32
33
Курсовая работа
Война 1812 года в русской поэзии
4 курс
План
Введение ………………………………………………………………. |
3 |
||
1 |
Начало военных действий ………………….…………………….. |
5 |
|
1.1 |
«Военная песнь» С.Ф.Глинки, стихи А. Востокова и М.Милонова ... |
5 |
|
1.2 |
Поэзия В.А.Жуковского ………………………………………………. |
8 |
|
1.3 |
«Гимн лироэпический» Г.Р.Державина ……………………………… |
11 |
|
1.4 |
Современные реалии в баснях И.А. Крылова ……………………….. |
12 |
|
2 |
Осмысление событий войны ………………………………………….. |
15 |
|
2.1 |
Поэзия Ф.Н. Глинки …………………………………………………… |
15 |
|
2.2 |
Поэзия Н.М. Карамзина ……………………………………………….. |
16 |
|
2.3 |
Поэзия А.С. Пушкина …………………………………………………. |
19 |
|
2.4 |
Тема войны 1812г в поэзии М.Ю. Лермонтова ……………………… |
24 |
|
Заключение …………………………………………………………….. |
30 |
||
Список использованной литературы …………………………………. |
33 |
||
|
|||
|
|||
|
|||
Когда в 1812 году началась война, то весь народ встал на защиту Родины и поэты не могли не откликнуться на это событие.. Вспомним стихи Дениса Давыдова, знаменитого участника этой войны, вспомним гениальное “Бородино” Лермонтова. До сих пор творцы обращаются к теме войны 1812 года, когда хотят напомнить нам о мужестве и подвиге защитников Отечества. Война 1812 года на протяжении всего девятнадцатого века вдохновляла поэтов на прославление героизма защитников России:
Бородино! Бородино!
На битве исполинов новой
Ты славою озарено,
Как древле поле Куликово. (С. Е. Раич)
В настоящей курсовой работе рассмотрены основные исторические вехи войны 1812 года в поэтическом отражении Пушкина, Лермонтова, Глинки, Жуковского и некоторых других наших прославленных русских стихотворцев. Цель курсовой работы состояла в том, чтобы не только проанализировать жанровое и стилевое многообразие откликов на героическую эпопею 1812 года, но и то, как приход в литературу новых поэтических сил обновлял и освещение темы Отечественной войны.
Поэтическая летопись войны 1812 года доносит до нас ту удивительную атмосферу патриотического подъёма, охватившего Россию, ту звенящую напряжённость чувств, поднявшую русских людей из разных местностей и сословий на подвиг, который потряс современников и вызвал законную гордость потомков. Поэтические шедевры, описывающие грозные события тех лет сильны своей документальной достоверностью.
1. Начало военных действий
Ранним утром 12 июня 1812 года главные силы «великой армии» Наполеона численностью более 500 тысяч человек начали вторжение через Неман недалеко от города Ковно. Полумиллионная армия, возглавляемая крупным полководцем, обрушилась всей своей мощью на русскую землю, надеясь в короткий срок покорить сию страну. Рисунок французского офицера-очевидца запечатлел это грозное зрелище. Тремя длинными извилистыми колоннами войска завоевателей спускались с высокого левого берега реки и по наплавным мостам переправлялись на другую сторону. Наполеон, стоя на самом краю обрыва, неотрывно глядел на проходящие войска. Казалось, что нет силы, которая сможет противостоять той мощи, которую император французов собрал со всей Европы… Однако мощь французской армии была разбита о героизм русского народа, проявленный в борьбе за родину. Русский народ грудью встал на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства.
1.1 «Военная песнь» С.Ф.Глинки, стихи А. Востокова и М.Милонова
В русскую литературу Отечественная война вошла сразу же, можно сказать, в самые первые ее дни. И первое слово о ней, как, вероятно, и всегда в такие времена, прозвучало в поэзии. Это было слово-воззвание, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким и коварным «всеевропейским завоевателем».
Раздался звук трубы военной,
Гремит сквозь бури бранный гром:
Народ, развратом воспоенный,
Грозит нам рабством и ярмом!
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем -- и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
(Ф. Глинка. «Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»)
В стихах звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу. Залог этой победы -- вся история России, вели-кие деяния ее «героев славы».
18 августа французы вошли в сожженный и разрушен-ный Смоленск. Дымящиеся пепелища молча говорили за-воевателям, что борьба пойдет не на жизнь, а на смерть. Весть о взятии Смоленска, о продвижении грозного врага к Москве вызвала небывалый подъем патриотических чувств.
Восстань, героев русских сила!
Кого и где, в каких боях
Твоя десница не разила?
Днесь брань встает в родных полях... --
писал М. Милонов в поэтической прокламации «К патрио-там». В эти дни создавались военные песни Федора Глинки, простые, безыскусные и действительно выражавшие чувст-ва, горевшие в сердцах русских солдат.
Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть -- чем в рабстве жить.
Славян сыны! Войны сыны!
Не выдадим Москвы!
Спасем мы честь родной страны
Иль сложим здесь главы!..
Стал выходить специальный журнал, созданный с целью выразить гнев и воодушевление, охватившие страну, духов-но сплотить русское общество в час борьбы с грозным вра-гом. Он назывался «Сын отечества». Здесь были напечатаны и многие стихи об Отечественной войне, в частности басни Крылова, дифирамбы Востокова «К россиянам».
В конце августа командующим русской армией стал Кутузов, а 7 сентября состоялось генеральное сражение, ко-торое вписало в скрижали нашей истории легендарное слово -- Бородино.
Современному читателю, вероятно, покажется несколько странным тот факт, что, широко откликаясь на события, связанные с войной, поэзия той поры не дает, как правило, конкретного изо-бражения самих событий. Воспевая, например, Бородинское или Смоленское сражения, А. Х. Востоков в своём стихотворении, написанном в октябре 1812 года не стремится запечатлеть какие-либо характерные их подробности, а создает картину некоего условно-обобщенного сражения, картину, в которой от реальной историче-ской действительности сохраняются лишь имена; все же осталь-ное -- аллегории, символы, мифические уподобления и т. п.
Кутузов, как Алкид,
Антея нового в объятиях теснит.
От оживляющей земли подняв высоко,
Собраться с силами ему ом не даст,
Стенающий гигант, вращая мутно око,
Еще упершеюсь пятою в землю бьет.
Чудовища, ему послушны,--
Подобье басенных кентавров и химер --
Лежат вокруг его изъязвлены, бездушны.
Там Витгенштейн троим драконам жало стер.
(А. Востоков. «К россиянам»)
Это был стиль эпохи, монументальный стиль русского класси-цизма, уходящий своими корнями в XVIII в., в поэзию Ломоно-сова и Державина. В поэзии 1810-х гг. он начинал уже клониться к закату, теснимый новыми литературными течениями -- сентиментализмом и предромантизмом,--но время Отечественной войны было его временем, его «звездным часом», ибо именно его монументальные формы, его мощная и многокрасочная палитра оказались созвучны тому высокому гражданско-патриотическому пафосу, который отличал русскую поэзию двенадцатого года.
1.2 Поэзия В.А.Жуковского
Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812). Напи-санное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знамени-того Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. Может показаться странным, что именно Жуков-ский, тонкий лирик, пленявший до тех пор воображение своих читателей музыкальностью меланхолических элегий, фантастикой и благоухающей прелестью упоительных бал-лад, превзошел прославленных бардов, много лет воспевав-ших победы русского оружия. А может быть, это и естест-венно, может быть, именно эмоциональная напряженность, взволнованная искренность, легкость и звучность стиха -- все то, что сложилось в лоне интимной лирики Жуковского, прозвучав в произведении на общественно значимую тему, да такую, которая всех тревожила, у каждого была на устах, оно-то и обусловило одну из самых несомненных творческих удач поэта, одно из самых высоких его свершений. «Певец во стане русских воинов» имел необыкновенный успех и надолго определил поэтическую репутацию Жуков-ского.
Автор «Походных записок русского офицера» И. И. Ла-жечников (впоследствии один из виднейших русских писателей) вспоминал: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Пев-ца в стане русских», новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пиесу наизусть. Верю и чувствую теперь, каким образом Тиртей водил к победе строи греков. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собою душу воинов!» Пэаном, то есть ритуальным военным гимном древних греков, называл стихотворение Жуковского и П. А. Вяземский.
Необычайный успех стихотворения объяснялся, конечно, пре-жде всего его высокими художественными достоинствами. Яркая образность, легкий, изящный стих, свежесть и живая непосред-ственность лирического чувства -- все это заметно выделяло «пэан» Жуковского на фоне архаичной одической поэзии того времени, за-кованной в тяжелые латы классицизма:
Сей кубок мщенью! Други, в строй!
И к небу грозны длани!
Сразить иль пасть! Наш роковой
Обет пред богом брани.
Но, пожалуй, самое глав-ное, в чем современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной кар-тине, развернутой перед ними поэтом, они впервые ощутили свое время, свой мир, наконец, свою войну -- ту самую, которая была их грозным сегодняшним днем.
Конечно, жанр, в каком написано стихотворение, тоже заклю-чал в себе определенную долю литературной условности и в иных своих образцах, в том числе и у самого Жуковского («Песня барда над гробом славян-победителей», 1806), достаточно явно смыкался с традиционными одами классицистов. Однако в полной мере ис-пользуя художественные возможности этого жанра, Жуковский, в сущности, очень мало считается здесь с налагаемыми им ограни-чениями, смело идет к действительности, к «натуре», и это позво-ляет ему создать целую галерею выразительных исторических пор-третов, не менее богатую и колоритную, чем знаменитая Военная галерея Зимнего дворца.
В «галерее» Жуковского представлены так или иначе все наи-более известные герои двенадцатого года, причем каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современ-никам. Таковы портреты Кутузова, Багратиона, Раевского, Куль-нева, Платова, Давыдова, Фигнера, Кутайсова, Воронцова. Пред-ставляя их в полном блеске их боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошел в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчужденных и замкнутых в своем величии, а прежде всего живых людей, своих современни-ков, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» неотделима от славы каждого воина. Это братство, эта семья живет единой жизнью, ведя общий счет и громким побе-дам, и горьким утратам. Поэтому как глубоко свое, личное чита-тель переживает и тот восторг, с которым поэт описывает Ку-тузова перед полками, и то восхищение, которое звучит в стихах о «Вихорь-атамане» Платове, и ту глубокую печаль, с кото-рой певец ведет рассказ о гибели Кутайсова, Кульнева и Багра-тиона.
Впоследствии Жуковский еще не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвященных открытию памятника героям Бороди-на, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. «Никто бо-лее тебя, -- напишет ему Пушкин, -- не имел права сказать: глас лиры, глас народа».
Спустя почти сорок лет, приветствуя Жуковского незадолго до его смерти, его друг и литератур-ный соратник Вяземский воскресил именно эту страницу его творческой биографии:
Певец царей, и рати, и народа,
Он вещий твой, о Русская земля,
В святую брань двенадцатого года
Пред заревом пылавшего Кремля
На гул грозы откликнувшись душою,
Младой певец, отчизны верный сын,
Как под ружьем, он с лирой боевою
Стоял в рядах Тарутинских дружин.
И песнь его, пророческое вече
Зажгла восторг по радостным полкам,
И грянула побед для них предтечей
И мстительной предвестницей врагам.
Сам Жуковский считал, что события Отечественной вой-ны, «правых брань с злодейскими ордами» должен воспеть Державин. «О старец! да услышим твой Днесь голос лебе-диный», -- обращался он к патриарху русских поэтов. И Россия услышала голос Державина, величавые звуки его стихотворения «Гимн лироэпический на прогнание фран-цузов из отечества».
1.3 «Гимн лироэпический» Г.Р.Державина
Огромное многофигурное полотно, посвященное Отечествен-ной войне, создает в это время сам Г. Р. Державин. Это «Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества». В то время Г. Р. Державину было уже шестьдесят девять лет.
Эпопею борьбы с наполеоновским нашествием Державин изо-бражает как гигантское, поистине вселенское противоборство ми-ровых сил, масштабы которого можно представить, лишь обратив-шись к исполинским фантасмагориям Апокалипсиса.
Открылась тайн священных дверь!
Исшел из бездн огромный зверь,
Дракон иль демон змеевидный;
Вокруг его ехидны
Со крыльев смерть и смрад трясут,
Рогами солнце прут;
Отенетяя вкруг всю ошибами сферу,
Горящу в воздух прыщут серу,
Холмят дыханьем понт,
Льют ночь на горизонт
И движут ось всея вселенны.
Бегут все смертные смятенны
От князя тьмы и крокодилъных стад.
Они ревут, свистят и всех страшат...
Перед «князем тьмы» все трепещет, все падает ниц. И лишь один -- один во всей вселенной -- обнажает против него карающий меч. Это вождь Севера, «смиренный, кроткий, но челоперунный» агнец, который и поражает «змея-исполина».
На этот необъятный вселенский фон поэт и проецирует кон-кретные исторические события, прозревая в них некий высший смысл, некое предуказание мировой Судьбы. Аллегории, олицетво-рения, библейские и мифологические ассоциации, к которым он обращается на протяжении всего своего повествования, порой из-лишне сложны, неясны, а то и просто темны; громоздок, тяжел, архаичен во многих местах и стиль его описаний и рассуждений. Но это -- Державин. Мощь творческого воображения, блеск и смелость живописи, величественная красота старинного поэтического «глагола» -- все это делает его «Гимн» одним из самых значи-тельных произведений того времени. Есть в этом произведении и такое, в чем Державин превзошел всех писавших одновременно с ним о событиях 1812 года. Никто из них не показал роль народа в Отечественной войне так, как это сделал Державин.
Патриарх русских поэтов дал в «Гимне лироэпическом» непревзойденную и непреходящую характеристику русского народа. Он увидел и прославил те качества рус-ского национального характера, которые с такой силой, с такой бесспорностью были подтверждены на протяжении последующих эпох:
О росс! о добльственный народ,
Единственный, великодушный,
Великий, сильный, славой звучный,
Изящностью своих доброт!
По мышцам ты неутомимый,
По духу ты непобедимый,
По сердцу прост, по чувству добр,
Ты в счастьи тих, в несчастьи бодр,
Царю радушен, благороден,
В терпеньи лишь себе подобен.
1.4 Современные реалии в баснях И.А. Крылова
На фоне высокоторжественной патетической лирики двенадца-того года весьма резко выделяются басни И. А. Крылова.
Басня, как известно, не принадлежит к жанрам, в которых решаются большие исторические проблемы. Басни Крылова -- удивительное исключение. Ибо не будет преувеличением сказать, что, по-жалуй, никто из русских писателей того времени не подошел к пониманию подлинно народного характера Отечественной войны так близко, никто не выразил именно народного взгляда на нее с такою отчетливостью, с какою это сделал великий русский баснописец.
Один из красноречивейших примеров в этом отношении -- зна-менитая басня «Ворона и Курица».
Уже в экспозиции басни Крылов проводит мысль, отчетливо противостоящую точке зрения правительственных кругов,-- мысль об исторической правоте М. И. Кутузова, который, «противу дерзо-сти искусством воружась, вандалам новым сеть поставил и на по-гибель им Москву оставил». Народ верит Кутузову, понимает его в этом нелегком, но единственно верном решении -- оставить древ-нюю русскую столицу.
Тогда все жители, и малый, и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
И вот какой знаменательный разговор происходит между двумя обитательницами московских подворий -- Вороной и Курицей:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И мы погибнуть обещали
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Однако это все же лишь отдельные находки; общий же образный строй несет на себе явственные следы старой условно-ро-мантической палитры. Например:
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы». < /p>
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
Или:
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.
Шестна-дцатилетний поэт правдиво описывал картину боя:
Марш, марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Да, так и было. И Багратионовы флеши, и батарея Раев-ского, и сама деревня Бородино неоднократно переходили из рук в руки. «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении, -- вспоминали очевид-цы. -- Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, души-ли один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвы-ми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, упитанную кровью... Чугун и железо отказывались служить мщению людей; рас-каленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском, поражая заряжавших их артиллери-стов...» Лермонтов не мог видеть эти страшные картины. Но их видел участник Бородинского сражения Вяземский. И че-рез шестьдесят лет они стояли перед его глазами. Он образно и ярко писал:
Никогда еще в подлунной
Не кипел столь страшный бой:
Из орудий ад чугунный,
Разразившись, поднял вой;
Целый день не умолкает,
Извергая смерть кругом;
Строй за строем исчезает
Под убийственным огнем.
«Бородино» - верх стилистической цельности и, отсюда, изо-бразительного совершенства. Сказался здесь, вероятно, и возмужавший талант Лермонтова, но главное, пожалуй, было все же в другом -- в безграничных художественных возможностях, ко-торые открылись для поэзии с победой реализма. Пушкинского ре-ализма. Это был принципиально иной уровень художественного ос-воения действительности, принципиально иной тип поэтического мышления, гарантирующий неизмеримо большую полноту художе-ственного отражения, неизмеримо большее многообразие изобра-зительных средств. Этот новый уровень, достигнутый и утвер-жденный в творчестве Пушкина и Лермонтова, станет той отправной точкой, с которой начнется триумфальное шествие рус-ского реализма во второй половине XIX века.
Исследователи Лермонтова не раз обращали внимание на то, что стихотворение «Два великана» отчетливо и наме-ренно ориентировано на народно-поэтическую традицию. Здесь и сказочные или песенные формулы: «за горами, за долами», «дальнее море». И просторечная лексика: «хвать», «тряхнул», «ахнул». И сам образ «русского витязя» «в шап-ке золота литого» -- былинный образ богатыря, торжест-вующего над силами зла. Конечно, антитеза «дерзкий» пришелец и старый, умудренный годами «русский вели-кан» -- продолжение устоявшегося, много и по-разному воз-никавшего в разных стихах противопоставления Наполеона и Кутузова («Ты сер, а я, приятель, сед...»), но лермонтов-ский образ шире, собирательное. Русский великан -- это не только Кутузов, это и русский народ, это и сердце России -- Кремль, каким изобразил его Лермонтов позднее в поэме «Сашка»:
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и -- обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул -- он упал!
В стихотворении «Два великана» Лермонтов показал борьбу русского народа с нашествием Наполеона, он дает картину борьбы аллегорически, в виде двух «богатырей».
Один из них - "старый русский великан" - воплощает мощь и силу России, а другой - "трёхнедельный удалец" - дерзновенную и самоуверенную удаль наполеоновского войска, уверившегося после взятия Москвы, что победа достигнута.
Посмотрим на "богатырей". Русский витязь спокоен и невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы ("с улыбкой роковою русский витязь отвечал"). Могучая голова в золотом шлеме как бы уподобляется златоглавому Московскому Кремлю. "Старый русский великан" - воплощение силы всей Руси, что не сдалась и не покорилась французам. А что же "трёхнедельный удалец"? Лермонтов не отрицает ни его силы, ни храбрости, но и сила и храбрость пришельца "из далёких чуждых стран" - проявление безрассудной дерзости.
В стихотворении не изображён бой между двумя великанами: его не может быть. Пришедший "с грозой военной", правда, осмелился поднять руку на "русского великана": "и рукою дерзновенной хвать за вражеский венец", но тот только "посмотрел, тряхнул главою" и пришелец "упал". Образ русского витязя монументален и величественен. Его спокойствие и внутренняя сила противопоставлены дерзким притязаниям пришельца.
В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе "русского великана", проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества. Но не только это. В конце стихотворения возникают образы бури, простора, пучины - излюбленные образы поэзии Лермонтова. Они заставляют вспомнить о трагичности последних дней Наполеона, его ссылке и гибели на острове Святой Елены. В таком отношении к поверженному проявляются новые грани лермонтовского мировоззрения - гуманность, снисхождение к побеждённому.
Победа России над Наполеоном безоговорочная и блистательная, вызвала потрясение умов всего мира, радость Европейских народов, порабощенных Наполеоном. Русский народ и армия в 1812 году нанесли смертельное поражение самой сильной в то время наполеоновской агрессивной армии. Победа России - это непросто чудо, выражение непреклонной воли и безграничной решительности всех народов России, поднявшихся в 1812 году на Отечественную войну в защиту национальной независимости своей родины.
Национально-освободительный характер войны 1812 года обусловил и специфические формы участия народных масс в защите своей родины, и в частности создания народного ополчения. Патриотизм крестьянства в национально-освободительной борьбе сочетался с усилением их классового самосознания. Крепостные крестьяне , призванные в ополчение, свою военную службу связывали с надеждами на освобождение их от крепостной неволи.
1812 год явился не только важнейшей страницей исто-рии России, но и принципиального значения вехой в исто-рии русской литературы и поэзии. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона. В какое сравнение могут идти дежурные оды, которые писались в XVIII веке на взятие очередной крепо-сти или потопление неприятельских кораблей, с волной страстей, гнева, обиды, воодушевления, которая вызвала к жизни поэзию тех исполненных драматизма и величия месяцев!
Исторический масштаб событий, происшедших в 1812 го-ду, так грандиозен, их эхо так долго и гулко отдава-лось в последующие десятилетия, что сейчас даже трудно представить себе, какой относительно короткой в сравнении с длительностью последствий была Отечественная война, как стремительно сменяли друг друга картины этой истори-ческой драмы.
Кого жизнь сделала свидетелем этих событий, хранили память о них до конца своих дней. Кто не видел их сам, тот рос в атмосфере, сотрясаемой их гулким эхом. «Рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моею колыбельной песнью, детскими сказками, моей Илиадой и Одиссеей», -- писал Герцен.
Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в ху-дожнике. Иные обратились к этой теме в одном-двух про-изведениях, но по этим произведениям восстанавливается самое существенное, что было в художественном миросо-зерцании их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил в литературе. Вот он, мудрый, всегда близкий Крылов, непримиримый, бескомпромиссный, не-сгибаемый Глинка, страстный и в торжестве и в злости не-уемный Востоков и провидец Державин.
Вот Лермонтов. Он в количественном отношении напи-сал о 1812 годе немного, но место, принадлежащее этим стихам и в его творчестве, и в литературе об Отечественной войне, трудно переоценить. Если Державин был первым, кто ощутил роль, сыгранную в дни Отечественной войны русским народом, то Лермонтов сумел взглянуть на эти события глазами народа, глазами простого человека. Одно-го этого было достаточно, чтобы сделать эти стихи уникаль-ным явлением для своего времени и особенно близкими нашему.
«Бородино» было написано в канун 25-летия Отечествен-ной войны. За четверть века, отделяющую день великой бит-вы от лучшего из его поэтических воплощений, русская ли-тература прошла большой, богатый поисками и обретениями путь. И все это время не меркла память о подвиге, совер-шенном нашим народом в грозную пору 1812 года, не скуде-ли творческие силы поэтов, вновь и вновь обращаемые на то, чтоб рассказать о нем современникам и потомкам.
Не случайно именно «Бородино» вошло в историю рус-ской литературы как самое значительное стихотворение, связанное с темой 1812 года. Не случайно и то, что ни одно стихотворение, написанное в XIX веке, не звучало с такой силой и так актуально в годы Великой Отечественной войны, как «Бородино». Публицистика военных лет пестрела цита-тами из этого произведения. Оно постоянно звучало по радио и в исполнении чтецов, и положенное на музыку. Фронтовая газета «Уничтожим врага!» вышла зимой 1941 года с аншлагом: «Ребята, не Москва ль за нами!» Со строками из «Бородина» обратился к 28 героям-панфи-ловцам политрук Клочков накануне легендарного боя у станции Дубосеково. 27 июля 1941 года, в день, когда стра-на узнала о подвиге капитана Гастелло, «Правда» писала: «Бородино» -- величайшая ценность русской литературы. Нет русского человека, любящего свою родину, который не знал бы этого стихотворения, который бы не был обязан Лермонтову своим патриотическим воспитанием».
В заключении хотелось добавить, что рассмотренные в данной курсовой работе поэтические шедевры являются для нас такими же живыми «документами эпохи», такими же незаменимыми источниками знаний, как и непосредственно-доку-ментальные свидетельства Давыдова и Орлова, того же Ф. Глинки и Дуровой, Лажечникова и Батюшкова. У этой литературы особое место. И -- особое значение.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |