16
Херсонское областное отделение МАН
Херсонское государственное научное общество учеников «Поиск»
Городская станция юных техников
ФТЛ при ХГТУ
Научно-исследовательская работа
по мировой словесности на тему:
«Антитеза Добра и Зла в романе Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор»
Херсон 2004
Содержание
Введение
1. Антитеза Добра и Зла в мировой литературе
1.1 Противостояние Добра и Зла в трагедии «Фауст» Гёте
1.2 Добро и Зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
2. Антитеза Добра и Зла в романе «Ночной Дозор»
2.1 Образ Антона Городецкого как борца за соблюдение условий Договора
2.2 Противостояние Добра (Света) и Зла (Тьмы) в «Ночном Дозоре»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«На ночных улицах - опасно. Но речь не о преступниках и маньяках. На ночных улицах живёт другая опасность - те, что называют себя Иными. Вампиры и оборотни, колдуньи и ведьмаки. Те, кто выходит на охоту, когда садится солнце. Те, чья сила велика, с кем не справиться обычным оружием. Но по следу «ночных охотников» веками следуют охотники другие - Ночной Дозор. Они сражаются с порождениями мрака и побеждают их, но при этом свято блюдут древний Договор, заключенный между Светлыми и Темными…»
Это аннотация к роману Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор», который стал невероятно популярным в Украине после выхода на большие экраны одноименной кинокартины, снятой по книге. Множество визуальных эффектов, яркие костюмы и профессиональная игра известных актеров - все это вместе обеспечило успех фильма у зрителя и повышение интереса к роману, основная тема которого - противостояние (антитеза) сил Света и Тьмы, Добра и Зла, Ночного Дозора и Дневного Дозора.
В данной работе слова «Добро» и «Зло» пишутся с заглавной буквы и это не случайно. Силы Добра и Зла являются одушевлёнными и находятся в постоянной борьбе за право влияния на судьбу всего человечества в целом и каждого человека в отдельности.
Данная работа состоит из двух основных частей. Первая представляет собой анализ противостояния Добра и Зла в произведениях классиков мировой литературы, а именно: «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова и «Фауст» Иоганна Вольфганга Гёте. Вторая - основная часть - это детальное рассмотрение основной темы работы.
1 Антитеза Добра и Зла в мировой литературе
Для того чтобы начать рассмотрение темы данной работы, следует рассмотреть понятие антитезы. Антитеза (от греч. antithesis - противоположение) - это обозначение всякого содержательно-значимого контраста, хотя в отличие от него антитеза всегда демонстрируется открыто (часто через слова-антонимы), в то время как контраст может быть и неявным, намеренно скрытым. Таким образом, антитеза - это синоним слов «противостояние», «противопоставление».
Противостояние Добра и Зла в мировой литературе - тема, которая волновала многих писателей практически во все времена. В народных и авторских сказках очень часто силы Зла противостоят силам Добра. В результате Добро всё-таки побеждает Зло. Но в сказках представителями двух противостоящих друг другу миров в основном являются люди или выдуманные сказочные персонажи. В более же «взрослых» произведениях затрагиваются темы противостояния Света и Тьмы (как в романе «Ночной Дозор») или выбора человека между Господом и Дьяволом.
На примере двух произведений из классики мировой литературы», в которых наиболее ярко показано противостояние сил Добра и Зла, - «Мастер и Маргарита» и «Фауст - рассмотрим проблему антитезы Добра и Зла в литературе.
1.1 Противостояние Добра и Зла в трагедии «Фауст» Гёте
«…так кто ж ты, наконец?
- Я - часть той силы, что вечно
хочет зла и вечно совершает благо».
И.В.Гёте. «Фауст»
Трагедия «Фауст» основана на старинной народной легенде о докторе Фаусте, вступившем в союз с дьяволом ради знания и власти над природой. Замысел «Фауста» созрел на гребне исторического перелома, в условиях напряженной идеологической борьбы между феодально-реакционными и прогрессивно-демократическими лагерями. Сторонники феодальной реакции, стремясь опорочить французскую революцию и предотвратить революционное движение в будущем, доказывали, что усилия людей, направленные на переустройство общества, бесплодны. Человек в их оценке - существо слабое и ничтожное, его разум бессилен познать и тем более изменить существующий мир.
Своей драмой «Фауст» Гёте включился в идеологическую борьбу против феодальной реакции. Он поднял вопрос о человеке и человеческом разуме, о смысле человеческой жизни, стремясь понять законы и перспективы развития общества, оценить возможности людей перестроить мир.
Главная проблема «Фауста» намечена в «Прологе на небесах». В споре между Мефистофелем и Господом сталкиваются две противоположные точки зрения относительно человека. Мефистофель, выражая взгляды идеологов реакции, считает, что человек - существо жалкое и слабое. Крупицы разума, которыми он владеет, не заглушили в нем животной природы, не сделали его жизнь счастливой. Устами Господа выражена точка зрения просветителей, которые верили, что человеческий разум, пройдя через многие заблуждения, может познать истину. Спор между Господом и Мефистофелем разрешается затем на примере судьбы Фауста.
Фауст - конкретная индивидуальная личность и в то же время символ человечества. Изображая трудный путь своего героя, Гете решает не только вопрос о смысле жизни отдельного человека, но и вопрос о судьбах человечества.
Фауст - это большой ученый, неутомимый искатель, возвышенная душа и дерзновенный ум, бесстрашно стремящийся к истине. Жизненный путь Фауста - это поиски смысла жизни, поиски счастья в высоком значении этих слов. Путь этот долог и тернист, наполнен трудами, тяжелыми испытаниями, утратами, разочарованиями, борьбой. В трагедии раскрываются этапы этого пути.
Сначала Фауст стремится найти смысл жизни в науке. Он посвятил ей всю свою долгую жизнь, изучил философию, право, медицину, богословие, постиг всю средневековую премудрость, но удовлетворения не нашел. Наука не открыла ему тайны природы и не дала постигнуть «мира внутреннюю связь». С горечью вынужден признаться себе Фауст и в том, что его ученые знания не принесли и пользы людям. Устами Фауста Гете критикует средневековую и современную ему официальную науку за оторванность от жизни, за схоластику и догматизм.
Разочарование в науке заставило Фауста обратиться к познанию живой человеческой жизни. Путеводителем Фауста становится Мефистофель, с которым он заключает договор: Фауст готов умереть и отдать дьяволу свою душу, если с его помощью хотя бы на одно мгновение ощутит полное удовлетворение. Между Фаустом и Мефистофелем устанавливается своеобразное сотрудничество, но в то же время происходит и постоянная внутренняя борьба. Фауст ищет удовлетворения на пути к высоким целям, в то время как Мефистофель стремится пробудить в нем низменное животное начало и заставить его отдаться эгоистическим наслаждениям. Сначала Мефистофель пытается вовлечь Фауста в пьяные пирушки беспечных молодых гуляк, потом хочет опьянить его страстью к женщине, а затем толкнуть его в омут разнузданной чувственности и, наконец, ведет его в «большой свет», ко двору императора, стараясь соблазнить светской легкомысленной жизнью, славой, властью и государственными почестями. Хотя Фауст показан вполне земным человеком, способным поддаваться действию страстей, совершать ошибки и заблуждаться, все же высокое гуманное начало берет в нем верх. Как ни старается Мефистофель, ему не удается заглушить возвышенные стремления Фауста. Познавая жизнь в ее радостях и горестях, в ее светлых и мрачных сторонах, он постепенно идет к истине.
Важным этапом во внутреннем развитии Фауста, в его поисках счастья и смысла жизни является его любовь к Маргарите. Мефистофель хотел вызвать в душе Фауста эгоистическую страсть, которая подавила бы в нем гуманистическое начало. Но на деле получилось иначе. Любовь Фауста к Маргарите выливается в большое полноценное чувство, связанное с высокими духовными переживаниями. Она обогащает его душу радостью и страданием, пробуждает в нем чувство ответственности за судьбу другого человека. Гибель Маргариты -- жертвы религиозных и феодальных традиций -- раскрывает перед ним те несправедливости, ту бездну зла, которые царят в княжеской Германии, убеждает его в том, что личное счастье в условиях современного феодального строя, основанного на преступлении и насилии, невозможно. Пережитая трагедия становится толчком к новым поискам Фауста. Он видит необходимость выйти из сферы частной жизни в сферу общественного действия. Так тянется нить от 1-й части «Фауста» ко 2-й, к пятому действию, где дается решение поставленных проблем. В награду от императора Фауст получил участок земли около моря. Он развернул здесь широкое строительство: воздвиг плотины, осушил большую часть берега, построил город, который посылает свои суда за море. Вступив в борьбу с грозной стихией, Фауст представляет свою деятельность как деятельность социальную, направленную на благо людей. В мечтах он видит богатую страну, созданную на отвоеванной у океана земле, в которой будет жить счастливый, свободный и трудовой народ. И вот только теперь -- в труде, в преобразовании жизни, в служении народу -- Фауст находит глубокое удовлетворение. Пафосом созидания и социального подвига проникнут последний предсмертный монолог Фауста, в котором дается «конечный вывод мудрости земной».
Утверждая созидательный труд на благо миллионов людей как высшую цель и счастье человеческой жизни, Гете тем самым оптимистически и гуманистически решает вопрос о человеке, о человеческом разуме и его возможностях. Если идеологи реакции (а с ними и Мефистофель) считали человека слабым и ничтожным существом, ищущим «покоя и довольства», то Гете (и его Фауст) утверждает величие человека и способности его разума познать мир и активно воздействовать на него.
1.2 Добро и Зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
«…что всякая власть является насилием над людьми
и что настанет время, когда не будет власти
на кесарей, ни какой-либо иной власти.
Человек перейдет в царство истины и справедливости,
где вообще не будет надобна никакая власть».
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Аудит затрат на производство |
Курсовая работа | Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста |
Курсовая работа | Учет и контроль по оплате труда |
Курсовая работа | Налогообложение предприятия на примере ООО "Стройсервис" |
Курсовая работа | Туристский рынок Пермского края |
Курсовая работа | Внутренние болезни пищеварительной системы |
Курсовая работа | Профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих |
Курсовая работа | Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности |
Курсовая работа | Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг) |
Курсовая работа | Управление товарными запасами и потоками |
Курсовая работа | Проблема загрязнения водных массивов на территории Барнаула |
Курсовая работа | Своеобразие поэтики С. Есенина |
Курсовая работа | Организация учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |
Курсовая работа | Инвестиции и их роль в экономике: макроэкономические модели |
Курсовая работа | Отбор сельскохозяйственных животных |