Курсовая работа по предмету "Литература"


Современная библиография как система



Содержание

Введение

Глава І. Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы

1.1. Понятие «библиографическая деятельность», основные функции библиографической деятельности

1.2. Принципы функционирования библиографической деятельности

Глава ІІ. Современная библиография как система

2.1. Признаки библиографии как системы

2.2. Основные направления структурирования библиографической деятельности

2.3. Организация библиографической работы в разных типах библиотек

Заключение

Список литературы

Список условных сокращений

Введение

Библиография - один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состояния во многом зависит и эффективность когнитивно-коммуникационных процессов. Это заставляет общество постоянно наращивать объемы библиографических ресурсов, совершенствовать их качество, делать эти ресурсы доступными все большему числу пользователей, стремиться к максимальному использованию всех потенциальных возможностей библиографии.

Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы. Можно сказать, что библиографическая деятельность является «сквозной функцией» библиотеки, поскольку и при наличии библиографического подразделения она осуществляется на всех основных участках ее работы. Усиление в последние годы этой «сквозной функции» связано с внедрением в библиографические подразделения компьютерной технологии. Это открыло дистанционный доступ как к отечественным, так и к мировым информационным ресурсам. Именно библиографические процессы сближают библиотечную и научно-информационную деятельность по удовлетворению динамически развивающихся информационных потребностей как ученых и специалистов, так и других групп населения.

Требования к библиографической деятельности во всех типах библиотек, особенно в крупных научных, постоянно растут, прежде всего в связи с количественными и качественными изменениями, происходящих в системе документальных коммуникаций.

Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют все структурные подразделения, обслуживающие читателей, удовлетворяя читательские запросы с помощью своего фонда и справочно-библиографического аппарата. При приеме запроса фиксируется его содержание, читательское и целевое назначение, требуемая полнота источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий. Ответом на библиографический запрос является библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненная с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.

Необходимость всемерной интенсификации, повышения качества и эффективности библиографической работы библиотеки требует совершенствования ее организации. От правильной постановки библиографической деятельности в немалой степени зависит эффективность и качество работы библиотеки в целом и ее вклад в процессы информатизации общества.

Актуальность выбора темы курсовой работы определяется всеми вышеизложенными фактами, которые позволяют утверждать о важности и целесообразности изучения данного вопроса.

Цель данной курсовой работы представляется возможным определить как изучение библиографической деятельности в аспекте рассмотрения ее как системы.

Задачи курсовой работы соотносятся и обуславливаются целью:

1. Проанализировать признаки библиографии как объекта систематизации;

2. Выделить основные принципы функционирования библиографической деятельности;

3. Изучить основные направления структурирования библиографической деятельности;

3. Рассмотреть особенности организации библиографической службы в наиболее распространенных типах библиотек.

Объектом рассмотрения в данной курсовой работе служит библиографическая деятельность библиотеки.

Предметом рассмотрения, в свою очередь, можно назвать признаки и особенности библиографии с точки зрения системы.

Глава І. Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы

1.1 Понятие «библиографическая деятельность», основные функции библиографической деятельности

Понятие «библиографическая деятельность» относится к числу наиболее общих понятий библиотековедения. В 70-80-х годах оно получило теоретическое обоснование в свете деятельностного подхода к библиографии и приобрело категориальное значение, хотя в литературе и среди практиков употреблялось и раньше. Появилась необходимость соотнесения его с базовым понятием «библиография». Уточнение понятий надо рассматривать как естественный и непрерывный процесс, обусловленный как развитием библиографической практики, так и развитием науки, обогащающейся новыми возможностями для объяснения новых библиографических явлений.

Многие авторы рассматривают понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» как синонимы. Во многих случаях это возможно и рационально, однако же данные понятия не всегда взаимозаменяемы, что свидетельствует об определенных смысловых различиях, их нетождественности.

Все разнообразие представлений о библиографической деятельности объединяются в два подхода, которые можно обозначить как ограничительный и расширительный. Первый связан с пониманием ее как библиографической практики и он был долгое время доминирующим. Второй подход соответствует целостному представлению [8; 35]. библиографической деятельности, включающему в себя все многообразие библиографических явлений. Традиционная интерпретация библиографической деятельности наиболее завершенные формы приняла в рамках дихотомии: библиография (как область научно-практической деятельности) и библиографоведение (как наука об этой деятельности). Таким образом, так как библиографическая деятельность приравнивается к практике, а библиография тоже понимается как «научно-практическая деятельность», то, следовательно, библиографическая деятельность приравнивается к библиографии.

При расширительном подходе библиографическая деятельность включает в себя весь круг библиографических явлений, так же как и библиография в широком понимании. Термины выступают как синонимы и один из них становится излишним в аспекте научной терминологической строгости.

Библиографическая деятельность определяется как область деятельности по удовлетворению потребности в библиографической информации, то есть в нее включается лишь практическая сфера, за пределами остаются научно-исследовательский, учебно-педагогический компоненты. Между тем в самом понятии деятельности обобщено единство науки и практики, познания и преобразования. Считая библиографическую деятельность только практической, ограничивается содержание этой категории.

Можно придти к выводу, что понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» являются наиболее общими по объему и содержанию.

Это одна из самых сложных и определяющих проблем в современном библиографоведении. Вокруг нее до сих пор ведутся споры, так как от ее научно обоснованного решения зависит квалификация общественной сущности библиографической деятельности.

Библиография выражает совокупность всех библиографических явлений в целом, она выполняет функцию обобщенной характеристики, позволяя все библиографическое зафиксировать как единство. В этом понятии содержится качественная специфика данного специального явления по сравнению с другими, а также его внутренняя инвариантность, повторяемость [11; 112].

Первоначальная теоретическая фиксация библиографической деятельности не раскрывает формы реального существования, природу и структуру этого процесса, что возможно лишь на дальнейших ступенях конкретизации понятия. Более точное понимание библиографической деятельности складывается только через многообразие ее определений, как результат введения целого ряда категорий, развертывающих исходное понятие.

Поскольку библиографическая деятельность, как и любая другая деятельность, включает в себя две сферы: практику и познание, было бы неправомерно отождествлять ее лишь с одной ее частью - практической. Следовательно, возникает необходимость в специальном понятии, более точно отражающем последнюю, понятии «библиографическая практическая деятельность».

Следует отметить определенные характерные признаки библиографической практической деятельности: предметность, социальную обусловленность, целесообразность, субъектность. Предметность выражается в наличии специфического предмета, на который направлена деятельность, в изменении этого предмета под воздействием различных факторов, в создании общественно-необходимого продукта - библиографических пособий, баз данных. Существенным специфическим признаком библиографической практической деятельности является ее социальность [8; 57]. То есть она по природе своей носит общественный характер. Ее содержание определяется характером общественных потребностей, реальными обстоятельствами и условиями, наличными материальными средствами. Основное ее противоречие - между реальной наличной действительностью и целями, которые человек ставит исходя из своих потребностей и интересов. Поскольку она носит общественный характер и осуществляется предметным образом, она всегда обладает направленностью, которая задается ее предметом, внешними и внутренними факторами, выступающими как регуляторы деятельности. Зависимость деятельности от ее регуляторов предстает в различных видах ее целесообразности. Целесообразность библиографической практической деятельности - это ее движение к конечному результату. Она обусловлена как внешними факторами, связанными с определенными конкретно-историческими условиями и законами социальной системы, так и внутренними факторами, отражающими степень соответствия объективных свойств предмета и средств, методов, обеспечивающих получение высокого результата.

Наличие субъектного момента выражается в деятельности как библиографа-создателя и распространителя библиографической информации, так и ее потребителя. При этом библиограф не только воздействует на предмет, но и вступает во взаимодействие по поводу предмета со вторым субъектом - потребителем. В сфере познания субъект выступает в роли исследователя-библиографоведа, преподавателя и обучающегося. Субъектность библиографической деятельности заключается также в присутствии автора документа, что получает отражение в создании персонально-ориентированных элементов во всех видах библиографических ресурсов (в библиографических пособиях, карточных и электронных каталогах, справочных изданиях).

Исходя из целостного понимания библиографической деятельности как органического единства ее чувственно-практической и познавательной форм, следует отметить их взаимосвязь, выявляющуюся при их соотнесении друг с другом. Практическая деятельность носит осознанный характер, ей присущи идеальные компоненты (в виде знаний, эмоций, чувств, внимания, воли, цели), направленные на то, чтобы выполнить практическое действие. Кроме того, наряду с преобразовательной, она выполняет и познавательную функцию, являясь основой, базой для познания, «критерием» истины. Познавательная деятельность также не носит абсолютного характера: практика входит в нее и в качестве объекта исследования, и в виде исследовательских средств [1; 69].

В библиографической познавательной деятельности следует выделить две подсистемы: научно-познавательную, в рамках которой вырабатывается новое знание, и учебно-познавательную, в пределах которой репродуцируется уже готовое знание. Обе подсистемы тесно связаны с библиографической практикой: первая подчинена цели совершенствования библиографической практики через поиск новых форм и методов; вторая связана с профессиональной подготовкой субъекта - одного из важнейших элементов библиографического процесса, без которого деятельность не может осуществляться.

Высшей ступенью является теоретическая деятельность, использующая свои методы, имеющая целью исследовать закономерности и тенденции развития библиографической деятельности, и результатом - новые научные концепции. Библиографическая практика выступает базой, источником развития теоретического библиографического знания. Многие теоретические проблемы возникают в связи с решением чисто практических задач.

Учебно-познавательная библиографическая деятельность органически включает в себя элементы научной деятельности (производство нового знания) и элементы практической деятельности (участие в библиографических процессах). На практическую деятельность оказывают воздействие и научно-познавательная и учебно-познавательная сферы. Одновременно практическая деятельность также входит в учебно-познавательную через непосредственный опыт (практическое обучение) и опосредованный (опубликованный в печати, включенный в учебные, методические материалы) [13; 93].

Таким образом, библиографическая практическая деятельность связана с познавательной во всех ее разновидностях. Вместе с тем практическая и познавательная деятельности не рядоположены, вторая порождается практикой и существует на ее основе, одновременно стимулируя ее развитие.

1.2 Принципы функционирования библиографической деятельности

Библиографическая деятельность носит целесообразный характер, реализуется в соответствии с определенными целями, проектами, программами. В процессе ее развития формируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются в деятельности, то есть специфические принципы.

Принципы - это основные исходные положения, наиболее устойчивые, определяющие систему требований к содержанию, организации, методике и технологии деятельности. Они различны по своему значению. Важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации. Другие принципы преимущественно связаны с выбором средств, форм и методов работы, то есть с моментами методического и организационного характера: соответствие методов целям деятельности, интегративность, дифференцированность деятельности, системность.

Принцип научности в библиографии проявляется по следующим направлениям: отражение в библиографических источниках истинных научных знаний; использование данных науки и научно-обоснованных методов во всех библиографических процессах; развитие науки о библиографической деятельности - библиографоведения; которое обусловливает направления развития, формы и методы библиографической деятельности. Демократизм библиографии проявляется, прежде всего, в общедоступности библиографической информации для всех слоев общества, в отсутствии дискриминации потребителя по какому-либо признаку. Во-вторых, этот принцип обозначает открытость всех источников информации в условиях борьбы с бюрократическими ограничениями во всех сферах, в том числе и информационной, в контексте прав человека на получение информации [17; 215].

Принцип организации и самоорганизации относится к числу важнейших принципов библиографической деятельности. Эффект организации связан с принятием на государственном уровне решений, определяющих стратегию деятельности, основные центры и их взаимодействие, структуру управления и методического руководства, систему финансового и правового обеспечения.

Вместе с тем следует учитывать и действие закона самоорганизации систем, в соответствии с которым система упорядочивает и организует свою структуру под действием множества внешних и внутренних факторов, в совокупности выявляющих новые тенденции, не всегда предусмотренные человеком заранее.

Синергетический эффект саморазвития библиографии выражается, например, в том, что происходит взаимопроникновение библиографической и первичной информации, библиография синтезируется с различными формами представления знания. Формируются жанры междисциплинарного характера, в которых сочетаются разные формы метатекстов - интерпретации первоисточника. Библиография приближается по функциям к «экспертной системе», анализирующей, интерпретирующей, оценивающей документальные массивы.

Синергетический подход к библиографии пока еще не получил должного развития, но обещает быть достаточно продуктивным. Он должен дать аргументированное обоснование закономерности формирования и совершенствования библиографической деятельности как самостоятельно функционирующей системы, имеющей свою специфику и конкретные задачи.

Ведущим принципом методического характера, определяющим библиографическую деятельность следует считать принцип соответствия методов целям деятельности. Суть его заключается в том, что необходимый эффект достигается только в том случае, когда в каждом виде деятельности используются те средства и методы, которые оптимальным образом соответствуют ставящимся целям. В составлении библиографического пособия - это учет характеристик потребителя (возраст, образование, профессия), учет цели обращения к пособию (самообразование, учебная, научная деятельность), учет уровня библиографической культуры (начальный, средний, высший, профессиональный). В зависимости от этих характеристик производятся отбор, расположение, характеристика документов, оснащенность вспомогательным аппаратом.

Специалисты отмечают активное смещение информационных интересов в настоящее время в сторону прагматических целей, определяемых деловой, предпринимательской активностью потребителей, хотя учебные и научные цели по-прежнему сохраняют свою значимость. Данный феномен в изменении акцентов, в смещении их с познавательных целей на прагматические, требует новых подходов в подаче информации. Их поиск возможен и частично уже реализуется по следующим направлениям: сочетание библиографической информации с фактографической; формировании информации как рыночного продукта и использование приемов рекламы; новые формы подачи информации (возможно, в виде концентрированного знания) в контексте более жесткой ориентации на требования потребителя.

Принцип интегративности означает, что библиография может выступать в качестве объединяющего начала для смежных сфер деятельности. Данный феномен находит выражение в проникновении библиографии в разные отрасли знания, обработке универсальных по содержанию документов. Библиографические элементы включаются в различные базы данных, объединяя в единое информационное пространство автора документа, произведение, распространителя, потребителя. Это реализуется через единую библиографическую запись, создаваемую в начале цепочки и действующую до ее завершения.

Интегративность проявляется и на уровне научных исследований, что выражается в тенденции к усилению междисциплинарности, взаимодействия наук. В связи с этим логичнее говорить не о различении сфер деятельности, а их сближении, перехода одной в другую, о деятельности в пограничных зонах.

Принцип интегративности реализуется в совместных проектах библиографических служб разного уровня, различной ведомственной принадлежности: в издании сводных каталогов в масштабах страны или региона; в создании единых автоматизированных систем информации. Библиография осуществляет интегрирование внутренних и внешних ресурсов библиотек благодаря возможности выхода в широкий мир электронных баз данных, которыми располагает мировая информационная система.

Если интегративность обозначает объединение в целое каких-либо элементов, приведение в состояние взаимосвязи, упорядоченность функций, то дифференциация указывает на разделение, расслоение на части, различающиеся друг от друга. Принцип дифференцированности в библиографической деятельности заключается в следующем:

- создание специализированных центров информации, выполняющих специфические задачи;

- дифференциация в практике создания пособий (по отраслевому, тематическому, региональному и другим признакам);

- оригинальный набор каталогов и картотек (традиционных и электронных) в соответствии с профилем библиотек и библиографических служб.

Принципы интеграции и дифференциации, противоположные по характеру, взаимно дополняют друг друга.

Эффективность библиографической деятельности в значительной мере определяется использованием в ней принципа системности. Данный принцип сопрягается с представлением объекта как системы, то есть совокупности элементов, находящихся в определенных взаимосвязях, благодаря чему образуется целостность, единство, обладающее новыми интегративными свойствами. В библиографировании это связано, прежде всего, с создании системы пособий, то есть такой совокупности пособий, которая охватывает в идеале все потребности всех читателей. Система пособий предлагает отраслевую всеохватность, взаимодействие и взаимодополнение отдельных пособий внутри единого целого, своевременное обновление изданий.

Принцип системности в библиографическом обслуживании реализуется через продуманную систему справочно-библиографического аппарата, обеспечивающего эффективный библиографический поиск; через комплекс отработанных алгоритмов обнаружения нужного знания; через организацию систематического информирования потребителя по интересующим их вопросам. Системность означает и рациональность, логичность решения организационных задач в осуществлении библиографических процессов.

Было бы нереально перечислить все принципы, которыми руководствуются в библиографической деятельности и которые вырабатываются в процессе ее осуществления. Кроме наиболее общих, основных, могут быть вычленены частные принципы, связанные с отдельными библиографическими процессами [7; 44].

Принципы носят конкретно-исторический характер, в полной мере действуют в условиях определенного общества и видоизменяются в других условиях. Вместе с тем в них сохраняется сущностная основа, поскольку она находится в прямой зависимости от сущности самой библиографии и ее главных специфических задач, которые остаются неизменными в различные исторические периоды. Именно постоянством этих задач и обусловлено существование библиографии как общественного феномена.

Принципы библиографической деятельности взаимосвязаны с закономерностями. Известно, что последние раскрывают ту или иную сторону сущности исследуемого явления, а принципы как исходные пункты являются их выражением.

Глава ІІ. Современная библиография как система

2.1 Признаки библиографии как системы

Как и всякая наука, библиографическая типология должна четко квалифицировать для себя объект и предмет, методологию и терминосистему.

Объектом библиографической типологии является сама библиография как деятельность во всем реальном многообразии своего существования и развития, предметом - представление библиографии как системы, т.е. определенным образом структурированной целостности. Именно предмет библиографической типологии становится главным средством управляющего воздействия на развитие и совершенствование библиографии во всех отношениях [1; 75].

Методологической основой формирования искомого предмета, библиографии как системы, является известный общенаучный метод моделирования, конкретизированный до решения типологических задач и с учетом специфики самой библиографии в системе информационной деятельности. В этой связи мы и называем метод библиографической систематизации, в основе которой лежит общенаучный метод моделирования, типологическим методом. Более того, важно учитывать, что на современном этапе сам типологический метод выступает как система, сложная методология, включающая, по меньшей мере, восемь частных методов.

В любом случае следует понимать, что методология библиографической типологии должна быть многообразной и системной. В данном варианте мы рассмотрели лишь один из возможных подходов. Такая методология открывает перспективы для обоснования новых методов, разработка и включение которых призваны обогатить теорию библиографоведения.

Целесообразным будет взять за основу в библиографической типологии четыре систематические категории: тип, род, вид, индивид. Индивид характеризует систематизацию самых конкретных, реально существующих объектов, процессов, явлений библиографии (например, данный учебник по библиографии). Другие категории (тип - род - вид) отражают уже идеальную систематизацию. Существо и взаимосвязь их следует понимать исходя из диалектического восхождения от абстрактного к конкретному, где каждый уровень восхождения будет обозначен соответствующей систематической категорией по образцу известной диалектической триады "всеобщее - особенное - единичное". Следовательно, "тип" - это высшая систематическая категория в библиографической типологии, отражающая момент самой общей конкретизации категории "библиография" [3; 145].

В итоге мы можем, обобщая все сказанное, предложить следующий ряд признаков, которые в совокупности своей отражают все наиболее существенные характеристики библиографии как объекта систематизации:

1) Цель (целевое, социальное назначение или функция) - научная категория, отражающая сущность той социальной задачи, которую реализует библиография;

2) Предмет (содержание, тема) - научная категория, отражающая особенности социальной информации как содержания библиографии;

3) Метод - научная категория, отражающая способы логического (мыслительного) достижения поставленной цели;

4) Жанр (знаковая, литературная форма) - научная категория, отражающая способы семиотического воспроизведения библиографической информации;

5) Социальная значимость - научная категория, отражающая качественную избирательность (новизна, ценность и полезность) библиографии;

6) Полнота - научная категория, отражающая количественную избирательность (полная, выборочная и т.п.) библиографии;

7) Социальный уровень - научная категория, отражающая особенности социальной специализации библиографии;

8) Структура - научная категория, отражающая способы членения и взаимосвязи различных частей (подсистем, элементов) библиографии;

9) Время - научная категория, отражающая историко-хронологические характеристики библиографии;

10) Пространство - научная категория, отражающая территориально-географические характеристики библиографии;

11) Материальная конструкция (материально-конструктивный носитель) - научная категория, отражающая способы технологического воспроизведения библиографической информации;

12) Потребность (читательское назначение, адрес) - научная категория, отражающая особенности субъекта (общество - коллектив - личность) библиографии [18; 86].

С учетом требований принципов деятельности и системности оптимальный состав многомерного критерия, всесторонне описывающий библиографию, может носить и циклический характер: замкнутого круга, составленного из указанного ряда заданных признаков. Точнее - это не круг, так как граничные признаки "цель - потребность" не только символизируют, но и реально отражают диалектичность, спиралевидность самого процесса библиографической деятельности, предполагающей как бы разрыв цикличности в целях воспроизводства библиографической информации.

2.2 Основные направления структурирования библиографической деятельности

Проблема структурирования библиографической деятельности является одной из ключевых в библиографии. Ее важность обусловлена факторами как теоретического так и практического характера. Четкое представление об основных элементах библиографической деятельности в их взаимосвязях должно способствовать углублению знания библиографической реальности в целом. Сделать это знание более упорядоченным и целостным важно не только для развития науки, но и для преподавания библиографических дисциплин. Недостаточная разработанность структуры приводит к недооценке отдельных моментов в существовании библиографических процессов.

В специальной литературе предложено множество подходов к определению структуры библиографии, понимаемой как практическая деятельность. Трудности решения связаны с многоплановостью самого объекта, а также недостаточной разработанностью ряда теоретических положений библиографоведения. Изучение существующих работ по данному направлению позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, в теоретической разработке проблемы структурирования библиографической деятельности достигнуты результаты, которые могут стать основой для дальнейших исследований. Во-вторых, отсутствует единый подход к классификации видов библиографии, что связано как с многоплановостью самого явления, так и неоднозначностью толкования разными авторами таких понятий, как «вид» и «библиография». В-третьих, исследователи сталкиваются с такими трудностями в определении исходных для структурирования оснований, что приводит к расплывчивости и недостаточной законченности теоретических построений, несоотнесенности друг с другом различных предлагаемых структур. В-четвертых, классификация библиографии сводится преимущественно к классификации библиографической продукции, в связи с чем по-прежнему актуальным остается определение структуры библиографической деятельности.

Между тем подходы к структурированию библиографической деятельности должны базироваться на современных положениях философии в области теории деятельности. Деятельностный метод в сочетании с системным обязывает рассматривать структуру как на базе принципов системного метода, так и на основе ее деятельностных характеристик.

В философии разработана идея о необходимости выделения двух основных структурных уровней в любом виде человеческой деятельности - внутреннего и внешнего: первый базируется на понимании деятельности как актуализированных то есть рассмотренных процессуально механизмов, благодаря которым мотивируется, программируется и реализуется деятельность: во втором структурном ряду выделяются одновременно существующие виды деятельности [4; 154].

Анализ библиографической практической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется, прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной с приложением материальных и духовных сил; предмета, на который направлено взаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата (как следствия достижения или не достижения цели). Такой подход помогает обнаружить «механизм» осуществления деятельности, ее динамику.

Наряду с этим библиографическая практическая деятельность в своей непосредственной реальности предстает как множество конкретных направлений, участников, сфер, отличающихся по разным признакам. В соответствии с этим становится необходимой и ее дифференциация по внешним проявлениям, по разным направлениям ее функционирования, то есть определение ее внешней структуры. Понятно, что внешняя и внутренняя структуры находятся в единстве и не могут быть рассмотрены без соотношения друг с другом. В соответствии с этим видовая конкретизация любой деятельности логично строится на собственно деятельностных характеристиках, таких как предмет, субъект, средства, цели, процессы, результат. На основании их выделяют и подсистемы внешнего функционирования библиографической практической деятельности.

Анализ деятельности с точки зрения субъектов (кто действует) и их целей, в аспекте предметной направленности (общественной потребности в документах), используемых средств (как, какими способами достигается результат) позволит охватить библиографическую деятельность во всей ее многомерности [2; 177].

Рассмотрение подсистем деятельности (ее видов) в аспекте деятельностных характеристик и составляет смысл сочетания системного подхода с деятельностным (системно-деятельностного анализа). Таким образом, для конкретизации структуры библиографической деятельности необходимо, прежде всего, выявить специфику основных элементов ее внутренней структуры.

Содержание и объем библиографической деятельности библиотеки зависят от ее статуса и возложенных на нее задач. Общая задача - обеспечение реализации прав граждан на получение информации через систему каталогов и других форм информирования конкретизируется для библиотеки каждого типа с учетом условий, в которых она функционирует. Существенное влияние на содержание и объем библиографической деятельности оказывают такие факторы, как ведомственная принадлежность и тип библиотеки, состав читателей (пользователей) и их информационные потребности, распределение функций между библиотеками в рамках отраслевой и региональной библиотечной системы, состав и размеры фонда, уровень автоматизации библиотечных процессов.

В связи с переходом к рыночной экономике и передачей многих полномочий органам власти на местах инструкции положения, регламентировавшие деятельность по определению структуры областной библиотеки утратили свое значение. Структура в этих библиотеках не является сегодня одинаковой, но в каждой из них с прежними функциями сохранились отделы комплектования фондов, обработки литературы и организации каталогов, отраслевые и комплексные отделы. В штате двух последних во многих библиотеках имеются должности библиографов.

В некоторых библиотеках должность библиографа введена также в отделах комплектования, обработки, хранения фонда, то есть в тех отделах, которые не связаны непосредственно с обслуживанием читателей и краеведения.

Во многих библиотеках возникли и новые подразделения, участвующие в библиографических процессах: отдел (сектор) маркетинга, сектор деловой информации, отдел координационно-массовой работы, отдел автоматизации библиотечных процессов. В ряде библиотек претерпел изменения научно-методический отдел как в названии, так и в появлении новых функций (прогнозирование и развитие библиотечного дела в области, маркетинговые исследования и др.).

Хотя основные библиографические процессы выполняются сотрудниками библиографического отдела и частично библиографами отраслевых и комплексных отделов, во многих процессах принимают участие и другие подразделения. Все это вместе взятое и составляет библиографическую службу областной библиотеки, которая является организационно расчлененной, децентрализованной, что накладывает отпечаток на организацию библиографической деятельности в масштабах самой библиотеки. Поэтому особое значение имеет четкое распределение библиографических функций как между отделами библиотеки, так и внутри их. Оно должно быть закреплено в положении о соответствующем отделе, а так же в должностных инструкциях сотрудников. Наличие этих документов, как показывает опыт, позволяет наладить взаимодействие отделов библиотеки в области библиографической деятельности и тем самым снять остроту рассматриваемой проблемы.

Особенности организации библиографической работы в централизованных системах государственных публичных библиотек обусловлены спецификой их структуры. Она характеризуется прежде всего наличием библиотек-филиалов, территориально удаленных от центральной библиотеки и друг от друга в пределах города (района, особенно сельского). Кроме того, в структуре большинства ЦБС отсутствует библиографический отдел как самостоятельное подразделение центральной библиотеки.

Организация библиографической работы ЦБС, при всей общности стоящих перед ними задач, будет различной потому, что отличаются условия их функционирования, а также состояние автоматизации библиотечных процессов.

Как и в областных библиотеках, в некоторых ЦБС появились новые подразделения в самой центральной библиотеке. На библиотеки-филиалы возложены библиографические функции в соответствии с закрепленными тематическими направлениями.

2.3 Организация библиографической работы в разных типах библиотек

Организационные особенности библиографической работы в специальных библиотеках обусловлены, с одной стороны, разнообразием специальных библиотек, а с другой - функционированием некоторых из них в составе органов информации. В структуре крупных научных и научно-технических библиотек (включая библиотеки высших учебных заведений) имеется, как правило самостоятельное библиографическое подразделение (отдел, сектор). В библиотеках, объединенных с органами информации (в частности, в библиотеках акционерных обществ, научно-исследовательских институтов, предприятий разных форм собственности) или связанных с ними функционально часть библиографических процессов выполняется совместно с соответствующим подразделением органов информации. В библиографических процессах принимают участие и другие подразделения специальных библиотек [3; 144].

За библиографическим отделом сохраняется ответственность за ведение справочно-библиографического аппарата и за все другие процессы, связанные с созданием библиографической информации и доведения ее до потребителя. Совместная работа подразделений органов информации и библиографической службы библиотеки позволяет обеспечить надежность СБА и повысить качество библиографического обеспечения управленческой, научной, производственной и коммерческой деятельности обслуживаемых коллективов.

Большое влияние на организацию библиографической работы оказывает автоматизация библиографических процессов. Составление библиографических указателей, библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание осуществляются с помощью электронно-вычислительных машин. В результате во многом меняется содержание труда библиографа и, соответственно, изменяются организационные формы библиографической деятельности в библиотеке.

В библиотеках с небольшим штатом сотрудников должности библиографа нет и вся библиографическая работа ведется библиотекарями. Библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание в таких библиотеках осуществляется в пределах их скромных возможностей.

Заключение

С точки зрения охвата организацию библиографической деятельности можно рассматривать на следующих уровнях:

- В масштабах страны, отдельного региона;

- В масштабах отдельно взятой библиотеки;

- В масштабах библиографического отдела;

- Организация деятельности отдельного библиографа (личностный уровень).

Организационно-функциональная структура библиографической службы зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К первым относятся тип библиотеки и ее главные задачи, ведомственная принадлежность, состав индивидуальных и коллективных абонентов (пользователей), видовой состав и объем фондов. Среди внутренних факторов можно выделить: количество подразделений библиотеки, их территориальное размещение, число штатных работников, уровень их профессиональной подготовки, степень использования средств автоматизации.

Если говорить о принципах библиографической деятельности, то необходимо отметить, что важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации.

Анализ библиографической практической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется, прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной с приложением материальных и духовных сил; предмета, на который направлено взаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата (как следствия достижения или не достижения цели).

К основным направлениям библиографической деятельности относятся:

- Создание и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;

- Составление библиографических пособий различного целевого и читательского назначения;

- Библиографическое информирование;

- Справочно-библиографическое обслуживание;

- Консультативная и методическая работа.

В основе организации библиографической деятельности библиотеки любого типа лежат:

1. Нацеленность на решение приоритетных в данных условиях задач, стоящих перед библиотекой;

2. Рациональное сочетание централизации и децентрализации в организации библиографической службы библиотеки;

3. Доступность библиографического обслуживания для всех групп читателей (пользователей), в том числе услуг и продуктов в установленном законном порядке.

К признакам, которые в совокупности своей отражают все наиболее существенные характеристики библиографии как объекта систематизации относятся: цель, предмет, метод, жанр, социальная, полнота, социальный уровень, структура, время, пространство, материальная конструкция, потребность

Список литературы:

1. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник /Под ред. О.П. Коршунова. - М.:Издательство «Книжная палата»,1990. - 254с.

2. Библиографические ресурсы крупнейших библиотек г.Минска в помощь обслуживанию науки, производства, образования, культуры и искусства /Гос. Б-ка СССР им. В.И.Ленина. - Мн.: 1990. - 124 с.

3. Библиотековедение: общ. курс: учебное пособие для библ. фак. ин-тов культуры/ - М.: Книжная палата, - 1988.

4. Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика: к 80-летию со дня рождения автора. - СПб.: Профессия. - 2004.

5. Вохрышева М.Г. Теория библиографии : учеб. пособие для вузов / М.Г. Вохрышева. - Самара : СГАКИ, 2004.

6. Вопросы библиографоведения и библиотековедения: межвед. сб. / Мин. ин-т культуры. - Мн. : Университетское, 1980.

7. Карташов Н.С. Общее библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч./ Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 2002. - Т.1.: Теоретические основы библиотековедения.

8. Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.; ИЛО Профиздат, - 2000.

9. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. - СПб. : Профессия, 2005.

10. Леонов В.Б. Библиография как профессия. - М, - 2005, - 321 с.

11. Матульский Р.С. Общее библиотековедение: учебное пособие для вузов. - Либерия, - 2004.

12. Моргенштерн И. Г. Библиотечное дело и библиография // Сов. библиотековедение. - 1986.-№ 1.-С. 99-104.

13. Моргенштерн И. Г. Новый учебник по фондам // Сов. библиотековедение. - 1992. -№ 5-6. - С. 77-84.

14. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК

15. Организация работы централизованной библиотечной системы: Инструкции и учет. формы. - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Р. З. Зотовой. - М.: Книга, 1985. - 192 с

16. Пытанні бібліяграфазнаўства і бібліятэказнаўства.: Міжведамасны зб. Вып. 16/ А.Л. Іванчанка. - Мн.: Універсітэцкае, 1995.

17. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - 432 с. - (Серия «Библиотека»).

18. Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. Захарчук Т.В., Петрова Л.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. - СПб: Изд-во «Профессия», 2000. - 512 с. - (Серия «Библиотека»).

19. Столяров Ю. Н. Библиотека - двухконтурная система // Науч. и техн. б-ки. - 2002. -№11.-С. 5-24.

20. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. - М.: Либерия, - 2002.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Дивидендная политика предприятия
Курсовая работа Диагностика профессиональной пригодности специалистов
Курсовая работа Оборудование при газлифтной и фонтанной эксплуатации скважин
Курсовая работа Планирование производственной мощности
Курсовая работа Формально-юридические аспекты и актуальные проблемы законотворческого процесса в Российской Федерации
Курсовая работа Пути повышения экономической эффективности производства яиц на примере ОАО Барановичская птицефабрика
Курсовая работа Разработка и принятие управленческих решений
Курсовая работа Тарифная система, как основной элемент организации заработной платы
Курсовая работа Управление персоналом проекта и психологические аспекты
Курсовая работа Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики
Курсовая работа Формирование правового государства
Курсовая работа Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях
Курсовая работа Влияние процесса коммуникации на эффективность управления организацией
Курсовая работа Определение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости
Курсовая работа Технологии создания базы данных в Access на примере биржи труда