Курсовая работа по предмету "Литература"


Повесть А.И Герцена "Сорока–воровка"



11

11

Курсовая работа

по истории русской литературы 19 в.

студентки 3-го курса

Филологического факультета

Заочного отделения

Бакинского Государственного Университета

Гюнай Шингарлы

на тему:

Повесть А.И. Герцена

“Сорока-воровка”

Содержание

Вступление

1. Тема и роль повести “Сорока-воровка”

2. Сюжет повести “Сорока-воровка”

3. Характеристика образа Художника

4. Характеристика образа Актрисы

Заключение

Введение

Александр Иванович Герцен (1812--1870) -- замечательный публицист и один из самых талантливых мемуаристов мировой литературы, выдающийся политический деятель, основатель русского вольного книгопечатания, родоначальник русской политической эмиграции. Ленин характеризовал Герцена как «писателя, сыгравшего великую роль в подготовке русской революции».

Плеханов писал о Герцене: «Как политический публицист он до сих пор (1912) не имеет у нас себе равного. В истории русской общественной мысли он всегда будет занимать одно из самых первых мест». «Могучий литературный талант» Герцена признается всеми без исключения, писавшими о Герцене на русском или иностранных языках. Алексей Веселовский пишет о «силе слова и художественности образов и форм, доходящих у Герцена до гениального блеска».

Различными сторонами своей деятельности Герцен входит в историю русской беллетристики, критики, политической публицистики и историографии, но основной остается его роль как родоначальника «русского социализма», критика буржуазной цивилизации и провозвестника новой эпохи в истории мировой социалистической мысли. В России Герцен оставался запрещенным писателем вплоть до революции 1905. Полное собрание его сочинений было закончено только после Октябрьской революции. Изучение деятельности Герцена и популяризация его произведений до сих пор далеко отстают от исторической роли Герцена и высоких художественных и просветительных достоинств его работ.

«Незаконный» сын большого русского барина, И.А. Яковлева, и воспитательницы его детей, немки Луизы Гааг, Герцен в детстве испытал на себе благотворное влияние крепостной прислуги и потрясения, вызванного в дворянском обществе движением и судьбой декабристов.

Мировоззрение Герцена сложилось под влиянием левых гегельянцев, Фейербаха и французских социалистов-утопистов. С самого начала оно было действенным и антиправительственным.

Герцен - одна из самых спорных фигур в русской культуре. Несомненно, он был одним из самых умных людей 19 века. Он был светским человеком, нескучным собеседником, с мощным интеллектом. Едва ли не единственный русский европеец. Он сумел войти на равных в круг европейских мыслителей - Корнель, Прудон и т.п. Он был психологом и вообще человеком проницательным. Все произведения Герцена являются шедеврами.

В литературном наследстве Герцена законченные беллетристические, философские или социологические произведения составляют незначительную и не самую ценную часть. Все остальное -- свободный, сознательно ломающий все установленные литературные формы, рассказ-исповедь о себе и о своей эпохе.

1. Тема и роль повести “Сорока-воровка”

"Сорока-воровка" - самая известная повесть Герцена с очень сложной внутренней театральной структурой. Рассказ был написан в самый разгар споров между западниками и славянофилами. Герцен вывел их на сцену как самые характерные типы времени. И предоставил возможность каждому высказаться сообразно со своим характером и убеждениями. Герцен, как Гоголь, полагал, что споры западников и славянофилов - это "страсти ума", бушующие в отвлеченных сферах, в то время как жизнь идет своим путем; и пока они спорят о национальном характере и о том, прилично или неприлично русской женщине быть на сцене, где-то в глуши, в крепостном театре гибнет великая актриса, и князь кричит ей: "Ты моя крепостная девка, а не актриса". Рассказ посвящен М. Щепкину, он и является на "сцене" под именем "знаменитого художника". Это придает "Сороке-воровке" особенную остроту. Ведь и Щепкин был крепостным; его случай избавил от рабства. “Вы знаете предание о "Сороке-воровке”; - говорит "знаменитый художник", - действительность не так слабонервна, как драматические писатели, она идет до конца: Анету казнили". И весь рассказ о крепостной актрисе был вариацией на тему "Сороки-воровки", вариацией на тему о виноватых без вины...

Созданная в январе 1846 года, она смогла появиться в свет с большими цензурными искажениями лишь в 1848 году. Описанные Герценом события происходили при С.М. Каменском (1771-1835), "просвещенном" театрале, сыне убитого своими крестьянами за жестокость в 1809 году генерал-фельдмаршала М.Ф. Каменского. В Орле действительно долгое время существовал крепостной театр графов Каменских. А.И. Герцен изобразил его в повести "Сорока-воровка", но не мог в то время назвать имя хозяина театра. В основу ее был положен действительный случай, происшедший с артисткой Кузьминой в Орловской труппе графа С.М. Каменского. Герцен услышал его из уст М.С. Щепкина, с которым познакомился в Москве в 1839 году.

«Сорока-воровка» продолжает антикрепостническую тему всех предшествующих произведений писателя. Весьма оригинальная по структуре, эта повесть сочетает публицистичность и яркую художественность. В повести Герцен показал душевную красоту русского человека, русской женщины и огромную силу нравственного протеста против бесчеловечного уклада жизни.

Повесть “Сорока-воровка” - лишь малая часть огромного и разностороннего творческого наследия Александра Ивановича Герцена. Среди повестей середины 40-х годов, раскрывавших внутреннюю, нравственную жизнь народа, эта повесть заняла особенное место. Подобно Тургеневу, Некрасову, Герцен обратил в ней внимание русского общества на особенно тяжелое, бесправное положение крепостной женщины. Герцен, полный интереса к идейному развитию угнетенной личности, обнаружил в характере русской женщины из народа возможности самостоятельного умственного роста и художественного творчества, ставящие женщину на такую интеллектуальную и нравственную высоту, которая уже совершенно несовместима с ее положением подневольной рабы.

2. Сюжет повести “Сорока-воровка”

Взаимоотношения крепостной актрисы и ее владельца, помещика Скалинского, положенные в основу сюжета «Сороки-воровки», и раскрывают это трагическое противоречие между полным бесправием женщины и внутренней силой ее нравственного самоутверждения, перед которой вынуждены отступать самые грубые инстинкты.

Скалинский видит в талантливой актрисе свою «крепостную девку». Но морально она стоит гораздо выше его. Аннета из "Сороки-воровки" по своему характеру и по своей судьбе очень близка к Любе Круциферской из романа "Кто виноват?". И для нее пробуждение обернулось гибелью.

В повести "Сорока-воровка" Герцен обнажает пагубное влияние крепостничества на развитие искусства, ратует за личную и творческую свободу деятелей сцены.

Повесть открывается спором на тему, «почему в России нет талантливых актрис». Дискуссия развертывается между демократом (остриженным под гребенку), либералом-западником (вовсе не стриженным) и славянофилом (остриженным в кружок). По сути дела, это спор об условиях и возможностях развития русского искусства, всей русской культуры.

Славянофил, проповедуя патриархальную покорность, утверждает, что место русской женщины, преданной семье, поглощенной ее интересами, «дома, а не на позорище». По его мнению, она скромная, покорная, безгласная, «никогда не привыкнет выходить на помост сцены». Поэтому так мало крупных русских актрис. Западник-космополит, проявляя барское пренебрежение ко всей русской культуре, считает, что русская женщина не способна стать большой артисткой по своей национальной ограниченности, по бедности культуры, по примитивизму мысли и чувств. Демократ, оспаривая мнения того и другого, видит причину недостатка русских артисток лишь в положении русской женщины, занятой семейными обязанностями и лишенной образования. В общем, все приходят к выводу, что появление хорошей актрисы в русском театре невозможно. Об этом споре Белинский сказал: «Прелесть, умно чертовски». После того как все высказали свое мнение, неожиданно, в разговор вмешивается "известный художник". И сразу, как бы в глубине сцены, поднимается второй занавес, и открывается вид на театр Скалинского. Знаменитый художник, человек искусства, служивший когда-то в театре опровергает теоретические выкладки примером: он встречал в своей жизни, несомненно, талантливую, и, даже великую русскую актрису, причем, что удивляет всех, не в Москве или Петербурге, а в маленьком губернском городе. Окружающие с радостью готовы его слушать, и садятся поближе.

3. Характеристика образа Художника

Когда-то в молодости художник (его прототип -- М.С. Щепкин, которому и посвящена повесть) служил в одном из провинциальных театров, дела которого приходят в упадок. Тогда же распространяется слух о театре князя Скалинского, и наш герой думает перебраться туда. Рассказывая о первом спектакле, увиденном в театре Скалинского, артист почти вторит «европейцу», хотя и смещает акценты существенным образом: «Было что-то натянутое, неестественное в том, как дворовые люди представляли лордов и принцесс». Но художник решает остаться в театре, но пока он думает об этом, у него появляется возможность посетить один из спектаклей театра Скалинского. Героиня его рассказа появляется на сцене во втором спектакле -- во французской мелодраме «Сорока-воровка». Сюжет пьесы заключается в подозрении, а потом и казни за воровство драгоценностей, служанки Аннеты. Действительной воровкой была сорока, которой очень нравились блестящие предметы... Служанку Аннету играла та самая удивительная актриса. Развратный судья предлагает ей «потерей чести купить свободу». И здесь в игре крепостной актрисы рассказчик видит «ту непонятную гордость, которая развивается на краю унижения». Исполнение, «глубокая ирония лица» героини особенно поражают наблюдателя; во всех ее движениях чувствовался огромный талант, а ее голос вызывал восторг каждого, чьего уха он касался. У пьесы счастливый конец -- открывается, что девушка невинна, а воровка -- сорока, но при этом актриса в финале играет существо, смертельно измученное. Полное перевоплощение актрисы в Аннету поражает художника. В то же время и сам князь, сидя в своей ложе, как заметил художник, восторгался игрой актрисы, зрители же не вызывают актрису и возмущают потрясенного и почти влюбленного рассказчика пошлыми замечаниями. Сам театр, который посещает художник, приходится ему по вкусу, да и князь человек широкой русской души производит положительное впечатление. После спектакля герой пытается увидеть актрису, чтобы сказать ей о своем восхищении, но в гримерную его не пропускают, объясняют, что её можно видеть только с разрешения князя. На следующее утро рассказчик отправляется за разрешением и в конторе князя встречает, между прочим, артиста, третьего дня игравшего лорда, чуть ли не в смирительной рубашке. Билет является письменным разрешением князя, князь любезен с рассказчиком, потому что хочет заполучить его в свою труппу, и объясняет строгость порядков в театре излишней заносчивостью артистов, привыкших на сцене к роли вельмож. C великим трудом ему удается достать билет на посещение ее дома. Пока герой достигает флигеля, в котором живет актриса, его несколько раз останавливают лакеи и сторожа: билет побеждает все препятствия. Когда он входит в комнату, к нему выбегает миловидная женщина с измученным лицом и заливается слезами. Она и есть актриса, с таким успехом игравшая на сцене Аннету. Она встречает товарища по искусству как родного человека, говорит, что к ней давно никто не приходит и просит позволения "рассказать свою историю"... Искусство композиции образов крепостной артистки и мецената заключается в том, что они лепятся постепенно, приобретая все большую ясность и рельефность. Великая, человечески прекрасная артистка возникает в начале рассказа перед читателями явно символически в глубоко родной ей роли несчастной Аннеты из исторической мелодрамы Кенье и дОбиньи «Сорока-воровка» («La pie voleuse»). Уже здесь, в ее игре, гордое сознание своей правоты. Она показана затем в условиях казарменно-тюремного застенка, в противопоставлении себялюбиво-чванливому тирану -- меценату Скалинскому, применяющему к ней самые жестокие средства истязания. В обрисовке князя Скалинского используются приемы сатиры. Ведущие свойства его характера -- тщеславная надменность, необузданный деспотизм, лицемерие, мстительность, грубость крепостника, видящего в подвластном не человека, а раболепного холопа, обязанного беспрекословно выполнять все желания господина. Образ «просвещенного» мецената постепенно, но последовательно разоблачается. Оказывается, что у этого человека «огромного вкуса» и с «тактом роскоши» все артисты живут взаперти, за малейшую провинность их сажают «в сибирку», за ними шпионят. Трагическая история исполнительницы роли Аннеты окончательно срывает с него ложную маску мецената.

В рассказе артиста искусно сочетается повествование от первого лица с диалогом. При этом в диалоге индивидуальность обоих собеседников очерчена с изумительной рельефностью. Лишь тонкий знаток человеческой психологии, мастер сценического искусства и художник слова, каким рекомендуется «известный художник» -- артист, мог с такой проникновенностью понять и с такой выпуклостью воспроизвести все оттенки игры крепостной артистки в роли Аннеты. Только женщина могучей нравственной силы и незаурядной культуры, какой является крепостная артистка, побывавшая в Италии и Франции, видевшая Тальму и Марс (Анна Буте), могла рассказать свою историю с такой потрясающей искренностью.

4. Характеристика образа Актрисы

В труппе князя она недавно. До этого она служила в другом провинциальном театре, прежний помещик был добрый, уважал и ценил ее талант, и актриса побывала даже в Италии и Париже. Вскоре помещик умирает, а в его бумагах так и не находят отпускных, о которых он всегда говорил. Актеров и актрис продают с публичного торга и князь покупает всю труппу. Любящий раболепство, он сразу приходится многим не по вкусу. Вскоре актриса начинает замечать особое внимание князя к своей особе. Однажды князь присылает своего управителя с предложением получить отпускную на условии известного характера. Девушка прогоняет управителя и на некоторое время преследования прекращаются… Как-то вечером она сидит за чтением, как вдруг кто-то входит в комнату. Это оказывается князь. Он, усмехаясь, говорит: Не разыгрывай недотрогу, не дурачься, посмотри же на меня не так; другие за счастье поставили бы себе... Девушке князь кажется отвратительным стариком, и она подводит его к зеркалу. Расхохотавшись, она кричит, что никогда не пойдет к плешивому старику. Князь бледнеет, даже, кажется, хочет ударить, но потом кричит: Ты не актриса, ты моя крепостная девка, я тебя научу забываться!… С тех пор жизнь актрисы превращается в мучение. Ее никогда не выпускают, новых платьев не шьют. В мыслях ее постоянно были одни и те же слова князя: Ты моя крепостная девка! Чтобы чистота и честь ее не достались князю, она заводит роман. Роман без любви и счастья, роман от безысходности. В театре она играет одну и ту же роль - роль своей жизни. И, даже когда она думает о ребенке, ее не покидает мысль, что и он, едва родившись, будет принадлежать князю… Рассказчику она кажется «статуей изящного страдания», он почти любуется тем, как она «изящно гибнет».

Через два месяца после родов актриса умерла. А художник, послушав ее историю, решил вернуться в свой прежний театр. Слушатели молчали. Каждый думал о том, что талант можно уничтожить так просто, так нелепо и беспричинно.

Заключение

Герцен, будучи истинным художником, возвел жизненный эпизод до огромного обобщения. Его рассказ о судьбе крепостной актрисы перерастает в критику всего крепостного строя. Рисуя в повести горестную историю выдающейся крепостной актрисы, сохранившей свою человеческую гордость и в уничижении, в рабстве, писатель утверждает гениальную даровитость, неисчерпаемые творческие возможности, духовное величие порабощенного русского народа. Против крепостничества, за свободу личности, за эмансипацию женщины -- такова основная идейная направленность повести. «Герцен, -- писал Горький, -- первый в 40-х годах в своем рассказе „Сорока-воровка“ смело высказался против крепостного права». Герцен как писатель был необычайно музыкален. "Одна фальшивая нота и оркестр погиб", - говорил он. Отсюда его стремление к завершенности и внутренней цельности каждого характера и эпизода. Некоторые из этих характеров заключали в себе возможности новых вариаций, изменений и развития. И тогда Герцен возвращался к ним в новых произведениях.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Повышение научно-технического уровня производства – важный фактор роста производительности труда и эффективности экономики
Курсовая работа Правовое положение мировых судей в судебной системе РФ
Курсовая работа Управление инвестиционными рисками предприятия
Курсовая работа Применение условно-досрочного освобождения
Курсовая работа Политические элиты и политическое лидерство
Курсовая работа Налог на прибыль организации
Курсовая работа Система учета затрат и калькулирования себестоимости по методу "директ-костинг"
Курсовая работа Фразеология немецкого языка в лексикографическом аспекте
Курсовая работа Лекарственные препараты, получаемые биотехнологическими методами. Ферменты
Курсовая работа Анализ себестоимости услуг и продукции, пути ее снижения
Курсовая работа Расчет эффективности перевозок для автотранспортного предприятия
Курсовая работа Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа Хронический гломерулонефрит
Курсовая работа Здоровий спосіб життя
Курсовая работа Экономическое обоснование путей обновления оборудования на предприятии