитие сельского хозяйства, серьезно нарастить материально-техническую базу здравоохранения и образования.
III. Глоссарий
Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.
Банковская система - совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования и как совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов).
Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти.
Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. В бюджетную систему Российской Федерации как самостоятельные части включаются республиканские (федеральные) бюджеты: республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Государственный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Госудаpственные финансы - сpедство пеpеpаспpеделения стоимости общественного пpодукта и части национального богатства. Отдельным из элементов в системе государственных финансов включаются внебюджетные фонды для финансиpования отдельных целевых меpопpиятий (пенсионный фонд, фонд социального стpахования).
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы бюджета имеют: общую цель (формирование доходной части бюджета), денежную форму и обезличенность; поступают в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке.
Дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Инвестиции - это долгосрочные капитальные вложения финансовых ресурсов, направленные на расширение экономического потенциала предприятия, отрасли, государства. Развитие рыночных отношений и потенциала субъектов рынка невозможно без вложения капитала. Инвестиции - главный источник капитальных затрат.
Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами .местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса.
Налоги -- главный финансовый метод мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты, важнейшее орудие перераспределения национального дохода.
Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной, системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса, в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.
Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Финансы - это экономическая категория, которая определяет отношения между субъектами рынка в процессе накопления, распределения и использования финансовых ресурсов.
Финансовая система - это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике представляет совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заёмщикам и обратно. Финансовая система состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота.
Финансовый механизм представляет собой систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов. В состав финансового механизма входят: финансовые инструменты; финансовые приемы и методы; обеспечивающие подсистемы (кадровое, правовое, нормативное, информационное, техническое и программное обеспечение).
Заключение
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является бюджет. Бюджет - это важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу.
Основной задачей бюджетной политики среднесрочную перспективу в Российской Федерации и Республике Марий Эл является формирование приоритетов на среднесрочную перспективу на основе качественного изменения подходов к формированию бюджета, предусматривающих:
- повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе;
- использование новых механизмов программно-целевого бюджетирования, постепенный переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами;
- превращение республиканских целевых программ в эффективный инструмент реализации структурных реформ;
-оптимизацию сети бюджетных учреждений исходя из выполняемых государственных функций и задач;
- совершенствование методов и форм социальной поддержки населения, в том числе перевод социальных льгот в денежную форму;
- обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на основе разграничения расходных обязательств и доходных источников на долгосрочной основе.
С целью обеспечения доступности и качества бюджетных услуг, непосредственно влияющих на уровень жизни населения, а также повышения результативности бюджетных расходов будет продолжена работа по изменению сложившихся механизмов финансирования социальных отраслей. Оптимизация структуры бюджетного сектора должна быть заложена в основу формирования подходов к финансированию учреждений бюджетной сферы.
Политика в области государственного и муниципального долга на 2007 год и на среднесрочную перспективу направлена на улучшение структуры долга, оптимизацию стоимости его обслуживания, совершенствование механизмов управления долгом.
В качестве источников покрытия дефицита муниципальных бюджетов будут наиболее широко применяться в 2007 году - бюджетные ссуды (кредиты), а также кредиты коммерческих банков и поступления от продажи муниципального имущества.
Целью бюджетной политики в Республике Марий Эл на предстоящий финансовый год является сохранение уровня долговой нагрузки на бюджет, обеспечение достаточности и своевременности финансирования бюджетных расходов при одновременном соблюдении режима экономии, совершенствования бюджетного процесса и подготовки к внедрению на всех уровнях бюджета модели программно-целевого бюджетирования, направленного на достижение конкретных социально-значимых результатов.
В целях более эффективного использования имеющихся возможностей бюджета для решения социальных вопросов органам исполнительной власти и местного самоуправления в 2007 году необходимо:
- продолжить работу по сокращению недоимки по налоговым доходам и кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг;
- обеспечить реализацию мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл;
- провести комплекс мер по оптимизации сети бюджетных учреждений и подготовки к переходу на новый метод бюджетирования, ориентированный на результат;
- обеспечить реализацию мероприятий Программы реформирования государственных и муниципальных финансов Республики Марий Эл;
- усилить контроль за соответствием показателей бюджетов муниципальных образований требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. - М.: Пресс, 1993. - 672 с.
2. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (редакция от 12.10.2005 г.).
3. Закон Республики Марий Эл от 02.12.2004 г. «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2005 год» (редакция от 05.07.2005г.).
4. Закон Республики Марий Эл от 25.11.2005 г. «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2006 год» (редакция от 01.07.2006 г.).
5. Закон Республики Марий Эл от 28.11.2006 г. «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2007 год»
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 2-е изд., испр. и переработ. - М.: Юрайт, 2000. - 412 с.
7. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 435 с.
8. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2002. - 428 с.
9. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2000. - 398 с.
10. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М.: Юнити, 2000. - 87 с.
11. Осипов А.К., Конярова Э.К. Формирование устойчивого бюджета региона на основе оценки финансового потенциала // Проблемы региональной экономики. - 2003. - № 1/2. - с. 20-25.
12. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский и др., М.: Юнити, 2002. - 512 с.
13. Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. М., 2000. - 256 с.
14. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2005. - 511 с.
15. Финансовое право: Учебник/ Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова/ М.- 2000. - 512 с.
16. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой / М.- 2002. - 437 с.
17. Финансовое право: Учебник/ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др./ М. - 2003. - 482 с.
18. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К. Сенчагова - М.: Проспект, 2001. - 365 с.
19. Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации» http://government.gov.ru/
20. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov.ru/
21. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/
22. Федеральный бюджет Российской федерации. http://www.budgetrf.ru/.
23. Республиканский бюджет РМЭ. http://gov.mari.ru/minfin/budjet.html
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |