9
31
РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Жизненный путь писателя
2. Романтизм М. Горького
3. Рассказы Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»
4. Дух романтизма в рассказе «Челкаш» и «Песня о Соколе»
5. «Песня о Буревестнике»
6. Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936) - одна из самых значительных фигур в мировой культуре нашего столетия и одновременно - одна из самых сложных и противоречивых. В последнее десятилетие предпринимались попытки «сбросить творчество Горького с парохода современности». Однако не будем забывать, что в начале века то же самое пытались проделать с Пушкиным и Толстым…
Пожалуй, только Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве историю, быт и культуру России первой трети ХХ века. Это относится не только к его прозе и драматургии, но и к мемуаристике. Прежде всего - к «Заметкам из дневника», имевшим первоначальное название «Книга о русских людях, какими я их знал»; к знаменитым литературным портретам Чехова, Льва Толстого, Короленко, Леонида Андреева, Сергея Есенина, Саввы Морозова, а также к «Несвоевременным мыслям» - хронике времен Октябрьской революции, в которой Горький дал уникальный ряд русских характеров - от интеллигентов до философствующих босяков, от революционеров до ярых монархистов.
Раннее творчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А.М. Горького. Ранние его произведения - романтические песни и легенды - оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Красивы герои этих рассказов. И не только внешне - они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл Балухатый С.А. М.Горький. 1868-1936 // Классики русской драмы. Л.-М.: Искусство, 1940. С. 33-78..
Герои ранних произведений A.M. Горького мужественны и самоотверженны («Песня о Соколе», легенда о Данко), они прославляют активность, способность действовать (образы Сокола, Буревестника, Данко).
Одним из наиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея - стремление выявить истинную ценность человеческой личности.
В 1895 году Горький пишет свою «Песню о Соколе». В контрастных образах Ужа и Сокола воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество борца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которого гниет в мещанской самоуспокоенности. Горький выносит беспощадный приговор обывательско-мещанскому благополучию: «Рожденный ползать - летать не может». В этом произведении Горький поет песню «безумству храбрых», утверждая его как «мудрость жизни».
Горький считал, что с организацией «здорового трудящегося народа - демократии» утвердится особая духовная культура, при которой станет «жизнь - радостью, музыкой; труд - удовольствием». Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя о счастье «жить на земле», где должна наступить «новая жизнь в новом веке».
Такое романтизированное ощущение эпохи и выразила «Песня о Буревестнике» (1901). В этом произведении романтическими средствами была раскрыта личность, ниспровергающая застойный мир. В образе «гордой птицы» сосредоточены все дорогие автору проявления чувств: смелость, сила, пламенная страсть, уверенность в победе над скудной и скучной жизнью. Буревестник соединяет в себе воистину небывалые способности: взмыть ввысь, «пронзить» мрак, призвать бурю и насладиться ею, увидеть и за тучами солнце. А сама буря - как их реализация.
Всюду и всегда A.M. Горький стремился к возрождению природой данных основ человеческого бытия. В ранних романтических произведениях Горького заложено и запечатлено пробуждение человеческой души - самое прекрасное, чему всегда поклонялся писатель.
1. Жизненный путь писателя
Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 11 лет стал сиротой и до 1888 года жил у родственников в Казани. Перепробовал много профессий: был посудником на пароходе, работал в иконописной мастерской, десятником. В 1888 уехал из Казани в село Красновидово, где занимался пропагандой революционных идей. Первый рассказ Максима Горького, «Макар Чудра», был опубликован 1892 году в газете «Кавказ». В 1898 году вышел сборник «Очерки и рассказы», а через год был опубликован его первый роман «Фома Гордеев». В 1901 году Горького высылают из Нижнего Новгорода в Арзамас Дурнов А.Н. Горький, которого мы не знаем. // Литературная газета, 1993, 10 марта (№ 10). .
Немного позднее началось сотрудничество писателя с МХАТом. В театре были поставлены пьесы «На дне» (1902), «Мещане» (1901) и другие. К этому же периоду относятся поэма «Человек» (1903), пьесы «Дачники» (1904), «Дети Солнца» (1905), «Две Варвары» (1905). Горький становится активным членом «Московской литературной среды», принимает участие в создании сборников общества «Знание». В 1905 году Горького арестовывают и сразу после освобождения он уезжает за границу. С 1906 по 1913 год Горький живет на Капри. В 1907 году в Америке выходит роман «Мать» Миронова Р.М. Максим Горький. Его личность и произведения. - М., 2003..
На Капри создаются пьесы «Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910), повести «Лето» (1909) и «Городок Окуров» (1909), роман «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911). В 1913 году Горький вернулся в Россию, а в 1915 году начал выпускать журнал «Летопись». После революции работал в издательстве «Всемирная литература».
В 1921 году Горький снова уезжает за границу. В начале 20-х годов он заканчивает трилогию «Детство», «В людях» и «Мои университеты», пишет роман «Дело Артамоновых», начинает работу над романом «Жизнь Клима Самгина». В 1931 году Горький вернулся в СССР. Умер 18 июня 1936 года в селе Горки.
2. Романтизм М. Горького
В конце 90-х годов читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя - М. Горького. «Большой и оригинальный талант», - таково было общее суждение о новом писателе и его книгах Веселов Г.Д. Очень хороший писатель [М.Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996 г.] // Книжное обозрение, 1996, №36. С. 16-17. .
Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в революционных песнях. Герои этих рассказов - люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, красивые. Эти герои - мечта Горького. Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее».
Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу.
Данко - «молодой красавец», смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака.
«Что сделаю я для людей!?» - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой». Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ героя-освободителя. «В жизни всегда есть место подвигу», - говорит старуха Изергиль.
Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую «Песню о Соколе», написанную в 1895 году. Сокол - олицетворение борца за народное счастье: «О, если б в небо хоть раз подняться!. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!.»
Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает «безумство храбрых». «Безумство, храбрость - вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
В 1901 году Горький написал «Песню о Буревестнике», в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря!» Буревестник - воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: «Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем». Журнал «Жизнь», в котором была напечатана эта песня, был закрыт.
Современник Горького А. Богданович писал: «От большинства очерков М. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности» Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет. - М.: Терра-спорт, 1999. - 396 с..
Другие рассказы такого же рода: Мальва (1897), где Мальва - женская ипостась Челкаша, и Мой спутник (1896) - по созданному характеру лучший из этой серии. Примитивный и аморальный грузинский князь Шакро, с которым рассказчик идет пешком из Одессы в Тифлис, - действительно замечательное создание, достойное стать рядом с самыми лучшими горьковскими зарисовками характеров. В рассказе нет ни капли идеализации Шакро, хотя очевидно, что «художественная симпатия» автора целиком на его стороне. Многих поклонников завоевала раннему Горькому его манера «описывать природу».
Типичный пример этой манеры - начало Мальвы знаменитым первым абзацем, состоящем из двух слов: «Море смеялось». Но надо признаться, что сегодня эти описания утратили свежесть и уже не поражают. Около 1897 г. реализм начинает перевешивать: в Бывших людях (1897) реализм доминирует, и героические поступки капитана Кувалды не могут развеять унылую атмосферу места действ.
3. Рассказы Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»
Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения - так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.
Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901-1906 гг. - М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1999. - 562 с. . Сюжетная находка Горького-то, что о молодости и любви рассказывает старость - позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.
Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко - это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям.
Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг - сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.
Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра - одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если нельзя обладать - нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только притворяются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами.
Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше - что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества.
Свобода и любовь - тема притчи о Радде и Лойко. Нет любви в рабстве, нет подлинных чувств в самообмане. Герои любят друг друга, но превыше всего для них свобода. Свобода у Горького - не беззаконная вольница, а возможность сохранить свою сущность, свое «я», то есть свою человечность, без которой не может быть ни любви, ни жизни.
Романтизм ранних рассказов Горького, его героические идеалы близки и понятны молодости всегда, они будут любимы и будут вдохновлять на поиски правды и подвига все новые и новые поколения читателей.
Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь М. Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы. Первым ярким произведением, с которым Горький вошел в литературу, был «Макар Чудра» Горький Максим. Избранное. - М.: Издательство АСТ. - 2002, 432 с..
Небольшой по объему рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого цыгана о жизни поражают глубиной и простотой одновременно: «Разве ты сам - не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…»
- Единственная ценность на земле - свобода, ради нее стоит жить и умереть, - так считают герои этого рассказа. Никакие сокровища мира не заменят человеку свободу. В этом рассказе пока только намечен автором прекрасный романтический порыв человека к свободе. Она является самоцелью, герои не знают, что с ней делать, на что употребить.
В рассказе есть отдельные замечательные фрагменты и части, когда старый солдат Данило рассуждает, что «это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!», или ответ Рады на предложение пана:»… кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?»
Образная и яркая речь героев, прекрасная южная природа, на фоне которой происходит действие, но нет пока определенной цели у героев, ради которой они так высоко чтут свою личную свободу. Это скорее индивидуализм, гордая прихоть каждого, чем достоинство характера.
Молодой Горький «размахнулся», показал красоту и силу свободного человека, но еще не знает, куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Рада и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя.
А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня…» Здесь каждый из героев хочет доказать свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.
Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека, только намеченный в рассказе «Макар Чудра», получает новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей к истинному герою Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так, уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом герое, показывая его самоотверженность и решительность. Он человек действия, и это главное.
4. Дух романтизма в рассказе «Челкаш» и «Песня о Соколе».
М. Горький был писателем-реалистом, но все его ранние рассказы пронизаны духом романтизма. В них главные герои обычно тесно связаны с природой. Горький отождествляет человека и природу. В своих произведениях писатель отдает явное предпочтение людям, свободным от законов общества. Они интересны своими взглядами, поведением. И, как правило, у главного героя всегда есть антагонист - человек, придерживающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними возникает конфликт, на основе которого и разворачивается сюжет произведения Брауэн Э.Дж. Символическое влияние на "реалистический" стиль Горького // Русская литература, ХХ век. - СПб., 2003..
Как и во многих своих рассказах, в «Челкаше» Горький также затрагивает тему человеческих взаимоотношений, описывает природу, взаимосвязь природы с душевным состоянием своих героев. События, описанные Горьким в рассказе «Челкаш», происходили в портовом городе на берегу моря. Главные действующие лица - Челкаш и Гаврила. Челкаш - уже немолодой бездомный пьяница и вор. Гаврила - молодой крестьянский парень, попавший в это место после неудачной попытки найти работу и заработать денег.
Все в порту знают Гришку Челкаша как заядлого пьяницу и ловкого вора. Внешне, казалось бы, схожий со всеми «босяцкими фигурами» в порту, он сразу обращал на себя внимание сходством со «степным ястребом». Он был «длинным, костлявым, немного сутулым, с горбатым хищным носом и холодными серыми глазами. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Его с виду спокойная, но зоркая и возбужденная походка напоминала полет птицы, на которую он был так похож». Челкаш промышлял воровством в порту, а когда сделка удавалась и появлялись деньги, он тут же пропивал их.
Встреча Челкаша и Гаврилы произошла в тот момент, когда Челкаш, идя по гавани, обдумывал, как ему быть с предстоящим сегодня ночью «делом». Его напарник сломал себе ногу, и это обстоятельство осложняло все дело и вызывало в Челкаше чувство досады.
Гаврила же, после неудачной попытки заработать денег на Кубани, возвращался домой. Он был очень огорчен и расстроен, так как после смерти отца ему оставался только один путь выбраться из нищеты - «идти в зятья в хороший дом». А это означало - идти в батраки.
Челкаш случайно обратил внимание на сидевшего прямо у тротуара, на мостовой, молодого крепкого парня в лаптях и оборванном рыжем картузе. Челкаш затронул парня, а потом, разговорившись с ним, внезапно решил взять с собой на «дело».
Горький подробно описал их встречу, их разговор, мысли и внутренние переживания каждого. Челкашу Горький уделяет особое внимание. Он подмечает каждый штрих, малейший нюанс в поведении своего героя. Тут и мысли о прежней жизни, о Гавриле, который волею судьбы оказался в его «волчьих лапах». Чувство господства над кем-то, вызывающее в нем гордость за самого себя, его бесконечно меняющееся настроение, когда ему хотелось то ударить и обругать Гаврилу, то пожалеть. Когда-то имевший дом, родителей, жену, он стал вором и отпетым пьяницей, но, тем не менее, он не кажется нам законченным человеком.
Это гордая и сильная натура. Несмотря на обшарпанный внешний вид, в нем видна неординарная личность. У Челкаша ко всем есть подход, он везде сможет договориться. У него особое отношение к природе, морю. Челкаш, вор, любил море. «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не прельщалась содержанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной… На море в нем всегда поднималось широкое теплое чувство, которое охватывало всю его душу, очищая ее от житейской скверны. Челкаш любил видеть себя лучшим среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь теряли остроту и ценность».
Гаврила предстает перед нами совсем в другом свете. Сначала - это «забитый» жизнью, не слишком доверчивый деревенский парень, потом - до смерти перепуганный раб. А уж когда «дело» успешно завершилось и он впервые в своей жизни увидел такие большие деньги, вот тут-то его и «прорвало». Горький очень точно описывает, какие чувства обуревали Гаврилу в тот момент, как они сказались на его поведении. Мы со всей ясностью увидели ничем не прикрытую алчность Парамонов Б. Произведения М. Горького. - М.: 2003..
Моментально исчезли жалость и сострадание к бедному деревенскому парню. Когда Гаврила, упав на колени перед Челкашом, стал вымаливать у того все деньги, перед нами предстал совсем другой человек - это был «подлый раб», забывший обо всем в своем желании выклянчить побольше денег у своего хозяина. И Челкаш, преисполненный чувством острой жалости и ненависти к этому жадному рабу, бросил ему все деньги. В этот момент он почувствовал себя героем. Челкаш знал, что никогда не станет таким, пусть даже он вор и пьяница.
Но когда Гаврила рассказал Челкашу, как он хотел убить его и сбросить в море, того обуяла ярость - его еще никогда не били так больно, и никогда он не был так зол. Челкаш забрал деньги и, повернувшись к Гавриле спиной, пошел прочь. Гаврила не мог этого пережить, он схватил камень и бросил его в голову уходящего Челкаша. Но когда увидел, что натворил, опять стал скулить и просить у Челкаша прощения. Челкаш и в этой ситуации оказался на высоте. Он понял, какая мелкая и подлая душонка оказалась у этого парня, и кинул деньги ему прямо в лицо. Сначала, когда, пошатываясь и держась за голову, Челкаш пошел прочь, Гаврила смотрел ему вслед. А потом свободно вздохнул, перекрестился, спрятал деньги и пошел в противоположную сторону.
В своем произведении Горький отдал явное предпочтение Челкашу - человеку высоких моральных качеств, человеку, не утратившему чувства собственного достоинства ни при каких обстоятельствах.
Максим Горький приходит в литературу страстным романтиком, зовущим к высоким и сильным страстям. Отдав дань романтизму, он придет к правде жизни, но его романтические герои останутся с ним навсегда.
Читая «Песню о Соколе», невольно становишься на сторону то одного, то другого героя. Сокол, безусловно, вызывает симпатию своей самоотверженностью и храбростью, неукротимой волей к победе: «Я славно пожил!. Я знаю счастье!. Я храбро бился!. Я видел небо… О, счастье битвы!»
Уж тоже, кажется, говорит здравые вещи: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье - землей живу я». Но с каким самоуверенным довольством и верой в собственную непогрешимость это все говорится! Только «мещане духа» ни в чем не сомневаются, всегда уверены в своей непогрешимости и презирают сомневающихся «слабаков».
Нам же вместе с автором хочется воспеть хвалу «безумству» храброго Сокола, отдавшего свою короткую, но яр кую жизнь борьбе за светлое будущее, за торжество справедливости. «Пускай ты умер!. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!.»
Рассказ Максима Горького «Песня о Соколе» написан по великим канонам романтизма. Темное и сырое ущелье, вполне романтический пейзаж, неизвестно где и когда происходит действие. Отважный Сокол тоскует по небу, когда ему уже никогда не подняться. Он умирает отважным бойцом, мечтающим о новой схватке с врагами, и читатели понимают, что это не личные враги Сокола, а враги его великой отчизны, которая светла и прекрасна, как это бесконечное небо.
Побежденный, но не сломленный, Сокол гибнет, смутив покой Ужа, усомнившегося на мгновение в своей правоте, счастье, знании жизни. Мещанское самодовольство Ужа поколеблено на миг, но это заслуга смелого и самоотверженного бойца Сокола. В этом автор видит его главное предназначение, миссию на земле.
Да, Сокол погиб, но он заронил искру сомнения в душу самоуверенного Ужа, поколебал его самодовольство. И автор поет славу Соколу, восхваляя его подвиг, самоотверженность и смелость Коломиец А.К. Наследие А.М.Горького и вопросы литературы // Русская литература, 2005, № 3..
Необычность тематики и гражданственный пафос произведения выдвинули его в разряд неординарных, интереснейших творений писателя. Ритмическая проза, которой написана песня, позволяет читателям легко ее запомнить, цитировать в подходящих случаях. Многие фразы из «Песни о Соколе» стали крылатыми словами, а это удел лишь гениальных произведений.
Жизнь не может остановиться, она бесконечно движется вперед. Как нет и непререкаемых абсолютных истин - это утверждает А.М. Горький.
5. «Песня о Буревестнике»
Огромный резонанс в обществе получила «Песня о Буревестнике» (1901). В ней с необычайной силой выражено предчувствие назревающей революции. В гордом Буревестнике воплощены «сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» - чувства, вдохновлявшие пролетарских революционеров. Буревестник - символ близкой победы, «пророк победы».
После напечатания горьковского произведения один из цензоров сообщал, что Горького стали называть не только «буревестником», но и «буреглашатаем», так как «он не только возвещает о грядущей буре, но и зовет бурю за собой» Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет. - М.: Терра-спорт, 1999. - 396 с..
Легендарные и героические образы Горького - это гордые, сильные и цельные натуры, с волевым характером, отвергающие рабскую приниженность, смирение и кротость. Это образы, зовущие к борьбе, к жизни прекрасной и свободной. Легендарно-романтические рассказы Горького утверждают веру в человека, в его разум. Человек показан в них не как побежденный, подавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния; он - творец жизни, и сила его возвышенных чувств такова, что она должна восторжествовать над силами зла и мрака.
В «Песне о Буревестнике» можно увидеть следующие приметы романтизма: действие разворачивается в необычной обстановке - на фоне морской стихии; герой свободолюбивый, гордый, произведение проникнуто мечтой о свободе; тон речи приподнятый, взволнованный. Для «Песни» характерна красочность языка: эпитеты («над седой равниной моря», «изумрудные громады» и др.), сравнения («буревестник, чёрной молнии подобный» и др.), олицетворения («море ловит стрелы молний» и др.).
Песни Горького - это не просто сюжетные или лирические зарисовки: они зовут вперед, они показывают человеку, что лишь в движении, в преодолении гроз - жизнь. Все остальное - медленное умирание.
Движением этим должна быть революция, но она должна произойти в сердцах, и целью ее может быть только добро. «Безумству храбрых поем мы песню!» - такими дерзновенными безумцами были и Данко, и Сокол, и Буревестник, и Девушка, великой любовью своей победившая Смерть. «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!» Такова концепция человека у Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит человека - именно это следует из ранних произведений горьковского романтизма.
Антитеза - излюбленный авторский прием, типично романтический. Сокол - Уж, Данко - Ларра, Буревестник - буря, Девушка - Смерть. Но и пейзажи, гиперболические изобретения - не бесплодные фантазии автора, они заставляют идти на подвиг, идти с еще большей решимостью. И эта идея горьковского человека подчеркивается афористичностью. Обилие метафор, сравнений, гиперболизирование - все это служит не только созданию концепции человека, но и формированию идейного смысла. И то и другое соединяется в точке «подвиг»: это подвиг писателя как действие, это подвиг как тема, как концепция создаваемого им героя Шкловский В. Удачи и поражения М. Горького. - М,: 2000..
Через подчеркнутую красоту романтических образов писатель ведет человека к духовному преобразованию. Творящий подвиг должен знать, что такое красота, иначе подвиг окажется безрассудством. Человеку нужно прекрасное - иначе поймет ли он свое предназначение? Человеку нужен подвиг - иначе поймет ли он, что сердце должно пылать?
Человеку нужен Сокол - иначе он, подобно Ужу, будет возлежать, распластавшись на тюремных нарах своей судьбы…
6. Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров
Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии всех связей между ним и типологической группой произведений, то есть в системе того или иного художественного направления.
Романтические настроения и переживания издавна влекли к себе поэтов, прозаиков, художников, композиторов, находили воплощение в разных видах искусства и в разные периоды времени. Особенно значительную, даже решающую роль сыграли они в судьбе одного из крупнейших художественных направлений, которое и получило название романтизма.
Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью, противопоставление ей прекрасной мечты. Внутренний мир человека, его чувства, творческую фантазию романтики
провозгласили подлинными ценностями, в противоположность ценностям материальным.
Отличительной особенностью романтического творчества является ярко выраженное отношение автора ко всему, что изображается в произведении.
Романтиков властно влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Их манили дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный и величественный мир природы. Излюбленные жанры
романтической литературы - фантастические повести и драмы, волшебные сказки, где действуют чудесные силы, добрые и злые волшебники.
Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они - изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников.
Романтики видоизменили и обновили старые жанры, создали новые - такие, как исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открыли бесценные сокровища народного
искусства, сблизили литературу с фольклором.
Первые романтические произведения появились в России в самом начале XIX в. В 1820-е годы романтизм стал главным событием литературной жизни, литературной борьбы, центром оживленной и шумной журнально-критической полемики. Русский романтизм возник в иных условиях, чем западноевропейский. В России он сформировался в эпоху, когда стране ещё только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих крепостнических порядках, неясность их представления о путях исторического развития страны. С другой же стороны, в русском романтизме выразилось начавшееся пробуждение общенациональных сил, стремительный рост общественного и личного самосознания.
Вполне естественно, что русский романтизм отличался от западноевропейского.
Во-первых, романтические настроения и художественные формы представлены как бы в смягченном варианте. Во-вторых, для русского романтизма характерна связь с другими литературными направлениями.
С романтизмом связаны в русской литературе имена величайших ее представителей - А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя, выдающихся лириков Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева.
В развитии русского романтизма обычно выделяют три главных периода.
1801-1815 гг. - период зарождения романтического направления в России. В это время романтизм тесно связан с классицизмом и - главное - с сентиментализмом, внутри которого он, по сути дела, и развивается. Родоначальниками русского романтизма принято считать К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.
Так как на первом этапе своего развития романтизм был очень близок к сентиментализму, рассмотрим черты сентиментализма и романтизма в балладе В.А. Жуковского «Светлана». Баллада Жуковского «Светлана» связана с русскими обычаями и поверьями, песенно-сказочной традицией. Предмет баллады - гадания девушки в крещенский вечер. Образ Светланы - первый в русской поэзии художественно убедительный, психологически правдивый образ русской девушки. Она то молчалива и грустна, тоскуя по безвестно исчезнувшему жениху, то пуглива и робка во время гадания, то рассеянна и встревожена, не зная, что её ждёт - это типично для сентиментализма. Романтизм баллады - в условном пейзаже, необычном происшествии, в указании на то, что главное и вечное - в каком-то ином мире, а земная жизнь кратковременна. С образом Светланы автор связывает мысль о торжестве любви над смертью. В.А. Жуковский приобрёл славу оригинального писателя именно как создатель баллад Классики русской литературы. - М.: Кварт. - 2003..
Баллада «Светлана» настолько поражала своей необычностью и оригинальностью, что и спустя десятилетия в искусстве появлялись своеобразные отзывы на неё.
1816-1825 гг. - время интенсивного развития романтизма. Теперь романтизм выступает как самостоятельное направление и становится центральным событием литературной жизни. Важнейшим явлением этого периода стала деятельность писателей - декабристов и творчество ряда замечательных лириков: Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского. Но центральной фигурой русского романтизма был, конечно, А.С. Пушкин.
Рассматривая стихотворение Пушкина «К морю» (на фоне звуков природы - шума моря). Стихотворение А.С. Пушкина - это своеобразное послание, в котором поэт делится с морем, как с другом, самыми сокровенными мыслями и чувствами. В этом произведении можно увидеть все особенности пушкинского романтизма Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. - Л., 1997..
В стихотворении А.С. Пушкина «К морю» два идейно-художественных центра: образ моря и образ лирического героя. Поэт прощается со «свободной стихией», в которой он видит друга, вспоминает о прогулках по берегу моря. Автор видит море в покое и в гневе сожалеет, что не смог «восторгами поздравить море», т. к. душа рвалась прочь. Мы видим, что море воспринимается поэтом как живое существо. Важнейшее место отводится переживаниям лирического героя, который на берегу моря вспоминает о «гробнице славы», т.е. месте заточения Наполеона. Наполеон для романтиков - образец свободолюбия. Появляется в произведении образ и другого певца свободной стихии-Байрона. Лирический герой Пушкина дает оценку «просвещения» и «тирана» и обещает не забыть торжественной красоты моря. Стихотворение содержит два контрастных чувства: глубокую грусть от прощания с морем, от несбывшихся надежд и твердую силу, гордость.
В этот же период развития романтизма А.С. Пушкин создает так называемые «южные» поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья - разбойники» и «Цыганы».
Действие «Цыган» разворачивается в экзотической обстановке: на фоне бессарабских степей, по которым кочуют «телеги мирных цыганов». Жизнь их напоминает поэтический миф о золотом веке, когда люди находились в состоянии гармонии. Сюда, стремясь к естественной жизни, попадает герой поэмы - Алеко. Прошлое его покрыто романтической завесой тайны, которая прорывается лишь изредка: Алеко рассказывает о «неволе душных городов», которые он вынужден был покинуть:
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой…
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
В таборе Алеко начинает жить вольной жизнью, но в его душе кипят страсти, принесённые из прошлого. «Они проснутся: погоди!» - как бы предупреждает его автор. И предсказание сбывается. Земфира разлюбила Алеко. Как часто бывает в романтических произведениях, развязка поэмы трагична: Алеко убивает Земфиру и её любовника. Автор устами старого цыгана выносит Алеко приговор: «Ты для себя лишь хочешь воли».
«Южные» поэмы как бы завершают определенный этап творческих поисков Пушкина. А трагические события 1825 года проводят резкую грань между вторым и третьим периодами развития романтизма в России.
Рассмотрим особенности третьего периода.
В третий, последекабрьский период (1826-1840 гг.), романтизм получает самое широкое распространение в русской литературе. Он обретает новые черты, завоевывает новые жанры, захватывает в свою орбиту все новых писателей.
Вершинные достижения романтизма 1830-х годов - творчество М.Ю. Лермонтова, ранние произведения Н.В. Гоголя, лирика Ф.И. Тютчева.
Наиболее яркое романтическое произведение М.Ю. Лермонтова - это поэма «Демон» Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Стихотворения. - М.: Государственное изд-во художественной
лит-ры. 1999. - 393 с.. Это уникальное по силе воздействия на читателя произведение.
Лермонтовский Демон мятежен, непримирим, знающ и мудр, прекрасен и коварен, вместе с отрицанием в его душе живёт и жажда идеала, стремление к восстановлению гармонии.
Продолжает период развития романтизма.
Творчество Н.В. Гоголя и его повесть «Майская ночь, или Утопленница» («Знаете ли вы украинскую ночь… Очаровательная ночь!»). Природа и человек - главные темы творчества Гоголя Гоголь Н. В. Петербургские повести. - М.: Синергия. - 2002, 352 с..
Романтизм «Вечеров…» жизнен, своеобразно объективен. Н.В. Гоголь поэтизирует ценности, действительно существующие. Его привлекает все сильное, яркое, заключающее избыток жизненных сил, он раскрывает красоту народной жизни в границах романтической художественной системы.
Н.В. Гоголь показывает жизнь, преображенную народной фантазией. Создавая радостный мир мечты, он нередко обращается к «нестрашной», комической фантастике, так часто встречающейся в народных сказках. Черти и ведьмы в «Вечерах…» перенимают ухватки, манеру поведения обыкновенных людей, вернее, комедийных персонажей. «Черт … не на шутку разнежился у Солохи: целовал ей руку с такими ужимками, как заседатель у поповны».
Только в двух повестях («Вечер накануне Ивана Купалы» и «Страшная месть») фантастическое приобретает зловещий характер.
В «Вечерах…» Гоголь довел до совершенства романтическое искусство перевода обыкновенного в необыкновенное, превращения действительности в сновидение, в сказку. В «Майской ночи»: «Непреодолимый сон
быстро стал смыкать ему зеницы… «Нет, эдак я засну еще здесь!» - говорил он, подымаясь на ноги и протирая глаза. Оглянулся: ночь казалась перед ним еще блистательнее…» - и далее реальное все
более «отступает», и развертывается чудесный сон Левка.
Изображенная в повестях украинская природа поражает буйной яркостью красок, каким-то неистовым размахом и мощью, захватывая нас, читателей, радостным изумлением писателя перед красотой мира.
После 40-х годов XIX века романтизм утратил свое господствующее положение, но не исчез вовсе. Завершителем романтического направления в русской литературе может быть назван Ф.И. Тютчев не только по сути своего творчества, но и по обстоятельствам личного, биографического свойства.
Художественная судьба Тютчева оказалась вдвойне необычна. Не только позднее признание отличало ее. Это была судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность принципам романтического искусства Айхенвальд Ю.И. Тютчев // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. - М., 1994. .
Стихи Тютчева знакомы нам с детства. Всем памятны его «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою…», «Зима не даром злится…», «Весенние воды» - поэтически проникновенные зарисовки русской природы. Вообще преобладание пейзажей - едва ли не самая приметная черта тютчевской лирики. И все же пейзажной назвать ее нельзя: картины природы служат поэту лишь средством выражения глубоких, напряженных, трагических раздумий о жизни и смерти, о человеке и мироздании.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоположных сил, столкновении стихий, в беспрерывной смене дня и ночи, круговороте времен года. Самое же главное - природа в стихах поэта очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
Прекрасный, вечный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как противоположность, как антипод мира человеческих отношений, человеческой деятельности.
Природа гармонична, а человеческому обществу далеко до идеала. И поэтому к художественному опыту романтизма не раз обращаются творческие личности на протяжении не только XIX, но и XХ века.
С большой силой романтические традиции продолжаются в произведениях молодого Максима Горького. Его герои - незаурядные личности, они страстно стремятся выйти за привычные «мещанские» рамки жизни, готовы пожертвовать собой ради свободы, ради других людей. Неслучайно Горький отказывается от привычных прозаических жанров и пишет сказки, поэмы в прозе, песни. Обратимся к художественным особенностям «Песни о Буревестнике»
В «Песне о Буревестнике» можно увидеть следующие приметы романтизма: действие разворачивается в необычной обстановке - на фоне морской стихии; герой свободолюбивый, гордый, произведение проникнуто мечтой о свободе; тон речи приподнятый, взволнованный. Для «Песни» характерна красочность языка: эпитеты («над седой равниной моря», «изумрудные громады» и др.), сравнения («буревестник, чёрной молнии подобный» и др.), олицетворения («море ловит стрелы молний» и др.).
Мы убедились, что А.М. Горький создаёт прекрасный образ моря.
Произведения одних авторов рубежа XIX-XX вв. представляют собой призывную песнь свободы сильных, отважных сердец. Творчество других, прежде всего - символистов, наполнено ощущением катастрофичности жизни, не позволяющим искать спасения в сфере идеала и даже мечтать о преобразовании жизни.
Одним из таких поэтов был Ф. Сологуб «В тихий вечер на распутьи двух дорог…». Это стихотворение принадлежит лиро-эпическому жанру. Событие (встреча с колдуньей и сказанные ею слова) для автора важнее, чем чувства лирического героя. Таинственная атмосфера («чародейные слова, «вражьи силы», «тихая мгла»), время («в тихий вечер») и место («на распутьи двух дорог»: по фольклорным представлениям, нечисть обитает именно на перекрестках и на распутьях) встречи создают тот фон, на котором реализуется заключенный в стихотворении символический смысл Антонов Г.А. Творчество Федора Сологуба. - Спб.: 2000.
.
«Благодарный камень», подаренный лирическому герою «молодой колдуньей», воплощает в себе вечную жизнь: «Только жить, все жить ты будешь без конца». Но жизнь, безвольно принятая в дар, ничем не заполненная, жизнь «не для счастья, иль удачи, иль венца» лишена смысла. Рано или поздно герою «станет скучно» - и тогда он может избавиться от рокового талисмана, просто-напросто оборвав веревку (здесь слышится отголосок древних представлений о судьбе как о нити, в любую минуту готовой прерваться). Смерть трактуется как проявление воли, ведущее к освобождению от земных чар: «Бросишь камень, станешь волен, и умрешь.»
Легкая, изящная форма стихотворения контрастирует с его мрачным содержанием. Шестистопный хорей с парной рифмовкой придает информации напевность и широту дыхания. В тексте нет синтаксических переносов: каждая строчка представляет собой интонационно замкнутую фразу.
Романтизм - это ещё и стремление соединить прекрасную мечту с жизнью, показать, что возможно осуществление любых надежд. В книге А. Грина «Алые паруса» мы видим, как исполняется предсказанное
чудо.
Жанр необычен - феерия, т.е. волшебная сказочная пьеса. Но «Алые паруса» - это не пьеса, здесь нет ничего сверхестественного. Ассоль и Грей сами творят чудо. Можно сказать, они, как режиссёры,
«ставят пьесу» о собственной судьбе, в которой серость реального отступает перед воображаемым Галицких Е.О., Карпов И.П., Кобзев Н.А., Махнева М.А., Старыгина Н.Н.
Конспекты уроков для учителя литературы: Творчество А.С.Грина. 8 кл: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2002. - 224 с.
.
Герои Грина - люди смелые, простодушные, как дети, гордые, самоотверженные и добрые. Они окружены свежим, благоухающим воздухом гриновской природы - совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием. Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение - источник высоких человеческих страстей. В этом её ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами обаяния произведений А. Грина
Итак, мы пришли к такому выводу: пока живёт человечество, будет жить и мечта о счастливом будущем, о прекрасном - и пусть не всегда достижимом, но все-таки прекрасном. Поэтому-то в каждом из нас, в большей или меньшей степени, живёт и будет жить романтик.
Заключение
Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе к ак традиционные, так и новые художественные приемы. Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее горьковская художественная реальность н живет по собственным внутренним законам, отличающимся от законов, существовавших для реалистов XIX века.
Природа в этом мире тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе «Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в рассказе «Дед Архип и Ленька» изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она отражает душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Природа либо помогает людям, создавая естественный фон свободной, вольной жизни, как в начале рассказа «Старуха Изергиль», либо противостоит им. Впрочем, в этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее «ложное подобие», созданное людьми.
Воплощением этого «ложного подобия» является портовый город, который «дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию», или «живой» лес, возникший из-за страха людей. В обоих случаях созданная людьми реальность «поработила и обезличила их», поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда им удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива, она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими «вечность», неподвластную мелким страстям красоту и гармонию.
С природой обычно связан и главный герой, вокруг которого строится повествование: Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой - изгой в обществе, он всегда одинок. Не являясь «вторым Я» автора, он тем не менее воплощает определенные идеи, близкие Горькому.
У главного героя, как правило, есть антагонист, придерживающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. «Свободные» герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от «традиций», либо от «незнания». Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую - Ларра. Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их «видеть жизнь», как говорит старуха Изергиль. Ее судьба противопоставлена мещанскому идеалу «спокойной жизни».
«Мещанский идеал» для Горького - это и мечта Гаврилы «о доме», и «забота» деда Архипа о Леньке, и «мудрость» Ужа. Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть «активной», то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности «жить, а не примиряться».
Противостояние двух этик составляет основу сюжета. Завязкой оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе «Дед Архип и Ленька», проблема «цены денег» в «Челкаше» или свободы в «Старухе Изергиль». Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может погибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать «свою правду» Ужу, но именно он предстает перед читателями в качестве положительного героя.
Такое противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. «Красивые люди» всегда сравниваются с птицами, они «способны летать», в отличие от «рожденных ползать». Внешностью и речью они, так же как и романтические герои XIX века, резко отличаются от окружающих людей. Мир «красивые люди» видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша «огненно-голубой меч», увиденный Гаврилой, является простым «фонарем электрическим».
Итак, мировоззренческие проблемы, привлекающие внимание Горького, определяют художественное своеобразие его ранних произведений. На основе противостояния двух комплексов идей строится сюжет, причем один из них несет отчетливо выраженную положительную оценку. Развитие сюжета формирует такую же оценку со стороны читателей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся «жить, а не примиряться» Баранов В.И. Загадки Максима Горького // Урал, 1991, №12. .
Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, как «босяки». Это проявляется и в речи, и в стремлении к «вольной природе», и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими персонажами XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно «людей дна», что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.
Список использованной литературы
1. Айхенвальд Ю.И. Тютчев // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
2. Антонов Г.А. Творчество Федора Сологуба. - СПб.: 2000.
3. Балухатый С.А.М. Горький. 1868-1936 // Классики русской драмы. Л.-М.: Искусство, 1940. С. 33-78.
4. Баранов В.И. Загадки Максима Горького // Урал, 1991, №12.
5. Баранов В.И. Огонь и пепел костра. М. Горький. Творческие искания и судьба. Горький, Волго-Вятское книж. изд-во, 1990.
6. Брауэн Э.Дж. Символическое влияние на «реалистический» стиль Горького // Русская литература, ХХ век. - СПб., 2003.
7. Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. М. Горький: Последние двадцать лет. - М.: Терра-спорт, 1999. - 396 с.
8. Веселов Г.Д. Очень хороший писатель [М. Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996 г.] // Книжное обозрение, 1996, №36. С. 16-17.
9. Галицких Е.О., Карпов И.П., Кобзев Н.А., Махнева М.А., Старыгина Н.Н. Конспекты уроков для учителя литературы: Творчество А.С. Грина. 8 кл.: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2002. - 224 с.
10. Гоголь Н.В. Петербургские повести. - М.: Синергия. - 2002, 352 с.
11. Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901-1906 гг. - М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1999. - 562 с.
12. Горький М. Несвоевременные мысли. - М.: Современник, 1995.
13. Горький Максим. Избранное. - М.: Издательство АСТ. - 2002, 432 с.
14. Дурнов А.Н. Горький, которого мы не знаем. // Литературная газета, 1993, 10 марта (№10).
15. Классики русской литературы. - М.: Кварт. - 2003.
16. Коломиец А.К. Наследие А.М. Горького и вопросы литературы // Русская литература, 2005, №3.
17. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Стихотворения. - М.: Государственное изд-во художественной лит-ры. 1999. - 393 с.
18. Литвинова В.И. Судьба интеллигенции в русской революции. Изучение публицистики М. Горького в школе и вузе Государственный комитет РФ по высшему образованию Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Абакан, 1996.
19. Миронова Р.М. Максим Горький. Его личность и произведения. - М., 2003.
20. Парамонов Б. Произведения М. Горького. - М.: 2003.
21. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. - Л., 1997.
22. Шкловский В. Удачи и поражения М. Горького. - М,: 2000.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Оценка эффективности рекламной кампании на примере компании ООО "Центр" |
Курсовая работа | Рак легкого |
Курсовая работа | Учет и анализ денежных средств ООО "Стрела" |
Курсовая работа | Социально-экономическая основа потребительской кооперации |
Курсовая работа | Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации |
Курсовая работа | Товарная политика компании |
Курсовая работа | Процессный подход к управлению |
Курсовая работа | Фискальная политика: инструменты и эффективность |
Курсовая работа | Активные операции коммерческих банков и их доходность |
Курсовая работа | Техническая подготовка производства |
Курсовая работа | Организация рабочего места |
Курсовая работа | Методика, формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы |
Курсовая работа | Создание кадрового резерва |
Курсовая работа | Государственная поддержка малого предпринимательства |
Курсовая работа | Разработка электронного органайзера средствами C++ Builder 6 |