Введение
21 декабря 1994 года был принят закон, подписанный Президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий,
Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно, именно в нашей стране практически впервые в мировой практике, была сформирована специальная структура – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу, бессменно возглавляющий «чрезвычайную» службу России с 1990 г.
Этот закон призвал Министерство образования нашей страны ввести на все ступени отечественного образования дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», что повлекло за собой проблему подготовки кадров, обеспечивающих реализацию задач новой образовательной области.
Специалист по безопасности, выпускающийся на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности Волгоградского Государственного Педагогического Университета, призван вносить свой вклад в нелегкое дело обеспечения и сохранения безопасности личности, общества, государства.
Все знают телефон «01» – единый номером службы спасения на территории РФ. Всем известны такие номера телефонов, как «02», «03». А есть еще специалисты горгаза, водоканала, электросетей, теплосетей и т.д. Есть работники дорожной службы. И у них тоже свои номера телефонов. Человеку, попавшему в беду, порой трудно сообразить, какая именно пара цифр может стать для него спасительной. Пока собирается с мыслями – уходит время, которого, как известно, в чрезвычайных обстоятельствах в избытке не бывает. И знаний тоже мало….
1. Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности
Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности направлена на распространение информации, идей, художественных ценностей, данных о последних достижениях науки и техники в указанной области в целях формирования эмоциональных состояний, знаний и представлений. Через данные факторы оказывается влияние на жизненную позицию людей, социальных групп, общества, их поведение в различных ситуациях.
Различают устную, печатную, наглядную пропаганду, пропаганду через средства массовой информации и др.
Устная пропаганда проводится главным образом в форме публичных выступлений лекторов и пропагандистов по тематике безопасности жизнедеятельности перед различными группами населения с использованием таких форм, как лекции, семинары, конференции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, викторины, научные консультации, встречи со специалистами.
Печатная пропаганда осуществляется путем публикации в периодических и других изданиях выступлений руководства МЧС России, авторитетных специалистов в области безопасности жизнедеятельности, ученых, представителей общественных организаций, а также издания пособий, брошюр, памяток по правилам поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Наглядная пропаганда находит свое выражение в организации стационарных и передвижных выставок, оборудовании комнат, классов, музеев, уголков, стендов с фотографиями спасателей, пожарных и т.п.
Существенное значение в пропаганде безопасности жизнедеятельности имеют культурно – просветительские учреждения (театры, музеи, выставки), деятельность которых направлена на освещении будней и героических свершений пожарных, спасателей, летчиков авиации МЧС России и др., средства массовой информации (печатные, теле и радиовещания) и в особенности современные информационно – коммуникационные технологии (через сайты и порталы, виртуальные семинары, обсуждения, переписку по электронной почте со специалистами).
2
. Современные технологии информирования
Формирование культуры осуществляется в процессе обучения и воспитания, морально – психологической подготовки, пропаганды знаний, оперативного информирования. При этом применяются как традиционные способы, так и современные информационно – телекоммуникационные технологии.
Традиционные способы предусматривают прямое педагогическое воздействие на обучаемых или опосредованное воздействие с использованием учебно-наглядных пособий, технических средств обучения. Данные технологии достаточно отработаны на практике, однако, как показывает опыт, не вполне действенны в современных условиях.
Значительно большая эффективность (с точки зрения формирования культуры) у современных информационно – телекоммуникационных технологий. Программно – аппаратной базой их реализации являются компьютерные системы, локальные и глобальные компьютерные сети, технические средства массовой информации, телекоммуникаций, отображения видеоинформации и др. С их использованием информация представляется в виде мультимедийных продуктов, обучающих, игровых и тестирующих компьютерных программ, видеороликов, информационных сообщений, электронных плакатов.
Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации – все это комплексно воздействует на органы чувств человека, вызывает интерес, влияет на его эмоционально – чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков. Кроме того, в условиях мощного деструктивного информационного воздействия на человека, огромного потока негативной информации об неотвратимых ужасах современного мира с использованием именно этих технологий возможно, сформировать у людей способность объективно оценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им. По оценкам специалистов внедрение рассматриваемых технологий позволит почти вдвое сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в опасных и чрезвычайных ситуациях за счет повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
3. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН)
Очевидно, что для целенаправленной, с единых научно-методических позиций, комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий необходимо системное объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов. Такое объединение ресурсов реализуется в настоящее время в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), создаваемой на основании поручений Президента и Правительства Российской Федерации.
Основной целью создания ОКСИОН является повышение эффективности действий населения при чрезвычайных ситуациях за счет сокращения сроков гарантированного оповещения о ЧС, повышения оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧС, оптимизации информационного воздействия, необходимого для привития норм безопасного поведения, скорейшей реабилитации пострадавшего населения в послекризисный период, а также увеличения эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей.
При выборе конкретной структуры ОКСИОН принимались во внимание параметры применяемых информационно – телекоммуникационных технологий. Так, указанные технологии предусматривают передачу информации одновременно для значительного числа людей или индивидуально (адресно), учитывая особенности отдельной личности, коллектива, социальной группы.
Одновременное информирование значительного числа людей может выполняться в местах их массового пребывания – торговых и спортивных сооружениях, культурно-развлекательных учреждениях, местах массового отдыха, транспортных сооружениях, административных зданиях, крупных объектах экономики. В этих местах информирование населения может осуществляться с использованием таких оконечных устройств коллективного пользования, как наружные наземные отдельно стоящие или размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели, внутренние навесные телевизионные плазменные и проекционные экраны, радиотрансляционные сети пассажирского транспорта, уличные информационные стенды, плакаты, щитовые и крышные установки, информационные сообщения на ограждениях объектов строительства и транспортных средствах наземного пассажирского транспорта (типа «бегущая строка»). С использованием указанного оборудования обеспечивается и обратная связь со специалистами, обслуживающим персоналом с использованием вызывных панелей голосовой связи, обзорных видеокамер с направленным микрофоном.
Адресное применение рассматриваемых технологий предусматривает доведение информации до людей вне зависимости от мест их нахождения с помощью различных типов оконечных устройств индивидуального пользования (мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в Интернет, теле и радиоприемников).
Для эффективной реализации этих технологий структура ОКСИОН должна включать:
– информационные центры федерального и регионального (местного) уровней;
– подсистему связи и передачи данных;
– подсистему массового информирования;
– подсистему сбора информации.
Информационные центры предназначены для формирования актуализированной информации, инициации процедур пропаганды в области безопасности жизнедеятельности, оповещения населения при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций, интерактивной связи с населением, сбора информации профилактического видео и аудионаблюдения, ее обработки и документирования.
Подсистема связи и передачи данных обеспечивает передачу информации между информационными центрами различного уровня, а также между информационными центрами и оконечным оборудованием ОКСИОН.
В функции подсистемы массового информирования входит оповещение населения об опасных и чрезвычайных ситуациях, его подготовка к действиям в этих условиях, а также его информирование в интересах социально – психологической реабилитации, включающей морально – психологическую поддержку, ослабление и снятие пост – кризисных психических осложнений, повышение морального уровня и возвращение к полноценной жизни в обществе.
Подсистемой сбора информации решаются задачи профилактического мониторинга прилегающих территорий, оперативного вызова экстренных служб, предупреждения вандальных действий в отношении оборудования.
В свою очередь ОКСИОН будет являться составной частью системы управления РСЧС, сопрягаться с органами повседневного управления (НЦУКС, ЕДДС) и обеспечивать информационную поддержку при выявлении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволит избежать дублирования функций управления защитными мероприятиями и значительного увеличения финансовых затрат.
Типовой сценарий функционирования ОКСИОН, в котором в качестве исходной выбрана крупная авария на ХОО, предусматривает следующие положения. При возникновении крупной аварии на ХОО на экране оператора регионального (местного) информационного центра появляется видеосигнал (надвигающееся облако АХОВ, возгорание и задымление, бегущих людей и т.п.). Оператор информационного центра доводит полученную информацию в ЕДДС (НЦУКС). Оператор ЕДДС (НЦУКС) оценивает сложившуюся обстановку и принимает решение на доведение информации в вышестоящую инстанцию и привлечение дополнительных сил и средств. Видеоинформация с места аварии из регионального (местного) информационного центра поступает в федеральный информационный центр и обрабатывается с целью поддержки принятия решения на привлечение дополнительных сил и средств. Параллельно оператор информационного центра осуществляет оповещение населения и доведение информации по правилам безопасного поведения, маршрутам эвакуации, наличию систем обеспечения безопасности, телефонам и местам нахождения служб обеспечения безопасности (пунктов охраны общественного порядка, спасательных служб, медицинских учреждений и т.п.). Сведения об обстановке в районе аварии поступают на оконечные устройства, расположенные вблизи указанного района. На них отображается информация о месте аварии, направлении движения облака АХОВ, путях, маршрутах обхода и объезда, правилах предупреждения воздействия возникших поражающих факторов. Из федерального информационного центра через региональный (местный) на оконечные устройства поступает информация в виде консультаций ведущих специалистов в области медицины, химической безопасности и др., а также уточненная информация по правилам действия при химическом заражении. По мере ликвидации ЧС система переходит в режим наблюдения.
Развертывание ОКСИОН на территории Российской Федерации в полном масштабе планируется поэтапно к 2010 году.
4. Порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей
Для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций рекомендуются к использованию следующие технические средства информации:
– наружные (располагаемые вне помещений) наземные отдельно стоящие светодиодные панели на собственной опоре (Г – образной или П – образной формы) размером экрана от 12 до 60 кв. м. и энергопотреблением до 30 кВт.;
– наружные (располагаемые вне помещений), размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели размером экрана до 12 кв. м.;
– внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные телевизионные плазменные панели (далее – плазменные панели);
– внутренние (располагаемые внутри помещений) телевизионные проекционные экраны (далее – проекционные экраны);
– радиотрансляционные сети пассажирского транспорта;
– информационные плакаты на ограждениях объектов строительства, транспортных средствах наземного пассажирского транспорта и остановочных павильонах;
– уличные информационные таблички, стенды, вывески, плакаты, перетяжки, щитовые и крышные установки и др.;
– иные современные технические средства.
Для размещения технических средств информации рекомендуются следующие места (участки):
основные выезды, въезды в город, пересечение основных городских магистралей;
аэропорты – два участка под светодиодные панели на площади (подъезде к нему) перед каждым аэровокзалом и четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого аэровокзала;
железнодорожные вокзалы – два участка под светодиодные панели на площади перед каждым вокзалом (или внутривокзальной площади) и четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого вокзала;
гипермаркеты (торговые центры) с общей площадью помещений более 10 тыс. кв. м. – два участка под светодиодные панели на прилегающей к каждому гипермаркету территории, шесть и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри гипермаркета;
станции метрополитена – два места под плазменные панели или проекционные экраны для каждой станции метрополитена в зависимости от типа, размеров станции метрополитена и количества выходов;
центральные площади городов – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
городские стадионы – два участка перед стадионом для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
городские рынки – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
городские автовокзалы – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей, четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого автовокзала;
городские пляжи – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей;
городские парки – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
пассажирский транспорт – одно и более места по возможности «бегущей строкой» в вагоне (салоне);
ограждения объектов строительства, транспортные средства наземного пассажирского транспорта и остановочные павильоны;
иные места массового пребывания людей.
Технические средства информации рекомендуется оснащать:
– системой пожаротушения и системой аварийного отключения от сети электропитания;
– табло с указанием (идентификацией) эксплуатирующей организации, видимым с земли;
– плоскостями изображения, обеспечивающими их видимость с максимально возможных расстояний по направлениям наиболее плотных (интенсивных) людских потоков.
Технические средства информации не рекомендуется устанавливать в местах, где их размещение и эксплуатация может наносить ущерб природному комплексу, иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, ухудшать их видимость, снижать безопасность движения, мешать проходу пешеходов, уменьшать габариты инженерных сооружений, создавать впечатление нахождения на дороге пешеходов, транспортных средств, животных, других предметов, а также создавать помехи для прохода пешеходов и механизированной уборки улиц и тротуаров.
Технические средства информации не рекомендуется устанавливать:
– на одной опоре с дорожными знаками, светофорами и в створе с ними;
– на аварийно-опасных участках дорог, на железнодорожных переездах, в тоннелях и ближе 50 м от них по ходу движения;
– в виде отдельно стоящих конструкций над проезжей частью;
– на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
– на расстоянии менее 100 м от технических средств информации до указателей направлений;
– ближе 5 м от края технического средства информации до края проезжей части.
Технические средства информации должны соответствовать установленным техническим требованиям.
Опоры технических средств информации рекомендуется производить из материалов, обеспечивающих высокий уровень безопасности при наездах, и достаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации.
Территориальные органы МЧС России, МВД России и ФСБ России осуществляют функции методического руководства и контроля (в пределах своей компетенции) за использованием технических средств информации для решения вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного его оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.
Технические средства информации в местах массового пребывания людей, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, рекомендуются для использования в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного его оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.
Организации, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей, осуществляют установку и (или) предоставление участков для установки технических средств информации, а также предоставление имеющихся технических средств информации и выделение времени для размещения соответствующей информации по согласованию с территориальными органами МЧС России, МВД России и ФСБ России.
Целью создания ОКСИОН является совершенствование информирования и оповещения населения об угрозе возникновения кризисных ситуаций, повышение эффективности подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
5
. Задачи, возлагающиеся на ОКСИОН
На ОКСИОН возлагается решение следующих основных задач:
сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления: Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее – НЦУКС), объединенная система оперативно-диспетчерского управления в ЧС (далее – ОСОДУ), единая дежурно-диспетчерская служба (далее – ЕДДС) и обеспечивать информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.
Основными направлениями деятельности при решении указанных задач, являются:
разработка и совершенствование концептуальных системных, нормативных, правовых и организационных основ ОКСИОН;
формирование нормативной правовой базы для создания, развертывания и эксплуатации ОКСИОН;
создание научно-методической основы и внедрение инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и террористических акций;
выбор, развитие, совершенствование и внедрение передовых информационных технологий и программного обеспечения в интересах массового и индивидуального информирования и оповещения населения;
формирование организационных принципов и идеологии использования ОКСИОН в различные условиях;
разработка структуры и требований к компонентам ОКСИОН;
техническое и рабочее проектирование ОКСИОН, разработка проектно-сметной и эксплуатационной документации;
разработка системы информационного обеспечения ОКСИОН;
организация работы по подготовке информационных материалов;
поэтапное развертывание и эксплуатация ОКСИОН на территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.
Информационные центры
Информационные центры являются одними из основных элементов системы управления различными типами оконечных устройств.
С возникновением (угрозой возникновения) кризисной ситуации из информационного центра осуществляется управление терминальными комплексами, входящими в зону его ответственности, для трансляции оперативных информационных материалов.
В отдельных случаях Информационным центром может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне его ответственности.
Информационные центры выполняют следующие основные функции:
планирование информационных операций и управление трансляциями видеоинформации на терминальных комплексах ОКСИОН;
управление системами видеонаблюдения и контроля;
сбор и документирование информации видеонаблюдения и контроля;
телеметрический контроль и диагностика состояния нижестоящих подчиненных структурных компонентов ОКСИОН;
управление сетью передачи данных, мониторинг эксплуатационных параметров;
контроль работоспособности функционирования системы.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к информационному центру, он должен состоять из:
вещательного центра, который осуществляет подготовку информации для терминальных комплексов ОКСИОН в требуемых форматах данных;
центра сбора и обработки информации, который предназначен для сбора по определенным критериям визуальной и телеметрической информации, ее обработки по заданным алгоритмам и представления в виде адекватных визуальных образов;
сети внутренней видеоконференцсвязи с задачей – аудио- и видеосвязи между ФИЦ, МРИЦ, РИЦ и МИЦ, а также МКИОН;
центра управления сетью передачи данных, который решает задачи поддержки работоспособности сети, объединяющей элементы ОКСИОН;
систем гарантированного электропитания, кондиционирования и климат-контроля, обеспечения охраны, пожарной безопасности, водоснабжения, канализации и др.
Создание программно-технических комплексов информационных центров проводится по модульному принципу, на основе существующих прикладных платформ. При этом осуществляются необходимые доработки использующихся стандартных программ, а также их комплексирование в программные блоки и модули.
Отладка и тестирование отдельных программных блоков и модулей, а также комплекса программного обеспечения Информационного центра в целом осуществляется на базе опытной зоны ОКСИОН, которая соответствует определенному типу информационного центра.
В информационных центрах предусмотрены технические интерфейсы с системами отображения информации и информирования населения другой ведомственной принадлежности и иных форм собственности, а именно:
системами информирования и оповещения других государственных органов;
системами информирования и / или оповещения государственных и частных предприятий и организаций, в том числе зрелищно-спортивных, торговых и транспортных;
электронными средствами массовой информации;
операторами связи, в том числе фиксированной и мобильной, а также Интернет провайдерами и др.
Информационные центры должны обеспечивать:
планирование информационных операций и управление трансляциями на терминальных комплексах ОКСИОН в зоне ответственности;
локализацию видео, аудио, графических и текстовых материалов, полученных от вышестоящих информационных центров;
управление подсистемами наблюдения и сбора информации, радиационного и химического контроля, звукового сопровождения и информационной безопасности, подчиненных информационному центру терминальных комплексов;
сбор и документирование информации видеонаблюдения и контроля;
взаимодействие с территориальными ЦУКС на основе регламентов;
телеметрический контроль и диагностика состояния нижестоящих подчиненных структурных компонентов ОКСИОН;
управление сетью передачи данных своего региона, мониторинг эксплуатационных параметров;
контроль работоспособности функционирования системы.
Для успешного функционирования информационные центры включают следующую специфику оборудования:
плазменные панели;
серверы (видеошлюз / видеоархив);
серверы резервного копирования;
управляющие компьютеры;
рабочие станция;
коммутаторы.
6
. Федеральный информационный центр
Федеральный информационный центр (ФИЦ) является узловым информационным центром и обладает максимальным рангом. Он наделен наиболее широкими полномочиями по администрированию всей системы, имеет наиболее широкие функциональные возможности, наиболее развитую инфраструктуру и конфигурацию программно-технических средств, а также потенциал подсистем и количество управляемых им терминальных комплексов.
Перечень задач, функций и программно-технические решения также реализованы в нижестоящих информационных центрах.
Основными задачами ФИЦ являются:
гарантированное и своевременное информирование и оповещение населения при угрозе и возникновении кризисных ситуаций;
повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического видеонаблюдения;
увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций;
оптимизация порядка доведения информации, необходимой для безопасного поведения в природной, техногенной и социальной сферах;
разработка концептуальных системных, нормативных, правовых и организационных основ ОКСИОН;
создание механизмов взаимодействия центрального, межрегиональных и региональных компонентов ОКСИОН, обеспечивающих эффективную эксплуатацию и функционирование;
создание научно-методической основы и внедрение инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и террористических акций;
профилактика чрезвычайных ситуаций и правонарушений, а также сбор информации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций;
формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения, методическое руководство в подготовке в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
организация технического содержания, эксплуатации и ремонта элементов ОКСИОН;
финансирование работ по совершенствованию ОКСИОН в пределах своей компетенции;
взаимодействие с системами видеонаблюдения, отображения информации и информирования населения других ведомств и иных форм собственности:
системами видеонаблюдения, информирования и оповещения других государственных органов;
системами видеонаблюдения, информирования или оповещения государственных и частных предприятий и организаций, в том числе зрелищно-спортивных, торговых, транспортных и т.п.;
электронными средствами массовой информации;
операторами, фиксированной и мобильной связи, а также Интернет и сервис провайдерами.
Межрегиональные информационные центры (МРИЦ) расположены в административных центрах федеральных округов:
Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону);
Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород);
Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург);
Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург);
Сибирский федеральный округ (г. Красноярск);
Дальневосточный федеральный округ (г. Хабаровск).
В иерархической структуре ОКСИОН МРИЦ имеют подчиненное положение по отношению к ФИЦ и вышестоящее положение по отношению к региональным и муниципальным информационным центрам. МРИЦ имеют право принимать на себя управление терминальными комплексами и планирование информационных операций информационных центров нижестоящих уровней, а также могут передавать управление терминальными комплексами своей зоны ответственности – ФИЦ.
Региональные информационные центры (РИЦ) расположены в главных городах субъектов Российской Федерации и имеют подчиненное положение по отношению к федеральному и межрегиональному информационному центрам и могут передавать им управление терминальными комплексами своей зоны ответственности. РИЦ имеют право принимать на себя управление терминальными комплексами и планирование информационных операций информационных центров нижестоящего уровня.
Муниципальные (городские) информационные центры (МИЦ) расположены в городах Российской Федерации и имеют подчиненное положение по отношению к федеральному, межрегиональному и региональному информационным центрам и могут передавать им управление терминальными комплексами своей зоны ответственности.
Технические средства информирования и оповещения населения
С целью подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядке, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:
наружные (располагаемые вне помещений светодиодные экраны);
внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели;
текстовые дисплеи типа «бегущая строка».
В качестве мест для размещения технических средств информирования и оповещения населения используются:
основные выезды, въезды в город перед постами ГИБДД, пресечение основных городских магистралей;
аэропорты – светодиодные панели на площади (подъезде) перед аэровокзалом и плазменные панели внутри аэровокзала;
железнодорожные вокзалы – светодиодные панели на площади перед вокзалом (или внутривокзальной площади) и плазменные панели внутри вокзала;
крупные торговые центры – светодиодные панели на прилегающей к торговому центру территории;
станции метрополитена – плазменные панели на станции метрополитена;
центральные площади городов – светодиодные панели;
городские стадионы – светодиодные панели;
городские рынки – светодиодные панели;
городские автовокзалы – светодиодные панели и плазменные панели внутри автовокзала.
Для обеспечения видеонаблюдения в состав терминального оборудования ОКСИОН входят следующие технические средства:
фиксированные видеокамеры;
поворотные видеокамеры с трансфокатором для детального отображения окружающей обстановки.
Технические средства информирования и оповещения населения при установке в местах массового пребывания людей функционально объединяются со средствами видеонаблюдения, образуя различные типы терминальных комплексов.
Терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, а именно:
видеокамер;
датчиков уровня радиации и химического контроля;
светодиодных экранов;
плазменных экранов;
бегущих строк;
аудиосистем оповещения.
Сервер и коммутационное оборудование терминального комплекса располагаются в зоне скрытого доступа. Точки трансляции не могут быть при этом расположены в отдельных помещениях и не являются физически контролируемыми.
В ТК также находятся точка доступа wi-fi, используемая только для настройки работы терминального комплекса. По окончании работ по настройке она должна быть немедленно отключена, что должно быть обеспечено организационно-техническими мерами безопасности.
Терминальные комплексы делятся на стационарные и подвижные.
В состав стационарных терминальных комплексов входят:
пункты уличного информирования и оповещения населения;
текстовые дисплеи типа «бегущая строка» в составе пунктов информирования и оповещения в зданиях.
В состав подвижных терминальных комплексов входят:
пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах (ПИОТ);
мобильный комплекс информирования и оповещения населения (МКИОН).
К пунктам уличного информирования, оповещения и наблюдения относятся терминальные комплексы, которые расположены в местах массового пребывания людей, т.е. местах въезда и выезда в город, пересечения городских магистралей, площадей, улиц, стадионов, вокзалов, аэропортов, гипермаркетов, крупных станций метрополитена и т.д. и имеют в своем составе технические средства:
сервер терминального комплекса;
оконечное оборудование подсистемы связи и передачи данных и подсистемы информационной безопасности;
светодиодные экраны (панели);
камеры видеонаблюдения;
звукоусиливающее оборудование подсистемы звукового сопровождения информирования;
оконечное оборудование подсистемы радиационного и химического контроля;
средства экстренной связи с оператором ИЦ.
К пунктам информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей относятся терминальные комплексы, расположенные в помещениях с массовым пребыванием людей, таких как вокзалы, аэропорты, гипермаркеты, крупные станции метрополитена и т.д. и имеющие в своем составе технические средства:
сервер терминального комплекса;
оконечное оборудование подсистемы связи и передачи данных и подсистемы информационной безопасности;
плазменные (жидкокристаллические) дисплеи;
звукоусиливающее оборудование подсистемы звукового сопровождения информирования;
оконечное оборудование подсистемы радиационного и химического контроля.
К пунктам информирования и оповещения населения на транспортных средствах относятся пункты информирования населения на транспортных средствах, расположенные в вагонах поездов, метрополитена, троллейбусах и т.д., в состав которых могут входить экраны и текстовые дисплеи типа «бегущая строка».
Управление ПИОТ осуществляется из информационных центов.
Мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН) способны выполнять свои задачи в любой точке Российской Федерации, как автономно, так и в составе мобильных группировок. Мобильность обеспечивается путем размещения оборудования МКИОН на шасси автомобиля либо другого транспортного средства, тип которых должен определяться на стадии проектирования.
В дополнение к перечню оборудования ПУОН в состав МКИОН входит:
система автономного электропитания;
система пространственного выравнивания (при необходимости);
система развертывания видеоэкрана;
система навигации и телематики;
система управления МКИОН.
Управление МКИОН осуществляется как с рабочего места, расположенного в составе системы управления, так и из информационных центров.
7. Обучение и пропаганда безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях
1. В дошкольных учреждениях воспитанников знакомят с основами безопасного поведения в быту, на улице, в самом учреждении. Проводят занятия по правилам дорожного движения, пожарной и электробезопасности и т.д. Контроль знаний осуществляется путем опроса воспитанников и практических занятий с ними.
2. В общеобразовательных школах вопросы безопасности изучаются в процессе изучения учебных дисциплин и курса ОБЖ, а также перед допуском учащихся к практической работе.
3. В профессионально-технических училищах учащиеся изучают курс или разделы по охране труда в предметах специальной профессиональной подготовки.
4. Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают курс «Охрана труда» или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальных дисциплин.
5. В высших учебных заведениях с 1991 года введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» вместо курсов «Охрана труда» и «Гражданская оборона».
В дипломные проекты введен раздел «Безопасность и экологичность проекта». Формой контроля знаний по окончании курса обеспечения безопасности труда является экзамен.
8. Обучение и пропаганда безопасности труда на предприятии
Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
При подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводится специальное обучение.
9. Кабинет охраны труда и уголок охраны труда
Создание и организация работы кабинета по охране труда и уголков охраны труда производится в соответствии с Рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда России от 17 января 2001 года №7.
Кабинет охраны труда и уголок охраны труда создаются в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций – уголка охраны труда.
В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда.
Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда являются:
а) оказание действенной помощи в решении проблемы безопасности труда;
б) создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда;
в) пропаганда вопросов труда.
Кабинет охраны труда обеспечивает выполнение мероприятий по охране труда, в том числе организуемых совместными действиями руководителя и иных должностных лиц организации, комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов:
– проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда;
– обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, вопросам оказания первой медицинской помощи;
– проведение инструктажа по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм, и проверки знаний требований охраны труда работников; – проведение аналитических исследований состояния условий труда организации (на рабочих местах) и оценки их влияния на безопасность трудовой деятельности.
Уголок охраны труда структурного подразделения (участка) организации обеспечивает работников информацией о: планах работы кабинета охраны труда (если он создан в организации); графиках проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда; приказах и распоряжениях, касающихся вопросов охраны труда организации, планах по улучшению условий и охраны труда; вредных и опасных производственных факторах и средствах защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка); нарушениях требований законодательства об охране труда; случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин; новых поступлениях в кабинет охраны труда документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т.д.
Тематическая структура кабинета охраны труда и уголка охраны труда предполагает включение общего и специальных разделов.
Общий раздел содержит законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъекта Российской Федерации, локальные нормативные акты организации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.
Перечень специальных разделов и их содержание (определяются с учетом условий труда в организации). Рекомендуется раздельное комплектование учебного и справочного разделов, отражающих специфику всех видов производства организации.
Помещение для размещения кабинета охраны труда должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, его площадь, рекомендуется определять из расчета количества работающих в организации: до 1000 человек – 24 кв. м, свыше 1000 человек – добавляется 6 кв. м на каждую дополнительную тысячу человек. Оценку необходимой площади для кабинета охраны труда можно производить на основе расчета потребности в обучении по охране труда на календарный год.
Процесс организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда предусматривает:
– соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач, в части охраны труда;
– осуществление доступности посещения кабинета охраны труда или уголка охраны труда работниками организации и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда;
– планирование работы (в соответствии с перспективным и текущим планами работы);
– осуществление контроля.
Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в организации:
– составляет план работы кабинета охраны труда (уголка охраны труда), включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием лиц, ответственных за их проведение;
– организует оборудование, оснащение и оформление кабинета охраны труда (уголка охраны труда);
– организует проведение плановых мероприятий.
Заключение
В настоящее время в МЧС России создан отдел пропаганды и связи с общественностью. Это самостоятельное структурное подразделение Главного управления МЧС.
Он предназначен для организации работы по освещению в средствах массовой информации деятельности МЧС России, доведения до населения информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, ведения пропаганды в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также в области гражданской обороны, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Основные задачи отдела пропаганды:
– информирование населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях, пожарах и ликвидации их последствий;
– организация и ведение пропаганды в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также в области гражданской обороны, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах;
– формирование общественного мнения по ключевым вопросам деятельности МЧС России, популяризация профессии спасателя, пожарного, инспектора ГИМС через СМИ, проведение массовых тематических мероприятий;
– участие в создании и функционировании системы внутреннего информационного пространства МЧС России в виде подготовки и доведения необходимой информации до каждого сотрудника системы МЧС России.
Основные функции отдела пропаганды:
В области информирования населения через средства массовой информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, пожаров и ликвидации их последствий:
– взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с федеральными, региональными и местными СМИ в целях оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и ликвидации их последствий;
– осуществляет доведение оперативной информации до представителей СМИ в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и пожара;
– организует работу представителей СМИ в зоне чрезвычайной ситуации;
– ежедневно готовит и направляет в СМИ информационные материалы (пресс-релизы) о чрезвычайных ситуациях и пожарах;
– организует подготовку и проведение пресс-конференций и брифингов с участием руководящего состава Главного управления;
– проводит мониторинг региональных печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности МЧС России, анализирует критические публикации в СМИ и готовит на них ответы;
– организует выступления руководящего состава Главного управления на региональном телевидении и радио, а также в печатных СМИ;
– оказывает содействие корпунктам центральных СМИ в подготовке информационных материалов по тематике Министерства;
– организует подготовку информационных материалов для ведомственных изданий МЧС России;
– осуществляет взаимодействие с региональными пресс-службами других министерств и ведомств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также в области гражданской обороны, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах;
– осуществляет подготовку и размещение информационных материалов на официальном сайте регионального центра и в сети Интернет;
– проводит аккредитацию журналистов, постоянно освещающих деятельность Главного управления;
– осуществляет фото и видеосъемку ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и пожаров, а также мероприятий, проводимых Главным управлением;
– организует и проводит конкурсы среди представителей региональных СМИ и других творческих работников по тематике МЧС России.
В области организации и проведения пропаганды по вопросам безопасности жизнедеятельности:
– взаимодействует с органами исполнительной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации, общественными организациями в области пропаганды пожарной безопасности и основ безопасной жизнедеятельности;
– участвует в подготовке телевизионных и радиопрограмм по вопросам безопасности населения при чрезвычайных ситуациях и пожарах, а также на водных объектах;
– готовит наглядно-изобразительные и рекламно-просветительские материалы по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, безопасности людей на водных объектах;
– организует издание учебно-методической литературы по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, безопасности людей на водных объектах и выпуск тематической сувенирной продукции;
– осуществляет пропаганду в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах при помощи имеющихся информационных ресурсов, в том числе информационных табло, щитов и плакатов в местах массового пребывания людей, а также рекламы на транспорте.
В области формирования единого информационного пространства в системе МЧС России, информирования сотрудников Министерства по вопросам его деятельности, повышения престижа службы и работы, воспитания чувства патриотизма:
– организует встречи руководящего состава Главного управления с сотрудниками структурных подразделений для решения имеющихся проблемных вопросов;
– информирует сотрудников по вопросам деятельности Министерства при помощи специальных стендов, ведомственных СМИ, сети Интернет;
– готовит информационные материалы в ведомственные СМИ о лучших сотрудниках Главного управления, пропагандирует опыт их работы;
– осуществляет сбор фото- и видеоматериалов, пополняет архив Главного управления;
– организует пополнение библиотечного фонда информационными материалами и печатными изданиями;
– проводит обучение населения основам безопасного поведения при помощи выставочных и музейных экспозиций;
– участвует в проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий Главного управления, организует их освещение в региональных СМИ.
Список используемой литературы
1. Безопасность жизнедеятельности: государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия / авт.-сост. С.В. Петров – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2005. -128 с.
2. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2002.
3. Мардерфельд В.Л. Рабочие материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 232 с.
4. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
5. Михайлов Л.А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Монография. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. – 270 с.
6. Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Щеголев И.А. и др. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителя. 7 – 9 кл.: 2-е изд. – СПб.: «Специальная литература», 1998. – 272 с.
7. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5 – 6 кл.: Пособие для учителя. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герце-на; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 240 с.
8. Оснащение кабинета (лаборатории) ОБЖ. // Основы безопасности жизнедеятельности, №2, 2003. С 59 – 64.
9. Программно-методические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 – 11 классы. / Б.И. Мишин. – М.: Изд-во Дрофа, 1998.
10. Репин Ю.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 158 с.
11. Смирнов А. Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2002. №11.
12. Сулла М., Заенчик О., Сергеева О. Уровни непрерывного обучения по ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1998. №8.
13. Сулла М., Сергеева О. Принципы непрерывного обучения по ОБЖ // ОБЖ. Ос-новы безопасности жизни. 1998. №8.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Дознание как форма предварительного расследования |
Курсовая работа | Исследование методов организации рекламы в Интернете |
Курсовая работа | Содержание, анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия |
Курсовая работа | Система применения удобрений в севообороте |
Курсовая работа | Управление персоналом на предприятии |
Курсовая работа | Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка |
Курсовая работа | Экономическое значение "Нового Курса" Рузвельта |
Курсовая работа | Социальное развитие трудовых коллективов |
Курсовая работа | Организация нормирования труда в сфере управления |
Курсовая работа | Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях |
Курсовая работа | Социальная работа в школе |
Курсовая работа | Бухгалтерская и финансовая отчетность на малых предприятиях |
Курсовая работа | Электроснабжение и электрооборудование механического цеха |
Курсовая работа | Анализ фонда заработанной платы |
Курсовая работа | Развитие логического мышления у учащихся на уроках информатики |