Курсовая работа по предмету "Литература"


Функционирование имен прилаготельных в рассказе А.П. Чехова "Человек в футляре"


4

Содержание

  • Введение е, а производ-ные от него -чив-, -лив- являются весьма продуктивными;

    2) -ост-, -ист-: глазастый, губастый (с оттенком разговорно-стилистическим), голосистый, глинистый, тенистый, бугристый и т.д.; суффиксы продуктивные, образуют много слов в научном и производственно-техническом стилях речи;

    3) -н-: понятный, водородный, железный, лесной и др.; суффикс продуктивный; суффикс -н- активно используется в настоящее время при образовании прилагате-льных от существительных на -ота (частотный, высотный) и на -ость (жидкос-тный, вязкостный, мощностный, вероятностный); такие прилагательные имеют специализированное, терминологическое значение;

    4) -онн-, -енн-: традиционный, искусственный, чувственный и др.; суффиксы достаточно продуктивные, образуют прилагательные от основ существительных;

    5) -тельн- и -льн-: питательный, плавательный, строительный, сушильный, доильный, дождевальный и др.; суффиксы очень продуктивные, особенно при образовании (от глаголов) профессионально-технических терминов;

    6) -л-, при помощи которого образуются главным образом отглагольные прилагательные: возмужалый, беглый, прелый, спелый и др.; суффикс продуктивный;

    7) -к-, -ск-, -инск-, -енск; -еск-, -овск; -ическ-, -ческ-: верткий, шаткий, меткий, робкий, январский, институтский, мытищинский, пензенский, студенческий, пере-водческий, педагогический и др.; суффиксы достаточно продуктивные;

    8) -ов-, -ев-: классовый, камышовый, подростковый, ольховый, биржевой, ситце-вый; суффиксы продуктивные. Суффикс -ов- часто используется при создании терминологических и профессиональных слов (коготковый, языковый, колпачко-вый, мальчиковый).

    9) -озн-: нервозный, венозный, гриппозный и др.; суффикс достаточно продуктив-ный, особенно при создании профессионально-технических терминов;

    10) -уч- (-юч-): кипучий, могучий, шипучий, везучий, колючий и др.; суффикс продуктивный, используется главным образом при образовании отглагольных прилагательных.

    К суффиксам малопродуктивным и непродуктивным относятся, например: -ав-, -яв-, -ляв- (величавый, дырявый, вертлявый): -aт-, -чат- (рогатый, бугорчатый); -ит; -овит- (-евит-) (именитый, домовитый, деловитый); -ин- (утиный, голубиный).

    Особо следует рассмотреть прилагательные, образованные при помощи суффиксов субъективной оценки, т.е. таких суффиксов, при помощи которых словам придается определенная эмоционально-экспрессивная окраска.

    Здесь могут быть выделены следующие продуктивные суффиксы:

    1) -еньк-, -оньк-: синенький, маленький, мягонький (и реже: мягенький), сухонький (и реже: сухенький) и др.; слова с этими суффиксами приобретают уменьшительно-ласкательный оттенок и употребляются преимущественно в разговорной речи;

    2) -оватеньк-ий, -еватеньк-ий: беловатенький, красноватенький, синеватенький; слова с этими суффиксами имеют оттенок ласкательности;

    3) -ёхоньк-ий, -охоньк-ий, -ёшеньк-ий, -ошеньк-ий: скорехонький, легохонький, светлешенький, легошенький; подобные слова характерны для былинно-песенного употребления; оттенок усилительно-ласкательный в них особенно ярко выражен;

    4) -оват-, -еват-: грубоватый, рыжеватый; слова с этими суффиксами выражают неполноту качества и др.

    Префиксальный способ образования прилагательных

    Префиксальный способ образования менее продуктивен. Употребляются следующие продуктивные приставки:

    1) не-, небез-: неспортивный, негромкий, необычный, небезызвестный, небезуспешный и др.;

    2) пре-: предолгий, прегрубый, предобрый; слова с этой приставкой характерны в основном для речи разговорной;

    3) без- (бес-): безголосый, безусый, бесхвостый; прилагательные с этой приставкой имеют значение не- имеющий чего-либо, лишенный чего-либо и др. (на базе предложно-именного сочетания);

    4) сверх-: сверхпрограммный, сверхзвуковой, сверхскоростной, сверхприбыльный, сверхъестественный и др.; приставка продуктивная; прилагательные, образованные при помощи этой приставки, употребляются и в книжной и в разговорной речи.

    При образовании прилагательных иногда используются и приставки иноязычного происхождения, например: анти- (антигуманный, антикоррозионный), архи- (архиактуа-льный, архиопасный), пан- (панамериканский, панъевропейский), транс- (трансатланти-ческий, трансъевропейский, трансконтинентальный), ультра- (ультрамодный, ультра-фиолетовый), экстра- (экстраординарный, экстракардинальный). Слова с этими приста-вками употребляются преимущественно в специальной профессиональной речи.


    К непродуктивным относятся приставки раз- (развеселый, разудалый), со- (соавторский, соименный) и др. Слова с приставкой раз- употребляются чаще всего в разговорной речи, с приставкой со- - в книжной.

    Префиксальный способ используется при образовании прилагательных от прилага-тельных же. При образовании прилагательных от существительных и глаголов чаще всего употребляются суффиксы или приставки и суффиксы.

    Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных

    Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных в современном русском языке приобретает все более широкое распространение.

    Выделяются следующие группы продуктивных приставок и суффиксов, при помощи которых образуются прилагательные:

    1) приставка без- (бес-) и суффикс -н-: безразмерный, бесплатный, безрезульта-тный и т.п.;

    2) приставка вне- и суффиксы ; -ов-, -ск-: внештатный, внеплановый, внеевропей-ский и т.п.;

    3) приставки до-, за- и суффиксы -н-, -ск-, -ов- и др.: добольничный, доистори-ческий, заоблачный, заполтсный, заоконный, заокский и т.п.;

    4) приставка меж- и суффиксы -н-, -альн; -ическ-: межрегиональный, межконти-нентальный, межгалактический и т.п.;

    5) приставки на-, над- и суффикс -н-: нареберный, подарочный, надсводный и т.п.;

    6) приставка по- и суффиксы -н-, -онн-, -енн-: послойный, пореформенный, пожизненный и т.п.;

    7) приставка при- и суффиксы -н-, -ск-: пришкольный, приусадебный, приинсти-тутский, приволжский, приобский и т.п.;

    8) приставка пред- и суффиксы -ов-, -н-, -ск- и др.: предпусковой, предынфарктный, предвечерний, предмайский и т.п.;

    9) приставка после- и суффиксы -н-, -онн-: послеуборочный, послебольничный, послеоперационный и т.п.

    К малопродуктивным относится, например, способ образования прилагательных при помощи приставки от- и суффикса -н-: отглагольный, отыменный.

    Образование прилагательных путем сложения основ

    Словосложение как способ образования имен прилагательных употребляется в современном русском языке все чаще и чаще. Это весьма продуктивный способ образования слов.

    Больше всего слов создано путем сложения двух и более основ прилагательных, например: светло-серый, чугунно-бетонный, поперечно-шлифовальный и т.д.

    Значительную группу составляют прилагательные, образованные путем сложения основ существительного и прилагательного, например: сельскохозяйственный, железно-дорожный.

    Широко распространены сложные прилагательные, образованные или из основ двух существительных, например, вагоноремонтный, машинопрокатный и др., или из сущест-вительного и причастия: жаропонижающий, металлообрабатывающий и др. Иногда без соединительной гласной, например: азотсодержащий, впередсмотрящий и др.

    Продуктивным способом образования являются и формы, полученные путем сложе-ния основы наречия и прилагательного или причастия, например: труднодоступный, сильнодействующий, здравомыслящий и др.

    Большое распространение получили образования типа существительные + элементы -видный , -образный, -подобный. Например: змеевидный, стекловидный, зигзагообразный, человекоподобный и др. Слова, созданные этим способом, употребляются преимущественно в книжной речи (например, в научной или производственно-технической).

    По своим синтаксическим связям словосочетания, образующие сложные прилагательные, неоднородны. В одних словосочетаниях связь осуществляется по способу сочинения, в этом случае между ними можно поставить союз и, например: концертно-театральный (концертный и театральный), русско-немецкий (русский и немецкий), Волго-Донской (Волжский и Донской) и т.д.; в других - по способу подчинения: дальневосточный (Дальний Восток), вагоноремонтный (ремонт вагонов) и т.д.; в третьих - по способу примыкания: малоупотребительный, крупномолотый и др.

    Прилагательное, как база для образования других частей речи

    Прилагательные могут переходить в другие части речи, как и слова из других частей речи могут переходить в прилагательные.

    Употребление разных частей речи в роли прилагательных называется адъективацией (лат. adjectivum - прилагательное).

    В разряд имен прилагательных переходит значительное количество причастий, особенно страдательных с суффиксами -нн; -енн- и -т-: поношенное платье, сдавленный голос, приподнятое настроение и др. При переходе в прилагательные причастия утрачивают свои основные глагольные признаки: время, вид и способность глагольного управления.

    В разряд прилагательных переходят иногда и страдательные причастия с суффиксом -м-: любимый цветок, невидимые слезы, несклоняемые существительные.

    Прилагательных, образованных из страдательных причастий при помощи суффикса -м- (-им-), в русском языке сравнительно немного. Уже во второй половине XVIII в. качественные прилагательные образовывались непосредственно от глагольных основ совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса -м- (-им-), минуя стадию образования причастий. В современном русском языке они чаще всего употребляются с частицей-приставкой не-: неуловимый, неистребимый, нерастворимый и др.

    Причастия, перешедшие в разряд прилагательных, приобретают иногда и характерные грамматические признаки качественных прилагательных: способность иметь полные и краткие формы (настроение приподнято, результат неожиданен), а также способность образовывать формы степеней сравнения (это приглашение было неожидан-нее того) и др.

    Наблюдаются случаи перехода в разряд прилагательных и действительных причастий настоящего времени (потрясающие новости, знающий студент, следующий день, блестящий ответ, цветущее здоровье и др.), которые также утрачивают глагольные признаки и иногда приобретают некоторые черты, характерные для прилагательных (краткую форму, степени сравнения, форму субъективной оценки и т.п.). Например: Более блестящего ответа я еще не слышал; Самым блестящим номером программы на концерте было чтение стихов В. Маяковского; Дела его были не очень блестящи. Ср. также употребление в книжном стиле (чаще всего в авторском стиле) кратких форм причастий, перешедших в прилагательные: Взгляд... был что-то уже слишком пристален и испытующ (Дост.); Штык его остр и предостерегающ (А.Н. Т.).

    Значительно реже в прилагательные переходят действительные причастия прошед-шего времени с суффиксами -ш- и -вш-, например: высохшие растения.

    Кроме причастий, в разряд прилагательных могут переходить и другие части речи. Так, в роли качественных прилагательных могут употребляться в условиях контекста некоторые местоимения, а также порядковые числительные. Ср., например: Год проходит и другой - нету вести никакой(П.). - Оратор я никакой, между двумя словами перерыв обеденный (Гран.). Или: Три клада в сей жизни были мне отрада. И первый клад мой честь была (П.). - Вскоре мальчик стал первым учеником в классе.

    Заключение

    В моей работе, при рассмотрении вопроса функционирования прилагательных в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре», были подробно описаны вопросы касающееся разрядов прилагательных, склонения, степеней сравнения, полных и кратких форм, а также описан морфологический разбор прилагательных.

    Рассмотрены прилагательные, встретившиеся в рассказе «Человек в футляре», произведен количественный и качественный анализ этих прилагательных, сделан вывод, что А.П. Чехов в своем рассказе употребил все три разряда прилагательных, а также две степени сравнения качественных прилагательных.

    Я бы хотел добавить, что прилагательные совместно с другими частями речи помогают автору описывать с изумительной точностью социальное положение страны, в период написания произведения, описывать красочно своих героев и показывать все великолепие, мощь и силу великого русского языка.

    Литература

    1. Белицкая Т.Н. Переходные явления среди прилагательных - В кн.: Семантика переходности. Л., Наука, 1977.

    2. Чечет Р.Г. Русский язык - Минск, «Университетское»,1999.

    3. Гриншпун Б.Н. Система значений притяжательных прилагательных с суффиксами - ов, - ин в современном русском языке. - Учен. зап. МГПИ, 1965, №326

    4. Валгина И.С., Фомина М.И., Розенталь Д.Э. Современный русский язык (учебник). М:. МГУ,1982.

    5. Современный русский язык под редакцией профессора П.П. Шубы, 2 ч., 1981.

    6. Рассказы А.П.Чехов.-М.ООО «Издательство Астрель» , 2004.

    7. Павлов В.М. О разрядах имен прилагательных в русском языке. - Вопросы языкознания, 1960, №2.

    8. Шаталова В.М. О лексико-синтаксическом выражении степени у имен прилагательных. - Русский язык в школе, 1967, №1.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Кредитный договор: понятие и виды
Курсовая работа Амортизация основных средств и учет их ремонта, модернизации и реконструкции
Курсовая работа Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя
Курсовая работа Анализ и оптимизация затрат на предприятиях строительной отрасли
Курсовая работа База данных продуктового магазина
Курсовая работа Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы
Курсовая работа Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе
Курсовая работа Основные фонды и оборотные средства на предприятии
Курсовая работа Дебиторская задолженность предприятия
Курсовая работа Безопасность погрузочно разгрузочных работ кранами
Курсовая работа Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома
Курсовая работа Налог на прибыль
Курсовая работа Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества
Курсовая работа Разработка технологического процесса восстановления гильзы цилиндра ЗИЛ-130
Курсовая работа Проект комплексной механизации птичника Рефтинской птицефабрики с разработкой его вентиляции и отопления