26
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
«Тобольский государственный педагогический
институт им. Д. И.Менделеева».
Кафедра русского языка и литературы
Курсовая работа
Тема:
Образ моста в произведении Иво Андрича «Мост на Дрине»
Выполнила: студентка 42 группы
Малькова Инга
Проверил: Косович Д.В.
г. Тобольск 2009 г.
Оглавление:
Введение
ГЛАВА I. Мост, перенесённый из жизни в книгу
1.1. Жизненный и творческий пути Иво Андрича
1.2. Образ моста в мировой литературе XX века
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Образ моста в произведении нобелевского лауреата Иво Адрича
2.1. Погибший символ единства мира и людей
2.2. Историческое и мифическое в произведении И. Андрича «Мост на Дрине» или другие образы романа
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Начало двадцатого века, как и любое начало, сопровождалось всевозможными событиями, изменившими мировоззрение человека. Различные учения, научный прогресс, Первая мировая война - всё это не могло не сказаться на литературе. Отношения писателя и читателя, хрупкость человеческой жизни, взгляд внутрь себя, своего сознания и подсознания также отразилось на писателях, и в свою очередь сказалось на Джойсе, несмотря на оторванность, отстранение от окружающей действительности, на аполитичность автора.
Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Грасса.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что образ моста в мировой литературы изучены относительно мало. Этим роман Иво Андрича и представляет собой особый интерес.
Объектом изучения являются произведение литературы XX вв.
Предмет исследования - образ моста.
Цель курсовой работы - выяснить, как изображает описание моста в литературном произведении Иво Андрич «Мост на Дрине».
Для этого нам предстоит решить следующие задачи:
1) Изучить литературу по проблеме исследования.
2) Рассмотреть описание моста И. Андрича точки зрения эмоциональных средств выразительности.
3) Выявить функции, которые может выполнять образ моста в литературном произведении в соответствии с замыслом автора.
Поставленные задачи объясняют выбор структуры курсовой работы: в первой главе приводится теоретическая часть, в которой идёт речь о биографии и творческом пути автора, а также даётся обзор образа моста в мировой литературе. Вторая глава посвящена исследованию в произведении Андрича черт образа моста с точки зрения стилистики, эмоциональных средств выразительности.
Кроме двух глав, курсовая работа состоит из введения, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего в себя 24 наименования и 2 приложения.
Иво Андрич (9.10.1892-13.03.1975) - югославский прозаик, поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1961. Родился 10 октября 1892 в деревне Долак в Боснии. Отец, ремесленник, умер, когда сыну было три года. Получил строгое католическое воспитание. С раннего детства жил в стране, где мог наблюдать смешение культур различных народностей, населявших Боснию, - от турок-мусульман до католиков и православных. Будучи в 19 в. объектом имперских притязаний Австро-Венгрии, Босния в 1908 официально была аннексирована Австро-Венгрией.
Вскоре после этого события Андрич, будучи учащимся гимназии, вступил в Сараево в революционную организацию «Млада Босна», члены которой боролись за освобождение Боснии от владычества Австро-Венгрии и за объединение и независимость южных славян. Когда Гаврило Принцип 28 июня 1914 убил эрц-герцога Франца-Фердинанда, были арестованы многие члены организации, в том числе и Андрич, которого приговорили к 3 годам тюремного заключения.
В тюрьме имел возможность читать Ф.Достоевского и датского философа С.Кьеркегора, взгляды которых оказали на него значительное влияние. Под их воздействием пишет две книги стихов «Из моря» (1918) и «Волнения» (1920), в одной из которых есть такая стихотворная строка: «Нет иной истины, чем горе, иной реальности, кроме страдания».
После войны много путешествовал, изучал философию, филологию, историю в университетах Загреба, Вены, Кракова и Граца. В 1923 получил степень доктора, защитив диссертацию о культуре Боснии.
Начинает дипломатическую карьеру: представляет в Европе Королевство сербов, хорватов и словенцев, образовавшееся после окончания войны и в 1929 получившее название Югославии. Занимал дипломатические посты в различных европейских столицах, что оставляло мало времени для занятий литературой. Несмотря на загруженность работой, пишет первый рассказ, который был опубликован в 1920. С 1924 по 1936 увидели свет еще три сборника рассказов, во многом основанных на фольклоре и истории народностей Боснии, проза, в которой явственны мотивы тщетности и суетности человеческих страстей.
В 1939 назначен послом Югославии в фашистской Германии, и оставался в Берлине вплоть до начала германского вторжения в Югославию в апреле 1941. Переехал в Белград за несколько часов до первой бомбардировки столицы. Практически все время немецкой оккупации Югославии находился под фактическим домашним арестом в своей белградской квартире, не имея возможности принимать участие в Сопротивлении. Энергия требовала выхода, и именно в 1941-1945 он создает свои лучшие, значительнейшие прозаические произведения, трилогию: Мост на Дрине, Травницкая хроника, Барышня. Все три части увидели свет лишь в 1945.
После войны популярность Андрича в Югославии растёт стремительно. Пишет «Новые истории» (1948) - сборник рассказов о Второй мировой войне и послевоенном периоде, «Проклятый двор» (1954) - повесть, где от лица одного из узников-боснийцев рассказывается о тяжёлой жизни заключенных в период турецкого владычества.
В 1959 устраивается его личная жизнь - он женится на Милице Бабич, художнике-декораторе Белградского национального театра. Избран депутатом Союзной народной скупщины от Боснии.
В 1961 получает Нобелевскую премию по литературе «за силу эпического дарования, позволившего во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны». По мнению представителя Шведской академии, Андрич использует народные боснийские легенды и приходит с их помощью к пониманию философских истин. В ответной речи Андрич говорил о том, что «все истории с самых ранних времен, - это, по существу, одна история о смысле человеческой жизни...», тем самым, вырываясь из тесных рамок данного нам исторического периода и опровергая обвинения в пренебрежении современными проблемами. Ведь «проблемы прошлого», по его мнению, «продолжают оставаться актуальными и по сей день, поскольку перед нами стоят все те же задачи».
Остаток жизни провел в Югославии, пользовался почетом и уважением, получил премию «За труд всей жизни», которую обычно присуждали политикам и ученым. Умер писатель 13 марта 1975 в Белграде от инсульта.
Творческое наследие Иво Андрича велико по объему и разнообразно в жанровом отношении: от лирической поэзии и драматургии молодых лет до богатой эссеистики зрелой поры и полнокровных, с эпической основой и глубокими психологическими характеристиками реалистических романов, часть которых осталась незавершенной. Однако главными в его творчестве жанрами оставались рассказ и повесть, и именно они доставили ему сперва национальное, а затем и европейское признание. И даже все три его осуществившихся историко-философских романа, при всей их неравнозначности, одни в большей, другие в меньшей степени, при ближайшем рассмотрении оказываются цепью сюжетно более или менее самостоятельных фрагментов или новелл, словно бы нанизанных на один стержень и подчиненных одной главной, глобальной теме - Босния и её народ в испытаниях мировой истории.
В России его «Травницкая хроника» была переведена и опубликована в «Библиотеке всемирной литературы». По мнению ученого-литературоведа Томаса Экмана, писатель «проникает в такие удивительные по своему богатству глубины человеческого духа, которые сокрыты от нормальной логики и восприятия... Описывая судьбоносные, из ряда вон выходящие ситуации, Андрич показал самое возвышенное и низменное...».
Наиболее известные романы Андрича «Мост на Дрине» (На Дрини ћуприја), «Травницкая хроника» (Травничка хроника) и «Барышня» (Госпођица) посвящены временам османской оккупации южнославянских земель.
Хотя в творчестве Андрича ощущается глубокий пессимизм, мотивы ничтожности и суетности существования, - говорит американский литературовед Николай Моравсевич, - в его произведениях тем не менее слышится вера в успех борьбы человека против зла и сочувствие к его страданиям. Пластичность повествования, глубина психологического анализа и универсальность символизма Андрича остаются в сербской литературе непревзойденными, заключает Моравсевич.
1.2 Образ моста в мировой литературе XX века
«С тем же жаром и той же болезненной решимостью, с какой другие хотят быть знаменитыми и славными, я хочу быть неизвестным и позабытым» (Запись из дневника Андрича)
Михаил Бахтин писал о том, что, как и герой, так и рассказчик в романе ближе друг к другу и к читателю, чем в эпическом жанре. Роман - это жанр, в котором изображены персонажи, которых читатель может принимать за таких же, как он сам, действительно живущих лиц, со своими заботами, чувствами и собственными отношениями к тому же самому миру, в котором существует читатель. И именно через роман передаётся осмысление образа моста. Но этот образ используется не только в романах, его можно встретить и в лирических произведениях. Например, в стихотворении Гийома Аполлинера «Мост Мирабо, который имеет ряд совершенно разных переводов, но образ моста их объединяет.
Вообще, мост - очень удобный образ, а особенно в литературе. Он может быть символом, как безысходности, так и надежды. Его использовали и Василь Быков ("Круглянский мост"), и Дж. Р.Руэл Толкиен (Казад-дум). Образ моста мы можем наблюдать и в других произведениях. Например, у Иэна Бэнкса «Мост» или у Гийома Аполлинера «Мост Мирабо», где герой десятки раз пересекал Сену по мосту Мирабо, спеша в тихий и буржуазный Отей или у Ричарда Баха, Нобелевского Лауреата «Мост через вечность», Торнтона Уайлдера в романе «Мост короля Людовика Святого», у которого мы находим крушение моста. Не остались равнодушными к этому образу и Эздамар Эмине Севги «Мост через бухту Золотой Рог» вместе с Андреем Львовичем Ливадным «Мост через Бездну»
Замысел романа «Мост на Дрине» можно проследить, сопоставив его с некоторыми другими произведениями обширного творческого наследия писателя. Особенности исторической судьбы Боснии, насильственно остановленной в своем развитии, в межвоенные годы были рассмотрены Андричем прежде всего в научных, литературно-критических трудах, в эссеистике.
«Мост на Дрине» - произведение, переводимое чаще других частей Травницкой трилогии и наиболее известное. Это - одно из самых глубоких и своеобразных произведений мировой литературы XX века, где легенды и предания народа причудливо переплетаются с действительными, реальными событиями, а герои народных сказаний выступают в одном ряду с живыми, конкретно существовавшими людьми, увиденными своим современником. В центре повествования лежит борьба между иудеями, мусульманами и католиками, происходившая в течение трёх столетий. Именно за это произведение автору была присуждена Нобелевская премия.
Мост, который был построен турками в 16 веке, становится у Андрича символом непостижимости жизни как чуда. Отдельные главы романа посвящены наиболее ярким событиям истории страны, охватывая эпоху с 1516 по 1914. Причём эпоха османского владычества оказывается не более жестокой, чем период господства Австро-Венгерской монархии. Недаром в последних главах романа описывается начало Первой мировой войны и разрушение взорванного австрийцами моста.
«Мост на Дрине» называют песнью о родине, песнью о земле, на которой родился человек и на которой он умрёт, это песнь о жизни и соотечественниках, далёких и близких.
Выводы по первой главе
Список литературы
Источники:
1. Собрание сочинений: В 3 т. / Ред. колл.: А.И.Севастьянова и др.; Предисл. Н.Яковлевой. -- М.: Худож. лит., 1984--1985; Травницкая хроника; Мост на Дрине / Пер.
2. http://nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/1961/andric-bio.html
Литература по теме:
1. XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 8. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. С.134-136
2. Волконского М., Т. Вирты; Вступ. ст. Е. Книпович. -- М.: Худож. лит., 1974. -- 686 с. -- (Б-ка всемирн. лит.);...человеку и человечеству / Сост. и Послесл. А. Романенко. -- М.: Радуга, 1983. -- 506 с. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. М.: Прогресс, 1992.
3. Гарин И.И. «Пророки и поэты», М., 1992.
4. Затонский Д.В. «В наше время», М., 1979
5. Иностранная литература, 1989, № 5, с. 239-244.
6. Лихачева Л. П. Иво Андрич: Биобиблиографический указатель. М.: Книга, 1974.
7. Млечина И. Соло на барабане. // ИЛ - М., 1995. - № 11
8. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. - М.: Изд-во "Независимая Газета", 2000.
9. Яковлева Н. Б. Стилевые черты современного исторического романа-эпопеи: Иво Андрич. -- В кн.: Художественная форма в литературах социалистических стран, М., 1969, с. 108--123.
10. Яковлева Н. Б. Человек и история в творчестве Иво Андрича. -- В кн.: Критический реализм XX века и модернизм, М., 1967, с. 159--176.
Материалы сайтов:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%BE_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%87
2. http://bookz.ru/authors/ivo-andri4.html
3. http://www.ivoandric.org.yu/
4. http://persona.rin.ru/view/f/0/17382/grass-gjunter-grass-gunter
5. http://www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=683&binn_rubrik_pl_articles=69
6. http://www.habit.ru/20/92.html
7. http://www.evreyskaya.de/archive/artikel_679.html
8. http://www.rudata.ru/wiki/
9. http://www.peoples.ru/art/literature/story/ivo_andrech/index.html
10. www.ireland.ru
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%BE_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%87
Приложение
Отрывок из произведения И. Андрича «Мост на Дрине»
Почти на всем своем протяжении река Дрина течет узкими ущельями в горах или теснинами мрачных каньонов между отвесными скалами. Лишь кое_где расступаются горы, давая простор веселым долинам, и тогда то на одном, то на обоих берегах реки возникают ровные или холмистые пределы, пригодные для обработки и жилья. Но тут внезапно горы раздвигаются неправильным амфитеатром, чей поперечник, измеренный мысленно проведенной по воздуху прямой, не превышает пятнадцати километров.
Там, где Дрина всей тяжестью своей зеленой и вспененной водной лавины извергается как бы из сомкнутой стены отвесных черных гор, стоит большой каменный мост строгих пропорций с одиннадцатью широкими пролетами. От этого моста, точно от основания, расходится веером холмистая долина с Вышеградом, его предместьями и деревушками в ложбинах между холмов, лоскутной пестротой пашен, выгонов и сливняков, прихотливой сетью межей и оград, узорной россыпью перелесков и отдельными купами лиственных деревьев. И если на долину посмотреть из самой ее глубины, то так и чудится, будто из_под широких арок белого моста вытекает и разливается не только зеленая Дрина, но и весь этот благодатный цветущий край со всем, что на нем есть, и сводом южного неба над ним.
На правом берегу реки, непосредственно примыкая к мосту, сосредоточилось основное ядро города с площадью и торговыми рядами, расположенное частью на равнине, частью на отрогах гор. По другую сторону моста, вдоль левого берега реки, протянулось Малухино поле, разбросанное предместье на дороге, ведущей в Сараево. Так, соединяя два конца сараевской дороги, мост связывает город с его предместьем.
…Ибо этот каменный мост, бесценное строение непревзойденной красоты, какого не имели и несравненно более зажиточные и бойкие города («таких мостов в империи всего раз_два и обчелся», - говорили в старину), был единственной постоянной и надежной переправой на всем среднем и верхнем течении Дрины и необходимым звеном той дороги, которая связывала Боснию с Сербией, а через Сербию - с прочими провинциями Турецкой империи, вплоть до самого Стамбула. Город же со всеми своими предместьями был всего лишь поселением, естественно и неизбежно возникающим на узловых перекрестках караванных путей и по сторонам важных и больших мостов.
Лепясь к оконечностям моста, разрастался со временем и Вышеград. Порожденный мостом, он поднимался рядом с ним, питаясь соками его животворящих корней.
Чтобы полнее представить себе картину города и природу его отношений с мостом, необходимо иметь в виду, что в городе был еще один мост и еще одна река. Это - Рзав с перекинутым через него деревянным мостом. Рзав впадает в Дрину на самой окраине города, так что его центр, как и вся основная часть, не выходит за пределы песчаного клина, ограниченного двумя реками - большой и малой, сливающимися здесь воедино, а его распыленные предместья простираются по ту сторону мостов, на левом берегу Дрины и правом Рзава. Город на воде. Однако несмотря на существование второй реки и второго моста, выражение «на мосту» ни в коей мере не относится к рзавскому мосту, простому деревянному сооружению без всякой истории и красоты, не имеющему никакого иного предназначения, кроме как служить переправой местным жителям и скоту, - а исключительно и единственно к каменному мосту на Дрине.
Двести пятьдесят шагов составляют примерную длину моста и десять - ширину, почти удвоенную в самой середине за счет двух одинаковых балконов, симметрично расположенных по сторонам проезжей части. Это место получило название «ворот». Два выступа, покоящиеся основанием своим на среднем опорном столбе, расширяющемся кверху, пластично и смело вынесенные за общую линию моста, висят над шумящей в глубине зеленой водой. Выступы эти имеют пять шагов в длину и столько же в ширину и, оставаясь открытыми сверху и со стороны проезжей части, обнесены такой же каменной оградой, как и весь мост на всем своем протяжении. Правый балкон - если идти от города - называется диваном. К нему ведут две ступени, обрамлен он сиденьями, спинками которым служит ограда, и весь, вместе с приступками, скамьями и оградой, как бы отлит из одинакового светлого камня.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Ценовая политика предприятия в рыночных условиях (на примере ООО "КЕВ") |
Курсовая работа | Проблема аборта |
Курсовая работа | Особенности денежно-кредитной политики в современной России |
Курсовая работа | Социальная политика в отношении инвалидов |
Курсовая работа | Организация лизинговых операций в России |
Курсовая работа | Диагностика банкротства и механизм финансовой стабилизации |
Курсовая работа | Финансы: сущность и функции |
Курсовая работа | Петр I и его реформы |
Курсовая работа | Этапы финансового планирования на предприятии |
Курсовая работа | Планирование прибыли и рентабельности предприятия питания |
Курсовая работа | Анализ эффективности использования материальных ресурсов |
Курсовая работа | Кейнсианская концепция экономического развития |
Курсовая работа | Оценка эффективности инвестиционного проекта ОАО "Промсинтез" по методике ЮНИДО |
Курсовая работа | Организация транспортного хозяйства |
Курсовая работа | Способы исполнения обязательств в гражданском праве |